На расстоянии немного менее 3 км от К. расположена монастырская пристань (по соглашению построенная на территории мон-ря Дохиар) с купольным парекклисионом свт. Николая Чудотворца. От древней пристани, находившейся западнее, остались руины башни, первоначально принадлежавшей обители Ксирокастр. Э. П. А., Л. К. Масиель Санчес Библиотека Значительная часть книжного собрания К. (в т. ч. слав. рукописи, подаренные Радичем) утрачена: «Книг же тамо в то время излишных, учительных не бяше, точию место иногда бывшей библиотеки, и в ней малие некие останкы; егда бо монастир обнища, тогда и книги расточишася» ( Григорович-Барский. 1887. С. 271-272). В каталоге, составленном С. Ламбросом, числится 111 рукописей (15 пергаменных, 1 на бомбицине, остальные бумажные), позднее к ним было присоединено еще несколько манускриптов из типикарницы, в т. ч. Ath. Konstamon. 114, содержащий легендарную историю мон-ря и рассказ о событиях на Афоне в 1821 г. Древнейшие манускрипты - «Лествица» прп. Иоанна Лествичника и «Сотницы» прп. Максима Исповедника Ath. Konstamon. 7 (XI в.), Апостол Ath. Konstamon. 101 (XI в.), Евангелие-тетр Ath. Konstamon. 105 (XI в.), Евангелие-апракос Ath. Konstamon. 100 (XII в.), а также листы из рукописи Х в. Ath. Konstamon. 111. Рукопись Ath. Konstamon. 99 представляет собой палимпсест: нижний слой текста - жития святых на латинском языке XII в., верхний - Евангелие XIV в. ( Lampros S. Catalogue of the Greek Manuscripts on Mount Athos. Camb., 1895. T. 1. P. 36-42). Владения К. принадлежали подворья в Каламарии и на п-ове Ситония (Лонгос) возле сел. Партенонас, деревни Низва близ г. Серры и Цинцос, строения в Фессалонике. В наст. время в подчинении у К. находятся подворье - жен. мон-рь первомч. Стефана в Перее близ Фессалоники, келлия в Карее с храмом во имя преподобных Святогорских отцов, которая является представительством (конаком) мон-ря, а также 2 кафизмы - Св. Троицы и Палиомилос (дословно «Старая мельница») на верхнем этаже водяной мельницы напротив входа в мон-рь. Иконы

http://pravenc.ru/text/1681303.html

Относящиеся к XIV в. (?) фресковые изображения конного Д. С. (одного и вместе с вмч. Георгием) уцелели в базилике Д. С. в Фессалонике, плохая сохранность композиций не позволяет утверждать или отрицать, что они включали фигуры поверженных святым врагов. Изображения Д. С., поражающего воина, в визант. искусстве получили распространение в XIII-XIV вв. В этот период они приобрели лит. основу - включенное в Житие Д. С. сказание о чудесном заступничестве святого за Фессалонику, осажденную болг. царем Калояном (в поздней традиции в надписях на иконах - Скилояннисом). К числу ранних изображений чуда с Калояном принадлежат фрески церквей в Крокеэсе в Лаконии, Греция (1286),- Д. С. пеший - и в мон-ре Дечаны - часть житийного цикла. Большинство примеров этой иконографии, за исключением сцены в среднике фрагментарно сохранившейся житийной иконы сер. XIV в. (?) из Тырнова (крипта храма св. Александра Невского, София; датировка Г. Герова), относятся к поствизант. времени. Такие композиции имеют много вариантов: царь Калоян может изображаться как на коне (икона XVII в. из келлии Д. С. при мон-ре Филофея на Афоне), так и чаще без него (роспись на фасаде храма Драгалевского мон-ря Богородицы Витошской близ Софии, 1476; икона кон. XV в. из Митрополии (кафедрального собора) Козани; миниатюра из греко-груз. ркп.- РНБ. О. I. 58, Л. 60; икона 1-й пол. XVI в., ГИМ; икона XVII в., мон-рь Дохиар), на заднем плане зачастую помещается изображение Фессалоники, упрощенное (икона 1758, мон-рь Каракал) или детализированное, хотя в целом абстрактное (икона из церкви св. Николая в Воскопое, ок. 1725, Нац. музей средневек. искусства в Корче, Албания). Под влиянием распространенных на Балканах изображений вмч. Георгия, побивающего змея, в варианте «Двойного чуда» - с представленным позади святого отроком, избавленным из араб. плена,- возник аналогичный тип изображения Д. С. (конного Д. С. с отроком на свинцовых паломнических медальонах XII-XIII вв.- частное собрание в Нью-Йорке и из раскопок 1999 в Вел.

