В кон. 1840 г. была учреждена Камчатская епархия, включившая большую часть территории М. о. Первым Камчатским архиереем стал еп. свт. Иннокентий (Вениаминов ; с 1850 архиепископ, впосл. митрополит) с титулом «Камчатский, Курильский и Алеутский». 26 июля 1852 г. к этой епархии была присоединена Якутская обл., в к-рую входила юго-зап. часть земель М. о. При свт. Иннокентии на территории края увеличилось количество храмов. Жители с. Ямск добивались разрешения на возведение церкви с 30-х гг. XIX в.; к нач. 40-х гг. местная часовня сильно обветшала. Указом Синода от 5 апр. 1844 г. строительство храма было разрешено. В февр. 1847 г. новую Благовещенскую ц. освятил свт. Иннокентий. Перестроить в церковь тауйскую часовню (возводилась неск. раз, последний - в 1820) Синод постановил еще в 1834 г. Однако вместо возведения нового храма к часовне был пристроен алтарь; 1-м настоятелем Покровского прихода в 1839 г. стал свящ. Стефан Попов. В 1843 г. была заложена новая тауйская церковь, освященная свт. Иннокентием 5 марта 1847 г. По преданию, она была построена на месте обнаружения иконы Покрова Божией Матери. В 1857 г. церковь сгорела, новая была освящена 23 дек. 1864 г. Свт. Иннокентий поощрял сооружение часовен на Охотском побережье при участии зажиточных оленеводов. В 50-х гг. XIX в. часовни были возведены в селах Ола и Армань (ныне поселки Ольского р-на). В 1845 г. к охотским тунгусам с Николаевской походной ц. приехал помощник свт. Иннокентия свящ. Д. В. Хитров (впосл. еп. Дионисий ). Во время поездки по епархии в нач. 50-х гг. XIX в. свт. Иннокентий учредил Гижигинскую миссию во главе со свящ. Львом Поповым. К сер. XIX в. Православие приняли оседлые коряки, жившие в селах Ямск, Туманы (впосл. поселок Ольского р-на, ныне не существует) и Наяхан (впосл. поселок Северо-Эвенского р-на, ныне не существует). Свящ. С. Попов, часто выезжавший к тунгусам-кочевникам, выучил их язык. По благословению свт. Иннокентия при помощи тауйского казачьего старшины тунгуса Г. Шелудякова он создал алфавит для тунгусов. В 1854 г. этот миссионер перевел Евангелие от Матфея и краткий катехизис с молитвами; также им были составлены «Тунгусский букварь с молитвами» (М., 1858) и «Краткий тунгусский словарь» (М., 1859).

