EN Помочь «Правмиру» Фонд Фото Видео Аудио От автора Ответ специалиста Наука Наши современники Литература, история, кинематограф Герои среди нас О смерти и болезни Подростки Словарь Правмира Pravmir.com Матроны.ру Неинвалид.ру Коронавирус Главная Новости Патриарх Кирилл: За 300 лет правления династии Романовых Русь стала великим государством 6 марта, 2013. Новостная служба «Все сказанное не означает, что Романовы были святыми людьми. Только Николай II причислен к лику святых — и то не как царь, не как правитель, не как полководец, а именно как страстотерпец, по-христиански принявший смерть». 6 марта. ПРАВМИР. В день 400-летия избрания на царство Михаила Федоровича Романова, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. По окончании Литургии Патриарх Кирилл обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом, сообщает пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси . «Земский собор 1613 года — это совершенно особое событие в жизни России и всей Европы, — подчеркнул Предстоятель Русской Церкви. — Когда говоришь западноевропейцам о том, что у нашей страны есть собственные истоки того, что сегодня называется демократией, и ссылаешься на земские соборы, в Отечестве нашем бывшие, для многих из них это оказывается откровением. Та самая Россия, которую всегда связывали с нарушением прав простых людей, с тиранией, с господством самодержавной власти, — внутренне, духовно, интеллектуально была способна совершить такой шаг, как всенародное избрание царя». «В Земском соборе 1613 года, как и в преодолении Смуты, особую роль сыграла Русская Церковь, — напомнил Святейший Патриарх. — Как за год до этого Церковь и народ преодолели Смуту, изгнав польских интервентов из Кремля, так и на Земском соборе Церковь и простой народ сыграли решающую роль в избрании Михаила Феодоровича Романова на всероссийский престол». «Все то, о чем мы сегодня вспоминаем, выглядит почти как эпос, — продолжил Предстоятель. — В основе избрания первого царя из семьи Романовых был действительно воинский, гражданский и духовный подвиг нашего народа. А когда все эти усилия — политические, гражданские и духовные — соединяются вместе, тогда, как показала история, Русь совершает великие деяния».

http://pravmir.ru/patriarx-kirill-za-300...

Архидиакон Стефан. Иван Андреев Поляк. Мастерские Оружейной палаты Московского Кремля. 1680 г. Дерево, левкас, темпера. Девять мучеников кизических и избранные святые. Мастерские Оружейной палаты Московского Кремля. 1732 г. Дерево, левкас, темпера. ЖМП 9 сентябрь 2019 /  11 октября 2019 г. 09:59 Студенты раскрывают шедевры РЕСТАВРАЦИЯ ДВУХ ИКОН ДИПЛОМНИКАМИ ПРАВОСЛАВНОГО СВЯТО-ТИХОНОВСКОГО ГУМАНИТАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА ПРИВЕЛА К НАУЧНЫМ ОТКРЫТИЯМ Кафедра реставрации темперной живописи факультета церковных художеств ПСТГУ давно и плодотворно сотрудничает с Московским государственным объединенным музеем-заповедником (МГОМЗ). Уже несколько лет самые талантливые студенты-старшекурсники выполняют здесь свои дипломные работы (подробно о некоторых из них мы рассказывали в материале «Иконы Рождества Богородицы и Введения: опыт реставрации студентами-дипломниками» , см.: ЖМП. 2013. 9). Два года назад МГОМЗ решил доверить начинающим специалистам пять икон из своей коллекции. И реставрация двух из них привела к подлинным сенсациям. PDF-bepcuя К этим двум памятникам в МГОМЗ мечтали подступиться давно. В середине 1980-х годов по инициативе московских властей проводилась опись икон в действова­вших столичных храмах. К этой работе привлекли Ольгу Полякову, сегодня главного хранителя МГОМЗ, а тогда хранителя коллекции икон музея «Коломенское». «Однажды в храме Иоанна Воина на Якиманке (в те времена носившей имя Димитрова) под конец рабочего дня староста обмолвилась о двух старинных иконах, хранившихся на чердаке. Мне принесли их в темный неотапливаемый сарай, — вспоминает Ольга Полякова. — Несмотря на то что на черных поверхностях икон почти ничего невозможно было разглядеть, мы с моей напарницей Галиной Клоковой сразу поняли: это ценные памятники, заслуживающие музейного хранения. Причт храма с радостью передал их нам, что было официально зафиксировано актом исполкома Октябрьского района. Время создания икон я поставила под вопросом как рубеж XVII–XVIII столетий, а по поводу образа архидиакона Стефана — также под вопросом — отметила, что он написан в Оружейной палате».

http://e-vestnik.ru/culture/restavratsiy...

