Крест в память о великом князе Сергее Александровиче в Кремле. Фото Михаил Метцель/ТАСС      Россия - одна из стран, в наибольшей степени пострадавших от терроризма. Начиная еще с XIX столетия, Российская Империя немало претерпела от революционного террора, подготовившего трагические события 1917 года, и, соответственно, - крушение самой Империи. Одним из самых страшных терактов начала века прошлого стало убийство великого князя Сергея Александровича, совершенное в Московском Кремле в феврале 1905 года эсером-террористом Иваном Каляевым. На месте этой трагедии был установлен памятник-крест, снесенный 1 мая 1918 года при непосредственном участии Ульянова-Ленина, и восстановленный в 2017 году по личному поручению Владимира Путина, который на открытии памятника особо подчеркнул трагическое значение этого злодеяния: " Это преступление стало одним из предвестников драматических событий, смуты, гражданского противостояния, с которым столкнулась Россия. Они обернулись тяжелейшими потерями, настоящей национальной катастрофой, угрозой утраты самой российской государственности... "      Мы давно привыкли, что российские города и веси, их улицы и переулки, железнодорожные станции и станции метро носят имена революционных деятелей. Большинство из них известны не только своей причастностью к терроризму, но имя Ивана Каляева, до сих пор " украшающее " многие российские улицы, связано исключительно с террором. И Общество развития русского исторического просвещения " Двуглавый орел " во главе с генерал-лейтенантом Леонидом Решетниковым неслучайно обратилось к главам российских городов с призывом избавить нашу страну от имени, равнозначному понятию " терроризм " . Из Обращения к главам городов и других населенных пунктов России: " Общество развития русского исторического просвещения " Двуглавый орел " призывает сделать шаг, логически вытекающий из позиции, обозначенной президентом России. Следует отказаться от прославления имени террориста и переименовать разбросанные во множестве по всей стране улицы, связанные своим названием с деятельностью Каляева... "

