насельниками во главе с представителями аристократических родов Антонием (Багашем) и Герасимом (Радоней) Бранковичем и затем преобразована в серб. мон-рь ( Г. Обнова манастира св. Павла у XIV в.//ЗРВИ. 1983. 22. С. 207-258; Он же. Манастир св. о Св. Гори. Београд, 1995. С. 114-142). В 1409 г. между обителями был заключен договор, что они в дальнейшем станут двуединым монастырем ( Синдик Д. Српске у светогорском манастиру св. Павла//Мешовите Београд, 1978. 6. С. 183-205). Этому, возможно, предшествовала уплата новым мон-рем обедневшему К. 100 унций серебра ( 1985. С. 169). В кон. XIV в. К. занимал высокое место в иерархии афонских обителей после Великой Лавры, Ватопеда, Ивирона, наравне с Хиландаром. Его доля вина и масла в общем натуральном налоге, выплачиваемом проту всеми афонскими обителями, составляла 7-ю часть. Присутствие славян в К. документально прослеживается с XV в. По-славянски подписаны акт прота Малахии (1423) - ксиропотамским игуменом, акт прота Иоанна (1494-1496) - дикеем Феодоритом из К.; до 1553 г. имеется еще 10 письменных свидетельств. Из этих документов только акт 1423 г. подписан по-сербски, остальные - по-болгарски ( Παυλικινωφ. 2002. Σ. 114-115). В 1407 г. визант. имп. Иоанн VII Палеолог пожаловал 6 мон-рям десятину с селений п-ова Касандра (К. причиталась 1/6 этой десятины - Actes de Xéropotamou. 1964. N 28). Также Иоанн VII разрешил конфликт между К. и мон-рем Дохиар по поводу земель в Ермилии (Ibid. N 29). Из завещания мон. Нимфодоры 1445 г. известно о передаче К. ею и ее мужем значительных земельных участков в Сидирокавсии (Ibid. N 30). Прп. Павел Ксиропотамский. Икона. 1870 г. Прп. Павел Ксиропотамский. Икона. 1870 г. Неожиданным было покровительство, оказанное К. со стороны жестокого тур. султана Селима I (1512-1520), прозванного Явузом, т. е. Грозным. В 1507 г. К. был сожжен дотла тур. пиратами ( 2000. С. 159), а в 1513 г. султан Селим посетил Св. Гору. Монахи обратились к нему с просьбой о восстановлении монастыря, т. к. в период османского господства для строительства христ.

http://pravenc.ru/text/2462155.html

По его настоянию гробницы были открыты. От мощей И. исходило дивное благоухание. Свящ. Николай взял честную главу И. и часть его мощей и отвез их ученикам преподобномученика, подвизавшимся в афонском мон-ре Симонопетра . От мощей И. получили исцеление эконом Неофит и свящ. Каллист. Ученики послали со свящ. Николаем в Адрианополь одного из монахов, по имени Феофил, и перенесли в Симонопетру оставшиеся мощи И., Иакова и Дионисия. Впосл. ученики И. переселились в сел. Галатиста на п-ове Халкидики и возобновили пребывавший в запустении мон-рь вмц. Анастасии Узорешительницы. Чудеса от мощей И. привлекли туда большое число братии - до 150 чел. По молитве к И. фессалоникиец Филипп был избавлен от потопления во время бури. Исцеления происходили не только от мощей И., но и от его одежд (они облегчали тяжелые роды). В наст. время часть мощей И. хранится также в мон-ре Дохиар. Житие И. и служба ему были написаны современником святого Феофаном Фессалоникийцем из монастыря вмц. Анастасии Узорешительницы и изданы Д. Лукопулосом (Афины, 1894). В сокращенном виде Житие И. было включено в «Новый Мартирологион» прп. Никодима Святогорца . Кроме того, в рукописи XVII в. Ath. Doch. 229 сохранился неопубликованный канон в честь И., составленный неким Нифонтом. Ист.: Порфирий (Успенский), архим. Первое путешествие в Афонские монастыри и скиты в 1845 г. К., 1877. С. 320-325; ΝΜ. Σ. 38-44; ουκκης. ΜΣ. Τ. 11. Σ. 21-25; Ματθαος. ΜΣ. Τ. 11. Σ. 28-67; Афонский патерик. Ч. 2. С. 323-333; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 2. Σ. 541-549. Лит.: Ζερλντης Π. Γ. Θεσσαλονικων μητροπολται π Θεων το π ϒουμνων μχρι Ιωσαφ Αρϒυροπολου (1520-1578)//BZ. 1903. Bd. 12. S. 131-152; Χρυσστομος (Παπαδπουλος). Νεομρτυρες. Σ. 19; Γερσημος (Μικραϒιανναντης), μον. Ικωβος//ΘΗΕ. Τ. 6. Σ. 639-640; Γλαβνας Α. Ο κ Καστορας Νεομρτυς Ικωβος. Θεσσαλονκη, 1974; Περαντνης. Λεξικν. Τ. 2. Σ. 210-215; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αϒιολϒιον. Σ. 208-209; Θεκτιστος (οχειαρτης), μον. Αϒιοι, Οσιοι κα Νεομρτυρες οχειαρτες//Παρουσα Ιερς Μονς οχειαρου. Αϒιον Ορος, 2001. Σ. 138-140. О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова: МАКАРИЙ († 1506), мон., прмч. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 14 сент. и в Неделю жен-мироносиц в Соборе Фессалоникийских святых) МАКАРИЙ НОВЫЙ [Макарий Кийский] († 1590), прмч. (пам. греч. 6 окт.; пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных)

