Сегень А. Ю. Скачать epub pdf Глава вторая. Семинарист Василий Дроздов 1791–1803 Еще одним излюбленным местом игр и прогулок коломенской детворы был, без сомнения, величественный кремль, свидетель того, что в древности Коломна была вторым городом Московского княжества. Наименования башен нарочито подчеркивали преемственность от Московского Кремля: Свиблова, Тайницкая, Грановитая, Спасская. Но были названия башен и на свой лад: Сандыревская, Застеночная, Погорелая, а всех знаменитее – Маринкина, по имени Марины Мнишек. В самом сердце кремля располагался архиерейский дом – резиденция главы Коломенской епархии, отдельной от Московской. Епархия ведет свою историю с середины XIV века, и на протяжении четырех столетий она считалась весьма значимой. Потом наступила екатерининская секуляризация 1764 года. Тогда все русские епархии и монастыри распределили на классы, с установлением для каждого класса своих условий содержания. Коломенской епархии присвоили третий, то бишь низший класс. Раньше епархиальный штат и владычный двор содержались с получаемых доходов. Теперь государство платило оклад в 4332 рубля, из них лично епископу причиталось 1800 рублей. Деньги, казалось бы большие, если учесть, что пуд хлеба стоил от трех до десяти копеек, сотня яиц – шестьдесят копеек, а фунт говядины – пять-шесть копеек. Но при этом купец первой гильдии, а их в Коломне было несколько, имел капитал в десять тысяч рублей, то есть в два с половиной раза больше, чем годовое содержание всей епархии. Государственных денег едва хватало епархии, чтобы сводить концы с концами, и она стала стремительно хиреть. Жизнь священников с каждым годом становилась все более скудной. Ухудшалось и положение духовной семинарии, в которую 20 декабря 1791 года в возрасте неполных девяти лет поступил новый семинарист – Василий Дроздов. Духовный регламент, составленный епископом Феофаном Прокоповичем после отмены на Руси в 1703 году патриаршества, предписывал при каждой епархии иметь архиерейскую школу «для детей священнических или прочих, в надежде священства определенных». Так и в Коломне появилась в 1723 году семинария. Она разместилась в здании, построенном прямо рядом с архиерейским домом. В наше время это келейный корпус Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря. Поначалу в ней обучалось всего тридцать человек, но очень скоро количество возросло до семи сотен. Однако в год поступления туда Василия Дроздова училось уже только три сотни семинаристов.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Сергей Фомин Комментарии Моя Камчатка Записки православного миссионера Воспоминания митрополита Нестора (Анисимова) в предлагаемой публикатором редакции печатаются по первому изданию, вышедшему в издательстве Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в 1995 году. Издавались они по машинописному экземпляру, предназначавшемуся Владыкой для его духовных чад и близких ему людей. Есть сведения о существовании более полного текста мемуаров, сопровождавшегося многочисленными фотографиями и хранившегося после кончины Митрополита у одного из его келейников. По признанию автора, воспоминания были написаны после его освобождения из лагерей. На сей труд его благословил Патриарх Московский и всея Руси Алексий (Симанский), с которым Митрополита связывали доверительные отношения: Патриарх не раз приезжал отдыхать к владыке Нестору в бытность его митрополитом Кировоградским и Николаевским. Исходным материалом для данной книги воспоминаний в какой-то мере послужили другие работы Владыки, как изданные, так и неопубликованные 435 (список их мы помещаем в настоящем издании), а также его устные рассказы, ибо он был замечательным рассказчиком. Текст воспоминаний печатается с небольшими сокращениями чисто редакторского характера. Публикатор благодарит духовника Санкт-Петербургской Духовной Академии архимандрита Кирилла (Начиса) за предоставление наиболее выверенной машинописной копии воспоминаний митрополита Нестора, а также О.Т. Ковалевскую, взявшую на себя труд получить из Центрального архива кинофотофонодокументов в Санкт-Петербурге ряда редких снимков. Открывающее книгу жизнеописание митрополита Нестора существенно расширено и дополнено архивными материалами. Расстрел Московского Кремля 27 октября –3 ноября 1917 года Первое издание этой книги, отпечатанной «с благословения Священного Собора Православной Российской Церкви» в Москве в 1917 г. в типографии «Общественная польза» (ул. Тверская-Ямская, д. 34), было практически полностью уничтожено большевиками. По свидетельству самого владыки Нестора, из десяти тысяч экземпляров уцелело не более двух тысяч, да и те впоследствии беспощадно истреблялись.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Служение Патриарха Кирилла в Марфо-Мариинской обители ЦВ 17 (414) сентябрь 2009 /  9 сентября 2009 г. Служение Патриарха Кирилла 25 августа - 7 сентября 25 августа Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл встретился с председателем Правления компании «Газпром» Алексеем Миллером. В ходе встречи обсуждались вопросы сотрудничества Русской Православной Церкви с одной из ведущих энергетических корпораций России. Во внимание к многолетним трудам на пользу Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Кирилл наградил А.Б. Миллера орденом преподобного Серафима Саровского (I степени). 26 августа в рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с министром сельского хозяйства Российской Федерации Еленой Скрынник. 26 августа в рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с главой администрации города Махачкалы, председателем Совета муниципальных образований Республики Дагестан Саидом Амировым. 26 августа в рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял исполнительного директора фонда «Русский мир» Вячеслава Никонова. 26 августа в рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял председателя Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Бориса Титова. 27 августа, накануне праздника Успения Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил всенощное бдение в Храме Христа Спасителя. 28 августа, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском Патриаршем соборе Кремля. По завершении Литургии Святейший Патриарх Кирилл возглавил крестный ход вокруг Успенского собора и совершил краткий молебен на соборной площади Кремля. 29 августа в Храме Христа Спасителя епископ Зарайский Меркурий совершил отпевание Сергея Владимировича Михалкова, поэта и общественного деятеля, скончавшегося 27 августа на 97-м году жизни.

