Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКАНОР (Клементьевский Николай Степанович; 26.11.1787, Сергиевский посад Московской губ.- 17.09.1856, С.-Петербург), митр. Новгородский, С.-Петербургский, Эстляндский и Финляндский. Род. в семье священника Успенской ц. при Троице-Сергиевой лавре с. Клементьева (с 1782 в составе Сергиевского посада) Стефана Алексеева († 17 мая 1806), служившего в Клементьеве с нояб. 1786 г., и его супруги Ксении Григорьевой († 10 янв. 1831). Крещен 4 дек. 1787 г., восприемниками были дед Н., священник Покровской ц. с. Заболотья Переславской епархии Григорий Иванов, и Екатерина Фёдорова, жена диакона Сергиевской ц. в Рогожской слободе Михаила Григорьева - брата матери Н. 2 сент. 1797 г. С. Алексеев подал прошение в семинарскую контору Свято-Троицкой лавры о принятии 9-летнего сына «по фамилии Клементьевского» для обучения «свободным наукам» на свое содержание. К тому времени Николай умел читать и писать, знал лат. алфавит (РНБ ОР. Ф. 15. А-141. Л. 2), был принят во 2-й класс («фару») Троицкой семинарии при ректоре архим. Августине (Виноградском) и префекте архим. Моисее (Близнецове-Платонове) . Прошел полный курс за 8 лет и 4 месяца, учился географии, истории, поэзии, риторике, философии, богословию, лат. и франц. языкам, много внимания уделял рус. истории, греч. и евр. языкам. Преподавателями греч. языка Клементьевского были Павел Аничков и выпускники Московской Славяно-греко-латинской академии , которые по ее окончании стажировались в греч. мон-рях,- С. Я. Ершов-Платонов и Н. Платонов. Клементьевский находился в товарищеских отношениях с М. М. Богдановым (впосл. экзарх Грузии Моисей (Богданов-Платонов-Антипов) ), Г. П. Постниковым (впосл. митр. С.-Петербургский Григорий ), П. И. Подлипским (впосл. архиеп. Черниговский Павел ), особенно был дружен с К. Л. Богословским-Платоновым (впосл. архиеп. Каменец-Подольский и Брацлавский Кирилл ), с к-рым одновременно поступил в семинарию. Письма архиеп. Кирилла к Н. (21 дек. 1831 - 11 мая 1840) вместе с письмами др. лиц включены в сборник, составленный самим Н. и переданный им незадолго до кончины в б-ку Александро-Невской лавры (РНБ ОР. Ф. 15. А-39. Л. 78-92). Н. любил вспоминать, как в сент. 1801 г. при посещении лавры после коронации имп. Александром I Павловичем он в числе лучших учеников класса поэзии вместе с Богословским и Богдановым декламировал сочиненный по этому случаю «разговор» в стихах, за что получил в награду от государя 20 р.

