Иоанникий (Вакарчук). Поблизости от мон-ря Рынкэчов находится мон-рь Горгану в одноименном селе. На его территории были расположены деревянная церковь (1744) во имя свт. Каллиника Черникского (в 1988 перенесена из с. Дрэгичешти) и часовня во имя исп. Иореста и св. Саввы. Мон-рь до 1996 г. входил в юрисдикцию Арджешской епископии. Настоятель - Иорест (Сума). Церковь прор. Илии мон-ря прор. Илии в с. Арефу. 1995 г. Церковь прор. Илии мон-ря прор. Илии в с. Арефу. 1995 г. В архиепископии основывается много новых мон-рей. Скит Драгославеле во имя вмч. Георгия расположен в 500 м к западу от одноименного села. Был построен в 1929 г. как резиденция для отдыха румын. патриарха. В 1949 г. румынский патриарх Юстиниан (Марина) перенес сюда из Борши деревянную церковь XVII в. В скиту Драгославеле, метохе Бухарестской архиепископии, подвизаются 3 монаха, администратор - архим. Павел (Тодерицэ). Мон-рь Страшного Суда, посвященный Св. Троице, расположенный в с. Йонешти в 7 км от г. Костешти, был построен на территории приходской церкви, рядом с основанным в 1707 г. скитом, ставшим впоследствии мон-рем Бутойул, к-рый после секуляризации монастырских имений был закрыт. В 1999 г. в Троицком мон-ре начато строительство кафоликона. Мон-рь пока не имеет братии, администратор - приходский священник с. Йонешти Корнелий Попеску. Мон-рь Антонешти расположен в 20 км от г. Куртя-де-Арджеш. Церковь, посвященная Рождеству св. Иоанна Предтечи, была основана в 1943 г. на участке, пожалованном Георгием Ербашу. В 1995 г. по инициативе еп. Арджешского Каллиника был образован мон-рь. Церковь была заново освящена 24 июня 2004 г. В мон-ре 3 насельницы, настоятельница - мон. Филофея (Влежу). Мон-рь во имя прор. Илии в с. Арефу был основан архиеп. Каллиником в 1995 г. 1 дек. 1998 г. был основан приписной к мон-рю Преображенский скит. Братию составляют 4 монаха, настоятель - иером. Виссарион (Приставус). Мон-рь Ведя (коммуна Ведя) в 29 км от Питешти был основан в 2007 г. при поддержке архиеп. Каллиника. Кафоликон посвящен Св.