http://pravenc.ru/text/200221.html

В иконописи известны изображения З. с избранными святыми: на ранней синайской иконе «Свт. Николай Чудотворец и прп. Зосима Палестинский» (X в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае) святые изображены фронтально в рост, руки З. сложены перед грудью в молитвенном жесте ладонями вовне; на 2-сторонней (?) иконе «Вмц. Екатерина, святые Зосима и Мария Египетская» (2-я пол. XIV в., Византийский музей, Афины); на иконе «Вмц. Екатерина, с праздниками» (сер. XVI в., ГТГ) преподобные З. и Мария показаны в составе клейм с двунадесятыми праздниками (Рождество Богородицы, Рождество Христово, Успение Богородицы), обрамляющих средник слева и справа; на иконе «Чудо вмч. Георгия о змие» из ц. Покрова Пресв. Богородицы пос. Сынтул Касимовского р-на Рязанской обл. (XVI в., ГТГ) З. включен в композицию вместе со святыми Флором и Лавром. Сцена причащения З. прп. Марии, где З. представлен с чашей в левой покровенной руке и со лжицей в правой, приобрела характер самостоятельной композиции (вне Жития святой). Наиболее ранний пример изображения известен в ц. Санта-Мария Антиква в Риме (X в.). Эта сцена была популярна в росписи храмов в Каппадокии: в капелле св. Василия в Гёреме (сер. X в.) - причащение З. прп. Марии помещено в жертвеннике между композициями «Ангел в поединке с бесом» и «Гостеприимство Авраама» (прообраз Евхаристии), что может быть истолковано как возможность приобщения Св. Таин через покаяние (пустыннический подвиг прп. Марии) ( Лифшиц, Сарабьянов, Царевская. 2004. С. 765); в ц. «Большая голубятня» (св. Архангелов) в Чавушине, Каппадокия (между 963 и 969); в Кылычлар-Кушлук-килисе (капелла 33) в Гёреме, Каппадокия (XI в.); в ц. св. Евстафия в Гёреме (капелла 11) (кон. XII - нач. XIII в.); в ц. св. Апостолов в Эрдемли (XIII в.). Эта композиция включалась в роспись храмов (особенно монастырских) с XII в. до поствизант. времени, напр.: на алтарных пилонах в ц. Асину (Панагии Форвиотиссы) близ Никитари, Кипр (1105/06), рисованную рамку, отделяющую композицию, художник обыграл как опору для посоха З., на к-ром висит плетеный кошель с крышкой, очевидно предназначенный для переноса Св. Даров; на стене наоса в ц. Панагии Аракос близ Лагудеры, Кипр (1192); в ц. св. Стефана в Кастории, Греция (XII в.),- на сев. стене (рядом с лестницей на хоры); в ц. Успения Пресв. Богородицы в Мелётове, Псковская обл. (1465); в кафоликоне вмч. Георгия Победоносца мон-ря св. Павла на Афоне (1555); в кафоликоне св. Архангелов мон-ря Дохиар на Афоне (1568). Др. сцены из Жития прп. Марии взамен указанной встречаются в росписи редко. Так, прп. Мария, подходящая под благословение З., показана на фреске ц. Успения Пресв. Богородицы на Волотовом поле в Вел. Новгороде (80-е гг. XIV в.) - в сев.-зап. камере под хорами на сев. склоне и сев. стене.