http://pravenc.ru/text/178231.html

При нем митрополитом был поставлен бывш. игумен мон-ря Путна еп. Романский Анастасий. В 1577 г. он оставил престол, умер в Путне после 1587 г. В нач. 1578 г. господарь Петру VI Хромой вернул на митрополичий престол Феофана II, который в правление Янку Сасула (1579-1582) участвовал в неудавшемся заговоре против господаря-лютеранина и был вынужден бежать с еп. Рэдэуцким Георгием III (Мовилэ , в рус. традиции - Могила). Во время его отсутствия дела М. м. вел еп. Романский Никанор. В 3-й раз митр. Феофан II вернулся на престол в 1582 г., когда власть в княжестве вновь перешла к Петру VI. Он продолжал пользоваться благосклонностью господаря, его имя часто упоминается в грамотах этого периода. В одной из них он назван донатором мон-ря Галата близ Ясс, построенного Петру VI. В 1488 г. митр. Феофан II удалился в мон-рь Дохиар на Афоне, к-рый финансово поддерживали молдав. господари, в т. ч. Александру III Лэпушняну. Там митрополит пользовался большим уважением и почитанием и после смерти (1597/98) был похоронен в сев. части 1-го нартекса кафоликона мон-ря. Супруга господаря Иеремии Мовилэ (1595-1600) Елизавета пожаловала необходимые средства для изготовления мраморной надгробной плиты, а несколько позже на стене рядом с могилой был изображен митр. Феофан II в архиерейском облачении ( P curariu. 1992. Vol. 1. P. 476; Παρουσα Ιερας Μονς Δοχειαρου. 2001. Σ. 120, 304). В 1588 г. Петру VI возвел на митрополичий престол еп. Рэдэуцкого Георгия III (Мовилэ), принадлежавшего к возвысившемуся при этом господаре боярскому роду. Братья митр. Георгия Иеремия и Симеон Мовилэ впосл. стали господарями и основателями новой династии, а племянник (сын Симеона) - знаменитым митрополитом Киевским свт. Петром (Могилой) . Митр. Георгий III был сыном великого логофета Йоана Мовилэ, к-рый принял схиму с именем Иоанникий и подвизался в мон-ре Пробота. Возможно, выбор мон-ря связан с предполагаемым родством династии Мовилэ с Петру IV Рарешем, ктитором Проботы (его дочь Мария, возможно, была матерью митр.

