Москва. Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором. Церковь Иоанна Предтечи под Бором Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь перестроена из более старой, возведенной в 1514 году в находившемся здесь Иоанновском " под бором " монастыре зодчим Алевизом Фрязином. Перестройка, произошедшая в 1658 году, полностью изменила храм - от алевизовского здания остался только белокаменный подклет. Поэтому 1658 год обычно и считается годом постройки храма. В 18 веке основной объем храма подвергся переделке - изменили его завершение. Поэтому в нем можно увидеть смешение стилей: оформление стен соответствует древнерусской архитектуре XVII века (окна с наборными колонками и кокошниками, бегунец, поребрик), а завершение храма (полуглавия, восьмигранный барабан) типично для русского барокко. В 1758-60 гг. выстроена трапезная (также барочная). В 1780 или 1781 году, после разборки старой колокольни была выстроена новая, отдельно стоящая. В ней уже видны черты перехода от барокко к классицизму. В конце XIX века пристроен западный притвор, а в начале XX века - паперть с крыльцом. Храм обновлялся в 1796 году, в 1896-1904 гг. (в этих работах принимал участие Ф.О. Шехтель), реставрировался в 1970-80-х гг. В советское время был закрыт, занят различными организациями. К началу 1990-х гг. в здании размещался выставочный зал ГИС " Художественное стекло " . В начале 1990-х возвращен верующим. Имеет статус Патриаршего подворья наряду с соседним храмом Михаила и Федора, Черниговских чудотворцев , приписным к которому он является. Величественная колокольня церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи, что под Бором, формирует панораму центральной части Пятницкой улицы и доминирует над этой частью Замоскворечья. Здание имеет три яруса. Колонны нижнего яруса дорические, средний ярус оформлен ионическими, а в оформлении верхнего применены колонны самого пышного, коринфского ордера. В двух нижних ярусах – торжественные фронтоны, а третий ярус завершается башенкой с высоким шпилем. Участок, где находится церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи, что под Бором, известен с XIV века – там находился Ивановский монастырь, перенесенный при великом князе Василии III на нынешнюю Ивановскую горку. Вместо деревянного монастырского храма на этом же участке в 1514-15 гг. был поставлен каменный, посвящение которого сохранилось до наших дней. Автором храма, был Алевиз Новый, один из строителей Кремля. Тогда же, но не на современном месте, была выстроена и шатровая колокольня храма. Участок же, где сейчас располагается звонница, был занят гражданскими постройками подворья.

http://sobory.ru/article/?object=02176

Москва. Церковь Спаса Преображения в Преображенском (воссозданная). Петропавловская церковь; Главный храм Сухопутных войск Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Село Преображенское впервые упоминается в XVII веке, когда царь Алексей Михайлович распорядился построить здесь летний дворец. Широкую известность Преображенское получило во времена Петра I. Здесь базировались потешные войска, сформированные для забав царевича. В 1687 году из потешных войск были сформированы Преображенский и Семёновский полки. Из значимых событий того периода можно отметить основание здесь в 1686 году Преображенского приказа. В 1747 году сержант Преображенского полка приобрел по соседству, в Семеновском, здание старой деревянной церкви. Сруб перевезли в Преображенское и установили на полковом дворе Преображенского полка, на месте полотняной временной церкви. 19 июля 1747 года церковь была освящена в честь небесных покровителей Петра I — апостолов Петра и Павла. Престол во имя Спаса Преображения, ставший впоследствии главным, был освящён в 1800 году. В 1763 году прихожане решили построить новый каменный храм, начался сбор пожертвований. Строительство нового храма было начато через два года, рядом со старой деревянной церковью. К 1768 году строительство было завершено и храм заработал. В 1781 году к нему пристроили придел Петра и Павла и колокольню. Во время московского пожара 1812 года церковь не пострадала, службы в ней не прекращались всё время пребывания в Москве французской армии. Начиная с 1830 года, при активном участии купца Котова, избранного церковным старостой, храм начал благоустраиваться и богатеть. В 1856 году Преображенский полк пожертвовал церкви икону Преображения Господня. 23 мая 1883 года, перед празднованием 200-летия полка, церковь посетил Александр III. После посещения императора в Спасо-Преображенском храме был сооружён второй придел во имя Александра Невского. После революции храм оставался действующим. Прихожанам храма удалось сохранить все церковные ценности, включая колокола. Во времена массового закрытия церквей сюда приносили на сохранение иконы из других храмов. Во время Великой Отечественной войны прихожане собирали пожертвования для фронта. С 1944 года в храме находидась кафедра митрополита Крутицкого Николая (Ярушевича).

