Странная, незримая нить связала Френкеля и привезенную вместе с ним сыпнотифозную вошь. Первой стала действовать она. На острове началась и развилась с необычайной быстротой эпидемия сыпняка. Лазарет уже не вмещал больных. Заболевали в кремле, в скитах, на соседнем острове Анзере, в Секирном изоляторе… Яма для свалки трупов на монастырском кладбище ежедневно расширялась на несколько метров. Так действовала вошь, слепо и стихийно, убивая и сама погибая на трупах убитых ею… Френкель действовал иначе – обдуманно и систематически. В первые же дни по прибытии на Соловки он, при помощи взятки, устроился в штат нарядчиков и внимательно присмотрелся к жизни соловецкого муравейника. Его точный коммерческий практицизм констатировал бесцельность, никчемность труда двадцати тысяч каторжников. Практический результат этого труда был ничтожен. Машина работала вхолостую, бесполезно растрачивая горючее. Думается, что тут же, в первые дни пребывания на острове, в его голове начал оформляться грандиозный план, вполне созвучный тому, который уже оформлялся тогда в лабораториях московского Кремля и вступил в жизнь СССР под именем первой пятилетки. Но надо было ждать случая для проведения первого опыта, обстановки, нужной для рождения эмбриона. Эту обстановку создала сыпнотифозная вошь. Бурное развитие эпидемии вынудило начальство к срочным профилактическим мерам. Населению островов, уже отрезанному от материка прекращением навигации, грозило полное вымирание к весне. В первую очередь нужны были бани и в кремле и в раскиданных по островам командировках, нужны немедленно, срочно. Инженеры, которым было задано составить план и сметы построек, запроектировали их сроки в десять-двадцать дней. В проекте, поданном Френкелем по его личной инициативе, значился срок в двадцать четыре часа для постройки самой большой бани и только пятьдесят человек рабочих, набранных по его выбору. Баринов вызвал Френкеля к себе. – Берешься построить за сутки? – Берусь, если дадите все, что указываю. – Дадим. Надуешь – Секирка!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

выше), записанное, по всей вероятности, тогда же в окружении Новгородского митр. Киприана ( Бегунов. 1998; СККДР. Вып. 3: (XVII в.). Ч. 4. С. 270). Лит.: Берков П. Н. Школьная драма «Венец Димитрию»//ТОДРЛ. 1960. Т. 16. С. 323-357; Бегунов Ю. К. Греко-слав. традиция почитания Димитрия Солунского и рус. духовный стих о нем//Bsl. 1975. Т. 36. 2. S. 149-172; он же. Неизвестные и малоизвестные сочинения Григория Цамблака//Bbl. 1978. Т. 5. С. 311-322; он же. Из истории новгородских легенд XVII в.: «Чудо» Димитрия Солунского в Новгороде в 1627 г.//Русь и юж. славяне: Сб. ст. к 100-летию со дня рожд. В. А. Мошина. СПб., 1998. С. 356-362; Тъпкова-Заимова В. Новооткрити славянски (български) преводи на похвални слова за св. Димитър Солунски//Българско средновековие: Българо-съветски сб. в чест на 70-годипшината на проф. И. Дуйчев. София, 1980. С. 263-264; она же. Похвално слово за св. Димитър Солунски от Григорий Цамблак//Търновска книжовна школа. София, 1980. Т. 2. С. 133-138; она же. Текстове за св. Димитър Солунски в Макариев сборник//Руско-балкански културни връзки през Средновековието. София, 1982. С. 144-154; она же. Празнично слово за св. Димитър Солунски//Търновска книжовна школа. София, 1984. Т. 3. С. 61-65; Петров П. Х. Възстановяване на Българската държава: 1185-1197. София, 1985. С. 77, 78, 80, 81, 86, 333-344. (Прил. 2: Култът към Димитър Солунски в средновековната България); Кожухаров С. Канон за Димитър Солунски//КМЕ. 1995. Т. 2. С. 215-217; Христианские реликвии в Московском Кремле. М., 2000. С. 115-121; Матейко Л.              //Cyrillomethodiana in honorem A. Blahova et Venceslai Konzal. Praha, 2001. S. 383-403; idem. (Matejko L " . ) ivot stredovekeho textu: O tzv. Metodovern kanone sv. Dimitrovi Solunskemu. Bratislava, 2004; Царский храм: Святыни Благовещенского собора в Кремле: Кат. выставки. М., 2003; СККДР. Вып. 3: (XVII в.). Ч. 4. С. 270. А. А. Турилов Гимнография В иерусалимском Лекционарии V-VII вв., сохранившемся в груз. переводе ( Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 1. [Pars 2]. P. 37), память Д. С. отмечается 13 февр., последование не приводится. В к-польском Типиконе Великой ц. IX-XI вв. память Д. С. стоит под 26 окт. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 78-80); службу предписано совершать в мартириуме в его честь; литургийное последование включает тропарь 3-го гласа Αθλοφρε γιε, πρσβευε τ λεμονι (        ), прокимен 4-го гласа из Пс 15, апостольское чтение 2 Тим 2. 1-10, аллилуиарий со стихом из Пс 96, евангельское чтение Ин 15. 17 - 16. 2, причастен Пс 32. 1.

http://pravenc.ru/text/Димитрий ...

Странная, незримая нить связала Френкеля и привезенную вместе с ним сыпнотифозную вошь. Первой стала действовать она. На острове началась и развилась с необычаной быстротой эпидемия сыпняка. Лазарет уже не вмещал больных. Заболевали в кремле, в скитах, на соседнем острове Анзере, в Секирном изоляторе… Яма для свалки трупов на монастырском кладбище ежедневно расширялась на несколько метров. Так действовала вошь, слепо и стихийно, убивая и сама погибая на трупах убитых ею… Френкель действовал иначе – обдуманно и систематически. В первые же дни по прибытии на Соловки он, при помощи взятки, устроился в штат нарядчиков и внимательно присмотрелся к жизни соловецкого муравейника. Его точный коммерческий практицизм констатировал бесцельность, никчемность труда двадцати тысяч каторжников. Практический результат этого труда был ничтожен. Машина работала вхолостую, бесполезно растрачивая горючее. Думается, что тут же, в первые дни пребывания на острове, в его голове начал оформляться грандиозный план, вполне созвучный тому, который уже оформлялся тогда в лабораториях московского Кремля и вступил в жизнь СССР под именем первой пятилетки. Но надо было ждать случая для проведения первого опыта, обстановки, нужной для рождения эмбриона. Эту обстановку создала сыпнотифозная вошь. Бурное развитие эпидемии вынудило начальство к срочным профилактическим мерам. Населению островов, уже отрезанному от материка прекращением навигации, грозило полное вымирание к весне. В первую очередь нужны были бани и в кремле и в раскиданных по островам командировках, нужны немедленно, срочно. Инженеры, которым было задано составить план и сметы построек, запроектировали их сроки в 10-20 дней. В проекте, поданном Френкелем по его личной инициативе, значился срок в 24 часа для постройки самой большой бани и только 50 человек рабочих, набранных по его выбору. Баринов вызвал Френкеля к себе. – Берешься построить за сутки? – Берусь, если дадите всё, что указываю. – Дадим. Надуешь – Секирка! – Знаю! – Вали! Френкель отобрал около 30 сильных молодых работников, в большинстве ловких на все руки кронштадтских матросов. Служа нарядчиком и надсмотрщиком в отделе рабсилы, он уже знал их и намечал безошибочно. Остальных он потребовал из барака инвалидов.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

По указанию этой описи, от Боровицких ворот к Денежному двору стена городская простиралась на 98 сажень; Троицкие ворота, названные Знаменскими, имели ход к слуху. От них до Никольских ворот к городовой стене внутри Кремля стояли боярские дворы. Некоторые из ворот служили запасными для вылазок и для сообщения с другими частями города; к ним вели каменные и деревянные мосты через Неглинную и рвы; из первых известны старый Знаменский, или Троицкий и Спасский. Как у Фроловских, так и Знаменских ворот были Стрелецкие караульни; при всех воротах находились городовые воротники, на башнях стояли стражи днем и ночью; на стенах – стенной караул 1042 , 1043 по примеру других городов, вероятно, были фонари по башням для всполошного времени и осады. 1044 В час ночи ворота запирались, а за час дня отпирались. 