В К. З. м. принял постриг Гервасий (Линцевский ; впосл. епископ Переяславский), в 1750 г.- Амфилохий (Леонтович; впосл. епископ Переяславский), 21 июля 1835 г. рукоположен во иерея буд. Тверской и Кашинский архиеп. Евсевий (Ильинский) ; 19 дек. 1854 г. принял постриг, 8 дек. 1856 г. рукоположен во диакона, 10 мая 1860 г.- во иерея киевский старец Вонифатий (Виноградский) ; 10 февр. 1908 г. принял постриг и вскоре был рукоположен во диакона и иерея св. Макарий (Гневушев ; впосл. епископ Орловский); 20 окт. 1908 г. принял постриг, 22 окт. возведен в сан архимандрита Павел (Преображенский; впосл. епископ Чигиринский), в 1919 г. принял постриг Евмений (Хорольский; впосл. архиепископ Житомирский). В обители проживали: после 1761 г.- филолог иером. Иаков (Блонницкий) , составлявший лексиконы и грамматики церковнослав. языка, с 1813 г.- еп. Ириней (Фальковский) , в 60-х гг. XIX в.- прп. Гавриил Афонский , с 1918 г.- иером. св. Дамаскин (Цедрик) , служивший епархиальным миссионером. 18 июня 1909 г. К. З. м. посетили имп. Николай II Александрович и вел. кн. Михаил Александрович. В 1918 г. храмы К. З. м. пострадали во время бомбардировки Киева армией М. А. Муравьёва. В 1919 г. в постройках мон-ря располагался Укрсовнархоз. В мае 1921 г. викарий Киевской епархии, еп. Звенигородский Алексий (Готовцев) был назначен настоятелем обители, помещения к-рой почти полностью занимали советские учреждения. С 1922 г. в кельях начали размещать студенческие общежития, трапезную использовали как студенческую столовую. В апр. 1922 г. еп. Алексий был арестован. 21-23 мая Киевский ревтрибунал приговорил еп. Алексия, наместника архим. Тихона, ризничего архим. Иннокентия к 5 годам принудительных работ, замененных домашним заключением. В ночь на 4 апр. 1923 г. еп. Алексий (Готовцев) вновь был арестован и выслан в Москву. 14 мая 1922 г. началось изъятие церковных ценностей из обители. Местонахождение мн. святынь обители, в т. ч. раки вмц. Варвары и серебряных врат иконостаса, неизвестно. Монастырское книжное собрание оказалось во Всенародной б-ке Украины при ВУАН (ныне Национальная б-ка Украины им. В. И. Вернадского). Нек-рое время Михайловский собор занимала община раскольнической «Деятельно-Христовой Церкви», которую возглавлял «епископ» Петр Тарнавский, совершавший в Михайловском соборе «хиротонии», в 1930 г.- община УАПЦ.

