За 2000-летнюю историю Христианства немало было супружеских пар, которые стали в браке воистину «единой плотью», все силы свои и умения, а подчас и саму жизнь отдали служению Господу. Именно в странах, исповедающих Православие, и особенно – на Руси, так велико число канонизированных супружеских пар, семей, в которых святыми являются и муж и жена, а часто еще и их дети. О многих наших героях известно во всем христианском мире. Это святые супруги праотцы Адам и Ева; родители Предтечи и Крестителя Господня Иоанна Захарий и Елисавета; родители Пресвятой Богородицы Иоаким и Анна; ветхозаветные пророки Исаак и Авраам и их супруги Ревекка и Сарра; Григорий-старший и Нонна, родители святителя Григория Богослова ; Завулон и Сосанна, родители равноапостольной Нины, Адриан и Наталия. Это и наши с вами соотечественники: Кирилл и Мария Радонежские, родители прп. Сергия Радонежского; Иулиания и Георгий Осорьины; Сергий и Варвара Свирские, родители прп. Александра Свирского ; целый сонм княжеских супружеских пар: Петр и Феврония Муромские; Димитрий Донской и Евдокия Московская; Михаил Тверской и Анна Кашинская; Ярослав Мудрый и Ирина Новгородская; Глеб и Агафия Владимирские; семья царственных страстотерпцев Николая и Александры Романовых. О других угодниках Божиих, рассказанных нами в пособии, сегодня, может быть, не так широко известно, или известен один из супругов. Это святые супруги Евстафий Плакида и Феопистия; апостол Андроник и Иуния; Иоанн и Мария Устюжские; греческая царица Феодора и император Иустиниан; отец Иоанн (в иночестве Иона) и матушка София (в иночестве Васса); блаженные Ангелина и Стефан Бранковичи; Стефан и Зоя, мученики Атталийские; мученики Терентий и Неонила; Владимир и Агриппина Ржевские; практически наши современники – новомученики и исповедники Российские протоиерей Владимир и Евфросиния Джуринские, расстрелянные в 20-е годы прошлого века. Одни из них окончили свои жизни мирно, прожив долгую жизнь, другие претерпели тяжелые страдания и муки и отдали за веру самое дорогое – свои жизни; в разные времена и в разных странах жили они, к разным социальным слоям общества принадлежали – были апостолами, императорами, пророками, князьями или простолюдинами, но одно объединяет всех наших героев: дар благодатной любви, дар Святого Духа, дарованный им во время венчания, они приняли всем сердцем, всей душой и так построили свои семьи, что стали действительно «единой плотью» и все силы свои, всю свою любовь отдали на служение Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

В.А. Юлин Последние годы жизни и мученическая кончина Владыка Серафим вернулся в Москву и временно остановился в резиденции митрополита Сергия (Страгородского) , находившейся в Бауманском переулке недалеко от Елоховского Богоявленского кафедрального собора. По дороге в Москву он простудился и слег с воспалением легких. Болезнь усугубил сердечный приступ, случившийся на следующий день после приезда в Москву. Стали подыскивать подходящее жилье и в итоге сошлись на том, что для здоровья Владыки Серафима ему лучше жить не в самой Москве, а за городом. В начале 1934 г. он поселился в Малаховке, а затем решил переехать на станцию Удельная Казанской железной дороги. В апреле 1934 г. в одном из своих писем он писал: «Лично я намереваюсь в апреле (1934 г.-авт.) перебраться на дачу. Думаю, что сердце теперь выдержит путешествие, когда можно будет дышать свободно теплым воздухом» 143 . В Удельной по адресу: улица Песчаная, дом 8, он арендовал полдома. Это были две небольшие пятиметровые комнаты и кухня. В одной комнате была устроена спальня Владыки Серафима, с большим количеством книг, икон и с рабочим письменным столом. Другая комната отведена под столовую-гостиную. Здесь стояли обеденный стол, фисгармония и диван; на стене висел большой образ «Спаситель в белом хитоне». Однако нельзя назвать спокойными и безмятежными последние годы жизни митрополита в Удельной. В одном из своих писем, датированном 28 ноября 1934 г., он с грустью писал: «...при моей неподвижности по причине болезни, всякое участие в делах не мыслимо; я сижу в своем дачном домике в полном одиночестве. С наступлением зимы еще меньше будут меня посещать дети и 2 – 3 знакомых добрых людей. Все это приемлемо для меня, если бы нравственный покой, нарушенный два года назад, вернулся бы ко мне. Огорчают меня еще вести из Ленинграда... везде новая волна, сносящая остаток порядочных пастырей, и нахальные выступления расколов» 144 . Владыку Серафима беспокоила судьба его дочерей. Обстоятельства их жизни в эти годы сложились таким образом, что Наталия, Леонида и Екатерина могли лишь изредка встречаться с отцом. Старшая дочь Вера жила в Муроме. Одна воспитывала сына. С отцом связи не поддерживала.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

