поиск:   разделы   рассылка Слово Святейшего Патриарха Кирилла на торжественном приеме в Кремле по случаю 1000-летия преставления равноапостольного князя Владимира 28 июля 2015 года в Кремле состоялся торжественный прием от имени Президента России В.В. Путина по случаю 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира. После выступления главы государства к присутствующим обратился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Ваше Превосходительство Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин! Досточтимые представители Поместных Православных Церквей! Высокие представители государственной власти! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие участники приема! Хотел бы сердечно приветствовать всех собравшихся в Московском Кремле на торжествах, посвященных Дню Крещения Руси и тысячелетию со дня преставления равноапостольного князя Владимира. Житие святаго князя Владимира являет нам зримый пример подвига, как личного, так и общественного, значимого для судеб многих народов и миллионов людей. Приняв святое крещение и изменив образ своей жизни и уклад жизни своих подданных, он установил принципиально новую норму личного и общественного поведения, зиждущуюся на евангельских заповедях. Если раньше убийства, человеческие жертвоприношения, обман, корысть были естественными и, как многие тогда считали, правильными средствами достижения власти и счастливого образа жизни, то после исторического поступка князя Киевского меняется всеобщее понимание того, что хорошо, а что плохо, что допустимо, а что не допустимо. Злодеяния не исчезают, конечно, из жизни восточнославянских племен, но они навсегда утрачивают ореол чего-то дозволенного, необходимого и законного. Избрав благочестивый образ жизни, начав повсеместное строительство храмов и церквей, демонстрируя неизменную заботу о дружине, о простых людях, об убогих и даже о преступниках, мудрый правитель, прозванный в народе Красно Солнышко, доказал своим подданным, что правда Божия и жизнь по Христову евангельскому закону неизмеримо выше человеческой славы, почестей и богатств.

http://religare.ru/2_107181.html

Слово Святейшего Патриарха Кирилла на торжественном приеме в Кремле по случаю 1000-летия преставления равноапостольного князя Владимира   28 июля 2015 г. 18:59 28 июля 2015 года в Кремле состоялся торжественный прием от имени Президента России В.В. Путина по случаю 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира. После выступления главы государства  к присутствующим обратился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Ваше Превосходительство Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин! Досточтимые представители Поместных Православных Церквей! Высокие представители государственной власти! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие участники приема! Хотел бы сердечно приветствовать всех собравшихся в Московском Кремле на торжествах, посвященных Дню Крещения Руси и тысячелетию со дня преставления равноапостольного князя Владимира. Житие святаго князя Владимира являет нам зримый пример подвига, как личного, так и общественного, значимого для судеб многих народов и миллионов людей. Приняв святое крещение и изменив образ своей жизни и уклад жизни своих подданных, он установил принципиально новую норму личного и общественного поведения, зиждущуюся на евангельских заповедях. Если раньше убийства, человеческие жертвоприношения, обман, корысть были естественными и, как многие тогда считали, правильными средствами достижения власти и счастливого образа жизни, то после исторического поступка князя Киевского меняется всеобщее понимание того, что хорошо, а что плохо, что допустимо, а что не допустимо. Злодеяния не исчезают, конечно, из жизни восточнославянских племен, но они навсегда утрачивают ореол чего-то дозволенного, необходимого и законного. Избрав благочестивый образ жизни, начав повсеместное строительство храмов и церквей, демонстрируя неизменную заботу о дружине, о простых людях, об убогих и даже о преступниках, мудрый правитель, прозванный в народе Красно Солнышко, доказал своим подданным, что правда Божия и жизнь по Христову евангельскому закону неизмеримо выше человеческой славы, почестей и богатств.

http://patriarchia.ru/db/text/4178879.ht...

