Смирнов Василий,родился около 1847 г.; Московская духовная семинария (1862–1871 гг.). Отец: Василий Стефанов бывой священник; Московская губерния, Московский уезд, село Ангелово, Николаевская церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1692, л. 38). Смирнов Вениамин,родился около 1852 г.; Московская духовная семинария (1866–1872 гг.). Отец: Феодор Иоаннов († до 1872 г.), диакон; Московская губерния, Волоколамский уезд, село Буйгород, Богоявленская церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1714, л. 47). Смирнов Владимир,родился 8 июля 1855 г.; Московская духовная семинария (1870–1876 гг.). Отец: Павел Максимов († до 1876 г.), священник; Москва, Замоскворецкий сорок, Троицкая в Кожевниках церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1762, л. 297 об., 298). Смирнов Егор,родился около 1852 г.; Московская духовная семинария (1866–1872 гг.). Отец: Иван Смирнов († до 1872 г.), пономарь; Московская губерния, Серпуховский уезд, село Спасское, Преображенская церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1714, л. 12). Смирнов Иван, родился 18 июня 1858 г.; Заиконоспасское духовное училище, Московская духовная семинария (1872–1878 гг.). Отец: Павел Яковлев († до 1878 г.), священник; Москва, Китайский сорок, Иоанно-Предтечевская у Варварских ворот церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1762, л. 319 об., 320). Смирнов Иван,родился около 1852 г.; Московская духовная семинария (1866–1872 гг.). Отец: Смирнов Илья, священник; Московская губерния, Подольский уезд, погост Борисоглебский, Борисоглебская церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1714, л. 23). Смирнов Иоаким,родился около 1847 г.; Московская духовная семинария (1864–1871 гг.). Отец: Василий Сергеев, дьячок; Московская губерния, Подольский уезд, село Архангельское, Акулинино тож, Михаило-Архангельская церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1692, л. 15). Смирнов Лавр,родился 20 ию[л]я 1854 г.; Московская духовная семинария (1869–1875 гг.). Отец: Павел Яковлев, священник; Московская губерния, Серпуховский уезд, село Талежи, Богородице-Рождественская церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1762, л. 284 об., 285).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1125 Изданы под заглавием: Письма митрополита Московского Филарета к наместнику Свято-Троицкия Сергиевы Лавры Архимандриту Антонию. 1831–1367 гг. Части 1–4. Москва, 1877–1884. 1131 Жизнь графа М. Н. Муравьева, в связи с событиями его времени и до назначения его губернатором в Гродно. Биографический очерк, составленный Д. А. Кропотовым. СПБ. 1874. 1136 По случаю вступлфния Вел. Княжны Марии Александровны в замужество с принцем английским Алфредом-Эрнестом-Альбертом, Герцогом Саксен-Кобург-Готским. 1140 Речь Преосв. Леонида напечатана в Прибавлениях к Твор. св. отцев, 1859 г., ч. XVIII, и перепечатана в книге Преосв. Саввы, Воспоминания о Преосв. Леониде, архиеп. Ярославском, Харьков, 1877. Стр. 75–77. 1148 Старшей сестры Преосв. Леонида, Екатерины Васильевны, в замужестве Ушаковой, начальницы николаевского сиротского института. 1154 Лампада, висящая пред мощами св. Петра, принесена в дар Ея Высочеством в Июле 1861 г., в память Ея первой исповеди (в Лавре, у покойного Митроп. Филарета). Эта исповедь, как писал пр­-му Савве прот. И. В. Рождественский , была не первая, а вторая; первая была у о. И. В. Рождественского. 1156 Т.е. для помещения в Чтениях Общества Истории и Древностей Российских, в котором Бодянский был секретарем. 1160 Сведения эти заимствованы из брошюры, составленной и изданной в 1875 г. Протоиереем Ф. Иваницким, под заглавием: «Священник Ф. В. Одинцов, Полоцкой женской Спасо-Евфросиниевской обители духовник». 1164 Там и напечатан, стр. 173–220, под заглавием: Списки настоятелей Московского Высоко­-Петровского монастыря с 1379 г.; есть и отдельно. Москва, 1874. 1170 Василий Александрович, ныне доктор богословия и ординарный проффссор Академии по кафедре истории и разбора западных исповеданий. 1173 Антония Мезенцова, † 26 января 1875 г. См. брошюру: Кашинского. Сретенского монастыря игумения Антония Мезенцова. Тверь, 1887. 1175 Иван Иванович, впоследствии Начальник 2­-го отделения Канцелярии Обер-Прокурора Св. Синода, Действ. Ст. Сов. 1178 Она довольно обстоятельно описана в книге: «Прощание Епископа Саввы с Полоцкою паствою», Харьков, 1876 г., стр. 173–178. Примеч. Преосв. Саввы.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