Глава 4. Церковная жизнь Московского государства в XV-XVI веках. Святитель Филипп, митрополит Московский Конец татарского ига. Татарское иго было окончательно свергнуто в 1480 году. Татарский хан Ахмат, простояв несколько месяцев против русского войска, ушел обратно, не решившись начать бой. Московский великий князь Иван III (правил в 1462–1505 гг.) закончил дело «собирания Руси», начатое московскими князьями. Вся северная и восточная Русь была объединена под главенством Москвы. Иван III был женат на племяннице последнего византийского императора, убитого при взятии Константинополя турками, и считал себя его преемником. Есть предание, что им были сказаны слова: «Был Первый Рим. Была Византия – Второй Рим, а Москва –Третий Рим, и Четвертому не быть». При Иване III заново были отстроены московский Кремль и главный собор Москвы – Успенский (освящен в 1479 г.). Для его постройки был приглашен знаменитый итальянский архитектор Аристотель Фиораванти. Прежде чем начать постройку, он посетил Владимир и Новгород, изучая архитектуру русских храмов. Успенский собор – сердце Кремля. В нем «садили на стол» московских князей, а потом венчали на царство российских царей. Здесь возводили на кафедру и погребали митрополитов Московских и Патриархов всея Руси. Отстроены были и другие здания Кремля. В XIV в. Польша и Литва были единым государством, куда приглашались католические миссионеры с неограниченным правом обращать в христианство язычников. Это положило начало притеснению многочисленного православного населения западной Руси. Не доверяя своим епископам, на которых светская католическая власть оказывала сильное давление, народ стал создавать православные братства мирян для защиты Церкви. Ферраро-Флорентийская уния и ее последствия для Московской Руси . В 1437–1439 гг. в итальянских городах Ферраре и Флоренции состоялся Собор западных и восточных епископов. Приехали и представители Руси во главе с греком митрополитом Исидором. Византийская Империя доживала последние дни. Турки окружили Константинополь. Император Иоанн и Патриарх Иосиф ради спасения отечества решились на союз с Римским Папой. Когда митрополит Исидор вернулся в Москву и прочитал в Успенском соборе грамоту о соединении с Римом, весь народ с Московским великим князем Василием назвал его поступок изменой. Позднее в 1448 г. был созван Собор русских епископов, который избрал митрополитом Московским епископа Рязанского Иону. В послании великого князя Василия в Византию говорится: «Мы поступили так по великой нужде, а не по гордости или дерзости. До скончания века пребудем мы в преданном нам православии».

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Здесь как было, так и ныне - сердце всей Руси Святой...» Московский Кремль. Фоторепортаж 09.11.2016 842 Время на чтение 8 минут «...Ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал», - так в 1836 году, полемизируя с западником и либералом Чаадаевым, сказал о России и истории нашего государства Александр Сергеевич Пушкин . Это замечательное высказывание великого русского поэта мне вспомнилось на Соборной площади Московского Кремля. Здесь под открытым небом государственного историко-культурного музея-заповедника, в «сердце всей Руси Святой» (как назвал Московский Кремль поэт Валерий Брюсов) - можно сказать, предстает вся многострадальная и героическая история нашей страны. То многолюдная от российских и иностранных экскурсантов, то через несколько минут опустевшая Соборная площадь занимает самую высокую часть кремлевского холма, ее окружают Грановитая и Патриаршие палаты, Успенский собор, Архангельский собор, Благовещенский собор, Ризоположенская церковь и Колокольня Ивана Великого. Сооружённый в 1475-1479 годах под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти белокаменный Успенский собор был главным кафедральным собором Русского государства вплоть до упразднения самодержавия в 1917 году. Здесь венчали на царство русских государей, избирали и поставляли на престол глав русской церкви, совершали торжественные молебны перед военными походами и по случаю побед русских войск. Здесь оглашались государственные акты и совершались ритуалы погребения митрополитов и патриархов. Так в 1547 году в Успенском соборе был венчан на царство первый русский государь Ивана IV Грозный. 26-го октября 1612 года русскими ополченцами под руководством Минина и Пожарского был освобожден от польско-литовских захватчиков Кремль. Радость победителей была омрачена известием о смерти умученного поляками Патриарха Московского Гермогена - идейного вдохновителя народного восстания 1612 года. Первым при освобождения Кремля поспешил в Успенский собор бывший в ополчении князь Хворостинин. «Покажите мне могилу отца нашего! Покажите мне могилу начальника нашей славы», - воскликнул он, и когда ему показали место захоронения священномученика, мужественный воин горько и долго плакал.

