– А как же знаменитые слова апостола: «Жены ваши в церквах да молчат; ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви» ( 1Кор. 14:34-35 )? – Во-первых, апостол говорит о богослужебных собраниях, а не о всей церковной жизни (а вне Литургии голос женщин всегда звучал и слушался в Православии: вспомним советы древней подвижницы матушки Синклитикии). Во-вторых, не будем забывать, что это слова именно Павла. Вроде бы если апостол нечто сказал – для христиан все должно быть ясно: следуй апостольскому завету. Но все не так просто, ибо этот апостол так говорил о принципе своей проповеди: «с иудеями я как иудей, с эллинами – как эллин». Это означает, что в его проповеди есть момент педагогического приспособления, нежелания по мелочам нарушать социальные нормы той среды, к которой он обращался. Он прекрасно умел отличать субботу от человека, умел человека ставить выше субботы, а субботу чтить за то, что ее почитание возвышает самого человека. Мало отличить главное от второстепенного – надо уметь ценить «второстепенное» ради того главного, что через него проступает. Павел, например, учил, что ветхозаветное обрезание уже не имеет религиозного смысла. Но когда он своего ученика, грека Тимофея посылал на проповедь, он все же обрезал его – иначе круг проповеди Тимофея слишком сузился бы. Евреи не стали бы внимать проповеди необрезанного грека, толкующего их Писания… Разве мы следуем этому примеру апостола? Подвергаются ли сегодня обрезанию наши монахи, отправляемые на служение в нашу миссию в Иерусалим? Так, может, и слова апостола свободы об ограничениях для женщин были уступкой внешним нравам, попыткой «не дать повода ищущим повода» ( 2Кор. 11:12 )? Христианство и так начало свой путь как маргинальная секта: его проповедовали презренные рабы и не менее презренные (в глазах имперских элит) евреи. Если бы апостольская проповедь шла через женские уста, то появился бы дополнительный и не необходимый социально-психологический барьер на пути Церкви к Вселенскости.

http://azbyka.ru/cerkov-v-mire-lyudej-zh...

А на что указывают раздвоенные копыта? На то, что праведник ходит в этом мире, и ожидает другого святого века. – Смотрите, какие прекрасные законы дал Моисей. Но как могут иудеи это понимать или разуметь? А мы, правильно понимая заповеди, говорим так как угодно Господу. Он и обрезал уши и сердца наши для того, чтобы мы разумели это. Глава XI. И вода крещения и крест Христов были предуказаны в Ветхом Завете Исследуем теперь, угодно ли было Господу предварительно открыть о воде благодатной и о кресте. Относительно воды написано к народу израильскому, как он не примет того крещения, которое доставляет отпущение грехов, а учредит для себя иные 132 . Так пророк 133 говорит: «… удивись небо, и да содрогнется земля от того, что два великих преступления сделал этот народ: Меня, источник живой, оставили и ископали себе колодези сокрушенные 134 . Ужели камень безводный – гора святая Моя, Синай 135 ? Ибо будете вы как птенцы птицы, отлетающие прочь по разорении гнезда» 136 . И еще говорит 137 пророк: «… я пойду перед тобою и уравняю горы, и сокрушу двери медные, и сломлю вереи железные, и дам тебе сокровища тайные, сокровенные, невидимые, дабы знали 138 , что Я Господь Бог.» Также: «… он будет жить в высокой пещере крепкой скалы» 139 . И что далее говорит пророк о Сыне: «… вода Его верна; вы увидите Его царем во славе, и душа ваша поучится страху Господню 140 . У другого пророка 141 говорится: «… делающий это будет, как древо насажденное при источниках вод, которое плод свой даст во время свое, и лист его не отпадет; и все, что он будет делать, благопоспешится. Не так нечестивые, не так; но они будут как плева, которую уносит ветер с лица земли. Поэтому не устоят нечестивые на суде, и грешники в совете праведных. Ибо знает Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет». Примечайте, как он в этих словах изобразил воду и вместе крест. Вот смысл их: «… блаженны те, которые, надеясь на крест, низошли в воду; ибо получат награду во время свое, тогда, – говорит Бог , – Я воздам им».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

