Когда, при окончании семинарского курса, я решился заявить о своем желании поступить в Московскую Духовную Академию, то с разных сторон послышались предостережения в том смысле, что «теперь Московская Академия уже не та, что была раньше». Я и сам уже знал, какую невознаградимую утрату понесла Академия в лице скончавшегося в 1875 г. ее славного ректора, именитого ученого и необыкновенного человека, протоиерея А. В. Горского. Но меня давно уже тянула к себе Москва со всем своим историческим содержанием. Моему сердцу с дней младенческих были дороги все московские святыни; и гробницы прославленных Церковью святых, и могилы известных в истории строителей Русской земли, и златоглавые соборы освященного Кремля, и многочисленные обители, от лет древних сияющие верой и благочестием. Московская Академия уже потому только возбуждала во мне хорошие чувства, что она приютилась в знаменитых «столпостенах» Св.-Троицкой лавры. Чудный, светоносный образ славнейшего в преподобных Сергия так был глубоко запечатлен в моей душе еще из давних рассказов отца и матери и старой няни, что мне всегда самым лучшим в России местом, прямо земным раем, представлялась св. лавра «Троицы Сергия». Мне думалось и тогда, в 1876 году: «Там, где доселе существует небольшая келья, пропитанная благодатным духом молитвы и покаянных слез великого угодника Божия, печальника родной земли, где стоит его драгоценная рака, непрестанно обвеваемая благоуханием фимиама и церковных песнопений, освещаемая огнями многочисленных жертвенных лампад, – там не может быть недостатка в дыхании благодати и свете богословских знаний. Что делать, если не стало теперь Голубинских и Горских, – о, конечно, это громадный минус в Академии! – но должен же жить их дух, не могли же изгладиться так скоро следы их гения в их достойных товарищах, в их, ими же самими избранных, учениках. Ведь один из великих учителей только вчера отошел от земной жизни, – можно быть уверенным, что не по иным каким-либо, а по тем же заветам продолжает жить Академия, по ним же, следовательно, поведут и нас, будущих студентов».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А. П. Лебедев. Фотография. Нач. XX в. Алексей Петрович (2(14).03.1845, с. Очаково Московского у. и губ.- 14(27).07.1908, Москва), церковный историк. Род. в семье свящ. Петра Мефодьевича Лебедева. После ранней смерти отца мать Л., Александра Прокофьевна, отправила сына на обучение в Перервинское ДУ. Затем он учился в МДС, а в 1866-1870 гг.- в МДА, к-рую окончил с отличием. Учителями Л. были В. Д. Кудрявцев-Платонов по богословию и философии, А. В. Горский по церковной истории. По окончании курса Л. как выпускнику, проявившему выдающиеся способности, было предложено на выбор поступить на одну из 5 кафедр в МДА, а также на кафедру метафизики в КДА. Оставив свою прежнюю специализацию в сфере философии, Л. избрал кафедру церковной истории МДА, на к-рой прослужил до 1895 г. В февр. 1875 г. он был утвержден в звании экстраординарного профессора, победив в конкурсе доцента МДА В. О. Ключевского . После защиты докт. диссертации, к-рая состоялась 24 апр. 1879 г., Л. стал ординарным профессором. Уже в 70-х гг. XIX в. Л. опубликовал ряд крупных работ по истории Церкви, преимущественно интересуясь судьбами К-польской Православной Церкви средне- и поздневизант. эпох. Его диссертация «Вселенские Соборы IV и V веков. Обзор их догматической деятельности в связи с направлениями Александрийской и Антиохийской школ» имела большой успех в научной среде и вместе с тем вызвала бурную полемику. Диссертация Л. была издана как монография и пользовалась признанием научного сообщества и публики. На протяжении жизни Л. неоднократно возвращался к исследованию истории Вселенских Соборов, создал большой 2-томный труд на эту тему, к-рый при жизни Л. издавался трижды (1876-1879, 1896, 1904). С наиболее последовательной критикой Л. выступил прот. А. М. Иванцов-Платонов ; в 1881 г. он объединил свои суждения на эту тему в отдельной кн. «Религиозные движения на Востоке в IV и V вв.: Критико-исторические замечания». Полемика между Л. и Иванцовым-Платоновым продолжалась до смерти последнего в 1894 г. Дискуссия стала одним из важных событий в интеллектуальной жизни РПЦ 2-й пол. XIX в., существенно повлияла на процесс развития русской научной культуры, модернизацию языка и проблематики церковной науки. Вместе с тем споры вокруг работ Л. неоднократно осложняли его отношения как с влиятельными оппонентами, так и с цензорами. В 1885 г. он временно покидал стены МДА, читал лекции в Казанском ун-те, но вскоре вернулся в alma mater по ходатайству профессоров МДА. С сент. 1895 г. он окончательно покинул МДА и перешел на кафедру церковной истории Московского ун-та (ставшую вакантной после кончины Иванцова-Платонова). Много лет занимаясь преподаванием церковной истории, Л. по сути стал одним из основателей российской научной школы в этой сфере. Его непосредственными учениками были А. П. Доброклонский , Н. Н. Глубоковский , А. А. Спасский , А. В. Карташёв .

