Росписи этой эпохи отличаются монументальностью: большие композиции, совмещенные со структурой внутреннего пространства храма, состоят из неск. крупных фигур, к-рые отчетливо видны на простом пейзажном или архитектурном фоне. В отличие от Византии, где формы передавались в основном градацией цвета, здесь фигуры исполнены плавными, гибкими, в то же время сильными линиями, формы передаются цветовыми пятнами разной интенсивности, наслаивающимися друг на друга, колорит теплый, относительно сдержанный и светоносный. С этого времени в разных регионах Грузии формируются живописные школы с присущим им характером художественной выразительности. Нек-рые просуществовали столетия и на определенных исторических этапах становились ведущими. Среди росписей, созданных в местных школах, встречаются ансамбли, выполненные высокопрофессиональными мастерами, и сравнительно скромные работы. Их художественная ценность состоит именно в непосредственности и особенностях изобразительного языка, обусловленных местными традициями, благодаря этому они производят не меньшее впечатление, чем творения мастеров, обучавшихся в ведущих художественных центрах. Во 2-й пол. Х - нач. XI в. активная политическая роль Тао-Кларджети в формировании единого Грузинского гос-ва предопределила сложение динамично развивавшейся культурной среды этого региона. Живописные ансамбли - фрески в Отхтаэклесиа (70-е гг. Х в.), в Ишхани (нач. XI в.), в Ошки (основная часть завершена в 1036), в Хахули (нач. XI в.) - выполнены по заказу царского двора, чем обусловлен их высокий художественный уровень (влияние этой школы заметно и во фрагментах росписи XI в. в кафедральных соборах Кумурдо и Манглиси). В стиле совмещены черты классицизма к-польского искусства этого времени и приемы местной художественной традиции. Особой рафинированностью отличаются фрески в Ишхани, где купол украшает традиц. для местной настенной живописи композиция вознесения креста 4 ангелами. Воздушные движения утонченных фигур парящих ангелов, взметнувшиеся складки их одежд, покрытых сетью тонких линий драпировки, эмоциональная выразительность, небесно-голубое свечение красок - все это позволяет считать роспись одним из лучших образцов восточнохрист. монументальной живописи нач. XI в. Особой масштабностью и монументальностью выделяется роспись Ошкского собора.

