70 О жизненном пути м. Игнатии – Марии (Соколовой) см.: Игнатия, монахиня. Церковные песнотворцы. М., 2005. С. 452–461. 72 Зарин С.М. Аскетизм по православно-христианскому учению. Этико-богословское исследование. СПб., 1914. Кн. 2. – Репринт: М.: Паломник, 1996. 80 Peter Hatlie. The Politics of Salvation: Theodore of Stoudios on Martyrdom (Martyrion) and Speaking out (Parrhesid)//DOP. 1996. Vol. 50. P. 263–287. 84 Афиногенов Д.Е. Константинопольский патриархат и иконоборческий кризис в Византии (784847). М., 1997. См. критические отзывы: Бармин А. В. Рецензия на: Афиногенов Д. Е. Константинопольский патриархат и иконоборческий кризис в Византии (784–847). М., 1997//ВВ. 1999. Т. 59. С. 249–252; Валентин Асмус , прот. Рецензия на: Афиногенов Д. Е. Константинопольский патриархат и иконоборческий кризис в Византии (784–847). М., 1997//БВ. 2004. С. 497–510. Ср. Афиногенов Д.Е. Еще раз о пользе чтения «между строк»: Методологические размышления//ВВ. 2001. Т. 60. С. 201–203. 86 Roman Cholij. Theodore the Stoudite: the ordering of holiness. Oxford University Press, 2002. 87 Например, ср. Доброклонский А.П. Указ. соч. Ч. 1. С. 300 (примечание 2) и Roman Cholij. Op. tit. P. 21 (примечание 114). 88 HieromonkPatapios. St. Theodore the studite and problem of the Paulicians//GOTR. 1998. Vol. 43. Nos. 1–4. P. 143–154. 92 См. критику: Lourie B. Le second iconoclasme en recherche de la vraie doctrine//Studia Patristica. Vol. XXXIV. Historica, Biblica, Theologica et Philosophica. Leuven, 2001. P. 165–167. Ср. также: Theod. Stud. Antirrh. 1//PG. T. 99. Col. 344B (ПСТСО. T. 6 . С. 257–258). 94 Dagron G. Le second iconoclasme et l’établissement de l’orthodoxie (787–847)//Histoire du christianisme des origines à nos jours. T. VI. Evêques, moines et empereurs (610–1054). Desclee. 1993. P.135–165. 101 Безансон Ален. Запретный образ: Интеллектуальная история иконоборчества. М.: МИК, 1999. С. 129. 102 Lourie B. Le second iconoclasme en recherche de la vraie doctrine//Studia Patristica. Vol. XXXIV. Historica, Biblica, Theologica et Philosophica. Leuven, 2001

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Напротив, датированные записи 1958 и 1959 годов, имеющие пометки «Воспитание», «Литература», «Творчество», «Слово о друзьях», включаются в состав следующего тома. Очевидно, что сам Шергин видел их не страницами своего «Диариуса», а подготовительными материалами к будущей книге о народной педагогике. Шергин в последние годы жизни писал на отдельных листах и был вынужден полагаться при редактуре на помощь сестры или племянника, использовал датировку как нумерацию страниц. Именно таким образом готовились некоторые статьи, «беседные очерки» «Слово устное и слово письменное», пословицы в рассказах «Незабудки», рассказ «Виктор-горожанин». Записи, примыкающие к неосуществлённому «Слову о друзьях», будут опубликованы в следующем томе собрания сочинений. Там же, отдельным циклом, планируется выпустить в свет размышления Шергина над страницами проповедей и писем митрополита Филарета, воспоминания писателя о друзьях юности, материалы книги «Народ-художник». Смысл и возвышенность детских религиозных переживаний Шергина восходят к известной библейской цитате, парафразой которой и видится описание: «Знаю человека во Христе… он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2Кор.,12:3-4). Б. Шергин. Поэтическая память, с. 111. Б. Шергин. Дневн. запись от 30 ноября 1949 г. — См. наст. изд. Б. Шергин. Жизнь живая, с. 154. Б. Шергин. Из дневн. записи от 10 января 1944 г. — Архив Б.В. Шергина. Б. Шергин. Из дневн. записи от 16 апреля 1945 г. — Архив Б.В. Шергина. Б. Шергин. Дневн. запись от 20 января 1944 г. — См. наст. изд. Б. Шергин. Из дневн. записи от 1 июля 1962 г. — Архив Б.В. Шергина. Б. Шергин. Из дневн. записи от 29 июля 1947 г. — См. наст. изд. Неизвестный В.Я. Пропп. — СпБ. Алетейя, 2002, с. 316. Б. Шергин. Из дневн. записи от 13 марта 194 5 г. — См. наст. изд. Б. Шергин. Из дневн. записи от 2 5 января 1944 г. — См. наст. изд. Б. Шергин. Из дневн. записи от 8 января 1945 г. — См. наст. изд. Б. Шергин. Из дневн. записи от 1 марта 1945 г. — См. наст. изд.