А прежде, чем говорится: «жена да боится своего мужа», сказано: «каждый из вас да любит свою жену» (Еф. 5, 33). И только в этой двуединой правде следует воспринимать эти апостольские слова. Но обычно первая часть как критиками этой точки зрения, в основном со стороны жен, так и любителями, в основном со стороны мужей, забывается. В то время как апостольское, то есть церковное сознание, церковное богословие предполагает непременное сочетание этих двух положений. С одной стороны, как говорит апостол Петр: «Мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни» (1 Пет. 3, 7). С другой, как говорит апостол Павел: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос Глава Церкви» (Еф. 5, 23). Освящение брака в Таинстве. венчания — это освящение союза между мужчиной и женщиной во образ того союза, который есть между Христом и основанной Им Церковью. И в том смысле, в каком мы, составляющие полноту церковного Тела, взираем на Христа — Главу Церкви, жена должна мыслить себя по отношению к своему мужу как к главе семьи. Но и муж должен быть таким главой по отношению к ней, каким является Христос по отношению к Церкви. И в этом плане иерархия семейных отношений апостолом на века установлена. Поэтому в христианской семье значительно больше обязанностей возлагается на мужа. Именно обязанностей, а не прав начальствовать и топать ногами: «Делай, как я хочу!» А муж не должен бояться своей жены? В том смысле, если он поздно возвращается домой, а жена встречает его со скалкой, да еще если сильно ударит, то да, должен бояться или, по крайней мере, позаботиться о том, чтобы не дошло до телесных повреждений. Но это все–таки ситуация скорее для юмористических журналов. Если же говорить по сути, то муж тоже должен бояться жены, чтобы своим поведением никак не досадить ей и никак ее не оскорбить, не раздражить. И вот о таком хранении и сбережении семейных отношений муж обязан печься.

http://pravmir.ru/postroenie-otnoshenij-...

а) учение. Ап. Павел в 1Тим.5:17 говорит о пресвитерах, «...которые трудятся в слове и учении»; б) священнодействие. Ап. Иаков говорит о совершении пресвитерами таинства Елеосвящения: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне» ( Иак.5:14 ); в) служение управления. «Пастырей (πρεσβυτρους) ваших умоляю я, сопастырь (συμπρεσβτερος), свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия. И не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду» ( 1Пет.5:1–3 ). Слово «надзирая», указывает, что служение пресвитеров тоже предполагает служение управления и связано с определенной властью, которую пресвитеры имеют по отношению к пасомым. Как видим, эта власть была настолько велика даже в первые десятилетия бытия Церкви, что уже в те времена существовала реальная угроза злоупотребления этой властью со стороны пресвитеров, о чем и предупреждает ап. Петр. Пресвитеры соучаствовали вместе с апостолами и епископами в управлении Церковью. Например, из Книги Деяний известно, что пресвитеры принимали участие в Апостольском Соборе в Иерусалиме. Служение епископов и пресвитеров есть пастырство, и хотя они занимают в Церкви совершенно особое место и обладают особыми благодатными дарами, тем не менее, в Церкви отношения между пастырями и пасомыми отличаются от отношений между жречеством и народом в языческих религиях и даже в религии Ветхого Завета. Из Священного Писания Нового Завета мы видим, что отношения между пастырями и пасомыми выражались по образу отношений между отцами и детьми: «...у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов: я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» ( 1Кор.4:15 ). Для апостолов характерны такие обращения к своим пасомым, как «дети мои!» ( 1Ин.2:1, 3:18 ), «дети» ( 1Ин.2:18, 3:7 ), «сын мой» ( 2Тим2:1 ). 3) Диаконы (греч. δικονος – «слуга, служитель»). Впервые о диаконах говорится в Книге Деяний (гл. 6). Точнее, там говорится о «семи мужах», которые были избраны для того, чтобы служить практическим потребностям Церкви. Сами они в Книге Деяний (гл. 6) диаконами не называются, но само слово «служение» по-гречески звучит как «диакония», и поэтому в Предании за этими «семью мужами» утвердилось название «диаконы», т. е. «служители». В Деян.6:2 говорится о их служении, как попечении «о столах». Изначально диаконы выступают как помощники апостолов в практической прикладной деятельности. Однако очевидно, что их служение не ограничивалось только этим, иначе трудно объяснить сам критерий, по которому происходит избрание этих мужей – избирали не лучших специалистов, а людей, «исполненных Святого Духа и мудрости» ( Деян.6:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

