Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Журналы заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 11 апреля 2006 года Журнал Слушали: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II о проходившей 21 января 2006 года в Храме Христа Спасителя церемонии вручения премии «За выдающуюся деятельность по укреплению единства православных народов» за 2005 год. Справка 21 января 2006 года вХраме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II — Председатель Попечительского совета Международного Фонда единства православных народов — возглавил церемонию вручения премии «За выдающуюся деятельность по укреплению единства православных народов» за 2005 год. В связи с этим событием в Россию прибыли Президент Республики Кипр Тассос Пападопулос, Предстоятель Албанской Православной Церкви Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий, президент Православного Баламандского университета Илия Салем с сопровождающими делегациями. В ходе состоявшегося визита Предстоятель Русской Православной Церкви провел ряд рабочих встреч с высокими гостями и совершил с Блаженнейшим Архиепископом Тиранским и всей Албании Анастасием Божественную Литургию в Успенском соборе Кремля. Вечером 22 января в Патриарших Палатах Кремля состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, Блаженнейшего Архиепископа Тиранского и всей Албании Анастасия и всех лауреатов премии с Президентом России В.В. Путиным. Постановили: 1. Сообщение принять к сведению. 2. С удовлетворением отметить положительное значение сложившейся традиции вручения премии «За выдающуюся деятельность по укреплению единства православных народов» для поддержания добрых отношений с братскими православными народами. Журнал Слушали: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II о визите в Москву в январе 2006 года Предстоятеля Албанской Православной Церкви Архиепископа Тиранского и всей Албании Анастасия.

http://sedmitza.ru/lib/text/429895/

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_87560.html 18 июля 2011 Святейший Патриарх Кирилл: Если Церковь умолкнет, кто же тогда будет говорить? Источник:  http://www.patriarchia.ru/db/text/1578058.html Официальный сайт РПЦ МП 16 июля 2011 года, в день памяти святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. После чтения Евангелия Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь, посвященную значению духовного подвига святителя для нашего времени. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Сегодня мы празднуем память святителя Филиппа, митрополита Московского, вспоминаем перенесение его мощей из Соловецкого монастыря во град Москву и поставление их в главном соборе Руси – Успенском соборе Московского Кремля. Это перенесение состоялось по инициативе тогдашнего Новгородского митрополита Никона, который затем стал Патриархом Московским и всея Руси, и при поддержке государя Алексея Михайловича, который испытывал естественные угрызения совести за все то, что произошло с митрополитом Филиппом, за грех своего прародителя государя Иоанна Васильевича, по приказу которого и был умерщвлен святитель Филипп – умерщвлен потому, что отказался благословить Иоанна Грозного после его очередного кровавого набега на свой народ, на мирных людей. Когда нетленные мощи святителя были перенесены сюда, в Успенский собор, их поставили посреди храма, и государь Алексий Михайлович вложил в руку святителя покаянную грамоту и, стоя на коленях пред гробом, испросил прощения за предка своего и за его злодеяния. Мы вспоминаем святителя Филиппа как доброго пастыря, который душу свою положил за овцы. Именно поэтому в день его памяти читается Евангелие от Иоанна, где Господь говорит: " Я есмь пастырь добрый; пастырь добрый душу свою полагает за овец. А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит волка и оставляет овец, и убегает. И приходит волк, и расхищает овец и губит их " (см. Ин. 10, 11-13).

