порт Бизерта на Средиземном м., в авг. 1916 г.- в Россию, вероятно для формирования серб. добровольческих отрядов. Позже был священником при 2-й Добровольческой дивизии сербов, хорватов и словенцев, воевавшей на территории России. После Февральской революции 1917 г. вместе с оставшимися в живых солдатами дивизии покинул Россию и морским путем через Белое м., Сев. Ледовитый и Атлантический океаны прибыл в Великобританию, 2 месяца провел в военном лагере в г. Уинчестер, в кон. окт. 1917 г. приехал в Лондон. В Лондоне вместе с иером. Николаем (Велимировичем ; впосл. епископ Жичский) И. вошел в Совет по образованию, к-рый занимался вопросами, связанными с обучением и условиями жизни серб. студентов в Великобритании. 20 нояб. 1917 г. был освобожден от воинской обязанности и направлен в распоряжение Мин-ва образования. После окончания войны вернулся на должность преподавателя Белградской семинарии и вскоре был назначен ректором семинарии в Призрене. В 1919 г. участвовал в разработке Устава СПЦ. 19 дек. 1920 г. И. был избран епископом Битольским; находилась кафедра в г. Битола (Македония). По инициативе И. и еп. Жичского Николая (Велимировича) 20 окт. 1921 г. в Битоле была открыта семинария им. св. ап. Иоанна Богослова, преподавателями которой были видные богословы иером. Иоанн (Максимович ; впосл. архиепископ Шанхайский), прп. Иустин (Попович) , иером. Киприан (Керн ; впосл. архимандрит) и др. И. жертвовал семинарии деньги, книги, иконы, основал фонд (впосл. получивший его имя) для выплат стипендий лучшим ученикам. В 1924 г. в семинарии было ок. 200 учеников, к 1927 г. она стала крупнейшей духовной школой в СПЦ (ок. 400 учащихся и 50 преподавателей). Помимо сербов здесь обучались албанцы, чехи, словаки, карпатороссы, румыны и др. В 1930-1931 гг. И. посетил Прикарпатскую Русь с миссией, члены к-рой вели работу по возвращению униатов в Православие и готовили учреждение Мукачевско-Пряшевской епархии СПЦ (см. ст. Мукачевская и Ужгородская епархия УПЦ ). 1 янв. 1932 г. И. был избран митрополитом Скопским, взошел на кафедру 17 янв.

http://pravenc.ru/text/578557.html

Н. заботился о Владимирской ДС, ежегодно выделял крупные пособия Об-ву вспомоществования нуждающимся воспитанникам семинарии. В кругу наставников и учеников вспоминал юношеские годы, делился богатым педагогическим опытом, делал указания методологического свойства по содержанию преподаваемых дисциплин. Проявлял сердечность и участливость к преподавателям и учащимся. Брал на себя ответственность за тех, кто оказались в сложной ситуации. Особенно трудным для Н. был нояб. 1912 г., когда волнения в семинарии переросли в открытые выступления против начальства ( Богословский. 1914. С. 579). Ректором Владимирской ДС в 1905-1911 гг. был прот. И. В. Соболев, одноклассник Н. по семинарии и однокурсник по СПбДА. В 1908 г. Владимирскую семинарию окончил Сергей Сахаров (впосл. епископ Ковровский священноисп. Афанасий ), в 1911 г.- А. И. Иванов (впосл. профессор Ленинградской ДА, доктор церковной истории). Особое участие Н. принимал в постройке в 1913 г. здания епархиального жен. училища; являлся председателем братства блгв. кн. Александра Невского. Внимательно следил за содержанием статей «Владимирских епархиальных ведомостей», редактором к-рых состоял учитель семинарии по библейской и церковной истории Н. В. Малицкий (впосл. профессор СПбДА). Н. освятил много храмов в епархии, в т. ч. 2 июня 1907 г.- главный престол Введенского собора в ивановском в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы монастыре , 19 июля 1910 г.- Успенскую ц. в с. Петушки Покровского у. 1 авг. 1913 г. Н. рукоположил во диакона, а 6 авг.- во священника С. Н. Фестинатова (впосл. архиепископ Владимирский и Суздальский Онисим ). 21 июня 1909 г. во Владимире Н. принимал воспитанников СПбДС, совершавших паломничество-экскурсию с ректором сщмч. Вениамином (Казанским) : давал им объяснения при осмотре Успенского собора, вечером провел с ними пастырскую беседу. Викариями Н. на Владимирской кафедре были епископы сщмч. Александр (Трапицын) , Евгений (Мерцалов) , Митрофан (Загорский; † 1919). Н. вызывался в Синод в 1901-1902, 1904, 1906 гг.

