3.         Преосвященный Евгений, епископ Курский и Белгородский 1778—1871 гг.//Там же, 1891, 32. 4.         Преосвященный Владимир, епископ Курский и Белгородский//Там же, 1891, 34. 5.         Первое послание св. апостола Павла к Фессалоникийцам. Киев, 1893. 6.         Феоктист Мочульский, епископ Курский и Белгородский//ТКДА, 1894, 1, 2. 7.         Макарий Булгаков, митрополит Московский. Т. 1. Киев, 1895. 8.         Духовные школы Курско-Белгородской епархии, вып. III. Киев, 1895. 9.         Воспоминания о преосвященном Иннокентии Борисове, как рек­торе Киевской духовной академии//ТКДА, 1895, 3. 10.     Руководящие деятели духовного просвещения в России в первой половине текущего столетия. Комиссия духовных училищ И. А. Чистова. СПб, 1894 — рецензия//ТКДА, 1895, 3. 11.     История русского сектантства: а) стригольники, 6) жидовствующие//Миссионерское обозрение. 1896. 12.     Киево-Софийский протоиерей Петр Гаврилович Лебединцев. Киев, 1896. 13.     Описание торжественного открытия честных мощей святителя Фео­досия УГЛИЦКОГО, Черниговского чудотворца//ТКДА. 1896. Т. 3(12). 14.     Слово в день поминовения почивших деятелей и воспитанников Киевской духовной академии, сказанное 31 декабря 1896 года. Киев, 1897. 15.     Макарий Булгаков, архиепископ Харьковский, т. 2. Киев, 1897. 16.     Иван Игнатьевич Малышевский . Киев, 1897. 17.     Святой священномученик Макарий, митрополит Киевский и Всея Руси//ТКДА, 1897, 5. 18.     Преосвященный Филипп Наумов, епископ Мелитопольский//ТКДА, 1897 6—8, 10, 11; 1898, 10, 11; 1899, 2, 3, 6, 7, 10; 1900, 8, 9; 1901, 3; 1902, 8. 19.     Очерки из истории Киевской духовной академии//ТКДА, 1897, 10. 20.     О современном состоянии русского сектантства//ТКДА, 1897, 12. 21.     История духовных школ Курско-Белгородской епархии в связи с историею русского духовного просвещения вообще в течение XVIII и XIX веков. Киев, 1897. 22.     Историческое описание Киево-Андреевской церкви. Киев, 1897. 23.     Высокопреосвященный Михаил, архиепископ Белградский, мит­рополит Сербский (1826—1898). Киев, 1898.

http://bogoslov.ru/person/47976

9. Митрофан Шепиков При бывшем архимандрите Михаиле Нифонтове прислан он в 1729 году Преосвященным Епифанем епископом Белоградским и Обоянским из Святогородского Успенского монастыря в Курский Знаменский монастырь на рассмотрение настоятеля, и жития его в большом ли Курском монастыре или в приписной какой-либо оному пустыни, и велено ему служить по очереди с прочими братьями седмицу в облачении иеромонашеском‚ а в праздничные и высокоторжественные дни в облачении архимандрическом, по смерти же упоминаемого архимандрита Михаила в 1733 году пожалован настоятелем Курского монастыря, где будучи присутствовал в Белогородской консистории и в Курском Духовном правлении, а в 1739 году взят он был в Москву в Тайную контору, где оправдан был и отпущен в Курск. В 1747 году позван указом Святейшего Правительствующего Синода в Санкт-Петербург на чреду, в котором году в бытность уже его в Москве в следственной о раскольниках комиссии членом, за некоторые учиненные там дерзости, июня 6 дня архимандрическаго чина лишен и послан в Коломенской епархии в Голутвин монастырь на послушание, потом паки был архимандритом в Боровском монастыре, где и скончался. В том же 1747 году сентября против 25 числа в час ночи внутри города Курска близ монастыря Курского Знаменского учинился пожарь, от которого в оном монастыре на церковных главах, и на церковных переходах, и на кельях крыши и прочее деревянное строение, так же на колокольне, и на часовой башне два колокола погорели, при том в церквях иконостасы и стенное писание от того же пожару повредились, на исправление всего того по смете должно было употребить денег 8100 рублей: в бытность упомянутого архимандрита Митрофана в Курском монастыре настоятелем построено в Санкт-Петербурге в первой Адмиралтейской части на новой Исаакиевской улице, коштом оного монастыря каменное подворье. 10. Иоасаф Рудзинский До 1747 года был он в Санкт-Петербурге в Шляхетном кадетском корпусе иеромонахом, а в оном году октября 29 дня по определению Святейшего Правительствующего Синода произведен в архимандрита в Курский Знаменский монастырь Синодальным членом Преосвященнейшим Симоном епископом Псковским и Нарвским в Санкт-Петербурге в придворной Стретенской церкви, и по произведении отправлен при указе к Преосвященнейшему Антонию митрополиту Белоградскому и Обоянскому того же года ноября 9 дня, которым указом велено оному Преосвященнешему Антонию дать сему архимандриту от себя ставленую грамоту и отпустить в Курский Знаменский монастырь, потом будучи он в 1751 году в Санкт-Петербург на чреде, произнес некоторые на архипастыря своего Преосвященнейшего Иоасафа Горленка епископа Белоградского и Обоянскаго поносные речи, за что по снятии с него креста, отослан в Киево-Печерскую лавру на послушание. 11. Гедеон Антонский

