Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАСАФ († после 1242 (?)), 1-й еп. Угровский (см. Холмская и Люблинская епархия ), смещен с кафедры. Сведения об И. содержатся преимущественно в 1-й ч. Галицко-Волынской летописи (Летописец Даниила Галицкого, создан во 2-й пол. 50-х гг. XIII в.), входящей в Ипатьевскую летопись. Прежде чем занять Угровскую кафедру, И., вероятно, управлял Владимир-Волынской епархией. Принятым в науке является отождествление И. с Иоасафом, упомянутым в Галицко-Волынской летописи в перечне Владимир-Волынских епископов в качестве 1-го архиерея, занимавшего Владимирскую кафедру при князьях Данииле Романовиче и Васильке Романовиче. Кн. Даниил овладел Владимиром-Волынским ок. 1215-1216 гг., следов., И. в это время был уже Волынским архиереем. Епископ охарактеризован как «блаженный и преподобный святитель, взятый из Святой горы» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 739-740). По-видимому, И. был хиротонисан во епископа из насельников основанного в XI в. Святогорского Зимненского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря (в совр. с. Зимнем Владимир-Волынского р-на Волынской обл., Украина). В 1229 г. И. являлся одним из претендентов на Новгородскую архиепископию, но по жребию был избран др. кандидат. По мнению Я. Н. Щапова , речь шла о самовыдвижении И., что свидетельствует о желании архиерея покинуть Владимир-Волынскую епархию (возможно, из-за конфликта с кн. Даниилом или боярами). По мнению еп. Модеста (Стрельбицкого) , переход И. из Владимира-Волынского в Угровск (Угровеск, Угореск; точное местонахождение древнерус. города неизв.) состоялся сразу после 1229 г. Т. о., выделение из Владимир-Волынской епархии Угровской кафедры для окормления приходов рус. Забужья также имело место ок. 1229 г. Впрочем, Щапов высказал предположение о том, что на новообразованную Угровскую кафедру получил назначение не И., а др. архиерей с таким именем, который в отличие от И. имел репутацию не «блаженного и преподобного святителя», но активного участника общественной и политической жизни Галицко-Волынского княжества ( Щапов. 1989. С. 203). В нач. 20-х гг. XIII в. кн. Даниил Романович, в 1217-1245 гг. ведший борьбу за объединение под своим началом Волыни и Галицкой Руси , вернул ранее захваченные поляками земли волынской «украины», в т. ч. Угровск. В Галицко-Волынской летописи создание епископской кафедры в Угровске по воле кн. Даниила соотнесено со строительством в городе крепости («Данилови княжащу во Володимере, созда град Угореск и постави в нем пискупа» - ПСРЛ. Т. 2. Стб. 842; сообщение является частью рассказа о строительстве княжеской резиденции в Холме (ныне Хелм, Польша)).

