В. Признают ли сектанты таинство елеосвящения? О. Нет не признают, потому что они не Апостольскую веру приняли, как православные, а людскую, выдуманную по диавольскому обольщению. 21. О вещественной святыне и о святых храмах В. Какая у христиан есть вещественная святыня? О. У христиан есть святые храмы, св. крест Христов, св. иконы, св. мощи и священные предметы для богослужения. В. Почему христиане имеют вещественную святыню? О. Потому что и в Ветхом Завете, и в Новом Завете всегда была вещественная святыня, и будет она в Церкви Христовой до скончания века. В. Были ли у христиан св. храмы, или церкви? О. Сначала христиане молились в Ветхозаветном Иерусалимском храме. После Вознесения апостолы «пребывали всегда в храме, прославляя Бога» ( Лк.24:53 ). После у христиан появились свои храмы или церкви. О христианах передается в св. Писании: " целый год собирались они в Церкви и учили не малое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами» ( Деян.11:26 ). В. Отличался ли храм или церковь у первых христиан от жилого дома? О. Отличался. Ап. Павел пишет: «Жены, ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей, ибо неприлично жене говорить в церкви " ( 1Кор.14:34–35 ). В. Всегда ли будут храмы у христиан? О. Всегда, до второго пришествия Спасителя. Свящ. Писание передает, что перед Страшным Судом придет антихрист «откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом, или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог , выдавая себя за Бога» ( 2Фес.2:3–4 ). Значит, храмы будут до второго пришествия. В. Признают ли сектанты христианские храмы? О. Нет, не признают и отвергают их, потому что сектанты – приспешники и служители антихриста и предтечи его. Они и глумятся над храмами, как антихристы. 22. О святом кресте Христовом В. Чем является для христиан честный Крест Господень? О. Крест Христов является внешним, видимым отличием христиан: кто имеет крест Христов и чтит его, тот, значит, верит во Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

В связи с этим стоит позднейшее сообщение (в похвальном слове Апостолу Варнаве Кипрского монаха Александра – не раньше VI века), что Варнава был учеником Гамалиила и имел соучеником Савла. Спустя некоторое время, когда в Иерусалиме получено было известие о распространении Христианства между Антиохийскими язычниками, Варнава, по поручению Апостолов, отправился в Антиохию. В виду необычайного успеха миссии ( Деян. 11:21–24 ) Варнава пошел в Тарс, разыскал там Савла и пригласил его в Антиохию в качестве сотрудника: «целый год собирались они в Церкви и учили не малое число людей; и ученики в Антиохии в первый раз стали называться христианами» (11:25–26). После путешествия в Иерусалим Варнава и Савл, по повелению Святого Духа, Антиохийскою Церковью были отделены на Апостольское служение ( Деян. 11:30; 12:25; 13:2–4 ) и, вместе с племянником Варнавы – Иоанном Марком, отправились в великое благовестническое путешествие (около 45 года). Во время этого путешествия Варнава в повествовании Дееписателя (13–14 главы) отступает на задний план и именно с того момента, когда он начинает именовать Савла Павлом (13:9): собственно Павел является проповедником-миссионером, почему в Листре называли Варнаву Зевесом, а Павла – Ермием, так как он начальствовал в слове (14:12). Возвратившись в Антиохию, Павел и Варнава собрали Церковь и поведали, как Бог отверз дверь веры язычникам. «И пребывали там не малое время с учениками» (14:28). Когда в Антиохии пришедшими из Иудеи был возбужден вопрос об обязательности закона Моисеева для христиан, обращенных из язычества, Павел и Варнава сначала в Антиохии, а потом и в Иерусалиме – на Апостольском Соборе – выступили на защиту христианской свободы ( Деян. 15:2 далее). Но когда в Антиохии же Апостол Петр неожиданно стал «таиться и устраняться, опасаясь обрезанных», то даже Варнава был увлечен лицемерием Петра и последовавших за ним христиан из иудеев, в чем все были обличены Апостолом Павлом ( Гал 2:11 далее). По истечении некоторого времени Павел пригласил Варнаву посетить братьев, которым они проповедовали слово Господне. Варнава хотел взять с собою Иооанна Марка, но Павел не согласился на это, напомнив, что во время первого путешествия он из Пергии возвратился в Иерусалим и не пошел с ними на дело, на которое они были посланы. «Отсюда произошло огорчение, так что они разлучились друг с другом, и Варнава, взяв Марка, отплыл в Кипр, а Павел, избрав себе Силу, отправился, быв поручен братией благодати Божией» (15:36–40), во Второе великое благовестническое путешествие.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