http://pravenc.ru/text/2564344.html

Лит.: Маловский В., свящ. Игуменья Пензенского жен. мон-ря Надежда: (Некр.)//Пензенские ЕВ. 1879. Ч. неофиц. 22. С. 30-36; Дубасов И. И. Загадочная монахиня//ИВ. 1881. Т. 4. 3. С. 691-694; Киреев А. А. Белая монахиня в Пензе в нач. 1860-х гг.//РС. 1889. Т. 63. 7. С. 193-194; Мешков Г. И. Пензенский Троицкий жен. мон-рь//Сб. Пензенского губ. стат. комитета. 1893. Вып. 1. С. 1-4 (3-я паг.); Х[вощёв] А. [Л.] Пензенский Троицкий жен. мон-рь//Пензенские ЕВ. 1904. Ч. неофиц. 10. С. 349-375; Пензенская епархия: Ист.-стат. описание. Пенза, 1907; М. Игум. Рахиль, настоятельница Пензенского жен. мон-ря: (Некр.)//Пензенские ЕВ. 1909. Ч. неофиц. 6. С. 239-244; Артоболевский С. Таинственная старица: (Из архивных дел XIX в.)//Там же. 1910. 19. С. 752-772; То же//РС. 1910. Т. 141. 3. С. 665-679; Дворжанский А., Шишлов С. Красота и трагедия//Пензенская правда: Газ. 1989. 3 нояб.; Тюстин А. [В.] «Пребывая в безмолвии…»//Мир людей: Газ. Пенза, 1997. 9 янв. С. 4; он же. Игуменьи//Точка зрения: Газ. Пенза, 1998. 12 авг. С. 4; он же. Пензенский некрополь XVII - нач. XX в. Пенза, 2013; Дворжанский А. И. Пензенский Троицкий жен. мон-рь//Пензенские ЕВ. 1998. 3. С. 3-4, 6; 6. С. 37-47; 8. С. 61-67; он же. История Пензенской епархии. Пенза, 1999. Кн. 1: Ист. очерк; он же. Троицкий жен. мон-рь//Губ. город Пенза на старых фотографиях (кон. XIX - нач. XX вв.). Пенза, 1999. С. 64-68; То же//Губернский город Пенза на рубеже XIX-XX вв. Пенза, 2001. С. 160-162; он же. Пензенский Троицкий жен. мон-рь//Рус. монастыри: Юж. часть Центр. региона России. Новомосковск; М., 2005. С. 127-143; он же. Пензенский Троицкий жен. мон-рь. Пенза, 2015; Дусавицкая В. А. Троицкий жен. мон-рь в Пензе//Вопросы планировки и застройки городов: Мат-лы IX Междунар. науч.-практ. конф. Пенза, 2002. С. 123-125; Белохвостиков Е. П. По мон-рям Пензенского края. Пенза, 2010; он же. Пензенский Троицкий жен. мон-рь//Пензенские ЕВ. 2011. 7. С. 33-40; Дворжанский А. И., Шишкин И. С. Топонимика Пензы. История пензенских улиц: Ул. Троицкая. М., 2012. С. 153-178; Праведный верою жив будет: Пензенский мартиролог пострадавших за веру Христову/Сост.: А. И. Дворжанский, С. В. Зелёв, прот. В. Клюев. М., 2014; Логинова Т. В. Игумения Митрофания (Перетягина): Очерк. Пенза, 2015; Мешков Г. И. Записки о г. Пензе/Публ.: Е. Е. Жаринова//Пензенское краеведение. 2015. 4(16). С. 9-10, 12-14.

http://pravenc.ru/text/2579948.html

Фактически к правосл. Церкви присоединились только Чонский Успенский мон-рь и 5 семей старообрядцев в Белице. Движение возглавил настоятель Чонского мон-ря иером. Сергий (Юршев) . 10 марта 1799 г. Чонский мон-рь перешел в непосредственное подчинение Могилёвскому епископу, в 1800 г. император пожаловал обители более 110 дес. земли. По указу Могилёвской консистории от 8 мая 1822 г. Чонский монастырь был приведен в «полное соединение с православной Церковью», там перестали совершать богослужения по старопечатным книгам. По решению Синода от 28 сент. 1828 г. Чонский мон-рь был снова утвержден как единоверческий вслед. отказа большинства иноков и прихожан переходить на «новый обряд». В 1839 г. был закрыт Макариевский Добрушский старообрядческий мон-рь в 25 верстах от Гомеля (существовал близ совр. пос. Рассвет Добрушского р-на). Не позднее 1844 г. он был возобновлен как единоверческий. Чонский мон-рь, упраздненный 4 авг. 1845 г., был приписан к Макариевскому. В 1844-1845 гг. при поддержке братии Малиноостровского единоверческого скита предпринималась попытка преобразовать опечатанный в 1839 г. Лаврентиевский старообрядческий мон-рь (существовал в лесном урочище Лаврентьева Дача близ совр. с. Прибор Гомельского р-на) в единоверческую обитель. После неоднократных отказов со стороны насельников принять единоверие Лаврентиевский скит в мае 1845 г. был окончательно упразднен, храм разобран, имущество распределено между единоверческими приходом в с. Добрянка (ныне Поддобрянка Гомельского р-на) и Добрушским Макариевским мон-рем. В 1849 г. была открыта единоверческая часовня в слободе Огородня-Гомельская, в 1869 г. ее прихожане вновь примкнули к старообрядцам. 8 дек. 1850 г. были упразднены старообрядческие Клёнкский Пахомиевский муж. мон-рь и приписной к нему Никольский муж. скит (существовал между дер. Тарасовка совр. Ветковского р-на и дер. Леонтьево совр. Добрушского р-на). В 1852 г. Синод отклонил предложение Могилёвского архиеп. Анатолия преобразовать закрытые мон-ри в скиты или отд-ния Макариевского мон-ря. В 1850 г. был упразднен старообрядческий Спасо-слободской женский мон-рь в Гомеле. 29 июня 1852 г. находившаяся при нем Ильинская ц. была освящена как единоверческая, церковная утварь поступила из Макариевского мон-ря. В 1854 г. к Ильинской ц. приписали 2 церкви в слободе Нов. Крупец, с 1846 г. действовавшие как единоверческие.

