Часто брак как бы подготавливает известных нам святых к пути полного отречения от мира, дает им созреть – как это было в жизни преподобномученицы Елисаветы или праведного отца Алексия Мечева. Известны случаи, и немало, когда супруги по обоюдному согласию расходились по монастырям, как родители преподобного Сергия – Кирилл и Мария, как князь Петр и княгиня Феврония. А некоторым из таких пар Господь судил встретиться снова в конце жизни, как преподобному Серафиму Вырицкому и его жене, принявшей великую схиму. Другие святые супруги прошли по жизни бок о бок и встретили смерть вместе, как, например, священномученик Владимир Джуринский и его жена Евфросиния, расстрелянные в 1920-м году, или царственные страстотерпцы Николай и Александра. Эти судьбы убеждают, насколько промыслительно Господь посылает людей навстречу друг другу и дает им пройти отрезок жизни вместе – в супружестве. Супруги-мученики Апостол Акила и его жена Прискилла Древние времена изобилуют примерами мученичества христиан, поэтому неудивительно, что одни из первых прославленных супругов были мучениками. Это апостол Акила – епископ Гераклейский, ученик апостола Павла – и его жена Прискилла, вместе проповедовавшие в Азии, Ахайе, Ираклии и убитые язычниками. Это мученики Зоя и Еспер, бывшие рабами и замученные за свою веру вместе с сыновьями Кириаком и Феодулом во времена гонения императора Адриана во II веке. Это святые мученики Терентий и Неонилла Сирийские и их семеро детей: они жили в III веке и были истязаемы и в конце концов обезглавлены за безбоязненное исповедание Христа. Это мученик Хрисанф и его жена Дария, вступившая в брак языческой жрицей, но принявшая веру мужа. По обоюдному согласию они решились на фактически монашеский образ жизни и, будучи в браке, жили как брат и сестра – и были замучены и живыми зарыты в землю язычниками. Это супруги Адриан и Наталия Никомидийские – в их семье, наоборот, муж уверовал следом за женой. Будучи чиновником, он собственноручно вписал себя в список христиан, приговоренных за веру в Христа к смерти, и был подвергнут мучительной казни. Но и Наталия, хоть ее не тронули, почитается мученицей. На ее глазах истязали Адриана, и жена укрепляла его, а после его смерти отказалась повторно выйти замуж и вскоре после этого скончалась на гробе супруга. Обоим было не более 30 лет.

http://pravoslavie.ru/95128.html

Домовая церковь святых мучениц Софии и Татианы при детской клинической больнице им. Н.Ф. Филатова (бывшей Софийской) Многие думают, что в Москве только одна церковь, посвященная святой Татиане, – та, что при Московском университете. Но в столице есть и другой Татианинский храм, тоже домовый. Храм этот, основанный в XIX веке, запечатлел в себе драматичную историю русского милосердия. Благотворительный почин Филатовская (Софийская) больница Первая в Москве детская больница учреждена была в эпоху губернаторства князя Дмитрия Владимировича Голицына, сделавшего для Москвы много хорошего и положившего почин московской благотворительности как дела общественного. Личность князя овеяна легендами. Он был сыном знаменитой княгини Наталии Петровны Голицыной, урожденной Чернышевой, внучки денщика Петра Великого, которую молва считала внучкой самого царя Петра. Пред ней приклонялся весь высший свет, к ней с почтением относилась императорская семья, Павел I танцевал с ней на балах менуэты, а Пушкин изобразил ее в «Пиковой даме»: именно Наталия Голицына была прототипом старухи в повести. Княгиня славилась и невероятной строгостью к своим детям, но дала им прекрасное воспитание. Дмитрий Голицын учился в Страсбургском университете, жил в Париже, где его мать была благосклонно принята при дворе Марии-Антуанетты. По легенде, 14 июля 1789 года князь был в толпе, штурмовавшей Бастилию, хотя сам он потом рассказывал, что оказался возле Бастилии случайно, совершая утреннюю прогулку с гувернером, и помимо воли был увлечен толпой. Когда началась Французская революция, княгиня с детьми вернулась в Россию. Уже в 1794 году молодой Голицын отправился под командованием Суворова усмирять польское восстание и за легендарный штурм Варшавы получил Георгиевский крест. Потом участвовал в наполеоновских войнах, но когда исполнение разработанной им операции поручили М.Б. Барклаю-де-Толли, обиделся и подал в отставку. Когда началась Отечественная война, Голицын вернулся в армию, сражался на Бородинском поле и отличился во время взятия Парижа в марте 1814 года. Ни о какой карьере, кроме военной, он не помышлял, но в январе 1820 года был назначен генерал-губернатором Москвы.

