IV. И опять я сказал ему: «Господин, так как ты терпеливо меня выслушиваешь, объясни мне еще вот что». «Говори», – сказал он. «Если муж или жена умрет, – говорю я, – и один из них вступит в брак, – согрешает ли вступающий в брак?» «Не согрешает, – говорит он; – но если останется сам по себе, то приобретает себе большую славу у Господа. Поэтому храни чистоту и целомудрие, и будешь жить с Богом. То, что я говорю и имею сказать тебе после, соблюдай с этого самого дня, как ты поручен мне и живу в твоем доме; и прежним грехам твоим будет отпущение, если сохранишь мои заповеди: и все, которые сохранят их и будут ходить в чистоте, получат отпущение». Заповедь пятая. О печали и терпении I. «Будь великодушен и терпелив, – сказал пастырь, – и будешь господствовать над всеми злыми делами, и сотворишь всякую правду. Если будешь великодушен, то дух святой в тебе обитающий, будет чист, и не помрачится от какого-либо злого духа; но в радости расширится, и вместе с сосудом, в котором обитает, будет весело служить Господу. Если же найдет какой-либо гнев, то дух святой, сущий в тебе, тотчас же будет стеснен и постарается удалиться отсюда; ибо подавляется злым духом и не имеет возможности служить Господу, как желает, потому что гнев оскорбляет его. Поэтому, когда и тот, и другой духи обитают вместе, то бывает худо для человека. Ибо, если бы кто-нибудь взял немножко полыни, и положил в сосуд с медом, не весь ли мед повредится? И столько меда пропадет от незначительного количества полыни, теряет сладость, и уже не имеет приятности для своего владетеля, потому что весь мед сделался горьким и негодным к употреблению. Но если в мед не будет положена полынь, он будет сладок и годен для владетеля. Видишь, что великодушие слаще меда, и оно угодно Богу, и Господь обитает в нем; а гнев горек и негоден. Итак, если к великодушию примешается гнев, то дух возмущается и неприятна Богу молитва его». И я сказал ему: «Желал бы я знать, господин, действие гнева, чтобы сохранить себя от него». Вот что, – говорит он, – если не будете удерживаться от него ты и дом твой, то потеряете всю надежду спасения. Но воздерживайся от гнева, ибо я с тобою; и от него воздержатся все, которые покаются от всего сердца своего; ибо я буду с ними, и сохраню их. Все такие 513 принимаются святейшим ангелом 514 в число праведных».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

I. «Заповедую тебе, – говорит пастырь, – соблюдать целомудрие; и да не всходит тебе на сердце помысел о чужой жене или о любодеянии, или о каком-либо подобном дурном деле; потому что делающий это совершает великий грех . А ты помни всегда о Господе 504 во все часы, и никогда не согрешишь. Ибо если такой дурной помысел взойдет на твое сердце, то делаешь великий грех; и кто совершает такое преступное дело, причиняет себе смерть. Итак, смотри ты, воздерживайся от такого помысла. Ибо, где обитает целомудрие, там никогда не должен возникать худой помысел в сердце человека праведного». И я сказал ему: «Позволь мне, господин, спросить тебя немного?» «Говори» – сказал он. «Если, господин, – сказал я, – кто-нибудь будет иметь жену верную в Господе, и найдет ее в прелюбодеянии, то грешит ли муж, если живет с нею?» И он сказал мне: «Доколе не знает греха ее, муж не грешит, если живет с нею. Если же узнает муж о грехе своей жены, и она не покается, но будет оставаться в своем прелюбодеянии, то муж согрешит, если будет жить с нею, и сделается участником в ее прелюбодействе». «Что же делать, – сказал я, – если жена будет оставаться в своем пороке?» И он сказал: «Пусть муж отпустит ее, а сам остается один. Если же, отпустив свою жену, возьмет другую 505 , то и сам прелюбодействует». «Что же, господин, – говорю, – если жена отпущенная покается и пожелает возвратиться к мужу своему, то не должна ли быть принята мужем ее?» И он сказал мне: «Даже если не примет ее муж, он грешит и допускает себе грех великий; должно принимать грешницу, которая раскаивается, но не много раз. Ибо