http://e-vestnik.ru/news/sluzhenie_patri...

     …Новогодние каникулы. Очередь в Третьяковскую галерею — по всему Лаврушинскому переулку. Мы просим пропустить нас, подчеркивая, что мы идем не в музей, а в храм. Охрана и замерзшие посетители милостиво разрешают нам пройти. Мы ведь и вправду идем сейчас не в галерею, хотя там много интересного и прекрасного, а к Самой Божией Матери. В храме святителя Николая в Толмачах, который имеет ныне статус храма-музея при Третьяковке (вход в него — через галерею), хранится величайшая русская святыня — Владимирская икона Пресвятой Богородицы. В часы, когда нет богослужения, здесь очень тихо, и хотя людей обычно немного, кто-то обязательно читает рядом акафист. Удивительный, неповторимый лик у Матери Божией на этой иконе, строгий и скорбный. Она слышит нас, Она состраждет каждому человеку в его боли и быстро подает помощь в самых тяжелых обстоятельствах. Владимирская — Заступница всего нашего народа. Не случайно ей установлено три общецерковных празднования: каждое из них связано с чудом, явленным от иконы по молитвам русских людей за свое Отечество. 26 августа/8 сентября — в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году, а также в честь сретения (встречи) Владимирской иконы при перенесении ее из Владимира в Москву; 23 июня/6 июля — в память спасения Москвы от нашествия хана Ахмата в 1480 году; 21 мая/3 июня — в память спасения Москвы от орд крымского хана Махмет-Гирея в 1521 году. Древний образ находится в специальном стеклянном ковчеге, защищающем его от неблагоприятных внешних воздействий. Икона была прислана из Константинополя киевскому князю Юрию Долгорукому около 1131 года. В 1160 году его сын — святой благоверный князь Андрей Боголюбский — перенес ее в свои северные владения. Согласно легенде, пребывание иконы во Владимире было волей Самой Богородицы, и специально для нее в 1158 году в этом городе был построен дивный Успенский собор. С 1395 года икона неоднократно приносилась в Москву, а с 1812 по 1918-й находилась в Успенском соборе Московского Кремля постоянно. После октябрьского переворота она была изъята из храма и направлена в фонды Третьяковской галереи. Реставраторами был удален драгоценный оклад и проведена расчистка иконы от поздних наслоений. В середине 1990-х годов Святейший Патриарх Алексий II и Священный Синод неоднократно обращались к российскому правительству с просьбой вернуть святыню в Успенский собор Кремля. Она не вернулась на историческое место, но все же была перенесена в храм святителя Николая.

