поиск:   разделы   рассылка Иван Понырев Воланд в Кремле Источник:  АПН Воланд вернулся в Москву. Спустя 70 лет после триумфального визита в белокаменную и краснознаменную советскую столицу булгаковский дьявол вновь шагает по России. " Дорогие россияне " с беспримерным вниманием смотрят сериал, посвященный московским приключениям того, кто вечно хочет зла и вечно совершает благо. Рейтинг зашкаливает. И хоть на дворе декабрь, Москва объята пламенем " небывало жаркого заката " . Похоже, общество предъявляет запрос на иной образ правителя, чем тот, что сложился в конце 1990-х годов. Тогда избиратели грезили новым Штирлицем. И Штирлиц пришел в лице Путина. В кризисах последнего года образ президента поистерся. Из президента надежды он стал президентом терпения. Политологи выдвигали разные версии о том, на кого будет похож возможный преемник. Говорили, он будет прокурором. Или питерским либералом, или вновь чекистом. Но подсознание общества неожиданно породило иной образ. Общество позвало Воланда, и Воланд пришел. Успех сериала не тривиален. По данным социологической службы Gallup Media, в Москве доля смотревших сериал составила 58,6%, а рейтинг фильма – 29,7%. Это рекорд. " Мастер " превзошел даже " Идиота " Достоевского (доля первых серий этого сериала по Москве составил 34,7%, рейтинг – 14,5%). Напомню, что доля высчитывается от числа тех, кто смотрел телевизор (все равно, какую программу), а рейтинг – от числа людей, владеющих телевизорами (и способных посмотреть фильм потенциально). Иначе говоря, массовая аудитория буквально приклеилась к телевизору, наблюдая за приключениями героев книги, которую советскому интеллигенту 1970-х полагалось знать чуть ли не наизусть. В чем секрет популярности? Бесспорно, гениален роман великого Булгакова. Однако показанный несколько лет назад фильм " Мастер и Маргарита " , снятый Вайдой, позорно провалился (мне запомнилась не по-московски узкая скамейка на Патриарших и несуразный орден Ленина на груди Берлиоза). Это значит, что тезис о неизбежном успехе любой экранизации булгаковского произведения придется отложить в сторону. Так в чем же секрет?

http://religare.ru/2_24237.html

За этим расходом в Приказе осталось 3387 четвертей 6 1 / 2 четверика Остаток шел на раздачу служилым в ведомстве Приказа как жалованье 573 . 9) Десятинная пашня доставляла Приказу также значительный хлебный доход. Десятинной пашни Приказ принял в свое ведение 28387 десятин в каждом из двух полей. Из нее определено на содержание архиерейских домов и монастырей 13648 1 / 2 десятин. Затем оставалось в Приказе 4738 1 / 2 десятин, из которых в Московской губернии было 4053 десятины и, сверх того, 248 нив, в других губерниях 685 десятин 574 . 10) В 1717 году в Монастырском Приказе, по его определению, стали взимать, по примеру других приказов, по 2 деньги «приводных» с лиц, по делам в него приводимых. Взимаемые деньги записывались в особую приходную книгу и шли на содержание служилых в Приказе 575 . Были платежи в Приказ от разных вотчин разными естественными произведениями на столовые запасы и конюшенное заведение. Они иногда заменялись деньгами. Общий итог таких платежей трудно обозначить, по разнообразию предметов 576 . 12) По указу 24 янв. 1718 года велено мостить в Москве мостовые из дикого камня в Кремле и Китае городе. 1 февраля 1720 года приказано было «против губернской канцелярии и других приказов, також вокруг цейхгауза и площади в Кремле, на Ивановской в Китае, что на Красной площади, и в воротах Кремля и Китая мосты строить из тех денег, которые сбираются в Москве на строение мостов, а напротив Монастырского Приказа и монастырей и подворий, на которых жителей нет, а другие под канцеляриями, а стряпчих в Москве нет же, а живут в иных губерниях, строить из Монастырского Приказа», которому имеют возвратить деньги те архиерейские и монастырские вотчины, против чьих подворий такое строение придет 577 . 13) Весьма важный и заслуживающей особенного внимания исследователей русской истории и русского права доход Монастырского Приказа составляли церковные пошлины. Известно, что в древней России до XVIII столетия было множество пошлин с церквей и духовенства в пользу епархиальных властей, которые и содержались, между прочим, доходами, получаемыми с этих пошлин.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