http://pravenc.ru/text/2564042.html

В 30-х гг. XIX в. началось возрождение Д., связанное с хозяйственной реорганизацией и возобновлением сборов по епархиям Турции и новообразованной Греции. В архиве Д. хранится большое количество писем митрополитов, где они благодарят обитель за труды ее миссионеров и просят посылать духовников в свои епархии. В результате прошения Д. о смягчении налогов султан Абдул-Меджид в 1841 г. издал фирман, строго запрещавший взимать с мон-ря любые виды налогов, кроме десятины. Есть свидетельства, что в 1837-1861 гг. Д. был местом ссылки осужденных клириков и мирян. Позднее бывший в числе сосланных епископ Траянопольский Анфим (1837) стал монахом Д. и выполнял нек-рые ответственные поручения. Стефан, иером. дохиарского подворья в Сливене, укреплял на мученический подвиг находившегося в тюрьме нмч. Димитрия Сливенского († 1841), а перед казнью исповедал его и причастил Св. Таин. В 1843 г. на румын. подворье Д. Слобозия был издан «Проскинитарион» (описание святынь Д.), составленный Кириллом Дохиаритом, еп. Смирнским. Свидетельством экономического преуспевания Д. явилось строительство ныне не существующих парекклисионов св. Димитрия (1841), Св. Троицы (1843), а также свт. Николая Чудотворца на кладбище (1894), нового архондарика, последнего этажа башни и входа в обитель, а также хозяйственных построек (стойл для скота, дома для рабочих, жилья для виноградарей, кузницы, конной мельницы, зернохранилища и проч.). В этот период начинается постепенное лишение Д. его недвижимости: в 1863 г. господарь Александру Куза отобрал у него владения в Румынии (мон-рь Слобозию и др.); с присоединением к Болгарии Вост. Румелии Д. утратил владения в этом регионе; Балканские войны (1912-1913), первая мировая война и греко-тур. война лишили Д. имений в Вост. Фракии и М. Азии; были утеряны мн. подворья даже в греч. землях. В 1910 г. мон-рь потерпел значительный урон от мощного наводнения, разрушившего большую часть сада и кладбище. В кон. XIX - нач. XX в. братья мон-ря принимали прямое и косвенное участие в национальной борьбе Греческого гос-ва. Так, в 1897 г. в греко-тур. 30-дневной войне в качестве добровольцев воевали 3 монаха-дохиарита, причем один из них продолжил борьбу вместе с партизанами на тур. территории. Во время Балканских войн монахи Д. предоставляли греч. повстанцам подворья на п-ове Халкидики, за что нередко подвергались преследованиям. 1912-2007 гг.

http://pravenc.ru/text/180375.html

(?) (Византийский музей в Афинах). На иконе изображен лежащий на погребальном ложе Е. С. в окружении монахов; над ложем - образ Богоматери; вокруг, на пейзажном фоне,- сцены монашеских трудов, вдали - столпник на колонне, к-рому подают еду. Помимо иконописи («Успение прп. Ефрема Сирина», сер. XV в., Иверский мон-рь на Афоне; «Успение прп. Ефрема Сирина», 1-я пол. XV в., К-польская Патриархия) нередко встречается в храмовой стенописи, получая особую популярность в поствизант. время: собор мон-ря Йошаница, Сербия (кон. XIV в.); мон-рь Анапавса во имя свт. Николая в Метеорах (1527, мастер Феофан Критский); экзонартекс мон-ря Дохиар на Афоне (1568), и др. В древнерус. искусстве утвердилась иконография Е. С., представляющая его аскетом со впалыми щеками и редкой бородой, в темном монашеском плаще и куколе. Отсутствие надписей не всегда позволяет уверенно идентифицировать образ святого в ранних памятниках; предположительно он есть в новгородских церквах: в нартексе Николо-Дворищенского собора (1117-1136); в Троицком приделе ц. Преображения Господня (1378); в ц. вмч. Феодора Стратилата на Ручью (80-90-е гг. XIV в.); в ц. Рождества Христова на Красном поле (90-е гг. XIV в.). Среди памятников иконописи с образом Е. С.- двусторонняя икона-святцы (2-я пол. XVI в., НГОМЗ), на которой Е. С. (в белом куколе и со свитком) представлен с преподобными Феодором Студитом и Феодосием Великим; «Прп. Ефрем Сирин в молении Св. Троице, с преподобными Макарием Унженским и Иаковом Железноборовским на полях» (Кострома, 20-е гг. XVII в., из ц. во имя прп. Ефрема Сирина в с. Ефремье (Ширь), КГОХМ); «Богоматерь Владимирская, с избранными святыми» (сер. XVII в., ГВСМЗ). Образ Е. С. встречается в храмовых росписях XVII в., в частности в ростовских церквах: Воскресения (70-е гг. XVII в.); Спаса на Сенях (1675); Иоанна Богослова (1683). Лит.: Мавродинов Н . Боянската църква. София, 1943. С. 28; Martin J. The Death of Ephraim in Byzantine and Early Italian Painting//The Art Bull. N. Y., 1951. Vol. 33. P.