Крест в Кремле. Программа посвящена прошедшему на прошлой неделе восстановлению в стенах Московского Кремля Памятного Креста Великому князю Сергею Александровичу Романову. 25.05.2017 10:37:59 Евгений Константинович Никифоров Слушать: http://radonezh.ru/radio/2017/05/16/22-00.html Евгений Никифоров: - Здравствуйте, дорогие братья и сестры! У микрофона Евгений Никифоров. Сегодня мы будем говорить о событии, которое для меня лично является важнейшим за 25 лет деятельности " Радонежа " . Хотя мы и гимназии открывали и паломническую службу, и т.д. В  передаче вместе со мной участвуют Владислав Александрович Кононов, исполнительный директор Российского военно-исторического общества, и генеральный директор «Артпроекта» Евгений Егорович Королев. Е.Е. Королёв: - Здравствуйте! В.А. Кононов: - Здравствуйте! Евгений Никифоров: - Последнюю часть этого проекта, о котором мы сейчас будем говорить, они осуществляли во главе с Анной Витальевной Громовой. Это наш известный автор, человек, который занимается памятью Великого князя Сергея Александровича Романова. Многие смотрели, наверное, по телевизору восстановление в Кремле громадного 6-метрового бронзового креста,  посвященного памяти Великого князя. Крест стоит на месте убиения его террористом Каляевым. Но Каляевские улицы есть  по всей стране, а о Великом князе не знает никто. Хотя Великий князь был созидатель, а Каляев - убийца и разрушитель, нигилист,  напрямую террорист, и никак иначе его не назовешь. Почему 25 лет? Потому что именно 25 лет тому назад к нам обратились археологи Кремля и рассказали, как  они щупами прощупывали Ивановскую площадь  - и вдруг обнаружили пустоты. Стали смотреть, а оказалось, что Чудов монастырь снесли, а крипта Преподобного Сергея Радонежского полностью осталась. И мы с Дмитрием Гришиным, нашим замечательным историком стали бегать по кабинетам, писать письма, исторические справки. В результате я написал письмо Ельцину. Ельцин быстро отреагировал, буквально через неделю я получаю письмо. Вместе со Станкевичем он назначил нас быть председателями общественной  государственной комиссии по увековечению памяти Великого князя.

http://radonezh.ru/text/krest-v-kremle-p...

Храмы в честь праздника Похвалы Богородицы в Московском Кремле Похвала Богоматери с Акафистом. Середина XVI в. Фрагмент В 625 году от Рождества Христова в субботу 5-й недели Великого поста Константинополь осадили иноверцы персияне. Император с войском вышел врагам навстречу, но те коварно напали на беззащитную столицу с моря. Весь город пал в слезной молитве пред образом Пресвятой Богородицы. И после того, как патриарх опустил в море край иконы, поднялся шторм и потопил вражеские корабли. Так в чудесно спасенном Константинополе утвердился новый церковный праздник во славу Божией Матери, именуемый «Похвалой Богородицы». Именно с этого праздника в далеком XII веке началась история Москвы и самого Кремля. «Похвалився, на Русь пошли…» Праздник Похвалы Богородицы стал историческим днем рождения Москвы. В канун этого церковного праздника, в пятницу 4 апреля 1147 года, суздальский князь Юрий Долгорукий (сын Владимира Мономаха, правнук Ярослава Мудрого и византийского императора Константина Мономаха) принимал у себя в гостях князя новгород-северского Святослава Ольговича – отца того самого князя Игоря, который потом был воспет в «Слове о полку Игореве». В те годы Русь раздирали междоусобные войны за киевский великий престол. Князь Святослав Ольгович, союзник князя Долгорукого, потерпел сильную неудачу, бежал от недругов в Суздальские земли, но потом с поддержкой Долгорукого несколько укрепил свое положение и получил от него знаменитое приглашение: «Буди, брате, ко мне на Москву». Приняв приглашение, Святослав прибыл с малолетним сыном Олегом и с малой дружиной. Эта встреча состоялась примерно на том месте, где потом расположился великокняжеский двор в Кремле близ Боровицкой башни и где позднее был построен Большой Кремлевский дворец. Встречен гость был очень радушно: хозяин подарил его сыну «пардуса» – вероятно, ценную шкуру барса, но может быть, и живого зверя, а самого князя щедро угостил. Однако шел Великий пост, к тому же была пятница, а оба князя были православными христианами. И потому великий пир, знаменитый «обед силен» в честь дорогого гостя был благочестиво дан на следующий день, в субботу, на праздник Похвалы Богородицы. Это событие попало в летопись, словно в предзнаменование русской столице. Уже в 1156 году то место на Боровицком холме было обнесено деревянными крепостными стенами. А потом в нем появились и храмы, посвященные празднику Похвалы Богородицы – «престольному празднику» Москвы.