http://pravenc.ru/text/2463205.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАСИЦЫН Дмитрий Федорович (6.01.1840, с. Казаново Рузского у. Московской губ.- 3.12.1901, Москва), прот., богослов, заслуженный проф. МДА. Род. в семье диак. Феодора Петрова, давшего сыну фамилию Косицын. Впосл. фамилия писалась и как Косицын, и как Касицын (по этой причине на него было заведено 2 личных студенческих дела в архиве МДА), сам он всегда придерживался 2-го варианта. В 1854 г. К. окончил Звенигородское ДУ при Саввином Сторожевском в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ре , в 1860 г.- Вифанскую ДС по 1-му разряду, в 1864 г.- МДА с ученой степенью магистра богословия (3-м по разрядному списку). В том же году был назначен в Вифанскую ДС сначала преподавателем патристики и греч. языка, затем - логики, психологии и лат. языка. В 1867 г. К. был утвержден Синодом в степени магистра богословия и приглашен в МДА бакалавром частной церковной истории нового периода (истории Зап. Церкви с XVI в.); К. сменил Н. К. Соколова , перешедшего в Московский ун-т. В 1869 г., при введении нового Устава духовных академий, К. занял кафедру общей церковной истории (новой), а в 1873 г. был избран на должность экстраординарного профессора. С 15 июня 1875 по 15 авг. 1876 г. находился в командировке в Европе, изучая религ. жизнь зап. конфессий. При введении нового Устава духовных академий 1884 г. К. занял кафедру истории и разбора зап. исповеданий, а в 1889 г. был удостоен звания заслуженного профессора. По воспоминаниям выпускников МДА, лекции К. по истории зап. исповеданий (тексты не опубл.) отличались оригинальностью и «живостью» изложения. Лектор, словно каждый раз заново переживая излагаемое, импровизировал, к тетрадке обращался только за цифрами и цитатами ( Введенский. 1902. С. 526, 527). Студентам, пишущим у него семестровые сочинения, К. рекомендовал неск. книг на иностранных языках, требуя их тщательного изучения, акцентируя внимание не на количестве использованной лит-ры, а на понимании всех нюансов конфессиональной специфики (Там же. С. 528-531).

