В 1997 году отец Михаил Фесенко стал настоятелем Тихвинской церкви. Его трудами были продолжены основные работы по восстановлению: отстроены алтарная и трапезная части храма, воздвигнуты бытовые помещения и каменная ограда, установлены купола, кресты, колокола, устроены керамические полы. В 2007 году настоятелем храма был назначен священник Николай Степанычев. При нем была отремонтирована крыша храма, достроен дом причта, куда переехала воскресная школа, ученики которой до этого занимались в самом храме. Постепенно благоустраивается территория вокруг храма, благоукрашается внутреннее убранство церкви. Замечателен резной иконостас и киоты, изготовленные в творческой мастерской известных дмитровских художников Азбухановых. Работы по восстановлению храма продолжаются, но самое главное – совершаются богослужения, прихожане приобщаются святым таинствам Церкви, для всех желающих – и взрослых, и детей – открыта воскресная школа. Изначально на этом месте стояла деревянная домовая церковь, возведённая в 1674 году во владении князей Репниных, недалеко от сельца Троицкого. Через год Репнины решили расширить храм и возвести в камне. Богородским, по имени каменной церкви, стало называться и поселение на правом берегу Десны. Материал для строительства производился в Пафнутьево-Боровском монастыре и оттуда поставлялся. Храм строился около двух лет, а для внутренней росписи его стен был приглашён известный московский иконописец Никифор Бовыкин. До этого он делал росписи в Успенском соборе Кремля, Новодевичьем и Страстном монастырях. В 1732 году новым хозяином Богородского стал статский советник Василий Борисович Толстой - представитель старшей, не графской линии рода Толстых. Он выстроил рядом со старым новый каменный храм, время возведения которого датируется 1781 годом. Позже, в XIX веке, Тихвинский храм стал приходской церковью окрестных сёл - Богордского-Ватутинки и Троицкого. С 1922 года начинается трагический период его истории - сначала советская власть изъяла ценности и святыни, а в 1930-е годы закрыла храм. Отца-настоятеля Феодора Грудакова арестовали и заключили в Бутырску тюрьму, затем сослали на Беломорканал. А в здании храма с того времени расположились общежитие для рабочих Троицкой камвольной фабрики, клуб и складские помещения. Позже его и вовсе переоборудовали под жилой дом. Возвращение храма к жизни началось уже в наше время, в 1992 году. Но процесс шёл очень медленно. До 2002 года в здании продолжали проживать люди, им требовалось предоставить новое жильё.

