инок Всеволод (Филипьев) I период. Вторая половина I века – начало IV века (312 г.) Отдел первый. Церковная письменность в эпоху мужей апостольских [Втор. пол. I – сер. II вв.] Глава первая. Характеристика мужей апостольских и их творений Отцы Церкви, бывшие непосредственными учениками и преемниками святых апостолов, именуются «мужами апостольскими». Они были самовидцами апостолов и слушателями их наставлений. Эти наставления запечатлелись в писаниях мужей апостольских. Апостол Павел пишет своему ученику Тимофею: «что слышал от меня... то передай верным людям, которые были бы способны и других научить» ( 2Тим. 2:2 ). Где пребывали святые апостолы и где они учили, там явились и ученики апостольские. Например, к апостолу Иоанну Богослову, по свидетельству священномуч. Иринея Лионского , стекались пресвитеры слушать наставления. В городе Александрии апостол Марк основал огласительное училище, давшее впоследствии многих великих учителей Церкви а св. апостол Фаддей основал такое же училище в Эдессе. Немного письменных памятников сохранилось от времени мужей апостольских. Сохранившиеся писания дышат простотою и искренностью, несут отпечаток трепетности и живости воспоминаний об апостолах. Характерными особенностями писаний мужей апостольских являются: исключительная духовность, отображающая пронизанность всей жизни дарами Святого Духа, отсутствие специальных богословских и догматических интересов, эсхатологические переживания и одновременно пробуждающийся интерес к устроению церковной организации. Мужам апостольским приходилось противостоять иудеям, язычникам и христианским еретикам, что также наложило отпечаток на их писания. Сегодня для нас особенно ценен первохристианский дух писаний мужей апостольских: дух мученического подвига, евангельской жертвенности, ревности по Богу, и эсхатологической устремленности к Царствию Небесному. Письменность мужей апостольских носила смешанный характер. Постепенно от нее стали ответвляться специально апологетическое, полемическое, экзегетическое, догматическое, аскетическое, литургическое, агиографическое и прочие направления христианской письменности. В письменности же мужей апостольских мы уже находим зачатки всех этих направлений.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

свящ. Михаил Легеев Тема 5. Общая характеристика периода мужей апостольских 5.1. Общие сведения о периоде и хронология Мужи апостольские – непосредственные ученики апостолов, свидетели их духовного опыта, следующее за апостолами поколение христиан. Время мужей апостольских представляет собой отдельный период в жизни Церкви, имеющий свои характерные черты, задачи и особенности. Хронологически период письменности мужей апостольских простирается примерно с 70-х годов I века (время написания Дидахи) до начала 20-х годов II века, то есть вплоть до начала следующего периода церковной письменности – периода апологетов. Эта датировка определяется оригинальным характером письменного наследия и задачами эпохи; её и следует придерживаться, несмотря на то, что некоторые из мужей апостольских, такие как свщмчч. Поликарп Смирнский и Папий Иерапольский , проживут ещё долгую жизнь и примут мученическую кончину в 60-х годах II столетия. Следует заметить, что сам термин «мужи апостольские» новый, он появляется в XVII веке, с возникновением патрологической науки, и с тех пор прочно закрепляется в ней. 5.2. Задачи, стоящие перед Церковью в этот период Период мужей апостольских есть период катехизический, период младенчества Церкви. Подобно новоначальному христианину, Церковь этого времени особенно оберегается Богом от внешних катаклизмов и искушений, Он поддерживает её, носит на руках, создаёт условия для начала роста и расширения церковного организма. Главная задача этого времени – катехизическая , задача первичного просвещения людей, которые только что пришли в Церковь или ещё только готовятся к этому. Об этом свидетельствует, прежде всего, сам характер письменности мужей апостольских. Катехизическая тематика древности в основе своей заключает в себе понятие о церковных таинствах, и прежде всего, о таинстве Крещения, а также делает особый акцент на личном труде человека, идущего ко Христу, из которого возникает многообразие нравственных тем, столь характерное для мужей апостольских. Человек перед лицом Церкви, человек, вступающий в Церковь , – вот главная цель, объект и, так сказать, предмет катехизации.