http://pravenc.ru/text/2565314.html

Выступления Б. С. были столь популярны, что из-за огромного числа собиравшихся людей ему нередко приходилось произносить их на рыночных площадях. Обычно он беспощадно осуждал порок, а затем поднимал вверх табличку с начертанным на ней именем Христа (золотой монограммой IHS, сокращенной греч. формой слова Iesus). Людям это так нравилось, что они начали украшать монограммами IHS свои дома, а в Болонье, по легенде, один картежник после услышанной проповеди бросил свое порочное занятие и стал зарабатывать на жизнь изготовлением табличек с именем Господа. Б. С. обычно говорил долго (на протяжении 3-4 ч.), обращаясь преимущественно к простолюдинам. Он прибегал к ярким примерам, анекдотам и различного рода отступлениям, приближал свой язык к местным говорам, не чуждался шуток и скоморошничанья. В 1427 г. некий сиенец Бенедетто записал дословно 45 проповедей Б. С. на итал. языке, впосл. не раз издававшихся как «Le prediche volgari». Помимо проповедей, лит. наследие католич. святого составляют трактаты о Божией Матери и богословские сочинения, как на лат., так и на итал. языках. Он также написал один из первых трактатов по экономике, в к-ром обсуждались проблемы торговли, цены товара и т. п. Поскольку во время проповедей Б. С. использовал в качестве символа Христа табличку с его именем, а впосл. даже призывал молящихся становиться на колени перед этим изображением, его заподозрили в ереси, и в течение 8 лет Б. С. неоднократно подвергался различного рода обвинениям (гл. обр. в распространении суеверий и подстрекательстве людей к идолопоклонству). В 1427 г. ему было приказано явиться в Рим к папе Мартину V , к-рый во время аудиенции запретил ему использовать в проповедях таблички с именем Христа до тех пор, пока его дело не будет рассмотрено церковным судом. Процесс по делу Б. С. состоялся 8 июня 1427 г. в присутствии папы в соборе св. Петра. Защитником обвиняемого выступал его сподвижник, известный юрист Иоанн Капистран . В ходе судебного разбирательства, после исследования основных положений учения Б. С. и его поведения, все обвинения были с него сняты, более того, папа предложил ему проповедовать в Риме и принять должность епископа Сиены. От этих предложений Б. С. отказался, так же как впосл. отказался и от должностей епископа Феррарского и Урбинского, сославшись на то, что принятие должности противоречит его первоначальному призванию, тем более, что его диоцез - вся Италия. Впосл. против Б. С. неск. раз выдвигались обвинения, пока папа Евгений IV буллой от 7 янв. 1432 г. окончательно не приостановил их.

http://pravenc.ru/text/78174.html

Эпоха комменды считается временем наибольшего упадка М.-К.: обитель утратила автономию, номинальные аббаты мало интересовались жизнью немногочисленных монахов, монастырские владения находились под контролем папских и королевских наместников (см.: Picozzi. 1946). Однако при кард. Л. Тревизане начался ремонт зданий М.-К.; папа Римский Павел II предоставил средства на перестройку колокольни и восстановление стен. Кард. Джованни Арагонский велел отремонтировать алтарную часть монастырской церкви. Во время разборки алтаря были открыты мощи святых Бенедикта и Схоластики, а также аббатов Константина и Симплиция и майордома Карломана, хранившиеся там со времени аббата Дезидерия (18 нояб. 1484). Вскоре из-за военных действий монахи были выселены из М.-К.; лишь через 2 года неаполитанский военный губернатор Дж. А. Карафа, управлявший монастырскими владениями, вернул мощи на прежнее место и восстановил алтарь (см.: Meyvaert. L " invention. 1959). Благосостояние М.-К., упрочившееся в XIII в. благодаря аббату Бернарду I, впосл. было подорвано военными столкновениями и действиями некомпетентных настоятелей. Тем не менее аббатство считалось богатейшим в Неаполитанском королевстве: в нач. XIV в. настоятель М.-К. при назначении на должность выплачивал в папскую казну 2 тыс. унций - значительно больше, чем аббаты др. мон-рей ( Loud. 2007. P. 531-532). Впосл. папская курия установила размер выплаты в 2,4 тыс. флоринов, что позволяет оценить доходы аббатства примерно в 7,2 тыс. флоринов (обычно выплата составляла 1/3 доходов монастыря). Реальные доходы аббатства скорее всего были ниже, т. к. монастырские земли регулярно подвергались грабежам; мн. аббаты тратили средства обители на военные действия и политическую борьбу. Существенно уменьшилось число зависимых мон-рей (к кон. XIV в.- 58 препозитур), их владения также сократились. Монастырь Санта-Мария-ди-Пьюмарола, восстановленный аббатом Бернардом, во 2-й пол. XIV в. пришел в запустение ( Bloch. 1986. Vol. 1. P. 174). Не ранее кон. XV в. монахи покинули др. древний мон-рь - Сант-Анджело-ди-Барреа (Ibid. P. 376). До 1447 г. крупный приорат св. Бенедикта в Капуе пользовался лишь ограниченной автономией (аббат М.-К. назначал туда препозита, который, однако, самостоятельно распоряжался монастырским имуществом при условии ежегодной выплаты). Затем в мон-ре, изъятом из подчинения М.-К., была введена комменда; мон-рь был преобразован в коллегиальную церковь (Ibid. P. 237). В 1447 г. приорат св. Петра в Таранто был передан в управление секулярному канонику и впосл. уступлен доминиканцам при условии ежегодной выплаты (Ibid. P. 355). Такая практика существовала и в XVI в.: небольшой приорат Санта-Мария-ин-Челлис (в совр. Карсоли, пров. Л " Акуила) был передан секулярным священникам за 12 дукатов в год и впосл. пришел в запустение (Ibid. P. 326). XVI-XVIII вв.

