и освящен в 1704 г. в присутствии государя Петра Алексеевича митрополитом Стефаном Яворским./ Князь Б. А. Голицын при жизни отдал это село своему сыну Алексею, по смерти которого жена его вдова княгиня Анна Ивановна в 1734 г. разделила недвижимое имение разных уездов между детьми князя: Сергеем, Яковом и Иваном; село Дубровицы досталось Сергею Алексеевичу, а дочерям Марье и Екатерине она отдала приданые своей вотчины в Ярославском уезде. После князя Сергея Голицына и его жены Настасьи Васильевны селом владел их сын Алексей, а от него перешло к его сыну Сергею. Он продал село Дубровицы в 1781 г. князю Григорию Александровичу Потемкину, а у него оно куплено в 1787 г. Александром Матвеевичем Дмитриевым-Мамоновым. Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVII – XVIII ст.» Выпуск 7, Перемышльская и Хотунская десятины Московского уезда. Москва, Университетская типография, Страстной бульвар, 1889 г. Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах – один из самых необычных по своей архитектуре и декоративному убранству православный храм Подмосковья, выстроенный на рубеже XVII–XVIII в.в. в бывшей дворянской усадьбе Голицыных. В настоящее время приписанный к Московской областной епархии храм является действующим и имеет статус памятника архитектуры федерального значения. Храм этот называют драгоценной жемчужиной Подмосковья. Недалеко от Москвы, на территории бывшей дворянской усадьбы Дубровицы находится один из самых необычных православных храмов – церковь Знамения Пресвятой Богородицы, чья захватывающая дух красота и замысловатый декор стали своеобразной визитной карточкой Подмосковья. Появление этой живописной церкви в Дубровицах тесно связано с владельцем усадьбы – князем Борисом Алексеевичем Голицыным, верным соратником и воспитателем будущего императора Петра I. Тёплые и доверительные отношения воспитателя и его царственного подопечного были ненадолго прерваны в 1689 г., когда в результате придворных интриг оклеветанного Б.А. Голицына юный Пётр удалил от двора и опальный «дядька царя» поселился в своём загородном имении в Дубровицах.

http://sobory.ru/article/?object=00451

наследию, и центральными образцами стали первые имп. храмы Иерусалима, Рима и К-поля. Подражание образу ватиканского собора ап. Петра (план и купол работы Микеланджело), который воспринимался как имп. раннехрист. храм, стало одним из характерных приемов в русском зодчестве эпохи классицизма 2-й пол. XVIII в. В М. примером такого здания является ц. св. Мартина Исповедника, папы Римского (Вознесения Господня), в новой Алексеевской слободе до переделки барабана купола (1792-1801, архит. Р. Казаков,). Поздняя традиция соотносила редкое посвящение этой церкви с днем возведения на великое княжение Василия III в 1506 г. Гораздо вероятнее, что на выбор святого повлияли др. исторические события. Первый камень храма был заложен митр. Платоном (Левшиным) в 1782 г. Исследователи связывают замысел подобного посвящения храма с визитом в Россию имп. Свящ. Римской империи Иосифа II в 1780 г. (Архит. ансамбли Москвы. 1997. С. 232). Этот визит не был официальным: император путешествовал инкогнито - под именем гр. Фалькенштайна (чуть раньше под именем графа Готландского прибыл в Россию швед. кор. Густав III, в 1781 под именем графа Северного (дю Нор) поехал в Европу цесаревич Павел Петрович). Высокий гость посетил М. прежде С.-Петербурга, и Московский архиерей сопровождал его (Имп. Иосиф II в России: Донесения швед. посланника Нолькена/Публ. и коммент. Я. К. Грота//РС. 1883. Год 14. Т. 40. 11. С. 324). К раннехрист. образцам восходил облик низких иконостасов, появившихся в московских храмах. Лучшим образцом подобных иконостасов был спроектированный М. Казаковым иконостас для домовой церкви Пречистенского дворца (1774; рисунок в собр. ГНИМА), возведенного для приема имп. Екатерины II в М. по случаю празднования Кючюк-Кайнарджийского мира с Турцией. Его центральная часть воспроизводила ротонду Гроба Господня по описанию еп. Евсевия Кесарийского храма Воскресения Христова в Иерусалиме - 12 колонн вокруг престола (в осуществленном варианте - 8). Потом иконостас этой церкви был перенесен в архиерейский дом в Московском Кремле (рядом с древним местопребыванием Московских архиереев - Чудовым монастырем, к-рый позднее обращен в Малый Николаевский дворец) ( Путятин.

