В этой книге рассказывается, что когда стали происходить смуты и волнения в Церкви из-за вопроса о том, следует ли христианам из язычников исполнять закон Моисеев, то был собран в Иерусалиме собор, на котором, после долгих и всесторонних обсуждений, было единогласно принято, что христианам из язычников не следует исполнять закона Моисеева – этого ига, которого, как сказал апостол Петр, не могли понести ни отцы наши, ни мы ( Деян. 15:10 ). Постановление этого апостольского собора, которое было послано христианам из язычников, было таково: «Поскольку мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас, смутили вас [своими] речами и поколебали ваши души, говоря, что должно обрезываться и соблюдать закон (ветхозаветный, в том числе и, конечно субботу), чего мы им не поручали, то мы, собравшись, единодушно рассудили, избрав мужей, послать их к вам с возлюбленными нашими Варнавою и Павлом...Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более(ни жертвоприношений, ни новомесячий, ни суббот и ничего прочего, что есть в Моисеевом законе), кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы ( Деян. 15:24–25  и Деян.15:28–29 ). Как изволите видеть, в решении не сделано никакого исключения ни для чего ветхозаветного. Все отменено для христиан из язычников, кроме того, что в нем перечислено, о субботе нет и слова. Адвентист возразил: «Если в решении апостольского собора не упоминается о субботе, то в деяниях его говорится о ней. Так апостол Иаков, председатель этого собора сказал: «Ибо закон Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедающих его, и читается в синагогах каждую субботу» ( Деян.15:21 ). Значит христиане праздновали субботу и мы должны праздновать ее». Я сказал: «И вам не стыдно приводить такое свидетельство в доказательство того, что при апостолах праздновали субботу и нам должно ее праздновать? Ведь апостол Иаков сказал не о христианах, а о евреях, неверующих во Христа, что они проповедуют закон Моисеев «от древних родов».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/pochemu-...

Итак, прошу вас, не я, но любовь Иисуса Христа, – питайтесь одной христианской пищей, а от чуждого растения, какова ересь, отвращайтесь. К яду своего учения еретики примешивают Иисуса Христа, чем и приобретают к себе доверие; но они подают смертоносную отраву в подслащенном вине. Незнающий охотно принимает ее и вместе с пагубным удовольствием принимает смерть. Глава VII. Берегитесь от еретиков Поэтому берегитесь таких людей. А это удастся вам, если не будете надмеваться и отдаляться от Бога Иисуса Христа и епископа и апостольских заповедей. Кто внутри алтаря 630 , тот чист, а кто вне его, тот нечист, т. е., кто делает что-нибудь без епископа, пресвитера и диакона, тот нечист совестью. Глава VIII. Против козней диавола укрепляйтесь кротостью, верой и любовью Не то, чтобы знал я что-нибудь подобное среди вас, но предостерегаю вас, мои возлюбленные, предвидя казни диавольские. Посему, стяжавши кротость, утвердите себя взаимно в вере, которая есть плоть Господа, и в любви, которая есть кровь Иисуса Христа. Никто из вас да не имеет ничего против ближнего своего. Не подавайте поводов язычникам, чтобы из-за немногих неразумных не было хулимо все благочестивое общество. Ибо «горе тому, чрез кого всуе в ком-нибудь имя Мое хулится» 631 Глава IX. Не слушайте отвергающих Христа, истинно родившегося, умершего и воскресшего Потому не слушайте, когда кто будет говорить вам не об Иисусе Христе, Который произошел из рода Давидова от Марии, истинно родился, ел и пил, истинно был осужден при Понтии Пилате, истинно был распят и умер, ввиду небесных, земных и преисподних, – Который истинно воскрес из мертвых, так как Его воскресил Отец Его, Который подобным образом воскресит и нас, верующих в Иисуса Христа, ибо без Него мы не имеем истинной жизни. Глава X. Если Христос страдал не истинно, то я напрасно ношу узы А если иные, как некоторые безбожники, т. е., неверующие, говорят, что Он страдал только призрачно, – сами они призрак, – то зачем же я в узах? Зачем я пламенно желаю бороться со зверями? Зачем я напрасно умираю? Значит, я говорю ложь о Господе? Глава XI. Бегайте смертоносных произрастений еретиков