http://pravenc.ru/text/2561168.html

18 сент. 1737 г. в столичном Петропавловском соборе Л. был хиротонисан во епископа Устюжского и Тотемского и в тот же день представлен императрице. 1 янв. 1738 г. прибыл в Вел. Устюг, управлял епархией всего несколько месяцев. В кон. янв. 1738 г. Л. открыл в Вел. Устюге «славенолатинскую и славенороссийскую» школы (впосл. семинария). «Смотрение» над ними архиерей поручил вызванному из Москвы канцеляристу Алексею Иванову Панову. При Л. были построены каменная ограда великоустюжского во имя архангела Михаила мужского монастыря , приходская каменная ц. во имя сщмч. Леонтия, еп. Ростовского (1738-1741). Епископ инициировал отстранение от должности секретаря Устюжского архиерейского дома И. Фирсова, к-рый завел винокуренные заводы и вместе с братом поставлял в Архангелогородскую губ. «на кружечные дворы вино и водку», используя при этом «монастырских лошадей и людей» (Там же. Т. 18. 145). 9 марта 1738 г. Л. был перемещен на Казанскую кафедру. Принял меры к переустройству Казанской семинарии по образцу Киевской и Московской академий. К нач. 1738 г. в семинарии, располагавшейся в казанском Зилантовом в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре , оставались всего 50 учащихся и 2 преподавателя: мон. Сильвестр (Гловацкий; впосл. митрополит Суздальский) и В. Г. Пуцек-Григорович (впосл. Вениамин, митрополит Казанский). В 1739 г. в классе фары было уже 56 учащихся, набранных, вероятно, при Л., в классах инфима - 20, грамматическом - 16, синтаксическом - 22, пиитическом - 5. Классом пиитики руководил Пуцек-Григорович, остальными - новые учителя, прибывшие из Киева: Иван Дьячковский, Филипп Соколовский (инфима), Адриан Симановский (грамматика), Сергей Светловский (синтаксис). В июне 1739 г. Л. вместе с казанским губернатором кн. С. Д. Голицыным составил штат (смету) семинарии, предусмотрев в ней 7 учителей и 200 студентов (Там же. Т. 15. Прил. 28). В 1740 г. открылся класс философии, первым преподавателем которого стал Пуцек-Григорович, постриженный архиереем в монашество. В классе богословия, открывшемся в 1751 г., по повелению Л. преподавал Феофил (Игнатович ; впосл. епископ Черниговский). Самым известным выпускником семинарии 40-х гг. XVIII в. был Г. А. Рычковский (см.: Гедеон (Криновский) , еп. Псковский). Л. назначил его преподавателем и не отпускал из Казани для продолжения образования, так что в 1751 г. ему пришлось уехать самовольно.

http://pravenc.ru/text/2110812.html

К. Амфитеатрова, изд. Академией по случаю 50-летнего юбилея ее» (К., 1869. С. 280-363). В этом же сборнике были изданы «Записки по нравственной философии» прот. И. Скворцова (Там же. С. 1-83 (2-я паг.)), лекции, читанные в КДА в 30-х гг. XIX в. Иером. Иоанн (Соколов; впосл. епископ), читал курс по Н. б. в МДА в 1842-1844 гг. (опубл.: Иоанн (Соколов), еп. Богословские академические чтения. СПб., 1897). В 1852-1857 гг. в КДА читал лекции по Н. б. архим. Леонтий (Лебединский; впосл. митрополит). Они были опубликованы в 1892 г. в ж. «Богословский вестник» под названием «Из лекций по нравственному богословию» (БВ. 1892. Т. 2. 4. С. 1-33 (2-я паг.); 7. С. 1-38 (2-я паг.)). В 1884 г. был введен новый устав, в связи с чем претерпела изменения и программа по Н. б. Базовыми руководствами были объявлены учебник прот. П. Ф. Солярского и «Очерки нравственного православно-христианского учения» (К., 1863) прот. Н. А. Фаворова . Программа отменяла изучение этики иных христ. конфессий в их сравнении с Православием, а также изучение нравственности нехристианской. При этом новая программа предполагала более подробное изучение евангельских заповедей, особенностей жизни христианина после крещения, а также практики Молитвы Иисусовой . В новой программе содержались предложения и методологического характера. Так, программа призывает к тому, чтобы излагать нравственные истины христианства с меньшей философичностью и большим указанием на их укорененность в догматическом учении Церкви. При обсуждении грехов авторы программы советуют говорить не только о сути поступков, но и об их причинах и последствиях. Наличие новой программы не помешало архим. Гавриилу (Голосову; впосл. епископ) выпустить обширный учебник «Нравственное богословие, применительно к программе семинарского курса» (Тверь, 1884), в котором он ориентировался на прежнюю программу 1867 г. В 1888 г. был опубликован учебник «Православно-христианское нравственное богословие» прот. Никанора (Каменского; впосл. архиепископ), в большей степени ориентированный на новую программу. В 1887 г. вышли в свет лекции проф. СПбДА протопр. И. Л. Янышева «Православно-христианское учение о нравственности». Работа Янышева стала одной из ключевых в период кон. XIX - нач. XX в. План учебника был вполне традиционным: от освещения теоретических основ Н. б. до подробной характеристики человеческой нравственности в истории, начиная от состояния первозданного к падшему и, наконец, к возрожденному. В 1890 г. был опубликован «Опыт православного нравственного богословия», учебник преподавателя Ставропольской ДС И. Г. Пятницкого. Этот учебник отличался от мн. других тем, что был составлен по авторскому плану и мало ориентировался на офиц. программу. В 1891 г. преподавателем Самарской ДС А. И. Покровским был издан еще один учебник для семинарий - «Православно-христианское нравственное богословие».