http://pravenc.ru/text/2564138.html

С началом второй мировой войны и присоединением Зап. Украины и Зап. Белоруссии к СССР П. вступил в права управляющего приходами Гродненской епархии (прежний Гродненский еп. автокефальной Польской Церкви Савва (Советов) в сент. 1939 бежал со своей кафедры в Германию). 17 окт. 1939 г. патриарший местоблюститель митр. Сергий (Страгородский ; впосл. патриарх Московский и всея Руси) утвердил прежний титул П. как архиепископа Пинского и Новогрудского с присвоением права ношения на клобуке бриллиантового креста и назначил его экзархом Московской Патриархии по епархиям зап. областей Белоруссии и Украины (при этом архиеп. Пинский и Полесский Александр (Иноземцев) сохранял свою кафедру до июня 1941). П. продолжал пребывать в Жировицком мон-ре, где было устроено временное управление экзархатом и приходами Гродненской епархии. В своем послании к епископам западноукраинских и западнобелорусских епархий П. запретил поминать за богослужением имя Варшавского митр. Дионисия (Валединского) и предложил письменно подтвердить признание канонической власти митр. Сергия. В качестве экзарха П. признал только Острожский еп. Симон (Ивановский). Епископ Пинский Александр (Иноземцев) и архиеп. Волынский Алексий (Громадский ; впосл. митрополит) в ответ на обращение П. самочинно учредили собственный синод, претендовавший на управление приходами Зап. Белоруссии и Зап. Украины. 24 июня 1940 г. митр. Сергий назначил П. архиепископом Гродненским и Вилейским и одновременно освободил его от обязанностей патриаршего экзарха зап. областей Украины и Белоруссии (эту должность занял в окт. того же года архиеп. Николай (Ярушевич ; впосл. митрополит)). 24 марта 1941 г. в Гродненской епархии было учреждено Брестское викариатство , в которое вошли приходы, ранее составлявшие зап. часть Пинской епархии. Брестским епископом по ходатайству П. был избран его соратник по борьбе за правосл. веру в Зап. Белоруссии настоятель Жировицкого мон-ря Венедикт (Бобковский ; впосл. архиепископ). Во время Великой Отечественной войны П. остался на территории, оккупированной нем. войсками (кроме него на архиерейских кафедрах в Белоруссии в начале оккупации оставался только еп. Венедикт). В июле 1941 г. патриарший местоблюститель митр. Сергий (Страгородский) назначил П. экзархом Белоруссии. Нем. власти выразили готовность признать П. главой правосл. Церкви в Белоруссии. 3 окт. 1941 г. П. и еп. Венедикту были переданы требования руководства оккупационного округа «Белоруссия», при условии выполнения к-рых церковная деятельность могла быть разрешена: Белорусская Церковь должна была именоваться автокефальной и не могла иметь никаких связей ни с Московским Патриархатом, ни с Православной Церковью в Польше, ни с Берлинской епархией РПЦЗ. 6 окт. П. и еп. Венедикт согласились с требованиями нем. властей, оговорив, что автокефальный статус Белорусской Церкви имеет временный характер и что в дальнейшем необходимо его признание др. Церквами в каноническом порядке.