http://pravoslavie.ru/29027.html

Зачем нужны психологи и почему во многих случаях разумнее обращаться к ним, а не к священникам В воскресение 26 октября 2014 года в Домовом Храме Мученицы Татианы МГУ им. М.В. Ломоносова публичную лекцию провели доктор психологических наук, профессор, зав. научный руководитель факультета психологии Православного Института св. Иоанна Богослова РПУ Борис Сергеевич Братусь и старший преподаватель факультета, практикующий психотерапевт Наталия Владимировна Инина. Конечно, каждая лекция всегда уникальна и ее живое посещение обязательно обогащает слушателя. Но, поскольку публичная лекция уже состоялась, то, чтобы хоть немного окунуться в ее атмосферу, приводим выдержки из расшифровки стенограммы лекции: БОРИС СЕРГЕЕВИЧ БРАТУСЬ Об Университетском храме Борис Братусь. Фото: st-tatiana.ru/Иван Джабир Я поступил на факультет философии в далёком 1963 году. За эти годы храм претерпел много изменений. Думаю, об этом стоит сказать, поскольку мы часто недостаточно ценим наше настоящее. Для того, чтобы оценить его, надо понять, что в прошлом мы теряем, а что приобретаем. Раньше здесь был Студенческий театр МГУ. Там, где сейчас находится храм, был зрительный зал. Там, где находится алтарь, была сцена. Это помещение, в котором мы сейчас находимся, тоже использовалось: здесь проходили гражданские панихиды. Здесь я прощался со многими моими учителями, классиками психологии. Вот через эту дверь выносились гробы. Все это здание нами, студентами, не воспринималось, как здание, в котором когда-то был храм. Что потом стало для нас очень большой новостью. Когда-то вот этот бюст М.В.Ломоносова стоял на том постаменте, на котором сейчас находится икона мученицы Татианы. На постаменте было написано: Может собственных Платонов И быстрых разумов Невтонов Российская земля рождать. Сегодня мы видим замечательное возрождение храма. Вернулся тот иконостас, который был раньше. Храм опять стал настоящим Домовым храмом Университета: здесь, в этом колонном актовом зале, можно читать лекции, любой студент, любой профессор Московского университета могут чувствовать себя здесь, как перед домашним иконостасом. Это большое волнение, большая радость — такое возвращение. Это надо очень ценить, очень крепко держать руками, потому что мы уже проходили периоды, как упускается из рук сокровище, упускается в тот момент, когда мы забываем, что это сокровище, что это то, что надо беречь, ценить, отстаивать прежде всего внутри самого себя, а потом и вовне. Что такое психология и нужна ли она христианину

http://pravmir.ru/godami-govorite-na-isp...