http://pravenc.ru/text/2564186.html

Москва. Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву. Собор Василия Блаженного Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В 1552 г. после покорения Иваном IV Казанского ханства на этом месте был построен каменный Троицкий храм. Участок для постройки был выбран рядом с центром московского Торга. В память казанских побед около Троицкого храма было построено семь деревянных церквей. В 1555-1561 гг. на месте деревянных церквей зодчими Бармой и Постником Яковлевым был выстроен новый каменный храм. По преданию, святитель Макарий, митрополит Московский, решил построить храм из восьми придельных церквей, престолы которых должны были быть освящены в память празднований, дни которых стали днями побед при взятии Казани. Зодчие немного отступили от плана митрополита и построили главный шатровый храм и вокруг него разместили восемь приделов, таким образом получилось девять церквей. Троицкий храм вошел в состав собора и стал восточным приделом, освященным также в честь святой Троицы. В 1588 г. над могилой святого Василия Блаженного (похоронен у стен Троицкого храма в 1552 г.) с северо-востока был построен новый придел, освященный в его честь и давший новое название всему собору. В 1670-1690 гг. храм был перестроен: с востока была построена шатровая колокольня, пристроена терраса-гульбище с крыльцами, форма куполов изменена со шлемовидной на луковичную, произведена многоцветная раскраска стен. Во время пожара 1739 г. храм сильно выгорел изнутри. Его отреставрировали и покрасили в белый цвет. Тогда же под его своды были перенесены престолы 15 церквей, находившихся на Красной площади. В 1781-1784 гг. был сделан иконостас храма, сохранившийся с переделками до нашего времени. В 1812 г. храм был разграблен французами. К 1817 г. храм отреставрировали и вернули прежнюю многоцветную раскраску стен. В 1923 г. храм был превращен в музей. В 1936 г. храм хотели взорвать, т.к. он мешал проведению демонстраций, парадов и просто автомобильному движению. Но благодаря заботам реставратора-подвижника П.Д. Барановского эта идея не осуществилась. Вызванный в Кремль с целью получения указаний для обмера и составления сметы по сносу храма, Петр Дмитриевич под угрозой самоубийства потребовал отказа от этого черного замысла. Храм уцелел, а вот патриарха реставрации отправили в тюрьму и он первое, что спрашивал у жены во время свидания было: " Что, стоит? " - " Стоит, не сносят... " и только потом брался за принесенную из дома еду. Через полгода его выпустили.

http://sobory.ru/article/?object=02934

Москва. Церковь Троицы Живоначальной в Серебряниках. Троицкая церковь с церковью Усекновения главы Иоанна Предтечи в колокольне Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Предшественник храма 1657 г. — деревянный (первое письменное упоминание в 1620 г.) Находился на правом берегу реки Яузы, около её устья, в Старых Серебряниках, «что в Денежных мастерах», около слободы ремесленников — «серебряников», чеканивших царскую серебряную монету. Был перестроен в 1721 г. Нынешний храм построен в 1781 г. на средства купчихи Т.И. Суровщиковой, с использованием части стен и подклета старого. Главный престол - Живоначальной Троицы, приделы в трапезной — Казанской иконы Божией Матери и святителя Василия Великого. В 1764—68 гг. на средства прапрадеда Н.Н. Пушкиной (жены поэта), владельца полотняной фабрики А.А. Гончарова, чья усадьба с севера граничила с церковным участком, построил новую, отдельно стоящую колокольню, на месте разобранной старой. В её средней части устроен храм Усекновения главы Иоанна Предтечи, «для всегдашнего поминовения родителей» (архитектор К.И. Бланк). Обновлялся в 1830-х гг., 1890-94 гг. (в 1891 г. расширена трапезная), 1910 г. В XIX в. пристроено крыльцо. В кон. XIX в. сооружена ограда с воротами в русском стиле с киотом для иконы. Храм в стиле барокко с классицистическим оформлением боковых фасадов. Однокупольный с широкой ротондой, увенчанной небольшой главкой на тонком гранёном барабане. Портик с колоннами. Основа здания — неравносторонний восьмиугольник с примыкающими к нему прямоугольными боковыми частями — трапезная, алтарь, образующими крестообразную форму. Лепнина на восьмиугольных стенах — церковные символы (крест, якорь, книга и др.). Меандровый фриз — в виде бегущей волны. В храм ведёт каменная лестница. Ярусы колокольни почти не убывают по высоте, что создает впечатление массивности. Колокольня — одно из лучших произведений московского барокко сер. XVIII в. Строилась как самостоятельный храм. Обилие колонн, карнизы, разорванные фронтоны. Прежде на колокольне были часы с курантами