http://pravenc.ru/text/2578866.html

Наряду с христ. воспитанием И. З. получил хорошее светское образование, изучил греч. лит-ру, историю, поэтику, географию, геометрию и др. науки. Особенно преуспел в риторике, по всей видимости, под рук. ритора Ливания. Обучение И. З. у Ливания не является доказанным фактом - по имени последний назван только у Сократа ( Socr. Schol. Hist. eccl. VI 3) и у Созомена ( Sozom. Hist. eccl. VIII 2); еп. Палладий ничего не говорит о нем. И. З. называет своего учителя «мой софист... самый суеверный из людей» ( Ioan. Chrysost. Ad vid. jun. 2//SC. 138. P. 120). По легенде, когда у Ливания на смертном одре спросили, кого он оставил бы преподавать вместо себя, тот сказал: «Иоанна, если бы его не похитили христиане» ( Sozom. Hist. eccl. VIII). Сократ и Созомен приводят также имя наставника И. З. по философии - Андрагафий; о нем ничего не известно. Обучение велось на греч. языке (основном разговорном языке в Антиохии того времени); сир. языком И. З. не владел. С 367 по 372 г. И. З. учился в аскитирии у Диодора (впосл. еп. Тарсийский), к-рый преподавал Свящ. Писание и экзегетику. Аскитирий представлял собой школу, программа которой совмещала получение знаний, гл. обр. в области экзегезы Свящ. Писания, с духовно-аскетической практикой. Товарищами И. З. по учебе - светской, а затем христианской - были Феодор (впосл. еп. Мопсуестийский) и Максим (впосл. еп. Селевкии Исаврийской). Сократ сообщает о дружбе И. З. с диак. Василием, упоминая, что впосл. тот стал епископом Кесарии Каппадокийской ( Socr. Schol. Hist. eccl. VI 3), однако отождествлять его со свт. Василием Великим († 379) нельзя. Рукоположение Иоанна Златоуста еп. Флавианом во пресвитера. Миниатюра из Служебника. 1706 г. (Lond. Brit. Mus. Add. 16373) В 367 г. И. З. познакомился со свт. Мелетием, еп. Антиохийским, принял от него крещение (вероятно, в 369) и был возведен в чтецы (371 или 372), скорее всего еп. Зиноном Тирским (но возможно, свт. Мелетием). В 372 г., вероятно после смерти матери, И. З. вступил на путь иноческой жизни; 4 года он провел на горе Сильпий (рядом с Антиохией), населенной в то время монахами; его наставником стал сир.