http://pravenc.ru/text/578078.html

ПОСЛЕСЛОВИЕ Чтение книги закончилось, однако, несмотря на то, что мы постоянно отвлекали внимание от авторского текста на разнообразные примечания, остаются еще некоторые вопросы, разъяснение которых могло бы помочь современному читателю, ищущему «введения в изучение св. Григория Паламы ». Насколько помнили св. Григория Паламу в России и Греции? Ссылаясь на основательные труды русских авторов конца прошлого века, посвященные византийской исихастской традиции, о. Иоанн не упустил заметить, что само наличие подобных трудов опровергает мнение о. Мартина Жюжи( 312 ), будто о св. Григории Паламе православные забыли (ч. II, гл. V, прим. 2). Конечно, в этом замечании была правда, но была правда и на стороне о. Жюжи. Симптоматично уже то, что указанные о. Иоанном работы (равно как и труды преосв. Порфирия Успенского) все лежали в области светских наук (истории и филологии) и лишь боковым образом затрагивали богословие( 313 ). Авторы же богословских учебников и ученых работ оказывались совершенно незатронутыми богословскими идеями св. Григория – и это очень хорошо понимали римско-католические специалисты по русскому богословию. Более того: в русских церковных изданиях встречались даже упоминания о «ереси гезихастов» (написание последнего слова выдает, откуда оно списано, – из антиправославной западной историографии). Пионерский труд игумена Модеста Стрельбицкого как раз и начинается с сетований по поводу таких публикаций( 314 ). Продолжала служиться служба св. Григорию во Вторую Неделю Великого Поста, но из печатных проповедей прошлого века на этот день легко убедиться, что содержание праздника сводилось к его «дофилофеевскому» субстрату – к первому евангелию на литургии. В Греции дело обстояло лучше. После того, как во второй половине XVII в. Православие стало оправляться от шоковых ударов латинства и кальвинизма( 315 ), в богословии св. Григория Паламы ищут опору наиболее здоровые силы. Симптоматично, что в одном из первых опубликованных самими греками фундаментальных богословских сводов – в Томосе любви против латинян Иерусалимского патриарха Досифея – выходят материалы исихастских соборов (1692).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗИНОВИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ чудотворный образ, находящийся в ц. в честь Усекновения честной главы св. Иоанна Крестителя в с. Шевченко (ранее с. Зиновинцы) Винницкой обл. (Винницкая и Бпрская епархия УПЦ). Икона, редкой иконографической чертой к-рой являются закрытые глаза Богоматери, была написана жителем с. Зиновинцы предположительно в нач. XVII в. Икона находилась в алтаре построенной жителями Зиновинцев в 1758 г. деревянной ц. во имя свт. Иоанна Богослова. Прославление З. и. связано с исцелением от паралича отрока Даниила, сына настоятеля зиновинского храма свящ. Константина Стрельбицкого. Положив больного в алтаре перед иконой, отец обещал, если тот выздоровеет, отдать его Богородице в услужение. Затем губой, которой отирается Чаша после потребления Св. Даров, он отер на иконе лик Богоматери и голову своего сына. Вечером того же дня Даниил почувствовал себя совершенно здоровым. По обету отца, после чудесного исцеления жизнь Даниила, впосл. Модеста, архиеп. Волынского и Житомирского ( 1902), была посвящена Господу. В память о чуде владыка построил в родном селе ц. в честь Св. Троицы (заложена в 1890). В 1895 г. храм был освящен и туда крестным ходом перенесли З. и. Ее украсили серебряной позолоченной ризой с драгоценными камнями и установили в золоченый резной киот. Архиеп. Модест до конца дней хранил при себе список З. и. После смерти владыки он был поставлен в храме рядом с чудотворным образом. Зиновинская икона Божией Матери Зиновинская икона Божией Матери В 1935 г. Троицкая ц. была разрушена. С З. и. сняли ризу и вместе со списком и другими храмовыми иконами поместили в глинобитной часовне на кладбище. Жительница села, вынесшая оттуда З. и., использовала ее как крышку для погреба. Видя главную святыню села поругаемой, Евдокия Дрийчук упросила женщину отдать ей икону и до конца дней тайно хранила З. и., а также ее список в своем доме, завещав дочери Зинаиде Серовой вернуть иконы в храм по его открытии. В 1992 г. в доме на месте разрушенной Троицкой ц. была освящена ц. в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. В 2004 г. туда вернулись обе иконы. В том же году во время крестного хода на праздник Рождества Христова глаза Богородицы на З. и. чудесным образом открылись.