http://religare.ru/2_87560_1_21.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Архангел Михаил - хранитель Святой Троицы 8/21 ноября - Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных 20.11.2022 4737 Время на чтение 21 минут Из наследия преподобного Андрея Рублева О чюдный архистратиже страшный Михаиле архангеле, хранителю неизреченных таин (Молитва царя Ивана Грозного ко святому Архангелу Михаилу) Имя иконописца московского Спасо-Андроникова монастыря преп. Андрея Рублева известно во всем мире, в первую очередь, благодаря чудотворной иконе «Живоначальной Троицы», которая стала символом Православия. В мрачные годы гонения на Церковь к ней призывал обратиться священник Павел Флоренский в работе «Иконостас» (1922 г.): « Есть Троица Рублева, следовательно, есть Бог» (Флоренский П.А. Иконостас. М., 1995. С. 67). К вящему сожалению, в искусствоведческой литературе с легкой руки Н.П. Кондакова (Кондаков Н.П. Лицевой иконописный подлинник. Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Т. 1. СПб., 1905. С. 77) за иконой рублевской «Троицы» закрепилось наименование « Ветхозаветной», которое распространилось ныне даже в церковной среде. Между тем в церковных описях подобного термина никогда не употреблялось, а чаще всего упоминается образ « Живоначальныя Троицы». Более того, сама иконография Живоначальной Троицы существенно отличается от извода Гостеприимства Авраама и построена на иных богословских основаниях (подробнее см.: Ульянов О.Г. «Филоксения Авраама»: библейская святыня и догматический образ//Богословские труды. Т. 35. М., 1999. С. 225; Ульянов О.Г. Гостеприимство Авраама//Троицкие чтения 1998. Большие Вяземы, 1999. С. 63). Столь странная подмена коснулась не только знаменитой рублевской иконы, но и всего творческого наследия преп. Андрея Рублева, которое было подвергнуто в перестроечное время беспощадной ревизии. Казалось бы, нигилистический напор не оставил от всего, что связано с именем святого иконописца, камня на камне, но … есть Бог, следовательно, есть Троица Рублева! В год 575- летия со дня блаженной кончины преп. Андрея Рублева (=17 октября 1428) была найдена и опубликована единственная сохранившаяся прорись бесспорного рублевского творения – раннего иконостаса из Благовещенского храма Московского Кремля. Это научное открытие позволило датировать создание благовещенского « Деисуса Андреева писма Рублева» 1392 годом, когда было завершено строительство домового храма на великокняжеском дворе. Как удалось установить, весь цикл работ был посвящен памяти св. блгв. князя Димитрия Ивановича, который на Благовещение 1389 г. смог учредить новый порядок престолонаследия, закреплявший легитимные права московского великокняжеского дома (Ульянов О.Г. Деисус Андреева писма Рублева из Благовещенского храма Московского Кремля//Новая книга России. М., 2004. 10. С. 44).