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

«Он был сопричислен к нам, и получил жребий служения сего». Он, Иуда, по воле Господа Спасителя, был принят в число учеников Его, и потом призван был к апостольскому служенью, вместе с другими, в числе двенадцати. Число двенадцати Апостолов соответствовало числу двенадцати колен израилевых. Сам Господь Спаситель указал на это знаменование, когда говорил: Аминь глаголю вам, яко вы шедший по Мне, в пакибытие, егда сядет Сын человеческий на престоле славы своея, сядете и вы на двоюнадесяте престолу, судяще обеманадесяте коленома Израилевома ( Мф.19:28 ). По этому апостол Петр предлагает собранью о необходимости на место отпадшего Иуды избрать кого – нибудь достойного носить звание Апостола. Подобает убо от сходившихся с нами мужей во всяко лето, в неже вниде и изыде в нас Господ Иисус, 22. Начен от крещения Иннова даже до дне, в оньже вознесеся (на небо) от нас, свидетелю воскресения Его быти с нами единому от сих. Напоминая собранью верующих о надобности призвать кого – нибудь достойного к апостольскому служенью, вместо предателя Иуды, апостол Петрр предлагает собранью свое мнение о том, какие особенные качества должен иметь тот, кто заступит место Иуды. «И так надобно, говорит, чтобы один из тех, которые находились с нами во все время, когда пребывал и обращался с нами Господь, начиная от крещения Иннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был с нами вместе свидетелем воскресения Его». Апостол Петрр пред собранием объявляет, что имеющий заступить место погибшего Иуды должен быть очевидным свидетелем всей земной жизни Господа Иисуса, начиная с того дня, как Он принял крещение от Иоанна в Иордане и до вознесения Его на небо; т. е. должен быть свидетелем Его учения и великих чудес, также Его смерти, воскресения и вознесения на небо. Призванный в дом сотника Корнилия, апостол Петр, проповедуя о спасении чрез веру в Иисуса Христа, в доказательство истины своей проповеди о делах Спасителя, говорил: «Мы свидетели всего, что сделал Он в стране Иудейской и в Иерусалиме, и что, наконец, Его убили, повесив на древе. Сего Бог воскресил в третий день, и дал Ему являться, не всему народу, но свидетелям, предъизбранным от Бога, тем, которые с Ним ели и пили по воскресении Его из мертвых» ( Деян.10: 39 – 41 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Святые Апостолы, сначала двенадцать, а потом семьдесят ( Мф. Х ; Мк.3:14 ; Лк.9:10 и др.), явились первыми преемниками из рук Спасителя божественной благодати, уполномочивавшей их на пастырское служение, и этот залог благодати передали избранным ими другим достойным лицам, уже при них получившим современные названия: епископов, пресвитеров, дьяконов. В книге Деяний апостолов, в посланиях ап. Павла, в писаниях мужей апостольских, например Климента папы Римского, Игнатия Богоносца и др., а также в древних памятниках, например в Διδαχ τν δδεκα ποστλων, в постановлениях апостольских и др. мы не только встречаемся с наименованиями священных степеней, но и находим указание, что возведение в эти степени совершалось через рукоположение. «Рукоположивши же им – χειροτονσαντες δ ατοις («ученикам» в г. Листре, Иконии и Антиохии) пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом» и т. д., – читаем мы в кн. Деян. Апостолов об ап. Павле и его спутнике Варнаве (XIV, 23). «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал», – пишет ап. Павел ученику своему Титу ( Тит.1:5 ), а ученику своему Тимофею, бывшему по преданию епископом Эфесской церкви, внушает: «Напоминаю, тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение» ( 2Тим.1:6 ); «Не не ради о пребывающем в тебе даровании, которое тебе дано по пророчеству с возложением рук священства» ( 1Тим.4:14 ); «Рук ни на кого не возлагай поспешно» ( 1Тим.5:22 ). Отсюда самое посвящение в должности епископа, священника получило название «рукоположение» – χειροτονα. С того времени возложение рук епископа, в свою очередь ранее удостоившегося такого же руковозложения, на посвящаемого, являющееся одним из видимых знаков посвящения, реально, так сказать, объясняет нам непрерывную преемственность действующей в пастырском служении благодати. Эти на протяжении почти 2 тысяч лет протягивающиеся на главы посвящаемых епископские руки составляют как бы одну неразрывную, с замкнутым током цепь, начало которой – руки св.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Тит отправился в Иерусалим; увидав Владыку Христа, он поклонился Ему и следовал за Ним и учениками Его, смешиваясь с народом, во множестве ходившем за Господом; таким образом Тит был самовидцем многих чудес, совершенных Христом, и видел спасительное страдание Господа, уверился также и в воскресении Его. После же вознесения Господня, когда Дух Святой сошел на Апостолов в виде языков огненных, так что Апостолы начали говорить на разных языках, Тит слышал беседу Апостолов, говоривших и по-критски, и весьма изумлялся, как об этом написано и в книге Деяний Апостольских: «пришельцы критяне (среди них был и Тит) и аравитяне», удивляясь, друг другу говорили: «слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих» (Деян.2:10–11). Впоследствии Тит пересказал обо всём этом в отечестве своем Крите. Блаженный Тит принял участие и в служении апостольском; когда дверь веры была открыта и для язычников (Деян.14:27) и были крещены сотник Корнилий, а потом и прочие еллины, тогда и Тит, происходя от язычников необрезанных, принял крещение от святого Апостола Павла, ранее называвшегося Савлом. Хотя Тит и уверовал во Христа, но, пока не крестился, Апостолы не принимали его в первенствующую церковь, так как вообще не принимали необрезанных; Тит же не хотел исполнять ветхозаветного обряда обрезания; однако иудеи, уверовавшие во Христа, требовали первоначально от всех язычников исполнения сего обряда, говоря, что без обрезания никто не может получить спасения, как об этом написано и в книге Деяний апостольских: Некоторые, пришедшие из Иудеи, учили братьев: «если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись» (Деян.15:1). Таковые роптали и на святого первоверховного Апостола Петра за крещение сотника Корнилия и вступили в спор с ним (Апостолом Петром), говоря ему, что он пошел в дом мужей необрезанных и ел с ними. Когда же святые Апостолы на соборе рассмотрели это вопрос, то постановили не принуждать язычников обрезываться; тогда и Тит блаженный пришел ко крещению, так как никто не принуждал его к обрезанию, о чем упоминает и Апостол Павел в послании к Галатам, говоря: «но они и Тита, бывшего со мною, хотя и Еллина, не принуждали обрезаться» (Гал.2:3).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/460/...