http://pravenc.ru/text/199831.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МОДЕСТ Модест (Стрельбицкий), архиеп. Волынский и Житомирский. Фотография. Ок. 1900 г. Модест (Стрельбицкий), архиеп. Волынский и Житомирский. Фотография. Ок. 1900 г. (Стрельбицкий Даниил Константинович; 17.12.1823, с. Зиновинцы Литинского у. Подольской губ.- 13.04.1902, Житомир), архиеп. Волынский и Житомирский. Род. в семье (бывш. греко-униатского?) священника Свято-Троицкой ц. Константина Феодоровича (в монашестве иером. Карп, насельник Шаргородского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря ) и Марии Николаевны Стрельбицких. В речи при наречении во епископа (6 апр. 1877) М. вспоминал, как в 6-летнем возрасте в холодном храме его парализовало, он не мог говорить, двигать правой рукой и ногой: «...никакие врачебные пособия не могли исцелить меня. Безгласного и недвижимого меня уже обрекали смерти». Отец отнес его в храм и положил перед чудотворной иконой Пресв. Богородицы, а после литургии «произнес пред св. иконою обет... «Матерь Божия исцели сына моего. Если он выздоровеет, я отдаю его Тебе на служение»». Вечером того же дня сын исцелился (Слова. Т. 1. С. 503-504). Во время обучения Стрельбицкого в КДА иконописец Киево-Печерской лавры иеродиак. Дезидерий изготовил копию с чудотворной Зиновинской иконы, которую М. повсюду возил с собой. Где бы М. ни служил, он приезжал на родину. На кладбище в Зиновинцах М. построил и в 1879 г. освятил деревянную церковь (1877-1879) для вечного поминовения родителей, 16 июля 1889 г. вместе с братом - священником с. Дашковцы Литинского у. о. Хрисанфом Стрельбицким - освятил закладку каменной зиновинской Свято-Троицкой ц. В 12 лет Даниил был отдан в Каменец-Подольское ДУ, дважды (1839, 1840) получал похвальные листы за отличные успехи и «благонравие». С 1841 г. обучался в Каменец-Подольской ДС. По окончании ее в 1847 г. отправился в Киев, был послушником в Киево-Печерской лавре при Крестовой домовой митрополичьей церкви, где совершал ежедневные богослужения иеросхим. Парфений (Краснопевцев) , духовник митр. Киевского и Галицкого свт. Филарета (Амфитеатрова) . В апр. 1848 г. вернулся в с. Зиновинцы испросить благословение родителей на постриг, затем поступил в число послушников каменец-подольского во имя Святой Троицы монастыря , на территории к-рого находилась Подольская семинария, ректор архим. Иоасаф (Покровский) был настоятелем обители. 17 дек. 1848 г., в свой день рождения, в теплой монастырской ц. преподобных Антония и Феодосия Печерских Даниил был пострижен в монашество с именем в честь свт. Модеста, архиеп. Иерусалимского, 30 янв. 1849 г. еп. Подольским Елпидифором (Бенедиктовым) рукоположен во диакона, 2 февр.- во иерея. Служил учителем певчих архиерейского и семинарского хоров и проповедником в Тюремном замке.

http://pravenc.ru/text/2563922.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИПАТИЙ Прп. Ипатий Киево-Печерский. Фрагмент гравюры «Собор всех святых Киево-Печерской лавры». Гравер В. Белецкий. Киев. 1756 г. (РГБ) Прп. Ипатий Киево-Печерский. Фрагмент гравюры «Собор всех святых Киево-Печерской лавры». Гравер В. Белецкий. Киев. 1756 г. (РГБ) (XIV-XV вв.), прп., Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (пам. 31 марта, 28 авг.- в Соборе преподобных Киево-Печерских отцов, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов), целебник. И. не упоминается в составленных к 30-м гг. XIII в. Киево-Печерском патерике , Повести временных лет и Житии прп. Феодосия Киево-Печерского. Согласно имевшейся у еп. Модеста (Стрельбицкого) рукописи предположительно 2-й пол. XVII в. «Краткие жизнеописания преподобных отец Дальних пещер», И., к-рый никогда не бывал празден, днем служил болящим инокам, ночь проводил в молитве. Святой излечивал больных возложением рук. После кончины И. исцеления совершались от его св. мощей. Проведенное в 80-х гг. XX в. исследование мощей И. показало, что святой скончался в возрасте ок. 60 лет. Имеются отдельные тропарь и кондак И. Имя его упоминается в 5-м тропаре 3-й песни канона преподобным отцам Дальних пещер. Местная канонизация подвижника совершилась в XVII в., когда киево-печерский архим. Варлаам (Ясинский ; 1684-1690; впосл. митрополит Киевский) установил празднование Собору преподобных отцов Дальних пещер, тогда же была составлена Служба преподобным отцем Печерским, ихже нетленные мощи в Дальней пещере почивают (Службы преподобным отцам Печерским. К., 1763. Л. 108). Общецерковное почитание святого установлено указами Святейшего Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно которым разрешалось печатать службы Киево-Печерским преподобным и вносить их имена (в т. ч. И.) в общецерковные московские месяцесловы. В 1843 г. установлено празднование Собору всех Киево-Печерских святых и Собору всех святых, в Малой России просиявших. Отдельный день памяти И. был установлен во 2-й пол. XIX в.