http://pravenc.ru/text/1684565.html

газета была названа «Православная Зарубежная Русь», однако затем для облегчения распространения ее в Польше и Прибалтике название изменили на «Православная Русь» . С газетой сотрудничали: Предстоятель РПЦЗ митр. Антоний (Храповицкий), Шанхайский еп. свт. Иоанн (Максимович ; впосл. архиепископ), архим. Иоанн (Шаховской ; впосл. архиепископ), иером. Аверкий (Таушев ; впосл. архиепископ), прот. Кирилл (Зайцев; впосл. архим. Константин); Н. Д. Тальберг , И. А. Ильин , И. С. Шмелёв , А. В. Карташёв . К 1939 г. тираж газеты достигал 2,5 тыс. экз., она распространялась в 48 гос-вах. В 1938 г. у газеты появилось приложение (вкладка) «Вера, Родина, Семья». С 1935 по 1940 г. в качестве приложения к газете братство публиковало ежемесячный религ. детский ж. «Детство во Христе» (с 1939 - «Детство и юность во Христе»). Основателем его стал инок Алексий (Дехтерёв; впосл. архиепископ), оформлением занимался свящ. Киприан (Пыжов); с нояб. 1939 г.- вместе со свящ. Нафанаилом (Львовым). В 1939 г. вышел 1-й выпуск «Православного пути» как непериодического органа богословской и церковно-общественной мысли. Редакционный комитет возглавил архим. Филипп (Гарднер). «Православный путь», задуманный в противовес парижскому религиозно-философскому ж. «Путь», возобновился в США уже после войны и выходит поныне как церковно-богословско-философский ежегодник. В 1937 г. вышел 1-й каталог изданий И. П. м. (Почаевского братства) за 1924-1936 гг., включивший 38 названий книг и брошюр по 4 разделам: богослужебные книги и молитвословы, богословие и учебники, религиозно-нравственные книги и разные издания. В книжном каталоге 1940 г. названо уже 56 изданий. Во время второй мировой войны Словакия, где располагался И. П. м., выступила как союзница Германии. В 1-й период войны ладомировские издания, прежде всего газ. «Православная Русь», продолжали распространяться в гос-вах германского блока и оккупированных ими странах, а также в Скандинавии, на Дальн. Востоке и в Юж. Америке. После нападения 22 июня 1941 г.

http://pravenc.ru/text/578212.html

С нач. 30-х гг. XIX в. в Русской Церкви П. б. стало постепенно оформляться как самостоятельная дисциплина. С 1833 г. в документах МДА и с 1838 г.- СПбДА фигурирует название двойной дисциплины - «Нравственное и пастырское богословие» ( Сухова. 2009. С. 32). В СПбДА в 1838-1842 гг. этот курс читал иером. Филофей (Успенский ; впосл. митрополит). С 1842 по 1847 г., будучи ректором Вифанской ДС, он читал тот же курс (не опубл.: Нравственное богословие. 1850//РГБ. ОР. Ф. 556. 162). В 1844-1847 гг. в СПбДА курс нравственного богословия в сочетании с П. б. и аскетикой читал иером. Феофан Затворник (Говоров ; впосл. епископ, святитель). Курс лекций иером. Феофана лег в основу кн. «Путь ко спасению: Краткий очерк аскетики» (СПб., 1868-1869. 3 вып.). П. б. могло сочетаться и с др. предметами. В МДА, напр., в 1836-1842 гг. иером. Платон (Фивейский ; впосл. архиепископ) читал курс П. б., совмещенный с гомилетикой, а в КазДА П. б. периодически присоединялось к догматическому или нравственному богословию, гомилетике, словесности. В 1851 г. появился 1-й опыт систематического курса П. б., изданного ректором КДА архим. Антонием (Амфитеатровым; впосл. архиепископ). Курс остался незавершенным, была издана лишь его 1-я часть. Автор определяет П. б. как «систематическое изложение правил и наставлений...» для пастырей и последовательно раскрывает требования, предъявляемые к священникам. По отзыву архим. Киприана (Керна), это сочинение крупного для своего времени рус. богослова страдало немалыми недостатками, «особенно формализмом и узостью» ( Киприан (Керн), архим. Православное пастырское служение. Клин, 2002). В 1853 г. издано «Пастырское богословие» архим. Кирилла (Наумова; впосл. епископ). Эта книга, за которую автору была присвоена степень д-ра богословия, по мнению историка СПбДА И. А. Чистовича, есть «первый опыт изложения пастырских обязанностей в научном виде» ( Чистович И. А. История СПбДА. СПб., 1857. С. 290). Архим. Кирилл определял П. б. как «систематическое изложение нравственных обязанностей пастыря», т. о. рассматривая его по существу в контексте богословия нравственного. Курс состоял из 3 частей: изложения учения Церкви о священстве, описания пастырских обязанностей и раскрытия особенностей священнического служения. Последняя, практическая часть курса включала обзор главных направлений пастырской деятельности: учительства и душепопечения различных групп верующих.