http://pravenc.ru/text/1681223.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Неофит (Любимов). Фотография. Нач. XX в. Порфирьевич Любимов (12.01.1846, с. Мордовские Липяги (Таборы) Самарского у. и губ.- 30.10.1918, Москва), сщмч. (пам. 17 окт., в Соборе Симбирских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот. Род. в семье диакона. Окончил Самарское ДУ и Самарскую ДС. В 1870 г. поступил в КДА, которую окончил в 1874 г. со степенью кандидата богословия. 27 июля 1874 г. Н. был назначен в Симбирскую ДС на должность преподавателя гомилетики, литургики и практического руководства для пастырей. После сдачи пробных уроков Н. был определен на кафедру словесности, истории лит-ры и логики при семинарии. Также в 1874-1878 гг. он преподавал русский язык и гражданскую историю в Симбирской военной гимназии. В 1876-1878 гг. состоял преподавателем рус. языка и гражданской истории в Симбирском епархиальном жен. уч-ще. Преподавал гражданскую историю, словесность и педагогику в Мариинской жен. гимназии г. Симбирска в 1874, 1875, 1880, 1885 гг. 17 янв. 1879 г. утвержден в чине коллежского асессора, 2 дек. 1881 г. произведен в чин надворного советника. 2 июня 1882 г. утвержден в должности члена педагогического собрания семинарии. 24 окт. 1884 г. назначен членом педагогического распорядительного собрания правления семинарии. 17 авг. 1885 г. Н. был определен законоучителем и инспектором классов Симбирского епархиального жен. уч-ща и настоятелем училищной домашней Богородице-Введенской ц. 8 сент. 1885 г. рукоположен во иерея. В епархиальном уч-ще наряду с Законом Божиим Н. преподавал дидактику и педагогику. Состоял членом строительного комитета при епархиальном уч-ще с 18 сент. 1886 по 15 дек. 1889 г., руководил постройкой здания для классов, общежития для воспитанниц, бани, больницы и др. 29 авг. 1889 г., согласно прошению, уволен с должности преподавателя семинарии и приступил к работе в епархиальном жен. уч-ще в должности законоучителя и инспектора классов. С 20 июля по 20 окт. 1898 г. состоял председателем Комиссии по выработке правил для письменных упражнений.

http://pravenc.ru/text/2564960.html

Источники и пособия Библия на еврейском языке. Издание А. Рейхарда. Вена 1877. Vetus Testamentum graecum cum variis lectionibus edidit. Holmes. Т. 4. Prophetae. Oxonii. 1827. Biblia sacra, Vulgatae editionis, Sixti Qunti. Editio nova, auctoritate summi pontificis leonis XII excusa. Francofurti a M. 1826. Библия на славянском языке. Санкт-Петербург. 1872. Библия в русском переводе. Издание третье (синодское). Санкт-Петербург. 1882 г. Книги Священного Писания переведены с еврейского языка и изданы Обществом распространения Библии в Британии и в других странах. Лондон. 1875. Пророческие книги Ветхого Завета. Опыт переложения на русский язык. Алтайского миссионера Архимандрита Макария. Москва.1863. Св. Ефрема Сирина . Творения в русском переводе. Москва. 1853. Часть 8-я. «Толкование на книгу пророчеств Иоиля». Стр. 131 и сл. Alexandr. Opera. T. 4. ωλ. (Migne Curs. Completus. Series Graeca. T. 71. Parisiis. 1859). Бл. Феодорита. Творения в русском переводе. Москва. 1857. Часть 4-я. «Толкование на пророка Иоиля» Стр. 318 и сл. Hieronymi. Opera. Editio Mariani Victorii Reatini Parisiis. 1643. Tom. V. Commentaria in Ioelem p. 77 sqq. Rosenmilller. Scholia in Vetus Testamentum. Prophetæ minores. Vol. 1. Lipsiæ. 1812. Ioel p. 430 sqq. Justi. Ioel neu ubersetzt und erklärt. Lpz. 1820. Kurzgefasstes exegetisches Handbuch zum Alten Testament. 1 Lieferung. Die kleinen Propheten von. Hitzig. Lpz/1838/Ioel.. Ewald. Die Propheten des Alten Bundes 1 Bd. Stuttgart. 1840. Ioel. Migne. Scripturae sacrae cursus completus. T. 20. Parisiis. 1841. Ioel. Здесь помещено толкование на кн. пр. Иоиля Кальмета. Hengstenberg. Christologie des Alten Testamentes, 1 Bd. 2 Ausgabe. Berlin 1854. Ioel. Schegg. Die kleinen Propheten. 1 Thl. Regensburg. 1854. Ioel. Keil. Biblischer Commentar uber die zwolf kleinen Propheten. Leipzig. 1806. Ioel. Wünsche. Die Weissagungen des Propheten Ioel. Leipzig. 1872. Grätz. Der einheitliche Character der Prophetie Ioels. Breslau. 1873. Cook. The Holy Bible with a explanatory and critical Commentary. Vol. VI. London 1876. Ioel p. 494 flw. Это сочинение, обыкновенно, называется «Speaker Bible».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОГОЛЕПОВ Дмитрий Павлович (3.02.1845, дер. Фёдоровское Волоколамского у. Московской губ.- 10.10.1880, Москва), автор учебников по экзегетике, публицист. Род. в семье священника. Закончил Звенигородское ДУ и Вифанскую ДС, в 1870 г.- МДА. С 21 авг. 1870 г. преподаватель Свящ. Писания в Московской ДС. В 1871 г. подал в Совет МДА диссертацию на степень кандидата, к-рая по неизвестным причинам не была допущена к защите (ЦГИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 350. Л. 11). До окт. 1873 г. совмещал преподавание с должностью библиотекаря ДС, затем ходатайствовал об освобождении «вследствие расстроенного здоровья». В 1876-1880 гг. по совместительству преподавал рус. язык в Московской земледельческой школе. Стоял у истоков братства прп. Сергия Радонежского, к-рое оказывало помощь нуждающимся студентам МДА (создано 26 сент. 1880). Б. внезапно скончался во время урока, похоронен на Пятницком кладбище в Москве. В 1875-1876 гг. Б. издал «Учебное руководство к чтению Евангелия в духовных семинариях», одобренное Учебным комитетом при Святейшем Синоде в качестве пособия для пятых классов семинарий. Он первым из рус. авторов изложил в учебнике последовательность евангельских событий, предложив свою систему согласования 4 Евангелий. Основное внимание Б. уделил раскрытию догматического значения слов Спасителя. Объясняя евангельский текст, Б. привлекал греч. оригинал, обращал внимание на трудные места и устранял противоречия. Он, несомненно, использовал святоотеческое наследие (хотя не цитировал и не ссылался на него) и работы зап. библеистов. В 1879 г. опубликовал «Учебное руководство к толковому чтению книги Деяний Апостольских», также одобренное в качестве пособия для семинарий. Недостатком учебников Б. является отсутствие сведений о рукописной традиции новозаветных текстов, истории слав. и рус. переводов. Кроме того, Б. писал статьи по общественно-церковным и педагогическим проблемам, рецензии на библейскую и педагогическую лит-ру для духовных журналов, составлял «внутренние обозрения» для «Чтений в обществе любителей духовного просвещения» , в 1874-1879 гг. принимал участие в издании «Воскресных бесед» .

