Германа, при молдав. господаре Александру Лэпушняну. Об этом кроме исторических источников свидетельствуют ктиторская надпись кафоликона: «Сей божественный храм… воздвигнут от основания и расписан иждивением благовернейшего господина Иоанна Александра, воеводы всей Молдовлахии, при игумене Феофиле в 1568 г.» - и фреска, где он изображен с супругой и 3 сыновьями. За ходом работ следил Молдавский митрополит Феофан, на покое поселившийся в келлии Д. в Карее и числившийся в братии; его гробница находится в левой части кафоликона Д. Согласно монастырскому преданию, господарь Александру позднее принял постриг с именем Пахомий и был погребен в Д. ( Κριλλος οχειαρτης. Σ. 21-26), впрочем, др. источники приписывают постриг с тем же именем Петру Рарешу ( Lambros. 1895. Vol. 1. P. 256). Еще одним ктитором Д. был Прохор, архиеп. Охридский (1528-1550), о чем свидетельствуют рукописи, помянники Д., ктиторские и дарственные надписи. Крупнейшим его вкладом помимо передачи многочисленных богослужебных книг является строительство монастырского крыла, где в наст. время располагается трапезная. В 1568 г., сразу после окончания строительства храма, монахи Д. были вынуждены вновь обратиться за помощью к молдав. правителям, когда тур. султан Селим II конфисковал всю движимую и недвижимую собственность Д. и продал ее светским лицам. Господарь Богдан и его мать Роксандра выделили 165 тыс. аспров на выкуп имущества Д. В 1570 г. был составлен торжественный договор при условии, что монахи ежегодно на праздник свт. Николая Чудотворца будут совершать всенощное бдение в память ктиторов и устраивать трапезу для всех оказавшихся в этот день в обители ( Χριστφορος (Κτενς), ρχιμ. 1928. T. 5. Σ. 108-111). В 1560-1567 гг. игуменом Д. был прп. Феофан. Когда турки взяли в плен и вынудили принять ислам его племянника, прп. Феофан поехал в К-поль, освободил его, привез в мон-рь и постриг в монахи. По законам Османской империи за обращение мусульман в христианство полагалась смертная казнь, и потому братия, убоявшись угроз турок, просила прп.

http://pravenc.ru/text/180375.html

к экономическому кризису, так что становилось необходимым вмешательство экзархов Патриархии. Так, в 1799 г. по просьбе монахов Патриархия создала комиссию из 5 святогорских отцов для переписи доходов и расходов за время служения скевофилакса Кирилла Хиосского с целью передачи этой должности др. лицу. Однако произведенные перемены не принесли желаемого результата, и в 1810 г. для исправления ситуации были назначены 3 патриарших экзарха-святогорца. Мон-рь Дохиар. Рис. В. Г. Григоровича-Барского. 1744 г. Мон-рь Дохиар. Рис. В. Г. Григоровича-Барского. 1744 г. В годы национально-освободительной революции 1821-1829 гг. монахи Д. приняли участие в вооруженном сопротивлении, войдя в состав тысячного святогорского отряда. После поражения восстания в Сев. Греции для получения амнистии Д. был вынужден отправить в К-поль в качестве заложника мон. Гавриила, уплатить двойные налоги за время восстания и на свои средства содержать разместившийся в обители тур. гарнизон. Поскольку Д. был не в состоянии платить жалованье начальнику гарнизона (2,5 тыс. грошей), тот отправился на подворье в Эрмилии и побоями и истязаниями заставил его эконома мон. Мефодия продать подворье в 1832 г. (позднее оно было возвращено Д. через суд). Начальствующая братия с казной и святынями временно покинула мон-рь. Из 150 монахов, проживавших в обители до восстания, осталось 38. За время тур. оккупации Афона Д. лишился всех невывезенных ценностей, в т. ч. серебряных рак и мощевиков, подворья были разграблены, а скот отобран. Для укрепления дисциплины в обители было решено письменно просить Патриархию о замене идиоритмического устава киновиальным. Прошение это, подкрепленное личным присутствием в столице игум. Феоны, было удовлетворено на Синоде в 1834 г. Патриарх Константин I, зная трудности подобного перехода, прислал монахам письмо, в к-ром оговаривал правила и назначал на год временного игумена - Стефана из Дионисиата. Однако это начинание не увенчалось успехом из-за сопротивления ряда должностных лиц мон-ря.