Кострома. Церковь Иоанна Златоуста. На западной стене храма размещены икона и памятная доска свмч. Никодима (Кроткова), служившего в кафедральном соборе в 1936-1938 г. и принявшему в августе 1938 г. мученическую смерть от богоборцев Наталия 31 августа 2012 Карта и ближайшие объекты Среди старой застройки на посаде сохранилась едва ли не чудом церковь Иоанна Златоуста, которая обычно датируется 1751 годом. Упоминается в дереве еще в 1628-м, построена на средства Михаила Федоровича. Тогда рядом существовала зимняя церковь Фрола и Лавра, а это уже интересно – обычно храмы такого посвящений ставили там, где ногаи и прочие кочевники имели право торговать своими конями. В советское время – центр Костромской епархии. Вероятно, в 1791 году к ней пристроили колокольню, уничтожив деревянный храм Фрола и Лавра, который все еще стоял рядом. Прежде рядом находилось кладбище, срытое лишь в конце 18-го столетия. По этому храму особенно хорошо видно, как запаздывали вкусы в провинции, и то славно: хоть что-то, якобы древнее, украсило эту безрадостную часть города. По материалам сайта www.arheologia.narod.ru Единственная церковь в Костроме, которая не закрывалась ни на один день даже в Советские времена. Церковь во имя святителя Иоанна Златоуста, г. Кострома, ул. Лавровская, 3  В писцовой книге города Костромы за 1628 год " в Златоустовской улице в Кузнецах " упоминается " ружная деревянная с трапезою церковь святых мучеников Флора и Лавра, да место церковное Иоанна Златоуста " . Улица, ведущая к храму, с давних времен получила наименование Лавровской. Здесь, недалеко от старой деревянной церкви, в 1751 году костромской купец Иван Семенович Аравин построил новый каменный храм во имя святителя Иоанна Златоуста. В 1791 году известные костромские купцы Дурыгины - владельцы многих домов и практически всех земельных участков на близлежащей Павловской улице - устроили в Иоанно-Златоустовском храме приделы в честь Тихвинской иконы Божией Матери, во имя святых мучеников Флора и Лавра и соименного одному из Дурыгиных великомученика Димитрия Солунского, Мироточивого.

http://sobory.ru/article/?object=03089

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. 24 июля исполняется 200 лет со дня освящения петербургского храма святых мучеников Адриана и Наталии в Старо-Паново. Храм, построенный в предместье Санкт-Петербурга в 1809 году четой графов Буксгевденов, был разрушен во время Великой Отечественной войны. Сейчас неподалеку от этого места возводится храм-памятник защитникам Ленинграда. 24 июля здесь будет отслужена праздничная Божественная литургия, состоится крестный ход к месту захоронения семьи Буксгевденов. Гости совершат экскурсию по музею истории храма. Будет представлена культурная программа с участием народного казачьего ансамбля «Атаман» и автора-исполнителя Вячеслава Ковалева. В 1765 году Лигово и обширные земли вокруг были пожалованы императрицей Екатериной II ee фabopumy графу Григорию Орлову. После его смерти все земли перешли к его воспитаннице Наталии Александровне Алексеевой, бывшей к тому времени замужем за графом Буксгевденом. Федор Федорович (Фридрих Вильгельм) Буксгевден — известный российский военачальник, генерал от инфантерии, происходил из старого рода прибалтийских дворян. Принимал участие в Русско-турецкой войне, Русско-шведской войне и в других военных кампаниях, был соратником Александра Суворова и Михаила Кутузова. За храбрость и безупречную службу был отмечен многими орденами и медалями. В имении Лигово на кладбище у деревни Старо-Паново Буксгевдены выстроили часовню в стиле ампир. Графиня Наталия Александровна скончалась в 1808 году в возрасте 50 лет и была похоронена в склепе часовни. Исполняя волю покойной супруги, Буксгевден перестроил часовню в церковь, которую 11 июля 1809 года освятили во имя святых мучеников Адриана и Наталии — покровителей супружества. Генерал, скончавшийся в августе 1811 года, был похоронен возле супруги. Склеп под церковью стал фамильной усыпальницей Буксгевденов, представители нескольких поколений их рода нашли здесь упокоение.

http://old.aquaviva.ru/news/2009-07-21/1...