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Первый отдел первого периода: мужи апостольские (70 –140 г.) Под именем мужей апостольских разумеются те учители Церкви Христовой, которые были ближайшими учениками апостолов и первыми после них трудились в распространении благовествования Христова, посредством писаний ( Рим. 1:16 ). Хотя, один из мужей апостольских – Поликарп и говорит, что «ни мне, ни другому, подобному мне, не достигнуть мудрости блаженного и славного Павла, который ревностно и твердо преподавал слово истины», тем не менее, мужи апостольские имели то незаменимое преимущество перед всеми последующими отцами Церкви, что были непосредственными очевидцами деяний самих апостолов и слушателями их живых, устных наставлений. По выражению святого Иринея, они «еще имели проповедь апостолов в ушах своих, и предание их перед глазами своими». По близости духа мужей апостольских к духу апостолов, их писания имеют своими отличительными свойствами неподражаемую простоту и искренность святого воодушевления. Утверждаясь на внутренней силе самой истины, а не на человеческом мудрствовании, мужи апостольские при изъяснении догматов Евангелия и церковных установлений и защите их от лжеучителей редко употребляли доводы разума – главнейшим основанием и опорою их наставлений служило учение апостолов, как наставников – богодухновенных руководителей ( 1Кор. 11:1–2 ). Эти наставления, нередко бывшие также плодом особенных откровений свыше (например, книга Ерма ), могущественно воздействовали на умы и сердца людей. И по внешней форме своих писаний мужи апостольские являются точными последователями своих святых учителей. Почти все их творения, вообще, немногочисленные и небольшие по объему, подобно писаниям апостольским, изложены простым и безыскусным языком в форме посланий или писем к разным частным Церквам или общинам. Из писаний мужей апостольских до нас дошли таковые: святого Климента Римского , святого Ерма , а также, святителей Игнатия Богоносца и Поликарпа Смирнского . В число отеческих творений включено и не принятое в канон Священного Писания Послание апостола Варнавы .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Blagor...

Bibliographia patrum apostolicorum (специальная библиография). Структура библиографии (постранично). История Церкви времени мужей Апостольских Избранные работы 1634 Общие труды по истории раннего христианства Чельцов И.В. Первый век христианства в писаниях Мужей Апостольских. – ХЧ 1868, ч. 1, 493–517, 769–790. Шуази. Апостольское предание. – ТКДА 1879, т. 3, 12, 495–527. Карсавин Л. Римская Церковь и папство до половины II в. – ЖМНП, нов. сер. ч. ХХХ, 1910, 11, 73–97. (1 Клим.: 75–77, 80–81; Ерма: 82–92, 96–97; Игн.: 95–96. О «папстве до папства» – идее, основанной прежде всего на сознании единства Церкви). Achelis H. Das Christentum in den ersten drei Jahrhunderten. Leipzig, 1925 2 (Aalen, 1975 r ). Blanchtière F. Le christianisme asiate aux II и me et III и me siècles. Lille, 1981. Fusco V. Le prime communità cristiane. Tradizioni e tendenze nel cristianesimo delle origini. Bologna, 1997 (La Bibbia nella storia 8). The Early Church in Its Context. Essays in Honour of Everett Ferguson/Edd. A.J. Malherbe , F.W. Norris , J.W. Thompson. London, 1998 (Novum Testamentum, Supplements 90). 362 p. Gnilka J. I primi cristiani. Origini e inizio della Chiesa. Brescia, 2000. (Изд. оригинала: Freib. i. B., 1999). Собрания текстов (антологии) Traditio Christiana (Texte und Kommentare zur patristischen Theologie)/Traditio Christiana. Thèmes et documents patristiques/Publiés sous la responsabilité de F.Bolgiani [et al.]. En collaboration avec J.Fontaine [et al.] Bern, Berlin, Frank./М., N.Y., Paris, Wien. Антологии патриотических текстов на языке оригиналов с параллельными переводами, предисловием и комментариями, книги выходят одновременно в двух вариантах – на франц. и нем. языках, затем переводятся на итал. язык (в серии с тем же названием, но с иной нумерацией). Специальные патрологические труды по мужам Апостольским [Аноним.] Чтения о святых Отцах – Учителях Церкви и Церковных Писателях, или Патрология. Св. апостол Варнава . – Воскресное Чтение, год XIII (1849/50), 9, 90–96; Св. Климент, папа Римский. – Там же, 12, 122–136; Святый Эрма. – Там же, 13, 138–151; Св. Игнатий Богоносец . – Там же, 14, 155–166; Св. Поликарп Смирнский . – Там же, 26, 283–288; Церковные писатели периода мужей Апостольских. – Там же, 295–297 (Папий, Квадрат, Аристид, Агриппа); Общее обозрение учения, содержащегося в писаниях мужей Апостольских. – Там же, 27, 297–300.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