http://sobory.ru/article/?object=02329

Храм Троицы Живоначальной в Серебряниках (Москва) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Содержание История [ править править код ] Церковь получила своё название от места жительства мастеров находившегося здесь Денежного (Серебряного) двора, которых в Москве называли «серебряники». Точной даты возникновения храма на этом месте не известно, но по некоторым данным она существовала ещё до восшествия на престол Романовых. письменных источниках за 1620 год церковь числится деревянной, а за 1657 уже каменной. В данных за 1722 год упоминается придел во имя Казанской иконы Божией Матери. В 1750 году строится второй придел во имя Василия Великого. С 1764 по 1768 годы Афанасий Гончаров, усадьба которого находилась рядом с храмом, возводит колокольню. Некоторые исследователи полагают, что проект колокольни принадлежит Карлу Бланку. В 1781 году храм полностью перестраивается, от старого каменного храма остается только подклет и частично стены, колокольня переносится ближе к Яузской улице. Деньги на перестройку церкви пожертвовала купчиха Татьяна Суровщикова. В 1890 году трапезная расширена архитектором В. Ф. Жигардловичем. Храм закрыт в 1917 году, сначала в здании располагают жилые помещения, а потом переоборудуют его под склад. В 1959 году здание начали ремонтировать, в связи с ожидаемым визитом в Москву президента США Эйзенхауэра. Но поскольку визит не состоялся, работы свернули в 1960 году, при этом леса вокруг здания простояли до 1965 года. Ещё одну попытку ремонта предприняли в 1977—1978 годах, без существенных результатов. В 1990 году в здании храма располагают склад студии «Диафильм». Возвращён Русской православной церкви в 1993 году. Постоянные богослужения проводятся с 2001 года. Современное состояние [ править править код ] При храме действует молодёжный клуб «Нарния», с широким привлечением разновозрастных прихожан. Читается лекции проводиться беседы на различные темы. Проходят встречи с писателями, представителями культурный и научный общественности. Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] Как добраться [ править править код ] Адрес: г. Москва, Серебрянический пер., 1,стр. 1 Телефон: (495) 621-28-44 Паломнику [ править править код ] Богослужения в субботние и воскресные дни, а так же в дни двунадесятых и великих праздников. Начало Божественной литургии в 8.00, накануне Всенощного бдения в 17.00. В дни особо чтимых святых и икон Божией Матери – утреня и Божественная литургия в 8.00. Расписание богослужений Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Троицы_Жи...

