Москва. Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву. Собор Василия Блаженного Карта и ближайшие объекты В 1552 г. после покорения Иваном IV Казанского ханства на этом месте был построен каменный Троицкий храм. Участок для постройки был выбран рядом с центром московского Торга. В память казанских побед около Троицкого храма было построено семь деревянных церквей. В 1555-1561 гг. на месте деревянных церквей зодчими Бармой и Постником Яковлевым был выстроен новый каменный храм. По преданию, святитель Макарий, митрополит Московский, решил построить храм из восьми придельных церквей, престолы которых должны были быть освящены в память празднований, дни которых стали днями побед при взятии Казани. Зодчие немного отступили от плана митрополита и построили главный шатровый храм и вокруг него разместили восемь приделов, таким образом получилось девять церквей. Троицкий храм вошел в состав собора и стал восточным приделом, освященным также в честь святой Троицы. В 1588 г. над могилой святого Василия Блаженного (похоронен у стен Троицкого храма в 1552 г.) с северо-востока был построен новый придел, освященный в его честь и давший новое название всему собору. В 1670-1690 гг. храм был перестроен: с востока была построена шатровая колокольня, пристроена терраса-гульбище с крыльцами, форма куполов изменена со шлемовидной на луковичную, произведена многоцветная раскраска стен. Во время пожара 1739 г. храм сильно выгорел изнутри. Его отреставрировали и покрасили в белый цвет. Тогда же под его своды были перенесены престолы 15 церквей, находившихся на Красной площади. В 1781-1784 гг. был сделан иконостас храма, сохранившийся с переделками до нашего времени. В 1812 г. храм был разграблен французами. К 1817 г. храм отреставрировали и вернули прежнюю многоцветную раскраску стен. В 1923 г. храм был превращен в музей. В 1936 г. храм хотели взорвать, т.к. он мешал проведению демонстраций, парадов и просто автомобильному движению. Но благодаря заботам реставратора-подвижника П.Д. Барановского эта идея не осуществилась. Вызванный в Кремль с целью получения указаний для обмера и составления сметы по сносу храма, Петр Дмитриевич под угрозой самоубийства потребовал отказа от этого черного замысла. Храм уцелел, а вот патриарха реставрации отправили в тюрьму и он первое, что спрашивал у жены во время свидания было: " Что, стоит? " - " Стоит, не сносят... " и только потом брался за принесенную из дома еду. Через полгода его выпустили.

http://sobory.ru/article/?object=02934

Москва. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Патриаршее Подворье Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Покровский храм в Покровском, что в окрестностях поселка Вороново построен в 1722-1726 гг. В то время здесь располагалась усадьба видного деятеля петровского времени В.И.Стрешнева. Боярин занимал при дворе чин стольника. Род Стрешневых известен тем, что из него происходила царица Евдокия, жена Михаила Феодоровича Романова. Петр Великий в 1703 г. приступил к возведению своей северной столицы и в силу этого, с целью привлечения всех резервов, по стране было запрещено каменное строительство. Нарушителей царского указа подвергали ссылке и конфискации имущества. Однако Стрешневу, как достаточно влиятельному и приближенному к императору человеку, удалось получить особое разрешение, в виде исключения, на строительство каменного храма в своей усадьбе. В Архиве древних актов хранится подрядная запись о том, что в 1703 г. стольник Иван Родионович Стрешнев заказал иконописные работы для иконостаса села Покровское Московского уезда. Освящение церкви состоялось в 1728 г. В архитектурном отношении Покровская церковь, представляла характерный образец петровского времени, т.н. " восьмерик на четверике " . Стены были покрыты штукатуркой намного позднее, поэтому, первоначально это было строение, где цвет красного кирпича контрастировал с белокаменными архитектурными деталями. Далее храм многократно перестраивался. Наибольший интерес представляет древняя часть, непосредственно относящаяся к началу XVIII в. Здесь мы видим характерный черты, присущие петровскому времени. При сохранении общей композиции, сложившейся в русской архитектуре конца XVII в., происходит дальнейшая детальная разработка архитектурно-декоративных форм, что указывает на зависимость от западноевропейского влияния. В 1781 г. пристроен северный Никольский придел. В 1792 г. к празднику Покрова граф Федор Андреевич Остерман, приходившийся племянником Василию Ивановичу Стрешневу пожертвовал богослужебные сосуды в Покровский храм.