http://azbyka.ru/fiction/dnevnik-1939-19...

1053). Когда началось заседание, вооруженные слуги собравшихся епископов напали на папскую свиту и ранили (или убили) неск. человек. Собор был прерван, а Л. был вынужден простить виновных (Vita Leonis IX. II 17; MGH. SS. T. 5. P. 132; см.: Munier. 2002. P. 142-143). В марте 1053 г. Л. вернулся в Рим и в апр. созвал Собор, на к-ром подтвердил права патриарха Градо, признав его митрополитом «всей Венеции и Истрии» ( Jaff é . RPR. N 4295). В мае Л. выступил во главе войска на юг. По пути к нему присоединились Атенульф, герц. Гаэты, Ландон, гр. Акуино, Ландульф, гр. Теано, и др. представители знати. Услышав о приближении Л., норманны запросили мира, обещая признать папу сюзереном (MGH. SS. T. 5. P. 132; T. 9. P. 257; Storia. 1935. P. 153-154) (беневентский агиограф утверждал, что предложение исходило от Л.- Vita et obitus Leonis IX. 14). Л. отказался от переговоров (согласно Амату Монте-Кассинскому, особую враждебность к норманнам проявил сопровождавший его Фридрих Лотарингский) и попытался объединить силы с византийцами, которыми командовал Аргир. Однако византийцы, потерпевшие к этому времени несколько поражений, не смогли встретиться с папским войском. Норманны под рук. Умфреда, гр. Апулии, его брата Робера Гвискара и Ришара, гр. Аверсы, атаковали воинов Л. близ Чивитате (ныне Сан-Паоло-ди-Чивитате, пров. Фоджа). Итал. отряды обратились в бегство, а германцы, оставшись без поддержки, понесли тяжелые потери (18 июня 1053). Обстоятельства пленения Л. по-разному описываются в источниках. По одной версии, во время сражения он находился в Чивитате; по другой - укрылся в городе, осознав, что битва проиграна. Согласно Гоффредо Малатерре, жители Чивитате выдали Л. норманнам (De rebus gestis. 1927. P. 15), но в Тульском Житии говорится, что понтифик, узнав о поражении, направился в Беневенто сквозь толпу врагов, пораженных его самообладанием (Vita Leonis IX. II 21). Почти все авторы подчеркивают, что норманны почтительно обращались с Л. и не причинили ему вреда. Умфред позволил ему вернуться в Беневенто, куда понтифик прибыл 23 июня. Герман из Райхенау и Бонизон утверждали, что Л. был пленником норманнов (MGH. SS. T. 5. P. 133; Bonizo. Liber ad amicum. 5//MGH. Lib. T. 1. P. 589). Однако норманны не контролировали город (они пытались захватить его уже после смерти Л.; см.: MGH. SS. T. 3. P. 180), поэтому Л. скорее всего остался в Беневенто по своей воле (ср.: Chronica monasterii Casinensis. II 84). По свидетельству Малатерры, ему пришлось пойти на уступки норманнам, признать их права на захваченные территории и разрешить им продолжать экспансию в Калабрии и на Сицилии (De rebus gestis. 1927. P. 15). Однако Л. не отказался от намерения изгнать норманнов из Италии (Acta et scripta. 1861. P. 86-88). Только его преемники установили более тесные отношения с норманнами (Мельфийское соглашение 1059), которые поддержали сторонников григорианской реформы.