http://pravenc.ru/text/168199.html

На Западе успехи живописи состояли в тесной связи с влиянием на нее скульптуры. Цветущий век готического стиля, именно XIII, кроме возвышенности религиозных идей в архитектурных линиях, особенно знаменит бесчисленными произведениями скульптуры, в статуях и колоссальных рельефах, украшающих внешние стены и порталы готических храмов. Великий успех в истории искусства того времени состоял в гениальной смелости претворить чувственность античной пластики в соответствующие христианству благочестивые формы. Как византийская мозаика своим золотым полем и яркими изображеньями до бесконечности раздвигала для фантазии внутреннее святилище храма позади алтаря, так сотни окаменелых священных ликов, снаружи готических храмов, отовсюду выступая из стен, поднимаясь выше и выше и восходя под самые стрелки здания, стремящиеся к облакам, оживляют и одухотворяют весь храм и преобразуют его для благочестивой толпы в колоссальное изображение молитвы, в которой помышления о священных событиях и лицах навеки приняли монументальную форму пластического спокойствия. Мастера, сооружавшие соборы, были вместе и скульпторами и рисовальщиками. Черчение планов воспитывало их в перспективе, а рисунки для статуй и рельефов были школою для живописи. По счастию, до нас дошел целый портфель рисунков, с объяснениями, одного французского архитектора XIII в. по имени Вилляра Синекура (Villard de Honne-court), теперь весь изданный в точных снимках. Между планами и очерками собственного сочинения Вилляр оставил по себе несколько снимков с разных церковных зданий из Реймса, Камбре, Лаона, а также с произведений скульптуры не только средневековой, но и античной, классической, которую он в своем наивном неведении называет сарацинскою. Так как архитектура раньше других искусств достигла совершенства, то Вилляр является почти безукоризненным в своих архитектурных чертежах. Хотя прочие его рисунки значительно слабее архитектурных, но для истории искусства не меньше этих последних важны потому, что из них видно стремление художника XIII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Любо уму в этом краю. Житейскую заботу и всяку болезнь преодолевает и покрывает здесь свет душевного любомудрия. На одной чашке душевных весов привычная печаль. Но красота кладёт на другую чашку своё ликование, и легкими становятся твоя печаль и воздыханье. О чём же ты ликуешь и что твоя радость? Потому, что прекрасен русский пейзаж Прекрасен рисунок вот этих ёлок Мы радуемся прекрасному зодчеству, ваянью, живописи. Шатры этих елей — живое чудное зодчество. И какой музыкальный ритм в этом строе монументальных елей! Чуден рисунок хвойных многоярусных паникадил. А цвет и тона этой нерукотворенной живописи неповторимы рукою человека. 13 сент. Понеделок Осень стоит хорошая. Неделю дул север; солнечные холодные дни. Сегодня ветер сменился, натягивает тучи. С перьвых чисел сентября были утренники; иней был, кругом трава заиндевела. Мы от морозу и убежали сюда к самой Воре. Утром, как отрубит коровий пастырь, все уж на ногах. Подымаемся и мы, непривычные к раннему вставанию. Я отыму у брателка вёдра, иду по воду. Дорога круто бежит вниз. На кустах лист пожух. В тихости попевает оставшая птичка. В низине у речки ещё туманистый ночной холодок С водой-то в гору вздымаюсь, всё остановлюсь да огляжусь. Далеко на пригорках желтеют сжатыя лож, зеленеют полоски ржаной озими, синеет дальний лес. Иной час, иной раз и присвоится к этой светлости и благой свободности не могу. Душа-та повадилась помаленьку взглядывать, несвычно ей во все глаза… Но тихая красота русской природы вдруг посветит уму: и, дивяся сам себе, хвалишь эту светлость. 14 сентября. Среда Весь день сырой туман. Дождя нет, а мостовые и тротуары влажны, блестят. Не яснит, так и холода такого нет. 17 сентября. Пятница В час литургии, когда возносится слава лазурному царству Отца, Сына и Духа, ведь не вспоминаешь ты истории богослужения, а сердцем хвалишь Вечнаго, славишь Его, Единого. Что такое красота?.. Необъятно пониманье ея. Ум приводит свойства Бога: Дух, Вечный, Благой… Изначальная красота — это красота природы и красота человека, лица человеческаго.

http://azbyka.ru/fiction/dnevnik-1939-19...

Работы Лодовико ориентированы на колорит Корреджо. Его образы сочетают мирское очарование с подчеркнутой набожностью («Мадонна дельи Скальци», ок. 1590; Национальная пинакотека, Болонья); он внимательно изучает оттенки человеческих эмоций, убедительно передает сверхъестественные моменты сакральных сюжетов с помощью эффектов освещения («Преображение», ок. 1600-1605; Национальная пинакотека, Болонья). Агостино много работал в технике гравюры, его живописные произведения отличаются сочностью цвета, заимствованной у венецианцев, и условным маньеристическим видением пространства и пропорций («Причастие св. Иеронима», 1591-1594; Национальная пинакотека, Болонья), но более всего он проявил себя в области академической теории. Источником замысла Аннибале служили почерпнутые из классики лит. или зрительные ассоциации, к-рые он обогащал натурными зарисовками. Двойственный подход определил характер его произведений как вторичный, схематичный. Удачным опытом преодоления этой двойственности являются полотно «Геркулес на распутье» (1596-1597; музей Каподимонте, Неаполь) и роспись галереи Палаццо-Фарнезе в Риме (1597-1604) на сюжеты «Метаморфоз» Овидия. Преображение. Ок. 1600–1605 г. Худож. Лодовико Карраччи (Национальная пинакотека, Болонья) Преображение. Ок. 1600–1605 г. Худож. Лодовико Карраччи (Национальная пинакотека, Болонья) Принципиальным новшеством этой росписи, сделавшим ее важным этапом эволюции монументальной плафонной декорации в И. и за ее пределами, стало понимание свода как единой декоративной системы. Использованный здесь прием «смешения» реального пространства интерьера и иллюзорного пространства живописи, перетекание действительности в иллюзию и обратно, «триумф живописи-мимесиса» ( Арган. 1990. Т. 2. С. 135) стали основой концепции многих поколений монументалистов. В поздние годы Аннибале, утративший интерес к экспериментам жанрово-бытового характера, сосредоточился на попытках совмещения совр. действительности с классическим идеалом. Произведения, исполненные в это время, утрачивают одухотворенность, становятся холодно-отчужденными («Quo vadis Domine?», 1601; Национальная галерея, Лондон).

