В Московском Кремле обнаружены уникальные фрески XV века Москва, 1 декабря 2005 г . Сенсационная находка в самом центре столицы. В Благовещенском соборе Кремля – прямо под ногами в течение многих столетий находились уникальные фрески 15-го века, сообщает «Первый канал». Специалист по древнерусскому искусству Ирина Качалова ведет нас в соборный подклет. За этой дверью и нашлись уникальные фрески. Оказалось, что много лет сокровища Благовещенского собора были под ногами. Во время ремонтных работ рабочие случайно наткнулись на большие белые камни с еле заметными рисунками. Ирина Качалова, специалист по древнерусскому искусству музеев Московского Кремля: " Они были довольно бесформенно положены, но они все были раствором залиты, это была такая монолитная кладка, это не была свалка камней " . Объемы неожиданной находки впечатляют, такого количества древнерусской настенной живописи 15 века не находили еще никогда, а здесь 100 с лишним камней, на 20 – фрагменты ценнейших росписей. Каждый мельчайший осколок фресок пронумерован и перенесен в собор. Ирина Качалова, специалист по древнерусскому искусству музеев Московского Кремля: " Это действительно уникальная находка, хотя бы только потому, что росписей того времени настолько мало, что каждый фрагмент, если даже это маленький кусочек живописи, – он уже дает представление о технике и приемах " . С конца 13 века Благовещенский собор был домовым храмом московских князей и неоднократно перестраивался. А в 16 веке Иван III решил построить на месте белокаменного собора новый кирпичный. Так сложился современный облик собора. Найденные кирпичи, как предполагают историки, принадлежали предыдущему храму 1416 года. Фрески же украшали его алтарную часть. Но пока у специалистов больше вопросов, чем ответов. И на главный – зачем древним зодчим понадобилось складывать обломки стен, ставшие по прошествии веков сокровищами, под новым собором – у ученых пока нет ответа. Эти камни пролежали под Благовещенским собором пять с лишним столетий. Фрески от времени осыпались. Теперь реставраторам предстоит разгадать секреты древних художников и собрать из тысяч мельчайших осколков сложнейший пазл. Кое-где под фресками проступают карандашные наброски древнего мастера, а многие фрагменты росписей поразительно напоминают орнамент на стенах более поздних храмов – все это ученым только предстоит осмыслить. После реконструкции находку смогут воочию увидеть и все желающие. В музеях Московского Кремля уверены, это не последнее открытие – древний собор только начал приоткрывать свои вековые тайны. 1 декабря 2005 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/15343.html

Поразительно ярко высвечивается правда святителя Гермогена на фоне нравственного падения значительной части светской, да и церковной элит. На кого было еще смотреть, к кому прислушиваться тем русским людям, кто не желал впадать в окружающий «беспредел», кто ревновал о Руси православной? А ведь иные бояре и дворяне, пообщавшись с поляками во время первого самозванца, от дедовских обычаев уже и нос воротили, откровенно желали ополячиться во всем. Даже папская ересь их уже не страшила… Павел Чистяков. Патриарх Гермоген отказывает полякам подписать грамоту Так же, как и «семибоярщина», вершившая власть над страной после свержения Василия Шуйского. Именно ее верховоды во главе с князем Мстиславским решили призвать в столицу «ограниченный контингент международных сил». А проще говоря, открыли ворота города польским отрядам гетмана Жолкевского, предварявшим воцарение в Кремле королевича Владислава или его отца короля Сигизмунда. Перед этим пришли к патриарху просить благословения. «Да не бывать тому!» – ответствовал им Гермоген. А они ему: «Дело твое, Святейший, смотреть за церковными делами, а в мирские не следует тебе вмешиваться. Исстари так ведется, что не попы управляют государством». И надменные иноверцы въехали в Москву как хозяева. С этой поры патриарха стали все больше и больше стеснять. Но в это же время все громче по стране разносилось воспламеняющее пастырское слово. Кроме изменников, в Кремле были и тайные патриоты, помогавшие выносить патриаршие послания на волю, рассылать их по городам и весям. Он умолял бояр выбрать нового царя из древнего русского рода, указывая, в частности, на Романовых. Увидев же, что они настаивают на призвании королевича Владислава, скрепив сердце, согласился. Но выставил два жестких условия: «Если король даст сына своего на Московское государство и Владислав крестится в православную веру и всех польских людей выведет вон из Москвы, то я к такому письму руку свою приложу и прочим властям повелю то же сделать. Если же вы меня не послушаете, то я возложу на вас клятву и прокляну всех, кто пристанет к вашему совету».