http://pravoslavie.ru/104429.html

При анализе характера свайного крепления фундамента башни Водяных ворот напрашивается вывод о его близости первому, наиболее простому варианту. И в самом деле, здесь не зафиксированы распорки между сваями, нет и продольных брусьев между крайними рядами свай и стенками котлована, отмечен наклон свай относительно друг друга, что косвенным образом подтверждает отсутствие дополнительного крепления внутри конструкции. Сам фундамент, заключенный с двух сторон в панцирь из известняковых блоков, сложен из бутового камня на известковой основе и лежит непосредственно на сваях. В этом отношении наиболее близкой Тульскому кремлю по конструктивному решению является Китайгородская стена – второй пояс укреплений столицы Московского государства. Достаточно близки они и хронологически: завершение строительства последней относится к 1535 году. При этом, правда, не следует забывать о том, что свайное крепление в Тульском кремле было исследовано лишь в проезжей части башни Водяных ворот, где нагрузка со стороны кирпично-каменной конструкции ее стен практически отсутствовала. Нельзя исключать, что непосредственно под стенами башен и пряслами самой кремлевской стены мог быть применен и иной вариант. На эту мысль наводит отмеченная в начале статьи небольшая деталь. Напомним, что в шурфе 6 у северной стены Спасской башни при проведении научно-изыскательских работ 60–70-х гг. был зафиксирован лежавший горизонтально брус сечением около 0,22–0,24 м (рис. 1, Б). Он был ориентирован параллельно фундаменту и располагался вдоль внешнего края его основания. Интерпретация его в качестве «лежня» не представляется нам достаточно обоснованной, тем более, что ни под башней Водяных ворот, ни в шурфе у стены между Никитской башней и башней Одоевских ворот (рис. 1, В), ни в свайном креплении фундаментов других сооружений оборонительного характера подобные горизонтальные «лежни» не отмечены. Вероятнее всего, у основания фундамента Спасской башни Тульского кремля удалось проследить фрагмент горизонтального бруса, зажатого между верхом наружного ряда свай и стенкой котлована, который являлся частью конструкции, связывавшей в единое целое всю систему свай. Если данный вывод верен, то мы имеем здесь сочетание первого и второго вариантов свайного крепления фундаментов, применявшихся в русских кирпично-каменных фортификационных сооружениях эпохи развитого и позднего средневековья. Пролить свет на решение этого вопроса могут лишь дальнейшие археологические исследования на трассе ливневой канализации в Тульском кремле.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Первым пал псковский самозванец. Он предался разгулу и грабежу, силой брал у граждан жён и дочерей, томил богатых людей на правеже, вымучивая деньги, которыми награждал окружавшее его казачество. Разумеется, спокойное население было крайне возмущено таким разбоем, и самозванец был схвачен и убит. Не долго устоял под Москвой и Заруцкий с казаками. Видя, что ему приходится тесно, он бежал в Коломну к Марине и с ней и её сыном дальше в рязанский город Михайлов, а казаки его частью ушли, а частью покорились и стали служить земской власти. Прибытие к Москве Ходкевича с польской ратью заставило Пожарского поторопиться на спасение столицы. 22-го октября 1612 года объединённое ополчение штурмом взяло Китай-город. Тотчас же открылись переговоры о сдаче Кремля, и 26-го октября он перешёл в русские руки. Русские двинулись в город отрядами с разных сторон. Все отряды сошлись на Лобном месте. Тут духовенство отслужило благодарственный молебен, имея во главе троицкого архимандрита Дионисия со стороны осаждавших, а со стороны осаждённых греческого элассонского архиепископа Арсения, который тогда занимал в Кремле место русского архипастыря. Он пришёл из Кремля со всем освященным собором, со крестами, иконами и с главною святыней московской, Владимирской иконой Богоматери, один вид которой привёл в умиление всё православное воинство. После молебна ополчение вступило в Кремль, где оно с ужасом смотрело на чины с человеческими трупами, на поруганные и осквернённые всякой мерзостью церкви, рассечённые на части образа с продырявленными очесами, ободранные и разорённые престолы... В это время польский король Сигизмунд решил лично привезти в Москву своего сына. Но уже было поздно. Прибыв в Вязьму, он узнал, что кремлёвский гарнизон, изнемогши от усталости, голода и всевозможных лишений, сдался на капитуляцию. Город и укрепления были в руках русских и их уже нельзя было поставить меж двух огней, как в том случае, если бы у поляков были соумышленники в Кремле. Тем не менее король с упорством дошёл до Волоколамска.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Патриарх Кирилл: Правда Божия и жизнь по Христову закону выше человеческой славы 29 июля, 2015. Святейший Патриарх Кирилл На фоне трагических событий в мире мы особенно остро ощущаем необходимость укрепления общеправославного единства, солидарности и взаимной поддержки. 29 июля. ПРАВМИР. 28 июля 2015 года в Кремле состоялся торжественный прием от имени Президента России Владимира Путина по случаю 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира. После выступления главы государства к присутствующим обратился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл Ваше Превосходительство Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин! Досточтимые представители Поместных Православных Церквей! Высокие представители государственной власти! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие участники приема! Хотел бы сердечно приветствовать всех собравшихся в Московском Кремле на торжествах, посвященных Дню Крещения Руси и тысячелетию со дня преставления равноапостольного князя Владимира. Житие святаго князя Владимира являет нам зримый пример подвига, как личного, так и общественного, значимого для судеб многих народов и миллионов людей. Приняв святое крещение и изменив образ своей жизни и уклад жизни своих подданных, он установил принципиально новую норму личного и общественного поведения, зиждущуюся на евангельских заповедях. Если раньше убийства, человеческие жертвоприношения, обман, корысть были естественными и, как многие тогда считали, правильными средствами достижения власти и счастливого образа жизни, то после исторического поступка князя Киевского меняется всеобщее понимание того, что хорошо, а что плохо, что допустимо, а что не допустимо. Злодеяния не исчезают, конечно, из жизни восточнославянских племен, но они навсегда утрачивают ореол чего-то дозволенного, необходимого и законного. Избрав благочестивый образ жизни, начав повсеместное строительство храмов и церквей, демонстрируя неизменную заботу о дружине, о простых людях, об убогих и даже о преступниках, мудрый правитель, прозванный в народе Красно Солнышко, доказал своим подданным, что правда Божия и жизнь по Христову евангельскому закону неизмеримо выше человеческой славы, почестей и богатств.

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-pravda...