http://sobory.ru/article/?object=23532

Москва. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Патриаршее Подворье Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Покровский храм в Покровском, что в окрестностях поселка Вороново построен в 1722-1726 гг. В то время здесь располагалась усадьба видного деятеля петровского времени В.И.Стрешнева. Боярин занимал при дворе чин стольника. Род Стрешневых известен тем, что из него происходила царица Евдокия, жена Михаила Феодоровича Романова. Петр Великий в 1703 г. приступил к возведению своей северной столицы и в силу этого, с целью привлечения всех резервов, по стране было запрещено каменное строительство. Нарушителей царского указа подвергали ссылке и конфискации имущества. Однако Стрешневу, как достаточно влиятельному и приближенному к императору человеку, удалось получить особое разрешение, в виде исключения, на строительство каменного храма в своей усадьбе. В Архиве древних актов хранится подрядная запись о том, что в 1703 г. стольник Иван Родионович Стрешнев заказал иконописные работы для иконостаса села Покровское Московского уезда. Освящение церкви состоялось в 1728 г. В архитектурном отношении Покровская церковь, представляла характерный образец петровского времени, т.н. " восьмерик на четверике " . Стены были покрыты штукатуркой намного позднее, поэтому, первоначально это было строение, где цвет красного кирпича контрастировал с белокаменными архитектурными деталями. Далее храм многократно перестраивался. Наибольший интерес представляет древняя часть, непосредственно относящаяся к началу XVIII в. Здесь мы видим характерный черты, присущие петровскому времени. При сохранении общей композиции, сложившейся в русской архитектуре конца XVII в., происходит дальнейшая детальная разработка архитектурно-декоративных форм, что указывает на зависимость от западноевропейского влияния. В 1781 г. пристроен северный Никольский придел. В 1792 г. к празднику Покрова граф Федор Андреевич Остерман, приходившийся племянником Василию Ивановичу Стрешневу пожертвовал богослужебные сосуды в Покровский храм.