http://pravenc.ru/text/2563894.html

Последняя папская булла Е. в. м. была дана Урбаном VIII в 1630 г. ( Eckenstein. 1921. P. 178). Подворье Е. в. м. в Мессине существовало до кон. XVII в. Синаиты имели множество метохов в венецианских владениях, особенно на Крите. Разорение этих имений в ходе Кандийской войны сер. XVII в. тяжело сказалось на экономике мон-ря. Судя по всему, зап. финансовая помощь Е. в. м. прекратилась в XVII в. Лат. часовня в мон-ре пришла в запустение и развалилась на рубеже XVII и XVIII вв. Точно так же были заброшены часовни монофизитских исповеданий. Е. в. м. укреплял свои связи в правосл. мире, большая часть к-рого входила, как и Синай, в состав Османской империи. Начиная с 1497 г. валашские и молдав. господари направляли в мон-рь денежные пособия. Придел св. Иоанна Крестителя в соборе был перестроен в 1576 г. на средства валашского господаря Александру II Мирчи. До 1586 г. Е. в. м. была пожертвована гетманом М. Баликэ обитель Фрумоаса под Яссами. В XVII-XVIII вв. правители и бояре Дунайских княжеств продолжали жаловать мон-рю земельные угодья, мон-ри, деревни и др. недвижимость. Среди синайских владений упоминается мон-рь во имя св. Параскевы в Яссах (1610), сожженный крымскими татарами в 1650 г. По завещанию бывш. патриарха К-польского Афанасия III Пателлария , к Е. в. м. в 1654 г. в качестве подворья был приписан мон-рь свт. Николая Чудотворца в Галаце. В 1703 г. валашский господарь св. Константин (Брынковяну) передал во владение синаитов основанный им Рымникский мон-рь (Рымнику-Сэрат) вместе с имениями. Мон-рь Мэрджинени под Бухарестом с приписанными к нему землями и деревнями был подарен Е. в. м. в 1731 г. семействами Кантакузино и Филипеску. В 1-й пол. XVIII в. молдав. господарь М. Раковицэ пожертвовал Синаю мон-рь Фыстыч с 10 деревнями ( P curariu. IBOR. Vol. 1-2. Passim; Порфирий (Успенский). Второе путешествие. 1856. С. 273-279, 310-312; Чеснокова. 2007. С. 110). Мон-рь вмц. Екатерины. Литография. 1872 г. Мон-рь вмц. Екатерины. Литография. 1872 г. К нач. XIX в. во владении Е.