После того как 1 июня грубый «господин Omnis» столь безжалостно охладил свой пыл на Годуновых, так что из них ни одного правителя в Кремле не осталось, ему вздумалось потребовать еще и выпивки из царского погреба, и он обратился с этим к одному старому боярину, Богдану Вельскому, о котором выше уже было сказано, что Борис Годунов за мятеж подверг его опале. После смерти Бориса он появился снова, был в большой чести у простого народа, и ему, поскольку он больше всех других преследовал Годуновых, поручили управление в Кремле от имени Димитрия (за крестного отца которого он себя выдавал). Он очень ласковыми словами отказал «господину Omnis», сказав, что царские погреба трогать нельзя, чтобы они не оказались пустыми, когда придет царь Димитрий. А так как он питал большую злобу и вражду ко всем докторам из-за одного шотландского капитана, который до прибытия этих докторов за неимением лучшего был назначен лейб-медиком Бориса и по Борисову приказу (как упоминалось выше) вырвал этому самому Вельскому всю бороду, хотя этот капитан, доктор Габриэль, уже давно умер, другим докторам все же пришлось поплатиться за него, ибо Богдан Вельский надоумил подлую чернь, сказав, что Борисовы доктора разбогатели и с ними и надлежит говорить о выпивке, так как в подвалах у них есть всякие напитки, да к тому же они были духовниками и советниками Бориса, к ним-то и следует наведаться и выпить все их напитки, а последствия он, Вельский, берет на себя. После этого они бросились к докторским дворам, и раз им позволили взять себе аршин, они захватили много саженей, не только выпили у бедных докторов все вино, но позарились также и на их имущество и достояние, растащили все, что попалось им на глаза, так что некоторые из докторов в этот день потерпели убытку на 2 или 3000 талеров. При этом также и многие другие честные люди, из тех, кто жил за городом в незащищенных поселениях и ввиду приближения войска перенесли все свое добро в докторские дома, без всякой вины и причины были ограблены. Так, при этом и я, и мои близкие тоже потерпели немалый убыток, потеряв свое имущество подобным образом. Так из-за чужой вины, о которой сказано выше, пострадали многие безвинные люди.

http://sedmitza.ru/lib/text/439081/

Правозащитники " заботятся " о кремле Движение " За права человека " , завершив сегодня сбор подписей под обращением в защиту музея-заповедника " Рязанский Кремль " , направило его на имя главы Правительства России М. Фрадкова. 10 дней назад документ был по электронной почте направлен в аппарат Правительства сообщает сайт Newsru.com. Ниже приводится текст обращения: " В опасности федеральное государственное учреждение культуры " Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник " , расположенное на территории Рязанского кремля. Общественные организации ученых, правозащитники, экологи с тревогой наблюдают за агрессивным поведением руководства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (МП РПЦ) в отношении зданий, бывших собственностью церкви, и трансформировавшихся за многие десятилетия в учреждения культуры, образовательные и иные полезные обществу учреждения. Мы не одобряем революционную реквизицию, проведенную большевиками, но не можем не учитывать сложившихся за семь десятилетий реалий. В такой же степени мы не одобряем и жесткие притязания РПЦ на свою бывшую собственность, которая давно уже служит делу народного просвещения и приобщения населения к самобытной культуре нашей страны. За последнее полтора десятилетия МП РПЦ было возвращено большое количество культовых зданий с прилегающими территориями. И это происходит не только в отдаленных населенных пунктах, но и в центральных районах крупнейших городов России. МП РПЦ снова стала одним из богатейших собственников в стране, владеющая престижными участками земли даже в столице. Более того, это происходит на фоне, когда в стране нет, и похоже не предвидится появления закона о реституции – о возвращении национализированной большевиками частной собственности наследникам бывших владельцев. В нашей стране сложилось такая моральная атмосфера, в которой не принято возражать церкви, даже тогда, когда аппетиты некоторых функционеров МП РПЦ переходят рамки разумного, и притязания обращаются на расположенные в бывших церковных постройках объекты культуры, имеющие поистине общенародного значение.