http://pravoslavie.ru/43611.html

1 октября 2014 г. 12:00 В Кремле продолжается продажа абонементов на новый курс лекций по древнерусскому искусству Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль» (Музеи Московского Кремля) открыл новый сезон в своем лектории. В 2014-2015 гг. слушателей ждут новые циклы, авторские образовательные программы, встречи с мэтрами российской и зарубежной науки, а также увлекательные занятия для взрослых, школьников и родителей с детьми. В этом сезоне согласно пожеланиям слушателей были подготовлены новые цикли об истории фарфора и стекла. «Наша цель – превратить лекторий в интеллектуальный клуб, место встреч любителей и специалистов в области истории, культуры и искусства. И мы стараемся, чтобы в этом клубе было интересно и взрослой аудитории, и школьникам, молодежи и студентам, и родителям с детьми. Поэтому мы постоянно работаем над развитием наших лекционных и культурно-просветительских программ с учетом интересов как постоянной аудитории музея, так и потенциальной публики. Сохраняя самые востребованные программы, составляющие «золотой фонд» нашего Лектория и знакомящие слушателей с историей, коллекциями и архитектурными памятниками Кремля, художественной культурой средневековой Руси и императорской России, церемониями и обрядами, мы также разрабатываем тематические циклы лекций, рассчитанные на широкий круг интересов, где каждый найдет для себя что-то новое и полезное. Наши новые циклы позволят слушателям Лектория не просто расширить свой кругозор, но и получить практические знания в области истории искусства», - говорит заместитель генерального директора по развитию просветительской деятельности и популяризации Музеев Московского Кремля Ольга Дмитриева. В частности, в продолжающийся Год культуры стартует рассчитанный на три года новый проект «Русское искусство». Его цель – познакомить слушателей с историей русского искусства от Киевской Руси до начала XX века. Первый 18-лекционный цикл из этой серии «Древнерусское искусство» прочтут в сезоне 2014-2015гг. специалисты музея и специально привлеченные эксперты: сотрудниками МГУ им. М. В. Ломоносова, РГГУ, РАН, Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. И.Э. Грабаря. Начнется цикл лекциями по искусству Византии, так как именно ее культура оказала большое влияние на развитие древнерусской живописи и архитектуры. Завершается программа этого сезона русским искусством XVII в. Цикл построен таким образом, что слушатели сначала знакомятся с общими тенденциями в развитии иконописи, архитектуры, ювелирного искусства Руси, а потом – с конкретным материалом, который дают богатейшие коллекции Музеев Московского Кремля. Все занятия этого цикла проходят по воскресеньям в два часа пополудни, первая лекция по византийским основам древнерусского искусства намечена на 23 ноября.

http://e-vestnik.ru/news/kremlevskoe_dre...

Святейший Патриарх Кирилл посетил Рождественскую елку в Московском Кремле 10 января, 2011. Редакция " Правмира " 9 января, в воскресенье, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил детскую Рождественскую елку в Государственном Кремлевском дворце. Патриарший Рождественский праздник ежегодно проводится Русской Православной Церковью совместно с Управлением делами Президента Российской Федерации, Правительством города Москвы и Московской федерацией профсоюзов, и на него приглашаются ученики православных гимназий и лицеев, приходских воскресных школ, а также воспитанники церковных и светских детских домов и приютов, дети-инвалиды. Перед началом представления дети подарили Его Святейшеству щенка редкой породы — польской подгалянской овчарки, а также исполнили небольшой музыкальный номер и преподнесли Патриарху цветы. Предстоятель Русской Церкви обратился к детям с Первосвятительским словом. Святейший Владыка остановился на словах из прозвучавшей песни «Золотая Россия». «Золото — самый драгоценный металл, и мы приравниваем страну к самому большому сокровищу. Но каждый должен помнить, что в жизни сокровища иногда теряются. Золото может исчезнуть, его могут украсть злые люди, его можно потерять по неряшливости, по разгильдяйству, по отсутствию дисциплины. Вот так и страну можно либо сберечь, либо потерять», — сказал Святейший Патриарх Кирилл. «Страна наша действительно золотая, потому что многие поколения трудились, чтобы это сокровище создать. И оно передается вам, дорогие дети. Когда вы вырастете, вы будете хранить это сокровище. Но ведь его можно и потерять. Вот для того чтобы мы никогда не потеряли сокровище страны нашей, нашей любимой России, мы должны помнить то, чему научил нас Господь», — продолжил Предстоятель Русской Церкви. «Господь всех нас призвал к тому, чтобы мы любили Его, чтобы обращались к Нему с молитвой, чтобы жизнь свою строили по Его законам. А законы эти очень простые: не делай другому того, чего не желаешь себе, не обижай других, а если захочешь человеку сделать добро — сделай. Поступая так, мы будем умножать сокровище свое собственное и сокровище страны, — сказал Святейший Патриарх Кирилл. — Чтобы никогда не потерять это сокровище, мы должны хорошо учиться, хорошо работать, быть честными, любить других людей, быть способными пожертвовать свое время, свое внимание, свою заботу другому человеку — папе, маме, бабушке, дедушке, а когда станем взрослыми — своей семье, своим детям».

