@import url( " " );@import url( " " );@import " " Закрыть Битва за историю: Монументальное искусство как орудие мягкой силы Димитрий Сагал   Салават Щербаков   16:22 04.09.2023 248 В студии программы «Русская мечта» на телеканале «День ТВ» выдающийся российский скульптор, заведующий кафедрой скульптуры Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова Салават Щербаков. Одним из его выдающихся творений стал памятник князю Владимиру Святому, установленный на Боровицкой площади в Москве. «Для всех нас очень важна история. У каждого есть семья. И точно так же, как история своей семьи, для нас важна история нашей страны», — говорит скульптор. Как отмечает Щербаков, многие культуры были и цвели ещё задолго до христианства. Например, мы все уважаем греческую Античность. Когда пришли события Нового Завета, всё это суммировалось, и возникла совершенно неведомая для того времени новая духовность, которая потом пришла в Византию, а с Византии на Русь. Крещение, принятие христианства – очень великое событие в целом на земном шаре. Вся христианская культура и мысль – это высочайшая планка пути, а князь Владимир – это человек, нашедший для Руси вот этот путь. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть УЖАС: в Красногорске подростки насиловали и пытали школьницу Новое горе в семье Фриске: сестру убил рак четвертой степени В Архангельске попрощались с дитя: над ним издевались «Она заразила детей туберкулезом, а у нее еще и нашли ВИЧ» Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/video/2023/09/04/bitv...

Закрыть Урок русской живописи К 150-летию Валентина Александровича Серова 13.11.2015 708 Время на чтение 20 минут Масштабная выставка (250 работ), приуроченная к 150-летию Валентина Александровича Серова (1865-1911), открылась в Третьяковской галерее (Крымский вал) 7 октября, а продлится она до 17 января 2016 г. На выставке представлены работы художника из 25-ти российских музеев, 4-х музеев зарубежных стран и из частных коллекций. В творчестве В. А. Серова преломились лучшие традиции русской реалистической школы, старых европейских мастеров, однако художник дышал воздухом эпохи, потому и не прошел мимо новаторских поисков в искусстве своих современников. По мнению искусствоведов, Серов определил развитие стиля модерн в России и даже стал предтечей авангарда, впрочем, последнее утверждение, пожалуй, нельзя принять безоговорочно. Сергей Маковский на вопрос «Что же такое живопись Серова?», ответил: «Урок русской живописи. Серов стремился вперед, сохраняя лучшее наследие прошлых лет нашей школы» Одаренность мастера позволила ему проявить себя в станковой и монументальной живописи, графике, искусстве театральных декораций, в прикладном искусстве. Серов работал в разных жанрах - это историческая живопись, и картины на сюжеты древнегреческих мифов, и пейзажи, иллюстрации, бытовые зарисовки... и, конечно же, портрет, излюбленный жанр художника.. Экспозиция весьма насыщенная: пейзажи, книжные иллюстрации, эскизы к декорациям и костюмам, и даже занавес к балету Н. А. Римского-Корсакова «Шехеразада» (Русские сезоны С. П. Дягилева) из собрания Ростроповича и Вишневской, большой раздел рисунка и графики. А знаменитые портреты Серова, писанные маслом, заполняют собой все пространство первого обширного зала выставки. Их целая сотня. Встречает посетителей, разумеется, «Девочка с персиками» (1887). Это чистое, светлое и светящееся, исполненное воздуха полотно, создает впечатление безмятежного покоя и счастья. Нежное создание и нежный персик в маленьких руках, и личико Веры Мамонтовой само словно бархатистый румяный плод. Портрет был создан 22-х летним живописцем и вместе с другой ранней работой «Девушка освещенная солнцем» (1888) стал своего рода визитной карточкой Серова. Эти работы явились свежим и исключительно сильным словом в русском изобразительном искусстве.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/1...