http://pravenc.ru/text/200017.html

Согласно Уставу, Св. Гора состоит из 20 Свящ. Царских Патриарших ставропигиальных мон-рей (α ν Αγ ρδβλθυοτεΟρει Ιερα Βασιλικα Πατριαρχικα κα Σταυροπηγιακα Μονα), располагающихся по издревле установившемуся обычаю в следующем иерархическом порядке: 1) Вел. Лавра (Μεγστη Λαρα) во имя прп. Афанасия Афонского, 2) Ватопед (Βατοπεδου) в честь Благовещения Пресв. Богородицы, 3) Иверский мон-рь (Ивирский, Ивирон, Ιβρων) в честь Успения Богородицы, 4) Хиландар (Хиландарь, Хилендар, Χελανδαρου) в честь Введения во храм Пресв. Богородицы, 5) Дионисия прп. мон-рь (Дионисиат, Διονυσου) в честь Рождества св. Иоанна Предтечи, 6) Кутлумуш (Κουτλουμουσου) в честь Преображения Господня, 7) Пантократор (Пандократор, Παντοκρτορος) в честь Преображения Господня, 8) Ксиропотам (Ξηροποτμου) во имя Сорока мучеников Севастийских, 9) Зограф (Ζωγρφου) во имя вмч. Георгия Победоносца, 10) Дохиар (Δοχειαρου) во имя св. Архангелов, 11) Каракал (Καρακλλου) во имя апостолов Петра и Павла, 12) Филофея мон-рь (Филофей, Θιλοθου) в честь Благовещения Пресв. Богородицы, 13) Симонопетра (Симопетра, Σμωνος Πτρας) в честь Рождества Христова, 14) Павла св. мон-рь (Αγου Παλου) в честь Сретения Господня, 15) Ставроникита (Σταυρονικτα) во имя св. Николая Чудотворца, 16) Ксенофонта прп. мон-рь (Ксенофонт, Ξενοφντος) во имя вмч. Георгия Победоносца, 17) Григория прп. мон-рь (Григориат, Γρηγορου) во имя св. Николая Чудотворца, 18) Эсфигмен (Есфигменский, Εσφιγμνου) в честь Вознесения Христова, 19) Русский вмч. Пантелеимона мон-рь (Русик, Свято-Пантелеимонов, Ρωσικν), 20) Кастамонит (Констамонит, Κωνσταμοντου) во имя св. первомч. Стефана. Только эти 20 мон-рей имеют права собственности на А. Все проч. зависимые монашеские учреждения (Iερ Εξαρτματα) - скиты, келлии, каливы, исихастирии, кафизмы - с их территориями и пристройками являются неотчуждаемой собственностью к.-л. из перечисленных обителей. Изменять количество мон-рей и их отношение к зависимым учреждениям не разрешается. Превращение скитов в мон-ри, или келлий в скиты, или калив в келлии категорически запрещается (ст. 1-3, 126-141). Ни одно из священных жилищ на А. не может отклониться от главного своего предназначения и преобразоваться в мирское (ст. 4). Все мон-ри Св. Горы находятся под духовной юрисдикцией К-польского Патриархата, и в них «не разрешается поминовение никого другого, кроме имени Вселенского [К-польского] Патриарха» (ст. 5). Все живущие на Св. Горе монахи, какой бы они ни были национальности, «считаются приобретшими греческое гражданство» (ст. 6).