КРАТКОЕ ЖИТИЕ СВЯТОЙ МУЧЕНИЦЫ ЕКАТЕРИНЫ ПЕТРОГРАДСКОЙ декабря 2005 Екатерина Андреевна Арская (1875 † 1937) дочь потомственного почетного гражданина, купца II гильдии Андрея Петровича Уртьева, ктитора храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»... Екатерина Андреевна Арская (1875 † 1937) дочь потомственного почетного гражданина, купца II гильдии Андрея Петровича Уртьева, ктитора храма иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " Екатерина Андреевна Арская, урожденная Уртьева, родилась 1 апреля 1875 года в Санкт-Петербурге. Ее отец, Андрей Петрович Уртьев, был купцом 2-й гильдии, а также ктитором церкви иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " на Шпалерной улице. Мать, Ксения Филипповна, занималась воспитанием девятерых детей: у Екатерины было пять сестер - Елизавета, Евгения, Мария, Александра и Ксения, и три брата - Андрей, Алексей и Павел. Семья Уртьевых жила в доме по Фурштадтской улице. Екатерина Андреевна и ее старшие сестры учились в Санкт-Петербургском Александровском институте (ул. Смольного, дом Институт давал высшее образование и был создан по образцу знаменитого Смольного института благородных девиц. В нем обучались девочки из семей незнатного дворянства и почетных граждан. Смольный и Александровский институты входили в Императорское Воспитательное Общество благородных девиц, председателем и попечителем которого была императрица Мария Федоровна. Дети в семье Уртьевых были очень дружны между собой. Екатерина Андреевна была особенно близка со старшей сестрой Марией. Благодаря ей она познакомилась со своим будущим мужем - офицером артиллерии Русской императорской армии Петром Николаевичем Арским. За Марией ухаживал (и впоследствии женился) его старший брат Михаил Николаевич, тоже артиллерийский офицер. Вместе с ним в доме Уртьевых стал бывать и Петр Николаевич. 17 февраля 1899 года Петр Николаевич и Екатерина Андреевна венчались в церкви приюта принца Ольденбургского (Лиговский проспект, дом Выйдя замуж, Екатерина Андреевна полностью посвятила себя семье, мужу и детям. Их в семье Арских было пятеро: дочери Галина (род. в 1900 г.), Ираида (1903), Павла (1907), Наталия (1908) и сын Иоанн (1905?). Девочки воспитывались в Александровском институте, который окончила их мать, а Иоанн учился в реальном училище, состоял в скаутской организации.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=174...