http://pravenc.ru/text/2579146.html

Немногочисленная группа иннокентьевцев в Молдавии существует нелегально; раскольники имеют зарегистрированную общину на Украине - в с. Куйбышевском Одесской обл., откуда ведут пропаганду своего лжеучения, в т. ч. среди молдав. населения. В. Г. Пидгайко Старообрядчество на территории современной К. е. Старообрядчество на территории современной К. е. представлено только в Кишинёвском муниципалитете (историю старообрядчества в Бессарабии см. в ст. Молдавия ). Старообрядцы начали селиться здесь в кон. XVIII в. Ок. 1817 г. в Кишинёве была построена старообрядческая моленная, в 1850 г. возведена церковь, освященная в честь Покрова Пресв. Богородицы, в 1881 г. к ней пристроили алтарь и колокольню. В сер. XIX в. старообрядцев здесь насчитывалось 3 тыс. чел. По данным прот. Пагкратия Дементьева, в 40-50-х гг. XX в. исполнявшего обязанности секретаря старообрядческой К. е., в 1893-1944 гг. при Покровской общине служили священники Лукиан Житилов (с 1893), Григорий Шокин, Харитон Кирченков. В Кишинёве наряду с последователями Белокриницкой иерархии жили сторонники беглопоповского лужковского согласия , беспоповцы-красовцы (по фамилии наставника И. Красовского). В 1925 г. они в основном влились в белокриницкое согласие. В кишинёвском Покровском храме служил 1-й старообрядческий Кишинёвский еп. Иннокентий (Усов ; 1920 - 21 июля 1940; впосл. митрополит Белокриницкий). До перехода в Румынию здесь жил старообрядческий писатель-апологет Ф. Е. Мельников , служил прот. Стефан Кравцов (впосл. Белокриницкий митр. Силуян ), здесь был рукоположен во иерея Кирилл Иванов, впосл. основавший старообрядческую общину в Австралии. В 1942 г. румын. оккупанты арестовали в Молдавии и на Буковине сотни старообрядцев. 11 янв. 1943 г. был взят под стражу Белокриницкий митр. Тихон (Качалкин) , освобожденный через неск. месяцев по ходатайству митр. Виссариона (Пую). В дек. 1944 г. в качестве временного заместителя Кишинёвского епископа в столицу Молдавии приехал прот. Пагкратий Дементьев, затем прибыл еп. Иосиф (Моржаков ; 9 сент. 1945 - 19 февр. 1961; впосл. архиепископ Московский и всея Руси), при котором в Покровском храме служил диаконом Никита Латышев (впосл. Московский архиеп. Никодим ). В 1955 г. в связи с городской перепланировкой улиц Покровский храм был разобран. Старообрядцам передали самое старое сохранившееся здание в городе (XVIII в.), стоящее на месте основания Кишинёва в 1436 г.,- Мазаракиевскую ц., в которую был перенесен иконостас Покровского храма. Ныне это кафедральный храм Кишинёвской и всея Молдавии епархии Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ); во главе епархии с 2005 г. стоит еп. Евмений (Михеев).