http://pravenc.ru/text/2565994.html

Епископы Китийские: прав. Лазарь (45/46-63), сщмч. Ферапонт (III или IV в.), Мнемий или Мнемоний (упом. в 381), свт. или сщмч. Исаак (Исаакий) (нач. V в.), Феодосий (?) (кон. VI - 1-я пол. VII в.), Сергий (?) (кон. VI - 1-я пол. VII в.), Леонтий (VII в.), Нарс (Марс?) (VII в.?), Феодор (упом. в 655), Тихон (упом. в 680), Феодор (упом. в 787), Иеремия (упом. в 1600 и 1601). Епископы Лимасольские, Амафунтские и Курийские (в состав епархии к-рых входила территория Китийской епископии): Герман Кускунарис (1572-1580), Иоаким (между 1580 и 1600), Иаков (упом. в 1609), Леонтий I (упом. в 1630 и 1634), Парфений (упом. в 1642 и 1662), Герасим (упом. в 1668). Митрополиты Китийские (по уточненным сведениям иером. Софрония (Михаилидиса)): Косма Маврудис (1674-1676), Варнава (1676-1679), Иоанникий I (1679/80-1704), Иоанникий II (1704-1709), Сильвестр (1709-1718; впосл. архиепископ Кипрский), Дионисий (1718-1726), Иоанникий III (1727-1737), Макарий I (1737-1776), Мелетий I (1776-1797), Хрисанф (1797-1810), Мелетий II (1810-1821), Леонтий II (1821-1837), Дамаскин (1837-1846; ранее архиепископ Кипрский), Мелетий III (Модинос; 1846-1864), Варфоломей (1864-1866), Киприан (Икономидис; 1868-1886), Хрисанф (Иоаннидис-Ладас; 1889-1890), Кирилл (Пападопулос; 1893-1909; впосл. архиеп. Кипрский Кирилл II), Мелетий (Метаксакис; 1910-1918; впосл. К-польский патриарх Мелетий IV и Александрийский патриарх Мелетий II), Никодим (Милонас; 1918-1937), вдовство кафедры (1937-1948), Макарий (Мускос; 1948-1950; впосл. Кипрский архиеп. Макарий III), Анфим (Махериотис; 1951-1973), Хризостом (Махериотис; с 1973 по наст. время). Лит.: Le Quien. OC. T. 2. Р. 1055-1058; Γεδεν Μ. Ο Αθως: Αναμνσεις, γγραφα, σημεισεις. Κωνσταντινοπολις, 1885; Λμπρος Σ. Τ Πτρια το Αγου Ορους//Νος Ελληνομνμων. Αθναι, 1912. Τ. 9; Κρρης Κ. Π. Κιτου, Μητρπολις//ΘΗΕ. 1965. Τ. 7. Σ. 591-598; Παπαγεωργου Α. Λρνακα επαρχα: Εκκλησιαστικ αρχιτεκτονικ//ΜΚΕ. 1987. Τ. 7. Σ. 252-254; Παυλδης Α. Κιτου επισκοπ//Ibid. Σ. 123-125; Χρστου Δ., Παυλδης Α. Κτιον//Ibid. Σ. 114-122; Fedalto. Hierarchia. P. 881; Μαραθετης Θ., Παυλδης Α. Λρνακα πλη//ΜΚΕ. 1988. Τ. 8. Σ. 254-276; Karageorghis V. The Cyprus: Ancient Monuments. Nicosia, 1989. P. 52-55; Baker D. W. Kittim//ABD. 1992. Vol. 4. P. 93; Σωφρνιος (Μιχαηλδης), ερομν. Ιστορα τς κατ Κιτου Εκκλησας. Λρνακα, 1992; Αγθωνος Π. Σ. Ο Αγιος Λζαρος Τετραμερος. Λευκωσα, 1997; Χοτζκογλου Χ. Ο Αγιος Λζαρος, ο μαρτυρες γι τν βο το κα σχση το μ τ Κτιον//Κυπριακα Σπουδα. Λευκωσα, 2002. Τ. 66. Σ. 33-42; Χαρτων Σταυροβουνιτης. μον. Μερικ ναθερηση το ν χρσει καταλγου πισκπων τς πισκοπς Κιτου: Προσθκες κα εσηγσεις//Ibid. 2005. Τ. 67/68. Σ. 147-176; idem. Αγιος Ισακ πσκοπος Κιτου θαυματουργς//Ibid. 2008. Τ. 72. Σ. 75-84; Εκκλησα τς Κπρου: Διοκητικ συγκρτησις τς Εκκλησας Κπρου κα τν λοιπν Ορθοδξων Εκκλησιν: Ετος 2013. Λευκωσα, 2012. Σ. 88-97; http://imkitiou.org [офиц. сайт К. м.].