http://ruskline.ru/analitika/2016/11/10/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Что такое современная икона? Телепрограмма 07.02.09 13.02.2009 604 Время на чтение 12 минут Ведущий - протоиерей Алексий Уминский: - Здравствуйте. В прямом эфире «Православная энциклопедия». Сегодня наша программа будет посвящена иконописи. Что такое современная икона? Существует ли современная иконопись или художник лишь воспроизводит лишь старые образцы? Должна ли меняться икона и отзываться на ритм современности? Об этом мы поговорим с гостем программы - искусствоведом Ниной Квливидзе. Вы можете принять участие в интерактивном опросе. Если Вы считаете, что современная икона может меняться и развиваться. Позвоните по телефону 995811, если Вы думаете, что иконопись должна следовать только древним канонам, наберите 9958112. А начнем мы программу с главной новости минувшей недели - интронизации Святейшего Патриарха Сюжет: Интронизация Патриарха Интронизация избранного Патриарха Московского и всея Руси Кирилла прошла 1 февраля в Храме Христа Спасителя. Во время Литургии, перед чтением Апостола два старейших митрополита Русской Церкви возвели избранного Патриарха на Горнее место и трижды посадили на трон под всеобщее пение «Аксиос» - «Достоин». После этого на Патриарха Кирилла возложили те же священные облачения, в которых проходила интронизация Патриархов Алексия I, Пимена и Алексия II. По окончании Литургии на Патриарха Кирилла возложили зеленую мантию и патриарший куколь. Ему вручили посох святителя Петра, эту святыню на время интронизации доставили из Оружейной палаты Кремля, где патриарший жезл храниться постоянно. Святейший Патриарх Кирилл: - Ко всем архипастырям, пастырям и чадам Церкви нашей обращаю святые слова апостола Павла «Братья, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны и Бог любви и мира будет с вами. Аминь». На следующий день в Успенском соборе Кремля Святейший Патриарх совершил молебен, почтив память Московских Первосвятителей. В тот же день в Георгиевском зале Большого Московского Дворца Президент России принял участников Поместного Собора.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

Иностранцы о России. Камни-самоцветы, драгоценные металлы, меха, ювелирные изделия Мастерские Московского Кремля, 1598. Золото, драгоценные камни; чеканка, чернь. Вклад царицы Ирины Годуновой в Архангельский собор Московского Кремля Так же как все право и власть над подданными принадлежат в настоящее время князю, то все богатства стекаются к нему одному, так что московский Царь справедливо считается одним из богатейших правителей на свете. Рейтенфельс Яков — курляндский дворянин, XVII в. Трон Великого Князя возвышался над полом на две ступеньки, и его убранство очень выделялось своим блеском и великолепием. Вотканные драгоценные камни с удивительным искусством украшали его золотую одежду. Каждый палец украшали по два-три перстня с оправленными в них большими драгоценными камнями. Был у него и серебряный посох, отделанный золотом и драгоценными камнями. Мягкие сапоги, загнутые наподобие клюва, также украшены драгоценными камнями. На нем были две цепи, состоящие из чередующихся золотых шариков и больших драгоценных камней. Украшение головы московиты называют короной, на ней много золота, украшена она многочисленными драгоценными камнями, намного больше, чем тиара папы. Поссевино Антонио (1534—1611) — итальянский дипломат, посол папы Григория XII Главнейшая вещь (среди сокровищ) — это корона Его Величества, замкнутая наверху, прекрасной работы; по моему мнению, немногие могли бы улучшить отделку такого количества золота. Она была украшена и изобильно покрыта дорогими драгоценными камнями, между прочим был рубин, возвышавшийся над верхом короны, он был величиною с добрый боб, корона эта была подбита прекрасным черным соболем. Неизвестный английский автор — посетил Россию в XVI в. Золотой и Алмазный (приказ), в котором хранятся сокровища Царя, сосуды и украшения из золота и серебра и громадное количество драгоценных камней. Во время нашего пребывания в Москве Царь к этим сокровищам присоединил еще один алмаз необыкновенной величины, вывезенный из Восточной Тартарии, стоимость которого торговцы с трудом могли определить.