     Вспоминание евангельских Мироносиц всякий раз подспудно пробуждает вопрос: как же получилось, что слабые жены не испугались, шли за Христом, даже когда Его покинули все апостолы, кроме одного, самого юного? Может быть, женская натура более склонна к верности, преданности, чем мужская? В чем состоит призвание женщины? Об этом в различные эпохи в рамках конкретных культур сложились разные представления, определяющие стандарты поведения и образ жизни. С христианской точки зрения, все люди призваны к одному — к святости, обожению. Оно достигается различными путями, однако эти различия обусловлены не биологическим полом человека, а его индивидуальностью. Нет такого, что существует пять вариантов путей обожения, и человеку надо только выбрать один из них. Можно признать, сколько существует людей, столько и путей достижения святости. Традиционно призванием женщины считается семья, причем многодетная. Об этом упоминал еще апостол (см. 1 Тим. 2, 15). Но история христианства знает колоссальное число женщин, которые живут иначе, не вписываются в эти представления. В лике святых прославлено немало представительниц женского пола, хранивших обет девства по примеру Пречистой Девы Марии. О высоте этого подвига писал тот же апостол (см. 1 Кор. 7, 25—40). Сколько женщин ради спасения во Христе избрали крайнюю строгость пустынножительства как преподобные Мария Египетская и Фотиния Палестинская. Сколько прошли путем монашеского подвига в общежительных монастырях и стали преподобными. Одна из них — недавно канонизированная преподобная игумения Арсения (Себрякова). Ее письма и воспоминания полезно прочесть всем христианам: и мужчинам, и женщинам. Есть среди святых жен и состоявшие в замужестве, но не имевшие детей: мученица Наталия, блаженная Ксения Петербуржская, преподобномученица великая княгиня Елизавета Федоровна и многие другие. Говоря о спасении женщины через деторождение, апостол добавляет необходимое условие для спасения: пребывание в вере, христианской любви, святости с целомудрием (см. 1 Тим. 2, 15). И последнее оказывается весомее, чем первое.

http://pravoslavie.ru/112416.html

Какое отношение нашей Церкви к 20-серийному фильму «Раскол»? Насколько правдоподобны события, которые там изложены? 14.08.2015 09:06:11 Кульков Сергей Андреевич Протоиерей Алексей Ладыгин отвечает на вопросы радиослушателей Слушать: http://radonezh.ru/radio/2015/07/14/21-00.html о.Алексей: - 13 июля 2015 года Священный Синод принял историческое решение объединить день празднования памяти преп.Ефросиньи Московской и Дмитрия Донского в один день – 1 июня. И это событие действительно радостное, потому что эта идея возникла в нашей среде, где сугубо почитается преп.Ефросинья, мы очень хотели, чтобы день памяти Дмитрия и Евдокии был в один день, как есть память преподобных Петра и Февронии, святых мучеников Адриана и Наталии и других святых угодников, которые жили вместе, несли крест семейной жизни и стали святыми. Особенно это важно в наше время, когда попираются ценности материнства, отцовства, когда забывается о благочестивой, целомудренно семейной жизни, и вот тогда особенно важно подчеркнуть и подвиг наших соотечественников, которые не только созидали семью, но и благодаря крепкой семье созидали еще и российскую государственность. И вот эта идея, конечно, витала в наших головах, и мы думали: «Ну как это произойдет? Кто же нас поддержит?». И при Фонде св. ап. Андрея Первозванного есть программа «Святость материнства», которую возглавляет Наталия Викторовна Якунина – замечательная женщина, патриотка нашего Отечества, которая очень много делает для того, чтобы подчеркнуть святость материнства. И вот как-то мы вместе собрались и поделились своими идеями, она сказала, что ей очень симпатичен образ Ефросинии Московской как многодетной матери, и образ Дмитрия Донского тоже, потому что мы говорим о святости материнства, но мы забыли о роли отцов, ведь от отца очень много зависит. И целая программа была посвящена отцам – «Отцы за многодетную семью», в прошлом году наши мотоциклисты проехали от Владивостока до Москвы, и которые говорили о том, что необходимо, чтобы русские семьи были единые, крепкие и многодетные.