http://pravenc.ru/text/149483.html

Москва. Домовая церковь Павла Латрийского при бывшем Арнольдо-Третьяковском училище. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. По данным Московского Городского Архива, на участке, принадлежащем Московскому Городскому Арнольдо-Третьяковскому училищу, согласно плану 1814 года, находился дом отставного прапорщика Яблочкова. В течение 18 века участок не раз менял своих хозяев, пока в 1871 году не попал в руки звенигородского купца Николая Ивановича Комарова, у которого и был приобретен Третьяковым для строительства здания Арнольдо-Третьяковского училища. Здесь по проекту А. С. Каминского выстроили специальное здание (N 37) для училища. Постройка окончилась в 1875 году, и в феврале 1876 состоялся переход училища в собственное помещение. Так было построено здание на Донской,37. После ремонта 1906 года перегородка между 3-им и 2-ым этажами была убрана, само здание перестроено и 25 апреля 1906 года в этой пристройке была освящена домовая церковь при Арнольдо-Третьяковском училище во имя Павла Латрского (Латрийского), небесного покровителя умершего в 1899 году главного благотворителя и председателя попечительского комитета Павла Третьякова. Павла Латрийского, преподобного, при Арнольдо-Третьяковском училище и приюте для глухонемых церковь (Донская улица, дом 37). В истории московской благотворительности Арнольдо-Третьяковскому училищу и приюту для глухонемых детей отведено достойное место. Эдуард Карлович Арнольд (Арнольдов) по своей основной профессии – художник, сын состоятельного директора Академии коммерческих наук, потерял слух в результате падения в раннем детском возрасте и сильного сотрясения черепа. Возмужав, он начал заниматься с глухонемыми детьми, стараясь обучить их и воспитать гражданами России. Для реализации своей затеи он в 1860 г. открыл специальную школу. Продолжить дело из-за больших финансовых трудностей оказалось невозможно. Павел Михайлович Третьяков, к которому обратился за поддержкой Э.К.