– То есть после школы вы поступили в художественное училище? – В училище я поступил только после армии, я же говорю, у меня все – с замедлением. После школы – пошел по рекомендации учительницы литературы работать художником-оформителем. А монументальным искусством занялся вообще в 50 лет. В училище у нас была качественная пленэрная школа, внимание уделялось сочной живописи: если ты пишешь так с натуры, ты – художник, и я считаю, это совершенно нормально, училище и должно учить правильно класть краски на холст, учить колориту, правильному соотношению цветов и так далее. Вот с композицией было сложнее. Что такое композиция, я понял только из церковной живописи. – Расскажите про ваше участие в Нижегородской художественной группе «Черный пруд», ведь не случайно вы туда попали? – Я приехал в Нижний Новгород и встретил художников, близких мне. Они были постарше меня, умные, философски думающие, я с интересом слушал их рассуждения, мысли. Причем многие участники были воцерковлены. И я вскоре начал движение к Церкви. Но как было в советское время – ты пишешь творческие картины, они лежат в мастерской и никому не нужны. Наступили 1990-е годы, с точки зрения экономики – все плохо, а нам, художникам, стало вдруг хорошо – наше творчество стало востребовано. В год делали по одной персональной и несколько групповых выставок. В уставе объединения мы написали: «Используя современные формы, прийти к древнерусской живописи». Мне кажется, что мы сами не понимали смысла этой фразы (по крайней мере я), но в итоге – так и получилось. Когда я потом много лет учился церковной живописи, писал иконы, я понимал, как в это время важно следовать образцу. Но сейчас понимаю, что без использования современных форм невозможна и церковная жизнь. Без использования современных форм невозможна и церковная жизнь – Что такое современная форма? – Современная форма – это то, что нас окружает в повседневности, и она несколько искусственна, оторвана от жизни, а мне, как деревенскому человеку, не очень приятно, когда нет корня, нет связи с землей и с небом. Но от этой формы не уйти, мы живем в современном мире, носим современную одежду, ездим на современных машинах. И мы, используя традиционную палитру языка церковного искусства (от I до XVI века), все равно, даже не замечая этого, привносим и современные формы, как привносили современные им формы художники прошлого, потому мы отличаем, скажем, живопись XVII и XVI веков, например. Но эти формы не закрывали, не затмевали главного, вневременного. И чтобы эта сама современная форма не довлела, художнику при работе над росписью надо забыть на какой-то срок, «какое, милые, у нас тысячелетье на дворе», попытаться хоть как-то оказаться вне времени.

http://pravoslavie.ru/142459.html

Основной же труд по созданию монументальных живописных композиций во Владимирском соборе взял на себя Виктор Михайлович Васнецов (1848–1926). Васнецов не был изначально «храмовым живописцем», и не сразу сознал себя как монументалист. Он был известен среди передвижников прежде всего как мастер былинно-сказочной темы. Неиссякаемое внимание к русской старине, сказавшееся и в станковой живописи Васнецова, и в его увлечениях прикладным искусством, с закономерностью привели его к размышлениям над важнейшими началами национальной культуры и в конце концов – к осмыслению тайн средневековой религиозной живописи. Восстановить утраченное – поставил перед собой художник важнейшей целью: «Мы тогда только внесем свою лепту в сокровищницу всемирного искусства, когда все силы свои устремим на развитие своего родного русского искусства, то есть когда с возможным для нас совершенством и полнотой выразим красоту, мощь и смысл наших родных образов, наши грезы, мечты, нашу веру и сумеем в своем истинно национальном отразить вечное, непреходящее». Основа мысли истинная: общечеловеческое реализуется всегда в конкретной национальной форме, и тем полнее, чем самобытнее форма выражения. Но вот его размышление о древних мастерах: «Как поражают в старинных художниках глубина, непосредственность и искренность изображения их, как они полно и небоязливо решают свои задачи. Откуда у них эта теплота, искренность и смелость? Не все же они гении!.. Загадку эту разрешить легко, если представить себе, что и в предшествующие века и в век, современный художникам, все окружавшие его люди – великие и малые (просвещенные и невежественные), глубокие и простые, все веровали в то же, во что и художник, жили и питали свою душу теми же чаяниями. И вот все художники – великие и малые – находили тогда дело по душе и по сердцу, и всякое их от души сказанное слово принималось с радостью и благодарностью. С какой любовной страстью строили они храмы, писали свои живописные поэмы, рубили целые миры из камня! И вся толпа волновалась, ждала и радовалась созданиям своих художников»! Васнецов ощущал важнейшее: соборность народной жизни, куда искусство входит неотъемлемой частью. Но художник не знал, не понимал природы религиозной живописи, основанной на молитвенном подвиге, ибо представлял себе художников, черпающих вдохновение в одном лишь народном признании. Васнецов видел творчество иконописцев как результат всепроникающего, но земного по природе вдохновения, ищущего энергию в человеческом соучастии – и прозрел лишь часть истины, но не всю ее в полноте.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Dunaev/...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Обсуждение Изменить Версии Найденные на дне Волхова фрагменты фресок, возможно, происходят из несохранившейся Пречистенской церкви на кремлевских воротах и датируются XII в. 13.04.2009 Эксперты предварительно датировали XII веком фрагменты фресок, найденные на дне Волхова в Великом Новгороде в ходе подводных археологических исследований в марте-апреле, сообщил представитель Новгородского центра по организации и обеспечению археологических исследований. " Возможно, обнаруженные на дне реки напротив Кремля около 200 фрагментов монументальной живописи были частью росписи не сохранившейся до наших дней Пречистенской церкви на кремлевских воротах " , - предположил представитель Новгородского центра. По словам источника, этот храм в 1196 году расписывал известный новгородский живописец греческого происхождения Олисей Гречин. Позднее при ремонтах храма древние фрески были сбиты с его стен и в качестве строительного мусора могли быть высыпаны с моста через Волхов возле его опор для их укрепления. " Удивительно, что в течение столетий фрагменты монументальной живописи хорошо сохранились под водой, хотя, казалось бы, известковый раствор и слой красок со временем должны были бы превратиться в кашу " , - отметил источник. Так, на одном из обломков фресок сохранилось изображение глаза. Исследования на дне Волхова ведутся археологами с 2005 года. Основной целью подводных археологов является поиск опор древнейшего гидрологического сооружения славян - новгородского " Великого моста " , чтобы установить его точное местонахождение в XI-XII веках. " Великий мост " в XI-XVII веках связывал находящиеся по разным берегам реки Кремль и Ярославово дворище. Документальных свидетельств о точном местонахождении " Великого моста " в XI-XII веках не сохранилось. Организаторами работ подводных исследований на Волхове стали Новгородская федерация подводной деятельности, Новгородское общество любителей древности и Новгородский центр по организации и обеспечению археологических исследований.