http://pravenc.ru/text/673739.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАССИАН Прп. Кассиан Киево-Печерский. Фрагмент иконы «Собор Киево-Печерских святых Дальних пещер». 1890 г. Прп. Кассиан Киево-Печерский. Фрагмент иконы «Собор Киево-Печерских святых Дальних пещер». 1890 г. (XIV-XVI вв.?), прп., Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (пам. 28 авг.- в Соборе преподобных Киево-Печерских отцов, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов), затворник. К. не упоминается в составленных к 30-м гг. XIII в. Киево-Печерском патерике , «Повести временных лет» и Житии прп. Феодосия Печерского, следов., маловероятно, что он жил в домонг. эпоху. Архим. Леонид (Кавелин) без к.-л. оснований считал, что преподобный жил в XIII в. Впервые имя К. встречается в изданной в 1638 г. по благословению Киевского митр. св. Петра (Могилы) «Тератургиме» киево-печерского инока Афанасия Кальнофойского , в перечне преподобных отцов, похороненных в Дальних пещерах. К. назван св. иноком и постником. В имевшейся у еп. Модеста (Стрельбицкого) рукописи предположительно 2-й пол. XVII в. «Краткие жизнеописания преподобных отец Дальних пещер» о К. сообщалось, что он был смиренным, послушливым, трудолюбивым постником, принудил бесов исповедать, сколько в Печерском мон-ре иноков, могущих прогонять бесов. В качестве дня памяти К. еп. Модест указал помимо 28 авг. еще и 29 янв. Прп. Кассиан Киево-Печерский. Фрагмент гравюры «Собор всех святых Киево-Печерской лавры». 1756 г. Гравер Василь Белицкий (РГБ) Прп. Кассиан Киево-Печерский. Фрагмент гравюры «Собор всех святых Киево-Печерской лавры». 1756 г. Гравер Василь Белицкий (РГБ) Местная канонизация подвижника совершилась во 2-й пол. XVII в., когда киево-печерский архим. Варлаам (Ясинский ; 1684-1690, впосл. митрополит Киевский) установил празднование Собору преподобных отцов Дальних пещер, тогда же была составлена служба (Служба преподобным отцем Печерским, ихже нетленные мощи в Дальней пещере почивают//Службы преподобным отцам Печерским. К., 1763. Л. 108). Общецерковное почитание святого установлено указами Святейшего Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно которым разрешалось печатать службы Киево-Печерским преподобным и вносить их имена (в т. ч. К.) в общецерковные московские месяцесловы. В 1843 г. учреждено празднование Собору всех Киево-Печерских святых и святых, в Малой России просиявших. Отдельный день памяти К. был установлен во 2-й пол. XIX в. Имеются тропарь и кондак К. Имя его упоминается в 4-м тропаре 8-й песни канона преподобным отцам Дальних пещер (кон. XVII в.).

http://pravenc.ru/text/1681249.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАНКРАТИЙ Прп. Панкратий Киево-Печерский. Икона. 40-е гг. XIX в. Мастерская Киево-Печерской лавры (Дальние пещеры Киево-Печерской лавры) Прп. Панкратий Киево-Печерский. Икона. 40-е гг. XIX в. Мастерская Киево-Печерской лавры (Дальние пещеры Киево-Печерской лавры) (2-я четв. XIII - 1-я треть XVII в.?), прп. (пам. 9 февр., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских), иером. Киево-Печерский, затворник, в Дальних пещерах почивающий. Не упоминается в комплексе ранних источников, повествующих о Киево-Печерском мон-ре (см. Киево-Печерская лавра ) и его насельниках до 30-х гг. XIII в.: Киево-Печерском патерике , «Повести временных лет» (см. Летописание ) и Житии прп. Феодосия Печерского. О нем, как и о большинстве святых, в Дальних пещерах почивающих, сохранились только краткие поздние сведения. Указание на XIII в. как на время жизни П., к-рое встречается в агиографических справочниках XIX-XX вв., следует признать необоснованным. П. упоминается как чудотворец в «Тератургиме» мон. Афанасия Кальнофойского (К., 1638), в перечне святых, чьи мощи находятся в Дальних пещерах (см.: Описание Киево-Печерской лавры. 1847. С. 288; Модест (Стрельбицкий). 1885. С. 80). Тем не менее П. не указан в составленном по благословению Киевского митр. св. Петра (Могилы) ок. 1643 г. «Каноне преподобным отцам Печерским», автором к-рого считается протосинкелл и экзарх К-польского патриарха Мелетий Сириг . В рукописном сборнике из б-ки Дальних пещер, к-рый послужил источником сведений для архиеп. Модеста (Стрельбицкого) при написании Кратких сказаний о святых отцах Дальних пещер (1-е изд.- 1862), сообщалось, что П., ведший строгую постническую жизнь, прославился чудотворениями, исцеляя болящих «молитвою, и постом, и помазанием елея» ( Модест (Стрельбицкий). 1885. С. 63). Местная канонизация П. совершена при архим. Варлааме (Ясинском ; впосл. митрополит Киевский), настоятеле Киево-Печерского мон-ря в 1684-1690 гг., когда было установлено празднование Собору преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих. Тогда же, вероятно, была составлена «Служба Собору преподобных отцов Печерских, ихже нетленные мощи в Дальней пещере почивают», в к-рой П. прославляется как чудотворец в 6-м тропаре 6-й песни канона. Общецерковное почитание П. установлено указами Синода 1762, 1775 и 1784 гг., к-рыми было разрешено печатать службы Печерским преподобным и вносить их имена (в т. ч. П.) в общецерковные месяцесловы.