А что эти слова — не лесть, это весьма ясно вы доказали при прежней нашей беседе с вами. В самом деле, когда мы много говорили вам о бра­ках, доказывая, что отвергать жен или брать отвергнутых, при жизни прежних мужей их, значит, несомненно, прелюбо­действовать, и читали закон Христов, который говорит: «кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» (Мф.5:32), — тогда я видел, как многие, поникнув головою, ударяли себя по лицу и не могли подняться, — тогда и я, воззрев на небо, сказал: благословен Бог, что мы проповедуем не мертвым ушам, но слова наши достигают души слушателей с великою силою. Гораздо лучше — вовсе не грешить; но немаловажно для спасения и то, чтобы согрешивший сокрушался, осуждал душу свою и с великим тщанием на­казывал совесть свою; такое осуждение есть часть оправда­ния и конечно ведет к тому, чтобы больше не грешить. Поэтому и Павел, произведши печаль в грешниках, радо­вался, не тому, что опечалил их, но что посредством пе­чали исправил их. «Теперь я радуюсь, — говорил он, — не потому, что вы опечалились, но что вы опечалились к покаянию; ибо опечалились ради Бога, так что нисколько не понесли от нас вреда. Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению» (2Кор.7:9—10). Поэтому, о своих ли, или о чужих грехах вы скорбели тогда, вы достойны бесчисленных похвал. Кто скорбит о чужих, тот показывает апостольское сострадание и подражает тому святому, который говорит: «кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?» (2Кор.11:29). А кто терзается за свои грехи, тот избавляется от наказания за дела, уже совер­шенные, и в будущем становится безопаснее посредством этой скорби. Вот почему и я, видя поникших головою, воздыхаю­щих и ударяющих себя по лицу, радовался, представляя плоды этой печали. Поэтому и теперь я буду беседовать с вами о том же предмете, чтобы желающие вступить в брак, приступали к этому делу с великою осмотрительностью.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3329...

Агиомнисия (по-гречески), или блаженное поминовение умерших, что означает молиться о душах, вышедших из тела, подавать милостыню, приносить Богу Бескровные Жертвы и оказывать другие благодеяния, есть древнее установление Святой Православной Церкви, утверждающееся на Священном Писании, на Апостольских Преданиях, на Святых Соборах и учении богоносных Отцов, и почитаемое в качестве члена Православно-Кафолической веры. Так исповедует вся Святая Апостольская Восточная Церковь . Так написано в книге «Точное исповедание Православной веры», одобренной и засвидетельствованной Собором Святейших Патриархов и других Архиереев, издание Московское, лист 94, смотрите в вопросе 65, а также в других местах. Глава 1. Твердость камня веры от Священного Писания ПЕРВОЕ: Во Второй Книге Маккавеев, в главе 12, написано: Итак, все прославили праведного Судию Господа, открывающего сокровенное, и обратились к молитве, прося, да будет совершенно изглажен содеянный грех; а доблестный Иуда увещевал народ хранить себя от грехов, видя своими глазами, что случилось по вине падших. Сделав же сбор по числу мужей до двух тысяч драхм серебра, он послал в Иерусалим, чтобы принести жертву за грех , и поступил весьма хорошо и благочестиво, помышляя о воскресении; ибо, если бы он не надеялся, что павшие в сражении воскреснут, то излишне и напрасно было бы молиться о мертвых. Но он помышлял, что скончавшимся в благочестии уготована превосходная награда, – какая святая и благочестивая мысль! – посему принес з a умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха ( 2Мак. 12, 41–46 ). До этого места текст Священного Писания, против которого, как против рожна, противники не могут идти, пытаясь найти одну лазейку и говоря, что эта Книга Маккавеев неистинна, иначе говоря, не относится к Священному Писанию. Но такое их злоречие с очевидностью посрамляется Апостольским Собором, в 85 правиле которого Книги Маккавеев включены в число Книг Священного Писания. Смотри Кормчую книгу, лист 24. ВТОРОЕ: В Книге Товита, в главе 4, написано: Раздавай хлебы твои при гробе праведных, но не давай грешникам ( Тов. 4, 17 ). Здесь по общему толкованию учителей Церкви Писание повелевает устраивать трапезу для нищих и убогих при погребении или при поминовении преставившегося, а также для священника, чтобы они помолились о душе умершего. Этот обычай существовал в Первенствующей Церкви и сохранился до нынешнего времени. Послушайте, что говорит об атом Златоуст в Беседе 31 на Евангелие от Матфея: «Созывайте нищих и умоляйте их молиться, чтобы скончавшийся отошел в упокоении и молитва была услышана Судией». Такие трапезы за умерших для священников и убогих, называемые по-гречески агапы, раньше устраивались в церковных притворах, но на последних Соборах это было запрещено делать в церквях, а разрешено дома, по чьему-либо желанию.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Александрийский патриарх адресовал свою грамоту (писанную еще в 1623 г.) на имя самого государя Михаила Федоровича и, выражая ему свои приветствия и благожелания, свидетельствовал, что Кормчие Восточной Церкви неуклонно сохраняют все апостольские предания, писаные и неписаные, без всяких прибавлений и убавлений и что он при всех изысканиях в греческих книгах нигде не нашел прилога «и огнем» в молитве великого освящения воды. Затем удивлялся, откуда появился этот прилог в Русской Церкви, разве только «от некиих мненомудрых», и выводил заключение: «Тем же убо сему прилогу всячески не подобает в вас пребывати, но паче отвержену быти далече». Наконец, умолял государя не допускать у себя любопрения о таких вещах и неподвижно хранить предания святых отцов, писанные и неписанные. Грамота Иерусалимского патриарха была несравненно обширнее и обращена ко всем православным христианам и епископам Великия и Малыя России. Сказав, что он сам, когда находился в Москве, нашел многих любопрящихся о прилоге «и огнем» в молитве на освящение воды и, выразив недоумение, «како, от древняго ли обычая или от неуков, и неписменных мужей, и неискусных, множицею книги любодействующих, удержася и случися сей прилог», Феофан старался доказать православным «нелепость» этого прилога. Вы ссылаетесь, говорил первосвятитель, на слова Иоанна Крестителя о Христе: Той вы крестит Духом Святым и огнем (Мф. 3. 11). Но Креститель разумел два различных крещения: крещение Духом Святым здесь и крещение огнем, геенское, в жизни будущей, как видно из всего хода речи. Когда Иоанн, как повествует евангелист, увидел многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, то сказал им: Порождения ехидны! Кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойный плод покаяния. Уже и секира при корне дерев лежит; всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. Я крещу вас водою в покаяние, но идущий за мною... Он будет крестить вас Духом Святым и огнем. Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое, и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым (Мф.