http://pravenc.ru/text/2537627.html

167 Всеобщая история Степанова Таронского, Асохика по прозванию/Пер. Н. Эмин. М. 1864. С. 200–201. 168 Розен В.Р. Указ. соч. С. 20–21, 23, 175–191, 194–196. Сам В. Р. Розен предполагал, что посольство от болгар-магометан, упомянутое в летописи под 987 г., прибыло на самом деле от Самуила, и Владимир стал его союзником (с. 219, прим. а). 171 Васильевский В. Г. Труды. СПб., 1909–1912. Т.2. С. 115–124; Рорре А. Political Background... Р. 213–217. 172 Константин Багрянородный. Указ. соч. С. 36/37–44/45, 154/155–158/159, 170/171–172/173 и прим, к ним. Существует предположение, что границей между печенегами и Болгарией был Днепр, а степи за Днепром и за Днестром были только местом летовок. Но поход на ладьях мог быть осуществлен только летом, и огузы неминуемо столкнулись бы с печенегами на обоих берегах Днепра. 174 Полубояринова М. Д. Русь и Волжская Болгария в X-XV вв. М., 1993. С. 8; Халиков А. X. Волжская Булгария и Русь//Волжская Булгария и Русь. Казань, 1986. С. 8–10. 175 Шахматов А.А. Разыскания... С. 460–491; Лихачев Д. С. Повесть временных лет (историко-литературный очерк)//Повесть временных лет. М.; Л., 1950. Т.2. С. 87. 176 Голб Н., Прицак О. Хазарско-еврейские документы X в./Науч. ред., послесл. и ком. В. Я. Петрухина. М.; Иерусалим, 1997. Изд. 2-е., испр. и доп.: М., 2003. С. 5–36. 177 Артамонов М. И. История хазар. Л., 1962. С. 426–436; 2-е изд. СПб., 2002. См. также: Плетнева С. А. Хазары. М., 1986. С. 71. В своей последней книге она не касается этого вопроса: Плетнева С. А. Очерки хазарской археологии. М.; Иерусалим. 2000. См. также: Ващенко Э. Д. «Хазарская проблема» в отечественной историографии XVIII-XIX вв. СПб., 2006. 178 Новосельцев А. П. Хазарское государство... С. 220–231; см. также: Минорский В. Ф. История Ширвана и Дербента. X-XI вв. М., 1963. С. 67–68. 179 М. И. Артамонов считал, что Владимир изгонял из низовьев Волги хорезмийцев: Он же . Указ. соч. С. 433–436. О топониме «Хазария» в XI-XII вв. см.: Коновалова И. Г. Указ. соч. С. 189–191. 180 Гадло А. В. Указ. соч. С. 247–250. Текст Ибн Хаукаля, рассказывающего о возвращении хазар на Волгу с помощью ширван-шаха, был опубликован с комментарием в 1976 г.: Калинина Т. М. Указ. соч. С. 75–90.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Если бы только средний Свидетель Иеговы знал всю правду о переводе, который он так высоко ценит... 151 Bruce М. Metzger; цит. по кн.: Erich and Hean Grieshaber. Redi-Aswers on Jehovah " s Witnesses Doctrine (Tyler, TX: n.p., 1979), p. 30. 153 Откровение – его грандиозный апогей близок! Brooklyn, NY: Watchtower Bible and Tract Society, 2002. C. 181. 154 Познание, ведущее к вечной жизни. Brooklyn, NY : Watchtower Bible and Tract Society, 1995. C. 39. 155 Следует ли верить в Троицу? Brooklyn, NY : Watchtower Bible and Tract Society, 1998. C. 28–29; Ты можешь жить вечно в раю на земле, Brooklyn, NY: Watchtower Bible and Tract Society, 1989. C. 39–40. 157 Библия. Христианские Греческие Писания – Перевод нового мира. Brooklyn, NY: Watchtower Bible and Tract Society, 2001. C. 1439. 159 Studies in the Scriptures, vol. 7 (Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1917), p. 57. 161 The Kingdom Is at Hand (Brooklyn, NY: Watchtower Bible and Tract Society, 1944), p. 259. См. также: Самый великий человек, который когда-либо жил. Brooklyn, NY: Watchtower Bible and Tract Society, 1991. [Раздел] 129. 