http://pravenc.ru/text/2577979.html

В 1964-1966 гг. А. Тиллиридис служил в национальной гвардии как связист пехоты, его военная служба проходила в тяжелых условиях в связи с обострением кипрской проблемы. В это время Пафосский митр. Геннадий рукоположил Тиллиридиса во чтеца. В 1966 г. он отправился в Лондон, чтобы продолжить образование в Музыкальном Тринити-колледже. Одновременно Тиллиридис работал санитаром. В Англии он стал духовным чадом архим. Софрония (Сахарова) , настоятеля мон-ря св. Иоанна Предтечи в Эссексе. Общение со старцем изменило жизнь Тиллиридиса. По благословению архим. Софрония в 1967 г. он поступил в Православный богословский институт преподобного Сергия Радонежского в Париже, по окончании к-рого в 1972 г. получил диплом лиценциата богословия с высшей оценкой. В 1970-1972 гг. Тиллиридис также изучал византинистику в Коллеж-де-Франс у проф. П. Лемерля и в Высшей практической школе у проф. Ж. Жуйара. Тиллиридис активно участвовал в ежегодных конференциях, а также др. видах деятельности рус. правосл. студентов. Он представлял Сергиевский богословский ин-т на генеральной ассамблее международной орг-ции правосл. молодежи «Синдесмос», проходившей в богословской школе Честного Креста в Бостоне (июль 1971). В эти годы Тиллиридис познакомился с рус. богословами П. Н. Евдокимовым , протопресвитерами А. Д. Шмеманом и И. Ф. Мейендорфом , а на генеральной ассамблее «Синдесмоса» - с иером. Кириллом (Гундяевым ; впосл. Патриарх Московский и всея Руси), еп. Димитрием (Тракателлисом; впосл. архиеп. Американский), греч. богословом П. Нелласом и др. Материальную поддержку Тиллиридису для завершения обучения оказал Кипрский архиеп. Макарий III . В сент. 1972 г. Тиллиридис поступил в Оксфордский ун-т, где под рук. свящ. Каллиста (Уэра ; впосл. епископ Диоклийский) специализировался в области церковной истории и получил степень магистра философии. Когда в 1974 г., после вторжения тур. войск на Кипр, архиеп. Макарий III находился в Лондоне, он отправил А. Тиллиридиса представлять Кипрскую Церковь на заседании Центрального комитета ВСЦ в Зап. Берлине (авг. 1974). Там Тиллиридис встретился с церковными деятелями, к-рые впосл. играли значительную роль в его жизни, напр. с буд. Александрийским патриархом Парфением III . Во время этого заседания он установил тесные контакты со многими представителями Поместных Церквей, в т. ч. с РПЦ, и по приглашению архим. Кирилла (Гундяева), с благословения Ленинградского митр. Никодима (Ротова), Тиллиридис в 1-й раз посетил СССР. В период обучения в аспирантуре в Оксфорде он вел исследовательскую работу в б-ках и архивах Греции, Великобритании, Франции, СССР, Италии и США.