http://sedmitza.ru/lib/text/436125/

Аминь. Беседа 2. В понедельник светлые седмицы Во дни они, возвратишася Апостолы во Иерусалим от горы порицаемые Елеон, яже есть близ Иерусалима, субботы имущия путь ( Деян.1:12 ). В предложенном ныне чтении из книги Деяний Апостольских говорится о том, как ученики Господа Спасителя проводили время после вознесения Его на небо до сошествия на них Святого Духа в день пятидесятницы, и как, на место отпадшего Иуды, избран был в апостольское звание святый Мфей. По вознесении Господа на небо, Апостолы «возвратились с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути.» Апостолы теперь убедились в том, что Господь более не будет видимо обращаться с ними; не явится им, при затворенных дверях, как прежде являлся до вознесения на небо: Он своим человеческим естеством вознесся на небо; сами они видели, как облако взяло Его из вида их; они смотрели на небо, во время восхождения Его. И небесные вестники или Ангелы, в виде двух мужей, в белой одежде, представшие им, возвестили, что Иисус вознесся на небо, что Он и опять придет таким образом, как они видели Его восходящего на небо ( Деян. 1, 5–11 ). Но Апостолы, по вознесении Господа на небо, пошли не в свою страну, не в Галилею, откуда они происходили, но в Иерусалим, помня повеление Господа: а Он заповедал им не отлучаться из Иерусалима, но ждать обещанного от Отца, т. е. сошествия Святого Духа. И егда внидоша, взгдоша на горницу, итыке бяху пребывающе, Петр же и Иаков, и Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Мфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда Иаковл. «И пришедши, взошли в горницу, где и пребывали». Пришедши с Елеонской горы, Апостолы взошли в горницу, – полагают на основании церковного предания, в ту самую горницу, в которой Господь совершил последнюю вечерю с Своими учениками, за которою установил таинство Евхаристии. В этой горнице ученики Христовы пребывали до сошествия Святого Духа; в этой горнице совершилось и великое событие сошествия Святого Духа на Апостолов и всех верующих в Иисуса Христа. Святый Лука перечисляет Апостолов, бывших в этой горнице, и говорит: «где и пребывали, Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова». Не всех обозначил Лука, которые были в горнице, но только избранных в число двенадцати Апостолов. Святой Златоуст говорит: «не без причины упомянул Лука поименно об учениках: так как один из них сделался предателем, другой отрекся, третий не поверил; то он показывает, что, кроме одного предателя, все были целы» 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