для рабов Божиих, покаяние – одно. Поэтому ради раскаяния не должен муж, отпустив жену свою, брать себе другую. Такой образ действия одинаково относится как к мужу, так и к жене. Но прелюбодейство не в том только, если кто оскверняет плоть свою; прелюбодействует и тот, который делает свойственное язычникам 506 . И если кто пребывает в таких делах и не раскается, то удаляйся от обращения с ним, иначе и ты будешь причастен греху его. Итак, заповедуется вам, чтобы вы 507 оставались одинокими как муж, так и жена; ибо в этом случае может иметь место покаяние. Но я не даю повода к тому, чтобы это так делалось 508 , но пусть не грешит более тот, кто согрешил. Что касается до прежних грехов его, то есть Бог, Который может дать исцеление, ибо Он имеет власть над всем».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

I. Однажды я видел, братья, следующее видение. После того, как я много раз постился и молил Господа, чтобы Он дал мне откровение, которое обещал показать мне через ту старицу, ночью явилась мне старица и сказала мне: «так как ты очень просишь и желаешь знать все, то приходи на поле, куда хочешь, и около шестого часа 477 явлюсь тебе, и покажу, что нужно тебе видеть». Я спросил ее: «На какое место поля прийти мне?» Она говорит «Где хочешь». И я избрал место прекрасное, уединенное. Но прежде, нежели начал я говорить и успел сказать ей место, она говорит мне: «Приду, куда желаешь». Итак, братья, явился я на поле, заметил часы, и пришел к месту, куда назначил ей прийти. И вижу я поставленную скамью; на ней была льняная подушка, и над нею простерта парусина. Видя такие приготовления, между тем, как никого нет на месте, я изумился, волосы у меня поднялись, и как бы ужас объял меня от того, что я был один. Но прийдя в себя и, вспомнив славу Божию, я ободрился и, преклонив колена, исповедал Богу свои грехи, как и прежде. Вот пришла сюда старица с шестью юношами, которых я прежде видел, и ставши позади меня слушала, как я молился и исповедал Богу грехи свои. И коснувшись меня, она сказала: «Перестань молиться только о грехах своих; молись и о правде, чтобы часть из нее получил ты для дома своего». Подняв меня с места и взяв за руку, она привела меня к скамейке, и сказала тем юношам: «Идите и стройте». По отходе юношей, когда мы остались одни, она говорит мне: «Садись здесь». Я говорю ей: «Госпожа, пусть прежде сядут пресвитеры». «Я тебе говорю, – сказала она, – садись». И когда я хотел было сесть по правую сторону, она не позволила, но рукою показала, чтобы садился я по левую сторону. Когда я задумался и опечалился, что не позволила сесть мне по правую сторону, она говорит мне: «Что печалишься, Ерм ? Место по правую сторону принадлежит тем, которые уже угодили Богу и пострадали за имя Его. У тебя многого недостает для того, чтобы сидеть с ними. Но пребудь в простоте своей, как теперь пребываешь, и будешь сидеть с ними, равно как и все, которые будут творить дела их, и претерпят то, что они претерпели».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

Philip. I, i. При обозрении «Пастыря» Ермы мы увидим, что в нем также не делалось различия между пресвитерами и епископами и здесь мы приведем только небольшую цитату из той же «pat. Apost. Op. (fasc III, стр. 25): «Hermae tempore Romae presbyteri, non episcopus, ecelesiam regnabant. Falsi sunt Cotelerius (учен. издат. XVII, в.) et Rothe XIX в.) dicentes, Hermam differentiam facere inter episcopos et presbyteros. Мнение решительное. 7 Это понятие »παροικα» ( " προικος« прилагательное и »παροικω« – глагол), как «временное учреждение и место в чужой стране» и должно служить основным понятием о христианском приходе (парикии), которому и надлежит слагаться согласно этому понятию. 8 См. указания Климента на ветхозаветные порядки отправления богослужения: в определенном месте, в определенное время и определенными на сие служение лицами (гл. 40 и 41). 