http://pravmir.ru/svyatejshij-patriarx-k...

8) Кроме денег взимался в Приказе с вотчин его ведомства оброчный хлеб. В первые годы своего существования Приказ получал оброчного с вотчин хлеба 33176 четвертей 11/2 четверика. Вследствие раздачи монастырских вотчин разным чинам, это количество к 1704-му году убавилось на 395 четвертей 11/2 четверика. За тем осталось в распоряжении Приказа 32801 четверть. Из этого количества Приказом определено на архиерейские домы и монастыри 29413 четвертей 1/2 четверика. За этим расходом в Приказе осталось 3387 четвертей 61/2 четверика Остаток шел на раздачу служилым в ведомстве Приказа, как 9) Десятинная пашня доставляла Приказу также значительный хлебный доход. Десятинной пашни Приказ принял в свое ведение 28387 десятин в каждом из двух полей. Из нее определено на содержание архиерейских домов и монастырей 136481/2 десятин. За тем оставалось в Приказе 4738% десятин, из которых в Московской губернии было 4053 десятины и, сверх того, 248 нив, в других губерниях 685 10) В 1717 году в Монастырском Приказе, по его определению, стали взимать, по примеру других приказов, по 2 деньги «приводных» с лиц, по делам в него приводимых. Взимаемые деньги записывались в особую приходную книгу и шли на содержание служилых в 11) Были платежи в Приказ от разных вотчин разными естественными произведениями на столовые запасы и конюшенное заведение. Они иногда заменялись деньгами. Общий итог таких платежей трудно обозначить, по разнообразию 12) По указу 24 янв. 1718 года велено мостить в Москве мостовые из дикого камня в Кремле и Китае городе. 1 февраля 1720 года приказано было «против губернской канцелярии и других приказов, також вокруг цейгауза и площади в Кремле, на Ивановской в Китае, что на Красной площади, и в воротах Кремля и Китая мосты строить из тех денег, которые сбираются в Москве на строение мостов, a напротив Монастырского Приказа и монастырей и подворий, на которых жителей нет, a другие под канцеляриями, a стряпчих в Москве нет же, a живут в иных губерниях, строить из Монастырского Приказа», которому имеют возвратить деньги те архиерейские и монастырские вотчины, против чьих подворий такое строение