http://pravenc.ru/text/180375.html

Двор мон-ря Кастамонит Ок. 1474 г. кастамонитский игум. Онуфрий, эконом Онуфрий и 2 неизвестных монаха принимали участие в работе комиссии (эпитропии) старейших монахов из Портареи, определившей границы между К. и Дионисия преподобного мон-рем (Actes de Dionysiou. 1968. N 32). В дек. 1478 г. мон-рь, названный Козмни (Кастамонит), указом Дауда ибн Абдаллаха (бейлербея Румелии с резиденцией в Скопье) получил подтверждение своих прав на некое владение (неопубликованный тур. акт от 16-25 дек. 1478). В 1483 г. произошла тяжба между Великой Лаврой и К. из-за границ между К. и Ксирокастром, собственностью Лавры. К. захватил часть земель Великой Лавры и даже выстроил на них башню. Решение собрания в Карее, принятое 15 июня 1483 г., определило границу по «реке», отделяющей в наст. время земли К. от владений Зографа (Actes de Kastamonitou. 1978. Append 3). В 1491 г. в тур. суде в Фессалонике решался спор К. с Кутлумушем, где К. представлял мон. Исаия: предметом тяжбы стала мельница обители Скамандрину, которую К. «давно» приобрел за 600 аспр (неизданные тур. акты от 4-13 нояб. и 24 нояб.- 3 дек. 1491). Исаия также подписал акт Карейского собрания между 1494 и 1496 гг. (Actes de Dionysiou. 1968. N 38). В 1493/94, 1496, 1501, 1504/05, 1507 гг. К. представлял в Карейском собрании старец Иосиф, подписывавший акты по-славянски (Ibid. N 36, 39; Actes de Docheiariou. 1984. N 62; Actes du Pantocrator. 1991. N 29; неопубликованные акты мон-рей Дохиар и Ватопед - Παυλικινωφ. 2002. Σ. 54), как и др. представитель К., Пахомий, в 1503 г. (Actes de Dionysiou. 1968. N 42). Согласно неопубликованным тур. актам, в 1494 и 1504 гг. мон-рь получил еще неск. дарений, в 1511 г. имел тяжбу с соседями по поводу своих владений в г. Эзева (Эзова, Эзивы). В мае 1513 г. прот Савва установил новую границу между К. и Зографом после спора мон-рей, вызванного приобретением зографскими монахами Ксирокастра; признавая решение прота, кастамонитский игум. Нестор поставил слав. подпись на акте, отправленном в Зограф (Actes de Zographou. 1911. N 56; Oikonomid è s. 1978. P. 8; Actes de Kastamonitou. 1978. Append 3). 16 июня 1513 г. у К. уже был др. игумен, от чьего имени известен только первый слог «Фео» (Actes de Dionysiou. 1968. P. 215), а в сент. 1515 г. новый кастамонитский игум. Иоанникий подписал по-гречески акт Карейского собрания (неизданный акт Великой Лавры). Славянские подписи кастамонитских монахов (среди к-рых были как сербы, так и болгары) встречаются до 1541 г. ( Παυλικινωφ. 2002. Σ. 56-57).

