В 1830 г. курс обучения в семинарии состоял из низшего, среднего и высшего отд-ний, в к-рых преподавались словесность, всеобщая история, греч., лат., древнеевр., нем. и франц. языки, математика, физика, философские и богословские науки, библейская и церковная история. Изменения в системе духовного образования, проведенные в 1840 г. по инициативе обер-прокурора Синода гр. Н. А. Протасова , привели к усилению церковно-исторических дисциплин и придали семинарскому образованию более практическое направление. Однако все это не изменило радикально обучение в В. с., поскольку в ней, согласно еще инструкции митр. Платона, и ранее большое внимание уделялось истории. Исключение из преподавания философии компенсировалось тем, что на уроках лат. языка учащиеся переводили «философские системы». Начиная с 1840 г. преподавание велось на рус. языке. Реформа, начатая после принятия нового устава духовных семинарий в 1867 г., вновь едва не привела к закрытию В. с. Состояние ее зданий не соответствовало предъявляемым требованиям, средств на реконструкцию не было. Кроме того, в 60-х гг. уменьшилось количество приходов и на нек-рое время вообще отпала нужда в новых священнослужителях. На съезде московского духовенства 30 авг. 1869 г. обсуждался вопрос о необходимости сохранения В. с. Заступничество выпускников семинарии и рядовых граждан спасло ее от закрытия. Большую роль в сохранении В. с. сыграло ее значение для подготовки сельского духовенства. Семинарский корпус. 1829 г. Фотография. 2004 г. Семинарский корпус. 1829 г. Фотография. 2004 г. До 1872 г. в В. с. выпуски проходили раз в 2 года. В 1870/71 г. произошел переход к учебным программам с 6 одногодичными курсами. К 70-м гг. число учеников в В. с. уменьшилось (в 1878 - 249 воспитанников). В 1886 г. в соответствии с уставом духовных семинарий 1884 г. при В. с. открылась образцовая начальная школа. На жизни В. с. отразились революционные события 1905-1907 гг. Представители семинарии присутствовали на нелегальном Всероссийском общесеминарском съезде (Москва, 25-27 дек. 1906). В апр. 1907 г. учащиеся В. с. подписали петицию против распоряжения правления семинарии об увольнении неск. учеников. В ответ в семинарии было проведено массовое отчисление студентов, выпуск 1908 г. не состоялся.

http://pravenc.ru/text/158878.html

В 2004 г. зарегистрировано оппозиционное Традиционное Сангхе «Центральное духовное управление буддистов Российской Федерации» с центром в М. В следующем году был учрежден буддийский центр «Три драгоценности». Центр является инициатором возведения буддийского храма на Поклонной горе в память погибших во время Великой Отечественной войны воинах-буддистах. 4 нояб. 2014 г. на выделенном Правительством М. участке был торжественно заложен 1-й камень в основание мемориального храма; центр «Три драгоценности» собирает пожертвования на строительство. Новая община тибетского буддизма «Центр Дрикунг Кагью Ратна Шри» была создана в 2009 г. В 2010 г. зарегистрирован буддийский центр «Дзогчен Джигме Чопинг». В 2007 г. на территории центра Рерихов в московской усадьбе Лопухиных (в 2017 суд обязал центр освободить здания усадьбы) построили 1-ю в столице буддийскую ступу. В 2000 г. Мэр города Ю. М. Лужков подписал распоряжение о возведении 1-го в М. буддийского храмового комплекса и ступы в Отрадном, Далай-лама благословил проект в 2004 г., в окт. того же года было получено разрешение на строительство комплекса. В февр. 2015 г. рядом со стройплощадкой открылась «Пагода рая» с молитвенным барабаном. В нояб. 2016 г. получил регистрацию 1-й буддийский мон-рь в М.- дацан «Легшед Даржалинг», к-рый добивается выделения земли под строительство своего комплекса. К буддизму Махаяны (дзэн-буддизму) относятся 3 общины: «Московское представительство Всероссийского центра дальневосточного буддизма Махаяны» (1997; Всероссийский центр создан в 1992 в Ульяновске), Международный фонд изучения и содействия философским традициям Махаяны «Рангджунг Еше Гомде Рашен» (2005), Московский центр сохранения традиций Махаяны «Ганден Тендар Линг» (2010). Зороастризм Зороастризм в М. представляют: община «Белая Гора» (1997), «Зороастрийский институт астрологии» (1997) и «Зороастрийская религиозная община» (2013). Даосизм В 1995 г. было зарегистрировано «Высшее духовное управление даосской церкви возрожденной драгоценности» в М. Существуют «Даосская религиозная миссия социальных и благотворительных инициатив», ряд местных общин. Сикхизм