http://pravenc.ru/text/189637.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИГУМЕНИЯ [ γουμνη, γουμνισσα - управительница, руководительница], настоятельница мон-ря. В древней Церкви наряду с появлением муж. мон-рей стали создаваться и жен. общины, приобретавшие затем статус мон-ря, во главе к-рого стояла настоятельница. О существовании И. в древней Церкви свидетельствуют упоминания у Иоанна Мосха: «...сестра его была настоятельницей (γουμνη) женской обители» ( Ioan. Mosch. Prat. spirit. 128//PG. 87. Col. 2992B); эпиграфика, напр. надпись в юж. некрополе Иерусалима: «Θκη διαφρ[ουσα] Θκλα Σεβα[στ] γουμ[ν] μοναστηρου Βε[ν]του Γεωργου» (Гробница, принадлежащая Фекле Августе, игумении монастыря св. Георгия), Фекла, как считают некоторые исследователи (Ш. Ж. М. Вогюэ), была сестрой визант. имп. Михаила III (IX в.) ( Leclercq. Col. 2381). Среди И. были такие, к-рые именовались и архимандритиссами (ρχιμανδρτισσα или ρχιμανδρτις), напр. св. Евпраксия (ActaSS. Mart. T. 2. P. 923). Первый жен. мон-рь основал св. Пахомий Великий для своей сестры Марии. Богатая римлянка прп. Мелания Старшая († 439) основала мон-рь на Масличной горе, римлянка Павла († 404) также учредила мон-рь (блж. Иероним Стридонский перевел для нее расширенные правила св. Пахомия), Мелания Младшая (V в.) прославилась основанием мн. мон-рей. Основательницами мон-рей часто являлись царские особы, князья, богатые женщины, нек-рые из последних вкладывали все свое состояние в мон-рь, становились настоятельницами и впосл. И. Визант. имп. св. Ирина ок. 1114 г. устроила жен. мон-рь во имя Богородицы Благодатной (Κεχαριτωμνης), составив для него подробный устав и определив содержание ( Соколов. С. 159). На Руси первый жен. мон-рь - Ирининский - был основан в 1-й пол. XI в. св. блгв. кн. Ярославом Мудрым; владимирский Успенский жен. мон-рь (Княгинин) был построен в XIII в. вел. кн. Владимирским Всеволодом Большое Гнездо по обету жены Марии, принявшей в мон-ре постриг с именем Марфа (Русские монастыри. 1995. С. 223). В XIV в. супругой кн. Димитрия Донского был основан Вознесенский мон-рь в Кремле. Усманский в честь Успения Пресвятой Богородицы Софийский женский монастырь , упраздненный и обветшавший, отстроила в 1799 г. «майорская дочь» Н. Фёдорова, к-рая все свое имущество передала обители ( Смолич. С. 298). Основательницей Аносина Борисоглебского женского монастыря (1823) была кнг. Евдокия Мещерская (урожд. Тютчева), свт. Филаретом Московским она была пострижена в монашество (иноческое имя - Евгения ) и поставлена И. мон-ря (Там же. С. 297-298).