http://pravenc.ru/text/1681303.html

Когда в 1922 г. греч. правительству было необходимо разместить на территории Греции 1,3 млн беженцев из М. Азии и оно обратилось с просьбой предоставить во временную аренду монастырские подворья, отцы Д. оставили для своих нужд 2 подворья, а остальное передали в аренду (22 сент. 1923). Процесс оформления «аренды» продлился 10 лет, в результате чего Д. почти полностью лишился крупнейших подворий, не удержав даже того, что собирался оставить. Постепенно были проданы по низким ценам и др., более мелкие владения, средства от их продажи Д. не смог выгодно вложить (как правило, в строительство зданий в Фессалонике, к-рые в наст. время не приносят Д. заметного дохода). В 1926 г., вскоре после принятия «Уставной хартии» (1924), Свящ. Кинот обратился ко всем афонским мон-рям с требованием составить устав внутренней жизни и самоуправления, согласовав его с общими правилами. Этим уставом, утвержденным Свящ. Кинотом в 1927 г., Д. руководствовался в течение 53 лет. Новый внутренний устав Д. из 64 пунктов, составленный в 1944 г. в конце периода нем. оккупации и во время захвата Афона отрядами коммунистической оппозиции, просуществовал лишь неск. месяцев, затем стал действовать прежний устав. В посл. трети XX в. в связи с сокращением числа приходящих в мон-рь для пострига, постепенным уходом из жизни старых насельников, уменьшением доходов и продолжением процесса продажи монастырской собственности возникла необходимость введения в Д. общежительного устава - преобразования, давшего результат в др. святогорских обителях. В 1975 г. рассматривался вопрос о заселении Д. путем приема иноков из мон-ря Филофей с условием, что при переходе обители на общежительный устав образ жизни старых монахов не изменится. Однако у этого проекта нашлись противники, и он не был осуществлен. Попытки начальствующих Д. решить проблему нехватки людей путем приема сомнительных братьев (зилотов из мон-ря Эсфигмен и др.) привели руководство мон-ря к противостоянию с правлением Св. Горы. В ответ на это и нек-рые др. действия, противоречащие внутреннему уставу Д., Свящ. Кинот в сент. 1979 г. назначил комиссию из 3 членов для принятия участия в собраниях старцев Д. с целью решить вопрос заселения обители. После достижения согласия среди членов собрания был назначен 15-дневный срок для переговоров с различными обителями, и в сент. 1980 г. с благословения игумена мон-ря Кутлумуш архим. Христодула в Д. перешли 6 монахов и 2 послушника. Затем был поднят и положительно решен вопрос о переходе на киновийный устав, к-рый был официально утвержден патриаршим сигиллием от 26 февр. 1980 г. с назначением наместником Д. иером. Кирилла.

http://pravenc.ru/text/180375.html

Хрисовул молдав. господаря Александра Лэпушняну. 1568 г. (Протат) Хрисовул молдав. господаря Александра Лэпушняну. 1568 г. (Протат) В XVI в. афонским мон-рям покровительствовали господари Петру Рареш (1527-1538; 1541-1546), Александру Лэпушняну (1552-1561; 1564-1568), Петру Хромой (1574-1579; 1582-1591) и Иеремия Могила (1595-1606). Петру Рареш даровал значительные денежные суммы мон-рю Хиландар, с его помощью в 1535 г. началось переустройство мон-ря Каракал, была восстановлена и расписана большая церковь мон-ря Дионисиат. В 1533 г. он же дал вкладом в Зограф водяную мельницу в местности Каламария на Халкидике. В ближайшем окружении Петру Рареша находились сановные бояре, снискавшие известность как монастырские ктиторы. Так, великий логофет Гавриил Тротушан, одно время бывший советником господаря, в 1536-1537 гг. в мон-ре Пантократор построил новые келлии и устроил колодец. Господарь Александру Лэпушняну даровал Ватопедскому мон-рю значительные доходы от таможенных сборов в Салониках. После его смерти супруга Руксандра подарила мон-рю неск. сел, а в мон-ре Дионисиат, в храме к-рого еще при жизни валашского правителя на его средства был написан иконостас, она возвела трапезную и больничный корпус. Мон-рь Дохиар, разграбленный и разрушенный турками, был полностью восстановлен и расписан на средства Александру Лэпушняну и его супруги, о чем сообщает сохранившаяся настенная надпись. Султан Селим II (1566-1574) выставил на торги имущество тех афонских мон-рей, к-рые не могли уплатить подати. Тогда госпожа Руксандра вместе с сыном Богданом Лэпушняну (1568-1572) выкупила мон-рь Дохиар, выплатив 165 тыс. аспр. В этот мон-рь удалился на покой, оставив в 1587 г. кафедру, митр. Молдовы Феофан II. Здесь в 1598 г. в нартексе большой церкви митрополит был похоронен. Руксандра помогла также мон-рям Зографскому и Каракалу выкупить их имущество у турок, соответственно за 52 тыс. и 35 тыс. аспр. Хрисовул молдав. господаря Иеремии Могилы. 1606 г. (мон-рь Ватопед) Хрисовул молдав. господаря Иеремии Могилы. 1606 г. (мон-рь Ватопед) В XVII в. в княжестве Молдова, как и в Валахии, большую роль в связях с А. играли мон-ри, пожалованные св. местам правосл. Востока. Ватопедскому мон-рю были «преклонены» мон-ри Голия и Бэрбой в г. Яссы, ц. Пречиста в Галаце; храму в Карее - мон-рь Трех Святителей в Яссах, его ктитором был господарь Василе Лупу (1634-1653). Зографскому мон-рю были пожалованы Константином Кантемиром (1685-1693) доходы мон-ря Кэприана, расположенного на Левобережье Прута, к к-рому были приписаны 25 сел с обширными земельными угодьями.