http://pravenc.ru/text/376984.html

Н. Н. К. Н. Г. Головнина Перенесение мощей Сохранилась история о перенесении мощей П. Ф., написанная неизвестным автором на лат. языке (BHL, N 6598; ActaSS. Jan. T. 1. P. 608-609). Согласно этому источнику, в XII в. часть мощей П. Ф. по воле имп. Мануила I Комнина (1143-1180) была перенесена в К-поль в мон-рь Пресв. Богородицы Перивлепты, к-рый после захвата К-поля крестоносцами в 1204 г. оказался под контролем венецианских монахов-бенедиктинцев из мон-ря Сан-Джорджо-Маджоре; в 1240 г. часть мощей была подарена Петром, игуменом мон-ря Пресв. Богородицы, венецианцу Джакомо Ланцеоло, к-рый доставил святыню в Венецию в ц. Сан-Джулиано. В связи с распространением почитания П. Ф. в XIII в. в Венгрии был образован монашеский орден в его честь (Ordo Fratrum Sancti Pauli Primi Eremitæ - Орден братьев св. Павла, первого отшельника; аббревиатура - O.S.P.P.E.). Число приверженцев этого ордена (паулинов) быстро росло. 4 окт. 1381 г. по инициативе венг. кор. Лайоша I Великого мощи покровителя ордена были доставлены из Венеции в Буду и с честью положены в королевской капелле. Оттуда 14 нояб. мощи были перенесены в ц. св. Лаврентия, находившуюся примерно в 1,5 км к западу от Буды на Будайском холме, при к-рой существовала многочисленная община паулинов. Впосл. 14 нояб. стал официальным днем празднования перенесения мощей П. Ф. Первый устав ордена был составлен в 1263 г. В 1308 г. папа Римский Климент V утвердил орден и его новый устав, базировавшийся на правилах блж. Августина. Орден быстро распространялся в Венгрии, а впосл. по Центр. Европе, особенно в Польше, Богемии и Австрии. В 1382 г. под г. Ченстохова (Польша) был основан наиболее крупный мон-рь ордена - Ясная Гора (Ясна-Гура). Возможно, часть главы П. Ф. была передана в Рим ( Janin. Églises et monastères. P. 218); часть мощей П. Ф. осталась в Венеции, др. часть была подарена паулинам в Равенну в ц. Санта-Мария-ин-Порто ( Αγαθγγελος (Χαραμαντδης), π. et al. Ιερα Λεψανα Αγων τς καθ μς Ανατολς στ Βενετα. Αθνα. 2005. Σ. 280-289). Частица мощей П. Ф. хранится в монастыре Дохиар на Афоне ( Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 237). Согласно Галльскому Мартирологу Андре дю Соссе (епископ г. Туль в 1655-1675), мощи П. Ф. были перенесены из Египта в Галлию и положены в аббатстве Клюни ( Saussay A., du. Martyrologium Gallicanum. P., 1637. P. 1077; ActaSS. Jan. T. 1. P. 607), однако это сообщение следует признать легендарным. Монастырь св. Павла Фивейского (Дейр-эль-Анба-Була)