http://pravenc.ru/text/1841177.html

В 1802-1805 гг. настоятелем монастыря был архим. Гедеон (Ильин; впосл. епископ). Архим. Мелхиседек (Минервин), настоятель обители в 1805-1813 гг. (в 1800-1803 наместник Троице-Сергиевой лавры и архимандрит Вифанского в честь Преображения Господня мужского монастыря ; в 1803-1805 архимандрит Ферапонтова Лужецкого в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря ), во время Отечественной войны 1812 г. осуществил эвакуацию ризницы Н. В. м. в Ростов и ее возвращение обратно в обитель. Его преемниками были архимандриты Иона ( Павинский; 1813-1817; впосл. архиепископ); свт. Филарет ( Амфитеатров; 1817-1819; впосл. митрополит), Афанасий ( Телятев; 1819-1821; впосл. архиепископ). Архим. Аполлос (Алексеевский), возглавлявший обитель с 1821 г. (в 1807-1813 архимандрит иркутского в честь Вознесения Господня (Иннокентиевского) мужского монастыря , в 1813-1816 Толгского ярославского в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы женского монастыря , в 1816-1817 московского Знаменского монастыря, в 1817-1821 московского в честь Богоявления мужского монастыря ), в 1837 г. переведен из Н. В. м. архимандритом в московский Новоспасский мон-рь (до 1851). Ему на смену пришел Арсений (Нагибин) - архимандрит Н. В. м. в 1837-1843 гг. (в 1827-1828 архимандрит Высоцкого серпуховского в честь Зачатия Пресвятой Богородицы мужского монастыря , в 1828 московского во имя святителя Иоанна Златоуста мужского монастыря , в 1828-1837 московского Богоявленского мон-ря). Преемником архим. Арсения стал еп. Агапит (Вознесенский; 1843-1851), которого сменил Мелхиседек (Сокольников; 1851-1853), как строитель управлявший в 1808-1810 гг. Белобережской брянской мужской пустынью , в 1811-1813 - раненбургской Петропавловской пустынью , затем состоявший архимандритом в 1813-1816 рязанского во имя Святой Троицы мужского монастыря , в 1816-1821 Рыхловского во имя святителя Николая Чудотворца мужского монастыря , в 1821-1851 московского Симонова монастыря . В 1856-1860 гг. настоятелем Н. В. м. был архим. Амфилохий (Сергиевский-Казанцев; впосл. епископ), в 1862-1866 гг.- еп. Антоний (Радонежский; в 1854-1858 архимандрит ростовского Богоявленского мон-ря, в 1859-1862 епископ Оренбургский и Уфимский, в 1859-1862 1-й епископ Оренбургский и Уральский). В 1867-1869 гг. обитель возглавлял еп. Петр (Екатериновский), в 1869-1877 гг.- выдающийся церковный историк архим. Леонид (Кавелин). В 1877-1890 гг. настоятелем мон-ря являлся архим. Вениамин (Поздняков), к-рый в сане флотского священника участвовал в Крымской войне 1853-1856 гг., в т. ч. в Севастопольской обороне 1854-1855 гг., а в 1873-1877 гг. был настоятелем Валдайского Иверского мон-ря. Он занимался изучением жизни и деятельности патриарха Никона, написал кн. «Жизнь Святейшего Никона Патриарха Всероссийского» (М., 1878).

http://pravenc.ru/text/2577827.html

13 дек. 1953 г. во еп. Лужского был хиротонисан доцент ЛДА архим. Михаил (Чуб ; впосл. архиепископ); ему также было поручено управление патриаршими приходами и монастырями в Финляндии. 11 нояб. 1954 г. он был назначен еп. Старорусским, викарием митрополита Ленинградского по управлению Новгородской епархией. После кончины митр. Григория (5 нояб. 1955) епископом Лужским в помощь новоназначенному тяжело болевшему Ленинградскому митр. Елевферию (Воронцову) 20 дек. 1955 г. был назначен Таллинский еп. Роман (Танг ; впосл. архиепископ). Однако 23 июля 1956 г. он был перемещен на Ивановскую кафедру. 14 марта 1957 г. по представлению митр. Елевферия на Лужскую кафедру был назначен Молотовский еп. Алексий (Коноплёв ; впосл. митрополит). Он вступил в должность настоятеля возвращенного Церкви Троицкого собора бывш. Александро-Невской лавры и руководил работами по его восстановлению. Еп. Алексий был викарием у 3 Ленинградских митрополитов - Елевферия, Питирима (Свиридова) и Гурия (Егорова) , а при перемещении митрополитом в Ленинград Тульского архиеп. Пимена (Извекова ; впосл. патриарх Московский и всея Руси) 14 нояб. 1961 г. был назначен на его место в Тулу. При митр. Пимене Л. в. замещалось дважды. 4 февр. 1962 г. в Троицком соборе архим. Филарет (впоследствии анафематствован, см. ст. Денисенко М. А.) был хиротонисан во епископа Лужского; ему было поручено управление Рижской и Латвийской епархией . 16 июня 1962 г. он был освобожден от обязанностей викария Ленинградской епархии и назначен викарием Среднеевропейского Экзархата РПЦ с временным управлением тем же Экзархатом (сохранял титул «Лужский» до 16 нояб. 1962, когда был переведен на Венскую кафедру). 16 нояб. 1962 г. на Лужскую кафедру был перемещен викарий Ленинградской епархии Выборгский еп. Никон (Фомичёв ; впосл. архиепископ). После его перевода 3 авг. 1963 г. на Рижскую кафедру Ленинградские митрополиты более 2 лет оставались без викариев, а титул «епископов Лужских» викариям Ленинградской (с 1991 - С.-Петербургской) епархии с тех пор не присваивался. Определением Синода от 12 марта 2013 г. в пределах Санкт-Петербургской митрополии была учреждена самостоятельная Гатчинская и Лужская епархия.