http://pravoslavie.ru/100531.html

А.К. Галкин, А.А. Бовкало На соборе и с паствой Торжественное открытие Поместного Собора было приурочено к престольному празднику Большого Успенского собора Московского Кремля. Этот древнейший храм Первопрестольной с 1589 по 1700 год служил кафедрой Патриархов Всероссийских. Накануне Успения, 14 августа, всенощное бдение в нем совершили все три иерарха, только что утвержденные в митрополичьем сане – св.Тихон (Беллавин), Платон (Рождественский) и св. Вениамин (Казанский). Синодальное определение от 13 августа стало последним, получившим утверждение правительства. Отныне Святейшему Синоду предоставлялось право назначать митрополитов, архиепископов и епископов самостоятельно. Утром 15 августа Божественная литургия архиерейским чином служилась в 25 соборах и церквях Москвы. В Успенском соборе Кремля ее совершали митрополиты Киевский и Галицкий св. Владимир, Тифлисский Платон и Петроградский Вениамин. Затем крестные ходы со всех концов Москвы направились на Красную площадь. Сюда прибыли и все члены открывающегося Собора. На запруженной народом площади, как встарь, был совершен молебен на начало великого церковного дела. Преосвященные митрополиты, Владимир, Тихон, Платон и Вениамин, архиепископы и епископы-члены Собора взошли для молитвы на Лобное место. Многим из них уже в очень скорое время предстояло подняться и на собственную Голгофу... Первое пленарное заседание Собора состоялось 16 августа в храме Христа Спасителя. Архиереи в мантиях вышли из алтаря на середину храма и воссели на уготованных им местах. С трех сторон расположились скамьи для остальных депутатов – клириков и мирян. С приветствием от Временного правительства выступил министр исповеданий А.В. Карташев , который выразил уверенность, что усилиями Собора Православная Церковь «будет выведена на путь полного обновления». Поместному Собору предстояло разрешить множество вопросов, накопившихся за столетия «опеки» Церкви самодержавием, кроме того, множество новых задач ставила сама стремительно меняющаяся жизнь. С 17 августа начались рабочие заседания – они проходили в здании Епархиального дома в Лиховом переулке, зал которого был реконструирован к этому дню и получил официальное название Соборной палаты. Председателем Собора 18 августа был избран митрополит Московский и Коломенский Тихон. Секретарем стал избранный 19 августа бывший начальник законодательного отдела канцелярии Государственной Думы, а затем ее депутат IV созыва, петроградец Василий Павлович Шеин (священномученик архимандрит Сергий). В новой должности он в полной мере смог проявить свои широкие организаторские таланты. Для подготовки материалов к пленарным заседаниям Собор сформировал 22 отдела.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Богоявленский монастырь в Москве «Памятник благочестия» Богоявленский Собор бывшего Богоявленского монастыря. Фото: Олег Гусаров/sobory.ru Богоявленский монастырь – второй по древности в Москве после Даниловского. Он тоже был основан благоверным князем Даниилом Александровичем, младшим сыном святого Александра Невского и первым князем Москвы, при котором она стала самостоятельным удельным княжеством, выделившись из Владимирского, – и «начат быти княжение Московское». Даниил Александрович получил в удел захолустную Москву после смерти отца, когда ему исполнилось всего два года. На первых порах за него правили дядя и брат, но в 1276 году благоверный Даниил сам принял власть. В 1282 году он основал в Москве ее первый монастырь с деревянной церковью Даниила Столпника – во имя своего небесного хранителя (хотя некоторые исследователи считают, что Даниловский монастырь появился позднее, и первенство отдают Богоявленскому монастырю). О дате же основания Богоявленского монастыря тоже нет достоверных сведений. Принята условная дата – 1296 год, когда Даниил принял титул князя Московского, но основан он мог быть между 1296 и 1304 годом, то есть при жизни князя Даниила. Епископ Дмитровский Никодим, много лет проживший в Богоявленском монастыре, назвал его «памятником благочестия» благоверного Даниила Александровича. Место «за Торгом», где был основан монастырь, словно самой судьбой было для него предназначено. Во-первых, он появился на главной московской дороге во Владимир и Суздаль, подле деревянного Кремля, откуда князю было удобно ходить на богомолье. Ведь Даниловская обитель стояла в Заречье, далеко от Кремля, а Москва настоятельно нуждалось в своем монастыре. Во-вторых, рядом текла Неглинка, а Богоявленские храмы традиционно ставились около рек, чтобы устраивать Иордань и совершать к ней крестный ход на престольный праздник. В-третьих, тут была возвышенность, а храмы предпочитали возводить на них. Монастырь встал на посаде (который еще не был обнесен крепостной стеной Китай-города), где селились ремесленники и купцы и где раскинулся главный московский торг. Отсюда первое обозначение монастыря – «что за Торгом». Потом появилось более определенное название – «что за Ветошным рядом»: здесь торговали мехами (по-старинному, ветошью), а рядами назывались традиционные московские прилавки. Вход же в обитель до конца XVII века был со стороны Ветошного переулка.