http://pravenc.ru/text/2033721.html

Абруццо. В 1263 г. были написаны фрески оратория Сан-Пеллегрино в Боминако; они демонстрируют влияние мозаик Монреале и включают редкие изображения на тему календаря, аллегории месяцев и сцены из жизни св. Пеллегрино (Перегрина). На о-ве Сардиния известно мало живописных произведений, однако благодаря археологическим раскопкам и случайным находкам их число в последние годы постоянно увеличивается. При рассмотрении раннесредневек. живописи на Сардинии отправными точками служат фрески в 2 скальных помещениях неолитической эпохи, составляющих т. н. Гробницу вождя (Tomba del Capo), впосл. ц. Сант-Андреа близ дер. Бонорва. Ее продолжали использовать до кон. VIII-IX в. Этим временем датируют фрески, изображающие Христа в мандорле и символы евангелистов, сцены из жизни Христа. Не менее редкими являются монументальные росписи романского времени; среди наиболее значительных - ц. Санта-Тринита-ди-Саккарджия и ц. Сан-Пьетро в Гальтелли, обе кон. XII - нач. XIII в. В ц. Санта-Тринита-ди-Саккарджия живопись сохранилась только в апсиде: в конхе - Христос в мандорле в окружении ангелов, архангелов и серафимов. Нижняя зона апсиды разделена на 3 регистра, в верхней части представлены Богоматерь и апостолы, в центральной - евангельские сцены, внизу - орнамент в виде пальметток. Стилистически эти фрески восходят к живописи Умбрии и Лацио, так же как роспись ц. Сан-Пьетро в Гальтелли с циклом земной жизни Иисуса Христа на стенах центрального нефа и, вероятно, со сценой «Страшный Суд» на зап. стене. Лит.: Venturi A. Storia dell " arte italiana. Mil., 1904. Vol. 3: L " arte romanica; Toesca P. La pittura e la miniatura nella Lombardia. Mil., 1912; idem. Il Medioevo. Torino, 1927. 2 vol.; idem. Il Battistero di Parma. Mil., 1960; Wilpert J. Die römischen Mosaiken und Malereien der kirchlichen Bauten vom IV. bis XIII. Jh. Freiburg i. Br., 1916. 4 Bde; Serra L. L " arte nelle Marche. Pesaro, 1929. Vol. 1: Dalle origini cristiane alla fine del gotico; Marle R., von. Le scuole della pittura italiana.

http://pravenc.ru/text/2033721.html

1693-1700. Vol. 1: «Della figura»). Если с указанной точки зрения убедительной кажется архитектура, то искажаются фигуры, и наоборот. Причина этого кроется в том, что для Поццо архитектура отождествлялась с рациональным началом, а образы горнего мира - с иррациональным ( Nicolai F. Beschreibung einer Reise durch Deutschland und dei Schweiz, im Jahre 1781. B.; Stettin, 1783-1785. Bd. 1. S. 650). Доктрина Римской коллегии утверждала: удаление от истинной точки зрения, определить которую позволяет правильное религиозное и моральное воспитание, есть удаление от добродетели и приближение к пороку. Триумф св. Игнатия. Роспись ц. Сант-Иньяцио в Риме. Завершена к 1694 г. Худож. Андреа дель Поццо Триумф св. Игнатия. Роспись ц. Сант-Иньяцио в Риме. Завершена к 1694 г. Худож. Андреа дель Поццо После росписи ц. Сант-Иньяцио Поццо были написаны купола церквей во Фраскати, в Монтепульчано, Ареццо, Л " Акуиле, Вене, Любляне. Большая их часть выполнена при помощи учеников или только учениками по эскизам и под руководством мастера. Роспись купола аббатства святых Флоры и Лукиллы в Ареццо (1702) указывает на стадию перехода от иллюзионизма барокко к рационализму Сеттеченто. Монументально-декоративные проекты Поццо принадлежат к высшим достижениям живописи позднего барокко. Его стиль повлиял на развитие последующих живописно-архитектурных иллюзионистических проектов и стал образцом для мастеров И., стран Центр. и Вост. Европы и Вост. Азии. Среди его последователей - А. Колли и Дж. Барбьери (в И.), И. Хейбель (в Богемии), К. Базанка (в Польше), К. Таух (в Австрии и Силезии), Дж. Кастильоне (в Китае). Царь Саул у Аэндорской волшебницы. 1668 г. Худож. Сальватор Роза (Лувр, Париж) Царь Саул у Аэндорской волшебницы. 1668 г. Худож. Сальватор Роза (Лувр, Париж) В Сеиченто зародилась т. н. предромантическая тенденция итальянской живописи (С. Роза, Дж. М. Креспи, А. Маньяско), характерная и для XVIII в. и оказавшаяся родственной его исторической специфике. Это направление, знаменующее начало изживания старых традиций, отмечено глубоко индивидуальным характером творчества, протестным по отношению к традиционализму академистов и не встраивающимся в системное стилевое видение барокко именно в силу оригинальности.