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

с. Большое Яблоново Корочанского р-на Белгородской обл., упом. в 1746, время закрытия неизв.), белгородский Свято-Троицкий (мужской, в Белгороде, основан в 1833, упразднен в 20-х гг. XX в.), Нижнедевицкий Варваринский (женский, в совр. дер. Сомовка Горшеченского р-на Курской обл.), основан в 1883, упразднен в 20-х гг. XX в.), Пятницкий Николо-Тихвинский (женский, в совр. пос. Пятницкое Волоконовского р-на Белгородской обл., основан в 1889, упразднен в 20-х гг. XX в.), Александро-Мариинский (женский, в с. Ахтырском (ныне дер. В. Гремячка Щигровского р-на Курской обл.), основан в 1890 как община, в 1905 преобразован в монастырь, упразднен в 1928), Иоанно-Предтеченский скит Молченской Софрониевой в честь Рождества Пресв. Богородицы пустыни (мужской, в совр. с. Нов. Слобода Путивльского р-на (Сумская обл., Украина), основан в 1893, упразднен в 20-х гг. XX в.). Лит.: Ларионов С. И. Описание Курского наместничества из древних и новых разных о нем известий, вкратце собранное. М., 1786; Чистяков П. Некоторые сведения о духовных школах в Белоградско-Обоянской епархии в 18 ст.//Курские ЕВ. 1873. 13-24. С. 662-663; Курский Св.-Троицкий жен. мон-рь: (Кр. ист. очерк)/Сост.: игум. Емилия. Курск, 1912; Сведения о злодеяниях и беззакониях большевиков//Их страданиями очистилась Русь. М., 1996. С. 55-57; Курск: Краевед. слов.-справ. Курск, 1997; Арцыбашева Т. Н. Курский край и монастырская культура: Учеб. пособие по регион. культуре. Курск, 1998; она же. Православный Курский край. Курск, 2002; Тюрина Л. В. Государство и РПЦ: Эволюция отношений, 1917-2000: АКД. Курск, 2000; Жуков В. И. и др. История религ. призрения. М., 2002; Бугров Ю. А. История Курской епархии: Кр. очерк. Курск, 2003; Ивлиева Е. В. Государственно-церк. отношения в годы Великой Отеч. войны в Курской обл.//2-е Дамиановские чт.: Сб. мат-лов. Курск, 2003. С. 188-197; Раздорский А. И. Архиереи Курского края XVII-XX вв.: Кр. биогр. справ. Курск, 2004; Карнасевич В. Г., Реутов В. В., свящ. Новомученики и исповедники земли Курской.