http://pravenc.ru/text/2578583.html

С. 327), причем оба моравских святых (так они названы в надписях) держат развернутые параллельно свитки. Их тексты: начало Евангелия от Иоанна (Ин 1. 1) и алфавит, предваряемый словами из Псалтири (Пс 110. 10),- соответствуют иконографии, к-рая восходит к рис. Бронникова, хотя утратила с ним связь в др. элементах. Композиция этой группы икон отличается устойчивой иконографией, что лишний раз подчеркивает хождение среди иконописцев одних и тех же прорисей-образцов. В художественном отношении лучшими среди таких памятников являются: икона из частного собрания (Москва, кон. XIX в.) и работы палехского мастера кон. XIX в.; храмовый образ из ц. Воскресения словущего в Москве (рубеж XIX и XX вв.); небольшая икона, вставленная в авторскую раму с орнаментами (кон. XIX в., Музей русской иконы, Москва). К той же иконографии относится икона, происходящая, как считают, из Македонии. Этот же извод представлен на иконе кон. XIX в., где К. и Мефодий изображены вместе со свт. Феодосием Углицким (НКПИКЗ); по замечанию Е. В. Питателевой, выбор святых был определен минейным принципом: память Черниговского святителя совпадает с днем празднования просветителям Руси (14 февр.) ( Питателева. 2013. С. 121). Определенное влияние на разработку новой иконографии солунских братьев оказала древняя икона с образами К. и Мефодия на полях, увиденная настоятелем Русской посольской церкви в К-поле архим. Леонидом (Кавелиным) в 1867 г., во время путешествия на Афон в мон-рь Дохиар. Фотографию иконы он послал О. М. Бодянскому, благодаря работе которого икона «Свт. Николай Чудотворец, со святыми на полях» 1-й пол. XVI в. из монастыря Дохиар была введена в научный оборот ( Бодянский. 1868). Оба брата изображены как святители, в крещатых ризах, с омофорами, с закрытыми Евангелиями в руках, в молении. У К. короткая округлая борода, на голове крещатая скуфья. О воздействии данной иконографии на создаваемые в это время памятники свидетельствует, напр., небольшая эмалевая иконка с изображением К. (слева) и св.

http://pravenc.ru/text/1840253.html

пристройки кафоликона. Он перекрыт купольным сводом, имеет небольшой нартекс и 3-апсидный алтарь. Парекклисион в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» (1723) расположен в комплексе построек зап. части мон-ря, слева от коридора, ведущего в трапезную. Это небольшой купольный храм, единственный из парекклисионов Д., имеющий росписи (1744); резной иконостас относится к 1760 г. С правой стороны от того же коридора расположены парекклисионы во имя св. Бессребреников (перекрыт купольным сводом) и под ним во имя Трех святителей. Парекклисион во имя св. Георгия (1792) расположен в юго-зап. углу двора, образованном стенами трапезной и др. построек. В юж. надвратной башне расположен парекклисион в честь Благовещения (1715), в примыкающем к ней с востока корпусе - в честь Успения; на последнем этаже главной вост. башни - во имя св. Архангелов. К юго-востоку от главного входа в мон-рь расположено здание парекклисиона во имя преподобных Онуфрия, Макария и Петра Афонского - купольный храм с небольшим нартексом. Близкое по архитектуре сооружение представляет собой парекклисион во имя св. Николая Чудотворца, возведенный в 1894 г. на кладбище к северо-западу от мон-ря. Наконец, в келлии к юго-востоку от мон-ря устроен парекклисион в честь Преображения Господня (1727), перекрытый купольным сводом. Отрывок из Евангелия. IX в. (Ath. Doch. 13) Б-ка Д. насчитывает 620 рукописей, из к-рых 395 описаны в каталоге С. Лампроса и 87 певч. только упомянуты. Эти и др. певч. рукописи (всего 119) описал Г. Статис. Ок. 190 рукописей Д. не входит ни в один из каталогов. Большинство книг Д. представляет собой бумажные кодексы, но есть 63 пергаменных и даже 2 шелковых. Древнейшая из рукописей относится к IX в., 7 манускриптов - к XI в., 21 - к XII в., 20 - к XIII в., 36 -к XIV в., 20 - к XV в., 30 - к XVI в., 96 - к XVII в., 63 - к XVIII в., 10 манускриптов - к XIX в. По содержанию это гл. обр. используемые в богослужении книги, а также святоотеческая и житийная лит-ра. Из наиболее примечательных книг можно назвать украшенный миниатюрами Минологий XII в.