http://sobory.ru/article/?object=10844

tver.eparhia.ru Церковь Святой Троицы (Отоловский погост) О строительстве церкви в селе Отолово и ее истории рассказал настраницах районной газеты «Звезда» от 6 января 1998 года в статье «Храм над озером» краевед, заслуженный работник культуры И.И. Смирнов. Это была последняя в его жизни статья. «На строительство храма над озером Отоловским у И.С Челищева были скоплены порядочные по тому времени средства. Оброк с крепостных крестьян в принадлежавших ему деревнях в Псковской, Тверской и Калужской губерниях (685 душ мужского пола) тоже целиком шел на нужды строительства. Долго строилась церковь - почти 14 лет. Такая «неторопливость» объяснялась просто - постоянно не хватало денег, хотя И.С. Челищев был богатым помещиком. Работы выполняла артель торопецких строителей. До сих пор удивляют величественность и масштаб этого культурного православного сооружения. На первом этаже храма, где служба шла с Покрова до Пасхи (зимняя церковь), размещались приделы пророка Илии и преподобного Нила (здесь в специальной раке хранилась частица мощей Нила). На втором этаже с приделами Святой Троицы и святителя Николая служба велась с Пасхи до Покрова. Около Отолова есть место, которое называется «Кирпичный сарай» - здесь делали кирпич для храма. Кирпичная ограда, с башенками на углах, окружала еще деревянную церковь. При огромном стечении прихожан и духовенства из 12 приходов округи храм во имя Святой Троицы был торжественно и открыт 10 октября 1767 года (по старому стилю). С 1770 года в погосте Отолово начала проводиться ярмарка, собиравшая 26 мая множество купцов из городов Осташков, Торопец, Холм, Старая Русса. Торговали они самоварами, сатином, ситцем, турецкими платками, горшками, китайскими струками (конфетами) и иным товаром. Мастер из деревни Большая Переволока Федот Ивренков предлагал покупателям изготовленные им кубаны. Ярмарка эта была учреждена в честь Обретения мощей чудотворца Нила Столбенского. Около Свято-Троицкого храма стояли две пушки, из которых по праздникам Пасхи, Троицы, Рождества давали салют. В Ворошиловском краеведческом музее хранятся воспоминания Тимофея Осиповича Тихомирова из деревни Михайловщина, Анастасии Павловны Лебедевой (деревня Москва), Луки Михайловича Михайлова из Малой Переволоки. «Помним очень хорошо, как стреляли из пушек на Пасху, - пишет один из сельских мемуаристов. - Барин Сергей Алексеевич, последний владелец имения, махал платком после того, как отец Евлентий скажет народу: «Христос воскресе!», и тогда раздавался пушечный залп, а брызги разноцветных огней разлетались в разные стороны. Зрелище было удивительное». Внук И.С. Челищева (Иван Сергеевич умер 2 декабря 1781 года) Сергей Алексеевич тоже был военным. Он служил прапорщиком в Каргопольском драгунском полку и в 1797 году вышел по болезни в отставку.

http://sobory.ru/article/?object=00328

Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVI – XVIII ст.». Выпуск 5, Радонежская десятина Московского уезда. Издание Императорского Общества Истории и Древностей Российских при Московском Университете. Москва, в Университетской типографии (М. Катков), на Страстном бульваре, 1886 г. Церковь святителя Николая - второй по времени постройки каменный храм в усадьбе Гребнево. Храм задумывался как зимний, и именно так он использовуется до сих пор. Никольский храм - лицо усадебного комплекса, он виден с нынешней подъездной дороги, а также с Барских прудов. В годы советской власти церковь оставалась действующей, и все интерьеры полностью сохранились. В советское время из окрестных закрываемых храмов привозилась в гребневские церкви утварь. В наше время её постепенно возвращали, когда церкви вновь начинали действовать. В конце 1816 года для работ в усадьбе Гребнево, по одной из версии, был приглашён архитектор Игнатий Иванович Ольделли. У зодчего были подряды на строительство новой зимней церкви с колокольней, перестройку прежней (летней, Гребневской) и " переделку дома с флигелями как снаружи, так и внутри " . Прямых указаний на то, что храм строился именно по проекту И. И. Ольделли, не найдено. По предположению М. В. Дьяконова, автором проекта мог быть архитектор Андрей Никифорович Воронихин (1759-1814). Историк московского зодчества В. Л. Снегирёв считал, что автором проекта мог быть ученик Д. Жилярди - Александр Сергеевич Кутепов (1781-1855). В 1818 году для консультаций по строительству храма усадьбу посетил Доменико Жилярди, который вместе со своим учеником, архитектором Михаилом Доримедонтовичем Быковским (1801-1885), после 1821 года участвовал в отделке интерьеров зимнего храма. Масштабные работы по возведению храма в усадьбе начались в 1817 году, а уже в следующем году каменные работы были завершены. В 1819-1821 гг. оштукатурены фасады и велась внутренняя отделка храма. По резолюции митрополита Филарета (Дроздова), зимняя Никольская церковь была освящена в конце 1823 года. Впоследствии она пережила несколько пожаров, здание не раз обновлялось (как в XIX в., так и в ХХ столетии).