1045 Сверх того, город в ночную пору охранялся объездными головами и решеточными прикащиками. На Флоровских, Троицких и Тайницких воротах часы показывали время на восточную, южную и западную стороны города. На некоторых из башен висели набатные колокола, о коих выше сказано. 1046 Починка стен и башен продолжалась несколько лет в царствование Алексия Михайловича; но, как увидим, оказалась недостаточною. В 1658 году некоторые городские ворота были переименованы, как замечено в тетради Пам. Моск. Древ.; ибо, по указу сего Государя, в 1666 году, вытребованы были из Вологды и других городов каменщики и кирпичники для городового каменного дела в Кремле, Китае и Белом городе. 1047 В конце XVII века, найдено необходимым чинить городские стены и башни; дело сие производилось под ведомством Пушкарского приказа, который в 1680 г. заготовил для починки рухомых мест в Кремле городе Тульское железо, известь, круху и мел с хрущем пополам, бутовый камень и кирпич из полевых сараев. По уговорной записи, «крестьяне «Князя Ю. Н. Борятинского уговорились сделать по Кремлю городу от Спасских до Николаевских ворот, а от них до круглой башни наугольной, что против Земского приказу с подошвы с камени бут сзагородную сторону изнутри рухомыя места вычинить за ново и выстлать по городу лещадьми, а изнутри города сделать перила каменные с зубцами, а на зубцах гусенок, на полбашне сделать шатер с вышкою, а где воде ити зубцы каменные трубы, а сзагородную стену зубцы поднять выше, как понадобится, и покрыть их каменными лещадьми, промежь зубцов сделать падины и покрыть лещадьми и залить смолою и наугольную башню и круг ее отвод все вычинить заново и всю ту починку выбелить».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Главным и центральным для него была православная вера Еще очень важный момент: владыка Вениамин отличал преходящее от вечного. Главным и центральным для него была православная вера. Для него важным было не то, сохранились ли формы прежней - старой русской жизни, как было принято говорить его современниками о дореволюционной России. Главным было то, что сохранилось Православие. Это было самым важным для него: Православие, которое было живо в народе. А не на государственном уровне или каком-то еще. - Владыка Вениамин был очень храбрым человеком. Видел своими глазами расстрел юнкеров в Московском Кремле, сам чудом остался жив; был в Крыму, встречался с генералами на передовой; поддержал Московскую Патриархию, когда большинство церковных иерархов отвернулось от нее... - Да, он был храбрым человеком. Он не побоялся вступить в Белое движение. И что особенно важно: он был белым архиереем. Потому что у нас иногда пытаются это заретушировать. Тут был момент однозначного выбора. Причем он пишет в своих воспоминаниях о том, что они, монахи и епископы, брали на себя обязанность служить, например, благодарственные молебны, когда Белая армия занимала города. Так выгораживались женатые священники, у которых были семьи, дети и которые, несомненно, должны были бы «расплачиваться» за это потом, когда власть менялась. Владыка Вениамин это понимал. Понимал, что власть может перемениться. Так что в этом он проявлял себя, несомненно, как человек храбрый. Что касается расстрела в Кремле. Там были расстреляны солдаты 56-го полка. Когда в Кремль вошли две роты юнкеров и солдаты, принявшие сторону большевиков, стали разоружаться, они вдруг увидели, что юнкеров-то мало, и попытались свое оружие не сдавать, а те, кто уже сдал, захотели опять им завладеть. С Троицкой башни Кремля по ним ударил пулемет. Погибли не только эти солдаты, вставшие на сторону большевиков, но и юнкера. И у митрополита Вениамина есть такой момент в воспоминаниях: «и вот стояли мы над братскими трупами». Трагическое ощущение гражданской войны. Трагическое ощущение междоусобицы.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/1...