http://pravenc.ru/text/Афон.html

Мон-рь Дохиар Мон-рь Дохиар Согласно Житию Афанасия Афонского, к преподобному стекались тысячи людей из разных стран, в т. ч. из Италии, Грузии и Армении. В типиконе Вел. Лавры прп. Афанасий Афонский писал: «даже если какие-то монастыри были основаны за Кадиксом и некие монахи из тех мест придут сюда и изберут себе место в числе наших братий, мы не назовем их чужестранцами» (гл. 27). С полным правом можно утверждать, что А. с этого времени соединял в одну монашескую общину представителей разных народностей, для к-рых Св. Гора стала высшей школой христ. подвижничества. На рубеже X-XI вв. на А., согласно житийным данным, подвизалось ок. 3 тыс. иноков. Иверский мон-рь Иверский мон-рь В 60-х гг. X в. на А. появились первые груз. монахи Иоанн и Евфимий Святогорец (Мтацминдели). Согласно их житию, написанному прп. Георгием Святогорцем, прп. Иоанн еще в молодости стал монахом и подвизался в разных обителях; позднее вместе с сыном Евфимием он попал в К-поль, а оттуда перебрался на Олимп в Вифинию, а затем на А., где был благожелательно принят прп. Афанасием в Вел. Лавре (ок. 965). Вскоре после этого родственник Иоанна Ивира Иоанн Торникий также прибыл на А.; постепенно вокруг них собралась небольшая община груз. монахов, обосновавшаяся близ Вел. Лавры. После успешного подавления Торником мятежа Варды Склира (978) имп. Василий II удостоил его почестей и щедрых пожалований. Вернувшись на А., Торник основал новый груз. (Иверский) мон-рь (979/80), получивший значительные земельные владения (в т. ч. мон-ри Иоанна Колова в Иериссо и св. Климента на А.). Прп. Иоанн Торник стал первым игуменом мон-ря. В нач. XI в., в игуменство прп. Евфимия, «лавра грузин» стала одним из самых крупных мон-рей на А.: здесь проживало ок. 300 монахов, как грузин, так и греков. При Иверском мон-ре возник скрипторий, где сформировалась знаменитая лит. школа. Главную роль здесь играли прп. Евфимий и греч. монах Феофан, осуществившие многочисленные переводы на груз. язык греч. богослужебной и патристической лит-ры. Груз. средневек. словесность многим обязана лит. деятельности Иверского мон-ря. В мон-ре сохранилась значительная коллекция груз. рукописей.