http://sobory.ru/article/?object=00763

При Соковнине погост, что в Молодях, назывался селом Молоди, которым владели в 1678 г. его дети: окольничий Федор и стольник Алексей Соковнины; в селе было: 2 двора вотчинниковых, 13 дворов крестьянских, 11 дворов бобыльских и 3 двора задворных людей, всего 174 чел., да к селу Молодям принадлежали деревни Головина и Обанина без крестьян. В 1697 г. по именному указу село Молоди у Алексея Соковнина было отписано на великого государя и в 1699 г. в ноябре месяце пожаловано боярину Федору Алексеевичу Головину; при этом владельце в Молодях была построена в 1706 г. каменная церковь. После Ф. А. Головина, умершего в 1706 г., селом владел его сын Александр и за ним оно было утверждено в 1721 г. отказною книгою, в которой упоминается, что в селе двор боярский каменный. По смерти графа А. Ф. Головина село Молоди принадлежало его жене вдове Анне Петровне, урожденной Салтыковой, которая с тем имением в 1736 г. вышла замуж за князя А. И. Барятинского. Княгиня Анна Петровна скончалась в декабре 1771 г., а имение досталось двоюродным ее внукам Алексею и Ивану Салтыковым и в 1781 г. продано Сергею и Ивану Герасимовичам Домашневым. Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVII – XVIII ст.» Выпуск 7, Перемышльская и Хотунская десятины Московского уезда. Москва, Университетская типография, Страстной бульвар, 1889 г. Достоверно известно, что в 1699 году Молоди вместе с церковью и погостом достались " с царского плеча " знаменитому графу, входившего в " ближний круг " , в число весьма значимых фигур " гнезда Петрова " Фёдору Алексеевичу Головину (1650-1706). Граф Фёдор Алексеевич был не бедным человеком и на собствееные средства на территории своего имении в Молодях начал строительство новой каменной церкви взамен старой деревянной, освящённой в честь Воскресения Христова. По некоторым данным, строительство заняло около трёх лет - с 1703 по 1706 год. Незадолго до смерти графа храм в общих чертах был закончен. Увы, история не оставила для нас имени архитектора, ни каких-либо иных подробностей строительства. Изначально церковь, построенная Головиным, выглядела значительно скромнее современной, - отсутствовали обе колокольни, придающие храму узнаваемый облик. Вероятно, имелась некая колокольня, которую при строительстве двух новых просто снесли. Никакой информации о перестройках или ремонте, которые, возможно, пережил в XVIII веке храм Воскресения, до нас также не дошло.

http://sobory.ru/article/?object=04918

1777 В частности, он приводит мнение Кнёпфлера (A. Knöpfler) о прп. Максиме как о «звезде первой величины в истории научного богословия» ( А. И. Бриллиантов , Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены, Москва, 1998, с. 213, прим. 1). 1781 J.-C. Larchet, «Le martyre, l’exil et la mort de saint Maxime le Confesseur et de ses deux disciples, Anatsase le Moine et Anastase l’Apocrisiaire. Quelques précisions en rapport avec des découvertes archéologiques recentes», Revue d’histoire ecclésiastique, 2013, vol. 108, 1, р. 65–97. Ларше, в свою очередь, сообщил нам, что собирается ответить на аргументы Виноградова против «грузинской» версии. 1795 См. B. Neil. «The Greek Life of Maximus the Confessor (BHG 1234) and its Three Recensions», Studia Patristica, 2001, #36, р. 53. 1802 P. Allen, B. Neil, Scripta saeculi VII vitam Maximi Confessoris illustrantia, CCSG 39, Turnhout, 1999. 1803 Еще одним ученым-византологом и историком философии в России после революции, не обошедшим своим вниманием прп. Максима, был В. Е. Вальденберг, но и его сочинение, в котором кратко говорится и о прп. Максиме, осталось тогда неопубликованным. См. В. Е. Вальденберг, История византийской политической литературы в связи с историей философских течений и законодательства, науч. конс. И. П. Медведев, подгот. изд. В. И. Земскова, Санкт-Петербург, 2008, с. 116–128. 1804 См. Житие Михаила Новоселова , написанное еп. Григорием (Лурье): и существуют еще третья и четвертая части этого Жития, которыми автор любезно поделился с нами. 1810 Приведем целиком соответствующий отрывок из него: «„Всякая ложь не от истины“, говорит св. Иоанн Богослов ( 1Ин.2:21 ), и в особенности, когда она направляется против учения св. Церкви, ибо „Христос Господь“, – говорил св. Максим Исповедник своим искусителям (Четьи Минеи, 21 января), – „кафолическою Церковью назвал правое и спасительное исповедание веры, почему Петра (Апостола), право исповедавшего, назвал блаженным и на его исповедании обещал создать такую церковь для всех“, не взирая, добавим от себя, на его человеческие немощи»