http://pravenc.ru/text/180375.html

Феофана удалиться из обители. Вместе с племянником он отправился в скит св. Иоанна Предтечи близ Веррии (после 1570), построил там храм во имя Пресв. Богородицы и собрал большую братию. В 1593 г. он, оставив там игуменом племянника, основал недалеко от г. Науса мон-рь во имя арх. Михаила. XVII-XIX вв. В 1-й пол. XVII в. благосостояние Д. улучшилось: в 1617 г. в башне возвели 4 новых этажа, в 1636 г. был построен парекклисион во имя 40 мучеников Севастийских. Д. получил в Валахии в качестве подворий мон-ри Слобозия (1626) и Апостолаке (1652) с огромными земельными наделами и проч. имуществом. Валашский господарь Константин Шербан (1654-1658) вместе с постельником Евстратием подарил Д. треть с. Слатина с угодьями. Тогда же Д. получил конак в Карее и законное место среди представителей мон-рей в Собрании. Из-за того что прежняя келлия по какой-то причине была утрачена, в 1643 г. Д. вынужден был снова просить себе келлию для представительства, и Протат выделил ему келлию Кохлиара (во имя свт. Николая Чудотворца) с садом, виноградником и мельницей ( Οκονομδης. 1979. Ν 91). В наст. время представительством Д. в Карее служит келлия Всех святых, к-рую Д. получил от Хиландара в обмен на Кохлиару. Парекклисион в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» Парекклисион в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» В окт. 1629 г. архим. Климент из Д. приезжал в Москву за «милостыней» ( Бантыш-Каменский Н. Н. «Реестры Греческим делам» Московского архива Коллегии иностранных дел (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1). М., 2001. С. 59). Расцвет обители был следствием ее причисления к ставропигиальным мон-рям (1660) при патриархе Парфении IV. Монахи обязывались жить по общежительному уставу и подчиняться выбираемому игумену, а также выплачивать Патриархии 1 золотую монету в год. В 1664 г. монахи были вынуждены просить правительство об уменьшении налогов. Их просьба была удовлетворена: налог был снижен с 55 до 30%, а все прошлые долги прощены. Это позволило обители произвести ряд работ: расписать трапезную (1676 и 1700), изготовить храмовые принадлежности - бронзовое паникадило (1681), игуменский трон (1685) и др., соорудить парекклисионы в честь Благовещения Пресв.

http://pravenc.ru/text/180375.html

Богородицы (1715), в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» (1723), Преображения Господня (1727). В 1736 г. было завершено начатое в 1723 г. строительство сев.-вост. крыла обители и воздвигнута колокольня. К этому времени в Д. фактически был особножительный (идиоритмический) устав. Власть игумена постепенно потеряла силу, а главенствующую роль в хозяйственных и адм. делах Д. со 2-й пол. XVII в. стал играть дикей или скевофилакс. По подсчетам серб. исследователей, выполненным на основании различных источников (преимущественно свидетельств паломников и монастырских посольств), число братии Д. на протяжении XVI - 2-й пол. XVIII в. заметно колебалось. В 1530/31 г. в Д. было 20 иноков, в 1561 г.- 36 (в т. ч. 6 в скитах и келлиях), в 1582/83 г.- 82 (из них 22 вне стен обители), в 1634/35 г.- 175, в 1661 г.- 60, в 1709 г.- 30 и в 1765 г.- 120 иноков ( С. 99). Афонский инок прмч. Роман († 1694), пострадавший за Христа в К-поле, нек-рое время пребывал в Д. Сбор милостыни в период тур. господства являлся для афонских мон-рей основным источником доходов и выплаты долгов. Назначенные монахи, имея с собой мощи святых, иконы и др. святыни, объезжали правосл. епархии, служили молебны, проповедовали и исповедовали, включали имена усопших в списки для поминовения на Афоне и собирали пожертвования на свой мон-рь. Сборщиками была охвачена огромная территория - от Крита до Дуная и Чёрного м. Наиболее активные сборы пожертвований проходили в 1739-1821 и 1831-1857 гг. Опись недвижимого имущества Д. приводится в вакуф-наме 1588 г., она включает 55 пунктов (Παρουσα. Σ. 68-70). Большое количество подворий, домов и имений принадлежало Д. на Балканском п-ове, островах Эгейского м. и на зап. побережье М. Азии. Доход Д. от сборов дополнялся поступлениями от подворий, а также от денежных ссуд под проценты монахам, как Д., так и др. мон-рей. Впрочем, множество долговых обязательств, необходимость поддерживать строения обители и подворий и содержать монахов, а также неумелое хозяйствование нек-рых экономов не раз приводили Д.

http://pravenc.ru/text/180375.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010