Обязанности жены по духовному воспитанию мужа Как волноваться «без перекосов»? 8 сентября, 2015 Как волноваться «без перекосов»? Женщине до всего есть дело. Замужней женщине есть дело ещё и до всех – особенно до членов своего большого семейства. И даже в духовных вопросах: постится ли муж? Как часто причащается? Читает ли святоотеческие книги? Ведёт ли с батюшкой душеспасительные беседы? Хочет глава семьи или нет, но эти вопросы его верную спутницу будут волновать. Как волноваться правильно и без перекосов, в день память святых покровителей супружества мучеников Адриана и Наталии, с долей юмора советует опытный семьянин и многодетный отец – киевский священник Владимир Тукало. 8 сентября Церковь празднует память святых покровителей супружества – мучеников Адриана и Наталии . На пути ко Христу они оба пережили немыслимое… «Умоляю тебя, господин мой, раб Христов, – сказала Наталия, – пока ты еще жив, протяни руку свою, чтобы отбили её, и ты тогда сравняешься с прочими святыми мучениками , которые более пострадали, нежели ты!» Святой Адриан протянул к ней свою руку, а она, взяв ее, положила на наковальню. Мучитель, ударив сильно по руке молотом, отсек ее, и тотчас святой Адриан предал душу свою в руце Божии от великих страданий». Такой вот пронзительный пример, как жена может стать для супруга настоящей духовной наставницей, предваряет нашу беседу. Священник Владимир Тукало – Отец Владимир, вот ситуация: жена видит, что муж стал редко причащаться. Охладел в вере, что ли… Должно ли её это заботить? – Это будет её заботить в любом случае, должно или не должно. Женщины – хранительницы очага, и дома у них всё под контролем. Разумное устройство в семье – это когда муж определяет стратегию: «куда идти», а жена – тактику: «как идти». «В 1945 году мы возьмем Берлин», – говорит муж. А жена отвечает: «Хорошо. Сейчас 1941-й. Значит, здесь мы роем окопы, там строим ДОТы, оружие берём вот такое…» И муж, если он мудрый, не станет стеснять жену в вопросах тактики. Его задача – следить, чтобы она не уклонялась от стратегии, потому что её желание «как лучше» часто уводит в сторону, и тогда стратегическое направление семьи меняется.

http://pravmir.ru/obyazannosti-zhenyi-po...

Памяти соловецких узников Исполнением стихир Кресту Господню хора Соловецкого подворья в Москве открылся вечер памяти прот. Павла Флоренского и других узников соловецких «Неугасимая лампада», прошедший 8 декабря в рамках выставки «Соловки. Голгофа и воскресение» в музее храма Христа Спасителя. 15 декабря, 2010 Исполнением стихир Кресту Господню хора Соловецкого подворья в Москве открылся вечер памяти прот. Павла Флоренского и других узников соловецких «Неугасимая лампада», прошедший 8 декабря в рамках выставки «Соловки. Голгофа и воскресение» в музее храма Христа Спасителя. Исполнением стихир Кресту Господню хора Соловецкого подворья в Москве открылся вечер памяти прот. Павла Флоренского и других узников соловецких «Неугасимая лампада», прошедший 8 декабря в рамках выставки «Соловки. Голгофа и воскресение» в музее храма Христа Спасителя . Название вечера отсылает к одноименному автобиографическому роману Бориса Ширяева , посвященному соловецкой ссылке. Цитаты из книги использовались в оформлении выставочных стендов. Литию по погибшим служил внук расстрелянного в 1937 году русского философа и ученого священника Павла Флоренского игумен Андроник (Трубачев). Выступление игумена Андроника (Трубачева) — внука отца Павла Флоренского Вечер вел Вячеслав Столяров. По его мнению, нынешняя российская власть должна решительно осудить и выразить раскаяние за преступления своих предшественников, совершенные в 20-30-е годы в Соловецком лагере. Внук профессора Литвинова, расстрелянного в 37-м, Роман Николаевич Литвинов -не согласился с В. Столяровым:  по его словам, нынешняя власть не имеет преемственности с властью советской, а, следовательно, и каяться за ее преступления не может. Одной из первоочередных задач он видит нахождение захоронений всех убитых узников Соловецкого лагеря. Он не считает эту задачу невыполнимой: по его мнению, НКВД была не той организацией, которая могла потерять какие-то данные. Глубокий интерес для гостей вечера представил доклад протоиерея Сергия Правдолюбова , судьба семьи которого тесно связана с подвигом новомучеников (в его семье — четыре прославленных новомученика). По его словам, мы призваны «быть Наталиями» — мы должны соучаствовать в подвиге новомучеников так же, как соучаствовала в подвиге своего супруга мученика Адриана мученица Наталия, умершая своей смертью.