http://pravenc.ru/text/2561402.html

В 1911 г. после приемных экзаменов принят на 1-й курс МДА. В 1914 г. он написал юбилейный гимн «На столетие Императорской Московской Духовной Академии: 1814-1914» (положен на ноты лаврским духовным композитором иером. Нафанаилом (Бачкало) и опубл. в 1915). Руководил хором академии. В 1915 г. окончил МДА со степенью кандидата богословия за соч. «Ветхозаветные пророки как пастыри». 1 окт. того же года назначен помощником секретаря Совета и правления МДА. В 1915 г. награжден бархатной фиолетовой скуфьей, в 1916 г.- камилавкой. В том же году по приглашению Пермского и Кунгурского еп. сщмч. Андроника (Никольского ; впосл. архиепископ) перешел в клир Пермской епархии. 27 дек. 1916 г. назначен настоятелем кафедрального Петропавловского собора Перми и одновременно преподавателем теории словесности и истории иностранной лит-ры в Пермском епархиальном жен. уч-ще. В 1919 г. возведен в сан протоиерея. В том же году Высшим временным церковным управлением Сибири награжден золотым наперсным крестом. В это время выразил желание принять монашеский постриг, о чем подал прошение Пермскому еп. Сильвестру (Братановскому ; впосл. архиепископ). Архиерей постановил прот. Ф. Делекторскому предоставить право посвятить себя служению Церкви в безбрачном состоянии. Сщмч. Никита (Делекторский). Икона. Нач. XXI в. Сщмч. Никита (Делекторский). Икона. Нач. XXI в. В 1922 г. был принят Владимирским митр. Сергием (Страгородским ; впосл. патриарх Московский и всея Руси) в клир Владимирской епархии. 14 июня того же года назначен викарным Переславским еп. сщмч. Дамианом (Воскресенским ; впосл. архиепископ) настоятелем Христорождественского собора в Александрове и благочинным всех городских церквей. 7 апр. 1924 г. получил увольнение за штат от временно управляющего Владимирской епархией Звенигородского еп. Николая (Добронравова) . 7 мая 1924 г. патриарх Московский и всея России свт. Тихон и Синод постановили назначить прот. Ф. Делекторского на открытую в Самарской епархии викарную кафедру в г. Бугульме после пострижения в монашество.

http://pravenc.ru/text/2565370.html

Во 2-й пол. IV в. Кизическую кафедру занимали епископы, отклонившиеся от Никейского Символа веры: сторонник омийства Герминий (с 351 епископ Сирмийский), омиусианин Елевсий (358-360; 362 - после 383) и аномей Евномий (360-362). Елевсий, рукоположенный К-польским еп. Македонием и разделявший его взгляды, подверг преследованиям православных и новациан, чью церковь в К. он разрушил до основания ( Socr. Schol. Hist. eccl. II 38). Впосл. имп. Юлиан Отступник заставил Елевсия восстановить ее на собственные средства. В 359 г. на Соборе в Селевкии Исаврийской Елевсий активно противостоял арианину Акакию Кесарийскому и его сторонникам. За это он был низложен, формальным предлогом послужило рукоположение им недостойных клириков. Вместо него К-польский епископ-арианин Евдоксий поставил на Кизическую кафедру аномея Евномия, к-рого жители города не приняли, сохраняя верность Елевсию. Хотя имп. Юлиан вновь изгнал Елевсия из города, тот впосл. занял епископскую кафедру К. Имп. Валент II вызвал Елевсия в К-поль и принудил его согласиться с арианским вероучением, однако, вернувшись в К., тот отказался от своих заявлений и остался верен македонианству. В дальнейшем Елевсий был лидером македониан, к-рые имели храм в К. вплоть до патриаршества Нестория (428-431) (Ibid. VII 31). В посл. четв. IV в. в К. мц. Гаафой или ее дочерью Дуклидой были перенесены мощи Готских мучеников († ок. 375). В 426 г. ученик свт. Иоанна Златоуста свт. Прокл (впосл. патриарх К-польский) был рукоположен К-польским еп. Сисинием во епископа Кизического. «Но между тем как Прокл собирался ехать туда, кизикцы, предупредив его, рукоположили одного подвижника, по имени Далматий. И это сделали они, не обратив внимания на закон, запрещавший рукополагать епископа против воли епископа Константинопольского, а не обратили внимания на этот закон потому, что он давал права одному Аттику (епископ К-польский в 406-425.- Авт.)» (Ibid. VII 28). Свт. Прокл выступал против ереси Нестория . В 431 г. Далматий присутствовал на III Вселенском Соборе (ACO. T. 1. Vol. 1. Pt. 2. P. 62; Pt. 7. P. 85, 112). О Далматии также известно, что ему принадлежала рукопись актов I Вселенского Собора, к-рую впосл. использовал для написания «Церковной истории» сын кизического пресвитера Геласий Кизический (2-я пол. V в.).