http://sobory.ru/article/?object=06474

Москва. Церковь Спаса Преображения в Преображенском (воссозданная). Петропавловская церковь; Главный храм Сухопутных войск Карта и ближайшие объекты Село Преображенское впервые упоминается в XVII веке, когда царь Алексей Михайлович распорядился построить здесь летний дворец. Широкую известность Преображенское получило во времена Петра I. Здесь базировались потешные войска, сформированные для забав царевича. В 1687 году из потешных войск были сформированы Преображенский и Семёновский полки. Из значимых событий того периода можно отметить основание здесь в 1686 году Преображенского приказа. В 1747 году сержант Преображенского полка приобрел по соседству, в Семеновском, здание старой деревянной церкви. Сруб перевезли в Преображенское и установили на полковом дворе Преображенского полка, на месте полотняной временной церкви. 19 июля 1747 года церковь была освящена в честь небесных покровителей Петра I — апостолов Петра и Павла. Престол во имя Спаса Преображения, ставший впоследствии главным, был освящён в 1800 году. В 1763 году прихожане решили построить новый каменный храм, начался сбор пожертвований. Строительство нового храма было начато через два года, рядом со старой деревянной церковью. К 1768 году строительство было завершено и храм заработал. В 1781 году к нему пристроили придел Петра и Павла и колокольню. Во время московского пожара 1812 года церковь не пострадала, службы в ней не прекращались всё время пребывания в Москве французской армии. Начиная с 1830 года, при активном участии купца Котова, избранного церковным старостой, храм начал благоустраиваться и богатеть. В 1856 году Преображенский полк пожертвовал церкви икону Преображения Господня. 23 мая 1883 года, перед празднованием 200-летия полка, церковь посетил Александр III. После посещения императора в Спасо-Преображенском храме был сооружён второй придел во имя Александра Невского. После революции храм оставался действующим. Прихожанам храма удалось сохранить все церковные ценности, включая колокола. Во времена массового закрытия церквей сюда приносили на сохранение иконы из других храмов. Во время Великой Отечественной войны прихожане собирали пожертвования для фронта. С 1944 года в храме находидась кафедра митрополита Крутицкого Николая (Ярушевича).

http://sobory.ru/article/?object=23532

Москва. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. «Промышленник К.М.Матвеев, владевший усадьбой во второй половине XVIII века, выстроил церковь Михаила Архангела (начало 1780-х гг.). Церковь имеет продольно-осевую планировку. К основному кубическому объему храма, над которым возвышается глухая ротонда, увенчанная куполом и четырьмя люкарнами, примыкают равные по высоте и ширине трапезная и алтарная часть. На южном и северном фасадах трапезная имеет по три окна, алтарная часть – по одному. Основной объем оформлен каннелированными пилястрами и прорезан двумя рядами окон. Элементы декора храма частично выполнены из белого камня. Интересен интерьер церкви. Внутреннее помещение не квадратное в плане, как можно было бы ожидать, исходя из внешнего вида здания, а круглое, причем его диаметр равен внутреннему диаметру венчающей ротонды. Ротонда как бы встроена нижней своей частью в кубическое основание. Подобный прием является характерной чертой архитектуры барокко, влияние которой чувствуется в этом раннеклассицистическом памятнике. Церковная колокольня частично разрушена. Завершение храма не сохранилось». Источник: М.М.Дунаев. «К югу от Москвы», М., 1978 В 1751 году коллежский асессор К.М.Матвеев (1703-1775), «энергичный промышленник из тульских крестьян», купил у корнета лейб-гвардии Конного полка Александра Яковлевича Голицына деревню Остафьево и сельцо Климово. Новый хозяин сразу же соединяет Остафьево с Климовым плотиною через речку Любучу и строит барский дом. В 1758 году Матвеев основывает в Остафьеве сначала красочную, а затем суконную фабрику, положившую начало распространению по всей округе прядильно-ткацкого производства. После его смерти все наследство перешло к жене Анисье, которая в 1778 году получила разрешение на перенос престола великомученика Георгия из старой церкви принадлежащего ей села Резаново. В 1781 году постройка храма была завершена и деревня Остафьево стала именоваться селом Остафьевым. По прошению хозяйки «в вотчине ее Пехрянской десятине деревни Остафьевой» велено его Преосвященством Платоном, архиепископом Московским и Калужским, освятить 1 июля 1782 года новопостроенную церковь «во имя Живоначальные Троицы и в приделе Великомученика Георгия».