http://pravenc.ru/text/2564186.html

Научно-практическое значение и новизна исследования. Диссертация является первым как в отечественной, так и в зарубежной науке монографическим исследованием, посвященным трактату «Apologeticus atque Antirrhetici», а также одной из немногих работ по византийскому иконоборчеству, в которых используется метод комплексного историко-филологического анализа (в их числе, в первую очередь, исследования Д. Е. Афиногенова и М.-Ф. Озепи 21 ). При этом впервые после открытия П. Александера (1958 г.) трактат рассматривается во всей полноте, т.е. с учетом всех четырех частей и опубликованного отдельно патристического флорилегия. В результате работы были достигнуты важные результаты, касающиеся как литературной природы рассматриваемого текста (композиционная организация, риторические приемы, средства формирования негативного образа противника, жанровое своеобразие и др.), так и ряда исторических и историко-философских вопросов: богословие иконоборцев первого и второго периодов, своеобразие учения Константина V, сохранение и искажение исторической памяти об иконоборчестве в поздневизантийский период. Выявленные в ходе исследования критерии, позволяющие провести границу между действительными фрагментами иконоборческого источника и их интерпретацией, в дальнейшем могут быть использованы при реконструкции иных византийских произведений, признанных еретическими и сохранившихся исключительно в составе опровержений. Апробация . Диссертация обсуждена на заседании кафедры византийской и новогреческой филологии филологического факультета МГУ. Основные положения были представлены в виде докладов на научных конференциях: Ежегодная конференция молодых специалистов по византинистике и неоэллинистике (Москва, МГУ, 2004–2009), Международная конференция «Сон и реальность» (Санкт-Петербург, СПбГУ, октябрь 2008), XVIII Всероссийская научная сессия византинистов «Русь и Византия» (Москва, ИВИ РАН, октябрь 2008), XXI Чтения памяти В. Т. Пашуто (Москва, ИВИ РАН, 2009), XIII Чтения памяти И. М. Тронского (Санкт-Петербург, ИЛИ РАН, 2009), Международный конгресс медиевистов (International Medieval Congress, Leeds, Institute for Medieval Studies, 2009). Содержание диссертационной работы отражено в девяти публикациях.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Konsta...

Такие издания необходимо снабжать различными комментариями: научного, исторического, литургического и практического характера. Тексты для песнопений в данных сборниках могут быть действующие пореформенные или в двух вариантах — в виде сопоставления дореформенного и пореформенного. Также возможно изложение певческого материала как наонного, так и наречного. С нашей точки зрения, весьма необходима работа по созданию новых редакций распева с действующим пореформенным  текстом по дореформенным рукописям; в некоторых случаях полезно сохранять раздельноречие для разрешения сложных фонетических ситуаций. В настоящее время членами Общества Свт. Иова ведётся работа в данном направлении и уже изданы три таких сборника: 1) «Киноники» под редакцией Г.Б.Печёнкина, Москва, 2002 г., «Терра» 2) «Канон Пасхи знаменного распева» под редакцией Г.Б.Печёнкина,  Москва, 2003 г., ИС РПЦ 3) «Обедница», Москва 2004 г., автор-составитель М.В.Макаровская. В будущем, если Бог благословит, предполагается издать следующие сборники: 1) Самогласны приимощные с запевами (в виде обучающих схем и примеров на распевание текстов; 2) Самоподобны книжные и напевочные; 3) Обиход Всенощнаго Бдения; 4) Ирмосы воскресные с приложением вариантов напевок; 5) Катавасии на весь год; 6) Догматики; 7) Антифоны степенны; 8) Тропари, кондаки и блаженны воскресные на 8-м гласов; 9) Величания на весь год (столповые и путевые); 10) Задостойники путевые; 11) Литургия Преждеосвященных Даров; 12) Мефимон. Спаси Христос. Сноски 1  Здесь мы не касаемся, во-первых, церковно-певческой практики старообрядцев: как известно, употребление знаменного пения в старообрядческой среде не прерывалось и не прекращалось до настоящего времени; во-вторых, практики включения отдельных песнопений знаменного распева в дешифровках в репертуары хоров, как отдельных музыкальных произведений, некого эмиссара древности. 2  В нашу задачу не входит рассмотрение современной практики так называемого строчного пения. 3  К примеру, в Обиходах, употребляемых ныне в поповских согласиях, получил распространение распев «Трисвятого», исполняемого на Бож. Литургии, которого нет в рукописных источниках дореформенного периода, а также пореформенного, до восстановления частью старообрядцев трёхчинной иерархии.

http://azbyka.ru/kliros/znamennoe-penie-...