Возродится ли духовно-исторический образ Московского Кремля? Посмотрим на совсем, скажем, недавние события в хронологическом порядке. Итак, что последовало за заявлением Президента России в 2014 году? Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выразил надежду, что инициатива главы государства по воссозданию порушенных святынь будет поддержана и воплощена в жизнь. Появились публикации, пронизанные оптимизмом, что видно даже по заголовкам: «Владимир Путин предложил вернуть Кремлю монастыри», «Восстановление монастырей вернет нам Кремль как духовный центр страны», «Восстановление монастырей Кремля – эпохальная задача», «Воссоздание монастырей Кремля поддержали в фонде Андрея Первозванного». А новостной сюжет, показанный на Первом канале телевидения, назывался так: «Восстановление Чудова и Вознесенского монастырей в Кремле начнется после проведения раскопок».      Но в следующем, 2015-м, году тональность стала другой: «ЮНЕСКО против восстановления монастырей в Кремле», «Не ради ЮНЕСКО, а во имя исторической справедливости: " О возрождении архитектурного облика Кремля " », «Союз православных граждан: " ЮНЕСКО против воссоздания на территории Кремля Чудова и Вознесенского монастырей по политическим соображениям " ». Началось острое обсуждение аргументов ЮНЕСКО. Однако неприятие самой идеи шло не только со стороны международной организации. Например, доктор искусствоведения, профессор Андрей Баталов, являющийся заместителем генерального директора Музеев Московского Кремля, тоже решительно встал на сторону противников. Отмечая, что подробных обмеров и материалов фотофиксации, позволяющих восстановить разрушенные монастырские комплексы, нет, он заявил, что строительство такого новодела нанесет урон подлинности Кремля. И добавил: «Поэтому, если говорить об их восстановлении, надо говорить о восстановлении духовном. И Чудов, и Вознесенский монастыри можно восстановить на других местах. Можно сделать это на окраинах города, всегда можно найти место». Очень резко отреагировал на развитие ситуации Союз православных граждан, твердо уверенный в том, что рекомендации ЮНЕСКО должны остаться рекомендациями, но никак не прямой директивой.

http://pravoslavie.ru/131386.html

Сатанисты в Кремле — это диверсия против не только верующих, но и всего нашего народа. Остановитесь. Отмените шабаш. В пору проведения Специальной военной операции он тем более невыносим, что русские семьи, отдавшие отцов и сыновей фронту, только научились молитве, посту и покаянию. Вы не представляете последствий, но я представляю и предлагаю отступиться. Ещё не поздно. Не совершайте тягчайшего преступления там, где его можно не совершать. Сергей Сергеевич Арутюнов , доцент Литературного института им. Горького, научный сотрудник Издательского совета Московской Патриархии Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть 16. Отменили концерт! На официальном сайте стоит отмена! Аллилуйя!!! 15. Ответ на 11, Русский танкист: Рок-концерт в " Крокусе " на первой неделе Великого Поста уже устраивали... Несколько лет назад у нас в городе висели афиши с концертом кубанского (или еще какого-то, оттуда же) казачьего хора. На первой седмице. Это - хуже. Сколько раз уже говорилось: рок-музыка своими бит-ритмами вводит человека в то состояние, в котором колдуны и шаманы общаются с миром падших духов. Что различные виды рока возбуждают блудную похоть, другие - усиливают действие наркотиков, третьи - вызывают агрессию и насилие. Слушайте подобное и дальше, если Вам нравится. И Сергей прав, и Русский танкист, хоть и о другом, но в преамбуле тоже прав. 14. Ответ на 11, Русский танкист: Сколько раз уже говорилось: рок-музыка своими бит-ритмами вводит человека в то состояние, в котором колдуны и шаманы общаются с миром падших духов. Что различные виды рока возбуждают блудную похоть, другие - усиливают действие наркотиков, третьи - вызывают агрессию и насилие. Слушайте подобное и дальше, если Вам нравится. Во мне музыка - любая, в том числе и рок - не возбуждает похоти, не усиливает действие наркотиков (которых и не знаю), и не вызывает агрессии (хотя, если мешают слушать, то, увы...). Но писал-то я о другом, не о самой музыке.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/25/ot...