165 За время, прошедшее с момента написания этой книги, учение Свидетелей Иеговы по поводу «поколения 1914 года» успело радикально измениться. В ноябре 1995 года Общество Сторожевой Башни объявило о новом понимании слов «это поколение» в Мф.23:34 . Отныне Свидетели Иеговы видят в этой фразе указание на «народы зем­ли, которые увидят признак присутствия Христа, но не исправятся» (Сторожевая баш­ня, 1995, 1 ноября, с. 19). Более подробно о событиях, предшествовавших столь серьез­ной перемене во взглядах Сторожевой Башни, вы сможете прочесть в статье Рона Роудса «Куда идет Сторожевая Башня?» и буклете Роджера ДеЛозиера «Новый свет на поколение 1914 года». Оба издания можно заказать в Центре апологетических исследо­ваний. – Примеч.. науч. ред. 166 Оригинальный английский текст «Перевода нового мира» в этом месте доволь­но сильно отличается от русского издания. Во-первых, в английском тексте слово «остальное» вставлено четыре раза, а во-вторых, каждая такая вставка обозначена квадратными скобками. Таким образом, в дословном переводе с английского этот от­рывок звучал бы так: «...посредством его было сотворено все [остальное] в небе и на земле, видимое и невидимое, будь то престолы, или господства, или правительства, или власти. Все [остальное] было создано им и для него. И он есть прежде всего [ос­тального], и все [остальное] начало существовать через него». – Примеч. науч. ред.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassuzhd...

Epistulae XLV (CPGS 7699) Рус. пер. нет, за искл. небольшой части: 1594 . Преп. Максима Исповедника О душе (трактат)/Пер. архим. Амвросия (Погодина) //Правосл. путь. 1995. 91–97. [Пер. по PG 91–424 сл.]. Epistulae [aliae] (CPGS 7700–7703) Epist. ad Anastasium (CPGS 7701=BHG 1232) Epist. ad abbatem Thalassium (CPGS 7702, PL 129, 583–586) Epist. ad lohannem cubicularitun (CPGS 7703) Послание к Иоанну Кубикуларию о любви. Рус. пер.: 1595 . 1) ХЧ 1846. 3. 387 сл.; 2) А. И. Сидорова : Макс. Исп. Твор. 4 .1626). 1. 146–153. Рум. пер.: 13 .101. Mystagogia (CPGS 7704 TLG 2892/49) Издания и пер. 1596 . S. Massimo Confessore. La mistagogia ed altri scritti/Ed. Cantarella R. Firenze 1931. 122–214 [=TLG], 1597 . Soteropulos Ch. G. Η μυσταγωγα του αγου Μαξμου του Ομολογητο. Αθνα 1978. [Крит, изд., переизд. с новогреч. перев. в 1993). 264. 1598 . Matsoukas Ν. Μαξμου μολογητο, Μυσταγωγα. θναι 1989. Рус. пер.: 1599 . 1) ХЧ 1855; то же://Писания св. отцев и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. СПб. 1855. 1. 293–352. 1600 . 2) А. И. Сидорова [под псевд. И. Венедиктов, предисл. при участии А. Мумрикова]: Максим Исповедник , преп. Тайноводство/Пер. и примеч. [по PG]//ЖМП 1987. 4. 67–73; 5. 69–74; 7. 68–72; 8. 66–69; 10. 67–75. Исп. Твор. 4 .1626). 1. 154–184. [С загл. «Мистагогия " ]. Исследования 1601 . Живов В. М. «Мистагогия» Максима Исповедника и развитие византийской теории образа//Художественный язык средневековья. М. 1982. 108–127. расшир. вариант://Он же. Разыскания в области истории и предыстории русской культуры. М. 2002. 15–30. 1602 . Stead J., dom. The Church, the Liturgy and the Soul of Man: The Mystagogia of St. Maximus the Confessor. 1982. Bebis G. S.//GOTR 1987. 32:1.95; 32:3. 314. Ambiguorum liber (CPGS 7705) Издания и переводы Ambigua ad Thomam.=PG 91. 1032–1060. Крит. изд.: 1603 . Maximus Confessor, Ambigua ad Thomam en Epistula secunda ad eundem: kritische editie met Nederlandse vertaling en aantekeningen/Janssens B. [ed.], Van Deun P. [promotor]. Leuven 2000. 331. [Дисс.]