http://pravenc.ru/text/2033721.html

P. 479-511; Andreescu-Treadgold I. Glass from the Mosaics on the West Wall of Torcello " s Basilica//Arte medievale. N. S. Mil., 2006/2007. Vol. 5. N 2. P. 87-140; Draghi A. Gli affreschi dell " Aula gotica nel monastero dei Santi Quattro Coronati: Una storia ritrovata. Mil., 2006; Stampfer H., Steppan T. Affreschi romanici in Tirolo e Trentino. Mil., 2008; Veneto romanico/A cura di F. Zuliani. Mil., 2008; Lombardia romanica: I grandi cantieri/A cura di R. Cassanelli, P. Piva. Mil., 2010; Paone S., Tomei A. La pittura medievale nell " Abruzzo aquilano. Mil., 2010; Bonfioli M. Pittura monumentale bizantina o d " influenza bizantina in Umbria: Valutazioni storico-artistiche//Corpus della pittura monumentale bizantina in Italia. Vol. 1: Umbria (в печати). Л. Риккарди, Л. Бевилаква Византийские мозаики в И. Для развития средневековой живописи И. большое значение имели постоянные и тесные связи с визант. искусством. В эпоху своего наивысшего расцвета в средневизант. период (сер. IX-XII в.) визант. художественная культура оказывала существенное влияние на искусство всей Зап. Европы. Произведения визант. мастеров - темперные и мозаичные иконы, иллюстрированные рукописи, эмали, резьба по слоновой кости и полудрагоценным камням, ювелирные изделия - очень высоко ценились как особо престижные предметы роскоши, сохраняющие связь с античной и раннехристианской традициями. Благодаря торговле, церковным и политическим связям в И. не только бытовали визант. иконы, рукописи и произведения декоративно-прикладного искусства, но и создавались памятники монументальной живописи высокого уровня, в т. ч. мозаики. Крупнейшими центрами визант. искусства на территории И. были Сицилия и Сев. Адриатика. В каждом из них сложилась особая историко-культурная ситуация. Произведения, созданные к-польскими мозаичистами в сер.- 2-й пол. XII в. по заказам норманнских королей в Палермо и его окрестностях, представляют собой чрезвычайно яркое, но очень ограниченное локально и хронологически явление, которое не имело продолжения, хотя оказало существенное влияние на развитие итал.