http://pravoslavie.ru/765.html

Древнейшая, ныне несуществующая, церковь св. Иоанна Предтечи у Боровицких ворот, в Московском Кремле Рисунок Виктора Дмитриевича Кокорина. В первой половине XIX века к числу дворцовых церквей в Москве была присоединена вновь устроенная в Боровицкой башне церковь во имя Рождества св. Иоанна Крестителя. Церковь эта заменила собою древнейшую из Московских церквей, носившую название «под Бором». Последнее слово, по мнению Забелина, вернее всего указывало на то, что обозначенная местность, лежавшая хотя бы и за рекою, в действительности, находилась под сению кремлевского бора. Часть этого леса, вероятно, произрастала и по замоскворецкому берегу, но главный сплошной бор все-таки простирался по Кремлевской нагорной стороне реки, почему и явилось урочище «под бором», каковое, как местность древнего поселения, должно относиться к отдаленной древности 1 . По свидетельству летописи, до построения в Кремле в 1460 г. каменной церкви Рождества св. Иоанна Предтечи, здесь была деревянная церковь «на Бору», в том лесу и срубленная, которая была «соборною» при св. митрополите Петре, а двор его был поблизости 2 . Забелин не без основания допускает то предположение, что эта церковь была здесь выстроена вскоре после крещения здешнего населения. Некоторым указанием на это служат найденные в 1847 году под кирпичным полом каменного жертвенника разрушенного храма св. Иоанна Предтечи скотские кости: лошадиная голова и две голени, из которых одна была признана за бычью, а другая за коровью 3 . Возможно, что первая деревянная церковь и была воздвигнута на самом месте древнего языческого капища. Самое наименование церкви Рождества св. Иоанна Крестителя также может служить своего рода указанием на бывшие здесь языческие празднества в честь Купалы, которые совершались именно накануне христианского праздника во имя Рождества св. Иоанна Предтечи, 24 июня. Известно также и то, что во время первого крещения русских племен повсюду поставлялись на месте прежних языческих требищ храмы 4 . Когда первоначальный деревянный храм пришел в ветхость, тогда на место его в лето 6968 (1461) был заложен каменный 5 перед двором князя Юрия Васильевича 6 , а в следующем году великий князь Василий Васильевич устроил при нем придел во имя преп. Варлаама Хутынского 7 . В 1493 г. храм выгорел 8 , и под ним погибла казна великой княгини Софии 9 . Пожар этот, по свидетельству Софийского временника, произошел от небесного огня, возгоревшегося на церкви св. Николы на Песку, и, вследствие сильной бури, перенесшегося на другую сторону Москвы реки ко Всем Святым, а оттоле за Неглинною к каменной церкви, к Егорию Святому, и в тот час начался пожар во многих местах... и за Архангелом выгорело, и митрополичий двор и у Пречистыя алтарь обгорел под немецким железом... и церковь Иоанна Предтечи у Боровицких ворот выгорела и запала. А пожар был так велик, прибавляет современник, что, по сказанию летописцев и старых людей, как Москва стала, не бывало такого пожара 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Мы должны иметь возможность приходить туда и чтить память этих великих женщин. Президент России Владимир Путин предложил восстановить снесенные при советской власти два монастыря и церковь в Кремле. Комментирует вице-президент «МедиаСоюза» Елена Зелинская: — Понятно, что разрушенного не вернешь. Тем не менее, приведение Кремля в исторический вид – правильный шаг. Существуют архивы и документы, есть специалисты, которые могут сделать это в максимально соответствии тому облику, который мы имели в благословенные времена. Что бы ни происходило в стране, как бы ни менялись концепции, есть что-то неизменное, что держит нас вместе. Исторический Кремль, как ни банально бы звучало, это сердце России.  Из сердца нашей Родины должны исходить не военная угроза, а дух мира и молитва, способная нас поддержать и укрепить. Происходящее сегодня всеобщее разобщение страшно – люди даже ни то, что в группах, но и в семьях, с родными, с близкими, с друзьями враждуют, ссорятся, оскорбляют… Преодолеть это мы можем только молитвой. И очень важно, если эта молитва будет идти из  прямо из Кремля. В последнее время идет много разговоров о ценностях, о духовности, о скрепах всяких. По большей части – болтовня. А восстановление монастырей в Кремле – реальное дело. Что такое Вознесенский монастырь, который находился на территории Кремля, и который предлагают восстановить? Он был основан княгиней Евдокией, супругой князя Дмитрия Донского. О роли Дмитрия Донского в русской истории, думаю, напоминать излишне. Княгиня Евдокия и похоронена была в созданном ею  монастыре. И не только она. В Вознесенском монастыре находился царский женский  некрополь, где было место упокоения русских цариц и княгинь, женщин – представительниц московского великокняжеского рода. Жены князей и царей, матери, сестры, дочери…  Там были похоронены жена Василия I Софья Витовтовна, София Палеолог — жена Ивана III, несколько жен Ивана Грозного, царица Мария Владимировна — первая жена Михаила Феодоровича – первого русского царя из династии Романовых, великая княгиня Евдокия Алексеевна – дочь царя Алексея Михайловича «Тишайшего», жена Федора III Агафья Семёновна Грушецкая, мать Петра I Наталья Кирилловна Нарышкина…