Представлены уникальные чертежи и фотографии утраченных монастырей Московского Кремля (+Видео) Москва, 16 сентября 2016 г. В Музее архитектуры имени Щусева представили чертежи и фотографии двух утраченных монастырей Московского Кремля, основанных в XIV веке и разрушенных в 1929 году, сообщает ТК " Культура " . Выставочный проект называется «Чудов и Вознесенский в XXI веке». Эти гравюры 1846 года известны даже не всем специалистам. На них – Крестный ход у Чудова монастыря и у Вознесенского. Ни от кого их в музее не прятали – просто не было должного интереса.      «Мы не могли представить, что здание школы ВЦИК, которое было построено в 30-х годах, когда-то будет разрушено, но это случилось, и тогда мы вспомнили, что у нас в музее хранятся кроки кремлёвских монастырей, сделанные буквально перед их сносом», - отмечает заместитель директора Музея архитектуры имени А.В.Щусева Ирина Чепкунова. Есть и фотографии разбора храмов. В конце 20-х годов прошлого века советскому правительству понадобилось освободить в Кремле место для военной школы. Правда, архитекторы, в частности, уже признанный тогда Иван Жолтовский, предлагали проекты, по которым монастыри не должны были пострадать. Но тут на Жолтовского поступила жалоба. «Кляуза, где Жолтовского обвиняли, что он небрежен в работе, не имеет квалификации, такая вот жалоба-донос, и Жолтовского с работ снимают, после чего все попытки как-то сохранить монастыри и вписать их – совместить старые и новые здания – отменяются», - рассказывает куратор выставки Анатолий Оксенюк. Архитекторы письменно выражали своё мнение о строительстве здания школы ВЦИК. Документ тоже есть на выставке. Жолтовский, Машков, Щусев, Фомин, Сухов пишут, что постройка такого громадного здания в пять этажей на этом месте нарушит всю ценность Московского Кремля. К тому же это невыгодно экономически – нужен будет дорогостоящий фундамент. В качестве примера напоминают, что одна только постройка фундамента для памятника Александру Второму стоила 7 миллионов рублей золотом. Но монастырям был подписан приговор - реализовали проект, который их сохранность не предполагал. Правда, спустя почти столетие все возвращается на круги своя. Тот самый новодел, где расположилась военная школа, – 14 корпус - снесён. В процессе работ были обнаружены белокаменные блоки - фрагменты построек Чудова и Вознесенского монастырей, ставшие экспонатами выставки. 16 сентября 2016 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/97099.html

В Московском Кремле имеется замечательнейшее собрание русских церковных древностей – св. икон, св. сосудов, риз, разнообразной церковной утвари и домашнего обихода Московских митрополитов и патриархов, редчайших рукописей и пр., известное под именем Московских Патриарших, ныне Синодальных, Ризницы и Библиотеки. Это драгоценнейшее и единственное собрание, подобного которому нигде нет на Руси, наглядно представляющее нам почти всю её многострадальную жизнь, находилось до самого последнего времени в тесном помещении, где было весьма неудобно расположено для обозрения, и только недавно перенесено в немного лучшее. Прежде всем этим русским святыням угрожала опасность пожара, а теперь над ними висит постоянно Дамоклов меч, в виде колоколов Ивановской колокольни (где это собрание теперь находится), которые при падении (как-то было, напр., при коронации Императора Александра II) могут уничтожить все наши сокровища. Новое помещение, бесспорно более обширное, чем прежнее, не обладает в то же время достаточным количеством света, вследствие чего многие предметы с трудом могут быть рассматриваемы. И