http://pravenc.ru/text/Афон.html

К. на теле под одеждой носит каждый христианин - это т. н. нательный К. Особый К. поверх одежды ( рясы ) носят священники в знак того, что они должны перед всеми исповедовать распятого Христа. Это т. н. наперсный К.: в наст. время в рус. традиции его получает при рукоположении каждый священник; в др. Поместных Церквах право ношения наперсного К. часто дается лишь спустя определенное число лет после хиротонии. Помимо обычных 8-конечных наперсных К. существуют также наградные К. различного статуса (см. ст. Награды церковные ). Крест водосвятный. Ок. 1674 г. (мон-рь Ставроникита, Афон) Крест водосвятный. Ок. 1674 г. (мон-рь Ставроникита, Афон) Среди К., используемых в качестве церковной утвари, следует выделить прежде всего напрестольный, или воздвизальный, К. Он обязательно должен находиться на престоле в алтаре каждого правосл. храма, свидетельствуя при совершении бескровной жертвы - Евхаристии - о том, что Голгофская жертва Христова была принесена на К. Также он постоянно напоминает священнослужителям, что они служат распятому Христу. Согласно богослужебному уставу, епископ или священник должен произносить отпуст каждой Божественной литургии, держа в руках напрестольный К., на Пасху и на Светлой седмице он и начинает, и заканчивает литургию, а также вечерню, утреню, молебен, чин отпевания с напрестольным К. в руках (при этом помимо К. он должен держать еще и свечу или 3-свечник; на практике за пасхальным богослужением часто используется 3-свечник, скрепленный с К. в единую конструкцию). После произнесения отпуста литургии, а также по окончании пасхальных служб священник предлагает прихожанам напрестольный К. для целования. Крест процессионный. IX–X вв. (мон-рь Дохиар, Афон) Крест процессионный. IX–X вв. (мон-рь Дохиар, Афон) Напрестольные К., как правило, используются также и в составе священнодействий изнесения К. и поклонения ему на праздники Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня (14 сент.), Происхождения Честных Древ (1 авг.) и в неделю Крестопоклонную (3-е воскресенье Великого поста). Впрочем, в древней традиции К-поля на эти праздники износился не просто К. как символ, а часть подлинного Древа К. Господня, но поскольку эти священнодействия стали совершаться повсеместно, а своя частица Честного Древа имелась далеко не в каждой церкви, ее заменил либо просто напрестольный К., либо специально изготовленный для таких случаев особо украшенный (как правило, росписью) К.

http://pravenc.ru/text/2459015.html

В кон. XVIII - нач. XIX в. на Афоне работала семейная артель из Галатисты на п-ове Халкидики: мон. Макарий (1746-1814) и его племянники мон. Вениамин († 1834) и иером. Захария († 1822), жившие в Карее. Макарий украсил фресками парекклисион свт. Николая Чудотворца кафоликона мон-ря Ватопед (1780), трапезную Ватопеда (1786), кладбищенскую ц. свт. Николая в Карее (1787), портик над входом в мон-рь Дохиар (1788), наос кафоликона мон-ря Ватопед (1789), нартекс парекклисиона вмч. Димитрия мон-ря Ватопед (1791) и др. Вместе с племянниками он работал над росписями парекклисионов св. Андрея мон-ря Ватопед (1798), св. Архангелов в Иверском мон-ре (1812) и ряда др. афонских храмов. Мастерская Макария, как и действовавшая параллельно на Афоне (ок. 1800) артель Никифора из Аграфы († 1817), находилась под влиянием Дионисия Фурноаграфиота и сочетала его наследие с элементами народного барокко-рококо. Однако стиль Никифора содержит больше зап. элементов (открытая галерея кафоликона Иверского мон-ря (1795), кафоликон мон-ря Зограф (1817)). Прор. Захария. роспись ц. Рождества Пресв. Богородицы в келлии Макареев в Карее. Мастера мон. Вениамин и иеромонахи Захария и Макарий. 1819 г. Прор. Захария. роспись ц. Рождества Пресв. Богородицы в келлии Макареев в Карее. Мастера мон. Вениамин и иеромонахи Захария и Макарий. 1819 г. Без участия Макария Вениамин и Захария поновляли росписи кафоликона мон-ря Хиландар (1803-1804), расписали нартекс кириакона скита вмч. Димитрия (1806 или 1816), принадлежащего мон-рю Ватопед, парекклисион во имя св. Иоанна Предтечи Иверского мон-ря (1815) и др. Вместе со своим братом иером. Макарием († 1866) они расписали кафоликон мон-ря Эсфигмен (1818), парекклисион св. Иоанна Предтечи мон-ря Пантократор (1819), нартекс кафоликона мон-ря Ватопед (1819), ц. Рождества Богородицы при келлии Макареев в Карее (1819) и др. Из работ Вениамина известны также роспись парекклисиона равноап. Константина в мон-ре Кастамонит (1819), парекклисионов святых Космы и Дамиана, ап. Иоанна Богослова и Успения Пресв. Богородицы в мон-ре Ксенофонт (1820), кафоликона мон-ря Осиос Мелетиос на Китероне (1820). Во время Греческого восстания 1821-1829 гг. артель была вынуждена покинуть Афон и временно обосновалась на о-ве Скиатос. После смерти братьев Макарий выполнил фрески над входом в мон-рь Ксенофонт (1842) и ряд др. росписей в этом мон-ре (1845), расписал фиал в мон-ре Хиландар (1847), а также создал множество икон. Учениками братьев были иером. Григориос из сел. Варвара на п-ове Халкидики († между 1873 и 1879), Георгиос Пладас из Галатисты и иером. Вениамин Кондракис из сел. Пилион († ок. 1885).