http://sedmitza.ru/lib/text/965169/

по имени митрополит, переведенный с Патрской кафедры (в правление Василия II Болгаробойцы (976-1025), Гавриил Марморий (?), Никодим (1-я пол. XI в.), Георгий (упом. в 1027), Сергий (упом. в 1027 и 1028), Никита (упом. в 1030 и 1032), аноним (упом. в 1051/52), аноним (2-я пол. XI в.), Иоанн (2-я пол. XI в.), Георгий (2-я пол. XI в.), Сергий (упом. в 1092), Григорий Пард (после 1092-1156), Феодор (1157-1166 или 1173/74), Стефан Хрисоверг (ранее янв. 1170 или 1174/75 - не позднее 1186), аноним (упом. в 1186), Михаил (?) (XI-XII вв.), аноним (90-е гг. XII в.), Николай (?-1205), Мануил (упом. в 1230), Иакинф (1343-?; ранее митрополит Косский), Феолипт (XIV в.), неизвестный по имени бывш. архиепископ Ахелойский (упом. в 1370), Исидор (упом. в 1386), Феогност (1394-1401), аноним (1401-?), Малахия (упом. в 1446/47 или 1467), Марк (упом. в 1454-1466), Иоаким (упом. ок. 1447 или в 1477), аноним (?-1492), Кирилл (1492-1507), Макарий (1507-1517, затем митрополит Фессалоникийский), Феофан (после 1517 - до 1534), Константин Росин (1-я пол. XVI в.), Иоасаф (1541-1549), Софроний (1549-1569), Лаврентий (1574-1585), Неофит (упом. в 1585-1589), Лаврентий (повторно, упом. в 1590), Неофит (повторно, упом. в 1595), Анфим (1601-1616), Афанасий (упом. в 1620), Анфим (1620-1622, повторно), Неофит (1622-1624), Даниил (1624-1628; впосл. митрополит Серрский), Иезекииль (1628-1635), Кирилл (1635-1637; впосл. митр. Филиппопольский, Тырновский и патриарх К-польский Кирилл III ), Иезекииль (1637-1638, повторно), Иоасаф (1638-1641), Григорий (1641-1660), Парфений (1660-1668), Каллист (1668-1672), сщмч. Захария (до 1678-1684), Григорий Нотара (1684-1715), Иоасаф (1715-1719), Митрофан (упом. в 1719), Дионисий (упом. в 1730), Парфений (1734-1763), свт. Макарий Нотара (1764-1776), Гавриил (1776-1783; впосл. митрополит Никейский), Захария (1784-1819), Кирилл (Родопулос; 1819-1836), Кирилл (Вогасарис; 1841-1842), Герасим (Раллис Спанос; 1842-1843), Иона (Константинидис; 1852-1854), Амфилохий (Гарделис; 1854-1875), Сократ (Колиацос; 1884-1899), Варфоломей (Георгиадис; 1899-1918), Дамаскин (Папандреу; 1922-1938; впосл.

http://pravenc.ru/text/2458655.html

11 нояб. 1923 г. временно управлявший Петроградской епархией (с янв. 1924 Ленинградская) Лужский еп. Мануил (Лемешевский ; впосл. митрополит) обратился к патриарху Московскому и всея России свт. Тихону с докладом, в к-ром, в частности, ходатайствовал о восстановлении Охтинского вик-ства и рекомендовал туда епископом «всеми любимого вдового протоиерея Н. Клементьева, 17 лет служащего в Охтинском соборе». Еп. Мануил просил «в интересах торжества православия» совершить хиротонию в Петрограде. Патриарх Тихон наложил на докладе резолюцию: «Разрешить» и командировал для возглавления хиротонии в Петроград Подольского архиеп. сщмч. Петра (Полянского ; впосл. митрополит). Однако архиеп. Петр не смог выехать в Петроград, и хиротония не состоялась. 28 мая 1924 г. к патриарху обратились викарии Ленинградской епархии епископы Кронштадтский Венедикт (Плотников ; впосл. архиепископ) и Шлиссельбургский сщмч. Григорий (Лебедев) . Они повторно просили разрешить хиротонию прот. Клементьева во епископа: «Викарий необходим в связи с тяжелыми условиями церковной жизни. Отзыв очень благожелательный. Просят назвать Охтинским, а не Тосненским, хотя Охтинский викарий единоверческий, но они в настоящее время не имеют своего кандидата и возможно временное использование этого титула». 23 июня 1924 г. по принятии монашества с сохранением прежнего имени Н. был хиротонисан во епископа Сестрорецкого, викария Ленинградской епархии. Хиротонию, состоявшуюся в Москве, возглавил патриарх Тихон. Н. вошел в состав управлявшего Ленинградской епархией в отсутствие правящего архиерея Епископского совета во главе с Кронштадтским еп. Венедиктом. Активно участвовал в борьбе с обновленцами, которые после кончины патриарха Тихона († 7 апр. 1925) призывали православных к «примирению» и предлагали принять участие в своем «Третьем Поместном Соборе». В ответ на подобное обращение обновленческого «митрополита» Вениамина (Муратовского) Н. вместе с еп. Венедиктом и епископом Ладожским Иннокентием (Тихоновым ; впосл. архиепископ) 11 мая 1925 г.