http://pravenc.ru/text/Афон.html

Три года в И. П. с. провели прп. Афанасий Метеорский (1340-1343) и его наставник старец Григорий. Здесь прп. Афанасий познакомился с Иаковом, учеником прп. Григория Синаита , ставшим митрополитом г. Сервия. Др. ученик Григория Синаита - прп. Феодосий Тырновский - также побывал в И. П. с. Кафоликон в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи скита св. Иоанна Предтечи. 1835 г. Кафоликон в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи скита св. Иоанна Предтечи. 1835 г. В 1433 г., когда Веррия была завоевана турками, И. П. с. был разграблен. Считается, что в 1522 г., перед тем как основать Анастасии святой Узорешительницы мужской ставропигиальный монастырь на п-ове Халкидики, в одной из пещер близ И. П. с. жил свт. Феона , архиеп. Фессалоникийский. В 1523 г. в И. П. с. пришел со Св. Горы игумен монастыря Филофея прп. Дионисий Олимпийский с неск. учениками. Он преобразовал И. П. с. в общежительный монастырь и обновил монастырский собор. Жители Веррии хотели, чтобы он стал митрополитом. Не желая этого, прп. Дионисий покинул И. П. с. и удалился в местность Сулпата близ с. Сикья, а затем на склоны горного массива Олимп, где основал мон-рь Св. Троицы. Духовная дружба связывала прп. Дионисия Олимпийского с др. знаменитым подвижником - прп. Никанором Завордским , нек-рое время подвизавшимся в И. П. с. После 1570 г. в И. П. с. прибыл прп. Феофан , бывший в 1560-1567 гг. игуменом афонского мон-ря Дохиар . Он построил в окрестностях И. П. с. мон-рь Пресв. Богородицы «Скитиотиссы», где собралось большое братство, и жен. мон-рь Бесплотных сил вне Веррии, а в 1593 г. на склоне хребта Вермион близ г. Науса - монастырь св. Таксиархов (или арх. Михаила, ныне мон-рь прп. Феофана). Точная дата получения И. П. с. статуса ставропигиального мон-ря неизвестна. Эта привилегия подтверждалась сигиллиями К-польских патриархов Кирилла I Лукариса, Паисия I, Дионисия IV, Каллиника II, Паисия II, Кирилла V и Кирилла VI. В 1680 г. И. П. с. пострадал от пожара. В 1750 г. он был полностью обновлен. Иером. Паисий из И. П. с. основал в Колиндросе тайную школу. Ок. 1776 г. в И. П. с. останавливался во время 3-го миссионерского путешествия равноап. Косма Этолийский , когда он проповедовал в селениях Пиерии. В эти годы в И. П. с. побывал и прп. Афанасий Паросский (Парийский), который, используя службу равноап. Клименту Охридскому, написанную Димитрием Хоматианом, составил новую, изданную в 1784 г. в Венеции.