http://sedmitza.ru/lib/text/439442/

Потешный дворец От древних зданий гражданской архитектуры в Московском Кремле отличается особенностью плана и фасада, так называемый, Потешный дворец, что ныне Комендантский дом, между Троицкими или Курятными и Боровицкими воротами. Прежде на этом месте был малый или задний двор, где в XVI веке находились поварни, медоварни, мыльни, какие-то столбы и малые избушки, принадлежавшие к домашнему обиходу Царского дворца, (1) смежного с бывшим Троицким подворьем, иначе Богоявленским монастырем. До начала XIX столетия, между Потешным дворцом и огромным трехэтажным корпусом Сытного, Кормового и Хлебенного дворцов, был узкий проезд, глухо заросший травою. На месте теперешней Александровской улицы, между Потешным дворцом и Кавалерскими корпусами, находился, через проезд не более 4 сажен шириной, огромный трехэтажный корпус; во втором этаже южного корпуса его помещалась, в 1780 г. Экспедиция Кремлевского строения; к северу от самых отделений Экспедиции, чрез широкие сени, стояла пространная Ольгина палата. К этому зданию вдоль всего корпуса с двух сторон поперечной южной и продольной восточной примыкал каменный широкий переход на арках, и деревянный на каменных столбах; внутри арок были печуры с окнами и дверьми, где помещались мастеровые Оружейной палаты и придворные служители, далее рядом подвалы, погреба и ледники Сытного дворца, коих Котошихин считает более тридцати. От средины ныне существующего Потешного дворца, к южной стороне простираясь до Конюшенного двора двухэтажный корпус, коего второй этаж занимало до 1804 года Архитектурное училище, переведенное с Патриаршего двора из каменного здания. В таком положении был этот задний двор до начала XIX столетия! (2) При постройке Кавалерских корпусов место это очищено и расширенная улица названа Александровскою в честь Императора Александра I. Занимая возвышенное место в Кремле у самых городских стен, это здание более открыто и казисто с фасада, обращенного на запад, нежели с восточной стороны, заслоненной Кавалерскими корпусами. Сколько разные переделки и пристройки ни изменили внешность и внутренность сего величественного и красивого здания, которому следует первенство после Грановитой Палаты и Теремов; но первобытный тип и характер его зодчества еще выказывается в самой основе целого, в частях, в орнаментах и в архитектурных линиях, где опытный глаз зодчего сумеет отличить древнее от нового, подлинное от поддельного и воссоздать целое в первоначальном его виде.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Другие члены комиссии рассказывают, между прочим, отвратительные подробности убийства офицера в Кремле. Очевидцами этого убийства были епископ Камчатский Нестор (Анисимов) и священник Чернявский. Они оба во все дни осады работали в Кремле в качестве братьев милосердия. Отмечают, что митрополит Тихон подвергся оскорблению и брани во время разговоров с солдатами, хотя сам митрополит об этом умалчивает. Утро России. 1917. Четверг. 9 ноября, журнал Московской Патриархии, 06 2005. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 22 февраля, 2016 5 декабря, 2015 18 ноября, 2019 18 ноября, 2018 29 ноября, 2017 31 августа, 2017 16 июня, 2017 16 мая, 2017 31 марта, 2016 22 февраля, 2016 5 декабря, 2015 18 ноября, 2019 18 ноября, 2018 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru

http://pravmir.ru/intervyu-s-patriarxom-...

В России первое празднование состоялось 1 декабря 1991 года. При этом телемост соединил празднующих в Кремле с Нью-Йорком, Тель-Авивом и другими столицами, придав этому событию международное значение. В телемосте лично участвовал из Нью-Йорка глава Хабада Шнеерсон, который объявил, что падение коммунистического режима означает «скорое пришествие Мошиаха». На площади перед российским парламентом тогда была установлена девятиметровая менора. А в последний день Хануки 8 декабря 1991 года было подписано Беловежское соглашение, и СССР прекратил свое существование. В 1996 году аккурат во время Хануки в России устроили выборы в Госдуму, в Совет Федерации. К 2009-му году Ханука в России уже «норма» и «традиция», читаем в прессе: «По сложившейся московской традиции, в церемонии примут участие мэр Москвы Юрий Лужков на площади Революции выступит " Хасидская капелла " ». В 2015 году по случаю Хануки в первом корпусе Кремля президент России встречался с Берл Лазаром и Александром Бородой. Сердечно поздравлял. Руки крепко жал. 2016-й, снова принимает в Кремле. В тот год показали на всю страну по Первому, как хорошо евреям в России жить. Из ящика президент ещё раз поздравлял с праздником. Из года в год из года в год… Но вот, уже к 2022 году что-то пошло не так. Еврейская община провела свой праздник, который согласно закону считается публичным массовым мероприятием, в отсутствие разрешения властей города на такое мероприятие. Более того, подав заявку на проведение мероприятия, организатор праздника Борух Горин получил прямой запрет. Примечательна история тем, что ответ правительства Москвы дошёл до адресата, но Горин, уроженец Украины, русскую " мову " не разобрал или не захотел, и мероприятие состоялось. Про Украину нужно что-то говорить? 2023 год . В честь Хануки на Украине были установлены самые большие в Европе светильники. Об этом с гордостью написали многие украинские СМИ. Рекордсменами по размерам стали не только крупнейшая серебряная Ханукия в мире, находящаяся в Днепре, но и самая большая Ханукия в Европе, расположенная на Майдане. Неподалеку скромно стоит памятник Архистратигу Михаилу, небесному покровителю Киева, который намного ниже этого подсвечника, и набатом рыдает Печерская Киевская Лавра.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/12/18/ka...