http://pravenc.ru/text/1841149.html

Архим. Киприан (Керн). Фотография. 50-е гг. ХХ в. Отец К. происходил из дворянского рода, вскоре после рождения сына был назначен профессором и директором имп. Лесного ин-та в С.-Петербурге, мать - из старообрядцев, «святой жизни женщина» ( Зайцев. 1968. С. 313; в рассказе Б. К. Зайцева «Река времен» под именем архим. Андроника описан К.; перу Зайцева принадлежат также воспоминания о К. в сб. «Далекое» ( Он же. 1965) и некролог в Вестнике РСХД ( Он же. 1960)). Юность К. прошла в С.-Петербурге, где он учился в гимназических классах имп. Александровского лицея. В 1917 г., после закрытия лицея Временным правительством, он поступил на юридический фак-т Московского ун-та. Будучи в Москве, неоднократно присутствовал на заседаниях Поместного Собора 1917-1918 гг., где познакомился с митр. Антонием (Храповицким) , к-рый стал его духовным отцом и впосл. оказал на него большое влияние. Ученые занятия К. в ун-те были прерваны гражданской войной. Покинув Россию, К. обосновался в Сербии. Здесь он завершил юридическое образование, окончив в 1922 г. юридический фак-т Белградского ун-та. В 1925 г. окончил богословский фак-т того же ун-та (выпускное сочинение об историческом развитии греч. текста Литургии свт. Иоанна Златоуста, научный руководитель - прот. Лазарь Миркович ). Входил в кружок русских студентов богословского факультета (с 1925 братство прп. Серафима Саровского), инициаторами создания к-рого были Н. Н. Афанасьев (впосл. протоиерей), С. С. Безобразов (впосл. еп. Кассиан ), Ю. П. Граббе (впосл. еп. Григорий ). На собраниях бывали митр. Антоний (Храповицкий), архиеп. Феофан (Быстров) , архиеп. Гавриил (Чепур) , свт. Николай (Велимирович) . К. участвовал в работе первых съездов Русского студенческого христианского движения (1-й - в Пршерове (Пшерове), близ Праги, окт. 1923; 3-й - в русском жен. мон-ре (бывш. Леснинский) в Хопове, Сербия, сент. 1925). По окончании ун-та получил приглашение занять преподавательскую должность в только что открывшемся в Париже Православном богословском институте прп. Сергия Радонежского , однако от этого приглашения К. отказался и поступил преподавателем литургики, апологетики и греч. языка в ДС св. ап. Иоанна Богослова Сербской Православной Церкви в г. Битоль (Битола, совр. Республика Македония). Преподавание совмещал с исполнением должности помощника инспектора семинарии.