http://pravoslavie.ru/17394.html

Архив Пн Предстоятель Русской Церкви посетил Патриарший Рождественский праздник в Московском Кремле 9 января 2011 г. 16:54 9 января 2011 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил детскую Рождественскую елку в Государственном Кремлевском дворце, ежегодно устраиваемую Русской Православной Церковью совместно с Управлением делами Президента Российской Федерации, Правительством города Москвы и Московской федерацией профсоюзов. На Патриарший Рождественский праздник приглашаются учащиеся православных гимназий и лицеев, приходских воскресных школ, а также воспитанники церковных и светских детских домов и приютов, дети-инвалиды. Перед началом представления дети подарили Его Святейшеству щенка польской подгалянской овчарки. Святейший Патриарх Кирилл прошел в зал и благословил всех собравшихся. Дети исполнили небольшое музыкальное представление и преподнесли Его Святейшеству цветы. Предстоятель Русской Церкви поднялся на сцену и обратился к детям с Первосвятительским словом. Святейший Владыка остановился на словах из прозвучавшей песни «Золотая Россия». «Золото — самый драгоценный металл, и мы приравниваем страну к самому большому сокровищу. Но каждый должен помнить, что в жизни сокровища иногда теряются. Золото может исчезнуть, его могут украсть злые люди, его можно потерять по неряшливости, по разгильдяйству, по отсутствию дисциплины. Вот так и страну можно либо сберечь, либо потерять», — сказал Святейший Патриарх Кирилл. «Страна наша действительно золотая, потому что многие поколения трудились, чтобы это сокровище создать. И оно передается вам, дорогие дети. Когда вы вырастете, вы будете хранить это сокровище. Но ведь его можно и потерять. Вот для того чтобы мы никогда не потеряли сокровище страны нашей, нашей любимой России, мы должны помнить то, чему научил нас Господь», — продолжил Предстоятель Русской Церкви. «Господь всех нас призвал к тому, чтобы мы любили Его, чтобы обращались к Нему с молитвой, чтобы жизнь свою строили по Его законам. А законы эти очень простые: не делай другому того, чего не желаешь себе, не обижай других, а если захочешь человеку сделать добро — сделай. Поступая так, мы будем умножать сокровище свое собственное и сокровище страны, — сказал Святейший Патриарх Кирилл. — Чтобы никогда не потерять это сокровище, мы должны хорошо учиться, хорошо работать, быть честными, любить других людей, быть способными пожертвовать свое время, свое внимание, свою заботу другому человеку — папе, маме, бабушке, дедушке, а когда станем взрослыми — своей семье, своим детям».

http://patriarchia.ru/db/text/1382131.ht...

Именно поэтому снова и снова наполеоновцы отмечали «азиатский» стиль московской архитектуры. Путали колокольни с минаретами, некоторые храмы принимали за мечети. «В отличие от устремленных к облакам колоколен наших городов Европы, здесь тысячи минаретов одни зеленые, другие разноцветные были закруглены и блестели под лучами солнца, похожие на множество светящихся шаров, разбросанных и плывущих над необъятным городом. Восхищенные этой блестящей картиной, наши сердца забились сильней с гордостью, радостью и надеждой». Гвардия без промедления начала грабить Кремль. Золото! Серебро! Хватай, отрывай! Во дворцах расположилась верхушка Великой армии. Захваченный город полководцы отдают армии на разграбление – такова была традиция того времени. Но французы переборщили с грабежами. Москвичи смотрели на оккупантов с ненавистью, какой не встретишь в Берлине или Вене. Вена была столицей государства, которое до Наполеона называлось «Священной Римской империей германской нации». Абстракция какая-то! А теперь вспомним упрямое слово Россия. страна, которая собралась вокруг Москвы, вокруг великого князя и царя. Деревня к деревне, зёрнышко к зёрнышку. Оккупанты видели угрозу в глазах немногих оставшихся в городе москвичей – и быстро приступали к профилактическим расправам. Победное настроение ещё не улетучилось. «При виде кремлевского дворца полуготического, полусовременного, дворца Романовых, и Рюриковичей, при виде их трона, еще не низвергнутого, при виде креста колокольни Ивана Великого и красивейшей части города, увенчанной Кремлем и еще не охваченной пламенем, которое пожирало лишь пока торговый квартал, — Наполеон вернулся к своим прежним надеждам. Его тщеславию льстило такое завоевание. Он громко воскликнул: «Наконец-то я в Москве, в древнем дворце царей! В Кремле!» И он с горделивым любопытством и чувством удовлетворения рассматривал все мелочи», — вспоминал Сегюр – квартирмейстер наполеоновского штаба, сын французского посла в России екатерининских времён. Непобедимый завоеватель проводил свою первую ночь в Кремле. Наполеон на новом месте спал, как никогда, крепко и долго. Его будили – а он снова проваливался в сон, как мальчишка. Так отдыхает, отрешившись от всего, человек, ощутивший себя победителем. Кампания закончена! Теперь победителю остаётся горделиво ожидать, что Россия упадёт к его ногам, а император Александр согласится на унизительные условия. Сказалось напряжение трёх последних месяцев. Он спал то ли восемь, то ли девять часов – в два-три раза дольше, чем обычно. Проснувшись, поинтересовался: что произошло? А в окно уже врывался дым: большой город погрузился в апокалиптический пожар.