http://radonezh.ru/text/kakoe-otnoshenie...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Добавлено на опознание: 2017-11-22 20:04:27 Владелец: xoma Владелец доволен опознанием? Уже доволен! Ответов: 2. Последний ответ: спасибо за опознание. я не знаю, как закрыть форум. спасибо. Добавлено на опознание: 2017-11-22 20:04:01 Владелец: xoma Владелец доволен опознанием? Уже доволен! Описание владельца: добрый день! моей жене подарили иконку из Греции, но мы не можем ее идентифицировать. надеемся на вашу помощь! спасибо! [Добавлено 2017-11-23 12:28:26]: спасибо за ответ! Ответов: 2. Последний ответ: спасибо за ответ! Добавлено на опознание: 2017-11-12 18:10:38 Владелец: irik1342 Владелец доволен опознанием? Уже доволен! Описание владельца: Досталась икона по наследству Ответов: 2. Последний ответ: ну если это опознание, то наверное хочу узнать название иконы)))логично? Добавлено на опознание: 2017-10-08 20:57:47 Владелец: katafot Владелец доволен опознанием? Уже доволен! Описание владельца: Интересует любая нформация по данной иконе. По словам бабушки, эта икона ею лично была сохранена при разрушении храма в советские времена Ответов: 1. Последний ответ: Икона Господа " Крещение Господне (Богоявление) " . 19 век. http://pravicon.com/icon-406 Добавлено на опознание: 2017-09-23 11:38:20 Владелец: vyacha07 Владелец доволен опознанием? Уже доволен! Описание владельца: Здравствуйте!помогите узнать про икону.досталась по наследству из Псковской обл. Ответов: 2. Последний ответ: спасибо! Добавлено на опознание: 2017-09-22 21:04:26 Владелец: Vladimir59 Владелец доволен опознанием? Уже доволен! Ответов нет. Добавлено на опознание: 2017-08-17 19:23:20 Владелец: fabi07 Владелец доволен опознанием? Уже доволен! Описание владельца: Икона перешла от бабушки моей маме. Бабушка проживала в ленинградской области. Кто изображён на иконе не понятно. И не понятны надписи. Ответов: 1. Последний ответ: Икона " Избранные Святые " . В центре - св. преподобный Серафим Саровский, слева - преподобный Иоанн Лествичник (если не ошибаюсь) и св. мученица Наталия справа. В верхней части образ Господа Вседержителя. Начало 20 века. Не ранее 1903 года, та [...]

http://pravicon.com/unknown/91

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОНУФРИЙ Сщмч. Онуфрий (Гагалюк), архиеп. Курский и Обоянский. Фотография. 20-е гг. ХХ в. Сщмч. Онуфрий (Гагалюк), архиеп. Курский и Обоянский. Фотография. 20-е гг. ХХ в. (Гагалюк Антоний Максимович; 2.04.1889, посад Ополе Новоалександрийского у. Люблинской губ. (ныне город, Польша) - 1.06.1938, г. Благовещенск Дальневосточного края (ныне Амурской обл.)), сщмч. (пам. 19 мая, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Курских святых; Польской Православной Церковью включен в Собор св. мучеников Холмских и Подляшских), архиеп. Курский и Обоянский. Отец О. состоял лесником в казенном лесничестве, где проживал в 7 верстах от ближайшей деревни и в 37 верстах от Новоалександрии (ныне г. Пулавы Люблинского воеводства). В 1894 г. дом лесника подожгли занимавшиеся незаконной рубкой леса крестьяне; отец О. скончался от ожогов. По просьбе матери Екатерины (впосл. мон. Наталия) Антоний был принят в сиротский приют в г. Люблине, куда поступила и его мать в качестве повара. Там же окончил церковноприходскую школу, учился хорошо и был отправлен на средства приюта в Холмское ДУ. В 1904 г. окончил уч-ще с отличием и был принят в Холмскую ДС. За месяц до окончания семинарии заболел. Как он вспоминал позже, во время болезни ему было видение. Некий старец-пустынник сказал, что он должен избрать путь церковного служения и принять монашество. Антоний дал себе такой обет и вскоре выздоровел. Позже на иконе он узнал в явившемся к нему прп. Онуфрия Великого . В 1911 г. окончил семинарию по 2-му разряду и поступил в СПбДА. Летом 1913 г., по окончании 2-го курса академии, был послан в Яблочинский во имя преподобного Онуфрия Великого мужской монастырь Холмской губ. читать лекции по богословию на курсах, организованных для группы прибывших из Галиции учителей. Перед отъездом в академию тяжело заболел; как О. сообщал позже, ему вновь явился прп. Онуфрий Великий, укоривший его за неисполнение данного 2 года назад обета.