«Андрей имел помысл, нисколько не достойный Господа, — размышляет блаженный Феофилакт Болгарский. — Он говорит: но что это для такого множества? Он думал, что Господь, быть может, умножит эти хлебы, но если бы их было более, большее было бы и умножение. Очевидно, мысль его не верна. Ибо Господь мог из ничего сотворить хлебы в достаточном числе для народа. Однако же, чтобы не думали, что тварь чужда Его премудрости, Он самую тварь употребляет в орудие для совершения чудес». Зачем вообще нужны были эти пять хлебов и две рыбки? Для того чтобы показать, что ничто, сотворенное Богом Отцом, не чуждо Сыну, что Он принимает хлеб и другую пищу как вещество для совершения чуда и для того, чтобы чудо это стало более понятным, доступным ученикам Его и другим окружающим людям. И Господь обязует апостолов быть не только свидетелями, но и непосредственными участниками чудесного события. Видя их неверие, Спаситель тотчас доказывает Своим ученикам, что для Него нет ничего невозможного. И потому сказал: велите им возлечь. Обычно иудеи возлежали только возле накрытого и приготовленного к трапезе стола. В этом случае никакого стола не было, но земля была покрыта весенней зеленой травой, на которой и расположились люди. Как повествует Святое Евангелие: Итак возлегло людей числом около пяти тысяч. На самом деле количество собравшегося народа было большим, но по сложившемуся у иудеев обычаю исчисляли только мужей, памятуя о Моисее, который, исчисляя народ от двадцати лет и выше, также не упомянул ни об одной женщине (см. Чис. гл. 26). По иудейскому закону мужчины и юноши имели преимущественное достоинство пред Богом. И далее Господь, взяв хлебы и воздав благодарение, роздал ученикам, а ученики возлежавшим, также и рыбы, сколько кто хотел. Взяв хлебы, Спаситель благодарит Отца Небесного, являя пример всем христианам, что прежде принятия пищи всегда надо благодарить Бога. По Божией воле было совершено это удивительное чудо. И Господь хотел, чтобы все эти люди видели, что Он все происходящие дела и свершения относит ко славе Своего Отца и действует только по Божиему Промыслу, что Он не противник Богу, а Последователь, Сын Божий и Сам Истинный Бог.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Апостол Павел заповедует христианским супругам: каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится 401 своего мужа ( Еф.5:33 ). Здесь заповедуется взаимная любовь: мужа к жене как главы, а жены – также любовь с уважением, с почитанием мужа как главы, и с опасением – боязнью чем-либо оскорбить любимого человека. Эти апостольские слова святой Иоанн Златоуст изъясняет так: Апостол говорит не только о любви супругов, но и о том, что ее укрепляет. Он указывает, что «жена – вторичная власть (в семье); значит, не должна требовать равенства (с мужем), так как стоит под главою; и он должен не высокомерно смотреть на нее, как на подчиненную, потому что она – тело его; если голова станет пренебрегать телом, то отпадет и сама. Взамен послушания она должна привносить любовь... Но какая может быть любовь там, где страх? Там-то, собственно, она и будет, (ибо жена), которая боится, та и любит; любя, она боится, как главы, и любит, как член, потому что и голова есть член всего тела. Для того Апостол и подчиняет ее, а мужа возносит над нею, чтобы был мир» 402 . Апостол Павел в Послании к Титу пишет, что необходимо, сообразно со здравым (христианским) учением, вразумлять молодых (жен) любить мужей, любить детей, быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие ( Тит.2:4–5 ). Жена, питая искреннюю любовь и уважение к своему мужу, должна во всем слушаться его (в том, что не противно закону Божию), всячески стараться склонять свой нрав к его нраву, быть всецело преданной ему ( Еф.5:22–24 ). Христианские жены, – пишет блаженный Иероним , – «самоохотно покоряясь заповедям Божиим, самоохотно служат мужу и покоряются своему супругу. Это подчинение у них свободно и исполнено любви, по которой покоряются во всем мужу, боясь оскорбить его» 403 . Желание и стремление жены поставить себя выше мужа, являть свое главенство ни к чему хорошему обычно не приводит, а только к бестолковщине в семейной жизни, к увеличению несогласий и взаимному охлаждению любви. В Послании к Тимофею апостол Павел говорит: жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии ( 1Тим.2:11–12 ). Апостол прямо запрещает жене властвовать над мужем – быть госпожою мужа, обращаться с ним как со слугою, командовать им 404 .

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010