http://pravenc.ru/text/2110767.html

В 1774 г. ректором ДС недолгое время состоял архим. Тарасий (Вербицкий), 20 авг. 1774 г. принял постриг учитель риторики Иоанн Заболотский (впосл. архиеп. Иоасаф (Заболотский) ). В 1774-1782 гг. ДС возглавлял архим. Феофил (Раев). В его ректорство, впервые после братьев Лихудов, в Новгороде появились педагоги с европ. образованием - выпускник Лейденского ун-та Василий Багрянский (в монашестве Вениамин (Багрянский) ; пострижен в Антониевом мон-ре 24 июня 1776, в 1784-1788 ректор ДС, впосл. епископ Иркутский) и уроженец «австрийской Сербии» архим. Николай (Киждобрянский), перешедший в дек. 1781 г. в российское подданство. В 1776 г. приняли постриг 2 выпускника ДС - Емельян Романов (впосл. Костромской еп. Евгений), обучавший «русскую школу» (в один день с В. Багрянским), и Пахомий Петров (впосл. Архангельский и Холмогорский еп. Парфений), учитель синтаксимы (26 нояб.). В 1782-1783 гг. ДС возглавлял архим. Амвросий (Серебренников ; впосл. архиепископ), 26 дек. 1783 г. хиротонисанный в викарного епископа Олонецкого и Каргопольского (последним с этим титулом). В 1786 г., при подготовке к открытию Главных народных уч-щ в 25 губерниях, для «учения нижних классов» было приказано выбрать 40 семинаристов (ПСЗ. Т. 22. 16342); из Новгородской ДС было выбрано 3 чел. 6 мая 1788 г. имп. Екатерина II подписала указ о соединении сумм, предназначенных для Новгородской и С.-Петербургской духовных семинарий, и об учреждении Главной семинарии для обеих этих епархий в Александро-Невском мон-ре в С.-Петербурге (Там же. 16659). Другим указом, подписанным в тот же день, ликвидировалась Великоустюжская епархия вместе с местной ДС, а еще ранее, в марте 1787 г., была упразднена Олонецкая ДС в Александровом Свирском монастыре. В результате Новгородская ДС оказалась урезана до 4 младших «школ» и, по словам историка Г. И. Светлова, оказалась «как бы на нелегальном положении». В 1788 г. в ней была упразднена должность префекта, в 1791-1795 гг. она не имела и ректора (настоятелем Антониева мон-ря числился и получал соответствующее жалованье ректор Александро-Невской Главной семинарии в С.-Петербурге архим. Иннокентий (Дубровицкий)).