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Дневник Мещерского для Александра III, 10 декабря г.]//ГА РФ. Ф. 677. Оп. 1. Ед. хр. 112. Л. 6 об. Мещерский В.П. Дневник, 22 февраля//Гражданин. 1893. 23 февраля. N 53. С. 3. Письмо Ф.Энгельса Н.Ф.Даниельсону, 15 марта 1892 г.//Переписка К.Маркса и Ф.Энгельса с русскими политическими деятелями. М., 1951. С. 154-155. Мещерский так же часто сравнивал социально-экономический переворот 1861 г. с Великой Французской революцией 1789 г. (см., напр.: Мещерский В.П. Воспоминания. М., 2001. С. 80). Ф.Энгельс - Н.Ф.Даниельсону, 22 сентября 1892 г.//Переписка К.Маркса и Ф.Энгельса с русскими политическими деятелями. С. 168. Письмо Ф.Энгельса Н.Ф.Даниельсону, 17 октября 1893 г.//Там же. С. 177. В этой формуле, по мнению Зомбарта, заключается сущность докапиталистического хозяйственного образа мыслей, а ведущееся таким образом хозяйство он называет " расходным хозяйством " в противоположность капиталистическому " доходному хозяйству " (см.: Зомбарт В. Современный капитализм. Т.1. Полутом. 1. М.-Л., 1931. С. 43-51). Зомбарт В. Народное хозяйство Германии в XIX и в начале XX века. М., 1924. С. 255-257. Там же С. 175-176. Там же. С. 169-170. Успенский Г.И. Собрание сочинений. Т. 5. М., 1956. С. 448. См., напр.: . На земле//Гражданин. 1900. 6 января. N 1. С. 7. Мещерский В.П. Дневник, 29 октября//Гражданин. 1898. 1 ноября. N 86. С. 18. Мещерский В.П. Дневник, 26 января//Гражданин. 1900. 30 января. N 8. С. 25. Чаянов А.В. К вопросу теории некапиталистических систем хозяйства (1924)//Он же. Крестьянское хозяйство. М., 1989. С. 114-143. Успенский Г.И. Собрание сочинений. Т. 6. М., 1956. С. 180. См.: Тённис Ф. Общность и общество. СПб., 2002. С. 54. Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1. М., 1993. С. 165. См., напр.: Корелин А.П. Дворянство в пореформенной России. 1861- 1904. М., 1979. С. 74-75. Письма из деревни//Гражданин. 1883. 7 августа. N 32. С. 15. Мещерский В.П. Речи консерватора. Вып. 1. СПб., 1876. С. 29. Мещерский В.П. Дневник, 4 мая//Гражданин. 1897. 8 мая. N 35. С. 22. Мещерский В.П. Дневник, 18 августа//Гражданин. 1887. 20 августа. N 67. С. 19.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/1...