http://pravmir.ru/vecher-pamyati-solovec...

Печерские отцы 10.02.2015 09:20:33 Протоиерей Андрей Ткачев У Сергия Радонежского был собеседник и сомолитвенник – Савва Сторожевский. Этот муж, живший в четырнадцатом веке, полвека спустя более чем все жившие в то время переживал о своем монастыре. Пасынок Наполеона – Евгений Богарне – с конным отрядом в ходе войны 12-го года занял Саввино-Сторожевскую обитель. Французики о ту пору были уже не столько законодателями мод и галантными кавалерами, сколько насильниками, богоборцами и творцами бесчинств. Они тешились стрельбой по иконам, делали в храмах конюшни и попоны для лошадей не боялись делать из священнических облачений. Грабежи и насилие стоит подразумевать, как неизбежные. Чтобы подобная участь не постигла Звенигородскую обитель, Савва является от небес, из иного мира к Богарне и среди ночной тишины наяву и отчетливо приказывает тому обитель не разорять. В случае исполнения обещает, что Богарне выживет в этой войне и увидит опять родную Францию, если нет – сложит здесь кости, как пить дать, с тысячами прочих соплеменников. Савва – покровитель Звенигорода и своего монастыря. В этом смысле он – живой участник современной истории, более живой, чем мы с вами и сильнее нас. Таковы все святые. Милан наводнен туристами со всего мира ради брендовых тряпок, и множеству людей кажется, что модельеры и рестораторы – главные люди в Милане. Да, еще певцы Ла Скала. Но главные люди Милана это святой Амвросий, мученики Гервасий, Протасий и Келсий, да святая Наталия, мощи которой лежат под престолом в Сан Лоренцо. Подобным образом  главный человек в Салониках – Дмитрий Солунский, на Корфу – Спиридон, на Эвбее – святой Нектарий, и так далее. Сказанное о святых, чья деятельность очевидно продолжается и после их телесной смерти, мы даже и на обычных усопших можем ее распространить. Делами своими все усопшие живы: мы ходим по улицам, проложенным ими, живем в домах и работаем на предприятиях, построенных ими. Цивилизация это и есть медленное накопление коллективных достижений, когда каждое поколение принимает эстафету и передает далее, являясь одним из звеньев длинной цепи. Обрывы такой цепи означают историческое безвременье, обвал истории через беспамятство или сознательное варварство. С. Франк советовал, выбирая исторический курс страны, мысленно спросить совета у прежних поколений, представить, что бы они сказали в ответ на наши современные начинания. Это и есть историческая память и преемственность. В нашей жизни это встретишь нечасто, но можно видеть, как в день венчания молодожены посещают кладбища. Таким образом они связывают поколения усопших с собою и имеющими родиться от них. Это и есть живая связь времен. Впрочем, начинали мы со святых, к ним и вернемся.

http://radonezh.ru/analytics/pecherskie-...