велик. Князя Александра Невского, и о построенном им Даниловском, за Москвою рекою, монастыре. (В Чтениях в Общ. люб. дух. просв. за 1873 г., 2, стр. 14–26, и стр. 31–56 отд. „Материалов для истории русской Церкви»). С литографическими снимками на двух таблицах. Отд. отт. М. 1873. 8°. Стр. 32. 25. Описание греческой Псалтири 862 года из собрания рукописей преосв. Порфирия, с точным снимком символа веры , записи, азбуки и других признаков древнего письма. (Там же, 1873 г., 10, стр. 376–383). С литографическим снимком символа веры . Отд. отт. М. 1873. 26. О древлесловянской Псалтири 13–14 века с греческим текстом из толковой Феодоритовой Псалтири 10 в., с филологическими и палеографическими примечаниями по древним памятникам. Самую главную часть этого труда составляют обширные Замечание на древлесловянской перевод этой Псалтири. (Там же в приложениях, за 1873 г., 10, стр. 384–402; стр. 562–576 и 12, стр. 748–763; 1874 г., стр. 101–116; 164–175; 197–244; 271–320; 381–396; 488–536; 652–716; 853–900; 1017–1048; 1875 г., стр. 1–192; 1876, стр. 193–432 и 1877 г., стр. 433–483. Отд. оттиск в двух томах. Москва, 1874–1877.) 27. О миниатюрах в толковом сводном Четверо Евангелии 10–11 века Московской Синодальной библиотеки 41. (Там же, 1873 г., 10, стр. 403 404.) С 3-мя рисунками евангелистов. 28. Ростовские древности. (В Вестнике Общества древнерусского искусства, 1874 г., вып.1–3, стр. 1–5.) Описываются древности преимущественно Борисоглебского монастыря. 29. О самодревнейшем Октоихе 11 века югославянского юсового письма, найденном в 1868 году А. Ф. Гильфердингом в Струмице. Москва, 1874. Статья эта также читана была в одном из заседаний Моск. Археол. Общества. 30.Замечание о миниатюрах в греческом сборнике житий святых и поучений 1063 года. (В Вестнике Общества древнерусского искусства, 1875 г., вып. 6–10, стр. 56–58). Сборник 1063 г. принадлежит Московской Синодальной библиотеке 9). 31. Объяснение надписи Пятигорского креста. (Там же, 4, 80 и дал.). 32. Описание Воскресенской Ново- Иерусалимской библиотеки, с приложением снимков со всех пергаментных рукописей и некоторых писанных на бумаге.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Померанцев Дмитрий, родился 26 октября 1858 г.; Московская духовная семинария (1873–1879 гг.). Отец: Илья Померанцев, диакон; Московская губерния, Московский уезд, село Косино, Успенская церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1762, л. 326 об., 327; д. 1832, л. 210). Померанцев Николай, родился около 1854 г.; Московская духовная семинария (1868–1874 гг.). Отец: Илья Матвеев, диакон; Московская губерния, Московский уезд, село Косино, Успенская церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1762, л. 187). Пономарев Василий,родился 22 января 1856 г.; Московская духовная семинария (1870–1876 гг.). Отец: Василий Григорьев Пономарев, пономарь; Московская губерния, Коломенский уезд, Коломна, Троицкая церковь 1870, (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1762, л. 292 об., 293). Пономарев Сергей, родился 11 июня 1859 г.; Заиконоспасское духовное училище, Московская духовная семинария (1872–1878 гг.). Отец: Афонасий Григорьев († до 1878 г.), священник; Московская губерния, Богородский уезд, Богородск, Богоявленский собор (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1762, л. 316 об., 317). Попов Александр,родился около 1853 г.; Московская духовная семинария (1869–1876 гг.). Отец: Иван Попов, дьячок; Москва, Сретенский сорок, Крестовоздвиженская в Алексеевском монастыре церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1762, л. 284 об., 285). Попов Павел,родился около 1853 г.; Московская духовная семинария (1868–1875 гг.). Отец: Василий Феодотов, пономарь; Москва, Замоскворецкий сорок, Св. Богоотец Иоакима и Анны, что на Якиманке, церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1762, л. 281 об., 282). Поспелов Александр,родился около 1852 г.; Московская духовная семинария (1866–1873 гг.). Отец: Иоанн Алексеев, заштатный священник; Московская губерния, Коломенский уезд, село Воловичи, Воскресенская церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1735а, л. 62). Поспелов Николай,родился около 1853 г.; Московская духовная семинария (1868–1874 гг.). Отец: Александр Алексеев, пономарь; Москва, Пречистенский сорок, Богоявленская в Дорогомиловской слободе церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1762, л. 237).