В широком смысле канон указывает на некий критерий или стандарт, с помощью которого можно удостовериться, что те или иные действия, или идеи, являются правильными, адекватными данной ситуации. В большинстве случаев это слово можно перевести как «правило» или «норма». 72 4. 2. Понятие о каноне Нового Завета. «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали, и что осязали руки наши, о Слове жизни, о том, что мы видели и слышали – возвещаем вам». Начиная так свое послание ( 1Ин. 1:1, 3 ), св. ап. Иоанн Богослов указывает, что источником Божественного откровения в ранней Церкви был Господь Иисус Христос . Не только Его поучения, произнесенные в словах («о том, что мы слышали»), но и его поступки, а именно, многочисленные чудеса, разнообразные исцеления, добровольное распятие, превосходящее человеческий ум, Воскресение и последующее Вознесение, которые видели ученики («что видели своими очами»), были исполнены глубокого богословского и нравственного смысла. Поэтому не только передача слов Господа, но и рассказы о событиях, связанных с Его деятельностью, стали той истиной, которой жила ранняя христианская Церковь . Первоначально эта истина передавалась устно, путем непосредственных бесед апостолов и других учеников Христовых с верующими. Вскоре появляются первые опыты письменного изложения новозаветного Откровения. Какие-то из них, как например, послания апостолов, были вызваны необходимостью обратиться к конкретным общинам, и раскрыть отдельные темы богословия и практической жизни, другие, в частности Евангелия, ставили своей целью последовательно изложить учение и жизнь Христа. Тем не менее, на протяжении определенного периода времени устное предание живых свидетелей новозаветных событий имеет не меньший авторитет, чем первые опыты его письменной фиксации. Более того, появившиеся тексты могли быть поняты, истолкованы, а иногда и дополнены только с учетом устной традиции. Свидетельство тому находим у одного из мужей апостольских, свт. Папия Иерапольского (≈70−155/165), которому уже были известны письменные Евангелия (его слова передает Евсевий Кесарийский в «Церковной истории», написанной в первой четверти IV в.):

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

Важно понимать, что если бы Церковь, проповедуя среди этих народов, начала выступать против сложившейся, устоявшихся законов и правил, то она бы выступила в качестве детонатора революционных движений. Это всегда было искушением для целого ряда деятелей разных эпох. Церковь же призывает человека изменить себя, в результате чего меняются все формы взаимоотношений вокруг. Нередко звучат обвинения в адрес Церкви в навязывании и закреплении уничижительного отношения к женщине. Но это не так. Священное Писание благоговейно свидетельствует о Богородице. Дева Мария почитается в Православной Церкви как Мать Господа нашего Иисуса Христа, и ставится выше Серафимов и Херувимов. Кроме того, на страницах Евангелия образ женщины выглядит благороднее, чем образ мужчин: так, ученицы Христа оказались преданней и последовательней апостолов. Среди них не было, предавших Учителя, не было сбежавших, не было отрекшихся. Стоит вспомнить также эпизод из Писания, где одна из учениц помазывает ноги Христа миром. На возмущение учеников Господь отвечает: «Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала» (Мф. 26:13). Ни о ком из мужчин не было сказано таких слов, включая даже самых близких апостолов. Что касается апостольских слов «Жены ваши в церквах да молчат» (1 Кор. 14:34). Но это не означает, что женщина в храме даже спросить ничего не имеет права. В толкованиях святых отцов читаем, что женщины часто становились источником дискуссий прямо во время молитвы. Потому апостол далее говорит: «Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих» (1 Кор.14:35). И это не потому, что муж умнее жены, а оттого, что они одна семья. И муж с женой должны друг другу всячески помогать. Если у вас возник богословский вопрос, решайте его с тем, кого вы выбрали себе в супруги, с самым близким человеком. Поэтому никаких уничижительных и унизительных коннотаций в этих словах апостола Павла нет. Фразу из послания «Жена да убоится мужа» обычно используется в дискуссии как аргумент, все же остальные фрагменты Писания, которые говорят о женщине, не принимаются во внимание. Однако же в Посланиях апостолов сказано о том, что мужчина должен относиться к женщине как к собственной плоти, питать, греть ее и др.: «Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя» (Ефес. 5:33). Человек привязан к плоти своей: в холод мы ее греем, в голод - питаем. Мотив отношения человека к плоти был использован апостолом Павлом для того, чтобы засвидетельствовать, как должен муж любить и заботиться о своей жене.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/m...