http://sobory.ru/article/?object=04352

Москва. Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором. Церковь Иоанна Предтечи под Бором Карта и ближайшие объекты Церковь перестроена из более старой, возведенной в 1514 году в находившемся здесь Иоанновском " под бором " монастыре зодчим Алевизом Фрязином. Перестройка, произошедшая в 1658 году, полностью изменила храм - от алевизовского здания остался только белокаменный подклет. Поэтому 1658 год обычно и считается годом постройки храма. В 18 веке основной объем храма подвергся переделке - изменили его завершение. Поэтому в нем можно увидеть смешение стилей: оформление стен соответствует древнерусской архитектуре XVII века (окна с наборными колонками и кокошниками, бегунец, поребрик), а завершение храма (полуглавия, восьмигранный барабан) типично для русского барокко. В 1758-60 гг. выстроена трапезная (также барочная). В 1780 или 1781 году, после разборки старой колокольни была выстроена новая, отдельно стоящая. В ней уже видны черты перехода от барокко к классицизму. В конце XIX века пристроен западный притвор, а в начале XX века - паперть с крыльцом. Храм обновлялся в 1796 году, в 1896-1904 гг. (в этих работах принимал участие Ф.О. Шехтель), реставрировался в 1970-80-х гг. В советское время был закрыт, занят различными организациями. К началу 1990-х гг. в здании размещался выставочный зал ГИС " Художественное стекло " . В начале 1990-х возвращен верующим. Имеет статус Патриаршего подворья наряду с соседним храмом Михаила и Федора, Черниговских чудотворцев , приписным к которому он является. Величественная колокольня церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи, что под Бором, формирует панораму центральной части Пятницкой улицы и доминирует над этой частью Замоскворечья. Здание имеет три яруса. Колонны нижнего яруса дорические, средний ярус оформлен ионическими, а в оформлении верхнего применены колонны самого пышного, коринфского ордера. В двух нижних ярусах – торжественные фронтоны, а третий ярус завершается башенкой с высоким шпилем. Участок, где находится церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи, что под Бором, известен с XIV века – там находился Ивановский монастырь, перенесенный при великом князе Василии III на нынешнюю Ивановскую горку. Вместо деревянного монастырского храма на этом же участке в 1514-15 гг. был поставлен каменный, посвящение которого сохранилось до наших дней. Автором храма, был Алевиз Новый, один из строителей Кремля. Тогда же, но не на современном месте, была выстроена и шатровая колокольня храма. Участок же, где сейчас располагается звонница, был занят гражданскими постройками подворья.