http://sedmitza.ru/lib/text/9941243/

Померанцев Дмитрий, родился 26 октября 1858 г.; Московская духовная семинария (1873–1879 гг.). Отец: Илья Померанцев, диакон; Московская губерния, Московский уезд, село Косино, Успенская церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1762, л. 326 об., 327; д. 1832, л. 210). Померанцев Николай, родился около 1854 г.; Московская духовная семинария (1868–1874 гг.). Отец: Илья Матвеев, диакон; Московская губерния, Московский уезд, село Косино, Успенская церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1762, л. 187). Пономарев Василий,родился 22 января 1856 г.; Московская духовная семинария (1870–1876 гг.). Отец: Василий Григорьев Пономарев, пономарь; Московская губерния, Коломенский уезд, Коломна, Троицкая церковь 1870, (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1762, л. 292 об., 293). Пономарев Сергей, родился 11 июня 1859 г.; Заиконоспасское духовное училище, Московская духовная семинария (1872–1878 гг.). Отец: Афонасий Григорьев († до 1878 г.), священник; Московская губерния, Богородский уезд, Богородск, Богоявленский собор (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1762, л. 316 об., 317). Попов Александр ,родился около 1853 г.; Московская духовная семинария (1869–1876 гг.). Отец: Иван Попов, дьячок; Москва, Сретенский сорок, Крестовоздвиженская в Алексеевском монастыре церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1762, л. 284 об., 285). Попов Павел,родился около 1853 г.; Московская духовная семинария (1868–1875 гг.). Отец: Василий Феодотов, пономарь; Москва, Замоскворецкий сорок, Св. Богоотец Иоакима и Анны, что на Якиманке, церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1762, л. 281 об., 282). Поспелов Александр,родился около 1852 г.; Московская духовная семинария (1866–1873 гг.). Отец: Иоанн Алексеев , заштатный священник; Московская губерния, Коломенский уезд, село Воловичи, Воскресенская церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1735а, л. 62). Поспелов Николай,родился около 1853 г.; Московская духовная семинария (1868–1874 гг.). Отец: Александр Алексеев , пономарь; Москва, Пречистенский сорок, Богоявленская в Дорогомиловской слободе церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1762, л. 237).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

583 и др. (в разных местах статьи того же автора: «Значение до-никейского канонического права»); 4) в «Прибавлениях к Творениям св. Отцов» часть 43 (за 1889 г. вып. I и II), стр. 170235, 476496, 514523 – в статьях Заозерского: «Об источниках права православной русской церкви» и «Об VIII книге Апостольских уставов»; 5) – в соч. професс. И. С. Бердникова : «Дополнение к краткому курсу церковного права православной греко-российской церкви. Казань 1889 г.», стр. 321323. г) Восемьдесят пять правил Апостольских, преданных через Климента. Текст их находится в известной «Книге правил св. апостолов, св. соборов вселенских и поместных и св. отец». На греческ. и славянск. она издана в С.-Петербурге 1839 г.; на славянск. С.-Петерб. 