http://pravenc.ru/text/2565734.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИГНАТИЙ (Железовский Иаков Леонтьевич; 20.01.1800, дер. Сехновичи Кобринского у. Гродненской губ.- 1.04.1872, Гродно), еп. Брестский, вик. Литовской епархии. Род. в семье униат. священника. В 1812-1821 гг. учился в Брестском униат. дворянском уч-ще. В 1824 г. стал послушником в вазилианском Тороканском Богоявленском мон-ре, 26 окт. того же года принял монашество. В 1825 г. поступил в Главную униат. ДС при Виленском ун-те, к-рую окончил со степенью кандидата богословия в 1829 г. Известно, что впосл. был магистром богословия. 27 мая 1826 г. был рукоположен во диакона, 30 мая - во иерея. 7 марта 1829 г. назначен преподавателем в уч-ще при Лавришевском мон-ре. 5 июля 1829 г. переведен в Кобринское уездное ДУ, 21 марта 1832 г. назначен его смотрителем. 28 дек. 1833 г. определен смотрителем Супрасльского ДУ, с 1836 г. (по др. данным, с 1839) инспектор Литовской ДС (в Жировицах). При содействии униат. Литовского еп. Иосифа (Семашко ; впосл. правосл. митрополит) семинария стала центром подготовки униатов к воссоединению с правосл. Церковью. В 1839 г. И. был принят в Православие на Полоцком Соборе униатского духовенства , 12 февр. того же года был среди подписавших «Соборный акт» о воссоединении униатов с правосл. Церковью. 20 дек. 1839 г. возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем правосл. гродненского Коложского во имя мучеников Бориса и Глеба мужского монастыря . С 1843 г. И. осуществлял опеку над гродненским в честь Рождества Пресвятой Богородицы женским монастырем. Игнатий (Железовский), еп. Брестский. Портрет. 2-я пол. XIX в. (РГИА) Игнатий (Железовский), еп. Брестский. Портрет. 2-я пол. XIX в. (РГИА) 20 мая 1848 г. И. был рукоположен во епископа Брестского, назначен 2-м викарием Литовской епархии. Хиротонию в Виленском кафедральном соборе возглавил Литовский митр. Иосиф (Семашко) в сослужении с Минским еп. Антонием (Зубко ; впосл. архиепископ) и Ковенским еп. Платоном (Городецким ; впосл.

http://pravenc.ru/text/293457.html

Э. еп. сщмч. Захария (Лобов ; впосл. архиепископ), епископы Сергий (Куминский) , Антоний (Романовский ; впосл. митрополит), архим. Ермоген (Голубев ; впосл. архиепископ), свящ. А. Е. Жураковский , а также окормлявшие марийские приходы в 20-х гг. XX в. архиереи сопредельных епископий и монашествующие Марийского края. Уклонившиеся в раскол приходы располагались в основном в Краснококшайском, Сернурском, Моркинском, Звениговском кантонах; большую часть обновленческого духовенства составляли марийцы. По данным на 1 янв. 1926 г., из 250 священнослужителей Марийской автономной обл. 220 чел. были православными и 30 чел.- обновленцами; к июлю 1926 г. соотношение изменилось в пользу раскольников, составив соответственно 185 и 65 чел. В 1929 г. насчитывалось 25 обновленческих приходов, в 1930 г.- 24, в 1932 г.- 13, в 1933 г.- 8 приходов. Согласно отчету Дерябина за 1936 г., ему подчинялись 15 приходов, причем из-за нехватки духовенства действовали только 10 из них. В результате массовых репрессий 1937-1938 гг., и в частности ареста Дерябина 4 нояб. 1938 г., обновленческое движение в Марийском крае практически сошло на нет. Катакомбное движение, «непоминающие», иосифлянство Первые катакомбные общины в Марийском крае возникли в 1924 г. Образование их, вероятно, было связано с деятельностью еп. Андрея (Ухтомского) , известного в марийских монастырях и приходах по дореволюционному служению в Казанской епархии. После кончины свт. Тихона в 1925 г. андреевские архиереи и священнослужители перестали поминать за богослужением патриаршего местоблюстителя митр. сщмч. Петра (Полянского) . После издания заместителем патриаршего местоблюстителя митр. Сергием (Страгородским ; впосл. патриарх Московский и всея Руси) «Декларации» 1927 г. часть священнослужителей на территории М. Э. прекратила поминать его за богослужением. В оппозицию к митр. Сергию перешла значительная часть монашествующих, проживавших на территории М. Э.: почти все бывш. насельники Мироносицкой пуст., мн. бывш. насельницы козьмодемьянского Свято-Троицкого, куженерского Свято-Никольского и Царёвококшайского Богородице-Сергиевского женских мон-рей.