9 В той же главе апостол Петр пишет: «Приступая к Господу... и сами как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, что бы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом» ( 1Пет 2:4, 5 ). См. также Толкование на псалмы Палладия, епископа Сарапульского (Москва 1872 г., стр. 377) псалом 83; «коль возлюбленна селения Твоя Господи сил... Призри на лице Христа Твоего». Христом, говорит св. Афанасий, именует здесь народ, призванный в царское священие. Тоже и блаженный Феодорит . «У вас», писали восточные патриархи (окружное послание от 6 мая 1848) «ни патриархи, ни соборы никогда не могли ввести что-нибудь новое, потому что хранитель благочестия у нас есть самое тело Церкви, т. е. самый народ, который всегда желает сохранить веру свою неизменною и согласною с верой отцов его». Вот что например сообщает Евсевий епископ Кесарийский в своей Церковной Истории (кн. VI гл. XIX) об Оригене . «В Кесарии Палестинской местные епископы просили Оригена беседовать и изъяснять Священное Писание всенародно в церкви, несмотря на то, что тогда он еще не был рукоположен в пресвитера. Это видно из письма Александра, епископа Иерусалимского и Феоктиста, епископа Кесарийского к Дмитрию епископу Александрийскому, в котором они оправдываются следующим образом: «Ты еще прибавляешь в своем письме, что никогда не слыхано, да и теперь не в обычае, чтобы в присутствии епископов проповедовали миряне: не понимаю, как можешь ты так явно говорить неправду.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

To, чтобы монахи не оставляли своих монастырей, разве только по настоятельной необходимости епископ позволит им это сделать, определяет и IV Всел. 4. А правило Двукрат. 3 отлучает того игумена, который не позаботится вернуть в свой монастырь бежавших монахов [ 422 ] . Правило 22 На Бога все возлагать и не быть рабом собственных пожеланий есть великое дело. Божественный апостол говорит: Едите ли, пьете ли, все делайте в славу Божию ( 1Кор. 10:31 ). Поэтому Христос Бог наш в Своих Евангелиях повелел отсекать начала грехов. Ибо Он не только прелюбодеяние наказывает, но и движение помысла к совершению прелюбодеяния осуждает, так как говорит: Кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем ( Мф. 5:28 ). Отсюда научившись, мы обязаны очищать помыслы. Ведь хотя все мне позволительно, но не все полезно ( 1Кор. 10:23 ), – научаемся мы от апостольского слова. Всякому человеку, для того чтобы жить, необходимо есть; и для тех, кто живет в браке, имеет детей и находится в положении мирян, непредосудительно есть вместе мужчинам и женщинам, только Дающему пищу да воздают благодарение. И пусть едят без всяких театральных представлений, или сатанинских песен, кифар и блудных напевов, против чего обращено пророческое проклятие, говорящее так: «Горе пьющим вино с цитрой и гуслями, на дела Господа они не взирают и о деяниях рук Его не помышляют» ( Ис. 5:12 ). И если когда-либо будут такие среди христиан, да исправляются, а если не исправляются, против них да вступают в силу канонические предписания наших предшественников. Что же касается тех, у кого жизнь безмолвная и уединенная, – давший обет Господу Богу взять на себя монашеское иго, пусть сядет уединенно и умолкнет 423 . Однако и избравшим священническую жизнь совсем непозволительно есть с женщиной наедине, разве только в обществе богоносных [ 424 ] и благочестивых мужей и жен, чтобы и эта совместная трапеза приводила к духовной добродетели. И в отношении родственников то же самое да соблюдается. Если же иной раз во время путешествия случится, что у монаха или клирика нет с собой потребного и по необходимости он хочет остановиться или в гостинице, или даже в чьем-нибудь доме, он имеет право делать это, потому что нужда заставляет [ 425 ] .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