Видите ли, возлюбленные, как велика и дивна любовь и невыразимо ее совершенство? Кто может иметь ее, если кого Сам Бог не удостоит? Итак, будем просить и умолять Его милосердие, чтобы жить нам в любви непорочно, без человеческого разделения. Все роды от Адама до сего дня миновали, но усовершившиеся в любви по благодати Божией находятся на месте благочестивых: они откроются с пришествием Царства Христова. Ибо написано: «Войди на некоторое время в храмины, пока пройдет гнев и негодование Мое, и вспомню о дне добром, и воскрешу вас от гробов ваших». 665 Блаженны мы, возлюбленные, если исполняем заповеди Божии в единомыслии любви, дабы чрез любовь были прощены нам грехи наши. Ибо написано: «Блаженны те, коих беззакония отпущены, и которых покрылись грехи. Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в устах его нет обмана». 666 Это обещание блаженства относится к тем, которые избраны Богом чрез Иисуса Христа, Господа нашего. Ему слава во веки веков. Аминь. Глава LI. Участники и особенно виновники раздора должны покаяться в своем грехе Итак, в чем мы согрешили по каким-либо наветам врага, должны мы просить прощения. И те, которые были предводителями возмущения и раздора, должны иметь в виду общую надежду. Ибо провождающие жизнь со страхом и любовью лучше хотят сами подвергнуться неприятностям, нежели подвергнуть ближних своих, и охотнее на себя примут осуждение, нежели на преданное нам доброе и святое согласие. И лучше человеку признаться в своих грехах, нежели ожесточать сердце свое, как ожесточилось сердце возмутившихся против раба Божия Моисея; суд над ними совершился явно, ибо они живые снизошли во ад и поглотила их смерть. 667 Фараон, войско его, все начальники египетские и колесницы, и всадники их не по другой какой причине потонули в Чермном море и погибли 668 , но потому, что ожесточились их несмысленные сердца после стольких знамений и чудес, совершенных в земле Египетской чрез раба Божия Моисея. Глава LII. Такое признание угодно Богу Братья! Господь ни в чем не имел нужды и ничего ни от кого не требует, кроме исповедания Ему. Ибо говорит избранный Давид: «Исповедуюсь Господу, и это будет Ему приятнее, нежели молодой телец, у которого растут рога и копыта. Пусть видят это бедные и возрадуются». 669 И опять говорит: «Принеси Богу жертву хвалы и воздай Вышнему молитвы твои. И призови Меня 670 в день скорби твоей, и избавлю тебя, и ты прославишь Меня. Ибо жертва Богу – дух сокрушенный». 671 Глава LIII. Любовь Моисея к своему народу