http://pravenc.ru/text/1684583.html

Феокрит (ок. 160), Александр (170-211), Фирмилиан I (ок. 232-268), Феоктист, Фирмилиан II (269), Леонтий (285), Лукий, Агриколай (упом. в 314), Евсевий (315), Леонтий (ок. 319-325), Ермоген (1-я пол. IV в.), Евсевий (335), Дианий (336), Евсевий (340), свт. Евлалий (Евлабий) (сер. IV в.), Дионисий, Евсевий (362-370), свт. Василий Великий (370-379), Елладий (379 - ок. 394), Фаретрий (396-404), Архелай (404-431), Фирм (431-439), Фалассий (440-451), Алипий (ок. 458-459), Илия, Сотирих (ок. 510-537; антихалкидонит), Феодор Аскида (537-558), Феокрит (ок. 560), Андрей (кон. VI в.), Филалет (упом. в 681), Кириак (упом. в 691), Агапий (упом. в 787), Иоанн (нач. IX в.), Николай (ок. 806), Фома (812), Михаил (упом. в 859), Павел (упом. в 861), Евфимий (упом. в 869), Евсхимон, Прокопий (упом. в 879-880), Феофан (упом. в 886), Арефа (до 902 - после 932), Феофан Хиринос (нач. 30-х гг. X в.), Андрей, Василий Элахистос (945-956), Стилиан (X-XI вв.), Лев (упом. в 1029-1032), Евгений (упом. в 1071), Николай (упом. в 1079), Стефан (1084), Косма (упом. в 1094), Константин (ок. 1145-1152), Макарий (50-е гг. XII в.), Стефан (1157-1177), Димитрий (упом. в 1189), Василий (до 1232), Митрофан (упом. в 1250), Василий Хрисомалл (упом. в 1295), Антоний (1362-1363), Мефодий (1365-1369), Афанасий (упом. в 1370), Евфимий (ок. 1377-1378), Арсений (упом. в 1443), Агапий (ок. 1450), Митрофан (1545-1549; впосл. патриарх К-польский Митрофан III ), Макарий (упом. в 1560), Иоасаф (ок. 1574-1575), Пахомий (1584; впосл. патриарх К-польский Пахомий II ), Евфимий (с февр. 1584), Митрофан (1588), Дионисий (ок. 1600), Григорий (1606-1623, 1624-1627), Герман (1623), Мелетий (1623-1624), Митрофан (1627-1630), Исаак (1630-1637), Епифаний (1637), Григорий (1637), Анфим (1639), Захария (1642-1649), Паисий (1647), Анфим (ок. 1649-1653), Неофит (1671), Григорий (1672-1674), Герман (1674-1676), Парфений (1678), Григорий (ок. 1689), Анфим (1702), Киприан (до 1707; впосл. патриарх К-польский Киприан ), Иеремия (1707-1716; впосл. патриарх К-польский Иеремия III ), Неофит (1716-1734), Парфений (1734 - ок. 1752), Порфирий (1752), Герасим (ок. 1760), Паисий (ок. 1760-1764), Макарий (ок. 1765-1772), Григорий (1773-1796), Леонтий (1796-1801), Паисий (1801 - ок. 1804), Филофей (ок. 1804-1816), Мелетий (1816-1817), Иоанникий (1817-1823), Хрисанф (1823-1830), Герасим (1830-1832), Паисий (1832-1871), Василий (1871), Евстафий (Клеовулос) (1871-1876), Мефодий (1876-1878), Иоанн (Анастасиадис) (1878-1902), Гервасий (1902-1910), Софроний (Нистопулос) (1910-1911), Амвросий (Ставринос) (1911-1914), Николай (Саккопулос) (1914-1927), Каллиник (Деликанис) (1932-1934).