http://pravenc.ru/text/2033721.html

Классицизм подражает природе, но из многообразия ее проявлений выбирает те, что отражают качества упорядоченности, закономерности, разумности. Главенство нормы и вторичность живого многообразия натуры обусловили обобщающее воздействие концепции классицизма, неизменность и длительность существования его образов. В сер. и во 2-й пол. XVII в. центром классицизма в Риме стала мастерская Н. Пуссена. Однако итал. представители этого стиля не разделяли идей франц. коллег. Ближе других к художественному методу Пуссена были Пьетро Теста и Пьер Франческо Мола. Для Теста оказались важными влияния творчества Доменикино и свободной, богатой по цвету живописи Пьетро да Кортона. Его динамичный стиль эклектичен и оригинален («Избиение младенцев», ок. 1637; Галерея Спада, Рим; «Введение во храм», сер. 40-х гг. XVII в.; ГЭ). Живописи Мола присущи черты, позволяющие определить его стиль как предромантический. Подчеркнутая эмоциональность, сумрачный колорит и динамичное письмо отличают его полотна («Гомер, диктующий поэмы», между 1660 и 1666; ГМИИ). В целом же итал. классицизм можно назвать классицизирующим академизмом, наиболее видными его представителями были Андреа Сакки и Карло Маратта. В начале творческой карьеры Сакки воспринял барочные чувственность и патетику («Св. Григорий и чудо гостии», 1625-1627; Пинакотека, Ватикан). Со временем в его творчестве все более заметными были основные черты классицизма, в результате его стиль стал рассудочным, сосредоточенным, почти обезличенным («Св. Ромуальд рассказывает монахам о видении небесной лестницы», ок. 1638; Пинакотека, Ватикан). Классицизм оказался мало адаптированным к монументально-декоративным аллегорическим проектам, что демонстрирует плафонная роспись Сакки «Божественная Мудрость» (1629-1633; Палаццо-Барберини, Рим). Сюжет иллюстрируется статичной многозначительной мизансценой, состоящей из немногих фигур, призванных иератически-торжественно передать заданный символический смысл. Высокое качество исполнения не умаляет впечатления художественной неубедительности композиции, предвещающей закат классицизма как плодотворной художественной концепции, его вырождение и превращение в догму.

http://pravenc.ru/text/2033721.html

Это самое больше из ныне известных новгородских граффити на глаголице 29 августа. ПРАВМИР. Археологи нашли самое большое из ныне известных новгородских граффити на глаголице. Текст граффити еще изучают лингвисты, по предварительным данным, это молитва, сообщает Интерфакс. Большой обломок фресковой живописи с надписью на глаголице ученые нашли на раскопках на руинах церкви Благовещения, построенной на Рюриковом городище в 1103 году. Процарапанную на монументальной живописи надпись эксперты датировали предположительно XII веком. «Ранее глаголические надписи уже встречались специалистам в древнейших новгородских храмах – Софийском кафедральном соборе в Кремле и Георгиевском соборе в Свято-Юрьевом монастыре, однако те надписи не были столь крупными», – отметили в Новгородской археологической экспедиции. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 30 декабря, 2016 10 мая, 2017 27 июля, 2017 13 марта, 2024 20 февраля, 2024 19 октября, 2023 31 мая, 2022 11 мая, 2022 9 февраля, 2022 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/arheologi-nashli-v-vel...

К сер. 60-х гг. произошло разделение по специальностям: классы живописи, скульптуры, архитектуры и гравирования, расширился круг общеобразовательных предметов (география, мифология, геометрия и др.). Эти нововведения были закреплены в Уставе 1764 г., тогда же по инициативе И. И. Бецкого учреждается Воспитательное уч-ще для детей 5-6 лет. Во 2-й пол. XVIII в. сформировались методы и приемы академического образования с разделением жанров, закрепившиеся в учебном процессе вплоть до кон. XIX в. Главным звеном в системе обучения являлись академические программы - специальные задания для учащихся, оцениваемые преподавательской комиссией. Задания выполнялись каждый месяц (рисунок, барельеф, чертеж), каждое полугодие и в выпускном классе (произведение на заданную тему). По итогам заданий вручались серебряные и золотые медали 1-го и 2-го достоинства. Академические программы выполняли также пенсионеры (получившие право на заграничную поездку в Италию или Францию) и преподаватели, претендующие на более высокие посты. В 1840 г. принимается новый Устав А. х., по к-рому упраздняется Воспитательное уч-ще. После реформы 1893 г. вместо классов с дежурными профессорами создаются мастерские под руководством ведущих педагогов. С 1918 г. обучение происходило в индивидуальных мастерских. В 1947 г. созданы отд-ния монументально-декоративной живописи. В 1987 г. возобновилось вручение академических медалей за дипломные работы. До нач. XX в. А. х. была главным научно-творческим центром, подготовившим наиболее выдающихся рус. художников и архитекторов XVIII-XIX вв. Становление художественного опыта было связано с понятиями «академизм», «академическая школа» и определялось эстетикой классицизма, принятой за норму и образец для обучения в этот период. С сер. XIX в. эти нормы стали восприниматься как консервативные («Бунт 14-ти» и возникновение «Товарищества передвижных художественных выставок» (1870)). К кон. XIX в. стилистический диапазон академических работ значительно расширился, появились произведения реалистического и символистского направления.

http://pravenc.ru/text/63762.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010