http://pravenc.ru/text/293527.html

Упраздненные: Нейвинский в честь Введения во храм Пресв. Богородицы (муж., на р. Нейве в Ирбитском у. Пермской губ., основан до 1621, упразднен ранее 1785), невьянский в честь Богоявления (муж., в Невьянске, основан в 1621, упразднен в 1785), Красносельский в честь Введения во храм Пресв. Богородицы (жен., в Ирбитском у. Пермской губ., основан в 1848 как община, преобразованная в мон-рь в 1899, закрыт в 1924), Колчеданский в честь Покрова Пресв. Богородицы (жен., близ с. Колчеданского Камышловского у. Пермской губ., основан в 1850 как община, преобразованная в мон-рь в 1901, закрыт в 20-х гг. XX в.), Кыртомский в честь Воздвижения Креста Господня (муж., в Ирбитском у. Пермской губ., основан в 1871 как община, преобразованная в мон-рь в 1893, закрыт в 20-х гг. XX в.), Бобровский Алексеевский (жен., на р. Бобровке, близ совр. с. Фоминского Алапаевского р-на, основан в 1895 как община, преобразованная в мон-рь в 1915, закрыт в 1928), Сербишинский в честь Введения во храм Пресв. Богородицы (жен., в дер. Сербишино Верхотурского у. Пермской губ., основан в 1895 как община, преобразованная в мон-рь в 1916, закрыт в 1935), верхотурский в честь Успения Пресв. Богородицы (жен., в Верхотурье, основан в 1902 как община, преобразованная в мон-рь в 1913, закрыт в 1924), камышловский в честь Покрова Пресв. Богородицы (жен., в Камышлове, основан в 1998, в наст. время не действует). Ранее входившие в Екатеринбургскую епархию: далматовский в честь Успения Пресв. Богородицы (муж., в г. Далматово Курганской обл., основан в 1644, закрыт в 1923, возрожден в 1992, ныне в Курганской и Шадринской епархии), Верхнетеченский в честь Введения во храм Пресв. Богородицы (жен., в с. В. Теча Катайского р-на Курганской обл., основан в 1680, упразднен в 1764, возрожден в 1861 как Свято-Троицкая община, в 1868 преобразованная в мон-рь, закрыт в 1924, возрожден в 1995, ныне в Курганской и Шадринской епархии), далматовский в честь Введения во храм Пресв. Богородицы (жен., в с. Далматовском (ныне г. Далматово Курганской обл.), основан в 1680, закрыт в 1764, на территории совр. Курганской и Шадринской епархии), Каслинский в честь Казанской иконы Божией Матери (жен., в поселке при Каслинском заводе Екатеринбургского у. Пермской губ., основан в 60-х гг. XIX в. как община, преобразованная в мон-рь в 1904, закрыт в 20-х гг. XX в., на территории совр. Челябинской и Златоустовской епархии).

http://pravenc.ru/text/189617.html

В 1812 г. недалеко от Измаила был основан Никольский муж. мон-рь, в к-ром жили 36 насельников. Иноки построили деревянную церковь, 6 келий, 15 землянок и ветряную мельницу. Мон-рь владел 240 дес. земли, имел ок. 900 голов крупного рогатого скота, более 200 лошадей, сад и виноградник. Никольский мон-рь был посредником между российскими и заграничными старообрядцами, из-за чего и был ликвидирован властями. В нач. XIX в. муж. мон-рь находился около Силистры, в селении Кючук-Гьоль, во время военных действий 1828 г. он был разрушен тур. войсками. В Измаиле при Никольском старообрядческом храме существовал жен. скит. В 1844 г. здесь проживали 27 инокинь, в 1896 г.- 12. В 1868 г. в Измаиле стараниями измаильского 2-й гильдии купца Н. Беляева был возрожден муж. скит, в 1873 г. в нем жили 20 иноков. В 1863 г. между озерами Кугурлуй и Ялпуг, недалеко от Нов. Некрасовки, был основан Кугурлуйский Архангело-Михайловский муж. мон-рь. В 1865 г. этот мон-рь признали румын. власти. На территории обители действовали 2 храма - во имя арх. Михаила и в честь иконы Божией Матери «Знамение». Кугурлуйский мон-рь был пунктом переправки старообрядцев за границу. Зимой приезжие должны были работать в мон-ре, летом уходили на заработки. В зимнее время численность насельников обители составляла до 60 чел., летом - 5-6 чел. В 1893 г. в обители проживали 40 чел., в 1901 г.- 29, в 1946 г.- 5 чел. В 30-х гг. ХХ в. в Кугурлуйском мон-ре находилась резиденция Измаильского еп. Феогена, после смерти к-рого обитель пришла в упадок. В 1940 г. земля и инвентарь мон-ря были отобраны советской властью, во время румын. оккупации имущество вернули. В 1946 г. уполномоченный по делам религ. культов при СНК УССР по Измаильской обл. не утвердил решение совместного собора старообрядческих Петропавловского (недалеко от Вилкова) и Архангело-Михайловского мон-рей об объединении, поскольку считал, что это приведет к усилению позиций старообрядчества в крае. В 1949 г. Архангело-Михайловский мон-рь закрыли, имущество мон-ря передали в сельскую церковь.