http://ruskline.ru/analitika/2006/11/23/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Святитель Петр - первый московский святой 3 января - день кончины святителя Петра, митрополита Московского. Сегодня - рассказ о жизни первого московского святого, чьи мощи покоятся в успенском соборе Московского Кремля 02.01.2013 447 Время на чтение 5 минут Иконописец Петр ищет уединения Будущий митрополит Петр родился на Волыни (Западная Украина ). Совсем еще мальчиком, в 12 лет, ушел в монастырь и со временем стал священником. Священник Петр обладал даром художника и был прекрасным иконописцем, однако больше всего стремился к уединенной жизни. Он попросил разрешения поселиться в одиночестве и нашел себе «пустынь» (то есть место, где не было людей) на Волыни, в лесу у реки Рати. Но прожить в одиночестве священнику Петру не дали. Прослышав о благочестивом подвижнике: к нему стали приходить другие монахи. И на месте «пустыни» вырос целый монастырь, в котором отец Петр стал настоятелем. В 1301 году на Волынь приехал тогдашний митрополит Киевский и всея Руси Максим. Священник Петр со своей братией подошел к нему под благословение и подарил митрополиту икону Божией Матери, которую написал сам. Предполагается, что эта икона сохранилась до сих пор и находится в Успенском соборе Московского Кремля. По имени автора она называется «Петровская», апразднование в ее честь совершается сегодня, 6 сентября, в день перенесения мощей ее создателя. Церковь-вдова, или кому быть митрополитом Митрополит Максим перевел митрополичью кафедру из Киева во Владимир, который тогда был столицей. В 1305 году он умер и был похоронен во владимирском Успенском соборе. Его мощи находятся там и сейчас. После смерти Максима в течение трех лет на Руси не была митрополита. Русская Церковь «овдовела». Ситуацией решили воспользоваться два великих князя - тверской и волынско-галицкий. Великий князь Михаил Тверской считал примерно так: раз митрополит Максим был во Владимире, здесь умер, здесь похоронен, то и следующий митрополит должен быть из владимирского священства. Таковым себя уже мыслил игумен Геронтий.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НОВОСОЛОВЕЦКАЯ МАРЧУГОВСКАЯ ВО ИМЯ ЗОСИМЫ И САВВАТИЯ СОЛОВЕЦКИХ МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ предыдущая статья Содержание НОВОСОЛОВЕЦКАЯ МАРЧУГОВСКАЯ ВО ИМЯ ЗОСИМЫ И САВВАТИЯ СОЛОВЕЦКИХ МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ Новосоловецкая Марчуговская пустынь. Фотография. 10-е гг. XXI в. Новосоловецкая Марчуговская пустынь. Фотография. 10-е гг. XXI в. (Марчуковская), находилась в с. Фаустове Бронницкого у. Московской губ., на левом берегу р. Москвы. Основана в 1654 г. по указу царя Алексея Михайловича . Первоначально располагалась в с. Марчуки (Марчуги) дворцовой Гвоздинской волости Московского у. на берегу р. Москвы. Впервые с. Марчуки (в то время Марчюково) упоминается в духовной грамоте 1451 г. кнг. Софии Витовтовны , вдовы вел. кн. Василия I Димитриевича (ДДГ. 57. С. 175-178). После ее кончины село стало собственностью кн. Юрия (Георгия) Васильевича Меньшого. Князь, будучи бездетным, перед смертью († 1472) завещал свои владения Архангельскому собору Московского Кремля. Позже село перешло в разряд дворцовых и во 2-й пол. XVI в. было пожаловано кн. Михаилу Федоровичу, отцу кн. Дмитрия Михайловича Пожарского . В писцовой книге Коломенского у., датированной 20-ми гг. XVII в., упоминается деревянная ц. в честь Воздвижения Креста Господня в с. Марчуки ( Грушевский. 1916. С. 30). Считалось, что Н. М. п. была создана в память об избавлении жителей столицы и царской семьи от «морового поветрия» по инициативе протопопа Благовещенского собора Московского Кремля Стефана Вонифатьева ( Досифей (Немчинов). 1836. С. 397-398). Духовник царя Алексея Михайловича прот. Стефан в 1655 г. принял монашеский постриг с именем в честь прп. Савватия Соловецкого (Письма рус. государей и др. особ царского семейства. М., 1848. Т. 1. С. 305. 388). Троицкий собор Новосоловецкой Марчуговской пустыни. 1696–1698 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в. Троицкий собор Новосоловецкой Марчуговской пустыни. 1696–1698 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в. Царь Алексей Михайлович грамотой от 25 нояб.

http://pravenc.ru/text/2577883.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДИМИТРИЙ ИОАННОВИЧ Донской (12.10.1350 - 19.05.1389, Москва), св. (пам. 19 мая, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 22 сент.- в Соборе Тульских святых), вел. кн. Московский, старший сын вел. кн. Иоанна II Иоанновича Красного. Св. вел. кн. Димитрий Иоанович. Роспись юж. стены Архангельского собора Московского кремля. XVII-XIX вв. Св. вел. кн. Димитрий Иоанович. Роспись юж. стены Архангельского собора Московского кремля. XVII-XIX вв. Отец Д. И. скончался 13 нояб. 1359 г., когда княжичу было 9 лет. Реальная власть оказалась в руках советников покойного вел. князя во главе с московским тысяцким В. В. Вельяминовым. Воспитание и обучение Д. И. проходило под наблюдением митр. св. Алексия (в соборном определении 1389 г. К-польского патриарха Антония IV говорится, что «великий князь московский Иоанн, умирая, возложил на него [Алексия.- Б. Ф.] попечение, заботу и промышление о своем сыне Димитрии» (РИБ. Т. 6. 33. Стб. 198)). Положение Московского княжества было неблагоприятным. В 1360 г. в Орде Владимирское великое княжение, ярлык на к-рое ранее получали московский кн. Иоанн I Даниилович Калита и его сыновья, по решению хана Навруза было передано не Д. И., а суздальскому кн. Димитрию (Фоме) Константиновичу ; местным князьям были даны ярлыки на Галичское княжество (Дмитрию Борисовичу) и половину Ростовского княжества (Константину Васильевичу) - владения, к-рые присоединил к московским землям Иоанн Калита. Кроме того, новгородцы пригласили к себе на княжение вел. кн. Димитрия Константиновича. В нач. 1359 г. в Киеве по приказу Литовского вел. кн. Ольгерда был арестован наиболее авторитетный среди советников вел. кн. Иоанна Красного митр. Алексий, объезжавший храмы Киевской митрополии; в течение почти года святитель не мог вернуться в Москву. Орда стремилась отодвинуть на задний план слишком усилившееся Московское княжество.