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

Видите ли, возлюбленные, как велика и дивна любовь, и невыразимо ее совершенство. Кто может иметь ее, если кого сам Бог не удостоит? Итак, будем просить и умолять Его милосердие, чтобы жить нам в любви непорочно, без человеческого разделения. Все роды от Адама до сего дня миновали; но усовершившиеся в любви по благодати Божией находятся в месте благочестивых: они откроются с пришествием царства Христова, Ибо написано: «… войди на некоторое время в храмины, пока пройдет гнев и негодование Мое, и вспомню о дне добром, и воскрешу вас от гробов ваших» 380 . Блаженны мы, возлюбленные, если исполняем заповеди Божии в единомыслии любви, дабы через любовь были прощены нам грехи наши. Ибо написано: «… блаженны те, коих беззакония отпущены, и которых покрылись грехи. Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в устах его нет обмана» 381 . Это обещание блаженства относится к тем, которые избраны Богом через Иисуса Христа, Господа нашего. Ему слава вовеки веков. Аминь. Глава LI. Участники и особенно виновники раздора должны покаяться в своем грехе Итак, в чем мы согрешили по каким-либо наветам врага, должны мы просить прощения. И те, которые были предводителями возмущения и раздора, должны иметь в виду общую надежду. Ибо провождающие жизнь со страхом и любовью лучше хотят сами подвергнуться неприятностям, нежели подвергнуть ближних своих, и охотнее на себя примут осуждение, нежели на преданное нам доброе и святое согласие. И лучше человеку признаться в своих грехах, нежели ожесточать сердце свое, как ожесточилось сердце возмутившихся против раба Божия Моисея: суд над ними совершился явно, ибо они живые низошли в ад, и поглотила их смерть 382 . Фараон, войско его, все начальники египетские, и колесницы и всадники их не по другой какой причине потонули в Чермном море и погибли 383 , но потому, что ожесточились их несмышленые сердца, после стольких знамений и чудес, совершенных в земле египетской через раба Божия Моисея. Глава LII. Такое признание угодно Богу Братья! Господь ни в чем не имеет нужды, и ничего ни от кого не требует, кроме исповедания Ему. Ибо говорит избранный Давид: «… исповедуюсь Господу, и это будет Ему приятнее, нежели молодой телец, у которого растут рога и копыта. Пусть видят это бедные и возрадуются» 384 . И опять говорит: «… принеси Богу жертву хвалы и воздай Вышнему молитвы твои. И призови Меня в день скорби твоей, и избавлю тебя, и ты прославишь Меня 385 . Ибо жертва Богу дух сокрушенный» 386 . Глава LIII. Любовь Моисея к своему народу

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

Во вторых – правила св. апостолов, древние литургии, из которых некоторые известны под именем апостолов и мужей апостольских, и все вообще ведут свое происхождение от апостолов. К памятникам апостольского Предания относятся также древние мученические акты, писанные большею частью современниками и даже свидетелями мучений и смерти св. мучеников, и, наконец, древние церковные истории, в содержание которых вошла древняя практика Церкви, касающаяся времени и места священнодействий. С IV века, со времени вселенских соборов, уже никоим образом не могло повредиться Св. Предание по тому одному, что отцы Церкви, при разрешении вопросов веры и жизни, обращались к нему и всячески заботились о сохранении его в целости. 13) Предание искажает Св. Писание; что это действительно так, мы сейчас докажем. Ап. Павел в посл. к Римлянам 6 гл. 3–4 ст. говорить: «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в – смерть Его крестились. Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мёртвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни».Апостол ясно говорит, что мы крестились в смерть Иисуса Христа. А в 50 правиле, которое Православная Церковь выдаёт за апостольское, говорится: «АщеКто, епископ, или пресвитер, совершит не три погружения единого тайнодействия, но едино погружение, дуемое в смерть Господню: да будет извержен. Ибо не рекл Господь: в смерть мою крестите, но: шедшие научите вся языки, крестя их во имя Отца и Сына и святого Духа». 13) Никакого противоречия между словами ап. Павла и 50 правилом св. апостолов нет. Ап. Павел говорит, что крещение совершается во Иисуса Христа, а потом уже объясняет, что при погружении мы умираем для жизни греховной, как и Христос умер по плоти, и воскресает для жизни духовной, как и Христос воскрес плотью. 50-е правило св. Апостолов говорит о таких еретиках, признающих в крещении одно погружение, которые крестили не во Святую Троицу, не во Иисуса Христа, а только в Его смерть. Это похоже на то, как если бы кто стал признавать значение света, совершенно отрицая солнце, – источник этого света.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