VI, 1–7) повествуется так: «в те дни, когда умножились ученики (Господа), произошел у эллинистов (евреев из языч. стран) ропот на (природных, палестинских) евреев за то, что вдовицы их были пренебрегаемы в ежедневном раздавании пищи (в содержании). Тогда двенадцать апостолов, созвавши множество учеников, сказали: «не хорошо нам, оставивши слово Божие, пещись о столах. Итак, братие, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных св. Духа и мудрости: их поставим на эту службу; а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова». И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа исполненного веры и Духа Святого, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена и Николая Антиохийца 2 , обращенного из язычников; их поставили пред апостолами, и сии помолившись, возложили на них руки, и слово Божие росло, и число учеников умножилось в Иерусалиме». Св. Пармен с особенным усердием исполнял поручения апостолов и ревностно служил при трапезах, но в скором времени еще до рассеяния апостолов из Иерусалима для проповеди, мирно скончался. В службе св. апостолам 28 июля сказано: «Великий Пармена пред очима апостолов успе, совершив с тщанием теплым Божественное служение» (3-й стих, 5-й песни канона). Впрочем, есть мнение, что св. Пармен проповедовал Евангелие в Македонии и свои апостольские труды запечатлел мученическою кончиною. Адон относит кончину св. Пармена к царствованию Императора Траяна (117). Память св. Пармена совершается 4 января в Соборе 70 апостолов и 28 июля вместе с другими Диаконами-апостолами (Прохором, Никанором и Тихоном). Святой апостол Тимофей Св. ап. Тимофей, по своим высоким дарованиям и качествам, был один из великих, избраннейших мужей апостольского века, достойно причислен к 70 апостолам. Он был ближайший, любимый ученик, неразлучный спутник и ревностнейший сотрудник ап. Павла. Св. Тимофей был родом из Ликаонскаго города Листры (по другим – Дервии) в Малой Азии; отец его был Еллин (язычник), а мать иудеянка ( Дeяh. XVI, I; 2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

V. Потом подали ветви те, у которых они были хотя зеленые, но с трещинами; все они подали их теперь зелеными и стали на своем месте, и Пастырь радовался о них, что все они исправились и отложили свои трещины. Подали и те, которые имели ветви наполовину зеленые, наполовину сухие; ветви некоторых из них оказались все зелеными, других – полусухими, иных – сухими и поврежденными, а иных – зелеными и с отростками. Все они были отпущены каждый в свой класс. Потом подали те, у которых в ветвях две части были зеленые, а третья – сухая; многие из них подали ветви зеленые, многие – полусухие, прочие же – сухие и гнилые; и все они стали каждый в своем классе. Далее подали те, у которых в ветвях были две части сухие, а третья – зеленая; равно и из них многие подали полусухие, некоторые – сухие и гнилые, другие – полусухие и с трещинами, а иные – зеленые; и эти все стали каждый в своем классе. Потом подали те, у которых ветви были зелены, но немного и сухи, и с трещинами; из них некоторые возвратили ветви зеленые, другие же – зеленые и с побегами; и они отошли в свое место. Наконец, у тех, у которых в ветвях было немного зелени, а остальное засохло, ветви большею частью оказались зелеными и с отростками и даже с плодом на них, а остальные были все зеленые. От этих ветвей Пастырь весьма радовался, что они оказались такими. И эти отошли каждый в свое место. VI. Пересмотрев все ветви, Пастырь говорит мне: «Я говорил тебе, что дерево это любит жизнь. Видишь, многие покаялись и получили спасение». «Вижу, господин», – говорю я. «Знай же, – говорит он, – что велика и славна благость и милость Господа, Который дал духа способным покаяться». «Почему же, господин, – сказал я, – не все покаялись?» Он говорит мне: «Господь дал покаяние тем, которых видел, что сердца их будут чисты и что они будут служить Ему от всего сердца. А тем, в которых видел лукавство и неправду и что они притворно к Нему обратятся, не дал покаяния, чтобы они снова не осквернили имени Его». Я говорю ему: «Теперь, господин, объясни мне, что означает каждый из тех, которые возвратили ветви, и какое их место, чтобы услышали об этом уверовавшие, которые получили печать, но сокрушили ее и не сохранили в целости, и чтобы, познав дела свои, покаялись и, приняв от тебя печать, воздали славу Господу, что подвигся Он к ним Своею милостью и послал тебя для обновления душ их».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