http://pravenc.ru/text/178205.html

Митрополит Владивостокский и Приморский Вениамин преподносит Предстоятелю Русской Церкви список Порт-Артурской иконы Божией Матери 19 июля 2012 г. 13:00 Служение Патриарха Кирилла с 28 июня по 13 июля 2012 года 28 июня, в день памяти святителя Ионы, митрополита Московского и всея России, чудотворца, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. В богослужении приняли участие прибывшие в Москву епископы, клирики и миряне Приморской митрополии Русской Православной Церкви. По окончании Литургии у раки с честными мощами святителя Ионы было совершено славление.   Затем Святейший Патриарх Кирилл обратился к верующим со словом, посвященным духовному подвигу митрополита Ионы — первого Предстоятеля автокефальной Русской Православной Церкви, и значению Церкви как «духовной скрепы» Святой Руси. «Это та общность, разрушив которую мы разрушим свое Отечество, — подчеркнул Святейший Патриарх. — И хотя сегодня мы живем в иное время, время свободного религиозного выбора и отделения Церкви от государства, но Русская Православная Церковь продолжает нести это великое служение, соединяя народ наш, сохраняя в единстве наше Отечество. Вот почему она всегда была первой целью для тех, кто стремился разрушить страну, внести внутренний беспорядок в течение народной жизни».        Далее Святейшего Патриарха Кирилла приветствовал митрополит Владивостокский и Приморский Вениамин, преподнесший Предстоятелю Русской Церкви список Порт-Артурской иконы Божией Матери. Святейший Патриарх поблагодарил за совместную молитву митрополита Вениамина, архипастырей и духовенство Приморской митрополии, сослуживших и молившихся за богослужением, и паломников из Приморья.                28 июня в Патриарших палатах Московского Кремля прошла встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с генеральным секретарем Всемирной организации по сближению мазхабов аятоллой Мухаммадом Али Тасхири, прибывшим в Москву во главе делегации богословов Исламской Республики Иран для участия в VIII Заседании совместной российско-иранской комиссии по диалогу «Православие — ислам» на тему «Религия и права человека».               

http://e-vestnik.ru/church/sluzheniya_pa...

поиск:   разделы   рассылка Святейший Патриарх Кирилл: Если Церковь умолкнет, кто же тогда будет говорить? 16 июля 2011 года, в день памяти святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. После чтения Евангелия Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь, посвященную значению духовного подвига святителя для нашего времени. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Сегодня мы празднуем память святителя Филиппа, митрополита Московского, вспоминаем перенесение его мощей из Соловецкого монастыря во град Москву и поставление их в главном соборе Руси – Успенском соборе Московского Кремля. Это перенесение состоялось по инициативе тогдашнего Новгородского митрополита Никона, который затем стал Патриархом Московским и всея Руси, и при поддержке государя Алексея Михайловича, который испытывал естественные угрызения совести за все то, что произошло с митрополитом Филиппом, за грех своего прародителя государя Иоанна Васильевича, по приказу которого и был умерщвлен святитель Филипп – умерщвлен потому, что отказался благословить Иоанна Грозного после его очередного кровавого набега на свой народ, на мирных людей. Когда нетленные мощи святителя были перенесены сюда, в Успенский собор, их поставили посреди храма, и государь Алексий Михайлович вложил в руку святителя покаянную грамоту и, стоя на коленях пред гробом, испросил прощения за предка своего и за его злодеяния. Мы вспоминаем святителя Филиппа как доброго пастыря, который душу свою положил за овцы. Именно поэтому в день его памяти читается Евангелие от Иоанна, где Господь говорит: " Я есмь пастырь добрый; пастырь добрый душу свою полагает за овец. А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит волка и оставляет овец, и убегает. И приходит волк, и расхищает овец и губит их " (см. Ин. 10, 11-13). Действительно, подвиг святителя Филиппа не был политическим жестом, как его воспринял Иоанн Грозный, который решил, что святитель, отказавшись принародно благословить царя, тем самым поддержал несомненно существовавшую в ту пору оппозицию. Но святитель Филипп не выражал политической позиции. Он не был сторонником тех, кто мечтал о низвержении Иоанна Грозного, и он не благословил царя не потому, что стремился тем самым ослабить его авторитет, а именно как пастырь добрый, душу свою полагающий за овец. Ибо чем был для народа кровавый пример Иоанна Грозного? Если царь, в то время высший авторитет в народе, позволял себе страшные беззакония, то что же тогда должен был делать народ? Благословить эти поступки царя означало благословить беззаконие, совершить великий соблазн, который несомненно погубил бы множество людей. И неизвестно, чем завершилась бы история Иоанна Грозного, если бы тогда митрополит Филипп прилюдно благословил находившиеся в крови руки государя! В какую кровавую пучину могла бы опуститься страна!