http://drevo-info.ru/news/6459.html

Так я подумал. Создание рукотворного рая всегда сопряжено с созданием некоей тюрьмы А потом обе мысли сплелись в один жгут, и появилось нечто третье. А именно: создание рукотворного рая всегда сопряжено с созданием некоей тюрьмы. Так мне подумалось. И это не одних козлов с мартышками, а уже самих людей касается. Этот неизбежный союз ложного рая и настоящей тюрьмы заявляет о себе громко и внятно. Российская история – особенно внятно. Но не только она. Томмазо Кампанелла Был такой писатель Томмазо Кампанелла. Своей правой рукой, в которой он держал перо, этот монах и по совместительству астролог щедро всыпал яду в колодец человеческих знаний. Занимал его образ земного блаженства, идеального общественного устройства, то, что получило имя «утопия» по соответствующей работе Томаса Мора. Коммунисты и социалисты жутко восхищались этими утопическими картинками и стремились их воплотить в жизнь. Вы будете сомневаться, но многие следы этих практик у вас перед глазами. Помните мозаичные панно, которыми украшались советские здания? Помните украшения станций метро? Помните картины, изображающие созидательный труд? Всех этих ученых, гордо держащих спутник на поднятой руке; ученых склонившихся над пробирками; сталеваров, вытирающих пот со лба и прочее? Это была наглядная пропаганда, вычитанная у Кампанеллы. Тот описывал Город Солнца, в котором по приказу министра Мудрости внешние и внутренние стены зданий «расписаны превосходнейшею живописью». Темы этой монументальной живописи просветительские: портреты великих людей, планеты и звезды, виды растений и животных, деревьев и трав, виды минералов, разделы ремесел, сцены из истории и т.д. Это чтобы жители Солнцеграда учились непрестанно, глядя хотя бы на стены домов. Вот именно по этому принципу в СССР осуществлялась политика монументальной и эстетической пропаганды. И это я к тому, что мы ходим с вами среди современных или вчерашних попыток воплотить идеи, высказанные четыреста, пятьсот или более лет назад. Идеи живучи. Для солнцеградцев смешно улучшать породы коров и лошадей, не делая того же в людях