1843 г.; на греческ. и славянск. с толкованиями эта книга издана в 1876 г. редакцией московского журн. «Чтения в обществе любителей духовного просвещения». Русск. исследования об апостольских правилах: 1) в журн. «Христианское Чтение» за 1841 г. ч. III, стр. 456471; 2) в журн. «Чтения в общ. любит. духовн. просвещения», за 1882 г. в разных местах вышеуказанных статей Заозерского; 3) в журн. «Прибавления к творениям св. отцов» часть 43 (=за 1889 г. вып. II), стр. 497514 (в вышеупомянутой статье Заозерского «Об VIII книге Апостольских Уставов»), – в курсах церковного права: 4) у архим. Иоанна: «Опыт курса церковного законоведения» Спб. 1851 г., т. I, стр. 122136; 5) у Η. К. Соколова: «Из лекций по церковному праву. Москва 1874 г, стр. 94118 (печатались приложением к жури. «Православное Обозрение» за 1874 и 1875 гг.; об апостольск. правилах см. 1874 г., май, июнь); 6) у Лашкарева: «Право церковное. Киев 1886 г.», стр. 118128; 7) у Суворова: «Курс церковного права», т. I, Ярославль 1890 г., стр. 218223 (печатался во «Временнике Демидовского юридического лицея», см. книгу 50-ю); 8) у И. С. Бердникова в соч. «Краткий курс церковного права православной греко-российской церкви. Казань 1888 г.», стр. 1417; 9) в сочинениях: Неволина «Полное собрание сочинений» т, VI, Спб. 1859 г., стр. 395396; 10) у прот. А. B. Горского: «История Евангельская и церкви апостольской» Москва, 1883 г., стр. 648665 (печаталась в «Прибавлениях к творениям св. Отцов» за 18801883 г.; об апостольских правилах см. 1883 г., ч. 31, стр. 391395); 11) в сочинении: «Правила св. Апостол с толкованиями» вып. 1-й, стр. 512 (печаталось особым счетом страниц в приложении к журналу: «Чтения в обществе любит. духовн. просвещения» за 1875 год); 12) отдельное сочинение Ивана Стратилатова: «Древность и важность Апостольских правил (с приложением самих апостольских правил)». С.-Петербург 1865 г. 228 стр. 8°.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Gusev/...

55 Мансветов И. Д. Церковный устав (Типик), его образование и судьба в Греческой и Русской Церкви. Москва, 1885. 58 Мансветов И. Д. Как у нас правились церковные книги: Материал для истории книжной справы в XVII столетии (по бумагам архива Типографской библиотеки в Москве). Москва, 1883; idem, Как у нас правились Типик и Минеи: Очерк из истории книжной справы в XVII столетии. Москва, 1884. 61 Никольский К., свящ. Анафематствование (отлучение от Церкви), совершаемое в первую неделю Великого поста: Историческое исследование о чине Православия. Санкт-Петербург, 1879. 63 Никольский К., свящ. Обозрение богослужебных книг Православной Российской Церкви по отношению их к церковному уставу. Санкт-Петербург, 1858; он же. О службах Русской Церкви, бывших в прежних печатных богослужебных книгах. Санкт-Петербург, 1885; он же. Материалы для истории исправления богослужебных книг: Об исправлении Устава церковного в 1682 году и месячных Миней в 1689–1691 гг. Санкт-Петербург, 1896. 64 См.: Николай (Кожухаров), еп. Макариопольский. Введение в литургику. Москва, 1997. С. 90–100. 65 Смирнов Ф. А. Богослужение христианское со времени апостолов до IV века. Киев, 1876. Краткая биография и список трудов епископа Христофора: РПБ. С. 186–191. 66 Одинцов Н. Ф. Порядок общественного и частного богослужения в древней России до XVI века: Церковно-историческое исследование. Санкт-Петербург, 1881; он же. Униатское богослужение в XVII и XVIII вв. по рукописям Виленской публичной библиотеки. Вильна, 1886. 67 Куприянов И. К. Обозрение пергаменных рукописей Новгородской Софийской библиотеки. Санкт – Петербург, 1857 [отдельный оттиск из журнала «Известия 2-го Отделения Императорской Академии наук» за 1857 г.]. 69 Амфилохий, архим. Описание Воскресенской Новоиерусалимской библиотеки. Москва, 1859; второе, значительно дополненное издание: 1875. 