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

65 Может быть, это сирийское Евангелие именно и есть тот потерянный для нас источник величайшей важности, который Рэш условно называет «Didascalia-Evangelium», посвящая ему весь свой § 31. 69 В комментарии на известный текст 1-го стиха 1-й главы этого Евангелия См. Preuschen Antilegomena, I и с. 1. 70 Со времен Лессинга († 1781) Евангелие Евреев обращает на себя особое внимание евангельской историко-критической науки, но исчерпывающего о нем исследования, по нашему мнению, к сожалению, еще не имеется. Это объясняется, может быть, тем, что до сих пор, к удивлению, не найден еще полный его текст ни на арамейском языке, ни в греческом или латинском переводе. Из специальной литературы См. монографии Nicholson The Gospel according to the Hebrew (London, 1879), Lipsius Ur-und Hebraerevaugelium в «Theologischer Jahresbericht», 1890, с 98 сл., Schmidtke Neue Fragmente und Untersuchungen zu den judenchristlichen Evangelien (Leipzig, 1911) в общих трудах – Bardenhewer I, с. 190 сл., Resch, § 29. Текст сохранившихся отрывков в предположительно восстановленном связном порядке у Hennecke (см. выше) и Helgenfeld А. Novum Testamentum extra canonem receptum Librorum deperditorum fragmenta (Evang Nazar et Evang Ebionit) Leipzig, 1876. В русской литературе еще в 1864 г. ясный и толковый очерк (30 стр.) Архимандрита Михаила. О так называемом Евангелии от Евреев (Москва) («от» здесь, конечно, неудачно). Об Евангелии Евреев говорит также проф. Жебелев. Цит. соч., с. 78 сл., к сожалению, в неточном и не очень ясном изложении. 71 Св. Ириней Лионский († около 200 г.), ученик свв. Поликарпа Смирнского и Папия Иерапольского , учеников Апостольских, категорически говорит «Матфей написал Евангелие для Евреев на их собственном языке в то время, когда Петр и Павел проповедовали и основывали церковь в Риме» Migne Р. G., VII, col. 814–815. По данным современной «критики текста» Потт (с 21) считает, что первоначальное Евангелие Ап. Матфея было написано не на (разговорном) арамейском, а именно на (священном) древнееврейском языке.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/agrafa-...