http://pravenc.ru/text/166461.html

Десница свт. Иоанна Златоуста (мон-рь Филофей на Афоне) Десница свт. Иоанна Златоуста (мон-рь Филофей на Афоне) Афонскими монахами для успокоения паломников была сложена легенда, что в Москву вместо главы И. З. была послана глава свт. Андрея Критского. Однако еще в 1709 г. в перечне ватопедских святынь значилась глава свт. Андрея Критского и не упоминалась глава И. З. ( Ипполит (Вишенский), иером. Пелгримация, или Путешественник... во Святый град Иерусалим. М., 1877. С. 111). Версия о замене нашла отражение в печатных проскинитариях монастыря Ватопед. Однако в откровенных разговорах ватопедцы отрицали напечатанное ( Григорович-Барский В. Г. Второе посещение Св. Афонской горы. СПб., 1887. С. 199-200). Вопрос о святынях остается открытым. В настоящее время в Ватопеде выставлена для поклонения глава, почитаемая как глава И. З. (с нетленным левом ухом). Глава же, привезенная Алексею Михайловичу, была возвращена РПЦ в 1988 г. музеями Московского Кремля и передана в Богоявленский (Елоховский) собор, а затем - в храм Христа Спасителя. В февр. 2010 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла эту главу возили для поклонения в Знаменский Синодальный собор в Нью-Йорке. По кипр. преданию, часть главы И. З. хранится в мон-ре Пресв. Богородицы Троодитиссы . В др. греч. мон-рях также хранятся части мощей И. З.: кисть десницы - в Филофея мон-ре , др. часть десницы - в Большом Метеорском монастыре , 2 части левой руки - в Великой Лавре (плечо - дар императоров Василия II Болгаробойцы и Константина VIII), еще одна часть левой руки - в мон-ре Варлаама (Метеоры), 2 небольшие частицы руки - в монастыре св. Таксиархов на о-ве Серифос, персты - в мон-рях Дохиар , Успения Пресв. Богородицы на о-ве Идра и вмч. Георгия близ Эдипсоса на о-ве Эвбея. Колено находится в мон-ре Варлаама (Метеоры), большая часть голени и еще 4 частицы - в монастыре Пантократор , палец ноги - в мон-ре Вознесения Господня в Гераки (Ераки) близ Амальяды. Небольшие частицы мощей имеются в храме Гроба Господня в Иерусалиме, в Богословской школе на о-ве Халки в Мраморном м., на Кипре - в Киккском мон-ре , мон-ре Хрисорройятисса и в архиепископской резиденции в Никосии, на Афоне - в Иверском мон-ре , Ксенофонта монастыре , Ксиропотаме , Григория преподобного мон-ре , Ставрониките, Павла святого мон-ре , Дионисия преподобного мон-ре , Русском вмч. Пантелеимона мон-ре , Кастамоните , румын. скиту св. Иоанна Предтечи, скитах Новая Фиваида, Ксилургу (Пресв. Богородицы) и ап. Андрея Первозванного. Частицы мощей И. З. хранятся во мн. местах в Центр. Греции: в каталоге О. Мейнардуса указаны 25 мон-рей и 6 храмов (церквей и соборов), в т. ч.- мон-ри Прусу , Дусику , св. Стефана (Метеоры), Иоанна Богослова мон-рь на Патмосе .