http://pravenc.ru/text/2577765.html

C 1-й трети XVII в. до 1764 г. мон-рем управляли игумены, по штатам 1764 г.- строитель. С 1775 г. священноархимандритами обители являлись митрополиты Московские; управляющие или настоятели мон-ря имели в основном сан игумена (за личные заслуги некоторые из них возводились в сан архимандрита), одновременно (до 1814) являясь префектами Перервинской семинарии. Первым известным настоятелем П. Н. м. был игум. Александр, упомянутый в 1632 г. В кон. XVII - сер. XVIII в. П. Н. м. длительное время управляли игумены Симон (не позднее 1684-1705), Корнилий (1705-1721), Варлаам (1722-1735) и Виктор (1735 - 3 авг. 1746). Среди известных настоятелей обители: архим. (впосл. архиепископ) Ириней (Клементьевский ; 12 сент. 1776 - сент. 1782), игум. (впосл. епископ) Досифей (Ильин; дек. 1783 - 5 сент. 1787; в 1787-1789 наместник Троице-Сергиевой лавры, в 1789-1795 архимандрит Троице-Сергиевой пустыни близ С.-Петербурга, в 1795 архимандрит новгородского Антониева монастыря, в 1795-1798 епископ Старорусский, викарий Новгородской епархии, в 1798-1817 епископ Орловский, в 1817-1827 управлял Чолнским в честь Рождества Христова муж. мон-рем близ Трубчевска), иером. (впосл. архимандрит) Агапит (Скворцов ; 24 марта 1788 - 20 дек. 1789), игум. (впосл. архиепископ) Лаврентий (Бакшевский ; 6 янв. 1806 - сент. 1815). Длительное время мон-рем управляли строитель (с 1837 игумен) Пармен (Соколов; 25 июня 1831 - 1 окт. 1848), игум. Константин (24 нояб. 1848 - 29 июля 1861), игум. Никодим (Руднев; 15 мая 1866-1882) и архим. Викентий (Тихомиров; кон. 1882 - 15 сент. 1907), игум. (с 1908 архимандрит) Иоанникий (Николаевский; 15 сент. 1907-1919). Преемниками архим. Иоанникия были игум. (впосл. архимандрит) Иларион (Хряпов; не позднее мая - июль 1920), архим. Антоний (Иванов; сент. 1920 - не ранее июня 1922), прмч. архим. Никанор (Морозкин; впервые упоминается как настоятель общины П. Н. м. 4 нояб. 1923). Численность братии всегда была небольшой: в 1623/24 г.- 3 чел., в 1766 г.- 14, в 1775 г.- 10, в 1818 г.-11, в 1829 г.- 13, в 1840 г.- 22, в 1859 г.- 20, в 1876 г.- 19, в 1909 г.- 19, в 1917 г.- 25, в 1919 г.- 15, в 1921 г.- 10, в 1928 г.- 3 чел.