Свято-Троицкий храм в Воскресенском (Москва) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Содержание История [ править править код ] Церковь Святой Троицы в селе Воскресенском впервые упоминается в окладных книгах Патриаршего Казенного Приказа: " церковь Живоначальной Троицы, да в приделе Покров Пресвятыя Богородицы, древяна клетцки, а в церкви образы, и книги, и ризы, и на колокольнице колокола и всякое церковное строение помещиково: " В XVIII веке владельцами села являлись обер - комиссар, вице - губернатор Московской губернии В.С. Ершов, граф П.И. Ягужинский, основатель и куратор Московского Университета граф И.И. Шувалов. В 1775 году XVIII века имение купил президент Коллегии Экономии сенатор П.В. Хитрово, который выстроил усадебный комплекс и в 1778-87 годах возвел большой 2-х этажный каменный храм с колокольней. Главный престол был освящен в честь Святой Троицы митрополитом Московским Платоном (Левшиным) в 1787 году, на первом этаже - в честь Покрова Пресвятой Богородицы (освящен в 1781 году), на втором этаже - в честь Обновления Храма Воскресения Христова (освящен в 1782 году), где хранилась частица от древа копья, которым был пронзен Спаситель, привезенная Хитрово из Рима. С 1881 года при храме существовала церковно - приходская школа. Последним церковным старостой и владельцем усадьбы был Н.К. Фон - Мекк - председатель общества Московско - Казанской железной дороги, известный меценат, который много благотворил храму и выстроил новые большие дома для церковно - приходской школы и для священнослужителей. В 1918 году имение было национализировано, а в 1922 году в нем поселился " всесоюзный староста " М.И. Калинин. Тогда прекратились богослужения в Троицком храме, было осквернено кладбище, иконы и утварь сожжены. В скором времени храм был разрушен до основания. В 1977 году на территории бывшей усадьбы был создан Дом отдыха " Воскресенское " . По инициативе директора Дома отдыха Дмитриева В.Н. и по благословению Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия 28 августа 2001 года была произведена закладка храма - часовни в честь Святой Троицы. При материальной поддержке группы частных благотворителей к Рождеству 2002 года на территории Дома отдыха был воздвигнут новый деревянный храм. Он представляет собой рубленный из бревен восьмерик с шатровым завершением и главкой, с примыкающим к нему с востока алтарем под бочкообразной кровлей и еще одной главкой. Первоначально с мая 2002 года в храме регулярно совершались молебны и панихиды. В день памяти Святых Новомучеников и исповедников Российских 9 февраля 2003года была совершена первая Божественная Литургия. 26 августа 2003 года в храме впервые состоялось архиерейское богослужение - Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил чин великого освящения храма и Божественную Литургию. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троицкий...