http://pravoslavie.ru/3927.html

В России начнёт работать Федеральный центр мониторинга межнациональных отношений 6 декабря, 2013. Новостная служба Идея о создании министерства по делам национальностей и религиозных объединений была озвучена Валентиной Матвиенко в связи с событиями межнациональных столкновений в московской районе Западное Бирюлево. 6 декабря, ПРАВМИР. Федеральный центр мониторинга межнациональных отношений будет создан при президенте России, пишет газета « Коммерсант » со ссылкой на замглавы управления Кремля по внутренней политике Михаила Белоусова. По его словам, предложения по созданию мониторинговых центров в регионах правительство должно представить к 1 февраля. Центр позволит администрации президента следить за реализацией государственной национальной стратегии. Курировать работу центра будут первый замглавы администрации Кремля Вячеслав Володин, замглавы администрации Магомедсалам Магомедов (он курирует департамент межнациональных отношений во внутриполитическом управлении) и Михаил Белоусов (глава этого департамента). Федеральное правительство будет устанавливать обязанности вице-губернаторов по межнациональным проблемам и полномочия региональных структур, которые будут выполнять федеральную целевую программу по укреплению единства российской нации на 2014-2020 годы. Региональные и местные власти будут нести ответственность за межнациональные конфликты. По данным газеты, задача центров мониторинга межнациональных отношений — оперативно получать информацию о напряженности на национальной почве и доводить ее до глав регионов и муниципалитетов для предотвращения таких конфликтов. Но вопрос о том, кто будет контролировать новые структуры, оставался открытым. Напомним, что идея о создании министерства по делам национальностей и религиозных объединений была вновь озвучена 16 октября этого года главой Совета Федерации Валентиной Матвиенко на пленарном заседании парламента в связи с событиями межнациональных столкновений в московском районе Западное Бирюлево. Русская Церковь не первый год занимает непримиримую позицию в отношении вопроса о создании государственного органа, курирующего религиозные организации.

http://pravmir.ru/v-rossii-nachnyot-rabo...