http://pravenc.ru/text/1684754.html

был уволен с Пинской кафедры. Новым главой Пинской епархии по рекомендации Н. был назначен архим. Вениамин (Новицкий ; впосл. архиепископ), хиротонисанный 15 июня 1941 г. в Луцке. По инициативе Н. также была возрождена правосл. архиерейская кафедра во Львове. 27 (по др. данным, 29) марта 1941 г. в Москве состоялась хиротония во епископа Львовского наместника Почаевской лавры архим. Пантелеимона (Рудыка ; впосл. архиепископ). Хиротонии епископов Пантелеимона, Венедикта и Вениамина (из них 2 проведены в Москве) были первыми архиерейскими хиротониями в РПЦ с 1936 г. и символизировали окончание периода наиболее жестокого преследования Церкви советскими властями. Образование Львовской епархии должно было начать процесс воссоединения укр. униатов с Православием. Весной 1941 г. Н. занимался на Волыни отбором священников, давших согласие на переезд в Галицию для служения на миссионерских приходах и для распространения Православия среди униатов. Благодаря усилиям Н. удалось вернуть правосл. общинам некоторые храмы, ранее обращенные в Польше в католич. костелы. В частности, вновь стал православным соборный храм бывш. Новозагоровского Рождество-Богородичного муж. мон-ря в с. Нов. Загоров (ныне Локачинского р-на Волынской обл.) с чудотворной Загоровской иконой Божией Матери. По рекомендации Н. 30 мая 1941 г. было утверждено новое священноначалие Почаевской Успенской лавры: новым наместником лавры в связи с переездом еп. Пантелеимона во Львов стал архим. Панкратий (Гладков; впосл. епископ), а его помощником и казначеем лавры - архим. Нектарий (Григорьев ; впосл. митрополит). Во 2-й пол. июня 1941 г. Н. выехал по вызову митр. Сергия в Москву, где его застало начало Великой Отечественной войны. Вскоре он вернулся на Украину, но Луцк к тому времени был уже занят нем. войсками. Из прифронтовой зоны Н. прибыл в Киев и 15 июля 1941 г. был назначен митрополитом Киевским и Галицким, экзархом Украины. В кон. июля в связи с приближением к Киеву нем. войск Н. был эвакуирован в Москву. Проводил богослужения в Богоявленском соборе в Елохове, произносил проповеди патриотического содержания.

http://pravenc.ru/text/2566030.html

(1705) с. Загайцы. Первым в списке правосл. игуменов И. М. м. после окончания униат. периода значится Аркадий (Закревский; 1796-1808). Затем И. М. м. возглавляли выпускники Волынской ДС Иасон (Ендржеевич), Иероним (Визерский) и с 1814 г. Иерофей (Лобачевский; впосл. епископ), к-рый совмещал настоятельство в И. М. м., преподавательскую деятельность в Волынской ДС и должность благочинного муж. мон-рей Волынско-Житомирской епархии. Уже после перевода архим. Иерофея в 1829 г. в Дерманский мон-рь И. М. м. выиграл в Сенате земельное дело, начатое в кон. XVIII в. против соседнего помещика Каетана Бобра-Пиотровицкого и продолжавшееся после смерти Каетана в 1831 г. против его сына, предводителя дворянства Волынской губ. Теодора Бобра-Пиотровицкого. После смерти Т. Бобра-Пиотровицкого в 1861 г. Загайцы перешли его дочери Людвике Юзефине, вышедшей замуж за гр. Маврикия Потоцкого. Ее сын Евстахий Потоцкий в кон. XIX в. притеснял и грабил мон-рь, довел Загаецкое поместье до разорения и вскоре лишился его (Fragment «Bobrowny Ludwika i Zofia»!//Gazeta Wyborcza: 27. 10. 2004; Karwicki J. D. Z zamglonej i niedawno minionej przeszoci. Warsz., 1901. S. 121-125). В 1833-1875 гг. настоятелями были в основном архимандриты, ректоры Волынской ДС в Кременце (переведенной в 1902 в Житомир), в т. ч. в 1833-1837 гг. Флавиан (Тихвинский); в 1837-1847 гг. Христофор (Эммаусский; впосл. епископ); в 1848-1852 гг. Феодосий (Шаповаленко; впосл. архиепископ); в 1852-1857 гг. Ефрем (Рязанов); в 1857-1860 гг. Феофилакт (Губин; впосл. епископ); в 1861-1875 гг. Рафаил (Троицкий). Возглавлявший И. М. м. в 1901-1904 гг. иером. Анатолий (Ключарёв), опираясь на архив И. М. м., в т. ч. на рукописи «Русская история Загаецкого монастыря» униат. игум. Бонифатия Кревницкого (1773) и «Статистическое описание Загаецкого монастыря» (1845), написал книгу по истории обители. Насельниками обители были мн. видные деятели волынских духовных школ, буд. преподаватели Волынской ДС иеромонахи Нафанаил (Гнидашевский), Макарий (Остальский), Сергий (Павловский), Афанасий (Шиманский), Киприан (Центелович).