http://pravenc.ru/text/2578455.html

монахиня Георгия Каледа Скачать epub pdf Моя родословная Жизнь моих родителей была сложной и многотрудной, но все в ней было подчинено воле Божией и проповеди Евангелия, вплоть до мученической кончины отца, Владимира. Моя мать, Валентина, хотела иметь двенадцать человек детей – двенадцать проповедников слова Божия. Она умерла молодой, оставив нас двоих с братом, но мы выполнили ее желание. У нее 13 внуков и пока 46 правнуков 1 , многие из которых продолжают дело своих дедов и прадедов в проповеди Евангелия в лоне Русской Православной Церкви. Мой дед, Амбарцум Егорович Амбарцумов (1845–1919) 2 , был уроженцем города Шемахи, почетным гражданином которого записан и мой отец, родившийся в Саратове. Для старшего поколения родственников отца Владимира были характерны духовные искания и деятельная общественно-религиозная жизнь. Семья Амбарцумовых (Амбарцумянц) была лютеранского вероисповедания. Брат Амбарцума Егоровича, Саркис, был видным религиозным деятелем Армении, основателем лютеранской общины в Шемахе 3 . Дедушка получил образование в Швейцарии и был учителем глухонемых и сподвижником Федора Андреевича Рау 4 , основоположника обучения глухонемых в России. В Саратове дед имел свою школу-пансионат, но разорился, так как с бедных денег не брал, да и богатые не очень-то платили 5 . Впоследствии он переехал в Москву и жил с семьей в частном доме на Шаболовке. Недалеко находилась и школа глухонемых 6 , куда дедушка не спеша, заходя в лавочки и посылая «мальчиков» домой с покупками, утром шел пешком на работу. После обеда дедушка любил поспать. Он был по-восточному гостеприимным и очень страдал от непонятного ему немецкого педантичного гостеприимства своей второй жены, ограниченного часами и официальными приемами. Когда ему приходилось жить в Сарепте у ее родителей, теща все время останавливала его попытки пойти куда-то в гости: «Амбарцум, туда нельзя сейчас: там обедают, туда не звали». Дедушка, думаю, перевоспитал жену и привил ей свои восточные обычаи. Это видно на примере моей тети Наташи, армянки по рождению, но типичной немки по воспитанию, которая была, однако, очень гостеприимной. Первый раз дед женился в 1870 году на Осанне Тараевой, от которой у него было двое детей: Аршак (1878–1970) и Наталия (1880–1968). Овдовев в 1883 году, он приехал в Сарепту и обратился в лютеранскую общину с просьбой найти ему кормилицу, так как его жена умерла при родах двойни (эти дети скоро умерли). В его жизни горячее участие приняла девушка Каролина Кноблох, ставшая его второй женой. Они поженились в 1884 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Gleb_Kaleda/mo...