Вахитовский район. Кремль. Церковь Сошествия Святого Духа при Губернаторском дворце. Дворцовая Духосошественская церковь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Всякому, кто любуется панорамой нашего белокаменного кремля хоть со стороны Казанки, хоть со стороны вокзала, видны над его густой застройкой шесть куполов: пять над Благовещенским собором и один – над Духосошественской церковью. И это все из храмовой архитектуры кремля, что осталось после революции. Два храма: бывший кафедральный собор и бывшая дворцовая церковь. Традиция возведения дворцовых и домовых церквей повелась издревле. Их строили еще при княжеских теремах и боярских хоромах домонгольской Руси. В эпоху Руси Московской при царском дворце в Кремле находилось сразу несколько церквей. В Петербурге же вообще домовых церквей было гораздо больше, чем обычных приходских (около 60 приходских на весь город, тогда как вместе с церквями дворцов, учебных заведений и разных ведомств – 465). Казанский губернаторский дворец в кремле также должен был иметь свой храм. По проекту одного великого архитектора – К. Тона был возведен и Большой Кремлевский дворец в Москве и губернаторский в Казани (ныне – резиденция президента РТ). И как московский дворец XIX века, включил в свой комплекс множество построенных ранее палат и церквей, так и Казанский был соединен переходом с заново отреставрированной старинной церковью, которая в XVIII в. называлась Введенской. Точная дата постройки первоначального храма неизвестна. В 1565 г. на этом месте уже стояла церковь с приделом в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы. В XVIII в. храм был перестроен и уже весь освящен как Введенский. Русское барокко, господствовавшее в ту эпоху, и русский «теремной стиль» более раннего XVII века удачно соединились в его облике. Пожар 1815 года превратил Введенскую церковь в обгорелые развалины. После этого целую треть века она стояла без ремонта. На одной из литографий Э. Турнерелли (1830-е гг.) мы видим ее: без купола, с потрескавшимися стенами, с пустыми глазницами окон, с кружащимися воронами. Но по этой литографии все же видно, насколько новопостроенная в 1849 – 1854 гг.

http://sobory.ru/article/?object=10280

Вахитовский район. Собор Николая Чудотворца. Никольский кафедральный собор Карта и ближайшие объекты Несмотря на очень скромные размеры обычной приходской церкви XVIII – XIX веков, этот храм носит статус кафедрального собора епархии. Статус этот оставлен за ним по традиции – с тех советских времен, когда кроме него и совсем уж крошечной церкви Ярославских Чудотворцев, во всей миллионной Казани больше не было действующих храмов. Так продолжалось в течение 1944 – 1989 г., до Новых Времен, то есть до передачи верующим Петропавловского собора. Никольский же храм в XX закрывался лишь на 14 лет: с 1930 по 1944 год. Снаружи и внутри он сохранился практически без изменений. Храм очень красив, хотя раза в три меньше Петропавловского по высоте и сильно уступает ему по многоцветию. Здесь только четыре краски – мягких и неброских: светло-зеленая, светло-желтая, белая и голубая. Да еще золото – яркое золото центрального купола и всех семи крестов, считая колокольню. Кресты по необычайной ажурности очень похожи на гигантские снежинки; по красоте им нет равных в Казани. Особо праздничный вид придают церкви и 4 боковых купола, раскрашенные «в шахмат» бело-голубым. Это единственные клетчатые купола в Казани. Весь собор представляет собой комплекс из двух храмов: Покровской пятикупольной церкви (1696 года, по дате на антиминсе, или 1703 года, по всем клировым ведомостям) и Никольского придела к ней с южной стороны (1885 года). Но здесь – тот редкий случай, когда придел оказался больше «основного» престола, почему и весь храм стали называть Никольским. А) Покровский храм Отдельно взятая Покровская церковь очень напоминает древнерусский собор в миниатюре. Пятикупольная, шестистолпная, с тремя круглыми апсидами алтаря, она по всем формам – прямо-таки Успенский собор Московского Кремля… вот только если бы тот очень сильно уменьшился и врос в землю. Кажется, будто она гораздо старше начала XVIII века. Но даже и по той ее официальной датировке, которая принята, она все равно – одна из самых старинных сохранившихся церквей Казани (уступает только Благовещенскому собору кремля, Ивановскому монастырю и Софийской церкви бывшего Богородицкого монастыря). Внутри, к счастью, очень хорошо сохранились масляные росписи стен, сводов и круглых столпов. История их интересна тем, что их выполнил Василий Турин – прославившийся в основном как автор самых первых литографий с видами Казани. В I половине XIX века только он да Эдуард Турнерелли делали такие литографии. Благодаря им мы знаем, как тогда выглядел город. Так сложилось, что Турина и Турнерелли (русского и англичанина с созвучными фамилиями) тысячи людей знают как своеобразных «ручных фотографов» той эпохи, туристы покупают чуть ли не во всех магазинах репродукции этих «фотографий», но мало кто знает, что художник и преподаватель живописи В. Турин еще и расписывал церкви, в том числе Покровскую.