То отношение к проповеди, которое зафиксировано в апостольских посланиях и в памятниках мужей апостольских, фактически исключает какую бы то ни было гомилетическую теорию. Потому в I–II вв. мы не встречаем в дошедших до нас памятниках христианской письменности теории «церковного красноречия». Появление такой теории связывают обычно с именем Оригена (185–254). Именно он сделал первый шаг к пересмотру взгляда на проповедь как исключительно на результат действия в проповеднике Святого Духа. Ориген первым высказал взгляд на проповедь не только как на свидетельство наития свыше, но и как на плод личного творчества. Ориген призывал дидаскалов (церковных учителей) к напряжению всех своих умственных сил, применению всех своих знаний, всего образования в деле подготовки гомилий. Хотя Ориген не оставил трудов по теории проповеди, в отдельных его высказываниях можно видеть принципиально новый взгляд на церковную проповедь. «Нет ли между нами пророчества, которое не все имеет от Бога, но нечто творит и из себя самого? Такое пророчество несомненно существует. Это видно из слов апостола: ревнуйте о дарах больших ( 1Кор.12:31 ), особенно же о том, чтобы пророчествовать ( 1Кор.14:1 ). Здесь, очевидно, разумеется не то пророчество, о котором говорит евангелист: закон и пророки до Иоанна ( Лк.16:16 ), а то, о котором сказано: кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание, утешение ( 1Кор.14:3 ). Такого пророчества, без сомнения, надо достигнуть через приготовление и обучение, и если по нему стремятся право, серьезно, истинно веровать, то, конечно, за ним дается нам и тот дар пророчества, который исходит непосредственно от Бога» 7 . Проповедь, по Оригену , – это сочинение, требующее предварительного обдумывания и определенной обработки внешней формы. Ориген неоднократно подчеркивал, что ораторское искусство резко контрастирует с простотой апостольской проповеди, которая была не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы ( 1Кор.2:4 ). В то же время он признавал, что и риторическое искусство может служить Евангельской истине.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/g...