http://pravenc.ru/text/2462311.html

417 Архиепископ Курский и Белгородский Феоктист. Краткое объяснение церковного круга пасхалии и правил ирмолойного пения. Изд. 2. М., 1805; Его же. Краткое объяснение церковного устава для священно-церковно-служителей Курской епархии. Изд. 2. М., 1816. – О нем: Лебедев А. С. Феоктист (Мочульский), архиепископ Белгородский (1787–1799) и Курский (1799–1817). Харьков, 1895; протоиерей Ф. И. Титов. Феоктист (Мочульский), архиепископ Курский. Киев, 1894. 419 Перечислим здесь сразу ряд более поздних по времени издания и популярных по характеру книг по изъяснению православного богослужения: Священник Павел Лебедев . Руководство к пониманию православного богослужения. Изд. 2, доп. СПб., 1869; Протоиерей Димитрий Кастальский. О богослужении. М., 1874, 1880, 1891; Священник Александр Свирелин . Православная вера. Книга для религиозно-нравственного чтения. В трех частях. Часть 2. Объяснение православного богослужения, церковных таинств и чина погребения умерших. М., 1888; Епископ Гермоген. О святых таинствах Православной Церкви. СПб., 1894; Изд. 2. СПб., 1904; Епископ Никанор (Каменский) . Объяснение православного богослужения. Общие понятия о богослужении. Объяснение вечерни, утрени и часов. М., 1906, 206 с. Здесь же, видимо, следует назвать учебники литургики для Духовных семинарий: Священник Феодор Хорошунов. Православная христианская литургика. Часть 1. Ставрополь, 1877. 148 с.; Епифаний Нестеровский. Литургика, или наука о богослужении Православной Церкви. Часть 1 (общая). Курск, 1895. Современное состояние литургики представлено изданиями: Протопресвитер Александр Шме-ман. Введение в литургическое богословие. Париж. 1959. Репринт: М., 1996; Архимандрит Ки-приан (Керн). Евхаристия. Париж, 1947; Его же. Литургика. Гимнография и эортология. М., 1997; Митрополит Вениамин (Федченков) . О богослужении Православной Церкви. М., 1999; Его же. Небо на земле. М., 1994 (о литургическом наследии св. Иоанна Кронштадтского ). 420 Дмитревский И. И. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Литургии, основанное на Священном Писании, правилах Вселенских и Поместных Соборов и на писаниях святых отцов Церкви. М., 1803, изд. 19; М., 1912. Репринт: М. 1994. (В 1902 г. в Киевской Духовной Академии эта книга сама стала предметом особого исследования. – См. отзыв профессора А. А. Дмитриевского о кандидатском сочинении М. Русанова: «Труды Киевской Духовной Академии». 1902. 10. С. 328–331); Егоже. Благочестивые размышления при слушании литургии. М., 1842.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

В 1815 г. в память о победе в Отечественной войне 1812 г. в Курске был заложен каменный Знаменский собор, его освящение состоялось 13 янв. 1826 г. 10 сент. 1817 г. в Белгороде была создана духовная семинария. В 1818 г. в Курске открылось отделение Библейского об-ва. Вид рыльского Николаевского монастыря. Рисунок. Кон. XIX в. Вид рыльского Николаевского монастыря. Рисунок. Кон. XIX в. В 1833 г. епархиальные учреждения переехали в Курск, архиерейская резиденция и консистория разместились в Знаменском мон-ре, кафедральным стал курский собор во имя прп. Сергия Радонежского и в честь Казанской иконы Божией Матери (Сергиево-Казанский). Семинария была окончательно переведена из Белгорода в Курск в 1882/83 уч. г. Трудными для епархии стали 1846-1849 годы, когда губернию охватила эпидемия холеры. В эти годы совершались многочисленные крестные ходы с чудотворной Курской-Коренной иконой Божией Матери. В 1864 г. во всех учебных заведениях края было введено преподавание Закона Божия священнослужителями епархии. В 1871 г. начался выпуск «Курских епархиальных ведомостей» . Расширялась благотворительная и просветительская деятельность Церкви. Были открыты курский духовный приют, жен. уч-ща в курском во имя Св. Троицы монастыре и в Богородице-Рождественском мон-ре в Белгороде, Александровские приюты (для мальчиков - в курском Знаменском мон-ре, для девочек - при епархиальном уч-ще). В 1892 г. начала работу церковноприходская школа для беднейших жителей Курска, к-рую учредило братство во имя прп. Феодосия Печерского при Курской ДС. В те же годы первых учеников приняла женская воскресная школа. Открылись постоянные курсы для учителей церковноприходских школ. В 1899 г. было создано Курское отд-ние правосл. Палестинского об-ва, в 1900 г. учрежден Курский комитет правосл. Миссионерского об-ва. В организованной в 1903 г. Курской губернской ученой архивной комиссии принимали участие преподаватели Курской ДС, на заседаниях комиссии поднимались в т. ч. вопросы церковной истории. В 1912-1913 гг.