Учение Двенадцати Апостолов Предисловие к Учению Двенадцати Апостолов В судьбе этого первохристианского творения с особой наглядностью выразилась история творений мужей апостольских, которые поначалу обладали таким авторитетом, что некоторые из них включались в библейские кодексы, но затем были преданы забвению, и только в последнее время им вновь уделяется большое внимание. «Учение 12 Апостолов» (Дидахэ) поражает первозданной архаичностью; величественной простотой апостольского века. Оно адресовано христианским общинам западной Сирии и Палестины, жителям сельских районов, преимущественно обращенным из язычников. Однако оно написано не в кругу 12 апостолов (в этом современная наука подтверждает суждение Церкви IV в.), сложившись в окончательном виде к концу I в. Тем не менее Дидахэ занимает особое место в христианской письменности, оно, можно сказать, стоит между книгами новозаветного канона и книгами мужей апостольских. Климент Александрийский (ок. 200 г.) цитирует Дидахэ 3, 5 как «Писание» (γραφ) (Стром. I, 20, 100, 4). Точно так же и Ориген (ок. 250 г.) называет это произведение «божественным Писанием» (О нач. III, 2, 7). Однако уже Евсевий Кесарийский (ЦИ 3, 25) причисляет Дидахэ к «подложным» (νθοι) новозаветным книгам наряду с Деяниями Павла, Пастырем Ермы, Откровением Петра, Посланием Варнавы и Откровением Иоанна (последнее было включено, тем не менее, Церковью в новозаветный канон). За ним следуют и другие, отводя Дидахэ в лучшем случае статус книги «пререкаемой», спорной в отношении каноничности. Св. Афанасий Великий в 39-м Пасхальном послании (367 г.) называет Дидахэ среди тех книг, которые читаются в церквах для назидания в вере, хотя и не принадлежат к канону Библии; в этом же разряде у него значатся Премудрость Соломонова и Премудрость Иисуса сына Сирахова, Эсфирь, Иудифь, Товит, а также Пастырь Ермы (κα Διδαχ καλουμνη των ποστλων κα Ποιμν). 39 Однако, несмотря на авторитет св. Афанасия, отношение к Дидахэ не было единодушным в IV в. даже в Александрии, где святитель занимал архиерейскую кафедру.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИНДАЛЕЦИЙ [лат. Indaletius, Indalecius; испан. Indalecio] (I в.?), св. мч. (?) (пам. зап. 15 мая, 30 апр.), первый еп. г. Урци (Урцитана, в окрестностях совр. г. Альмерия, Испания), один из 7 легендарных «апостольских мужей» (испан. varones apostólicos), испан. епископов, по преданию рукоположенных св. апостолами Петром и Павлом (среди «апостольских мужей» - также святые Торкват, Секунд, Евфрасий, Цецилий, Тесифонт и Исихий). «Апостольские мужи» проповедовали христианство в Бетике (Юж. Испания), однако их почитание, вероятно, сложилось в Сев. Испании на рубеже VIII и IX вв. Истоки легенды об «апостольских мужах» восходят к христ. общинам Юж. Испании V-VI вв., однако 1-е упоминание о ней содержится в Мартирологе Флора Лионского (сер. IX в.). Влияние этой легенды прослеживается в каролингских «исторических мартирологах» IX-X вв. и в мосарабских календарях X-XI вв. Несмотря на широкое распространение предания, его историческая достоверность (напр., сведения о христианизации Испании в I в.) вызывает сомнения. Упоминания о епископских кафедрах в Испании, в частности в г. Урци, впервые встречаются в актах поместного Эльвирского Собора (нач. IV в.), после X в. название г. Урци исчезает из документов. Древнейшее сохранившееся Житие «апостольских мужей» (Vita extensa) представлено в 5 рукописях, наиболее ранняя - Пассионарий из мон-ря Карденья (X в.- Brit. Lib. MS 15600. Fol. 179-181). Эпитома Жития содержится в сб. «Жития святых» испан. агиографа Родриго Серратского (XIII в.). Согласно Житию, 7 миссионеров по поручению св. апостолов Петра и Павла прибыли в Испанию и начали проповедь в г. Акци (ныне Гуадикс). Во время празднеств св. Торкват и его спутники отказались поклониться языческим богам, после чего горожане начали преследовать христиан. Однако гонители погибли при обрушении моста. Проповедникам удалось обратить в христианство знатную даму по имени Лупария, к-рая приняла крещение и построила церковь. После этого «апостольские мужи» разошлись по городам пров. Бетика и основали епископские кафедры.