В связи с тем, что денежные средства семинарии были ограничены, преосвященный Арсений вкладывал много своих личных средств в дело ее благоустройства. Он ввел преподавание в семинарии на русском языке вместо латинского. Есть основание предполагать, что им введены в круг семинарских предметов физика и гражданская история. Любовь семинаристов к своему архипастырю выразилась в массе од, речей и стихотворений, написанных в честь его и хранившихся в рукописях семинарской библиотеки. Преосвященный Арсений был хорошим знатоком греческого языка. В 1772 году он исправил и издал в 2-х частях славянский перевод «Бесед Златоустовых о покаянии и на некоторые Господские праздники», сделанный игуменом Софронием (Младеновичем; † около 1772). Труды: Слово об истинной славе в день тезоименитства императрицы Екатерины И. – М., 1779. Слово при начатии выборов в новые должности на основании высочайших учреждений. – Тверь, 1781. Оды, разговоры, надписи, канты, сочиненные и говоренные в разные времена в Ярославле. – 1791. Литература: Чередеев К., протоиерей. Биографии Тверских иерархов от начала существования архиерейской кафедры города Твери и доныне. – Тверь, 1859. – С. 135–138. Колосов В. И. История Тверской духовной семинарии. Ко дню 150-летнего юбилея семинарии. – Тверь, 1889. – С. 145–146. Шемякин В. И. Москва, ее святыни и памятники. – М., 1896. – С. 89. Савва (Тихомиров) , архиепископ. Сборник писем духовных лиц XVIII в. к преосвященному Арсению (Верещагину), архиепископу Ростовско-Ярославскому, бывшему епископу Тверскому и Кашинскому. – Тверь. 1893. Чистович И. А. История Санкт-Петербургской Духовной Академии. – СПб., 1857. – С. 38. Евгений (Болховитинов) , митрополит. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской Церкви. – СПб., 1827. – С. 1, 57. Критицкий Н. А. Тверские архипастыри – ревнители духовного просвещения в XVIII веке. – Тверь, 1887. Летопись о ростовских архиереях с примечаниями чл. – корр. А. А. Титова /Изд. Общества любителей древней письменности. – СПб., 1890.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Новопостроенная церковь освящена во имя Пресвятой Троицы 24 мая 1687 г. Приход образовался из домов священника, дьячка, просфорницы и самого вотчинника в Горетове и 12 крестьянских домов в деревнях Овсянниковой и Филипповой. По смерти Ивана Алексеевича, имением владел сын его Патон Иванович. По его просьбе, ему 20 ноября 1733 г. выдан указ на построение вместо ветхой Троицкой церкви новой каменной во имя Живоначальной Троицы с приделами Николая чудотворца и муч. Ирины. В 1737 г. Троицкая церковь освящена, в 1749 г. упоминается при ней только придел Николая чудотворца, другой, вероятно, не устроен. В 1749 г. имения графа Платона Мусина-Пушкина пожалованы графу Алексею Петровичу Бестужеву-Рюмину; для канцлера Горетово было местом ссылки, откуда он был вызван ко двору уже при императрице Екатерине II. В 1768 г. Горетово перешло к его племянникам, князьям Михаилу и Алексею Никитичам Волконским. Князья Волконские разделили между собою доставшиеся недвижимые имения, Горетово досталось Алексею. Никитичу; при нем церковь возобновлена и освящена 22 сентября 1773 г. После его смерти Горетово в 1781 г. со слободами Старою, Новою и Зарецкою достались его сыну князю Петру Алексеевичу. В 1822 г. П. А. Волконским устроен и освящен 24 сентября придел в честь своего ангела – митрополита Петра. Теперь храм трехпрестольный: Живоначальной Троицы, придел Николая чудотворца и придел Петра, митрополита Московского. Земли при церкви 39 дес. 358 кв. саж. Причт в конце XVIII ст. был семичленный, теперь – священник, диакон, псаломщик, % с 900 руб. В приходе: село Горетово, Зарецкая слобода, Овсянниково, Троица, Авдотьино, Хотилово и Перещапово, всего 303 двора. «Можайский уезд Московской губернии (существующие и уничтоженные сельские церкви). Н. А. Скворцов. Москва, Печатня А. И. Снегиревой, 1911 г. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Восстанавливается, действует 15 апреля 2014. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=07941

В 1578 году у стен храма Иоанна Предтечи царь, митрополит и простые верующие торжественно встречали перенесенные из Чернигова святые мощи князя Михаила Черниговского и его верного боярина Феодора. В память об этой встрече был построен деревянный храм во имя Черниговских чудотворцев, первое упоминание о котором относится к 1625 году. В 1675 году на его месте возник каменный пятиглавый однопрестольный храм, сохранившийся доныне. Разрушенный в 1612 году в разгар Смуты, храм Иоанна Предтечи был вновь отстроен в 1658 году. От Алевизова здания сохранились белокаменные фрагменты в фундаментах и подклете существующего ныне храма. У западной стены была возведена каменная колокольня, разобранная вскоре из-за повреждений. В 1757 году начинается строительство новой, существующей ныне колокольни. Композиционное решение колокольни соответствует традициям раннего классицизма с элементами барокко и наглядно иллюстрирует переходный этап архитектурного зодчества от пышности к сдержанной классике. Строительство завершилось в 1781 году. Эта дата считается окончанием формирования храмового комплекса Черниговского переулка. В 1917 году храмы Черниговского подворья были закрыты. В 1977 году, в преддверии Олимпийских игр 1980 года, оба храма с колокольней подверглись частичной реставрации. Вновь появились купола и кресты, а в интерьерах были обнаружены фрагменты росписей XVII и XIX веков. Была восстановлена ограда с решеткой, покрыты изумрудной черепицей главы. В 1991 году храм Черниговских мучеников был возвращен Церкви. В 1997 году в храме Иоанна Предтечи под Бором возобновились богослужения. http://www.patriarchia.ru/db/text/4259963.html Бывший Ленивый торг - самая древняя часть Пятницкой улицы. И здесь сохранились материальные свидетельства той седой старины. Перед нами - один из выдающихся храмовых комплексов Москвы XVII столетия, замечательный пример городских " малых " храмов - ансамбль церквей Иоанна Предтечи под Бором и святых мучеников Михаила и Феодора Черниговских. Давным-давно здесь был Ивановский, что под Бором, монастырь, документально известный с 1415 года. При Иване Грозном его перенесли на Кулишки, на Ивановскую горку (это ныне существующий Иоанновский монастырь), а Предтеченский храм Замоскворечья обратили в приходской. Нынешнее здание выстроено в 1658 году, как некоторые считают, на подклете старого сооружения XVI века. Предтеченский храм - небольшой, одноглавый, искусно убранный. Ярусные восьмерики - это плоды позднейших перестроек, но " основа " - оригинальная. Здесь обращают на себя внимание южный портал и эффективный карниз с бегунцом (особый тип кладки фриза с треугольными углублениями, вершинами попеременно вверх и вниз). Утраченные части декора в ХХ веке восстановили советские реставраторы.