http://pravoslavie.ru/1791.html

Москва. Церковь Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках. Карта и ближайшие объекты В разное время в Кузьминках последовательно существовали три документально известные церкви. Первая из них была сооружена в 1716 г. Строгановыми, получившими благословенную грамоту, то есть разрешение на ее строительство. Та церковь была деревянной, освящена в честь фамильной святыни владельцев Кузьминок – Влахернской иконы Божьей Матери и имела придел Александра Невского. По этой церкви все имение и получило название – село Влахернское. Церковь была уничтожена пожаром в 1732 г., тогда же вместо нее соорудили новую церковь Влахернской иконы Божьей Матери, тоже деревянную. Она в свою очередь погибла от «огненного запаления» 18 ноября 1758 г. Ныне существующая церковь и есть третья по счету. Ее сооружали в два этапа. В 1759-62 гг. были выстроены церковное здание, а также отдельно стоящая деревянная колокольня, автором проекта которой был Жеребцов. Однако уже к 1779 г. здание церкви нуждалось в ремонте. Князь М.М. Голицын вскоре перестроил здание в формах зрелого классицизма и соорудил новую колокольню вместо прежней. Эти работы проводились по проекту архитектора Р. Казакова в 1784-85 гг. В церкви находилась семейная реликвия – Влахернская икона Божьей Матери (Одигитрия), датируется XVII веком. Привезена их Константинополя в дар отцу Петра I царю Алексею Михайловичу в 1653 г. Вместе с иконой была прислана грамота, в которой ее происхождение связывалось с Влахернским монастырем Константинополя, а история ее почитания с ранней историей константинопольской Одигитрии. Икона хранилась в Успенском соборе Московского кремля, царь брал ее с собой в военные походы. Влахернская икона рельефная, выполнена в технике воскомастики. В воск добавлены мощи христианских мучеников, таким образом, икона является мощевиком. По иконографическому типу список Одигитрии, близкий к смоленской иконе Божьей матери, создана во второй половине XV начале XVI веков, возможно, как повторение древней иконы на старой доске. На иконе имеется греческая надпись – «богохранимая». В настоящее время икона находится в церкви ризоположения Московского Кремля. Один из чтимых рельефных списков второй половины XVII - начала XVIII веков хранился в родовом имении Строгановых-Голицыных в селе Влахернском. Им был пожалован за свои заслуги перед Отечеством отец Григория Строганова.

http://sobory.ru/article/?object=03304

Патриаршее служение в праздник Успения Пресвятой Богородицы в Успенском соборе Московского Кремля. 28 августа 2012 г. 30 августа 2012 г. Патриарх Кирилл: Борьба за подлинную, а не мнимую, не пропагандистски навязанную справедливость - это борьба за жизнь рода человеческого 28 августа 2012 года, в праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Предстоятель Русской Церкви совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. После чтения Евангелия Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам богослужения с проповедью. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Сегодня великий двунадесятый праздник — Успение Пресвятой Богородицы. Из всех Богородичных праздников, которые имеют равное достоинство в рамках церковного Устава и церковного календаря, по традиции именно к празднику Успения прилагается большее внимание, и он окружен особым почитанием верующего народа. Кафедральные храмы во многих городах Святой Руси именуются Успенскими. Ни перед одним из Богородичных праздников нет поста, а перед Успением мы постимся две недели по тому же уставу, что и в Великом посту, приуготовляя себя к этому дню, потому что Успение — это особое событие из жизни Богоматери и из истории спасения рода человеческого. Тропарь, то есть основное песнопение, призванное отображать суть праздника, доносит до нас его величайший смысл: «Во успении мира не оставила еси, Богородица, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша». Царица Небесная, несмотря на Свою земную кончину, которая также является предметом воспоминания в этот праздник, не оставила род человеческий, и акцент здесь не на смерти, а на том, что Богородица продолжает оставаться с родом человеческим. А второй акцент — на том, что пребывание Богородицы в роде человеческом имеет спасительное значение для каждого человека, ибо молитвами Своими Она избавляет от смерти души наши. Что же такое смерть души? Ведь слово Божие утверждает, что душа человека бессмертна. Бог сотворил тленное смертное тело и бессмертную душу. О какой же смерти идет речь? Смерть души есть ее духовное разрушение, которое осуществляется силами зла. Зло, если оно полностью порабощает человеческую душу, несет ей смерть, разрушение; а если разрушается душа, то разрушается человеческая личность, ведь Бог создал и тело, и душу, вместив и одно, и другое в единую человеческую личность. А если разрушается душа, то во что превращается тело? Тело уподобляется тогда телу животного, которое не имеет бессмертной души; а значит, смерть души превращает человека в зверя, в животное и закрывает для него доступ в Царствие Божие, ибо там не будет животных — там только бессмертные человеческие души вместе с ангелами.

http://e-vestnik.ru/docs/patriarh_kirill...