http://pravenc.ru/text/389553.html

9) Вербальные теории богодухновенности Священного Писания среди западных богословов в XVII b.//Вера и разум, 1900, т. I, ч. 2, стр. 135–157,219–242. 10) Теории богодухновенности и происхождения Священного Писания на Западе в XVIII и XIX bb.//Вера и разум, 1903, т. I, ч. 1, стр. 173–194, 301–323, 451–456, 508–540, 799–822. 11) Догматические определения о богодухновенности и употреблении Священного Писания в Римо-католической Церкви//Вера и разум, т. I, ч. 1, стр. 439–458, 521–535. Учение о богодухновенности св. Писания мужей апостольских В течение значительного времени основанная Господом нашим Иисусом Христом св. Церковь распространялась благодаря только устной проповеди апостолов и никаких других священных книг, кроме Ветхозаветных, не знала. „Христовы апостолы, – говорит Евсевий Кесарийский , – чистые по своей жизни и украшенные в душе всякими добродетелями, но простые и не образованные по своему языку, возвещали царствие Божие всему миру, при одном содействии силы Христовой, которой они и совершили столько чудес. Облечённые высшим и сверхъестественным служением, они не заботились о написании книг” 1 . Естественно, что живое слово в первое время предпочиталось письменному свидетельству, как это видно из слов антиохийского епископа св. Игнатия. „Для меня нет священных летописей, кроме Иисуса Христа, кроме Его креста, Его смерти и воскресения” 2 . Живший на рубеже двух веков Папий, епископ Иерапольский, даже и не надеется получить пользы от книг более чем от устного предания 3 а св. Ириней о некоторых из современных ему христианских общинах замечает, что они руководствовались только устным свидетельством и книг не знали 4 . Нисколько не удивительно поэтому, что у апостольских мужей можно найти сравнительно немного определённых выражений, относящихся к вопросу о богодухновенности св. книг. Св. мужи всецело находятся под влиянием великих событий христианства и живо хранят в своём сердце наставления и беседы св. апостолов и самовидцев Слова ( Лк. 1:2 ). Поэтому они и не подвергают нарочитому исследованию вопрос об авторитете слова Божия. Однако уже то обстоятельство, что они постоянно вращаются в кругу мыслей Священного Писания, заимствуя из него не только частные выражения, но и целые отделы, достаточно показывает, насколько живо они сознают божественное происхождение его. Уже одно это, по нашему мнению, заставляет не придавать большой важности тому, что мужи апостольские иногда довольно свободно относятся к букве св. Писания, передавая цитаты из св. книг своими словами 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Leonar...

иеромонах Кирилл (Лопатин) Учение свт. Афанасия Великого о Святой Троице (сравнительно с учением о том же предмете в три первые века) Источник Введение Христианское общество первенствующей церкви довольствовалось простой и без искусственной богословской письменностью. Произведения так называемых мужей апостольских, т. е. непосредственных учеников самих апостолов, представляют из себя краткое, обыкновенно категорическое и чуждое всяких научных отвлеченностей, но при этом очень прочувствованное и дышащее глубоким внутренним убеждением изложение христианских догматов веры. Высочайшие христианские истины, действовавшие тогда преимущественно на сердца верующих и усвоявшиеся непосредственной, живой верой и теплым религиозным чувством, хранились и передавались почти в неприкосновенном виде первоначальной, откровенной формы. Таковы писания ап. Варнавы, Игнатия Богоносца , Климента Римского , Поликарпа Смирнского и других апостольских мужей. Апостольские мужи писали свои произведения не столько с прямой целью назидания других тем, чего они сами лично достигли в понимании христианского учения, сколько для удовлетворения своей внутренней потребности исповедать пред другими драгоценное сокровище своей веры. С еретиками своего времени они не полемизировали письменно, а только предостерегали от них православных, раскрывая последним в чистом виде то учение, какое извращали еретики. Как плод веры и сердца, произведения мужей апостольских носили характер отеческих завещаний, а не научных построений. Сближаясь по своей форме с исповеданиями веры и соборными или отеческими вероисповедными посланиями, они имеют важное значение как исторические литературные памятники учения церкви за первое время её существования после очевидцев Господа. Около половины второго века в характере и направлении церковно-христианской письменности совершается весьма заметная перемена. В произведениях церковных писателей этого времени – так называемых апологетов – мы видим первые попытки научно-философского уяснения христианских истин.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