http://sobory.ru/article/?object=06474

Рудне-Никитское. Церковь Рождества Христова. Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Рождества Христова Год постройки:1720. Ссылки:   Адрес: Россия, Московская область, Орехово-Зуевский р-н, с. Рудня-Никитское. Координаты: 55.545494, 39.137903 Проезд:До ст. Авсюнино (Казанское направление ж/д) или до той же станции автобусом " Москва–Шатура " (отправление от автовокзала " Выхино " ), далее на юг по лесной тропе 2 км. На авто: поворот с Шатурского шоссе (Р-106) на Рудню. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь Рождества Христова (тёплая, построена " клетски " ) относится к 1-й четверти 18 века (в книге И. Благовещенского " Краткие сведения о всех церквах Московской епархии " указана другая дата построения церкви Рождества Христова - 1572 год). Иконостас относится к 1806 году. В 19 веке пристроены боковые приделы и притвор. В советское время храм не закрывался, но во 2-ой половине 1930-х годов богослужения в нём не совершались из-за отсутствия священников. В 1938 году 1 марта арестованы и 14 марта растреляны староста храма Дмитрий Павлович Рогов (р. в 1871г.) и уставщик Тимофей Никифорович Баулин (р. в 1869г.). Источник: О. Пэнэжко " Православная Гуслица и Сенежская волость. Храмы Орехово-Зуевского района " Зимняя церковь Рождества Христова поставлена в 1781 г. вместо прежней Никольской; в конце XIX в. расширена пристройкой боковых крыльев и западного притвора. Небольшой рубленый, обшитый тесом храм на кирпичном цоколе принадлежит клетскому типу. Покрытый двускатной кровлей, он завершен луковичной главой на массивном кубическом трибуне. По продольной оси к основному четверику примыкают граненый алтарь и трапезная XVIII в., с боковых сторон - позднейшие пристройки, сообщившие композиции крестчатый характер. Периферийные помещения церкви соединяются с повышенным центральным объемом широкими пролетами, при реконструкции прорубленными в прежних наружных стенах. Все перекрытия балочные. Открытые балки-матицы в храме и трапезной расписаны полихромным орнаментом. Потолки в крыльях подшиты фанерой и, так же как стены, покрытые штукатуркой, окрашены масляной краской. Скромный иконостас с тремя рядами икон относится к эпохе классицизма. Источник: Иллюстрированный научный каталог " Памятники архитектуры Московской области " . Выпуск 4. Москва, ГУП МО " МОК-центр " , 2009 г. Кирилл Аминов, 24 февраля 2015 г. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=02794

Согласно списку населенных мест Смоленской губернии (1859 г.). С. – владельческая дер. при речке Смогорянке (Смогоревке), 3 двора, 13 мужчин, 15 женщин. По данным 1904 г. С. – владельческая усадьба Присельской волости Духовщинского уезда, 1 двор, 6 мужчин, 5 женщин, мельница и мелочная лавка. Церковь стояла в одной версте от С. и причислялась к селу Ядревичи (Николо-Ядревичи) при речке Смогоревке (Смогорянке), имело 5 дворов, 8 мужчин, 12 женщин, базар (данные 1859 г.). По данным 1904 г. село Николо-Ядревичи Присельской волости имело 4 двора, где жили 14 мужчин, 12 женщин, православную церковь, церковно-приходскую школу и ярмарки: 23 апреля и 9 мая. Церковь в селе Ядревичи деревянная во имя Святителя Николая Чудотворца была устроена в 1707 г. Смоленскими шляхтами Иваном и Василием Кашталинскими и др. прихожанами над речкой Бабенкою. В 1781 г. стараниями бывшего местного священника Петра Вершинского была построена новая деревянная церковь. Одноименный храм был построен в 1892-94 гг. на открытом месте на средства генерал-лейтенанта Ф.С. Ракеева. В настоящее время храм находится на краю села С. в 1 км от трассы Москва – Минск. Кладка кирпичных стен лицевая. Архитектура бесстолпного двухэтажного здания очень живописна и во многих местах исходит из форм XVII в. высокий четверик увенчан главой с круглым световым барабаном на четырехгранном постаменте. Алтарь трехапсидный. Согласно постановлению главы администрации Смоленской области от 6 января 1993 г. церковь Николы в с. С. передана в безвозмездное владение Смоленской епархии. На кладбище дер. Горни – могила командира разведки партизанского отряда Луговского-Гузова, расстрелянного фашистами в 1942 г., двух девушек-радисток партизанского отряда “Батя”, расстрелянных фашистами в дер. Нижняя Каменка (февраль 1942 г.). В.В. Мацкевич Среди достопримечательностей Кардымовского района значимое место занимает Николо-Георгиевская церковь, которая находится в селе Смогири. Храм расположен на окраине деревни и хорошо виден с автомобильной магистрали Москва-Минск.