http://pravmir.ru/elena-zelinskaya-vosst...

Великая княгиня Евдокия, во иночестве преподобная Евфросиния, основательница Вознесенского девичьего монастыря в Московском Кремле Источник Великая княгиня Евдокия 1 , супруга в. к. Димитрия Иоанновича Донского, была дочь Димитрия Константиновича, князя суздальского 2 , и супруги его, княгини Анны. О детстве и воспитании Евдокии, и вообще о жизни ее до вступления ее в брак с Димитрием Иоанновичем, до нас не дошло никаких сведений. Об отце ее, Димитрия Константиновиче, известно, что он отличался благочестием и любовью к духовному просвещению 3 . Нет сомнения, что в таких же правилах он воспитал и дочь свою Евдокию. Последующая благочестивая жизнь ее – в супружестве за Димитрием Иоанновичем и после его кончины – доказывает, что семена благочестия в ее сердце посеяны были еще в юных летах. Летописцы, восхваляя добродетели и богоугодную жизнь Димитрия Иоанновича, всюду вместе с этим восхваляют благочестие и добродетели его супруги Евдокии. «После брака – говорит неизвестный составитель жития Димитрия Иоанновича Донского – они жили целомудренно, как златоперсистый голубь и сладкоглаголивая ластовица, и с ревностию заботились о своем спасении» 4 . «Святая и христолюбивая великая княгиня Евдокия – говорит ее жизнеописатель – во всем усердно подражала жизни державного и благонравного своего супруга, с которым, живя единомысленно в заповедях Господних, родила ему сынов и дщерей и в благочестии воспитала их» 5 . Говоря о любви святой Евдокии к благолепию храмов Божиих и ее ревности к устроению и украшению их, летописцы сравнивают ее в этом отношении с Мариею, супругой Всеволода Великого 6 , а по святости жизни ее и добродетелям, поставляют на ряду с святою Ольгою, Владимиром и другими святыми князьями и княгинями, просиявшими своим благочестием в земле Русской 7 . Жизнь святой Евдокии, естественно, разделяется на две, почти равные, половины. Первая половина – от вступления ее в брак с Димитрием Иоанновичем до его смерти; вторая – от смерти ее супруга до собственной ее кончины. В первую половину своей жизни Евдокия является любящею супругой, чадолюбивою матерью, и отчасти принимает некоторое участие в жизни государственной. Последнюю половину она преимущественно посвящает себя подвигам благочестия, устроению и украшению храмов Божиих, и в особенности Вознесенского монастыря, и только заботы о воспитании сыновей и возложенные на нее, в отношении к ним, ее супругом обязанности отвлекают ее от совершенного посвящения себя служению единому Богу. I