http://sobory.ru/article/?object=08515

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН (Картушин Иустин Авксентьевич; 1.06.1837, хутор Попков ст-цы Островской Усть-Медведицкого окр. обл. Войска Донского - 24.04.1915, Москва), архиеп. Московский и всея России Белокриницкой иерархии (Русская православная старообрядческая церковь (РПСЦ)). Из казаков, двоюродный брат старообрядческого Московского архиеп. Мелетия (Картушина) . Дом родителей И. был местом молитвенных собраний старообрядцев. В 1868 г. во дворе дома построили моленную, И. А. Картушин исполнял в ней обязанности уставщика и головщика, обучал детей и взрослых церковному чтению и пению. В 1872 г. Картушин овдовел, оставшись с 2 детьми. В 1875 г. он получил от старообрядческого Московского архиеп. Антония (Шутова) предложение принять сан епископа, но отказался. До 1882 г. жил с отцом, принимал активное участие в общественной жизни: после открытия в 1876 г. на Дону земства Картушин был избран гласным земского собрания ст-цы Усть-Медведицкой (ныне г. Серафимович). В 1885 г. Картушин стал секретарем старообрядческого Кавказского еп. Силуяна (Морозова), через 2 года оставил должность. 21 июля 1890 г. Картушин принял иночество и поступил в старообрядческий мон-рь близ ст-цы Пятиизбянской (Усть-Медведицкий окр.), вскоре из-за угрозы закрытия мон-ря вернулся на родину. Накопив практический опыт в орошении земель, И. (уже будучи монахом) вместе с двоюродным братом свящ. Михаилом (впосл. архиеп. Мелетий) в 1893 г. применил собственный способ орошения, что дало хорошие результаты. Архиеп. Московский и всея России Белокриницкой епархии (РПСЦ) Иоанн (Картушин). Худож. Н. И. Струнников. 1905 г. (ГМИР) Архиеп. Московский и всея России Белокриницкой епархии (РПСЦ) Иоанн (Картушин). Худож. Н. И. Струнников. 1905 г. (ГМИР) В 70-90-х гг. XIX в. И. вел диспуты с миссионерами правосл. Церкви, с единоверцами, беглопоповцами, беспоповцами, баптистами. 23 нояб. 1875 г. в ст-це Островской участвовал в беседе с игум. Павлом Прусским (см. о ней в рукописной кн. «Беседа моя с отцом Павлом, игуменом Никольского единоверческого монастыря» (РГБ. Ф. 247. 54; сокращенный вариант: Беседа Павла Прусского с И. Картушиным. Б. м., б. г. Стеклограф)). В 1885 г. в обл. Войска Донского вел беседы с баптистами, во главе к-рых стоял бывш. старообрядческий свящ. В. И. Гамаюнов. В апр. 1895 г. по приглашению старообрядцев хутора Гурова ст-цы Арчадинской Усть-Медведицкого окр. И. провел диспут с родным братом, единоверцем-миссионером К. А. Картушиным, по результатам к-рого И. написал и при поддержке старообрядческого начетчика И. А. Лукина издал кн. «Разбор ответов миссионера Калины Картушина» (М., 1908; сохр. также рукописный вариант сочинения, датируемый 1901,- РГБ. Ф. 247. Ед. хр. 837).