71 Биографические сведения и обзор сочинений: Воскресенский Г. А. Амфилохий, епископ Угличский: Некролог//Чтения в Обществе истории и древностей российских. 1894. Кн. 1. С. 72–81; Титов А. А. Преосвященный Амфилохий как ученый и палеограф. Санкт-Петербург, 1894. Библиография трудов: Венгеров С. А. Критико-биографический словарь русских писателей и учёных (от начала русской образованности до наших дней). Санкт-Петербург, 1889. Т. 1. С. 509–511.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Относительно существующих печатных трудов по историческому, собственно, обозрению свящ. книг Нового Завета нужно также заметить, что немногие из них имеют в виду научную именно разработку и изложение вопросов новозаветной исагогики; большая часть представляет собою просто руководства или пособия к чтению свящ. книг, имеющих целью дать приступающими к этому чтению краткие предварительные сведения о происхождении и составе их. Из числа первых трудов мы должны поименовать следующие: «Об исторической достоверности и догматической важности книг Свящ. Писания, – и в частности именно «Нового Завета» – отдел о Свящ. Писании, находящийся в «Введении в православное богословие» – преосвящ. Макария, архиепископа Литовского; «Обозрение послания св. апостола Павла к Коринфянам» – М. Голубева , профессора С.-Петербургской дух. Академии (Спб. 1861 г.); «О Евангелиях и евангельской истории» – архимандрита (ныне епископа Уманьского) Михаила (Москва 1870 г.); «Филологические замечания о языке новозаветном в сличении с классическим при чтении послания ап. Павла к Ефесеям», С. Смирнова (Москва 1878 г.). Сюда же могут быт также отнесены: «Чтения о св. Первоверховном апостоле Петре» преосвящ. Игната (Спб. 1849 г.); «О Новом Завете Господа нашего И. Христа» архим. Феодора (Спб. 1861 г.); «Св. Апостол Павел» (Спб. 1863 г.). Не поименовываем отдельных статей, рассеянных в наших духовных журналах, из которых многие заслуживают по своему содержанию и ученому характеру полного внимания 77 . К опытам более или менее полного, систематического изложения вопросов новозаветной исагогики принадлежат: «Краткое руководство к чтению книг Ветхого и Нового Завета» – Амвросия, митрополита Новгородского и С.-Петербургского (Москва 1779 г.; 2-е изд. 1803 г.; 3-е изд. 1811 г.); «Введение в книги Свящ. Писания Н.Завета» – Алексея Никитича Хергозерского (Спб. 1870); «Пособие к доброму чтению и слушанию слова Божия в книгах Ветхого и Нового Завета» – священника Василия Александровича Смарагдова (Спб. 1869 г.); «Руководство к истолковательному чтению книг Нового Завета»: выпуск I-й – «Соборные послания» (Киев 1872 г.); вып. II-й – «Послания ап. Павла к Римлянам, Коринфянам и Галатам» (Киев 1873 г.); вып. III-й – «Послания к Ефесеям, Филиппийцам, Колоссаям, 1-е 2-е к Солунянам, 1-е и 2-е к Тимофею, Титу, Филимону и к Евреям»; «Апокалипсис» (Киев 1873 г.) – Александра Васильевича Иванова ; «Учебное руководство к чтению Евангелия в дух.семинариях» (в 3-х выпуск.) Дмитрия Павловича Боголепова , (Москва, 18751876 г.). Каждое из означенных руководств имеет свои неоспоримые достоинства, хотя по самому существу своей задачи – служит именно кратким руководством или пособием, и притом именно к истолковательному чтению книг Нового Завета (как руководства Иванова и Боголепова) – многие из исторических вопросов в них опущены совершенно, другие же изложены кратко, без надлежащего научного обоснования. 6. Разделение

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozhde...