http://pravenc.ru/text/2462311.html

В 1722 году Курский Богородицкий монастырь стал владельцем дачи в четырёх верстах от города Курска на верховьях реки Кур, впоследствии ставшей называться Знаменской рощей. Позднее здесь были построены церковь во имя Иоанна Богослова и двухэтажный каменный корпус; появились пруд с мельницей, сад, скотный двор, 60 десятин обрабатываемой земли. По манифесту о секуляризации монастырских земель императрицы Екатерины II от 26 февраля (8 марта) 1764 года, переводившему в казённое ведение все церковные имения, упразднявшему часть монастырей, а остальные разделявшему на три класса, в составе Белгородской и Обоянской епархии были оставлены Курский, Хотмыжский, Обоянский и Волховский монастыри. Коренная Рождественская пустынь, ранее приписанная к Знаменскому монастырю, получила статус самостоятельной обители. Знаменский монастырь был утверждён штатным и отнесён ко второму классу. По штату в нём числились архимандрит, казначей, 6 иеромонахов, 2 пономаря, просвирник, ключник (он же и хлебодарь), чашник, писец и 16 служителей. В процессе формирования нового городского центра были снесены в 1788 году Воскресенский собор, в 1792 году Пятницкая церковь. Построенный по приказу царя Алексея Михайловича каменный Знаменский храм простоял в центре Курска около полутора веков. Однако в ноябре 1814 года во время службы на прихожан с купола собора стала целыми кусками осыпаться штукатурка. Архиепископ Феоктист и губернский архитектор П. К. Шмит по поручению губернатора А. И. Нелидова провели осмотр здания, при котором выявили трещины на своде трапезной и на стенах храма, образовавшиеся в результате просадки его фундамента. Было принято решение построить вместо старого собора новый, лучшей архитектуры и большей вместительности, проект которого был уже готов летом 1815 года. После получения соответствующего официального распоряжения архиепископ Феоктист 16 (28) августа 1815 года велел вынести всё церковное имущество и начать снос обветшавшего храма. В 1816 году Знаменский собор был окончательно разобран.

http://azbyka.ru/palomnik/Курский_Знамен...

В кон. окт. 1919 г. при оставлении Курска Добровольческой Армией иноки Знаменского монастыря перенесли главную святыню Курского края - Курскую-Коренную икону Божией Матери в Белгород, затем она была перевезена в Новороссийск, в 1920 г. Курский еп. Феофан привез святыню в Фессалонику. С кон. 1927 г. икона находилась в рус. Свято-Троицкой ц. в Белграде (Сербия). 17 дек. 1919 г. временно управляющим Курской епархией был назначен Якутский и Вилюйский еп. Евфимий (Лапин) (РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 13. Л. 136). В соответствии с декретом «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» , принятым 20 янв. 1918 г., у церковных учреждений была реквизирована недвижимая собственность; земельный фонд Курской епархии составлял на то время ок. 50 тыс. дес. Советские власти с самого начала широко использовали формы экономического давления на духовенство и верующих, облагая их налогами и штрафами. Щигровский военно-революционный совет оштрафовал настоятеля Богословской церкви в с. Шестопалове свящ. Димитрия Романова на 5 тыс. р. за прочтение «контрреволюционного послания Святейшего Патриарха Тихона и декрета об отделении церкви от государства». Такую же сумму должны были выплатить монахини Льговского мон-ря. В период голода в Поволжье (1921-1922) власти пресекли все церковные инициативы по сбору средств для голодающих. Под предлогом помощи пострадавшим гос-во провело кампанию по изъятию церковных ценностей . В Курской губ. в связи с изъятием ценностей в 1922 г. было расстреляно 68 духовных лиц. В том же году начался инициированный властями обновленческий раскол (см. Обновленчество ). В этот сложный период обновленцам противостояли Курский митр. Назарий (Кириллов) и его викарий Рыльский еп. сщмч. Павлин (Крошечкин) , арестованный в 1925 г. 20 июля 1921 г. Курский архиеп. Назарий (с 23 авг. 1921 митрополит) направил на утверждение в Москву проект разделения Курской епархии между правящим архиереем и 2 полусамостоятельными викариями - Белгородским и Рыльским, который разработал еп. Павлин (Крошечкин) на основании предписаний священноначалия (ГА Курской обл.