http://pravenc.ru/text/469488.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ (Флоренсов Михаил Симеонович; 27.08.1847, с. Труслейка Корсунского у. Симбирской губ.- 20.02.1918, Москва), еп. Вологодский и Тотемский. Род. в семье пономаря Симеона Ивановича Флоренсова († 10 февр. 1870) и Елизаветы Маркелловны, урожд. Драгомантовой († 23 окт. 1887), дочери священника с. Троицкого-Куроедова того же уезда. В 1858-1870 гг. учился в Симбирском ДУ и Симбирской ДС, в 1870-1874 гг.- в КДА, к-рую окончил со степенью канд. богословия за соч. «Палинодия» Захарии Копыстенского». 27 июля 1874 г. назначен преподавателем лат. языка в Харьковскую ДС, 15 окт. 1874 г. переведен в Симбирскую ДС. 7 янв. 1876 г. М. С. Флоренсов венчался с Екатериной Павловной Охотиной († 13 февр. 1882), дочерью прот. Павла Николаевича Охотина, служившего в симбирском кафедральном соборе свт. Николая Чудотворца. С 31 янв. 1875 по 1 дек. 1878 г. преподавал рус. словесность в симбирской Мариинской гимназии, с 1877 г. являлся членом ревизионного комитета Симбирской ДС. Антоний (Флоренсов), еп. Вологодский Антоний (Флоренсов), еп. Вологодский 4 дек. 1878 г. М. С. Флоренсов был рукоположен во диакона, 6 дек.- во священника; служил в симбирском кафедральном соборе свт. Николая Чудотворца. С 23 июля по 25 авг. 1881 г. и с 1 нояб. по 7 дек. 1884 г. являлся инспектором Симбирской ДС; с 1 сент. 1882 по 22 июня 1884 г.- членом совета епархиального жен. уч-ща; с 27 авг. 1882 г.- членом педагогического собрания правления ДС; со 2 февр. 1886 г.- делопроизводителем совета Симбирского духовно-просветительного братства в честь Трех святителей и членом епархиального училищного совета; с июня 1887 г.- ректором Самарской ДС. 2 авг. 1887 г. в симбирском Покровском муж. мон-ре еп. Симбирским и Сызранским Варсонофием (Охотиным) о. Михаил Флоренсов был пострижен в монашество с именем в честь прп. Антония Римлянина , 6 авг. тем же архиереем в симбирском Троицком соборе возведен в сан архимандрита. 12 дек. 1887 г. назначен цензором Самарских ЕВ, 1 янв. 1888 г.- председателем Самарского епархиального училищного совета, 3 апр. 1888 г.- членом комитета Православного миссионерского об-ва .

http://pravenc.ru/text/116024.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВАСНЕЦОВЫ братья, рус. художники. Род. в семье сельского священника Михаила Васильевича Васнецова (1823-1870). Виктор Михайлович (3.05.1848, с. Лопьял Уржумского у. Вятской губ.- 23.07.1926, Москва), живописец, график, архитектор, театральный художник. Начал заниматься рисованием в 60-х гг. XIX в. в Вятской ДС. В 1867-1868 гг. учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств в С.-Петербурге у И. Н. Крамского; 1868-1875 гг. (с перерывами) - в имп. АХ у П. П. Чистякова, был исключен за убеждения, сформировавшиеся под влиянием разночинцев-демократов. В 1870 г. за эскиз «Христос и Пилат перед народом» (картина «Пилат умывает руки». 1870, ГРМ) получил большую серебряную медаль. Член (с 1878) и экспонент художественных объединений: Товарищество передвижных художественных выставок (1874-1889, 1897), абрамцевский кружок (80-90-е гг. XIX в.), «Мир искусства» (1900), «36 художников» (1902), Союз русских художников (1903-1923 (с перерывами)). С 1893 г. действительный член имп. АХ (в 1905 от звания отказался). Богатыри. 1881–1898 гг. Худож. В. М. Васнецов (ГТГ) Богатыри. 1881–1898 гг. Худож. В. М. Васнецов (ГТГ) Творческие принципы В. М. формировались в среде художников-передвижников; для раннего периода характерны также жанровые произведения («С квартиры на квартиру». 1876, ГТГ; «Военная телеграмма». 1878, ГТГ; «Преферанс». 1879, ГТГ). В них В. создал выразительные образы-типы из рус. жизни, отражавшие искания реализма. Но определяющим основу художественного поиска стало обращение к искусству и эстетике рус. средневековья, к историческим, былинным и сказочным образам. Особое значение для развития стиля мастера имело знакомство с семьей С. И. Мамонтова и участие в Абрамцевском кружке, члены к-рого изучали традиции национальной культуры. В то время В. М. работал совместно с И. Е. Репиным, М. В. Нестеровым, В. А. Серовым, М. А. Врубелем, В. Д. Поленовым и др. Царь Иван Васильевич Грозный. 1897. Худож. В. М. Васнецов

http://pravenc.ru/text/149843.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010