Все дискуссии ведутся без того, чтобы спросить точку зрения властей Москвы, считает пресс-секретарь президента РФ 10 февраля. ПРАВМИР. В Кремле не считают своей повесткой тему массового сноса в Москве торговых павильонов. «Все-таки это тема Москвы как главного региона РФ», — сказал пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. Отвечая на просьбу журналистов прокомментировать обращение члена политкомитета партии «Яблоко» Сергея Митрохина к главе государства с требованием отправить мэра Сергея Собянина в отставку, пресс-секретарь президента отметил, что обрушиваться  с критикой на основе скоропалительных заключений — несправедливо. «Не получив какие-то разъяснения со стороны московских властей, делать какие-то скоропалительные заключения, обрушиваться с критикой, наверное, было бы несправедливо», — сказал он. По мнению Пескова, сейчас «все дискуссии ведутся без того, чтобы спросить точку зрения, объяснения властей Москвы». В Москве во вторник началась масштабная операция по сносу киосков и торговых павильонов у нескольких станций метро. Подобные сооружения в декабре прошлого года московские власти признали «потенциально опасным самостроем». Решение о сносе 104 объектов было указано в постановлении «О мерах по обеспечению сноса самовольных построек на отдельных территориях города Москвы». В черный список попали как небольшие ларьки, так и крупные торговые павильоны – ТЦ «Альбатрос» у метро Щелковская», ТЦ «Пирамида» у станции метро «Пушкинская», торговые ряды у метро «Арбатская», «Улица 1905 года», «Кропоткинская» и «Чистые пруды». «Места, где находились эти объекты, благоустроим. Прежним владельцам при их желании предоставим возможность построить торговые объекты в других местах и уже на законных основаниях», — написал Сергей Собянин в социальной сети «ВКонтакте». Он отметил, что объекты возведены, в основном, в 90-е годы «при явном попустительстве либо содействии чиновников». Власти Москвы уже заявили, что намерены построить новые торговые павильоны для предпринимателей, которые арендовали помещения в снесенных строениях.

http://pravmir.ru/v-kremle-prokommentiro...

Это позволяло ему быть в курсе всех событий. В начале августа, по сведениям гетмана, в Москве образовалось три партии. Одна высказалась за выборы русского царя; другая поддерживала Лжедмитрия II. Что касается третьей, то, по свидетельству Жолкевского, она была готова грудью стать за Владислава. Душой этой последней группы был князь Мстиславский. Это был наиболее видный представитель московского боярства, превосходивший всех своей знатностью и богатством. Нельзя сказать, что сторонники Владислава представляли собой наибольшую силу. Тем не менее они занимали самое благоприятное положение. Дело в том, что Мстиславский стоял во главе того временного правительства, которое приняло в свои руки власть после низложения Шуйского. Нетрудно было предвидеть, каков будет исход завязавшейся в Москве борьбы. Между столицей и лагерем Жолкевского началась переписка. Затем установились личные отношения и переговоры между сторонами. Словом, кандидатура Владислава с каждым днем приобретала все больше и больше шансов. Впрочем, москвичи предлагали королевичу трон на определенных условиях. Прежде всего, вступая на московский престол, Владислав обязан был принять православие. Государя иной веры Россия никогда не согласилась бы признать. Не желая упереться в тупик, гетман сознательно избегал ответа на такое требование. Он предоставил решение столь деликатного вопроса самому королевичу и его отцу. Однако в свои отношения с Москвой он вложил столько такта, что в конце концов ему удалось выработать условия мирного договора. Правда, этот первоначальный проект еще должен был удостоиться утверждения Сигизмунда. Но, так или иначе, по самому своему существу предполагаемый договор знаменовал собой целый переворот в истории славянских народов. Судьба великой России вручалась поляку, который должен был воцариться в Кремле. Что же делали москвичи? Недожидаясь ответа Сигизмунда, они начали присягать Владиславу. Только после этого они отправили посольство в Смоленск, чтобы подробнее договориться с королем Сигизмундом.