http://sobory.ru/article/?object=02176

Автор статьи: Алексей Дедушкин,  um.mos.ru Николая, святителя, в Звонарях церковь (улица Рождественка, дом 15/8). В XVI веке на этом месте существовала церковь Николы Божедомского, стоявшая, вероятно на «Убогих домах», то есть братской могиле умерших неестественной смертью, скудельнице. В источниках она упоминается в 1619 г. как деревянная, но уже с 1657 г. – как каменная. Позже, когда на Рождественке была образована Звонарская слобода, где жили звонари колокольни «Иван Великий» и сторожи соборов и церквей Московского Кремля, храм Николы Божедомского переименовали, и с 1677 г. он стал называться «Никола в Звонарях». Проект ныне существующей церкви составил архитектор К.И. Бланк по заказу графа Ивана Илларионовича Воронцова, городская усадьба которого находилась во владении, которое в настоящее время занимает Московский архитектурный институт (МАРХИ). Строительство церкви начали в 1760 или в 1762 г. Так как его освятили лишь в 1781 г., можно предположить, что почти десятилетие продолжалась отделка внутреннего убранства, к сожалению, не дошедшая до наших дней. Церковь состояла из прямоугольного в плане двусветного четверика и возвышающегося над ним вытянутого восьмерика – изящного, декорированного пышными капителями на угловых пилястрах и крупными наличниками, украшенными головками серафимов. В начале XIX в. вместо старой трапезной к церкви пристроили новую двухпрестольную трапезную и колокольню. Упрощенная и плоскостная моделировка их деталей, выполненных в стиле классицизма, придают церкви более строгий вид. После пожара Москвы 1812 г. были полностью перестроены в 1818 г. ограда и два крыльца храма. В 1934 г. после закрытия Никольского храма его иконы удалось передать в действовавшую еще церковь преподобного Сергия в Пушкарях. А после закрытия Сергиевской церкви (позже разрушенной) некоторые иконы передали в ныне действующий Знаменский храм в Переяславской слободе. В середине 1960-х гг. здание храма передали МАРХИ, разместившему в нем кафедру рисунка. Волею случая икона из Никольского храма – Божией Матери «Взыскание погибших» попала в храм Пюхтицкого Свято-Успенского монастыря в Эстонии. По просьбе его настоятельницы при храме Николы в Звонарях, переданном к тому времени Русской Православной Церкви, в 1993 г. было образовано подворье эстонской обители. В 1994 г. начались восстановительные работы. В декабре того же года состоялось первое богослужение. В 1995 г. из Пюхтицкого монастыря храму возвратили икону Божией Матери «Взыскание погибших». Также подворью передали двадцать пять отреставрированных икон XVIII–XIX веков, а на колокольню подняли семь колоколов. В 1999 г. был устроен мощевик со 137 частицами мощей святых угодников. В том же году храму передали большую часть соседнего жилого дома для устройства монастырских келий.

http://sobory.ru/article/?object=04845

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010