10. Духовное состояние русского народа (падение и страдание). 11. Понятие лояльности и аполитичности. 12. Устранение возражений о неканоничности и др. 13. Важность заявления о верности Евангелию. 14. Промысл Божий непостижимый... 15. Однако необходимо перестрадать это учение, противоположное Евангельскому, чтобы избавиться от соблазнов (а это не скоро). 16. Идет борьба между Искуплением Сына Божия и попыткой самим устроиться блаженно... 17. Ложность учения может быть о самоискуплении, как одно из звеньев общественного воззвания. 18. Закон и благодать; право и любовь; эгоизм и жертва, гордость и смирение; человек и Бог; Христос и антихрист. Дело нелегкое. Помоги, Господи! Хорошо бы прочитать теперь апологии мужей апостольских. Впрочем, в житиях, но только мало, можно найти материал из их сочинении. Однако, как своевременно Господь послал мне Жития Святых! Слава Богу! 15/28 сентября ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ ЛИТУРГИЯ Вчера я большой грех совершил: брата своего резко обличил, говорил о его грехах ему в лицо... Как бы бил его! И даже иногда громко кричал на него, призывая (Боже, прости меня!) беды на него. И Благодать Божия отошла от меня, пусто стало на сердце... В гаком же настроении служил сегодня утреню и начало Литургии... Но уже на проскомидии стал с любовью поминать ею.. Впрочем, вражды у меня не было уже вчера, а ныне утром даже теплота зажглась. Может быть, и хорошо, что ему было больно. Теперь он поехал к Е. М. и с большим чувством воспримет все... Но не о нем лишь упоминать мне должно, а больше о себе думать. ...Начали читать Апостол, и точно ответ пришел прямо на случившееся: Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов. Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя. Каждый да испытывает свое дело, и тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом, ибо каждый понесет свое бремя. Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем. Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче -своим по вере (Гал. 6, 2-10).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1042...

15 . Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя. 16 . Вот, я начертал тебя на дланях Моих; стены твои всегда предо Мною. 17 . Сыновья твои поспешают к тебе, а разорители и опустошители твои уйдут от тебя. Так Говорит Господь: забуду ли Я свое создание, созданное „по Образу и подобию Моему“ (Быт. 1и прим. в Св. Лет). Слова стиха 16-го относятся к горе и граду небесному, о котором Ис. 26говорит: „Город крепкий у нас; спасение дал Он вместо стены и вала“. Эту духовную крепость Господь-(говоря образно языком человеческим)-начертывает на дланях Своих, как бы для памяти, что означает для людей, что обетования спасения непреложны. Нельзя пройти молчанием и того мнения Св. Кирилла Алекс., что в словах сих есть тайный пророческий намек на распятие Спасителя нашего, который, конечно мог быть понят лишь после совершившейся великой тайны воплощения и страдания Еммануила, Мессии, Богочеловека. В стихе 17 вместо слов „сыновья твои“, Вульгата читает: „строители твои“, „structores tui“ 1578 . В смысле исполнения пророчества существенного различия в этих переводах нет; так как верующие: „сыновья света“ ( Ин. 12:36 ) по благодати Божией и были строителями Церкви Христовой, нового Иерусалима- в лице Апостолов, Евангелистов, мужей Апостольских, Епископов и пресвитеров, ими рукоположенных, и всех верующих, из которых зиждется храм Бога живого 1579 . Под именем опустошителей и разорителей Витринга, за которым следует Епископ Петр (толк. ч. II, стр. 129), разумеет тех лжеучителей, о которых говорят Апостолы: Так Иоанн ( Ин. 2:19 ): „Они вышли от нас, но не были наши“; и Апостол Павел ( Гал. 5:12 ): „о если бы удалены были возмущающие вас“! Но может быть слова стиха 17 следует понимать еще более широко, относя их к окончательному утверждению мира в Церкви Христовой, когда она, торжествующая, покорила мир 1580 . Тогда явится в славе красоты своей невеста Христова к Возлюбленному своему: 18 . Возведи очи твои, и посмотри вокруг, – все они собираются, идут к тебе. Живу Я! говорит Господь, – всеми ими ты облечешься, как убранством, и нарядишься ими, как невеста.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