http://sobory.ru/article/?object=00852

В селе Колчеве была построена каменная церковь во имя св. Николая. В приходной окладной книге Патриаршего казенного приказа написано: «в нынешнем 1685 году июля в 9 день, по помете на выписке казначея старца Паисия Сийского, велено церкви Николая чудотворца, которая построена в Московском уезде, в Шахове стану, в вотчине стольника Федора Ивановича Потемкина в двух третях сельца Колчева, Голохвастово тож, на попа с причетниками положить дани вновь с дворов: с попова, с дьячкова, с пономарева, с просвирницына, по сказке вотчинника Федора Потемкина, да с приходских: с его двора вотчинникова, с 2 дворов крестьянских, с церковной земли, которую дал к той церкви Федор Потемкин из своей вотчинной земли, с пашни с 10 четвертей в поле, с сенных покосов с 10 копен, по указной статье, 11 алтын 3 деньги, заезда гривна, и по тому окладу данные деньги имать велено с 1685 – 86 гг.». В 1704 г. в селе Колчеве церковь Николая чудотворца каменная. Село Колчево, Голохвастово тож, по писцовым книгам 1627 – 28 гг. – сельцо на речке Олешенке, Московского уезда, Шахова, «вотчина за дьяком Иваном Ларионовым – две трети села, и за подьячим Иваном Северовым – треть сельца, что преж сего была вотчина Алексея Голохвастова, а в сельце была церковь Николы чудотворца, да в том же сельце 2 двора вотчинниковых с деловыми в них людьми, да 3 двора бобыльских; а владеют тем сельцом дьяк Иван Ларионов и подьячий Иван Северов по купчей 1623 г. от Богдана Голохвастова». Потом это сельцо было куплено Иваном Щербачевым, после его смерти владела в 1647 г. его вдова Матрена, а от нее перешло по купчей 1650 г. к Алферию Петровичу Баскакову, в 1655 г. – к его жене вдове Пелагее, которая две трети села Колчева продала своему сыну стольнику Федору Ивановичу Потемкину, от него перешло к его сыну Дмитрию и за ним утверждено отказною книгою 1698 г., в которой упоминается, что в селе Колчеве церковь Николая чудотворца каменная. После Дмитрия Федоровича Потемкина, умершего в 1748 г. 16 мая, этим имением владел его сын Сергей Дмитриевич, который отказал свое имение детям Михаилу – село Колчино, Никольское тож, а Петру и Павлу – в других уездах, и при этом завещал им похоронить его «в подмосковном имении, в селе Никольском, при гробах его родителей». В 1781 г. село Никольское Колчево принадлежало Михаилу Сергеевичу Потемкину.

http://sobory.ru/article/?object=06475

Престарелый митрополит, изнемогая от болезней, не раз просил государя об увольнении на покой, но получал ответ: «Сему быть нельзя». В 1801 году Платон первенствовал при коронации государя Александра I и при этом произнёс знаменитое слово, переведённое потом на многие европейские языки. В царствование Александра I Платон жил в Вифании, не принимая участия в делах Церкви. В 1811 году, чувствуя великое изнеможение сил, Платон чрез обер-прокурора Св. Синода испросил у государя увольнение от управления епархией. 1812 тяжёлый для России год был последним годом для Платона. 75-ти-летний старец со скорбью узнал о вторжении врагов в Россию и воскликнул: «Вот до каких времен я дожил!» Когда Москва была взята неприятелем, Платона насильно увезли в Махрицкий монастырь. Октября 12-го он опять возвратился в Вифанию и, получив весть о выходе неприятеля, сказал: «Москва свободна, и я теперь умру спокойно». 11-го ноября великого святителя не стало. Тело Платона погребено в созданной им церкви в Вифании. Над могилою устроен скромный памятник с надписью, им самим сочинённой: ЗДЕСЬ ПОГРЕБЕН ТЕЛОМ Преосвященный ПЛАТОН, Митрополит Московский, Архимандрит Троицкия Лавры и сея Вифанския Обители и при ней семинарии Основатель. В царствование Павла I и Александра I высшие иерархические места в русской Церкви стали занимать ученики Платона. При жизни Платона призван был к высшему управлению делами Церкви ученик его Амвросий Подобедов . Амвросий, в мире Андрей, сын священника Владимирской епархии, обучался в Троицкой семинарии под руководством Платона. По окончании курса, он проходил учительские должности в той же семинарии. В 1768 году Подобедов был пострижен в монашество и переведён в Московскую славяно-греко-латинскую академию, где занимал должности сначала проповедника, потом префекта и с 1774 года – ректора. В 1778 году Амвросий был рукоположен во епископа севской епархии и викария московской митрополии, а в 1781 году вызван был Платоном в Москву для пособия по делам епархиального управления и переведён был на крутицкую епархию. Через четыре года Амвросий назначен архиепископом казанским и своё десятилетнее управление казанской епархией ознаменовал ревностными заботами о благоустройстве местной семинарии. В 1795 году архиепископ Амвросий вызван был в Петербург для присутствования в Св. Синоде, а по увольнении Гавриила от управления петербургской епархией, назначен на его место и с этого времени стал во главе церковного управления в качестве первенствующего члена Св. Синода.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