http://pravoslavie.ru/114167.html

К нач. 20 в. относится масляная живопись на стенах четверика и в алтаре. В трапезной роспись масляными красками исполнена в 1974 г., первоначальная стенопись - интересный образец монументальной живописи сер. 19 в., композиции выполнены под влиянием барокко и выделяются своей необычной иконографией. Колорит основан на холодных разбеленных тонах, более интенсивно по цвету " Снятие с креста " . В своде написаны восемь сцен на тему " Сотворение мира " , исполненные бурной динамики. Необычно расположение в тромпах сюжетных сцен, из них сохранилось лишь " Снятие с креста " (в северо-восточном тромпе). Эта композиция явно ориентирована на западноевропейские барочные образцы, судя по экзотическим одеяниям, подчеркнутой пластике объемов и напряженной эмоциональности. На западной стене, над аркой помещена уникальная по сюжету композиция " Истинное начертание беззаконного над Иисусом приговора, найденного закопанным в земле Наканион " , где изображен Христос (в иконографии " Христос в темнице " ), окруженный членами синедриона, держащими в руках свитки с приговором. Вторая группа росписей, типичных для нач. 20 в., содержит евангельские сцены, выполненные в духе позднего академизма. Они расположены в нижнем ярусе западной стены и в алтаре, где выделяется редко встречающаяся сцена " Литургия Сергия Радонежского " . Главный четырехъярусный иконостас выразительный памятник 1840-х гг. в стиле позднего классицизма, отличающийся сложной монументальной композицией. Его боковые грани слегка заходят на прилегающие стены, а верхний ярус сужен. Иконы основных чинов одновременны иконостасу, местного - 2-й пол. 19 в. Средняя часть выделена эффектной аркой, опирающейся на четыре колонки. Она украшена перспективно сокращающимися кессонами с розетками и пологим фронтоном над ней. Повышенный центр верхних ярусов усиливает устремленность ввысь всего сооружения. Завершает иконостас сцена " Воскресение " , увенчанная резной короной. Разномасштабные колонки во всех ярусах поддерживают антаблементы с богато украшенными резьбой фризами. Отличающийся ясностью рисунка резной декор в обрамлениях икон и в филенках под ними включает розетки, пальметты, ветви лавра, орнамент в виде лиры. Выделяется композиция в завершении второго яруса, состоящая из двух коленопреклоненных ангелов (горельеф) в обрамлении нависающих над ними драпировок. Фон иконостаса голубой, детали позолочены.

http://sobory.ru/article/?object=06052

Факты нужно расположить в строго хронологическом порядке. Только такой порядок даст возможность понять факты в их естественном, закономерном, генетическом развитии и поможет установить прагматическую связь между ними, как между основаниями и следствиями, причинами и действиями. Конечно, в полной совершенной степени исторический метод не применим в церковной истории, поскольку входит в неё божественный элемент, не подлежащий учету со стороны человеческого исследования. При помощи чисто исторического метода, например, мы не можем выяснить ни происхождения христианства, — поскольку оно есть дар с неба, — ни главных эпох в его развитии, почему, например, не удалось язычеству — ни его внешней политической государственной силе, ни внутренней - философской, интеллигентной — уничтожить христианства в течение II и III b. и предупредить его победу в IV b. Источники церковной истории. Источником для церковной истории служит все то, что так или иначе помогает установлению исторических действительных фактов из прошлой жизни Церкви. Между источниками первое место занимают в истории древнейшие монументальные памятники и письменные документы. Древние историки Церкви также могут быть отнесены к источникам — непосредственным , поскольку описывают прямо по опыту наблюдаемую ими жизнь, и посредственным , поскольку изображают ход церковных событий, пользуясь чужими письменными данными или устными рассказами. Монументальные источники . К ним относятся а) произведения христианской живописи, архитектуры и скульптуры. Они не рассказывают истории жизни христианской Церкви на человеческом языке, но служат выражением духа и быта христиан, отражением их верований и настроений. Таковыми являются в особенности римские катакомбы с их символическою живописью, христианскими алтарями и гробницами. Они подробно описаны проф. De Rossi, Inscriptiones christianae urbis Romae septimo saeculoantiquiores. Bd. I. Romae 1857. Bd. lI. Tl. I. Romae 1887. Христианские надписи Галлии описаны Le Blant, испанские и британские — Нüвпег’ом. — б) К монументальным памятникам также принадлежат различные надписи на печатях, монетах и других предметах.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