http://pravenc.ru/text/577924.html

Избранные стихи на праздник архангелов, мелос иером. Николая Дохиарита. Фрагмент (Ath. Doch. 467. P. 450–451) Избранные стихи на праздник архангелов, мелос иером. Николая Дохиарита. Фрагмент (Ath. Doch. 467. P. 450–451) В области церковной музыки Н. Д. проявил себя в 5 основных качествах: как певец, учитель пения, переписчик рукописей, мелург и «экзегет» муз. нотации. Всеми этими видами деятельности он занимался, по-видимому, одновременно и до конца жизни. Переписывание певч. рукописей было одним из основных видов деятельности Н. Д. Он работал и в период, когда действовала старая система нотации, и после реформы нотации 1814 г., осуществленной «тремя учителями» (см. Новый метод ). К наст. времени идентифицированы 55 рукописей, выполненных им полностью, и еще 10 - частично. Его работа в качестве писца заключалась в копировании рукописей и создании новых кодексов (в основном после изменения системы нотации), в к-рые он включал собственные произведения и песнопения др. мелургов, а также «экзегезисы», гл. обр. собственные. Наиболее важны для истории греч. певч. искусства XIX в. следующие рукописи Н. Д.: Ath. Doch. 341 (Анфология в старой нотации, 1823), 307 (Матиматарий (см. в ст. Матима ) в новой нотации, ок. 1830), 469, 327 (Стихирарь Германа, митр. Новых Патр, в 2 томах, 1839), 468 (Матиматарий 1843 г., включает большую часть произведений Н. Д.). Стихирарь и 2-й Матиматарий являются последними работами дохиарского «экзегета» и его вкладом в мон-рь. Н. Д. писал произведения в 3 типах мелоса - ирмологическом, стихирарическом и пападическом. Его деятельность как мелурга началась в 1830 г., параллельно с переписыванием кодексов. Критерием мелургического творчества для него являлись литургические и муз. потребности. Поэтому Н. Д. создавал произведения, малые или пространные как по типу, так и по жанру, прежде всего с этой целью, а не только ради эстетического самовыражения. Среди произведений Н. Д. в стихирарическом типе мелоса важнейшими являются славники стихир на «Господи, воззвах», на литии, на стиховне и на хвалитех в день памяти Афонских преподобных, к-рый празднуется в воскресенье после Недели всех святых, с 3 разными наборами славников. Наиболее преуспел Н. Д. в создании песнопений пападического типа, к-рый выражает характерные черты муз. языка Н. Д. Его произведения охватывают весь спектр жанров пападического типа (полиелеи, эклоги (избранные стихи), матимы, песнопения литургии свт. Василия Великого и литургии Преждеосвященных Даров). Особую ценность имеют 5 отпустительных осмогласников на Господские праздники - Рождество Христово, Богоявление, Неделю ваий, Вознесение и Преображение. Равную муз. ценность имеют избранные стихи (эклога) на память архангелов, написанные для престольного праздника мон-ря Дохиар. До наст. времени эти песнопения Н. Д. поют на службах данного мон-ря.

http://pravenc.ru/text/2566106.html

Д. владел представительством в Карее до XV в. В 1496 г. в результате прошения игумена Д. о возвращении этой келлии прот признал незаконность ее передачи его предшественником монахам Иоанникию и Малахии и распорядился после их смерти вернуть ее Д. Однако это распоряжение не было выполнено. В 1514 г., когда келлия не только разрушилась, но даже было забыто место, где она находилась, Д. снова обратился с просьбой вернуть эту собственность и после ее удовлетворения заложил основание новой келлии. В 1470-1500 гг. в принадлежавшей Д. келлии Таксиархов (Чиноначальников), называвшейся Кофу, подвизался прп. Нектарий Карейский († 1500). Прмч. Иаков Касторийский († 1519 или 1520), принявший постриг в Д., был аскетом и непрестанно творил Иисусову молитву, сподобился дара откровения, рассуждения и прозорливости. Прп. Феофан, игум. мон-ря Дохиар. Роспиь парекклисиона в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница». 1744 г. Прп. Феофан, игум. мон-ря Дохиар. Роспиь парекклисиона в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница». 1744 г. Когда после очередного опустошения Д. в результате пиратского набега в обители оставался единственный монах, назначенный Протатом для возжигания лампад, от св. воды из дохиарского источника получил исцеление иерей Георгий, церковный эконом из Адрианополя. Продав свое значительное имущество, он принял постриг с именем Герман, стал игуменом Д. и посвятил жизнь возрождению обители. Время его игуменства, вероятно, приходилось на 20-40-е гг. XVI в. Им были отстроены стены, здания, восстановлены монашеские келлии. В «Повести...» говорится, что игум. Герман отправился в Россию для сбора денег на строительство храма, но достиг только Молдавии, где господарь Петру Рареш (1527-1538; 1541-1546), услышав о мн. чудесах св. архангелов и бедствиях обители, дал ему достаточное количество средств для этой цели. Из др. документов известно, что в 1536 г. он пожертвовал на Д. 3 тыс. аспров и 400 аспров на доставку монахов (Παρουσα. Σ. 119) в мон-рь. Возведение нового кафоликона вместо обрушившегося (1554) состоялось позднее, уже после смерти игум.