http://pravmir.ru/pozhar-moskvy-osvetil-...

Закрыть itemscope itemtype="" > Власти страны против общественного контроля за нравственностью СМИ? 27.05.2011 732 Власти выступили против инициативы деятелей культуры создать организацию для контроля СМИ, сообщает Лента.ru. По словам анонимного кремлевского источника, эту идею в Кремле восприняли с недоумением. По мнению властей, введение цензуры в СМИ противоречит Конституции страны. В Кремле считают, что средства массовой информации должны быть ограничены не цензурой, а «общим уровнем развития общества в стране». Таковой, если верить СМИ, стала реакция Кремля на обращение Славянского форума искусств «Золотой Витязь» , адресованное Президенту России Дмитрию Медведеву и премьер-министру Владимиру Путину . В обращении, подписанном, в частности, режиссером Никитой Михалковым и народными артистами Василием Ливановым и Евгением Стебловым, говорилось о необходимости создания Общественного наблюдательного совета по контролю за СМИ. Бранью на предложение известных деятелей культуры ответил член «Солидарности» Роман Доброхотов; «бездарным» назвал предложение культурной общественности страны глава комиссии Общественной палаты по коммуникациям, информационной политике и свободе слова в СМИ и главред газеты «Московский комсомолец» Павел Гусев. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/news_rl/2011/05/27/vl...

Архив Пн Предстоятель Русской Церкви посетил государственный прием в Кремле по случаю Дня народного единства 4 ноября 2019 г. 16:57 4 ноября 2019 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил государственный прием в Большом Кремлевском дворце по случаю Дня народного единства. На торжественном приеме Президент Российской Федерации В.В. Путин вручил премию Президента за вклад в укрепление единства российской нации главе Центра исследований межнациональных отношений Института социологии Леокадии Дробижевой, а также государственные награды российским и иностранным гражданам. Обращаясь к собравшимся, глава государства, в частности, сказал: «Уважаемые коллеги! Друзья! Дамы и господа! Поздравляю вас с праздником — Днем народного единства! С праздником, который знаменует сплоченность нашего народа, нашу искреннюю, глубокую любовь к Родине. Именно преданность Отечеству питала волю и решимость наших предков, которые более четырех веков назад объединились в народное ополчение, преодолели смуту и спасли страну от распада, освободили ее от интервентов и захватчиков. Они оставили потомкам немеркнущий пример великого поступка, когда превыше всего ставились интересы Родины, ее судьба, ее будущее. Их защита стала главным, объединяющим делом для людей разных национальностей, сословий и вероисповеданий. Этот мощный, всепобеждающий дух единства передавался из поколения в поколение. Наш народ во все тяжелые времена всегда вставал плечом к плечу, самоотверженно сражался за свободу и независимость своей Родины — за те исторические, духовные, семейные ценности, которые всем нам так дороги. Сейчас мы готовимся отметить священную для нас дату — 75 лет Победы в Великой Отечественной войне. Частью этой общей большой работы стала открывшаяся сегодня выставка-форум " Память поколений: Великая Отечественная война в изобразительном искусстве " . Экспозиция создавалась с активным участием региональных музеев, картинных галерей, и ее масштаб, безусловно, впечатляет, а представленные на выставке произведения наполнены глубокой духовной силой народа, одержавшего Великую Победу.

http://patriarchia.ru/db/text/5525546.ht...