http://pravenc.ru/text/2564036.html

М., 1975. Т. 2. С. 16-17; Булыгин И. А. Монастырские крестьяне России в 1-й четв. XVIII в. М., 1977. С. 44, 203; Журова Л. И. Повесть о Луке Колочском//СККДР. 1989. Вып. 2. Ч. 2. С. 246-248; она же. Сказание о Колочской иконе Божией Матери. Новосиб., 2000; Чернов С. З. Археологическое исследование Колоцкого мон-ря и с. Колоцкое в Можайском р-не//Макариевские чт.: Можайск, 1995. Вып. 3: Апокалипсис в рус. культуре. Ч. 1. С. 102-126; Семенищева Е. В. Колоцкий мон-рь и его основатели: (К 585-й годовщине со времени основания)//ЕжБК. 1998. С. 126-129; она же. Основание Колоцкого Успенского мон-ря и прп. Кирилл Белозерский//Кириллов: Краевед. альм. Вологда, 2003. Вып. 5. С. 52-59; она же. Посещение имп. Александром I города Можайска: По док-там Центр. ист. архива г. Москвы//Можайские краевед. чт. Можайск, 2006. Вып. 1. С. 149-156; Анна (Цалите-Нестерова), инокиня. Колоцкий Успенский мон-рь//Моск. журнал. 1999. 11. С. 26-27; Бубенников А. Н. Истинный свет мон-рей блгв. кн. Андрея Можайского - Лужецкого Ферапонтова и Колоцкого//Макариевские чт. 2000. Вып. 7. С. 501-513; Земцов В. Н. Наполеон в Бородинском сражении//Памятники отечества. М., 2000. Вып. 47: «Славься в век, Бородино!» С. 78-93; Успенский Колоцкий жен. мон-рь//Новая книга России. М., 2000. 11. С. 7-11; Ушаков В. К. Колоцкий мон-рь - памятник Отечественной войны 1812 г.//Макариевские чт. 2000. Вып. 7. С. 548-563; Мельникова Л. В. РПЦ в Отечественной войне 1812 г. М., 2002. С. 158; Успенский Колоцкий жен. мон-рь//Моск. ЕВ. 2002. 9/10. С. 39-42; Волкова Л. П. Девятый Всероссийский патриарх Иоаким (Савелов): (Мат-лы по истории можайского рода Савеловых)//Макариевские чт. 2003. Вып. 10. С. 579-592; Успенский Колоцкий жен. мон-рь: Ист. описание. Можайск, 2005, 20092; Фотиния (Тамулёнок), мон. Успенский Колоцкий жен. мон-рь//ЖМП. 2006. 12. С. 42-53; Алексеева М. Про мон-рь Колоцкий...//Подмосковный летописец. 2007. 3(13). С. 39-44; «В некоем месте наиде икону Пречистыя Богородицы»//Рус. инок. М., 2007. Окт. С. 61-66; Пэнэжко О., прот.