http://pravenc.ru/text/1684273.html

После учреждения Виленской и Литовской епархии в 1839 г. В. м. был возобновлен как православный, в 1842 г. возведен в 1-й класс, в 1845 г. причислен к 3-му классу с настоятелем-архимандритом, 5 иеромонахами, 2 иеродиаконами, 1 монахом и 4 послушниками по штату. Первым настоятелем возобновленной обители стал архим. Евсевий (Ильинский) , впосл. архиеп. Тверской. На содержание братии из казны отпускалось 1840 р. ежегодно, в качестве дохода от своих владений мон-рь получал еще 1,5-2 тыс. р. В. м. владел 25 десятинами земли в Вильне, собственностью упраздненной Трокской униатской архимандрии с озерами и фермами. В авг. 1845 г. на территории В. м. разместилась переведенная из Жировиц Литовская ДА, ее ректором являлся архимандрит мон-ря. В мон-рь также поступила часть б-ки жировицкого в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря . В актовом зале семинарии проходили епархиальные собрания, общегородские торжественные заседания, приуроченные к памятным датам, собрания виленского Свято-Духовского братства. В 1851-1852 гг. в Троицком храме вместо старой (униатской) алтарной преграды акад. И. Т. Хруцкий выполнил новый иконостас. На средства (1500 р.), пожертвованные почетным гражданином Иркутска Е. Кузнецовым, в Троицкой ц. был устроен придел во имя ап. Иоанна Богослова. В 1869 г. по проекту епархиального архит. Н. М. Чагина на храме был воздвигнут деревянный купол, 2 каменные зап. боковые башни, в 1884 г. проведен внутренний ремонт. Настоятелями В. м. во 2-й пол. XIX в. были Филарет (Малышевский), впосл. еп. Нижегородский, Александр (Добрынин) , впосл. архиеп. Литовский, Иосиф (Дроздов), впосл. еп. Смоленский, и др. В 1915 г., во время первой мировой войны, насельники В. м. были эвакуированы и размещены в неск. мон-рях России. До нояб. 1919 г. богослужения в Троицкой ц. не совершались. 8 нояб. 1919 г. в больничном корпусе ДС разместились вернувшиеся из эвакуации сестры виленского ( вильнюсского во имя равноап. Марии Магдалины ) жен. мон-ря. Троицкий храм перешел к Мариинской жен. обители, богослужения в нем совершали насельники виленского Свято-Духова мон-ря.

http://pravenc.ru/text/158630.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН XXIII А. Дж. Ронкалли, впосл. папа Римский Иоанн XXIII (в центре) Фотография. 1901 г. А. Дж. Ронкалли, впосл. папа Римский Иоанн XXIII (в центре) Фотография. 1901 г. (25.11.1881, Сотто-иль-Монте, обл. Ломбардия, Италия - 3.06.1963, Рим; до избрания папой - Анджело Джузеппе Ронкалли), папа Римский (с 28 окт. 1958), блж. Римско-католической Церкви (пам. 11 окт.). Род. в многодетной крестьянской семье. С 1889 г. учился в начальной школе, одновременно готовясь к поступлению в семинарию и изучая лат. язык под рук. местных священников. В 1891 г. обучался в епископской коллегии в Челано (близ Бергамо). 7 нояб. 1892 г. поступил в начальную ДС в Бергамо, по окончании которой 24 июня 1895 г. стал клириком, приняв тонзуру . С 1895 г. до конца жизни записывал свои размышления, в 1902 г. озаглавил эти записи «Дневник души». В 1895-1900 гг. учился в высшей ДС в Бергамо, с янв. 1901 г.- в папской Римской семинарии, где 25 июня того же года получил степень бакалавра теологии. 30 нояб. 1901 г. был призван на военную службу в 73-й пехотный полк в Бергамо, к-рую завершил в нояб. 1902 г. в звании сержанта. В дек. того же года продолжил учебу в папской Римской семинарии, и 18 дек. 1903 г. генеральный викарий Рима кард. Пьетро Респиги рукоположил Ронкалли во диакона. 13 июля 1904 г. окончил папскую Римскую семинарию со степенью доктора теологии за диссертацию, написанную под рук. проф. пресв. Э. Пачелли (впосл. папа Римский Пий XII ). 10 авг. 1904 г. в рим. ц. Санта-Мария ин Монтесанто титулярным лат. патриархом К-польским Джузеппе Чепетелли рукоположен во пресвитера. В окт. того же года поступил на фак-т канонического права папского рим. ин-та «Utriusque iuris» (академия св. Аполлинария, впосл. папский Латеранский ун-т), но в нач. 1905 г. прервал учебу, т. к. был назначен секретарем Бергамского еп. Джакомо Радини-Тедески. С окт. 1906 г. совмещал обязанности секретаря с преподаванием истории Церкви, патрологии и апологетики, а также основного богословия (с 1910) в Бергамской высшей ДС.