такие наши русские Святыни, с коими связана непосредственно вся жизнь древней Руси, помещаются в столь убогом хранилище в то время, как какие-либо ничтожные осколки сосудов, малозначащие черепки, камни или обломки железа и др. металла и т. п., находимые в достаточном количестве и почти ежегодно, наполняют величественные, специально для того построенные здания, – целые дворцы... В подобном специально для того выстроенном здании нуждаются и наши древности, хранимые в Московских Патриарших Ризни­це и Библиотеке... Если бы оно бы­ло возведено при жизни Импера­тора Александра III, оно достави­ло бы Ему истинное удовольствие. Построение этого здания в Крем­ле (напр. вблизи памятника Импер. Александра II, на плац – параде, начиная от Спасских ворот) и можно бы было увековечить память благочестивейшего Государя. В здание это могли бы быть перемещены все древности, которые ныне наполняют Синодальные Ризницу и Библиотеку; здесь могли бы найти место и все те вещественные памятники нашей старины, которые хранятся в Московских монастырях и церквах, выйдя уже из употребления. Собранные здесь в одном месте они были бы более известны нам, вернее сохранились бы для потомства и сняли бы тягость хранения с многих мест.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Все эти работы были исполнены исключительно воспитанниками местной семинарии. (Ц. Вед. 1893, 18). 356 Пасхальная утреня начинается вслед за полунощницей. В современном Уставе время благовеста к Пасхальной утрене точно не определено. В этом Уставе говорится: «О часе утреннем параекклисиарх, взем благословение у настоятеля, исходит и ударяет в великое и клеплет довольно». По установившейся церковной практике, в настоящее время благовест к Пасхальной утрене обыкновенно начинается в 12 часов ночи. Для Москвы это было узаконено приснопамятным Филаретом, митрополитом Московским. В марте 1849 г. он издал такое предписание Московским церквам: «Пред утреней, в день святой Пасхи, на колокольнях должны быть причетники надежные и осмотрительные; и не излишне им иметь при себе часы для предосторожности против преждевременного погрешительного благовеста». «Если будут в Кремле пред утренею Пасхи пушечные выстрелы (которых должно быть три в продолжение часа), то, также по предосторожности, не руководствоваться ими для благовеста». «Для начатия благовеста к утрене Пасхи слушать Успенского колокола и первый удар в него прослушать в молчании, а по второму начинать благовест». «Колокольням, отдаленным от Кремля, которые могут не услышать кремлевского колокола, начинать благовест по благовесту тех церквей, который ближе их к Кремлю, а не обращать внимания на те, который далее их». «Благочинные должны наблюдать за точным исполнением сего распоряжения и о нарушителе донести немедленно». Распоряжение это чрез Консисторию представлено было всем Московским соборам, монастырям и церквам. В следующем же, 1850 году, было отпечатано и разослано по всем церквам Москвы и подробное расписание часов благовеста всего года, под названием: «Указание времен церковного Богослужения, по уставу Московского Большого Успенского собора». В этом указании в день св. Пасхи положено благовестить к утрене в 12 часов по полуночи, а к литургии в 6 часов утра. Этому указанию обязаны следовать все храмы Москвы. Пример Москвы скоро повлиял на время благовеста к пасхальной утрене и в других местах России. 357 По «Чину священносл. и обр.» Бол. Успенского собора в Москве, архиереи перед началом крестного хода в алтаре «кадя поет: Воскресение Твое».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010