40. См.: Ingham 2000. 41. Keynes 1930:4–5. 42. Например, Рэндалл Рей (Randall Wray 1990, 1998, 2000) и Стефани Белл (Stephanie Bell 1999, 2000) в Соединенных Штатах или Джеффри Ингем (Geoffrey Ingham 1996, 1999, 2004) в Великобритании. Майкл Хадсон и другие участники группы ISCANEE (Международная конференция исследователей древних экономик Ближнего Востока) использовали отдельные аспекты этой идеи, но, насколько я знаю, никогда полностью к ней не примыкали. 43. Перевод приводится по изданию: Ригведа. Т. 3. Мандалы IX–X/пер. Т.Я. Елизаренковой. (Серия «Литературные памятники».) М.: Наука, 1999. 44. Шатапатха-Брахмана 3.6.2.16 45. Theret 1999:60–61. 46. Grierson 1977:20. 47. Юбер и Мосс (Hubert and Mauss 1964) дают хороший обзор древней литературы по этому вопросу. 48. Finley 1981:90. 49. Хороший обзор дает Хадсон (Hudson 1993, 2002). Значение понятия “amargi” было впервые отмечено Фалькенстайном (Falkenstein 1954); см. также: Kramer 1963:79; Lemche 1979:16n34. 50. Malamoud 1983:32. 51. Comte 1891:295. 52. Hart 1986:638. 53. Об английских денежных знаках см. Williamson 1889; Whiting 1971; Mathias 1979b. 54. О какао-бобах см.: Millon 1955; о соляных деньгах в Эфиопии см.: Einzig 1949:123–126. 55. Einzig (1949:266), ссылается на Kulischer (1926:92) and Ilwof (1882:36). 56. Здесь и далее перевод приводится по изданию: Ницше Фридрих. К генеалогии морали//Соч. в 2 т. Т. 2/пер. К.А. Свасьяна. М.: Мысль, 1990. 57. К генеалогии морали, 2.8. 58. К генеалогии морали, 2.5. 59. К генеалогии морали, 2.19. 60. К генеалогии морали, 2.21. 61. Freuchen 1961:154. 62. См., например, Амос 2.6, 8.2 и Исайя 58. 63. Неемия 5:3–7. 64. Матфей 18:23–34. 65. Oppenheim 1964: 88 (Оппенхейм А. Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизации. М.: Наука, 1990). 66. Вежливый, но разгромный анализ см. в: Kahneman2003. 67. Homans 1958, также Blau 1964; Levi-Strauss 1963:296. 68. Отчет У. X. Битли в: Levy-Bruhl 1923:411. 69. Отчет Фр. Бюллеона в: Levy-Bruhl 1923: 425. 70. Эванс-Причард Э.Э. Нуэры: Описание способов жизнеобеспечения и политических институтов одного из нилотских народов. М.: Наука, 1985. С. 162.

http://predanie.ru/book/220215-dolg-perv...

331 См. Hadot P. Citations de Porphyre dans Augustin//Revue des Études Augustiniennes 6 (1960). P. 205–244; idem. L’image de la Trinité dans l’âme chez Victorinus et chez saint Augustin//Studia Patristica, 6 (1962). P. 437. 336 Pepin. Le tout et les parties dans la connaissance de la mens par elle-même (De Trin. X 3, 5–4, 6). Nouveaux schemes porphyriens chez saint Augustin//Gott und sein Bild. Augustins “De Trinitate” im Spiegel gegenwärtiger Forschung/Hrsg. J. Brachtendorf. Paderborn, 2000. S. 105–126. 343 Лосев А. Ф. История античной эстетики: Итоги тысячелетнего развития. М., 2000 2 . Кн. 1. С. 106–107. 350 Cutino M. Filosofia triparita e Trinità cristiana nei Dialogi di Agostino//Revue des Études Agustiniennes 44 (1998). P. 77–100. 351 Cary Ph. Augustine’s Invention of the Inner Self. The Legacy of a Christian Platonist. Oxford, 2000. 355 Studer B. Gratia Christi – gratia Dei bei Augustinus von Hippo: Christozentrismus oder Theozentrismus? (Studia Ephemeridis «Augustinianum» 40). Roma, 1993 (англ. пер.: The Grace of Christ and the Grace of God in Augustine of Hippo: Christocentrism or Theocenrism? Collegeville (Minn.), 1997. P. 104–109); idem. La teologia trinitaria in Agostino d’Ippona: continuità della tradizione occidentale?