http://sobory.ru/article/?object=02176

Рудне-Никитское. Храмовый комплекс погоста Рудня. Деревянный храмовый комплекс. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Год постройки:Между 1713 и 1782. Адрес: Россия, Московская область, Орехово-Зуевский р-н, с. Рудне-Никитское Координаты: 55.545733, 39.137065 Проезд:До ст. Авсюнино (Казанское направление ж/д) или до той же станции автобусом " Москва–Шатура " (отправление от автовокзала " Выхино " ), далее на юг по лесной тропе 2 км. На авто: поворот с Шатурского шоссе (Р-106) на Рудню. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Погост Рудня (ныне село Рудне-Никитское) находится на правом берегу реки Вольной (левый приток р. Нерской) в 30 км к югу от райцентра и 98 км на восток от Москвы в лесной, малонаселённой местности Мещёрской низменности. Первое упоминание о погосте в Раменце, у речки Рудни в дворцовой Гуслицкой волости относится к 1628 году, но погост существовал и ранее. На погосте издавна существовала деревянная церковь Рождества Богородицы. Ныне существующий храмовый комплекс, т.н. " тройник " , состоящий из двух деревянных церквей и отдельно стоящей колокольни - единственно сохранившийся на территории Московской области, сложился в XVIII в. Летняя однопрестольная церковь Рождества Богородицы построена на месте предшествующего одноимённого храма в начале XVIII в. Освящена в 1713 году. Одновременно с храмом, к западу от церкви по её оси была построена трёхъярусная шатровая колокольня. Зимняя однопрестольная церковь Рождества Христова построена на месте предшествующего Никольского храма в 1781 году. В XIX в. оба храма были перестроены и в значительной степени утратили свой первоначальный облик. Так, галерея летнего храма была обшита тёсом, при этом её западная часть была разобрана и храм был объединён с колокольней обширным помещением притвора. Зимний храм был расширен пристройкой боковых прирубов. Надеюсь, придёт время, и отреставрированный подмосковный " тройник " вновь будет радовать своей первоначальной красотой. Во вт. пол. XIX в. погост был обнесён кирпичной оградой с воротами, калитками и декоративными угловыми башенками, взамен предшествующей деревянной ограды.

http://sobory.ru/article/?object=21206

Холмогоров В.И., Холмогоров Г.И. «Исторические материалы для составления церковных летописей Московской епархии». Выпуск 2, Звенигородская десятина. Москва. Типография Л.Ф. Снегирева, 1881 г. Первая церковь того же посвящения (деревянная) стояла здесь, предположительно, еще в XVI в. После периода Смуты в начале XVII в., когда Звенигород был разорен, в городе уцелели лишь два храма – белокаменный Успенский собор на Городке и деревянная Вознесенская церковь в Нижнем посаде. Первое известное описание храма дано в писцовых книгах за 1624 год: «В Звенигороде, на посаде церковь Вознесения Господа нашего Иисуса Христа, а в церкви: образы и свечи, и книги, и клепало и всякое церковное строение мирское; а у церкви во дворе поп Стефан, во дворе проскурница Авдотьица, а земля церкви дана десятинная и тою церковною землею дозирал великого государя Святейшего Патриарха Филарета Никитича Московского и всея Руси сын боярский Иван Всеволоцкой». 15 января 1630 г. собор Вознесения Господня в Звенигороде посетил Патриарх Филарет, направляясь на богомолье в Саввино-Сторожевский монастырь, и пожаловал настоятелю Стефану гривну на молебен. С середины XVII в. цари и патриархи, следовавшие в Саввино-Сторожевский монастырь, ставший резиденцией русских государей, регулярно проходили мимо собора, а потому стали уделять внимание и этому храму. В XVIII в., согласно новому градостроительному плану, Звенигород был поделен на регулярные кварталы, которые, главным образом, были сосредоточены на землях Нижнего посада, у Вознесенского собора. Это привело к росту значения храма и значительному увеличению количества прихожан. В 1781 г. по административной реформе Екатерины Второй Звенигород стал уездным городом. К уездным городам того времени предъявлялся ряд требований, одним из которых было наличие в черте города каменного собора. В 1792 г. был возведен новый кирпичный Вознесенский собор на месте старого деревянного храма. Главный престол собора был освящен во имя Вознесения Господня, а два престола в приделах – во имя святителя Николая Чудотворца и во имя Толгской иконы Пресвятой Богородицы. Собор представлял собой вытянутый в плане объем, включавший в себя храмовую часть, алтарь, трапезную с двумя пределами, паперть и четырехъярусную колокольню. Рядом с собором, за его оградой располагались три деревянных домика, обращенные фасадами к храму. В этих домах, принадлежавших церковному причту, жили священнослужители, здесь были школа и просфорня, а один из домов сдавался в наём. Дома были выстроены по одной линии и отделяли храм от торговой площади, находившейся в центре города. На остальном пространстве холма, на котором располагался собор, проходили крестные ходы, читались проповеди при большом стечении народа, торжественно встречали высших церковных иерархов.