Книга 4 (год 189–258). I. (189–235 г.). Второе поколение мужей апостольских Непосредственные ученики Апостолов почти все отошли от мира прежде конца второго столетия: Поликарп, мучеником окончивший жизнь на костре в 166 году был, конечно, одним из последних уважаемых мужей, которые приняли божественное учение из уст самих Апостолов для передачи ученикам своим. Наученных же мужами апостольскими в начале третьего столетия было много и они составляли третье поколение после Апостолов. Подобно тому, как во втором столетии слово Божие распространялось устами учеников апостольских, в третьем столетии раздавалось оно из уст тех, кого научили вере непосредственные ученики апостольские. Не было, следственно, никакого перерыва в передаче вероучении и никакого искажения в них не было возможно; каждая частная Церковь твердо придерживалась принятого ею вероучения. Частые сношения между всеми Церквами мира, установившимися со второго столетия, также представляли для всяких нововведений непреодолимые препятствия. Церкви, имевшие у себя писания Апостолов, или мужей апостольских, передавали их друг другу и таким образом учение письменное подкрепляло учение устное, принятое во всех Церквах, а потому с конца второго столетия учители стали чаще ссылаться на вероучение письменное и творения их служат доказательствами, что в то время уже большая часть боговдохновенных книг, составивших впоследствии Канон Нового Завета, были вообще известны как подлинные. Распространение апостольских учений устно и посредством ап. Писаний В начале третьего столетия почти во главе всех великих Церквей апостольских находились епископы, замечательные по своему просвещению. В Антиохии ученейший Феофил имел своим преемником Максимиана, а этому преемствовал Серапион (189), прославившийся своими творениями. Когда Монтана и ложных пророчиц его осудили в Азии, то Серапион писал по этому случаю к Кирику и к Понтику, препровождая им творения Аполлинария, епископа иерапольского, написанные против новой секты. 15 Послание Серапиона колонии во Фракии подписано несколькими епископами и, между прочим, Аврелием Циринием, претерпевшим за веру, и Элием Публием Юлием, епископом Дервельтским.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

свящ. Михаил Легеев Тема 7. «Пастырь» Ерма 7.1. Сведения об авторе Доподлинно неизвестно, кем был автор «Пастыря», сам именующий себя Ермом , и от лица которого написано это произведение. Известны лишь некоторые скудные, не проясняющие вопрос авторства сведения о его жизни, почерпнутые из самого текста «Пастыря». В конечном счёте, это не так и важно; для нас первостепенна не личность автора, а значение этой книги для Церкви. Уже в древности, например, у таких христианских авторов, как св. Ириней Лионский и Климент Александрийский , не возникало сомнений в принадлежности «Пастыря» эпохе мужей апостольских. Зачастую автор «Пастыря» предположительно отождествлялся с тем Ермом , о котором упоминает св. апостол Павел ( Рим.16:14 ) – об этом высказывается ряд отцов и учителей Церкви, начиная с Оригена . Всё это, а также некоторые сведения из самого произведения, указывают на его примерную датировку – начало II века. Местом написания единодушно признаётся Рим. Однако существует взгляд, основанный на древнем (конца II века) тексте, так называемом «Мураториевом фрагменте», согласно которому автором «Пастыря» был Ерм – брат римского епископа Пия (о чём прямо говорит «Мураториев фрагмент»), а само произведение написано около 140 года. Несмотря на историческое свидетельство, такой взгляд имеет под собой мало оснований; неприемлем он прежде всего тем, что выводит «Пастыря» за пределы письменности мужей апостольских и помещает в эпоху письменности апологетов с её уже совершенно иными историческими и богословскими задачами и способами их решения. Характер «Пастыря», его тематика и проблематика (богословие таинств и человеческого труда, тематика двух путей, экклезиология) с необходимостью свидетельствуют о принадлежности этого древнего текста периоду катехизических задач мужей апостольских. Исторические свидетельства, как и человек, могут ошибаться, и тому имеется немало примеров! 7.2. Церковный авторитет и значение для жизни Церкви «Пастырь» имел огромный авторитет в древней Церкви. Некоторые отцы и учителя Церкви первых веков даже включали это произведение в канон Священного Писания Нового Завета, а по свидетельству церковного историка Евсевия Кесарийского , «Пастырь» читался во время христианского богослужения. Впоследствии, когда в IV веке происходит окончательное формирование канона, водоразделом принадлежности к нему полагается формальный признак – в канон включаются тексты, написанные апостолами или со слов апостолов; всё же, принадлежащее их ученикам, то есть мужам апостольским, остаётся за пределами канона, составляя объём и наследие Предания Церкви, но не её Писания.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010