«Возвеселись, неплодная, нерождающая; возгласи и громко взывай, не мучившаяся родами; потому что много детей у оставленной, более, нежели у той, которая имеет мужа». 703 Слова «возвеселись, неплодная, не рождающая» относятся к нам 704 ; ибо Церковь наша была неплодна, прежде нежели были дарованы ей дети. А слова «громко взывай, не мучившаяся родами» означают то, чтоб мы возносили наши молитвы к Богу просто, не малодушествуя, подобно рождающим. Слова же «потому что много детей у оставленной, более, нежели у той, которая имеет мужа» сказаны потому, что народ наш, по-видимому, был оставлен Богом; а ныне, когда уверовали, мы сделались многочисленнее тех, которые считались имеющими Бога. 705 И другое 706 Писание говорит: «Не пришел Я призвать праведных, но грешных». Это значит, что Ему должно спасти погибающих. Ибо в том величие, достойное удивления, – утвердить не то, что стоит, но что падает. Так и Христос восхотел спасти погибающее и спас многих, пришедши и призвавши нас, уже погибающих. Глава III. Будем исповедовать Христа, исполняя заповеди Его и всем сердцем почитая Его Если же Он сделал нам такую милость, и, во-первых, тем, что мы живые уже не приносим жертв богам мертвым и не кланяемся им, но познали чрез Него Отца истины, то в чем должно состоять наше ведение в отношении к Нему, как не в том, чтоб не отрицаться от Того, чрез Кого мы познали Его? Он и Сам говорит: «Того, кто исповедает Меня пред человеками, исповедаю и Я пред Отцом Моим». 707 Такова награда нам за исповедание Того, чрез Кого спасены. Но чем исповедаем Его? Тем, что исполняем слова Его и не пренебрегаем Его заповедей, а почитаем Его не только устами, но и всем сердцем и всею мыслью. У Исаии говорит Он: «Народ этот устами своими почитает Меня, а сердце его далеко отстоит от Меня». 708 Глава IV. Кто истинно исповедует Христа? Итак, не будем довольствоваться только тем, чтобы называть Его Господом: «Не всякий, кто говорит Мне: «Господи, Господи!», спасается, но делающие правду». 709 Поэтому, братья, будем исповедовать Его делами, взаимной любовью, не прелюбодеянием, не злословием друг на друга, не завистью, но воздержанием, милосердием, добротой; мы должны сострадать друг другу и не быть сребролюбивыми. Такими-то делами будем исповедовать Его, а не противными им; и не должно нам бояться людей более, нежели Бога. Поэтому Господь на тот раз, когда мы делаем это, сказал: «Если вы будете собраны в объятиях Моих и не исполните заповедей Моих, отвергну вас и скажу вам 710 : подите от Меня прочь, не знаю вас, откуда вы, делатели неправды». 711 Глава V. Будем презирать мир и стремиться к блаженству другой жизни