http://sobory.ru/article/?object=42660

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАЗАКОВ Родион Родионович (1758, Москва - 27.02.1803, там же), рус. архит. эпохи классицизма, ученик и последователь В. И. Баженова и М. Ф. Казакова . Характеристика творчества К. затруднена из-за слабо документированной биографии. Большую сложность создает и тот факт, что К. был однофамильцем одного из своих учителей: их работы начали путать, вероятно, еще при жизни зодчих. К. самостоятельно работал на рубеже XVIII и XIX вв. в стилистике зрелого классицизма. Творческой манере К. приписывают напряженный драматический пафос, характерный для эпохи романтизма. Однако собственных проектов архитектора немного, достоверно известны лишь 3 его постройки, сохранилось 2; ему приписывают множество других, но не все атрибуции вызывают доверие. К. (в документах упом. как Родион Родионов) был сыном отставного прапорщика архитектуры в команде Д. В. Ухтомского. Первоначальные знания по архитектуре получил у отца. В июле 1770 г., выдержав экзамен, поступил учеником в Экспедицию кремлевского строения к Баженову. В сент. 1770 г. К. в числе прочих работал над моделью Кремлевского дворца. В 1774 г. направлен в команду к М. Ф. Казакову на строительство деревянного Пречистенского дворца. Здесь К. участвовал в выполнении лепных работ. В 1776 г. К. создал 1-й самостоятельный проект дворца на Воробьёвых горах (не реализован, не сохр.). В дек. 1777 г. К. получил звание архитекторского помощника и вместе с начальником и учителем М. Ф. Казаковым отправился в Коломну, где они были заняты снятием плана города и осмотром «ветхостей» Коломенского кремля. В февр. 1778 г. К. получил чин 14-го класса. С 1776 г. К. помогал своему учителю в строительстве подмосковной усадьбы Н. А. Демидова Петровское (Княжищево). Сохранилось документальное свидетельство (окт. 1780) совместного пребывания М. Ф. Казакова и «архитектора Родиона Родионова» на строительстве в усадьбе. В янв. 1781 г. К. был уже поручиком архитектуры. С дек. 1781 г. К. определен в команду К. И. Бланка на строительство Екатерининского дворца в Лефортове, тогда же ездил в С.-Петербург с его планами. В 1783 г. параллельно с М. Ф. Казаковым послан в Могилёв к Г. А. Потёмкину. В 1785 г. от начальника Экспедиции кремлевского строения М. М. Измайлова К. получил аттестат о работе в Крыму и в Херсоне, где предположительно был занят сооружением ворот крепости.