Впрочем, во всяком случае, вы не станете досадовать, если послушаетесь меня и побываете в Кремле, потому что он при лунном свете так прекрасен, что вы должны непременно это сделать, – хотя из любви к прекрасному.” . Описание может строиться или от частного (последовательного представления частей предмета) к общему – единому образу или назначению предмета, или от общего к частному, то есть от единого образа, который предстает как характеристика или определение, к его частям. Но, как правило, индуктивный и дедуктивный способы построения совмещаются в описании, как это видно из примера. М. Н. Загоскин начинает описание оценкой красоты Кремля и советом посетить его вечером, продолжает перечислением впечатлений и мыслей читателя, возникающих при созерцании красот Кремля, а завершает тем впечатлением, которое остается у читателя. Тем самым писатель соединяет свой образ Кремля с образом, возникающим в душе читателя. При построении описания изображаемый предмет должен представляться органично и правдоподобно. Органичность – соответствие описания восприятию изображаемого предмета. Внимательно вчитываясь в пример, человек, хотя бы раз побывавший в Московском Кремле, представит себе, через какие ворота он входит, в каком направлении и каким шагом идет, что видит, как движется и на чем останавливается его взор; как отдельные образы сочетаются в мысли, а мысли переходят в размышление об исторических судьбах России и о смысле человеческой жизни, а затем снова возвращаются к предмету описания. Правдоподобие – соответствие описания опыту читателя, которое позволяет воспринимать описываемый предмет как действительно существующий или возможный. Так, при описании Кремля М. Н. Загоскин указывает те образы, чувства и мысли, которые свойственны его читателю в повседневной жизни, но отбор и сочетание которых автором создают нужную мысль и настроение. Кроме органичности и правдоподобия, хорошее описание отличается интересом и информативностью. Интерес создается, в основном, движением мысли от известного к такому неизвестному, которое представляется значимым получателю речи. В примере хорошо видно это ступенчатое восхождение от обычного удовольствия к созерцанию образов вечной жизни, которое одновременно сочетается с чувством облегчения, создающим привлекательность описания.

http://azbyka.ru/propovedi/kurs-russkoj-...

Закрыть Лицо с ювенальной физиономией, или? Развернулась подковёрная борьба за пост детского омбудсмена Редакция РНЛ   18:16 11.10.2021 2143 Время на чтение 4 минуты Фото: KOMSOMOLSKAYA PRAVDA/GLOBALLOOKPRESS На днях Президент России Владимир Путин освободил от должности Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребёнка Анну Кузнецову в связи с тем, что она была избрана депутатом Госдумы от партии «Единая Россия». Должность детского омбудсмена стала вакантной, и, как выясняется, за неё развернулась совсем недетская борьба. Всевозможные эксперты и разные СМИ, порой со ссылкой на «свои источники в Кремле», составили целый список кандидатов на пост нового уполномоченного. И список кандидатов, публикуемый в СМИ, не радует сторонников традиционных ценностей, которые вроде как у нас объявлены почти идеологией. Так среди обсуждаемых кандидатов «Московский комсомолец» называет бывшего детского омбудсмена Подмосковья известную ювенальщицу и феминистку Оксану Пушкину и президента благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елену Альшанскую. Правда, со ссылкой на источник в Кремле называется и кандидатура сенаторши от Пензенской области Марии Львовой-Беловой. Она, как и Анна Кузнецова, многодетная мать, специалист по социальной адаптации детей-сирот, в Совфеде отвечала за взаимодействие с детским омбудсменом. И аллергии не вызывает. Издание «Блокнот» называет в списке основных кандидатов заместителя министра здравоохранения России Олега Салагая, получившую известность в последнее время благодаря записям на своём ютуб-канале юриста и общественного деятеля Екатерину Гордон, учредителя фонда помощи хосписам «Вера», завсегдатая «Эха Москвы » Нюту (Анну) Федермессер. Однако, по версии МК и Блокнота, чуть ли не наиболее вероятным претендентом на должность главного уполномоченного по правам ребенка является директор Института изучения детства Российской академии образования Наталья Агре. При том, что ранее она не была замечена в работе с детьми, а директором Института с громким названием, задачей которого, как сообщается, является выдача грифов на учебники для школ, стала только в 2020 году. До этого занималась бизнесом, а в последние 13 лет руководила центром «Движение без опасности», посвященным правилам дорожного движения.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/10/11/li...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010