Москва. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью «Промышленник К.М.Матвеев, владевший усадьбой во второй половине XVIII века, выстроил церковь Михаила Архангела (начало 1780-х гг.). Церковь имеет продольно-осевую планировку. К основному кубическому объему храма, над которым возвышается глухая ротонда, увенчанная куполом и четырьмя люкарнами, примыкают равные по высоте и ширине трапезная и алтарная часть. На южном и северном фасадах трапезная имеет по три окна, алтарная часть – по одному. Основной объем оформлен каннелированными пилястрами и прорезан двумя рядами окон. Элементы декора храма частично выполнены из белого камня. Интересен интерьер церкви. Внутреннее помещение не квадратное в плане, как можно было бы ожидать, исходя из внешнего вида здания, а круглое, причем его диаметр равен внутреннему диаметру венчающей ротонды. Ротонда как бы встроена нижней своей частью в кубическое основание. Подобный прием является характерной чертой архитектуры барокко, влияние которой чувствуется в этом раннеклассицистическом памятнике. Церковная колокольня частично разрушена. Завершение храма не сохранилось». Источник: М.М.Дунаев. «К югу от Москвы», М., 1978 В 1751 году коллежский асессор К.М.Матвеев (1703-1775), «энергичный промышленник из тульских крестьян», купил у корнета лейб-гвардии Конного полка Александра Яковлевича Голицына деревню Остафьево и сельцо Климово. Новый хозяин сразу же соединяет Остафьево с Климовым плотиною через речку Любучу и строит барский дом. В 1758 году Матвеев основывает в Остафьеве сначала красочную, а затем суконную фабрику, положившую начало распространению по всей округе прядильно-ткацкого производства. После его смерти все наследство перешло к жене Анисье, которая в 1778 году получила разрешение на перенос престола великомученика Георгия из старой церкви принадлежащего ей села Резаново. В 1781 году постройка храма была завершена и деревня Остафьево стала именоваться селом Остафьевым. По прошению хозяйки «в вотчине ее Пехрянской десятине деревни Остафьевой» велено его Преосвященством Платоном, архиепископом Московским и Калужским, освятить 1 июля 1782 года новопостроенную церковь «во имя Живоначальные Троицы и в приделе Великомученика Георгия».