XXXI. «А прочие камни, которые остались круглыми и были негодны для здания, еще не получили печати и отложены в свое место, ибо найдены очень круглыми. Должно обсечь у них блага настоящего века и суетное богатство, и тогда они будут годны в Царстве Божием. Они должны войти в Царство Божие, ибо Господь благословил этот род и из него никто не погибнет; может быть, кто из них, искушенный злым диаволом, и согрешит в чем-либо, но скоро обратится снова ко Господу своему. Я, ангел покаяния, почитаю счастливыми вас, которые невинны, как дети, потому что ваша часть благая и почтенная перед Богом. И всем, которые приняли печать Сына Божия, говорю: имейте простоту, не помните обид, не пребывайте в злобе, да не будет в душе кого-либо из вас горечи от злопамятства; врачуйте и удаляйте от себя злые раздоры, чтобы господин стада пришел и возрадовался, найдя целыми овец своих. Если же которая-нибудь будет потеряна Пастырями или самих Пастырей господин найдет дурными, что будут они отвечать ему? Ужели скажут, что они измучены стадом? Не поверят им. Ибо невероятное дело, чтобы Пастырь мог потерпеть что от овец; и он еще более будет наказан за ложь свою. И я – Пастырь и должен дать Всевышнему отчет за вас». XXXII. «Итак, позаботьтесь о себе, пока еще строится башня. Господь обитает в людях, любящих мир, ибо Он Сам любит мир и далек от сварливых и развращенных злобою. Возвратите Ему дух целым, какой приняли от Него. Ибо если ты отдашь валяльщику одежду целую, то желаешь и получить ее обратно целою, а если валяльщик возвратит тебе ее изодранною, возьмешь ли ты ее? Не прогневаешься ли и не будешь ли бранить его, говоря: «Я дал тебе одежду целою, зачем ты изодрал ее и сделал негодною? Теперь она по причине дыр, которые ты на ней сделал, не может быть в употреблении. Не скажешь ли ты этого валяльщику за дыру, которую он сделал на одежде твоей? Итак, если ты скорбишь о своей одежде и жалуешься, что нецелою получил ее, что, думаешь ты, сделает тебе Господь, Который дал тебе дух чистый, а ты сделал его совсем негодным, так что он не может служить Господу ни для какого употребления, ибо он сделался негодным и поврежден тобой. За такое дело твое Господь предаст тебя смерти. Так накажет Он всех тех, которых найдет упорно помнящими обиды. Не пренебрегайте, – говорит, – Его милосердием, но лучше прославляйте Его, что Он так терпелив по вашим преступлениям, не так, как вы. Покайтесь, ибо это полезно для вас».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

XXXIII. «Все, что описано выше, показал я, Пастырь, ангел покаяния, для того, чтобы покаялись. Я говорил и теперь говорю рабам Божиим: если поверите и послушаетесь слов моих, будете поступать по ним и исправите пути ваши, то можете спастись. Если же будете упорствовать в лукавстве и в злопамятовании, ни один из таких грешников не будет жить с Богом, ибо все это мною наперед сказано вам». Потом Пастырь говорит мне: «Все ты спросил у меня?» Я сказал: «Да, господин». «Почему же ты не спросил меня, – говорит, – о тех камнях, положенных в здание, вид которых мы исправили?» «Забыл, господин», – сказал я. «Выслушай и о них, – говорит, – это те, которые услышали теперь мои заповеди и от всего сердца покаялись, и Господь, видя, что покаяние их доброе и чистое и что пребудут в Нем, повелел загладить прежние грехи их. Так грехи их изглажены, чтобы после они не были видны». Подобие десятое. О покаянии и милостыне I. После того, как я написал эту книгу, пришел тот ангел, который вручил меня Пастырю, в дом мой и сел на ложе, а по правую сторону его стал Пастырь. Потом позвал ангел меня и говорит мне: «Я предал тебя и дом твой этому Пастырю под его покровительство». «Так, господин», – говорю