В Кирилловом Белозерском мон-ре новое здание церкви над мощами основателя обители и в его честь (1781-1785, действующая) характерно для позднего провинциального барокко. Оформление фасадов подражает Успенскому собору (разделение стен на прясла, пояса узорной кладки с применением изразцов, перспективные порталы). Теми же чертами отличается и массивная, архаичная монастырская колокольня (1757-1761, каменщик Спасо-Прилуцкого мон-ря Ф. Жуков). Колокола, в т. ч. главный весом более 19,5 т (1755, мастер Иван Гаврилов, Москва), не сохранились. В те же годы подвергся перестройке и собор обители, появились 4-скатная кровля, барочная глава, паперти. Позднебарочные черты характерны для действующих церквей В. е.: Покровской в дер. Аксёново близ Кириллова (1782), Крестовоздвиженской в Грязовце (1794), Богоявленской в Белозерске (1787). В XVIII в. началось каменное строительство в Вытегорском крае, были возведены церкви Никольская в Кондушах (не сохр.), Спасская в Вытегорском погосте (1780). В архитектуре храмов этого района также присутствуют барочные и древнерус. элементы (ступенчато расположенное луковичное пятиглавие над основным кубическим объемом). Аналогичные черты отличают выразительную по силуэту Спасскую ц. бывш. Спасо-Нуромского мон-ря (1795-1816, колокольня в стиле классицизма) и были характерны для Рождества Богородицы собора в Грязовце (2-я пол. XVIII в., не сохр.). Наличием классицистических элементов отличается Воскресенский собор в Вытегре (1796-1800, частично сохр.). Архиерейский двор в Вологде. Вид на Воскресенскую ц., колокольню и Софийский собор. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) Архиерейский двор в Вологде. Вид на Воскресенскую ц., колокольню и Софийский собор. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) На рубеже XVIII-XIX вв. в церковном строительстве В. е. сочетались традиции барокко (особенно в декоре) и классицизма, напр. Антипиевская ц. в Вологде (не ранее 1777), ц. Св. Троицы в Покровском-Черенском погосте (1800, не сохр.), соборная ц. свт. Николая в Николо-Моденском мон-ре (после 1671, перестроена в 1802, не сохр.); иногда на периферии воспроизводились и архаичные древнерус.

http://pravenc.ru/text/155162.html

Биография последнего, впрочем, в «известии» гораздо полнее 201 , – Евгению оставалось только сократить ее и с своей стороны добавить, что архимандрит Иосиф в 1758 г. был из тульского Предтечева монастыря переведен в московский Высоко-петровский. Тоже наш автор сделал по отношению к биографии Иринея Братановича, Арсения Годорского и Антония Знаменского. Пользуясь так широко «Известием» 1772 г., Евгений, однако, ни разу не упомянул о нем. Не упоминает он также и о другом своем пособии, составленному между прочим тоже на основании рукописных житий святых, устюжского летописца, вологодского летописца Слободского и др., и отмечающем время построения церквей, монастырей, время жизни угодников, вологодских преосвященных и проч. (с. 23–52), – это «Исторические и топографические известия по древности о России и частно о городе Вологде и его уезде, из разных печатных и рукописных российских и иностранных книг и из собственных примечаний собранные и сочиненные А. А. Засецким 1777 г., а потом от него же с пополнением исправленные по 1781 г. Москва. 1782». В экземпляре, бывшем у м. Евгения, есть кое-какие, не особенно важные дополнения, сделанные его рукою (стр. 84, 38 и 39) 202 . «Сведение» Евгения оканчивается его собственною короткою автобиографиею, доведенною в начальных редакциях до 1811 г., а в последних двух до 1812 г. – Что касается Евгениевского «Списка преосвященных архиереев великоустюжских и тотемских», то прежде его еще, в 1791 г., штаб – лекарем Фризом была составлена небольшая роспись под заглавием «Имена бывших в велико-устюжской провинции епископов» 203 . Но роспись эта, кроме имен, года поступления на устюжскую кафедру и места, откуда прибыл тот или другой преосвященный, ничего не дает. Гораздо более нашему автору мог дать находившийся в его библиотеке «Летописец о великом граде Устюге, собранный и написанный в вечное воспоминание впредь будущим родом из разных харатейных книг и достоверных повествователей, в тыя лета и времена житие свое продолжающих, и от преемников их последи бывших и ныне настоящих самовидцев» 204 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Материалы дела, хранящиеся в фонде монастыря, к сожалению, не содержат сведений об авторе проекта пристроенных приделов. Разрешено устроить приделы «... один с правой стороны, во имя св. мученика Валентина, мученицы Параскевы и Василия Блаженного над прахом рода графов Мусиных-Пушкиных, а другой с левой стороны во имя преподобного Сергия над прахом рода Лепехиных. При чем, представляете планы и фасад, профили и смету на пристройку означенных приделов...». Сохранились копии чертежей, выполненных архитектором А.Г. Григорьевым в 1836 году: копия с чертежа северного фасада, разреза и план первого этажа. Но приделы возведены по иному проекту, от которого сохранились только копии планов. Были тщательно просмотрены два достаточно подробных биографических словаря с хорошим справочным аппаратом: работа М.В. Дьяконова и справочник «Зодчие Москвы». Однако попытки установить авторство чертежей пока успехом не увенчались. В словаре М.В. Дьяконова упоминается, что Александр Сергеевич Кутепов (23.08.1781 - 06.04.1855) «в 1848 г. составил чертежи Новоспасского монастыря и церкви при нем, церкви при Симоновом монастыре в Москве (план-акварель)», но для уточнения характера, даты чертежа церкви в Симоновом и его принадлежности Новой трапезной необходимо провести серьёзную проверку в нескольких архивах по ссылке автора словаря. Здесь уместно уточнить датировку уже упоминавшихся опубликованных чертежей, приписываемых Н. Леграну. Исходя из текста «Летописи Симонова монастыря», в начале ноября 1831 года в трапезной «между двумя приделами Афанасьевским и Ксенофонтовским начали ставить новый третий придел во имя Тихвинской Божией Матери», который был вскоре, «еще не озлащенный», освящён. Он просуществовал до сентября 1841 года, когда престол был перенесён на место Сергиевского (в объёме церкви) и «Сергиевская, а ныне Тихвинская церковь опять соединилась с трапезою тремя входами». Таким образом, опубликованный план может датироваться временем между 1830 и 1840 годами, но до пристройки новых приделов.