http://pravenc.ru/text/577900.html

11 нояб. 1923 г. временно управлявший Петроградской епархией Лужский еп. Мануил (Лемешевский ; впосл. митрополит) в рапорте на имя патриарха свт. Тихона ходатайствовал о восстановлении вдовствовавшего О. в., чтобы положить «предел той смуте среди единоверцев, которая создалась у них за это время». Кандидатом «как православного духовенства гор. Петрограда, так и единоверцев» был указан вдовый прот. Н. Клементьев, настоятель петроградского Свято-Духовского собора на Б. Охте (впосл. архиеп. сщмч. Николай (Клементьев) ). Еп. Мануил просил «в интересах торжества Православия в Петрограде» о совершении хиротонии прот. Н. Клементьева «на месте». Разрешение патриарха было получено, он поручил направить в Петроград Подольского архиеп. сщмч. Петра (Полянского ; впосл. митрополит) для возглавления хиротонии, однако архиеп. сщмч. Петр не смог прибыть в Петроград и хиротония не состоялась. 28 мая 1924 г. Кронштадтский еп. Венедикт (Плотников ; впосл. архиепископ) и Шлиссельбургский еп. сщмч. Григорий (Лебедев) направили новое ходатайство о посвящении прот. Н. Клементьева во епископа с титулом «Охтенский, с правом почетного Настоятельства в Свято-Духовском соборе», предлагая при этом «считать замещение Охтенской кафедры временным, впредь до занятия оной кандидатом, выставленным единоверческими приходами». В качестве возможных вариантов для создания новых титулов они указали на 2 безуездных города - Ораниенбаум (ныне Ломоносов) и Сестрорецк («последний по территории близко примыкает к Охте»). В ответ на представление 12 июня 1924 г. была учреждена кафедра викарного архиерея Ленинградской епархии в Сестрорецке (см. ст. Сестрорецкое викариатство ) с назначением на нее прот. Н. Клементьева. О. в. в дальнейшем не замещалось. В 1925-1926 гг. существовало обновленческое (см. ст. Обновленчество ) О. в. Ленинградской епархии. 19 дек. 1924 г. «епископом» Охтенским назначен «архимандрит» прмч. Владимир (Пищулин) , «хиротонисан» 8 марта 1925 г. в ленинградском Казанском соборе. 10 окт. того же года он был перемещен на Псковскую обновленческую кафедру, назначения не принял и был уволен на покой. 14 авг. 1926 г. воссоединился с Московской Патриархией в сане иеромонаха, в связи с чем раскольничьим синодом 24 авг. 1926 г. «за переход в тихоновщину» исключен из списка обновленческих «епископов». 8 нояб. 1925 г. в ленинградской Екатерининской ц. на Васильевском о-ве во «епископа» Охтенского хиротонисан член обновленческого синода прот. Николай Платонов, состоявший в браке (приводимые в ПЭ сведения о том, что с 8 по 18 нояб. 1925 он титуловался «епископом Гдовским» (Т. 10. С. 481), не подтверждаются). 18 нояб. 1925 г. Охтенский «епископ» Николай Платонов утвержден 4-м викарием Ленинградской обновленческой епархии, 25 июня 1926 г.- 2-м викарием с возведением в сан «архиепископа». Кафедра находилась в Ильинском, что на Пороховых, соборе Ленинграда. 3 авг. 1926 г. обновленческое О. в. было упразднено, Николай Платонов переименован в «архиепископа Гдовского».