http://religare.ru/2_87560.html

Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського Кирил з головою Ради конгресу В.П.   1 лютого 2018 р. 23:45 Слово Кирила в дев " яту в Христа Спасителя 1 лютого, в дев " яту Московський Кирил звершив Божественну в кафедральному соборному Христа Спасителя в Предстоятель Церкви звернувся до Первосвятительським словом. (рос.) 21 2018 р. 20:39 Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в московском храме иконы Божией Матери «Воспитание» в Некрасовке 21 января, в Неделю 33-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Кирилл совершил чин великого освящения московского храма иконы Божией Матери «Воспитание» в Некрасовке и возглавил Литургию в новоосвященном храме. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью. Фото 19 2018 р. 16:32 Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Крещения Господня после Литургии в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове 19 января, в праздник Крещения Господня, Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию и чин великого освящения воды в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью. Фото 7 2018 р. 23:30 Слово Святейшего Патриарха Кирилла после великой вечерни в праздник Рождества Христова Вечером 7 января, в праздник Рождества Христова, Святейший Патриарх Кирилл совершил великую вечерню в Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим со словом. Фото 3 2018 р. 15:29 Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти святителя Петра Московского после Литургии в Успенском соборе Кремля 3 января, в день памяти святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля.

http://patriarchia.ru/ua/patriarch/38019...

Геронтий, святитель, митрополит Московский и всея Руси († 1489, память в воскресение перед 26 августа в Соборе Московских святых) В 1447 году упоминается архимандритом Симонова монастыря. В 1453 году (по БЭЛ – в 1455; по ЖМП – в 1461 году) хиротонисан во епископа Коломенского. 29 июня 1473 года, после смерти митрополита Филиппа, возведен в сан митрополита Московского и всея Руси. В 1479 году им был освящен Успенский собор Московского Кремля. Скончался 28 мая 1489 года. Погребен в Успенском соборе Московского Кремля. Митрополит Геронтий был человек с твердым характером и в делах церковных не раз обнаруживал свою самостоятельность даже по отношению к великому князю. Твердость и настойчивость проявил он в возникшем споре о том, «посолонь ли или против солнца должно ходить при освящении церкви». Этот спор возник вскоре после освящения (12 августа 1479 года) Успенского собора. Какие-то «прелестники» наговорили великому князю, что митрополит Геронтий ходил вокруг церкви со крестами не по солнцу. Князь прогневался на митрополита. Открылось публичное расследование вопроса. Но в книгах об этом ничего не нашли. Сам митрополит Геронтий приводил во свидетельство то, что диакон при каждении престола начинает с правой стороны и, следовательно, ходит вокруг престола против солнца. Много спорили, но ничего не решили. Важные гражданские дела и особенно нашествие татарского царя Ахмата отвлекли великого князя от этого церковного дела. Но через три года он снова начал распрю с митрополитом за то, что он при освящениии соборной церкви ходил вокруг нее с крестами не по солнцу. Видя упорство князя, митрополит даже покинул кафедру и уехал в Симонов монастырь, оставив в соборе свой посох и взяв с собою только ризницу. Он не возвратился до тех пор, пока великий князь сам приехал к нему, «бил челом», признал себя во всем виновным и обещал слушаться митрополита. Только после этого владыка Геронтий возвратился на кафедру. Оставшись победителем в названном споре, митрополит Геронтий не проявил великодушия к тем из духовенства, кто в споре стоял против него, но нашел повод отомстить им, в частности чудовскому архимандриту Геннадию, которого спасло только заступничество великого князя.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010