http://sobory.ru/article/?object=04352

Троица-Нарядово. Церковь Сошествия Святого Духа. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью На 1908 год в селе было 2 церкви:  1) во имя Святыя Живоначальныя Троицы, каменная, приходская зимняя, ветхая. Церковь построена в 1761 г. тщанием прихожан. 2) Духовская, каменная, крытая железом, летняя и зимняя, прочная. Престол в честь Святого Духа; устроена в 1872 г. на средства бывшего помещика - статского советника Дмитрия Павловича Шипова. В церкви особо чтимая икона Смоленской Божьей Матери написана в Афоне в 1901 г. Прихожан при церкви: в с. Троицком 1 мужчина и 3 женщины, в приходском сельце Ильинские Горки (сц. Ильинское) в 0.5 версте от церкви 4 муж., 3 жен., в деревнях: Никулице в в 1 версте - 19 муж., 24 жен., Покровке в в 1 вер. - 10 муж., 8 жен., Терентьеве в 2 вер. - 127 муж., 124 жен. Справочник. Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии. 1908 г. Троицкое-Нарядово, владельческое село, бывшее имение генерала Алексея Алексеевича Горяинова и его потомства, при бумагопрядильной фабрике. Стоит при пруде, в 33 верстах от Ростова, в нем 14 домов и 17 душ. Бумаго-прядильная фабрика, переходившая к разным владельцам, теперь принадлежит московскому купцу Богомолову, но бывший в октябре 1882 г. сильный пожар уничтожил машины и главный корпус. Каменных одноглавых, в связи с колокольнями, церквей две: одна - во имя Живоначальной Троицы, построена в 1761 г. усердием прихожан, другая - теплая, сооружена в 1872 г. г. Шиповым. Ранее церквей здесь не было. Чудотворных и особо чтимых икон, рукописей и старопечатных книг здесь нет, а из старинных предметов хранится антиминс, выданный в 1781 г. архиепископом Ростовским и Ярославским Самуилом. Этот антиминс в настоящее время по местам дырявый. Крестных ходов в приходе три: Вознесенский, Казанский и Петровский, установленные не в память каких-либо событий, а по усердию прихожан. Церковной земли числится 46 десятин, приход состоит из 3 селений: Троицкого, Терентьева и Никулина. На кладбище, при старой церкви, погребены все прежние владельцы этого имения гг. Горяиновы и находится памятник с немецкой надписью, под которым похоронен директор находящейся здесь фабрики, убитый взрывом паровика. В Троицын день здесь бывает многолюдное трехдневное гуляние. А.А. Титов «Ростовский уезд Ярославской губернии». Москва. В Синодальной типографии, 1885 г. Каменный одноглавый центрический восьмигранный храм с колокольней (не сохр.), построен в 1761 г. на средства прихожан. В советское время закрыт, использовался под молокозавод. В настоящее время заброшен. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=12384

Храм Преображения Господня в Преображенском (Москва) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Преображения Господня в Преображенском — православный храм Московской городской епархии Русской православной церкви, разрушенный в 1964 году и восстановленный в 2015 году. Храм располагается на Преображенской площади в районе Преображенское города Москвы. Головной храм Сухопутных войск Российской Федерации с 1 октября 2015 года. Бытует мнение, что храм Преображения являлся последним храмом, взорванным в СССР, однако это не так: в апреле 1972 года в Москве был взорван храм Казанской Божьей Матери у Калужских ворот. Содержание История [ править править код ] Село Преображенское впервые упоминается в XVII веке, когда царь Алексей Михайлович распорядился построить здесь летний дворец. Широкую известность Преображенское получило во времена Петра I. Здесь базировались потешные войска, сформированные для забав царевича. В 1687 году из потешных войск были сформированы Преображенский и Семёновский полки. Из значимых событий того периода можно отметить основание здесь в 1686 году Преображенского приказа. В 1747 году сержант Преображенского полка приобрел по соседству, в Семеновском, здание старой деревянной церкви. Сруб перевезли в Преображенское и установили на полковом дворе Преображенского полка, на месте полотняной временной церкви. 19 июля 1747 года церковь была освящена в честь небесных покровителей Петра I — апостолов Петра и Павла. Престол во имя Спаса Преображения, ставший впоследствии главным был освящён в 1800 году. Строительство храма [ править править код ] В 1763 году прихожане решили построить новый каменный храм, начался сбор пожертвований. Строительство нового храма было начато через два года, рядом со старой деревянной церковью. К 1768 году строительство было завершено и храм заработал. В 1781 году к нему пристроили придел Петра и Павла и колокольню. Во время московского пожара 1812 года церковь не пострадала, службы в ней не прекращались всё время пребывания в Москве французской армии.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Преображе...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010