1282 Ему принадлежит книга: Свет Израилю. Часть 1-я. Статья обличительного богословия для еврея талмудиста или раввиниста. Киев, 1879. 1283 Иоанн Стефанович, священник г. Калязина Тверской епархии, † 2 июня 1890 г. См. о нём т. III Хроники по указателю. 1284 Относительно Тверской епархии был запрос преосвящ. Игнатию от митрополита Новгородского Исидора. Предварительно своего отзыва на этот запрос, преосвящ. Игнатий обращался за советом к преосвящ. Алексию, архиепископу Рязанскому, и вот какой ответ получил от него в письме от 5-го августа: „Добрые вести! Советую вам не отрекаться от предлагаемого. Управление Епархией трудно, п. ч. там есть Белюстин и К°, немало и других людей удалых. Но и от такой епархии Вам отказываться не надобно. Конечно, лучше бы, если бы в Тверь перевели Тамбовского (Палладия) многоопытнейшего, а Вам дали бы назначение в Тамбов, где епархия по преимуществу спокойная. Мне кажется, так в скромных выражениях можно Вам объясниться со Владыкой, первенствующим в Синоде, когда будете писать ответ о согласии на предложение“. Но ни Можайскому, ни Тамбовскому епископам не пришлось занять высокую Тверскую Кафедру, а суждено было воссесть на неё самому советодавцу Рязанскому Владыке Алексию. 1300 В Речь под заглавием: „Воспоминания о покойном о. ректоре Моск. Дух. Академии, протоиерее А. В. Горском“ напечатана в книге: Годичный акт в Московской Духовной Академии. 1-го октября 1876 года. Москва, 1876, стр. 3–41. 1302 В письме от 13 июня 1875 г. к Е. В. Амфитеатрову Преосв. Леонид (Краснопевков) писал: „Преосв. Макарий (Булгаков) удостоил меня посещением и говорил с похвалой и уважением, даже можно было в словах его заметить предположение, которое готов отдать ей пред другими академиями. Особенно заинтересовали его лекции В. Д. Кудрявцева и Д. Ф. Голубинского . Может быть и других, но в краткой беседе об них не успел сказать. Говоря о пользе, которой можно бы ожидать от введения в академию того же способа ознакомления с современными вопросами естествознания, он заметил, что этой пользы можно именно только в том случае ожидать, когда профессор будет сам проникнут убеждением, как Д. Ф.“ и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Выше мы видели, что программа предполагаемого издания была напечатана в январской книжке «Чтений» за 1875 г., а с февральской книжки того же 1875 г. началось уже самое печатание толкований. Спрашивается, когда же указанные в предисловии лица и вообще все «знающие дело православные читатели» успели сообщить редакции свои замечания и указания, направленные к «усовершению издания»? Заглавие издания следующее: «Правила святых апостол, святых соборов, вселенских и поместных и святых отцов с толкованиями». Издание Московского общества любителей духовного просвещения. Москва 1876 г. Таково заглавие первого тома, передо мной лежащего. Выпуск первый (т. е. том первый). В нём на 900 страницах помещены правила апостольские и вселенских соборов. Перед правилами апостольскими помещена небольшая (8 страниц) статья, которая, как думает г. Остроумов (см. его «Очерк православного церковного права», стр. 171, прим.), принадлежит Алексею, архиепископу литовскому. Она имеет такое заглавие: «О правилах святых апостолов». Автор её утверждает, что апостольские правила, в нынешнем их виде и составе, конечно, не изложены самими апостолами в письменной форме. Но эти правила суть устно преданные апостолами заповеди и наставления, которые впоследствии были собраны и записаны. По мнению автора, его положения доказывают следующие пункты: 1) согласие апостольских правил по содержанию и сущности с учением о тех же предметах, изложенных в Новом Завете; 2) согласие апост. правил с церковной практикой первых времён христианства; 3) св. отцы, соборы вселенские и поместные, указывают на сии правила, как на апостольские, полагают их в основание своих решений, отвергают вкравшиеся в церковную практику обычаи, противные им. Все эти пункты наполнены ссылками на св. Писание, творения св. отцов и правила соборов. За сим автор ставит вопрос: «в каком виде первоначально явились апостольские правила?», и решает его так: апостолы не целый кодекс их издали зараз, а излагали их устно в разных церквах. Затем, совокупив свидетельства о сборнике апостольских правил, начиная с Дионисия Малого и кончая первым вселенским собором, автор решает и вопрос о том «когда и кем собраны сии правила и приведены в Настоящий свой вид?» таким образом: «при отсутствии прямых указаний о времени составления собрания апостольских правил, самым вероятным заключением оказывается только то, что это собрано и сделано в конце II или в начале III века». Автор сего сборника неизвестен, число правил различное: у Дионисия Малого – 50 (потому, как думает автор, что в рукописи, с которой Дионисий делал свой перевод, их было только 50), у Иоанна Схоластика – 85, в сирийских, арабских и эфиопских кодексах – 82 и 83. По содержанию своему апост. правила представляют собой предписания, почти исключительно (76 правил из 85) относящиеся к клиру.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/istori...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010