Разделы портала «Азбука веры» ( 13  голосов:  4.0 из  5) Часть вторая. Святые Средневековья и Нового времени 1. О варварах и голубице Уже в раннем Средневековье христианство прочно укрепило свои позиции, но впереди были еще многочисленные трудности. Молодая Церковь терпела нападения извне и изнутри. Извне наступало язычество, которое не хотело сдавать тысячелетиями занимаемых рубежей — изнутри поднимались разнообразные ереси. Молодая Византия для того, чтобы утвердиться самой и утвердить христианскую религию, вынуждена была вести войны на Востоке и на Западе. Рим уже находился на грани падения, но еще сохранял величественность владыки вселенной. На те века пришлось великое переселение народов. Современности трудно представить то, что происходило тогда. Бесчисленные караваны тянулись от самого Урала. Состояли они из десятков разных племен. Это движение напоминало опустошающий вихрь. Едва минуло последнее гонение, едва только дана была небольшая передышка, как новая волна бедствия нахлынула на христиан. Снова начались расправы и казни. За имя Христово тогда погибло множество людей. Многие канонизированы церковью. Гунны были язычниками; они прислушивались к пророчествам шаманов-камов. В некоторых варварских племенах силен был культ Митры, божества битв и солнца. Историки свидетельствуют, что при звуке одного только имени Атиллы жители покидали города. В Африке в V–VI веках ариане обладали такой властью, что могли безнаказанно убивать православных. Европа появлялась на свет в крови битв и мучеников. Но ее восприемницей стало христианство, и от самого своего рождения Европа усвоила себе христианский обычай. Битва на Каталаунских полях не была битвой за христианские ценности, но это все же была битва христианского мира с языческим. И христианский мир победил. Варвары изумлялись созданиям римской цивилизации и испытывали смешанные чувства: восхищения и почти ненависти к ней, ведь они чувствовали необыкновенную мощь. Имперская идея сохранилась, но теперь черты ее несколько изменились. В них появилась живая неправильность, свойственная лицам варваров. Административные должности в Италии, обычно занимаемые римлянами, теперь принадлежали остготам. Север Италии занимали лангобарды — один из самых загадочных готских народов. Почти вся Северная Африка находилась под властью вандалов, бывших, в основном, арианами. Кельтская Галлия и Испания были населены вестготами. Новый человек, одновременно грубый и нежный, жертвенный и жестокий пришел на смену блестящему величественному римлянину. Но разрушить то, что веками создавалось Римом, варвары не могли и не желали. Число их было сравнительно невелико, а силы не превосходили силы римлян. Почти везде в империи варвары с благодарностью принимали титул «союзника» или «гостя». Титул этот создавал иллюзию того, что они не завоеватели. Действительно, варвары признавали формально власть римского императора, в самом начале пятого столетия жившего в Равенне. Империя продолжала существовать.

http://azbyka.ru/fiction/sokrovishha-svy...

Разделы портала «Азбука веры» ( 18  голосов:  3.9 из  5) Наталья Ануфриева Ануфриева Наталия Даниловна (1905–1990) – поэтесса, прозаик, мемуарист. История русской духовной поэзии XX века, так же как и история русской тюремно-лагерной поэзии, сегодня непредставима без имени Наталии Ануфриевой. Ее имя можно смело поставить в один ряд с именами Льва Карсавина, Варлама Шаламова, Анны Барковой, Александра Солодовникова, Юрия Домбровского, Даниила Андреева, Александра Василенко, Бориса Чичибабина и многих-многих других мучеников русской поэзии. Родилась поэтесса в Санкт-Петербурге, в дальнейшем детские и юношеские годы провела в Крыму, в Симферополе, вместе с матерью и отчимом. По линии матери она является внучатой племянницей Николая Федоровича Арендта, лейб-медика Николая I, врача, на руках которого умер Пушкин. Стихи начала писать очень рано, первые ее поэтические опыты были благосклонно оценены Максимилианом Волошиным. В ранней любовной лирике она тоже обращалась к Господу, вспоминая в 1952 году об этом периоде своей жизни и творчества: …Новым взором былое измерила, И душа поняла, озарясь, Как в Тебя я, не веруя, верила, Как молилась Тебе, не молясь. После школы работала статистиком, а в 1931 году из-за неразделенной любви к известному в те годы киноактеру и режиссеру Константину Владимировичу Эггерту (1883–1955) переехала в Москву, чтобы жить в одном городе с любимым человеком: в ее мемуарах «История одной души» он выведен под именем Михаила Данина. Следует сказать, что и судьба самого Эггерта в дальнейшем сложилась не слишком счастливо: с 1938 по 1946 год он не по своей воле оказался в одном из многочисленных концлагерей, расположенном подле города Ухта, руководил лагерным театром, отбывал ссылку в Улан-Удэ, где и умер в 1955 году. 25 мая 1936 года Ануфриеву арестовали. Следствие инкриминировало ей подготовку покушения на Сталина, антисоветские высказывания, хранящиеся у нее в архиве стихи Максимилиана Волошина, а также поэтический цикл из четырех стихотворений, посвященных адмиралу Колчаку. По этому делу проходил сын поэтессы Аделаиды Герцык, талантливый молодой математик Даниил Жуковский, в 1938 году расстрелянным уже по новому делу, заведенному против него в лагере. В архиве ФСБ на Лубянке и ныне погребены ее юношеские дневниковые тетради, исследование о Достоевском, стихи.

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010