http://pravenc.ru/text/1319794.html

5. Краткое историческое описание Свято-Троицкой Сергиевой лавры с приложением знатных происшествий, случившихся в оной, составленное в 1781 году наместником лавры иеромонахом Павлом Пономаревым (скончавшимся в 1806 году в сане архиепископа Ярославского), изданное в следующем, 1782 году и потом восемь или более раз переизданное, причем каждый раз было исправляемо и дополняемо соответственно тому, каких перемен и дополнений требовала действительность (первое издание, 1782 года, и второе издание, 1790 года, напечатаны с именем составителя; последующие издания, начиная с третьего, 1796 года, так как были печатаемы уже не составителем, в 1794 году поставленным из архимандрита Новоспасского в епископа Нижегородского, а монастырем, печатались без его, составителя, имени, или безыменно. Первое издание, весьма редкое, напечатано под заглавием «Краткое историческое описание Свято-Троицкой Сергиевой лавры. С присовокуплением происшествий, случившихся в оной. Сочиненное Оной лавры Наместником Иеромонахом Павлом. В Санкт-Петербурге 1782 года». Третье, а безыменное – первое, издание напечатано под заглавием «Краткое историческое описание Свято-Троицкой Сергиевой лавры с приложением знатных происшествий, случившихся в оной, противу прежнего издания во многом исправленное и открывшимися вновь обстоятельствами дополненное до 1796 года. Москва. В вольной Типографии А. Решетникова. 1796». Последующие известные нам издания относятся к 1801, 1809, 1815, 1818, 1824 и 1829 годам. С издания 1801 года к описанию лавры прибавлено описание и «Спасо-Вифанского училищного монастыря», а два последних издания, 1824 и 1829 годов, еще с «присовокуплением описания Махрищского монастыря» (хотя в действительности «Краткое историческое описание Махрищского монастыря» есть уже в первом издании). На издании 1809 года выставлено, что оно есть «издание третье», и от него ведется счет дальнейших изданий, так что издание 1829 года есть седьмое; это значит, что счет изданий начат с первого безыменного издания, или с первого издания, сделанного самим монастырем после составителя описания. Преосвящ. Филарет в Обзоре литературы (кн. II, § 120) утверждает, что описание печатаемо было до 1837 года, но едва ли он не ошибается и как будто издание 1829 года есть последнее издание.

http://sedmitza.ru/lib/text/438564/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАТТЕИ Христиан Фридрих фон [нем. Matthäi; лат. Matthaei] (4.03. 1744, Грёст, Тюрингия - 14.09.1811, Москва), немецкий филолог-классик, текстолог, палеограф, педагог, член-корреспондент Московского ун-та. Род. в семье музыканта военного оркестра, окончил в Дрездене школу при ц. Св. Креста. В 1763 г. записался на философский фак-т Лейпцигского ун-та, где помимо философии изучал богословие, основы юриспруденции и медицины, уделяя основное внимание древним языкам и греч. рукописям. В числе наставников М. были антиковед И. А. Эрнести (1707-1781), автор учебника риторики (Initia rhetorica, 1770), по которому учились студенты всех высших учебных заведений Европы, и И. Я. Райске (1716-1774), составитель серии исследований классических текстов. Греч. палеографию в Лейпцигском ун-те изучали по трудам основателя этой науки Б. де Монфокона , знакомство с к-рыми определило дальнейший путь М. как ученого. После защиты дис. «Disputatio de Aeschine oratore» (Исследование об ораторе Эсхине) М. получил степень доктора философии и магистра словесных наук. В течение года занимал должность профессора Лейпцигского ун-та и в этом качестве по рекомендации Эрнести был приглашен на философский фак-т недавно учрежденного ун-та в Москве. В сент. 1772 г. М. приступил к исполнению обязанностей ректора 2 университетских гимназий (для дворян и для разночинцев), сменив на этом посту своего земляка И. М. Шадена (1731-1797), к-рого студенты называли «отцом истинного классического учения в России». Исправно исполняя адм. обязанности ректора, М. продолжил разработку учебных курсов по классическим предметам, составил ряд пособий и хрестоматий, в их числе: «Glossaria graeca minora et alia anecdota graeca» (1774-1775); «Chrestomathia graeca» (1775); «Синтаксис латинский» (1780); «Грамматика латинская для употребления российского юношества» (1782); «Εκλογα κ τν Ελληνδι φων γραψντων» (Избранные места из греческих писателей; 1785 и многократно переиздавались). В 1776 г. М. был определен экстраординарным профессором словесных наук Московского ун-та, в 1778 г.- ординарным. В 1782 г. по указу имп. Екатерины II получил чин коллежского асессора, в 1784 г.- надворного советника и звание дворянина (к фамилии добавилась приставка «von»). В том же году М. стал членом-корреспондентом Московского ун-та.

http://pravenc.ru/text/2562622.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010