http://sobory.ru/article/?object=03318

Историко-генеалогическое исследование» (СПб., 1900). Здесь «собраны более или менее обстоятельные сведения о 649 представителях рода в 16 коленах» и даны «краткие биографии представителей рода» (ИВ, 1901, No 2д, с. 765–766). В 1873–1875 гг. отдельным изданием вышла двухтомная «Русская родословная книга. Изд. ред. «Русской старины»», составленная князем А. Б. Лобановым-Ростовским. В ней Татищевы пропущены. … малолетний Шляхетский корпус… — Это привилегированное учебное заведение для дворянских сыновей было основано в 1740 г. Здесь, обучаясь наукам, мальчики получали военные чины. … известный Иван Иванович Бецкий… — И. И. Бецкий (Бецкой, 1704–1795), генерал-поручик, видный деятель российского просвещения; он основал ряд учебных заведений и в их числе Воспитательное общество благородных девиц; был известен своей благотворительностью; являлся одним из воспитателей великих князей Александра и Константина Павловичей; с 1865 г. — шеф Сухопутного Шляхетского кадетского корпуса. Ему посвящено стихотворение Г. Р. Державина «На кончину Благотворителя. (И. И. Бецкого)». … воспитывался первый из Бобринских, впоследствии граф Алексей Григорьевич. — А. Г. Бобринский (1762–1813), сын Екатерины II и Г. Г. Орлова. В 1781 г. Екатерина II пожаловала ему герб, что и положило начало дворянскому роду Бобринских. Почти сразу по восшествии на престол Павел I произвел Бобринского в генерал-майоры и возвел его в графское достоинство; его сын граф Алексей Алексеевич (1800–1868) был приятелем А. С. Пушкина. … день Рождества Христова. — Праздник рождества приходится на 25 декабря. … со времени чумы… — Речь идет об эпидемии 1770–1771 гг. (см. примеч. 42 к Главе первой). …в подмосковной, в селе Горках… — о Горках см. на с. 389. Д. Д. Благово, разойдясь с женой, оставил ей все свое имение, вскоре пошедшее с торгов (см. с. 362). … в их дом… на Пометном Вражке. — Этот дом представлял собою «большие старинные тесовые хоромы в один этаж», стоявшие посредине обширного двора. В одной из зал дома был великолепный домашний театр; в нем ставились «домашние благородные спектакли, на которые приезжала вся московская знать…» (Пыляев, Старая Москва, с.

http://azbyka.ru/fiction/rasskazy-babush...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010