http://pravenc.ru/text/541598.html

Ксиропотам - конак-келлия вмч. Димитрия Солунского (на площади Протата). Зограф - конак Преображения Господня (рядом с автобусной остановкой), построенный в 1901 г.; старый конак Вознесения Господня (рядом с новым), храм к-рого украшен фресками 1-й пол. XVIII в., выполненными под влиянием творчества иером. Дионисия Фурноаграфиота, и келлия Всех святых (к северо-западу от Андреевского скита). Дохиар - конак-келлия Всех святых, к-рую мон-рь получил от Хиландара в обмен на келлию свт. Николая Чудотворца (Кохлиара), и новопостроенная келлия ап. Иоанна Богослова (справа от развилки дороги на Иверский мон-рь). В ранее принадлежавшей Дохиару келлии мучеников Евстратия, Евгения, Мардария, Ореста и Авксентия (рядом с Протатом) с 1811 г. действовала известная мастерская граверов по меди. Каракал - конак-келлия Успения Пресв. Богородицы и 3 келлии: Всех святых (за зданием Свящ. Кинота), где работало братство иконописцев-карпенисиотов; Рождества Пресв. Богородицы, или Макареев (за Протатом), получившая название в честь живших в ней в кон. XVIII - 1-й пол. XIX в. художников из Галатисты мон. Макария и 3 его племянников - мон. Вениамина, иеромонахов Макария и Захарии; плохо сохранившаяся Введения во храм Пресв. Богородицы (или Ставрудадико, названная так из-за изготовления крестов), в которой прп. Никодим Святогорец принял постриг в великую схиму от старца Дамаскина и работал над своими сочинениями. Филофея монастырь - конак-келлия равноап. Космы Этолийского (1964) на площади Протата. Келлия Благовещения Пресв. Богородицы мон-ря Симонопетра Келлия Благовещения Пресв. Богородицы мон-ря Симонопетра Симонопетра - конак-келлия Всех святых (куплена в 1877, с 1944 - представительство) и 4 келлии. Одна из них - вмч. Георгия Победоносца (Калафа, το Καλαθ), основанная в XIV в., находится на площади, где останавливаются автобусы, в ней размещен магазин церковных товаров. Остальные вместе с конаком расположены слева от развилки дороги к Иверскому монастырю: Честного Креста; вмч. Мины и свт. Николая Чудотворца (Капрули, το Καπρολη), известная с 1066 г., где в 1512 г. принял монашеский постриг и неск. лет подвизался прп. Дионисий Олимпийский . Фрагменты фресок в храме келлии датируются кон. XV - нач. XVI в. После 1730 г. служила конаком. Здесь жил с учениками старец Хаджи-Георгий. Еще одна келлия, Благовещения Пресв. Богородицы (Кацулиеридес), в овраге Адин, относится к Капсале, а не к К. Она была основана в 1450 г. и куплена Симонопетрой в 1660 г., с 1840 г. в ней размещалась рус. монашеская община, с 1987 г.- община старца архим. Хризостома (Кацулиериса) (канонические игумен и братия Эсфигмена), восстановлена после пожара 1990 г.

http://pravenc.ru/text/1681041.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010