//Cristianesimo e specificità regionali nel mediterraneo Latino (sec. IV-VI) (Studia Ephemeridis «Augustinianum» 46). Rome, 1994. P. 161–177; idem. Oikonomia und Theologia in Augustins “De Trinitate”//Gott und sein Bild. Augustins “De Trinitate” im Spiegel gegenwärtiger Forschung/Hrsg. J. Brachtendorf. Paderborn, 2000. S. 39–52; idem. Augustins “De Trinitate” in seinen theologischen Grundzügen//Freiburger Zeitschrift für Philosophie und Theologie 49 (2002). S. 49–72; idem. Augustins “De Trinitate”, eine christliche Botschaft//Augustinianum 45 (2005). P. 501–517; idem. Augustins “De Trinitate”: eine Einführung. Paderborn, 2005. 356 Drecoll V H. Mens-notitia-amor. Gnadenlehre und Trinitätslehre in “De Trinitate” IX und in “De peccatorum meritis”/“De spiritu et littera”//Gott und sein Bild. Augustins “De Trinitate” im Spiegel gegenwärtiger Forschung/Hrsg. J. Brachtendorf. Paderborn, 2000. S. 137–154.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

В 50-х гг. XX в. количество И. возросло и достигло к 1965 г. почти 36 тыс. чел., затем стало снижаться. Орден предпринимал усилия по обновлению принципов деятельности, которые на последних генеральных конгрегациях были сформулированы как «служение вере» и «борьба за социальную справедливость и мир». Сферами деятельности Об-ва Иисуса стали диалог с представителями др. религий и борьба за права человека (в частности, организация приютов для беженцев). Два генерала ордена - пресвитеры Педро Аррупе-и-Гондра (в 1983 по причине болезни; ум. в 1991) и Петер Ханс Колвенбах (в 2008 по достижении 80 лет) - добровольно ушли в отставку. 19 янв. 2008 г. на генеральной конгрегации 30-м генералом ордена был избран руководитель Конференции (ассоциации) иезуитов Вост. Азии и Океании испанец пресв. Адольфо Николас. В наст. время орден насчитывает более 19 тыс. чел. (An. Pont. 2008. P. 1471). Продолж. изд.: Monumenta historica Societatis Iesu. Madrid; R., 1894-2003. 156 vol.; Archivum historicum Societatis Iesu: Periodicum semestre a Collegio scriptorum de historia S. J. in urbe editum. R., 154 t.; Bibliotheca Instituti Historici Societatis Iesu. R., 64 t. Библиогр.: Carayon А . Bibliographie historique de la Compagnie de Jésus. P., 1864. Gen., 1970n; Polg á r L. Bibliography of the History of the Society of Jesus. R., 1967; idem. Bibliographie sur l " histoire de la Compagnie de Jésus, 1901-1980. R., 1981-1990. 3 t.; Sommervogel C. Dictionnaire des ouvrages anonymes et pseudonymes: Publiés par des religieux de la Compagnie de Jésus, depuis sa fondation jusqu " à nos jours. Amst., 1966. Ист.: Corpus institutorum Societatis Jesu. Antw., 1635. R., 1869-1870. 15 vol.; Caballero R. D. Bibliothecae scriptorum societatis Jesu Supplementa. R., 1814-1816. 2 t.; Sancti Ignatii de Loyola. Constitutiones Societatis Iesu. R., 1934-1948. 4 vol. (Monumenta historica Societatis Iesu; 63-65, 71); Travels of the Jesuits into Various Parts of the World, Particularly China and East Indies, Compiled from Their Letters. New Delhi, 1995. 2 vol.; Istruzioni secrete della Compagnia di Gesù. Mil., 1996; Ratio atque institutio studiorum Societatis Iesu/Introd. e trad. A. Bianchi. Mil., 2002.

http://pravenc.ru/text/293585.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010