Владения калужского царя были довольно обширны: так, например, Серпухов принадлежал ему; здесь сидел воеводою от него известный нам Федор Плещеев. Оставшись один под Москвою с небольшим своим войском, Жолкевский видел ясно всю опасность положения, видел, что русские только вследствие крайней необходимости согласились принять на престол иноземца и никогда не согласятся принять иноверца, а Сигизмунд никогда не согласится позволить сыну принять православие. Но и теперь, как прежде, самозванец продолжал помогать гетману; из страха пред простым народом, который не замедлит встать за Лжедимитрия при первом удобном случае, бояре сами предложили Жолкевскому ввести польское войско в Москву; гетман согласился с радостию и послал расписать квартиры в городе; но в Москве сторожили каждое движение: монах ударил в набат и объявил собравшемуся народу, что поляки входят в Москву, бояре испугались волнения и упросили гетмана обождать еще дня три. Но гетман сам испугался, созвал коло в своем войске и сказал: «Правда, что я сам хотел поставить войско в столице, но теперь, внимательно осмотревшись, впал в раздумье. В таком большом и публичном собрании я не могу открыть причин, которые препятствуют мне поставить там войско, вышлите ко мне в палатки по два человека из полка, я им все открою». Когда депутаты пришли, гетман начал объяснять дело: «Москва город большой, людный, почти все жители Московского государства сходятся в Кремль по делам судным, здесь все разряды. Я должен стать в самом Кремле, вы другие – в Китай-городе, остальные – в Белом. Но в Кремле собирается всегда множество народа, бывает там иногда по пятнадцати и по двадцати тысяч, им ничего не будет стоить, выбравши удобное время, истребить меня там, пехоты у меня нет, вы люди до пешего бою неспособные, а у них в руках ворота». Приведши в пример первого Лжедимитрия, который погиб вместе с поляками, гетман заключил: «Мне кажется гораздо лучше разместить войско по слободам около столицы, которая будет, таким образом, как будто в осаде».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Известно, что Иван Грозный, любивший хоровую и колокольную музыку, удалившись в Александровскую Слободу и ведя там монастырскую жизнь, в четвертом часу утра ходил на колокольню к заутрене. Сын Ивана IV набожный Федор, тоже большой знаток звонов и любитель-звонарь, сокрушался по поводу того, что звонарь из Андрониева монастыря умеет выполнять на колоколах фигуру лучшую, чем он, царский сын. Судя по этому факту, русские звонари умели искусно исполнять определенные разнообразные ритмические мотивы. По свидетельству Адама Олеария, побывавшего в России в начале XVII в., на московских колокольнях висело до 5–6 колоколов, весом до двух центнеров 27 . Ими управлял один звонарь. Становление и развитие колокольного звона как музыкального искусства неотрывно от древнерусского певческого искусства. Ранний его опыт – знаменный распев – был одноголосным. На протяжении нескольких веков шло превращение его в широко развитую мелодику. Нечто подобное происходит и с колокольным звоном. Вначале это только сигнал, со временем он приобрел какие-то определенные очертания одноголосного принципа. По описанию Б. Таннера, побывавшего в 1678 г. в Москве, звонили здесь так: «Сначала шесть раз ударяют в один наименьший колокол, а потом попеременно с колоколом побольше шесть же раз; затем уже в оба попеременно с третьим еще большим столько же раз и в таком порядке доходят до самого большого; тут уже ударяют во все колокола и притом столько же раз. Затем вдруг перестают, а там в том же порядке начинают сызнова» 28 . Из этого описания видно, что звоны еще не отличались большой музыкальностью и выразительностью. Это вариант перезвона – одного из самых древних видов звона, сохранившегося до наших дней. Вместе с тем уже тогда по воскресеньям и большим праздникам в кремле звонили во все колокола сразу 29 . Это напоминало, видимо, обычный трезвон. Становление хорового многоголосия в виде строчного, а затем и партесного пения, вероятно, повлияло и на появление многоголосия в колокольной музыке. На колокольнях появляется большое количество колоколов (в Ростове – 13, на Иване Великом в Московском Кремле в четырех ярусах висят 37 колоколов). Происходит их разделение на группы, по функциям, выполняемым ими. Причем названия групп в большинстве случаев определяются хоровой терминологией. В колокольных звонах преобладает трехголосная структура, отсюда произошел термин «трезвон», т. е. три звона, трехголосие. Самые большие колокола, низко звучащие, дают темп звонам. Их тяжелые языки с трудом поддаются управлению, двигаются они, подчиняясь естественным законам маятника, потому темп их постоянно одинаковый. Но все-таки наиболее опытные звонари умеют варьировать, играя на них. Они могут бить в оба края колокола, в один, а иногда даже вовсе пропускать удар.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/kolokola...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010