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

Вот пришла сюда старица с шестью юношами, которых я прежде видел, и, став позади меня, слушала, как я молился и исповедал Богу грехи свои. И, коснувшись меня, она сказала: «Перестань молиться только о грехах своих, молись и о правде, чтобы часть из нее получил ты для дома своего». Подняв меня с места и взяв за руку, она привела меня к скамейке и сказала тем юношам: «Идите и стройте». По отходе юношей, когда мы остались одни, она говорит мне: «Садись здесь». Я говорю ей: «Госпожа, пусть прежде сядут пресвитеры». «Я тебе говорю, – сказала она, – садись». И когда я хотел было сесть по правую сторону, она не позволила, но рукой показала, чтобы садился я по левую сторону. Когда я задумался и опечалился, что не позволила сесть мне по правую сторону, она говорит мне: «Что печалишься, Ерм ? Место по правую сторону принадлежит тем, которые уже угодили Богу и пострадали за имя Его. У тебя многого недостает для того, чтобы сидеть с ними. Но пребудь в простоте своей, как теперь пребываешь, и будешь сидеть с ними, равно как и все, которые, будут творить дела их и претерпят то, что они претерпели». II. Я говорю ей: «Госпожа, я желал бы узнать, что они претерпели». «Слушай, – говорит она, лютых зверей, бичевание, темницы, кресты ради имени Его. За это принадлежит им правая сторона святыни, и всякому, кто пострадает за имя Божие; а остальным – левая сторона. Но для тех и других, – и для сидящих по правую сторону, и для сидящих по левую, – одни и те же дары обетования; только сидящие по правую сторону имеют некоторую честь. Ты желаешь сидеть по правую сторону с ними, но у тебя много слабостей. Очисти себя от своих слабостей, и все недвоедушные должны очиститься к тому дню от своих слабостей». 803 Сказав это, она хотела удалиться, но я повергся к ногам ее и умолял ее Господом, чтобы показала мне обещанное видение. И она опять взяла меня за руку, подняла и посадила на скамейку по левую сторону, и, поднимая какой-то блестящий жезл, сказала мне: «Видишь ли большую работу?». Говорю ей: «Госпожа, ничего не вижу».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

Вот против кого возстали кореяне и рувинцы и бросали камни в Моисея, когда он молился и говорил: «не внимай на жертву их»! Но явившаяся слава Божия одних низвергла в землю, а других сожгла огнем, и таким образом земля, разверзши уста свои, поглотила предводителей заблуждения раскольнического, говоривших: «поставим себе начальника», и шатры их и имущество их, и сошли они в преисподнюю живые, а кореян погубил Бог огнем. 4 . Если Бог немедленно навел наказание на произведших раскол по любоначалию, то во сколько более накажет Он предводительствующих нечестивыми ересями? Не жесточайшее ли наведет Он наказание на тех, которые хулят Его промысл или творчество? Но вы, братья, наученные из Писания, берегитесь производить разделения как относительно мысли, так и относительно единства вашего; ибо зачинщики беззаконного мудрования становятся стражами погибели для народов. Подобным образом и вы, народ, не приближайтесь к тем, которые преподают учения, противные воле Божией, и не будьте общниками нечестия их; ибо Бог говорит: «отделитесь от общества мужей этих, чтобы не погибнуть с ними», и опять: «выйдете из среды их, и отделитесь, говорит ЯХВЕ, и не прикасайтесь к нечистому, и Я прииму вас». 5 . Воистину должно бегать тех, кто хулит Бога. Ибо, тогда как большинство нечестивых страждет неведением Бога, эти недугуют зломыслием, как богоборцы; ибо от злобы еретиков, как говорит пророк Иеремия, «вышел разврат на всю землю». Господь Бог отверг уже лукавую синагогу и отринул дом, как говорит в одном месте Иеремия: «Я оставил дом Мой, оставил достояние Моё»; и опять Исайя: «оставлю виноградник Мой, и более не обрежется, ни окопается, и взойдет на нём, как на прогалине, терние, и облакам заповедаю, чтобы не изливали на него дождя». Он оставил народ Свой, «как хижину в винограднике и как шалаш в огороде, и как город сохраненный», и, отняв от него Духа Святого и дождь пророческий, исполнил благодати духовной Церковь Свою, как реку египетскую во дни новые, и превознес её, как дом на горе или как гору превысокую, как гору холмистую и гору плодоносную, «на которой благоволил Бог обитать и на которой ЯХВЕ будет жить во век», как у Иеремии говорит: «престол славы возвышенный – место освящения нашего»; и у Исайи говорит: «и будет в последние дни явлена гора ЯХВЕ и дом Божий наверху гор, и возвысится превыше холмов».

http://azbyka.ru/otechnik/6/apostolskie-...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010