http://pravenc.ru/text/2581781.html

Малышев был пострижен в рясофор с именем Игнатий и получил прозвание Игнатий Маленький; в 1842 г. пострижен в мантию с тем же именем, 1 апр. 1844 г. рукоположен во диакона, на следующий день - во иерея. И. неоднократно посещала имп. Александра Феодоровна , интересовавшаяся его успехами в живописи. И. подарил ей икону собственного письма. Духовной дочерью И. стала статс-дама П. И. Мятлева (впосл. была похоронена в семейной усыпальнице в Троице-Сергиевой пуст.). В 1848 г., во время эпидемии холеры, И. был командирован в Скорбященскую ц. С.-Петербурга для исполнения треб. В том же году в столице скончалась отличавшаяся благочестием мать И. В это время в Троице-Сергиевой пуст. жили братья И.- Макарий, впосл. схимонах с тем же именем (исполнял послушание наставника молодых иноков, в т. ч. буд. афонского подвижника схим. Парфения (Гвоздева)), и, младший, Петр (впосл. иером. Платон; † 1863). Третий брат, Степан, успешно занимался торговлей и на свои средства построил новую келью И. В связи с небольшими размерами теплой церкви И. удалось убедить настоятеля построить новый храм во имя прп. Сергия Радонежского и получить обещание кнг. З. И. Юсуповой пожертвовать на него 40 тыс. р. Став главным распорядителем работ на строительстве Сергиевской ц., пользовался доверием настоятеля и архит. А. М. Горностаева . Однажды И. нашел в лесу гранитный валун, к-рый был использован для отделки всех колонн храма. И. настоял на том, чтобы иконостас для церкви был не резным дубовым, как предлагал свт. Игнатий, а мраморным. Для получения средств на убранство храма И. продал имевшийся у него эскиз Брюллова, сам выполнил на колоннах медальоны с изображениями святых, спроектировал гранитный мозаичный пол (частично сохр.), плафон на балках, витражи. Принципы устройства и символику постройки И. впосл. изложил в брошюре «Храм преподобного Сергия». 15 апр. 1857 г. И. был назначен наместником Троице-Сергиевой пуст. Через полгода готовившийся к епископской хиротонии свт. Игнатий рекомендовал митр. Новгородскому и С.-Петербургскому Григорию (Постникову) назначить «неученого» И. настоятелем. Указом Святейшего Синода от 30 окт. 1857 г. И. был определен настоятелем Троице-Сергиевой пуст. 17 нояб. 1858 г. в Казанском соборе состоялось возведение И. в сан архимандрита. Отслужив литургию в пустыни, И. попрощался с учителем; в дальнейшем он состоял с ним в переписке и получал от него написанные святителем сочинения.