http://pravenc.ru/text/2562030.html

В 1905 г. при настоятеле игум. Пантелеимоне (Рожновском ; впосл. митрополит, глава автономной Белорусской Православной Церкви), И. М. м. был преобразован в общежительный, благодаря чему существенно увеличилось финансирование из средств гос. казны. С 1909 г., при игум. Епифании, ремонтировались все монастырские здания. Игум. Епифаний участвовал в проходившем в Житомире 8-10 янв. 1911 г. съезде монашествующих Волынско-Житомирской епархии, на котором были приняты меры по проведению в жизнь указа Святейшего Синода «Об упорядочении жизни монашествующих». В 1912 г. по инициативе архиеп. Волынского Антония (Храповицкого) и архим. Епифания в монастырском лесу был построен скит во имя свт. Иоасафа Белгородского (небольшой храм, келейные и хозяйственные постройки) для проживания пожилых монахов, в т. ч. старцев. В скиту был введен строгий устав по подобию уставов афонских обителей. К 1917 г. И. М. м. также принадлежали большой монастырский пруд, пасека, поле, ряд подсобных хозяйственных помещений в урочище Дворище. Местные крестьяне захватили монастырские земли, о чем вскоре сообщила газ. «Трудовая Волынь» (21 нояб. 1917), в дек. того же года владения помещика разграбили крестьяне Кременецкого у., мятеж был подавлен; пострадал ли при этом мон-рь, неизвестно ( Котельников К. Г. Крестьянское движение в 1917 г. М., 1927. С. 292). Во время первой мировой и гражданской войны часть монастырских зданий была разрушена, после вхождения Зап. Волыни в состав Польши в 1918 г. почти все земли мон-ря были конфискованы. В янв. 1918 г. в И. М. м. жил на покое последний настоятель упраздненного Загоровского Рождество-Богородицкого муж. мон-ря (развалины мон-ря в совр. с. Нов. Загоров Локачинского р-на Волынской обл.) архим. Михаил (Мисечко; † 24 янв. 1918; похоронен на монастырском кладбище - ГА Житомирской обл. Ф. 1. Оп. 48. Д. 46. Л. 1). В 1922-1923 гг. настоятелем И. М. м. и благочинным муж. мон-рей Волынско-Кременецкой епархии был архим. Поликарп (Сикорский ; впоследствии глава неканонической Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ)). В окт. 1923 г. из-за жалоб насельников монастырей Волыни по поводу принуждения к украинизации богослужений митр. Дионисий (Валединский) освободил архим. Поликарпа от занимаемых должностей. В 1929-1933 гг. настоятелем был игум. Пантелеимон (Рудык ; впосл. епископ). Обитель славилась мастерской по шитью монашеских и священнических облачений, среди трудившихся в ней послушников известны Василий Возгомент, к-рый впосл. служил протодиаконом в Пензе, Стефан Муляр, рукоположенный в 1942 г. еп. Леонтием (Филипповичем) во иерея и служивший настоятелем Богородице-Рождественского храма в г. Андрушёвка Житомирской обл., Андрей Сукенник (впосл. священник Львовской епархии) и др. В 20-х гг. XX в. монашеский постриг в И. М. м. принял ставший впоследствии наместником кременецкого Богоявленского мон-ря и духовником архиеп. Алексия (Громадского) архим. Серафим (Васильев).

http://pravenc.ru/text/577900.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010