При участии Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами в Москве прошел круглый стол, посвященный преподобному Сергию Радонежскому и монахам Пересвету и Ослябе 10 октября 2023 г. 17:46 8 октября 2023 года, в день памяти преподобного Сергия Радонежского, который также является днем образования специальных отрядов быстрого реагирования Росгвардии, по благословению председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла в Духовно-просветительском центре храма преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове г. Москвы прошел круглый стол «Преподобный Сергий и его монахи Пересвет и Ослябя как покровители правопорядка в России». В мероприятии приняли участие заведующий сектором Росгвардии Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами иерей Роман Богдасаров , начальник отдела по работе с общественными организациями Главного военно-политического управления Росгвардии полковник Сергей Зимин, представители Совета ветеранов Московского ОМОН «Авангард» Сергей Кобыляцкий и Юрий Федоров, бывший командир харьковского отряда «Беркут», автор книги «Непокоренный Беркут» Дмитрий Собына, предводитель Московского дворянского собрания, член Совета Императорского православного палестинского общества князь Григорий Гагарин, доктор исторических наук, профессор Роман Силантьев, экс-председатель Организации российских юных разведчиков Константин Миронов, президент Благотворительного фонда имени святого мученика Вонифатия Наталия Мезенцева. Круглый стол проходил в присутствии прихожан храма преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове, интересующихся российской историей, и неравнодушных людей, оказывающих гуманитарную помощь военнослужащим в зоне СВО. В начале заседания было зачитано приветствие сенатора Совета Федерации Федерального Собрания РФ Сергея Колбина. В своем выступлении полковник С.Н. Зимин отметил, что на Куликово поле вышли сражаться раздробленные княжества, а благодаря молитвам и заступничеству преподобного Сергия Радонежского и святых воинов Александра Пересвета и Андрея Осляби с победой вернулась уже единая Святая Русь. С.Н. Зимин также отметил высокий уровень взаимодействия войск Национальной гвардии и Русской Православной Церкви и поблагодарил председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла и главного и старшего священников в зоне СВО протоиерея Димитрия Василенкова и протоиерея Святослава Чурканова.

http://patriarchia.ru/db/text/6066109.ht...

При участии Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами в Москве прошел круглый стол, посвященный преподобному Сергию Радонежскому и монахам Пересвету и Ослябе 11.10.2023 14:07:34 МОСКВА 8 октября 2023 года, в день памяти преподобного Сергия Радонежского, который также является днем образования специальных отрядов быстрого реагирования Росгвардии, по благословению председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла в Духовно-просветительском центре храма преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове г. Москвы прошел круглый стол «Преподобный Сергий и его монахи Пересвет и Ослябя как покровители правопорядка в России». В мероприятии приняли участие заведующий сектором Росгвардии Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами иерей Роман Богдасаров, начальник отдела по работе с общественными организациями Главного военно-политического управления Росгвардии полковник Сергей Зимин, представители Совета ветеранов Московского ОМОН «Авангард» Сергей Кобыляцкий и Юрий Федоров, бывший командир харьковского отряда «Беркут», автор книги «Непокоренный Беркут» Дмитрий Собына, предводитель Московского дворянского собрания, член Совета Императорского православного палестинского общества князь Григорий Гагарин, доктор исторических наук, профессор Роман Силантьев, экс-председатель Организации российских юных разведчиков Константин Миронов, президент Благотворительного фонда имени святого мученика Вонифатия Наталия Мезенцева. Круглый стол проходил в присутствии прихожан храма преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове, интересующихся российской историей, и неравнодушных людей, оказывающих гуманитарную помощь военнослужащим в зоне СВО. В начале заседания было зачитано приветствие сенатора Совета Федерации Федерального Собрания РФ Сергея Колбина. В своем выступлении полковник С.Н. Зимин отметил, что на Куликово поле вышли сражаться раздробленные княжества, а благодаря молитвам и заступничеству преподобного Сергия Радонежского и святых воинов Александра Пересвета и Андрея Осляби с победой вернулась уже единая Святая Русь. С.Н. Зимин также отметил высокий уровень взаимодействия войск Национальной гвардии и Русской Православной Церкви и поблагодарил председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла и главного и старшего священников в зоне СВО протоиерея Димитрия Василенкова и протоиерея Святослава Чурканова.

http://radonezh.ru/2023/10/11/pri-uchast...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010