http://sedmitza.ru/lib/text/439745/

Книга пятая. Поляки в кремле Глава I. Война с Россией 1609-1618 гг. 1609 год ознаменован был в Польше резким поворотом внешней политики на новый путь. Эта перемена отразилась и на настроении Ватикана. Римская курия последовала примеру Кракова. Почти всегда попытки договора или союза между державами завершались враждебным столкновением заинтересованных сторон. Такой исход имела и проблематичная дружба короля Сигизмунда с Дмитрием I. В конце концов, она разрешилась войной. Никогда, казалось, обстоятельства не были более благоприятны для поляков. Сперва, как будто сами, русские шли навстречу Сигизмунду, желая сближения обоих государств. Как помнит читатель, уже в конце 1605 года соответствующие шаги были предприняты от имени группы бояр Безобразовым; лица, уполномочившие этого посла, стремились возможно скорее избавиться от Дмитрия. С тех пор отношения такого рода не прекращались. Конечно, они велись тайком, причем направление их было совершенно противоположно официальным нотам. В то время не существовало еще секретной дипломатии. Людовик XV не успел дать ее образца. Тем не менее весьма нередко одни и те же лица без зазрения совести вели двойную игру. Другими словами, одно они заявляли публично, и совершенно иное говорили с глазу на глаз. Именно такое положение создалось в 1606 г., когда князь Волконский прибыл к польскому двору с уведомлением об избрании Василия Шуйского, которого Польше предлагалось признать законным государем. Что могло быть естественнее подобной миссии? Однако кое-кто из поляков узнал об истинной ее цели. В тесном кругу посвященных в тайну Волконского заявили, что бояре решили низложить Василия Шуйского; вместо него они готовы избрать Сигизмунда или его сына Владислава. Сам посол заявил себя горячим сторонником польской кандидатуры. Он только просил показать ему королевича. В конце концов, все устроилось к его удовольствию. Некоторое время спустя в Краков прибыл новый уполномоченный. Его прислала та же самая группа бояр; на этот раз она подтверждала уже известные свои предложения. С удивительным простодушием доверенный бояр признавался, что Лжедмитрий II является только орудием, которым они пользуются против Шуйского. Он просил короля двинуть свои войска к границе. По его словам, Сигизмунду помогут завладеть всем Русским государством без всякого сопротивления и излишнего шума. Королю не стоило бы большого труда припомнить, что то же самое обещали когда-то московские люди первому самозванцу. Конечно, это могло быть для него весьма важным предостережением... Обо всем этом мы узнаем от нунция Симонетта. Источником его сведений был, несомненно, сам король.

http://sedmitza.ru/lib/text/439745/

московского горкома партии: «На нашем пленуме нельзя не вспомнить об основных вопросах, поставленных во время встреч на Ленинских горах и в Кремле руководителей партии и правительства с представителями художественной интеллигенции. Это прежде всего вопрос о коммунистической идейности произведений литературы и искусства, о недопустимости мирного сосуществования в области идеологии. Второй важнейший вопрос… о ленинских принципах партийности и народности литературы и искусства, о партийном руководстве художественным творчеством (выделено газетой)… В идеологической борьбе двух миров писатели призваны быть пламенными пропагандистами идей коммунизма, советского образа жизни, наших высоких нравственных идеалов… которые бы воодушевляли строителей нового общества, зажигали сердца людей, звали их на подвиг во имя коммунизма… И это относится ко всем отрядам художественной интеллигенции». Агитаторами должны быть все. Устраивались встречи с интеллигенцией, на которых в приказном порядке указывалось, что должно писать, изображать, думать… Газета продолжает: «В замечаниях, репликах, в речи Н.С.Хрущева, во многих выступлениях участников встречи в Кремле острая, нелицеприятная критика была высказана в адрес ряда московских художников, писателей, кинематографистов». Кто такой Н.С.Хрущев, чтобы указывать деятелям культуры, что и как творить? Оказывается, культура, искусство, литература – все на свете должно быть лишь подспорьем руководителям компартии в их идеологии, объявляющей себя безошибочной и абсолютной. Особое место в коммунистической идеологии занимает культ Ленина. По сути, здесь мы видим не что иное, как обожествление. Объявить Ленина богом официально было невозможно, потому что официальная пропаганда была направлена против идеи Бога. Но навязанная практика всеобщего почитания, абсолютность приписываемых вождю свойств, культ вождя требовал по существу – хотя об этом прямо не говорили – признания его сверхчеловеческого, уже по сути божественного уровня. «Миллионы агитаторов» вдалбливали в головы оглушенного народа одно и то же о неопровержимости идей коммунизма, об отеческой роли компартии и о непогрешимости Ленина.

http://pravmir.ru/po-stranicam-sovetskix...