Протоиерей Всеволод Чаплин в знак протеста против манипуляций покинул слушания Общественной палаты 18 мая, 2010. Редакция " Правмира " Глава Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин покинул в понедельник заседание Общественной палаты, посвященное законопроекту о передаче церкви религиозного имущества, в знак протеста против необъективности и «манипулятивности» организации слушаний, передает корреспондент РИА Новости. Глава Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин покинул в понедельник заседание Общественной палаты, посвященное законопроекту о передаче церкви религиозного имущества, в знак протеста против необъективности и «манипулятивности» организации слушаний, передает корреспондент РИА Новости. Большинство выступавших высказались критически (некоторые резко против) в адрес обсуждаемого законопроекта «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». В их числе член президиума федерального научно-методического совета по сохранению наследия Московского Кремля РФ, доктор искусствоведения Андрей Баталов, представитель Российской академии наук Владислав Назаров, директор музеев Московского Кремля Елена Гагарина, старший научный сотрудник отдела древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи Левон Нерсесян (уже неоднократно вступавший в острую полемику с Церковью), директор музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева Геннадий Попов, член комиссии Общественной палаты по сохранению и развитию отечественной культуры, инициировавшей слушания, профессор юридического факультета МГУ Елена Лукьянова, член этой же комиссии Марат Гельман. Однозначную поддержку законопроекту выразили только представители Русской православной церкви — руководитель юридической службы Московской патриархии инокиня Ксения (Чернега), наместник Ипатьевского монастыря, директор церковного историко-архиологического музея Костромской епархии архимандрит Иоанн (Павлихин) и Чаплин, по словам которого для участия в слушаниях предлагались и светские сторонники законопроекта, однако, так и не были приглашены.

http://pravmir.ru/protoierej-vsevolod-ch...

Разделы портала «Азбука веры» В неисчислимом множестве икон Воскресения Христова на Руси большую часть составляют иконы Сошествия во ад — сюжета, известного в византийском искусстве, по крайней мере, с VIII в.; древнейшие из сохранившихся памятников — главным образом, миниатюры лицевых рукописей — датируются VIII–IX вв. Принято считать, что окончательно эта иконография сложилась к X–XI вв., т. е. Древняя Русь получила иконографию Пасхи Господней в готовом виде. Православная иконография не дерзает непосредственно изображать непостижимую тайну Христова Воскресения, раскрывая ее символически, либо в форме свидетельств, приведенных Евангелием — это Явление ангела женам-мироносицам, Уверение Фомы, Явление Воскресшего Христа ученикам и другие. Сюжет «Сошествие во ад» можно отнести также свидетельству — свидетельству пророческому. В Псалмах Давида содержится целый ряд пророчеств о схождении Господа в преисподнюю и изведении оттуда душ праведников: Есть намек на избавление праведников от уз смерти Воскресшим Христом и у евангелиста: Прямо говорит об этом избавлении апостол Петр: Литературной основой сюжета «Сошествия во ад» принято считать так называемое «Евангелие Никодима» — апокрифический источник, появившийся bo II b. С ним перекликаются составленное b IV b. и использовавшее этот источник «Слово якорное» святителя Епифания Кипрского (Христос вкушением смерти сокрушил жало смерти, схождением во ад отнял [силу] ада, освободил узников); Гомилия 13я «О сошествии Иоанна Крестителя во ад» и Гомилия «О сошествии Господа во ад» (частично дошедшая до нас в составе сербского рукописного сборника — РНБ) Евсевия, епископа Александрийского — автора pyбeжa V—VI вв., а также целый ряд святоотеческих пасхальных поучений и богослужебных текстов. До нас дошел целый ряд икон «Сошествия во ад», что подтверждает изначальную укорененность именно этой иконографии Воскресения Христова в искусстве Древней Руси. На иконе «Сошествие во ад» XII b. (она находится в Государственном Эрмитаже) фронтально изображенный Христос с крестом в руках триумфально выводит из ада праотца Адама. Сюжет известен и в лицевом шитье — например, на саккосе святителя Московского Фотия (конец XIV b., хранится в Музеях Московского Кремля). Замечательные памятники этого времени находятся в Государственном Руссом музее («Сошествие во ад» из Рождественского собора Ферапонтова монастыря, около 1500 г.), в Третьяковской галерее («Сошествие во ад» из Воскресенского собора Коломенского кремля, конец XIV b.) и ряд других.

http://azbyka.ru/ikonografija-voskreseni...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010