Закончила свою работу выставка «Просвещение через книгу» Москва, 31 января 2005 г. Наибольшим спросом у посетителей первой православной книжной выставки ярмарки «Просвещение через книгу» пользовалось собрание бесед афонского старца Паисия Святогорца «Слова» в 4-х книгах (Москва, «Святая Гора», 2003-2004 гг.). «С болью и любовью о современном человеке» – главная тема бесед старца Паисия, в которых он обращается к проблемам современного человека, семьи и общества. По данным Издательского совета Русской Православной Церкви, самыми популярными на выставке были издания о проблемах семьи и нравственности, среди которых книга священника Ильи Шугаева «Один раз на всю жизнь. Беседы со старшеклассниками о семье и браке» (Москва, ИС РПЦ, 2004 г.) и книга председателя Союза православных граждан Валентина Лебедева «Стань счастливой! Мужской взгляд на женские проблемы» (Москва, Народная партия РФ, 2003 г.). Традиционно повышенным спросом пользуется богослужебная литература и произведения диакона Андрея Кураева, в том числе новинки «Как относиться к исламу после Беслана?» (Москва, «Мрежа», 2004 г.) и «Мастер и Маргарита: за Христа или против?» (Москва, ИС РПЦ, 2004 г.), сообщает пресс-центр выставки «Православная Русь». Среди новинок, представленных на выставке, также необходимо отметить сборник «Мироносицы в эпоху ГУЛАГа» (Нижний Новгород, Братство во имя святого благоверного князя Александра Невского, 2005 г.), повествующий о судьбах православных женщин в эпоху гонений на Церковь, «Избранное» святителя Николая Сербского (Минск, Свято-Елизаветинский монастырь, 2004 г.) и книгу «Безумием мнимым безумие мира обличившие» (Москва, «Русский хронограф», 2005 г.) о блаженных старицах 19-20 веков. На стендах светских издательств наибольшей популярностью пользовалась литература по истории и искусству, например трехтомник Н.И. Костомарова «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей» (Москва, «Олма-пресс», 2004 г.). В рамках выставки состоялся ряд презентаций и встреч с авторами православной литературы. 26 января митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл на стенде Издательского совета представил свою новую книгу «Слово пастыря», основанную на одноименной телепередаче. 27 января там же состоялась презентация альбома «Костромская икона», впервые полно представившего памятники костромской иконописи XIII—XIX веков. 28 января Издательский совет провел встречу читателей с детской писательницей Тамарой Крюковой, говорившей о том, как писать христианскую художественную литературу для современных детей. В конференц-зале 28 января состоялся круглый стол «Новые книги по истории Церкви и религиозной ситуации в России» с участием заведующей кафедрой религиоведения Российской Академии государственной службы Ольгой Васильевой, а 29 января – презентация дополненного переиздания четырехтомника Петра Паламарчука «Сорок сороков» об истории московских храмов» (Москва, «Аст-Астрель», 2004 г.).

http://pravoslavie.ru/12528.html

61-68; Проблемы и пути развития современного православного паломничества: Доклад на общецерк. конф. «Православное паломничество: традиции и современность» 27 окт. 2004 г.//Православный паломник. 2004. 6(19). С. 5-11; Пространство СНГ - место уникального межрелигиозного диалога: Выступление на II Межрелигиозном миротворческом форуме (Москва, 2 марта 2004 г.)//Церковный вестник. 2004. 5; То же//Смоленские ЕВ. 2006. Спец. вып. С. 32-35; Слово пастыря: Бог и человек: История спасения: Беседы о православной вере. М., 2004, 20052; Христианское сознание в отношении к смертной казни//Право на смертную казнь: Сб. ст. М., 2004. С. 187-191; La forza dei nuovi martiri: La Chiesa russa nel XX sec.//Santità e carità tra Oriente e Occidente/A cura di M. Gnavi. Mil., 2004. P. 151-160; Il futuro dell " Europa e la tradizione cristiana orientale: Lectio doctoralis del metropolita di Smolensk e Kaliningrad Kirill in occasione del conferimento della Laurea honoris causa in Scienze Politiche presso l " Università degli Studi di Perugia (2 ottobre 2002)//Santità e carità tra Oriente e Occidente/A cura di M. Gnavi. Mil., 2004. P. 179-189; Доклад на торжественном юбилейном собрании, посвященном 2000-летию Рождества Христова//Слово, благодать несущее: 20 лет служения Смоленской земле. Смоленск, 2005. С. 27-50; Единая Церковь - единое свидетельство: Выступление на XIII Междунар. образовательных Рождественских чтениях//ЦиВр. 2005. 2(31). С. 5-18; Замысел Божий о человеке и свобода воли: Эсхатологическая перспектива: Выступление на Богословской конф. «Эсхатологическое учение Церкви» 14 нояб. 2005 г.//ЦиВр. 2005. 4(33). С. 5-18; Богословие должно быть актуальным//Пути развития русской богословской школы в XXI в.: Проблемы и перспективы. Смоленск, 2006. С. 62-74; Второй председатель: Слово о митр. Ленинградском и Новгородском Никодиме (Ротове)//Православный паломник. 2006. 5(30). С. 4-14; Опыт рассмотрения проблем прав человека и их нравственных основ в европейских религиозных сообществах: Выступление на семинаре «Эволюция моральных ценностей и прав человека в многокультурном обществе» (Страсбург, 30 окт.

http://pravenc.ru/text/1840307.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010