http://pravenc.ru/text/2462311.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛИОДОР (Чистяков Иван Борисович; 25.09.1794, с. Воскресенск Жиздринского у. Калужской губ.- 2.02.1861, г. Белгород Курской губ.), архиеп. Курский и Белгородский. Род. в семье свящ. Бориса Бессонова. По окончании Калужской ДС в 1816 г. поступил в МДА, к-рую окончил в 1820 г. со степенью магистра. 18 сент. того же года был определен инспектором и профессором церковной истории Костромской ДС. До отъезда в Кострому 18 дек. 1820 г. был пострижен в монашество, 1 янв. 1821 г. рукоположен во диакона, 2 янв.- во иерея. С 5 сент. 1822 г. инспектор МДС, профессор философии. 22 авг. 1823 г. И. был причислен к соборным иеромонахам Донской иконы Божией Матери московского монастыря и определен ректором Рязанской ДС. Преподавал догматическое и нравственное богословие. Дал рекомендацию на поступление в МДА И. И. Кобыльскому (буд. архиеп. Воронежский Иосиф (Богословский) ), изменив его фамилию. 4 мая 1824 г. возведен в сан игумена, назначен настоятелем Иоанна Богослова ап. монастыря Рязанской губ., в 1825 г.- благочинным мон-рей, 6 июля 1825 г. возведен в сан архимандрита, 22 июля того же года возглавил рязанский во имя Святой Троицы монастырь . За время управления мон-рем в число его братии поступили 5 лучших воспитанников Рязанской ДС. С 12 дек. 1827 г. ректор Новгородской ДС, с 1828 г. настоятель Антония Римлянина монастыря . Илиодор (Чистяков), архиеп. Курский и Белгородский. Литография. Ок. 1860 г. (РГИА) Илиодор (Чистяков), архиеп. Курский и Белгородский. Литография. Ок. 1860 г. (РГИА) 19 февр. 1832 г. И. был избран и 13 марта в столичном Казанском соборе С.-Петербургским митр. Серафимом (Глаголевским) в сослужении митр. Московского свт. Филарета (Дроздова) хиротонисан во епископа Курского и Белгородского, 8 мая того же года прибыл на кафедру, 24 марта 1844 г. возведен в сан архиепископа. До увольнения на покой И. без перемещений ок. 30 лет возглавлял только Курскую и Белгородскую епархию, что представляет собой уникальное явление в истории РПЦ синодального периода.