http://pravenc.ru/text/293461.html

Октябрьская революция 1917 г. стала поворотным моментом в истории П. д. м. В связи с инфляцией и аннулированием военных займов миссия оказалась на грани банкротства, в 1919 г. в Китае были закрыты все правосл. миссионерские станы. Оставшиеся финансовые и материальные средства были мобилизованы на поддержку беженцев из России. В заметке «Положение духовной миссии в Китае», опубликованной в газ. «Дальний Восток», говорилось: «Вследствие политических событий в России миссия лишилась почти всех источников доходов. Предприятия миссии за отсутствием оборотного капитала не могут конкурировать с китайскими предприятиями. По мнению начальника миссии, лучшим выходом из создавшегося положения является обеспечение промышленных учреждений миссии (мельница, механич. мастерская, маслодельный завод, салотопня, мыловарня, типография и пр.), благодаря чему миссия могла бы не только существовать, но и значительно расширить свою миссионерскую деятельность» (Дальний Восток: Газ. Владивосток, 1919. 9 окт.). В 1920 г. П. д. м. приютила многочисленных беженцев из России. Бывш. председатель Совета министров Временного Сибирского правительства П. В. Вологодский был принят в миссию юрисконсультом. Архим. Макарий (Счастнев) 23 июня 1923 г. был назначен кафедральным протоиереем и благочинным Успенского мон-ря в Пекине, 26 сент.- благочинным правосл. духовенства, проживающего в г. Шанхае. К Александро-Невской ц. в г. Ханькоу был назначен бывш. священник Енисейской епархии И. И. Михайлов, также покинувший Россию в составе Белой армии в нояб. 1922 г. В нач. 1921 г. послушником пекинского Успенского мон-ря стал бывш. офицер Л. В. Святин (впосл. митр. Краснодарский и Кубанский Виктор ), вскоре он был пострижен в монашество и рукоположен во иерея; 10 авг. 1922 г. назначен настоятелем Покровской ц. в Тяньцзине. Учреждения миссии принимали рус. беженцев и в др. регионах: еп. Забайкальского и Нерчинского Мелетия (Заборовского ; впосл. митрополит Харбинский и Маньчжурский), архиеп. Оренбургского и Тургайского Мефодия (Герасимова ; впосл. архиепископ Харбинский и Маньчжурский), архим. Ювеналия (Килина ; в схиме Иоанн; впосл. архиепископ Ижевский и Удмуртский) и мн. др.

http://pravenc.ru/text/2579896.html

(Зиоров Михаил Захарович; 21.05.1851, г. Новомиргород Елисаветградского у. Херсонской губ.- 20.12.1915, г. Петроград), архиеп. Варшавский и Привислинский, член Гос. совета Российской империи. Род. в семье полкового священника, прославившегося в Севастопольскую кампанию, прот. Захарии Михайловича Зиорова (1816-1884). Начальное образование получил в Дворянском уч-ще в г. Златополь (ныне в черте Новомиргорода). В 1865 г. поступил в Одесскую ДС, к-рую окончил 2-м по разрядному списку. По результатам приемных экзаменов в МДА был 4-м, учился на историческом отд-нии, в 1875 г. окончил академию 1-м по разрядному списку. Среди его товарищей по курсу был В. А. Соколов (позже профессор МДА). К 100-летию академии Н. опубликовал воспоминания о годах обучения в ней, рекомендованные в 1915 г. Синодом для б-к духовно-учебных заведений (Мои воспоминания о МДА. Варшава, 1914). Из профессоров он выделял Е. В. Амфитеатрова , В. Д. Кудрявцева-Платонова , П. С. Казанского , архим. Михаила (Лузина ; впосл. епископ Курский и Белгородский), А. Ф. Лаврова (см. ст. Алексий (Лавров-Платонов) , архиепископ Виленский), Н. И. Субботина , Е. Е. Голубинского , В. Н. Потапова , а из начинающих преподавателей - В. О. Ключевского и А. П. Лебедева . В продолжение первых 3 курсов М. Зиоров прислуживал в алтаре ректору А. В. Горскому . В 1875 г., во время ревизии МДА архиеп. Макарием (Булгаковым) , он прочитал пробную лекцию «О Башкине и Косом». В стенах МДА слушал выступления митр. Иннокентия (Вениаминова) , С. М. Соловьёва и Вл. С. Соловьёва , Н. П. Аксакова , Ю. Ф. Самарина , М. П. Погодина , Н. П. Гилярова-Платонова и др. «Нас интересовали особенно славянофилы. В то время среди студентов Московской Дух. Академии было развито славянофильское направление» (Мои воспоминания о МДА. 1914. С. 20). Студентам разрешалось ездить в Москву: М. Зиоров бывал в опере, в Румянцевском музее, в Кремле, в соборах и дворцах. В праздничные дни посещал дом инспектора МДА С. К. Смирнова . Академическую традицию пения в Прощеное воскресенье стихир «Да воскреснет Бог» по пасхальному чину, восходящую, по преданию, к прп. Сергию Радонежскому, он впосл. вводил везде, где служил. Всю жизнь хранил книгу И. Канта «Критика чистого разума», к-рой его наградили на академическом акте в честь выпуска курса.

http://pravenc.ru/text/2565980.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010