– В условиях непрекращающейся Смуты все население Москвы давным-давно имеет на руках оружие, которое ныне без труда можно приобрести где угодно, – мрачно подытожил Федор Мстиславский. – Чернь не просто вооружена, но сплочена и организована, поскольку ею верховодят земские и губные старосты, выбранные из ее же среды. К тому же голод согнал в Москву множество смердов и холопов из окрестных деревень, а эта рвань живет токмо воровством и разбоем, ибо в нынешние тяжелые времена никто не пашет и не сеет. У нас всего четыре тысячи стрельцов и полторы тысячи верных дворян, этого войска хватает лишь на то, чтобы не допускать буйное простонародье в Кремль и поддерживать хоть какой-то порядок в Китай-городе. – Какая же мы тогда власть, коль не смеем и носа высунуть из Кремля и Китай-города! – сердито фыркнул Лыков. – Надо любой ценой захватить господство над всеми концами и слободами Москвы. – Любой ценой, это как? – прищурился Мстиславский, взглянув на Лыкова. – Надо впустить в Кремль и Китай-город наемников Жолкевского, – сказал Лыков. – Коль воины Жолкевского помогли нам отбросить от Москвы Сапегу и Тушинского вора, они же помогут нам совладать и с московской чернью. Сказанное Лыковым вызвало бурные споры и пререкания между боярами-блюстителями. Кто-то из них полагал, что такая мера чревата открытым восстанием москвичей, которые ненавидят поляков за их бесчинства под Смоленском. Кто-то резонно замечал, что Жолкевский и его военачальники, оказавшись в Кремле, просто-напросто отнимут власть у Семибоярщины. Кто-то говорил, что если по договору с Сигизмундом на московский трон должен сесть его сын, то это неизбежно приведет к тому, что поляки все едино рано или поздно окажутся в Кремле. – Покуда Сигизмунд не подписался под нашими условиями, Владиславу не место в Москве, – раздраженно молвил Иван Воротынский. – Тем более ни один из наемников Жолкевского не должен вступить в Кремль. Покуда Сигизмунд не снимет осаду со Смоленска, мы должны разговаривать с Жолкевским как с неприятелем.

http://azbyka.ru/fiction/1612-minin-i-po...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Буссов К. Московская хроника Глава V. Как поступили с Сандомирским воеводой и с поляками после убийства царя К оглавлению   Двор, где остановился господин воевода Сандомирский со своими слугами и гайдуками, находившийся в Кремле, поблизости от царских палат и от патриаршего дома, окружили со всех сторон много сотен московитов. К воротам подвезли даже несколько пушек, и все так охранялось, что ни одна собака, не говоря уже о человеке, и то не смогла бы оттуда выйти, пока длился мятеж. Воевода не мог вызволить своего зятя, царя, но был готов защищаться, если бы московиты вздумали напасть на него. Все музыканты, певцы и инструменталисты, мальчики, юноши и взрослые мужчины, помещенные на монастырском дворе в Кремле, были убиты первыми вслед за царем и Басмановым, сто безвинных, искусных и честных душ. После них пришел черед пострадать полякам в Китай-городе и в Белом городе. Некоторые из них залезли и заползли на чердаки, другие — в развалины и в погреба, часть зарылась в солому, другая — в навоз. Как в одних рубахах повыскакивали из постелей, так и попрятались, но все-таки их нашли, одних забили насмерть дубинами, другим саблями перерубили шеи. Женщин и девиц забрали. Брат царицы, пан староста, со своими людьми и находившимися близ него польскими дворянами крепко держался в Валашском доме, против Литейного двора, храбро оборонялся, и многим московитам пришлось у этого двора вылететь из седла и протянуть ноги на земле. В это же время хорошо оборонялись царицын зять и польские послы, жившие в доме, где умер блаженной памяти его княжеское высочество герцог Иоганн, брат его королевского величества короля датского и пр. Всего там было 700 человек, и они угрожали, что станут метать огонь в город, подожгут свой дом, сядут на коней и будут защищаться до последнего человека, если русские клятвенно не обещают оставить их в живых. Подобным же образом поступили старые польские конники Димитрия на своем дворе. Они держались так крепко, что ни один московит не смог к ним прорваться. Московиты подтащили к дому пушки и стали угрожать разнести дом до основания, если они не сдадутся добром, и дали два выстрела по двору брата царицы.

http://sedmitza.ru/lib/text/439087/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010