http://pravenc.ru/text/180375.html

Молдав. господарь Александру Лэпушняну с семьей. Роспись лити кафоликона мон-ря Дохиар. 1568 г. С началом тур. господства на Афоне (1423) Д. обезлюдел и находился в упадке примерно в течение столетия. В «Повествовании...» говорится о 72-летнем запустении Д. вплоть до 1500 или 1505 г. Об этом свидетельствует, в частности, полное отсутствие архивных документов с 1424 по 1496 г. В это время в Д. число монахов было небольшим или даже в какой-то момент их не было в мон-ре. Сохранилось известие, относящееся к 1527 г., об опустошении мон-ря агарянами (турками) и захвате его монахами Ксенофонта, похитившими архивы ( Οκονομδης. 1979. N 76). Однако совр. исследования показывают, что хотя Д. находился в тяжелом положении, но его запустение в этот период не было длительным и непрерывным: в 1436 г. кафоликон был покрыт листовым свинцом, монахи Д. упоминаются в документах в качестве свидетелей (1452, 1471 и 1489), а по румын. источникам правители Дунайских княжеств с кон. XV по 20-е гг. XVI в. оказывали Д. материальную помощь. В рассказе инока Исаии об Афоне, записанном в 1489 г. в Москве, Д. назван в числе серб. мон-рей, что представляется маловероятным ( С. 101). В документах 1481-1496 гг. излагается спор Д., Дионисиата и Ксиропотама о подворье в Дафни (Actes de Docheiariou. N 61). Имение Д. в Дафни какое-то время являлось подворьем для выращивания плодов, но вскоре обработка этой земли за ненадобностью или по недостатку сил прекратилась, и ее стали использовать соседние мон-ри. В 1424 г. иноки мон-ря Дионисиат просили у Д. позволения обрабатывать эту землю, был заключен договор о передаче ими Д. ежегодно, начиная с 4-го года, 5-й части урожая как платы за землю (Actes de Docheiariou. N 59). Во 2-й пол. XV в. Д. разрешил мон-рю Ксиропотам насадить там цитрусовые, а в конце столетия даже потребовалось совместное совещание представителей 3 мон-рей, поскольку возникли разногласия по поводу воды для полива (Actes de Docheiariou. N 61). В 1553 г. Зограф получил от Д. разрешение построить в Дафни мельницу за определенную ежегодную плату воском с условием возможности ее использования дохиарскими монахами. В 1588 г. права Д. на Дафни были подтверждены указом султана, в 1643 г. мон-рь Симонопетра при помощи тур. чиновников и Великого Собрания добился отчуждения этой земли в свою собственность (небольшая часть перешла к др. мон-рям), в то время как во владении Д. остались только старые масличные деревья, к-рыми Д. пользовался до 1880 г. ( Χριστφορος (Κτενς), ρχιμ. 1926. Σ. 49).