http://pravenc.ru/text/2578813.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАФНУТИЙ Прп. Пафнутий Печерский. Икона. 40-е гг. XIX в. Мастерская Киево-Печерской лавры (Дальние пещеры Киево-Печерской лавры) Прп. Пафнутий Печерский. Икона. 40-е гг. XIX в. Мастерская Киево-Печерской лавры (Дальние пещеры Киево-Печерской лавры) (2-я четв. XIII - 1-я пол. XVII в. (?)), прп. (пам. 15 февр., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских), Киево-Печерский, затворник, в Дальних пещерах почивающий. Не упоминается в комплексе ранних источников, повествующих о Киево-Печерском мон-ре (см. Киево-Печерская лавра ) и его насельниках до 30-х гг. XIII в.: в Киево-Печерском патерике , «Повести временных лет» (см. Летописание ) и Житии прп. Феодосия Печерского. О нем, как и о большинстве святых, в Дальних пещерах почивающих, сохранились только краткие поздние сведения. Указание на XII-XIII вв. как на время жизни П. (Дива печер лаврських. К., 1997. С. 67; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 26 и др.) следует признать необоснованным. П. упоминается в «Тератургиме» мон. Афанасия Кальнофойского (К., 1638), в перечне святых, чьи мощи находятся в Дальних пещерах (см: Описание Киево-Печерской лавры. 1847. С. 288; Модест (Стрельбицкий). 1885. С. 80). П. не указан в составленном по благословению Киевского митр. свт. Петра (Могилы) ок. 1643 г. «Каноне преподобным отцам Печерским», автором к-рого считается протосинкелл и экзарх К-польского патриарха Мелетий Сириг . Мощи П. присутствуют на планах Дальних пещер начиная с изданий 1661 г. (Дива печер лаврських. 1997. С. 137). В рукописном сборнике из б-ки Дальних пещер, к-рый послужил источником сведений для архиеп. Модеста (Стрельбицкого) при написании его Кратких сказаний о святых отцах Дальних пещер (1-е изд.- 1862), сообщалось, что святой часто с плачем думал о предстоящей кончине, а, умирая, узрел ангелов, к-рые вознесли его душу на небо ( Модест (Стрельбицкий). 1885. С. 73-74).