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Viktor...

Слова, сказанные Царской Семье Приветственное слово Царской Семье в день освящения памятника императору Александру II Освободителю в Московском Кремле 128 Благочестивейший, Богом венчанный Государь Император! Священный дееписатель, повествуя об освящении храма Истинному Богу, замечает, что в то время царь сотворил великий праздник с народом своим у построенного храма, и весь народ радовался и благодарил Бога о благих, яже Он сотвори ему ( 3Цар.8:65 ). Нечто подобное сотворил сейчас Ты в нашем первопрестольном граде Москве – этом храме и сердце России. Торжествует и твой народ, взирая на чудный памятник, воздвигнутый его любовью своему царю-освободителю, и имея невыразимое счастье видеть на этом празднике тебя, Богом венчанную царицу и многих членов Царствующего Дома. Радуется он и глубоко благодарит Всевышнего, что Он удостоил его принести царю своему этот дар благодарной любви. Пройдут годы, пронесутся столетия – и доколь жива Россия, этот памятник будет живым воспоминанием о величайшем из царей – Александре II, царе-освободителе, царе-крестоносце, царе-мученике. Но это – памятник рукотворенный, а для его бессмертного духа наиболее благоугоден памятник другого рода, памятник нерукотворенный, в душах наших воздвигнутый. К утешению своему и почившего Августейшего страдальца, мы можем сказать, что у нас есть надежда на доставление ему и сей радости. Ибо невинно пролитая им на Русскую землю кровь его не должна пропасть для него даром, бесследно. Но как кровь христианских мучеников служила для мира семенем веры и истины, так и кровь царя-мученика послужит для нашего Отечества семенем отрезвления, нравственного исправления и обновления. Как некогда на гробницах мучеников устраивали престол Христов, так и на костях царя-мученика создается мало-помалу алтарь веры и верности долгу, строгой, но гуманной, чуждой себялюбия, исполненной законности, уважения к правде и порядку, честности в стремлениях и действиях. И благодарение Богу! Этот алтарь уже созидается. Начало ему положено блаженной и вечной памяти достойным Августейшим родителем твоим – императором Александром III, этим носителем идеала Русского царя и народа. Бодро вступив на прародительский престол в смутное время крамолы, он твердо повел Россию по пути веры и верности коренным и здравым началам народной жизни и в короткое время своего царствования возвел ее на такую высоту, до которой она прежде никогда не достигала. Но вот, волею Божией, он умер – но не умерло Его дело, преданное им в твои надежные руки.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Богородице-Рождественский женский монастырь в Москве На московских кручах Собор Рождества Пресвятой Богородицы Богородице-Рождественского монастыря. Фото: o-moskve.narod.ru Московский Богородице-Рождественский женский монастырь до сих пор задает ученым немало загадок. Традиционно считается, что его основала в 1386 году княгиня Мария, мать героя Куликовской битвы серпуховского князя Владимира Андреевича Храброго, чьи действия на поле боя решили благополучный исход великого сражения. Как известно, он приходился двоюродным братом Дмитрию Донскому и внуком Ивану Калите. Есть версия, что княгиня Мария основала монастырь в благодарность за то, что сын вернулся из битвы живым. Неясно, однако же, место его основания. Считается, что первоначально монастырь был основан в Кремле и в древности назывался «что на Рве». Согласно этой версии, Рождественский монастырь простоял в Кремле до 1484 года. Когда при Иване III началась грандиозная перестройка Кремля, он был перенесен на нынешнее место близ Трубной площади. Вторая и более достоверная версия гласит, что Рождественский монастырь изначально был основан на своем нынешнем месте – на левом, крутом, берегу Неглинной. Эти земли были во владении серпуховского князя Владимира Андреевича: здесь находился его загородный двор с деревянным дворцом, где жила княгиня Мария. Рядом с дворцом она и основала Рождественский монастырь. Сохранилось еще одно старинное свидетельство тому, что Рождественский монастырь изначально стоял на этом месте. По преданию, в его соборе были похоронены невестки Дмитрия Донского – Мария и Елена. Значит, монастырь здесь уже точно существовал до 1484 года. Есть сведения, что Рождественский монастырь строился по государеву указу, следовательно, разрешение мог дать сам Дмитрий Донской. Его основательница княгиня Мария сама приняла в нем иноческий постриг под именем Марфы. Здесь же приняла монашество и жена серпуховского князя Владимира княгиня Елена Ольгердовна, которая тоже обустраивала этот монастырь. Первыми его насельницами стали вдовы воинов Куликовской битвы, а в монастырских стенах был дан приют всем тем, кто потерял своих кормильцев – мужей, сыновей, отцов и братьев – на Куликовом поле.