я. «Итак, – говорит, – если хочешь быть защищен от всякого бедствия и злополучия и иметь успех во всяком добром деле и слове и во всякой истинной добродетели, то поступай по тем заповедям, которые он дал тебе, и будешь господствовать над всякою неправдой. Ибо если будешь соблюдать эти заповеди, покорятся тебе всякое пожелание и сладость этого века и будет сопровождать тебя успех во всяком добром деле. Почитай его достоинство и святость и скажи всем, что он в великой чести и славе у Бога и имеет великую власть и силу. Ему одному вручена власть покаяния по всей вселенной. Ужели он не кажется тебе могущественным? Но вы пренебрегаете его достоинством и властью, которую он имеет над вами». II. Я говорю ему: «Спроси, господин, самого его, сделал ли я что дурное или оскорбил ли я чем-нибудь с того времени, как он находится в доме моем». «И я, – говорит, – знаю, что ты не сделал и не сделаешь ничего дурного, потому я и говорю это тебе, чтобы ты всегда был таков. Ибо он предо мною хорошо засвидетельствовал о тебе. Скажи это и прочим, чтобы и те, которые покаялись или намерены покаяться, чувствовали то же, что и ты, и он засвидетельствовал доброе; о них предо мною, а я – перед Господом». «Господин, – говорю, – я всякому человеку возвещаю великие дела Божии и надеюсь, что все прежде согрешившие, услышав это, покаются, чтобы получить жизнь». «Итак, – говорит, – пребывай в этом служении и совершай его. Кто исполнит заповеди его, будет иметь жизнь и великую честь у Господа. А кто не соблюдет его заповедей, бежит от своей жизни, кто не чтит его, теряет свою честь у Господа. Презирающие его и не соблюдающие его заповедей предают себя смерти, и всякий из таковых делается виновным в крови своей. Тебе же говорю, чтобы ты соблюдал эти заповеди, и получишь исцеление всех грехов твоих».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

“Я не знал о том от плоти человеческой, а Дух возвестил мне, говоря так: “без епископа ничего не делайте, блюдите плоть свою, как храм Божий, любите единение, бегайте разделений, будьте подражателями Иисусу Христу, как Он - Отцу (Фил. 7)”. Здесь св. Игнатий, также, как и св. Климент, свидетельствует о своих посланиях как о вдохновлённых Духом Святым, но в контексте мыслей св. мученика, это может иметь тот оттенок, что подобное вдохновение есть принадлежность епископов, имеющих сугубое укрепление Духом Святым. Пожелание верующим: “укрепляйтесь силою Духа” (Смир. 13) подразумевает, что излитая в Церкви благодать Святого Духа предполагает не пассивное состояние верующего, это есть предоставленная возможность укрепляться Духом и стяжать Его дары посредством некой личной активности. Свв. Поликарп Смирнский и Папий Иерапольский Два других ученика ап. Иоанна также дают некоторый материал, интересный для реконструкции раннехристианского учения о Духе Святом хотя более фрагментарный. От первого до нас дошли послание к Филадельфийцам (ок. 120 г.) и описание мученичества (ок. 155 г.), содержащее его предсмертную молитву. В “Послании” Дух Святой не упоминается, но вот в молитве св. Поликарпа встречается дважды: “Благословляю Тебя, что Ты удостоил меня в день сей и час стать причастным числу мучеников Твоих и чаше Христа Твоего, для воскресения в жизнь вечную души и тела в нетлении Святого Духа” (Муч. 14.2). У ап. Петра упоминается сокровенный сердца человек в нетлении кроткого и молчаливого духа (1Пет 3:4), но если у апостола говорится о духе как неуничтожимой части человеческого естества, то у св. Поликарпа понимается обитающий в верующих и освящающий их Святой Дух как залог будущего блаженного воскресения; эта эсхатологическая перспектива домостроительства Духа есть по существу продолжение мысли апостола Павла: если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас (Рим 8:11). Нетление как атрибут Духа Божьего упоминается также в книге Премудрости: нетленный Твой Дух пребывает во всем (Прем 12:1).

http://pravoslavie.ru/7470.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010