http://pravenc.ru/text/2579806.html

Накануне празднования 900-летия Крещения Руси прот. Н. Каменский предпринял путешествие на Св. Гору Афон и в Иерусалим, о к-ром впосл. часто рассказывал и опубликовал отдельные сюжеты, объединенные в кн. «Воспоминания о святых местах Востока. Константинополь - Афон - Палестина - Египет - Рим». 28 июня 1888 г. отправился на пароходе в Н. Новгород, оттуда с рекомендательным письмом от еп. Модеста (Стрельбицкого) патриарху Иерусалимскому Никодиму I - в Москву, далее в Киев и Крым (Путешествие ко св. местам России//Собр. соч. 1909. С. 1017-1045), а затем - из Одессы в Стамбул, куда прибыл не ранее 10 июля. Был на приеме у К-польского патриарха Дионисия V , посетил о-в Ираклия. 15 июля после торжественного богослужения по случаю 900-летия Крещения Руси в рус. посольском храме произнес речь (Слова и речи. 1890. С. 189-191). Вечером того же дня отбыл на Афон, его спутником был проф. СПбДА Н. В. Покровский . С 17 по 21 июля Н. посетил мон-ри: прп. Ксенофонта, Дохиар, Ватопед, Зограф, Пантократор, Иверский в честь Успения Пресвятой Богородицы , Илии пророка мужской скит, Андрея апостола скит, был в Протате, в Лавре св. Афанасия, осматривал б-ки и архивы, в т. ч. в Карее . Покинув Афон, 26 июля прибыл в Яффу, вечером посетил начальника Русской духовной миссии архим. Антонина (Капустина) . 28 июля прот. Н. Каменский был в Иерусалиме, 30 июля его принял патриарх Никодим, вручивший грамоту на право служения в Иерусалимском Патриархате. 4 авг. на Елеонской горе Каменский произнес слово о единении всех верующих (Там же. С. 192-194). Посетил Сион , был в мечети Омара, в подземельях Иерусалима, в Гефсимании , на Елеонской горе , в Вифлееме , в Хевроне у Мамврийского дуба, путешествовал на р. Иордан (с 4 авг.); в ночь на 7 авг. служил у Гроба Господня . 7 авг. покинул Иерусалим и направился в Египет, где провел 2 дня, посетил Александрийского патриарха Софрония IV . 14 авг. прот. Н. Каменский покинул Египет, 17 авг. прибыл в Италию и посетил города Катанию, Мессину, Неаполь, Рим, Флоренцию, где навестил И. Е. Бецкого, жившего в Италии с 1852 г., читал в его доме книгу Э. Ж. Ренана , запрещенную в России. В первых числах сентября вернулся в Казань через Польшу и Белоруссию.

http://pravenc.ru/text/2565312.html

Хотя в 1 за 1870 г. было объявлено, что «желающие могут выписывать ЕВ и с неофициальным отделом» (С. 31), неофиц. часть была выделена только в 2, а последующие 16 лет отсутствовала. Объем издания значительно уменьшился, но все же он превышал объем прежней офиц. части за счет включения мн. материалов, входивших прежде в неофиц. часть, напр. извлечений из отчета обер-прокурора и др. офиц. документов, а также небольших заметок неофиц. характера, напр. «Богдан Хмельницкий в русской истории: (По поводу сооружения ему памятника в Киеве)» (1870. 22. С. 529-531). Местные церковно-исторические и краеведческие материалы не публиковались, за исключением журналов епархиальных съездов и очерка истории Серафимо-Понетаевского монастыря прот. И. Виноградова (1885. 20. С. 400-422). С 1886 г. по предложению еп. Модеста (Стрельбицкого) издание «Н. е. в.» возвращается к программе 1864 г. Особенностью журнала в 1886-1905 гг. было преобладание в неофиц. части исторического материала. Неск. статей посвящены истории и памятникам епархии в целом: «Инородцы-христиане Нижегородской епархии сто лет тому назад» (1886. 1. С. 11-24; 2. С. 10-15) и «Из истории образования приходов Нижегородской епархии» (1890. 1. С. 15-20) А. Ф. Можаровского; «Церковно-исторические памятники Нижегородской епархии» В. Б. (1888. 2. С. 56-66; 3. С. 79-89; 4. С. 130-141; 5. С. 159-170); «Из прошлого Нижегородской епархии: Попытка к составлению церковно-исторического и статистического описания Нижегородской епархии 40 лет назад» И. Н. Четыркина (1890. 18. С. 745-755; 19. С. 779-794; 21. С. 872-882); «Попытки к собранию и изучению церковно-исторических материалов в кон. XVIII ст.» свящ. М. В. Добровольского (1893. 1. С. 14-23; 2. С. 55-65) и др. Из опубликованных в эти годы исторических очерков и описаний 10 мон-рей и ок. 100 церквей и приходов епархии примечательны: «Историко-статистическое описание нижегородского Печерского Вознесенского мужского монастыря» (1886. 14, 15, 17-19, 22, 24; 1887. 1, 2, 4, 5, 10, 11), «Историко-статистическое описание арзамасской Алексеевской женской общины» (1887.

http://pravenc.ru/text/2565208.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010