2 ноября, четверг 12:00 – 18:30 – Ежедневные экскурсии для посетителей (9 экскурсий) 13:00 – 15:00 – Творческая встреча (Малый зал) Андрей Сергеевич Тутунов презентация книги «Реставрация, строительство, консервация храмов, часовень и приходских строений» (архитектор, консультант экспертного отдела по новому церковному строительству и реставрации Московского Патриархата). 19:00 – 20:30 – Концерт камерного оркестра «NÉOrchestra» (Большой зал). (за 30 минут до начала концерта транслируется проморолик с анонсом выступления хора). 3 ноября, пятница 12:00 – 18:30 – Ежедневные экскурсии для посетителей (9 экскурсий) 13:00 – 15:00 – Мастерская для детей и взрослых «Золочение» (Большой зал) Ведущая: Хохлова Наталия Петровна (ведущий методист отдела экскурсионной и культурно-образовательной деятельности в ГБУК г. Москвы «Картинная галерея Ильи Глазунова», руководитель студии изобразительного искусства «Ласточка» для детей от 4,5-14 лет при КЦ им. И.М. Астахова.) Тема: «Отблески света горнего (золочение)». Возраст участников 7+ 16:00 – 18:00 – Просветительская лекция (Малый зал) Лектор: Андрей Юрьевич Виноградов (кандидат исторических наук, доктор филологических наук, доцент Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики») Тема: «Рождение и развитие христианского храма в Византии и на Руси». 16:00 – 18:30 – Мастер-классы известных художников (Большой зал) Ведущие: Смирнова Юлия Александровна (художник-монументалист, академик Российской академии художеств, доцент факультета живописи Московского государственного академического художественного института имени В. И. Сурикова при Российской академии художеств) и Румянцева Дарья Андреевна (мастер декоративно-прикладного и монументального искусства, преподаватель монументальной мастерской Московского государственного академического художественного института имени В. И. Сурикова при Российской академии художеств, стажёр Творческой мастерской монументальной живописи Российской академии художеств и ассистент мастерской монументальной живописи Московского государственного академического художественного института имени В. И. Сурикова при Российской академии художеств под руководством Е.Н. Максимова).

http://pravoslavie.ru/156565.html

Битва равноап. имп. Константина с Максенцием. Роспись сев. стены летнего придела Крестовоздвиженской ц. в Палехе. Между 1807 и 1812 гг. Битва равноап. имп. Константина с Максенцием. Роспись сев. стены летнего придела Крестовоздвиженской ц. в Палехе. Между 1807 и 1812 гг. Самой ранней известной работой палешан является роспись Крестовоздвиженского храма в П. (между 1807 и 1812). Местное предание называет исполнителями работ иконописцев Анания Арсеньева Беляева и Степана Вечёрина. Однако живопись этого храма нельзя считать полностью самостоятельным творчеством палешан, т. к. руководили работой московские иконописцы - братья Петр и Михаил Сапожниковы. А. В. Бакушинский назвал ее «последней великой стенописью, завершающей цикл развития древнерусской религиозной живописной традиции» ( Бакушинский. 1934. С. 55). Цветовая гамма выдержана в холодных блеклых тонах, что соответствовало художественным вкусам того времени. Первые слои краски на известковом связующем были положены по сырой штукатурке в пределах намеченных глубокой графьей контуров изображений. Детали и более тонкие цветовые градации выполнялись уже темперными красками по высохшей штукатурке. В письме ликов использованы приемы, создающие впечатление иконописной плави. Одной из самых значимых работ художников П. стала роспись Грановитой палаты в Московском Кремле, выполненная семьей Белоусовых в 1882 г. Для росписи характерно соединение форм древнерус. традиции и приемов академической живописи XIX в. Большое количество храмовых росписей в подобном стиле можно обнаружить в Поволжье, где повсеместно получали заказы мастерские Сафоновых и Белоусовых. Нередко палехские иконописцы работали на стенах в технике масляной живописи. Работа по росписи храмов считалась в П. престижной, а местные мастера славились как одни из лучших монументалистов. Палешане много занимались реставрацией памятников древнерус. монументальной живописи под руководством известных ученых и архитекторов - И. Е. Забелина, В. В. Суслова, Н. В. Султанова, М. П. Боткина, Д. В. Айналова, А. В. Прахова. Художники П. поновляли настенную живопись Димитриевского и Успенского соборов во Владимире, Благовещенского собора Московского Кремля, Успенского собора Свияжского мон-ря, псковского Спасо-Мирожского мон-ря, Софийского собора в Вел. Новгороде, Новодевичьего мон-ря в Москве, Ипатиевского мон-ря в Костроме и др. Мастерские

http://pravenc.ru/text/2578719.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010