http://pravenc.ru/text/2579990.html

2. В 1862 г. в связи с приближением 80-летия Московского митр. свт. Филарета (Дроздова) обер-прокурор Синода А. П. Ахматов предложил митрополиту согласиться на открытие в Московской епархии 2-го викариатства. После долгих колебаний свт. Филарет принял это предложение и рекомендовал для поставления во епископа ректора МДА архим. Савву (Тихомирова). Архим. Савва был назначен викарным епископом Можайским указом имп. Александра II Николаевича от 23 окт. 1862 г.; его архиерейская хиротония состоялась 4 нояб. того же года. Среди обязанностей еп. Саввы было присутствие на экзаменах в духовных и светских учебных заведениях, выполнение поручений митрополита по обозрению епархии, по составлению различных записок по делам Московского ЕУ. Местопребыванием еп. Саввы был можайский Ферапонтов Лужецкий в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужской монастырь . Последующие Можайские архиереи проживали в Москве либо в Саввином Сторожевском в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужском монастыре . После еп. Саввы М. в. возглавляли епископы Игнатий (Рождественский ; 7 авг. 1866 - 17 дек. 1877), Амвросий (Ключарёв ; 15 янв.- 6 апр. 1878, впосл. архиепископ), Алексий (Лавров-Платонов ; 30 апр. 1878 - 22 янв. 1883, впосл. архиепископ), Мисаил (Крылов; 20 февр. 1883 - 4 мая 1885), Александр (Светлаков ; 30 июня 1885 - 11 янв. 1892), сщмч. Тихон (Никаноров ; 2 февр. 1892 - 20 авг. 1899, впосл. архиепископ), Парфений (Левицкий; 10 окт. 1899 - 1 дек. 1904, впосл. архиепископ), Серафим (Голубятников; 2 янв. 1905 - 15 февр. 1908), Василий (Преображенский ; 9 марта 1908 - 2 мая 1914), сщмч. Димитрий (Добросердов ; 18 мая 1914 - 15 янв. 1918, впосл. архиепископ). Постановлением Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. от 8 дек. 1917 г. патриарший наместник с титулом «архиепископ Коломенский и Можайский» должен был управлять Патриаршей областью по указаниям первосвятителя «для облегчения Патриарха в его попечениях в общецерковных делах». Указом патриарха Московского и всея России свт. Тихона (Беллавина) и Синода от 16 янв. 1918 г. викарий Московской епархии Дмитровский еп. Иоасаф (Каллистов) был назначен архиепископом Коломенским и Можайским, патриаршим наместником, управляющим Патриаршей областью. Не позднее 1919 г. Коломенская и Можайская кафедра была переименована в Коломенскую и Верейскую (Верейскую и Коломенскую; см. статьи Коломенское викариатство и Верейское викариатство ).

http://pravenc.ru/text/2563934.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАВЕЛ Павел (Борисовский), митр. Ярославский и Ростовский. Фотография. 30-е гг. XX в. Павел (Борисовский), митр. Ярославский и Ростовский. Фотография. 30-е гг. XX в. (Борисовский Павел Петрович; 29.10.1867, с. Борисовское Владимирского у. и губ.- 6 окт. 1938, близ дер. Селифонтово Ярославского р-на и области), митр. Ярославский и Ростовский. Из семьи диакона. В 1888 г. окончил по 1-му разряду Владимирскую ДС и получил назначение в МДА. В академии поддерживал дружеские отношения с П. Ф. Полянским (впосл. митрополит сщмч. Петр (Полянский) ), В. С. Георгиевским (впосл. митрополит Евлогий (Георгиевский) ) и Н. Я. Князевым (впосл. протоиерей), последний описал его в своих воспоминаниях о времени совместной учебы (Воспоминания прот. Николая Князева (1947): (Коммент. в свете веры)/Публ. и коммент.: О. Н. Копылова//ВЦИ. 2006. 2. С.109-123). В 1892 г. П. П. Борисовский окончил МДА со степенью кандидата богословия, был оставлен при академии на год профессорским стипендиатом, однако не завершил работу над магистерской диссертацией. В 1893 г. назначен преподавателем Могилёвской ДС. В 1897 г. переведен во Владимирскую ДС. В 1907 г. назначен инспектором Пензенской ДС. В 1908 г. рукоположен во иерея, возведен в сан протоиерея, назначен на должность ректора Пензенской ДС. В 1911 г. назначен ректором Владимирской ДС. Овдовел. В июне 1915 г. принял монашеский постриг с сохранением прежнего имени, был возведен в сан архимандрита. 23 апр. 1916 г. Владимирский и Шуйский архиеп. Алексий (Дородницын) возглавил хиротонию П. во епископа Суздальского; он стал 3-м викарием Владимирской епархии. С авг. 1917 г. правящим архиереем П. являлся архиеп. Сергий (Страгородский ; с нояб. 1917 - митрополит, впосл. патриарх Московский и всея Руси). 23 апр. 1918 г. патриарх Московский и всея России свт. Тихон (Беллавин) назначил П. епископом Челябинским, 2-м викарием Оренбургской епархии. Однако городской голова и городская дума Суздаля от имени правосл.

http://pravenc.ru/text/2578477.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010