http://pravenc.ru/text/1841794.html

Монастырь Нэстурелу Монастырь Нэстурелу Церковь свт. Николая Чудотворца мон-ря Комана. 1854 г. На территории епископии действует ряд мон-рей, большей частью новых. Мон-рь Плэвичени в с. Дуду, известный также как Алунишул, был основан господарем Матеем I. Строительство было завершено 2 мая 1648 г. на средства Драгомира Добромиреску, сына вел. бана Крайовы Добромира, и Елены, дочери Раду, ключника из Брынковени, близкого родственника Матея I. Среди игуменов мон-ря известен Иеремия Какавела, учитель молдав. господаря Дмитрия Кантемира. Мон-рь сильно пострадал от землетрясения 1802 г. и через несколько лет был закрыт. В 1820 г. приходская церковь Плэвичени стала метохом церкви Крецулеску (Бухарест). Мон-рь был возобновлен в 2002 г., братию составляют 10 монахов, настоятель - протосинкелл Феоктист (Молдовану). Мон-рь во имя вмч. Пантелеимона в Силиштя-Гумешти расположен в 30 км от г. Рошиори-де-Веде. В 1754 г. боярин Раду Штирбей пожаловал место для основания скита. В 1945 г. скит был уничтожен, на его месте построены казармы воинской части. 18 дек. 1995 г. эти строения были переданы вновь основанному мон-рю. Кафоликон во имя вмч. Пантелеимона находится в стадии строительства, богослужения совершаются в часовне во имя свт. Иоанна Златоуста. Монастырь приобрел известность в 2004 г. благодаря мироточению многочисленных икон и стал местом паломничества. Подвизаются 15 монахов, настоятель - протосинкелл Антоний (Лицэ). Мон-рь Адэмешти в 6 км от Александрии был основан в 1991 г. епископом Арджешским Каллиником (Аргату) и функционировал в качестве жен. мон-ря до 1996 г., когда был закрыт. В 2002 г. еп. Галактион открыл мон-рь как мужской. Церковь мон-ря посвящена Рождеству Пресв. Богородицы, часовня - св. Иоанну Русскому. В мон-ре - 5 монахов, игумен - иером. Фанурий (Бельдиман). Мон-рь Брынчени в 39 км от Александрии был основан в 1998 г. Церковь мон-ря посвящена Рождеству св. Иоанна Предтечи. Мон-рь окружен стенами с высокой колокольней, на его территории находятся кельи и трапезная.

http://pravenc.ru/text/2564344.html

Наибольшее культурное и духовное значение Б. о. имел для Скандинавских стран, особенно для Швеции. В ср. века в Вадстенском мон-ре была собрана внушительная б-ка. Члены братства активно переводили богословскую и религиозно-просветительскую лит-ру, создавали молитвенники, сборники проповедей. В гомилетических произведениях членами ордена активно пропагандировались «добрые дела» и необходимость упования на Бога. Социально-этический идеал, содержащийся в проповедях, включал помощь ближнему, скромность и целомудрие, следование традициям - «добрым старым христ. обычаям». Для созданных в биргиттинских мон-рях переводов и собственных сочинений были характерны активное использование архаической древнесканд. лексики, влияние лат. синтаксиса, красивый ритм, обилие параллелизмов. В целом эти произведения сыграли большую роль в развитии сканд. лит-ры и культуры. Члены ордена, особенно его руководители, играли в позднесредневек. Скандинавии важную общественно-политическую роль, имели тесные контакты с королями и правителями североевроп. стран, делавших в числе проч. щедрые дарения в пользу биргиттинских мон-рей. Ряд обителей, имевших значительные земельные владения, вели собственное хозяйство, активно занимались торговлей. В эпоху Реформации мн. мон-ри, включая Вадстенский, сохранившие верность католич. Церкви, были закрыты. Однако в XVII-XVIII вв. в ряде стран (Испания, Мексика, Польша, Нидерланды) возникают новые, уже только либо жен., либо муж. мон-ри Б. о. Большинство их, в т. ч. все муж., были закрыты в наполеоновскую эпоху. В наст. время жен. обители Б. о. сохранились в Англии (2, в т. ч. Сайон-Абби), Нидерландах (2), Германии (1), Испании (5), Мексике (2); вновь основан мон-рь в Вадстене, в 2001 г. восстановлен мон-рь в Таллине. Кроме того, на роль наследника Б. о. претендует т. н. орден Святейшего Спасителя (Ordo Sanctissimi Salvatoris), основанный в 1911 г. мон. Элизабет Хессельблад. В 1946 г. папа Пий XII признал эту конгрегацию «живой ветвью древнего ордена, основанного св. Биргиттой». Этот орден осуществляет активную благотворительную деятельность в Европе, Азии, Лат. Америке.

http://pravenc.ru/text/149215.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010