http://pravenc.ru/text/180375.html

Так, постриженик серб. Хиландарского мон-ря прп. Никодим Тисманский основал на валашской земле ок. 1372 г. мон-рь Водица, а при покровительстве Раду I (1377-1383) - мон-рь Тисмана, где устроил жизнь иноков по уставу Св. Горы. В XV в. количество афонских мон-рей, к-рым оказывали покровительство валашские правители, значительно увеличилось. В 1433 г. правитель Александр Алдя (1431-1436) принял при своем дворе в Тырговиште игум. Моисея и даровал по его просьбе мон-рю Зограф 3 тыс. аспр. Братия мон-ря Филофея получила в 1457 г. от господаря Влада Цепеша (1456-1462) пожертвование в сумме 4 тыс. аспр. Одним из видных благотворителей афонских мон-рей в XV в. был господарь Влад Монах (1481-1495). В 1487 г. он даровал Свято-Пантелеимонову мон-рю 6 тыс. аспр, скиту св. Илии, основанному румын. монахом Косьмой,- 1 тыс. аспр. Он же повелел в марте 1490 г. выдать мон-рю Дохиар сумму в 3 тыс. аспр. Влад Монах был также благотворителем мон-ря Хиландар, о чем свидетельствует сохранившаяся грамота 1494 г. Хиландарский мон-рь получил 5 тыс. аспр в нояб. 1493 г. и от его сына, господаря Раду Великого (1495-1508). Последний даровал также Кутлумушскому мон-рю доходы от 2 валашских сел. Валашский господарь Нягое Басараб. Роспись в пронаосе церкви мон-ря Куртя-де-Арджеш. XVI в. Валашский господарь Нягое Басараб. Роспись в пронаосе церкви мон-ря Куртя-де-Арджеш. XVI в. В XVI в. господарь Нягое Басараб (1512-1521) пожаловал неск. сел и большие денежные суммы (10 тыс. аспр) Кутлумушскому мон-рю, благодаря к-рым были возведены новый храм свт. Николая, келлии, трапезная, больница и гостиница для паломников. Было выделено 700 аспр на содержание больницы и 500 аспр на дорожные расходы иноков, собиравших пожертвования на мон-рь. Был перестроен и украшен храм Вел. Лавры. В мон-ре Ватопед был построен храм, где была положена святыня Пояс Пресв. Богородицы. Тесные связи поддерживались с мон-рем св. Дионисия. Здесь был погребен митр. Унгро-Влахийский св. Нифонт (бывш. краткое время К-польским Патриархом под именем Нифонт II), во имя святого господарь возвел в мон-ре церковь.

http://pravenc.ru/text/Афон.html

Посл. четв. XVI в. (Иверский мон-рь) На протяжении XVII в. Валахия продолжала оказывать помощь афонским мон-рям. Большей частью она осуществлялась через преклоненные мон-ри, скиты и церкви. Мон-рю Ивирон были дарованы неск. мон-рей: Раду-Водэ в Бухаресте вместе с его подворьями - скитом Тутана в Арджеше и храмом с. Бэлтени в у. Ильфов, мон-ри Главачок в Арджеше и Стеля в Бухаресте. Дарителем мон-ря Ивирон был господарь Раду Шербан (1602-1611). 3 авг. 1607 г. Раду Шербан даровал также мон-рю Ксенофонт поместья Рацка и Силиштя и сделал вклад в 9 тыс. аспр. Храму Успения Богородицы в Карее был дарован мон-рь Котрочени в Бухаресте, возведенный Шербаном Кантакузино (1678-1688). Створка двери: Спаситель. Валашский воевода Михня II. Посл. четв. XVI в. (Иверский мон-рь) Створка двери: Спаситель. Валашский воевода Михня II. Посл. четв. XVI в. (Иверский мон-рь) Известным покровителем Церкви и ктитором мн. мон-рей был господарь Матфей Басараб . Дарственные грамоты 1641 и 1649 гг. и др. лет, полученные в его правление мон-рями Ксенофонт, Ивирон, Дохиар, св. Дионисия и Кутлумуш, свидетельствуют о значительности недвижимого имущества, к-рым владели преклоненные мон-ри в Валахии с настоятелями из греков. Тщанием господаря в Вел. Лавре была возведена новая ц. св. Михаила Синадского, в ее росписях присутствуют изображения господаря и его супруги Елены. Им же были дарованы храму 2 служебных Евангелия. Миниатюра одного из Евангелий изображает коленопреклоненных пред св. Михаилом Матфея Басараба и Елену. В 1642 г. Лавра получила от господаря значительное денежное пожалование за присылку в Валахию главы св. Михаила Синадского, что чудесным образом предотвратило нашествие саранчи. Однако им же в 1639 г. был принят указ, запрещавший даровать А. или др. св. местам Востока целый ряд древних и крупных мон-рей Валахии, среди к-рых были такие мон-ри, как Тисмана, Козия, Арджешский и др. В следующем году появился еще один указ: в дополнение к 22 мон-рям, упомянутым ранее, добавился запрет на «преклонение» еще неск.

http://pravenc.ru/text/Афон.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010