http://pravoslavie.ru/3638.html

Вахитовский район. Кремль. Церковь Сошествия Святого Духа при Губернаторском дворце. Дворцовая Духосошественская церковь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Всякому, кто любуется панорамой нашего белокаменного кремля хоть со стороны Казанки, хоть со стороны вокзала, видны над его густой застройкой шесть куполов: пять над Благовещенским собором и один – над Духосошественской церковью. И это все из храмовой архитектуры кремля, что осталось после революции. Два храма: бывший кафедральный собор и бывшая дворцовая церковь. Традиция возведения дворцовых и домовых церквей повелась издревле. Их строили еще при княжеских теремах и боярских хоромах домонгольской Руси. В эпоху Руси Московской при царском дворце в Кремле находилось сразу несколько церквей. В Петербурге же вообще домовых церквей было гораздо больше, чем обычных приходских (около 60 приходских на весь город, тогда как вместе с церквями дворцов, учебных заведений и разных ведомств – 465). Казанский губернаторский дворец в кремле также должен был иметь свой храм. По проекту одного великого архитектора – К. Тона был возведен и Большой Кремлевский дворец в Москве и губернаторский в Казани (ныне – резиденция президента РТ). И как московский дворец XIX века, включил в свой комплекс множество построенных ранее палат и церквей, так и Казанский был соединен переходом с заново отреставрированной старинной церковью, которая в XVIII в. называлась Введенской. Точная дата постройки первоначального храма неизвестна. В 1565 г. на этом месте уже стояла церковь с приделом в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы. В XVIII в. храм был перестроен и уже весь освящен как Введенский. Русское барокко, господствовавшее в ту эпоху, и русский «теремной стиль» более раннего XVII века удачно соединились в его облике. Пожар 1815 года превратил Введенскую церковь в обгорелые развалины. После этого целую треть века она стояла без ремонта. На одной из литографий Э. Турнерелли (1830-е гг.) мы видим ее: без купола, с потрескавшимися стенами, с пустыми глазницами окон, с кружащимися воронами. Но по этой литографии все же видно, насколько новопостроенная в 1849 – 1854 гг.

http://sobory.ru/article/?object=10280

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010