23 ст. Потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Как жена есть душа семьи, так и муж есть глава семьи, занимает первенствующее положение в семье. Это главенство мужа над семьей и женой апостол уясняет сравнением с главенством Христа над Церковью . Как Христос есть глава Церкви, так муж глава жены, т. е. в каком смысле Христос есть глава Церкви, в таком же подобном смысле должен пониматься и муж, как глава жены и семьи. Тот, т. е. Христос, есть Спаситель тела, т. е. Церкви (людей уверовавших): Он спас людей и все уверовавшие в Него стали членами Его царства на земле. т. е. составили одно тело, иначе – одну Церковь , главой которой естественно является ее Спаситель, т. е. Христос. Так тем же должен быть и муж по отношению к своей жене и семье; христианская семья есть образ малой церкви Христовой, где главой ее является муж, отец семейства, как бы в некоем роде представитель Самого Господа. Посему муж, как глава семьи, должен вести членов этой малой церкви Божией ко спасению и первее всего вести ко спасению жену, как центр, душу семьи, а с ней вместе и прочих членов. А жена в сознании святости и величия миссии мужа должна всячески содействовать этой миссии мужа. 24 ст. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Т. е. жены должны подчиняться своим мужьям во всем, что содействует достижению христианской цели жизни, т. е. спасению. 25 ст. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь , и предал Себя за нее. Если жена для общего блага семьи, спасения себя и мужа, должна повиноваться мужу, то и мужья со своей стороны должны не столько господствовать над ними, сколько любить их и любить по образу Христа. Как Он возлюбил Церковь и отдал за нее Свою жизнь, так и мужья должны быть готовы отдать свою жизнь за жен своих ради их спасения. Видя к себе такую любовь со стороны мужей своих, жены с большей радостью будут подчиняться мужьям своим. 26 ст. Чтобы освятить ее, очистив баней водной, посредством слова;

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

38 Значит св. Лука здесь буквально передаешь первичный евангельский текст, точно соответствующий тексту евангелия Матфея. 39 Вообще текст Матфеева евангелия более других синоптиков совпадаешь с древнейшими, более или менее синхронистичными Новому Завету, текстами Учения Двенадцати Апостолов, папирусов, Евангелия Евреев-Назареев-Евионеев, Мужей Апостольских Иустина, древнейших апокрифических и неканонических писаний, церковных писателей – св. Иринея, Тертуллиана , Епифаниева текста и др. 41 Впрочем это суждение каше о взаимоотношении синоптических текстов весьма предположительно и научной твердости не имеет, как и вся синоптическая проблема. Но для нашей задачи это не существенно, ибо в догматическом отношении каждое слово писания одинаково важно, Во всяком случае дана наличность двух чтений: без γυνακα и с γυνακα, и мы должны объяснить это. 48 История эта с богодухновенною простотой изложена в Библии ( 2Цар 11:2–12:25 ) так: «Однажды под вечер Давид, встав с постели, прогуливался на кровле царского дома, – и увидел с кровли купающуюся (в цистерне на дворе) женщину, а женщина та была очень красива. И послал Давид разведать, кто эта женщина. И сказали ему: это Вирсавия, жена Урии Хеттеянина. Давид послал слуг взять её. И она пришла к нему, и он спал с нею. Когда же она очистилась от нечистоты своей, возвратилась в дом свой. Женщина эта сделалась беременною и послала известить Давида, говоря: я беременна... И пригласил Давид Урию (а этот Урия, замечу, был самый верный, и самый преданный Давиду слуга) и ел Урия с Давидом, и напоил его Давид. Но вечером Урия пошел спать на постель свою с рабами господина своего (т. е. Давида), а в свой дом не пошел (этим сообщением выразительно указуется на то, что здесь было только прелюбодеяние со стороны Давида и Вирсавии, но не было разврата). По утру же Давид написал письмо Иоаву (полководцу, сражавшемуся в то время с Аммонитянами) и послал с Уриею. А в письме он написал так: поставьте Урию там, где будет самое сильное сражение, и отойдите от него, чтобы он был поражен и умер...

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010