http://pravenc.ru/text/389289.html

Αρχεο Митрополит Курский и Рыльский Герман: Архиерей должен быть доступным для всех 22 Οκτωβρου 2012 τος 15:20 Каково быть епископом на краю света? Что главное в архиерейском служении? С какими трудностями сталкиваются иерархи, а что, напротив, вдохновляет и дает силы жить и служить дальше? Об этом и многом другом митрополит Курский и Рыльский Герман рассказывает в интервью порталу «Православие и мир» . — Владыка, в семье Вы не получили религиозного воспитания. Как и когда у Вас появилось желание посвятить себя Богу? — Родители мои были далеки от Церкви, в храм не ходили, но по-семейному всегда отмечали Рождество Христово и Пасху. В детстве я не думал, что стану священником. Я хотел быть врачом-терапевтом, любил историю, но у меня всегда было ощущение близости Бога. Помню, что равнодушно не мог пройти мимо разрушенного храма, которых тогда было множество. И наверно, Господь, видя такое мое отношение к ним, дал мне послушание — восстанавливать храмы. Вот уже 30 лет, всю свою церковную жизнь, я в основном занимаюсь восстановлением храмов. Если любишь свое дело, то нужно отдавать себя полностью, без остатка, и монашеский путь — путь человека, не отягченного семейными заботами, — для этого более приемлем. — 1993 год — тяжелейший год для России. И в Вашей жизни этот год был значимым, так как Патриарх Алексий доверил Вам тяжелое и ответственное служение — быть епископом Якутским и Вилюйским. Как Вы восприняли это назначение, и какую роль в Вашей жизни сыграл Патриарх Алексий II? — Святейший Патриарх Алексий сделал меня иерархом Церкви. Я совершенно не готовился к этому посту, ведь на архиереев нигде не учат. Одно дело — быть настоятелем храма, и совсем другое — иерархом. Это высокое церковное послушание и большая ответственность, поэтому когда Патриарх Алексий предложил мне стать епископом Якутского края, я не мог не согласиться сразу. Изначально это предложение было сделано нескольким архимандритам, но они отказались, и Святейший очень тепло принял мое согласие, так как, наверно, был благодарен за мое послушание. Он всегда интересовался, как у нас обстоят дела, вникал во все проблемы, помогал.

http://patriarchia.ru/gr/db/text/4527377...

Оригинальных богословских исследований в «Н. е. в.» практически не было, но постоянно печатались статьи и заметки: о пастырском служении (впервые был опубликован труд еп. Андроника (Никольского; впосл. архиепископ, сщмч.) «Станем добре, станем со страхом, вонмем: (Письма архиерея к иереям)» (1910. 13-21)); о богослужебной практике (напр., «Как принято поступать и вести себя до и после сказывания проповеди» иером. Митрофана (Землянского; впосл. епископ Елецкий) (1901. 1. С. 74-79)), в т. ч. статьи по гомилетике свящ. Г. Яковцевского; о церковном пении и гимнографии (Церковное осмогласие и его теоретическое основание//1897. 5. С. 314-325; Знаменный роспев (большой)//1897. 14. С. 904-922; Семиография: Очерк истории развития муз.-певч. знаков//1900. 20. С. 1292-1308; Подобны и стихиры самогласны//1900. 23. С. 1493-1496) регента и композитора А. М. Покровского ; «Заметка о церковном пении в г. Новгороде» П. П. Абрамовича (1894. 19. С. 927-933) и др.; по церковному искусству (в т. ч. «Об иконе Софии, Премудрости Божией (Новгородской)» В. С. Арсеньева (1898. 15. С. 988-995), а также речи А. А. Дмитриевского (Значение Новгорода в истории рус. искусства//1913. 3. С. 86-90) и А. И. Яцимирского 4. С. 115-126) при открытии 3 янв. 1913 Новгородского церковно-археологического об-ва); по истории миссии, напр. «Краткий очерк миссионерских трудов митр. Московского Иннокентия» иером. Николая (Орлова; впосл. архимандрит) (1899. 5. С. 345-351), а также публиковались многочисленные миссионерские материалы (собеседования со старообрядцами и с сектантами, поучения, статьи и заметки по истории раскола и сект) архим. Димитрия (Сперовского; впосл. епископ), свящ. Н. Словцова, иером. Евдокима (Мещерского), свящ. С. Рябчикова, архим. Варсонофия (Лебедева; впосл. епископ Кирилловский, сщмч.) и др. Статьи о рус. писателях помещались в журнале, как правило, к юбилейным датам, напр. «Личность Гоголя как писателя и христианина» преподавателя ДС В. Ф. Соколова (1902. 6. С. 307-327). Множество статей и заметок нравоучительного и апологетического характера, а также относящихся к жизни иных епархий заимствовалось из др. церковных и светских изданий. Из местных материалов интересны заметки под рубрикой «Хроника епархиальной жизни», пространные описания путешествий по епархии правящих архиереев (напр., «На духовной страде: Обозрение высокопреосв. архиеп. Арсением [Стадницким] церквей и монастырей» в 1912-1916), юбилейные статьи и некрологи, библиографические заметки.

http://pravenc.ru/text/2577777.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010