http://pravenc.ru/text/469716.html

еп. Могилёвский, Мстиславский и Оршанский Мефодий (Филимонович). Архим. Макарий (Каширянин) в июне 1676 г. участвовал в чине венчания на царство Феодора Алексеевича (ДРВ. Ч. 7. С. 313), сменивший его в 1681 г. архим. Гавриил в июне 1682 г.- в чине венчания на царство Иоанна V Алексеевича и Петра I Алексеевича (Там же. 8. С. 414) и 7 сент. 1684 г. был рукоположен во архиепископа Вологодского ( Снегирёв. 1863. С. 74). В 1684-1692 гг. Н. П. м. возглавлял архим. Игнатий (Римский-Корсаков; впосл. митрополит). Проявлял внимание к Н. П. м. и патриарх Иоаким (Савёлов), завещавший обители перед смертью 3 тыс. р. «из казны патриаршей домовой» ( Никулин. 2015. С. 55-57; Богданов. 1999. С. 307). В 1692-1695 гг. Н. П. м. возглавлял архим. Тихон (Воинов ; впосл. митрополит), в 1695-1697 гг.- архим. Трифиллий (Инихов; впосл. митрополит), в 1697-1699 гг.- архим. Исаия (впосл. митрополит). За 2-ю пол. XVII в. из 13 архимандритов Н. П. м. семеро стали архиереями ( Никулин. 2015. С. 61). Возможно, с посл. трети XVII в. архимандриты Н. П. м. могли использовать при богослужении рипиды ( Снегирёв. 1863. С. 63-64). И. М. Снегирёв без достаточных оснований полагал, что эту привилегию предоставил мон-рю патриарх Московский и всея Руси Иов, однако во вкладной книге Н. П. м. содержится указание на вклад рипид 21 марта 1670 г. (Вкладная книга. 1883. С. 32). В XVIII в. Н. П. м. сохранял свой высокий статус, о чем свидетельствовали в т. ч. многочисленные перемещения его архимандритов на архиерейские кафедры. С учреждением в 1721 г. Синода мон-рь был подчинен Синодальному ведомству, получил статус ставропигиального, однако в 1743-1745 гг. состоял в подчинении Московской епархии ( Ювеналий (Воейков). 1802. С. IV; Снегирёв. 1863. С. 61-62). Большинство настоятелей Н. П. м. в XVIII в. были членами Синода. Среди поставленных на архиерейские кафедры архимандритов Н. П. м.: Досифей (Глебов) (настоятель в 1710-1711), Никодим (Сребницкий; 1736-1738), Антоний (Илляшевич; 1739-1748), Гавриил (Кременецкий; 1748-1749), Кирилл (Ляшевецкий; 1758), Симон (Лагов; 1764-1769), Павел (Пономарёв; 1786-1794), Мефодий (Смирнов; 1794-1795), Амвросий (Орлин; 1795-1796), Анастасий (Братановский-Романенко; 1796-1797) ( Снегирёв.

http://pravenc.ru/text/2577885.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010