http://sobory.ru/article/?object=06598

Вологда. Собор Софии, Премудрости Божией. Софийский собор Карта и ближайшие объекты Древнейшее каменное здание – Софийский собор - памятник архитектуры XVI века. Его строительство связано с именем Ивана IV Грозного, по приказу которого с 1565 по 1570 гг. в Вологде разворачивается грандиозное строительство кремля-крепости площадью 56 га. В 1570 г. собор в основном был закончен, но затем работы по приказу царя, принявшего падение кирпича со свода при входе его в храм за плохое предзнаменование, были прекращены. Собор простоял неотделанным 17 лет и был освящен уже после смерти Ивана IV. В 1612 г., когда Вологда была сожжена, собор лишился крыши и глав, но уже в 1615-1616 гг. он был отремонтирован, а в 1624-1625 гг. деревянное покрытие глав заменено железным; спустя 27 лет все кровли собора были покрыты железом. В 1635 г. к западному входу пристроили деревянное крыльцо - паперть. За четыре века своего существования Софийский собор подвергался различным переделкам. Наиболее значительными из них являются растеска большинства оконных проемов в конце XVII в., устройство новых глав меньшего размера и четырехскатного покрытия вместо позакомарного. Западное деревянное крыльцо паперти заменено каменным; в 1850 г. пристроены притворы к северному и южному порталам. И все же, несмотря на переделки позднейшего времени, собор сохранил архитектурный облик монументального шестистолпного пятиглавого храма московской школы XVI в. Но в предельной лаконичности его форм, конструктивно-оправданной обработке глади стен фасадов пилястрами - лопатками и профильном обрамлении закомар чувствуется какая-то северная суровость, не свойственная московским храмам того времени. http://www.vologdamuseum.ru/content?id=10 Первая звонница Софийского собора сгорела в Смутное время, вторая - в 1636 году, пожара третьей решили не ждать. В 1654-1659 годах выстроили шатровую восьмигранную каменную колокольню с использованием кирпича, сохранившегося от недостроенного кремля Ивана Грозного. В 1870 году при архиепископе Палладии, впоследствии возглавившем Санкт-Петербургскую епархию, а затем ставшего экзархом грузинской православной церкви, под руководством губернского архитектора В.Н. Шильдкнехта колокольня подверглась реконструкции. Шатровый верх был снят, и восьмерик основания надстроен выше прежнего уровня на 15 саженей. Колокольня стала самой высокой в епархии - 78,5 метров, но на 5 метров ниже Ивана Великого в Москве.

http://sobory.ru/article/?object=00233

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010