Сомнение протоиерея Мацкевича относительно искренности принятия православия Семашкою-отцом интересно и в психологическом отношении. Это сомнение доказывает, что не только предубежденные католики и ревностные униаты не способны были оценить по достоинству совершенное Иосифом дело воссоединения, но даже люди, близко знавшие и глубоко уважавшие святителя, иногда с недоумением и с недоверием относились к непонятному для них, столь быстрому пересозданию Иосифом престарелых униатов в искренно-православных членов церкви. Величие совершенного Иосифом подвига в том и состоит, что он умел привлечь на свою сторону и заставил преклониться пред истиной православия не только простых и малообразованных пастырей, но и зрелых летами и умом, всесторонне образованных и даже ученых мужей, каковы были, например, старцы: официал А. Тупальский и каноники М. Бобровский и В. Маркевич. Перед правотой совершенного Иосифом дела должен был, наконец, преклониться и престарелый 64-летний его родитель, оцепивший по достоинству самоотвержение, бескорыстие и беззаветную преданность православию своего любимого сына. Иосиф Семашко (отец) родился 1776 года 20 августа, 402 в селе Павловке, Киевской губернии, Липовецкого уезда. Отец его, Тимофей, из потомственных дворян, был женат на дочери священника Марьяне Стрельбицкой и состоял униатским священником в селе Павловке. Во время польского владычества он едва спасся от позорной казни на виселице за приверженность к России, а с присоединением Малороссии к России он лишился своего униатского прихода, не пожелав принять православия, в лоно которого возвратилось все окрестное население. Кроме Иосифа у отца Тимофея было еще четыре старших сына: Николай, Петр, Фома и Павел. Иосиф обучался в гимназии, в Виннице, в Браславском воеводстве, еще во времена польского владычества. Он вышел из 5-го класса гимназии в 1794 году. С 1797 по 1811 год, т.е. до времени рукоположения во священника, он занимался хлебопашеством, владея, пожизненно, в селе Павловке, Липовецкого уезда, Киевской губернии, 50-ю десятинами земли, которая дана была еще его отцу, в пожизненное владение, Волынским воеводою, генерал-лейтенантом князем Сангушкою.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Настоятель (1865-1875) архим. Амвросий (Лотоцкий), выпускник Волынской ДС, из вдовых волынских священников, составил 1-е подробное историческое описание монастыря. При нем в архиве обители был обнаружен т. н. «Мелецкий кодекс» - сборник рукописей XV-XVI вв., в основном переводных, на староболгарском и церковнославянском языках. Этот сборник пожертвовал в М. м. в 1596 г. архим. Жидичинского мон-ря Гедеон (Юревич-Балабан). Впосл. архим. Амвросий передал сборник в б-ку КДА, к 2016 г. он хранился в Национальной б-ке Украины им. Вернадского. В архиве М. м. находилась и одна из немногих рукописных копий «Евангелия учительного» Кирилла (Транквиллиона-Ставровецкого) , переданная в Киев. В 1875-1876 гг. настоятелем М. м. был архим. Рафаил (Троицкий), бывший ректор Волынской ДС, в 1884-1885 гг.- буд. еп. Никон (Богоявленский). В 1898-1908 гг. М. м. возглавлял архим. Модест (Комиссаржевский), выпускник Волынской ДС, при к-ром в обители были произведены ремонтные и реставрационные работы. Когда в 1900 г. была завершена реконструкция теплой Александро-Невской ц., братия во главе с архим. Модестом обратилась к архиеп. Волынскому и Житомирскому Модесту (Стрельбицкому) с просьбой освятить возрожденный храм. По просьбе иноков, сославшихся на старое монастырское предание, архиерей освятил ц. в честь Преображения Господня. Кроме того, в 1901 г. была построена колокольня. В этот же период на 2-м этаже братского корпуса, примыкавшего к теплому Преображенскому храму, была устроена домовая Александро-Невская ц. в память о существовавшем в 1859-1900 гг. одноименном теплом храме. В 1901 г. М. м. получал оклад из казны в размере 4085 р., оставаясь первоклассным необщежительным штатным. В 1908-1918 гг. в М. м. настоятельствовал архим. Алексий (Воронов), выходец из старинного дворянского рода, владевшего в т. ч. имениями на Волыни. При нем, в 1911 г., в М. м. была открыта 2-годичная псаломщическая школа, неоднократно прерывавшая свою деятельность в условиях войны и закрытая в 1918 г. польск. властями.

http://pravenc.ru/text/2563196.html

Николая Шайдевича, матери Марии и других родных), после панихиды совершил закладку деревянной церкви. Из Зиновинец преосвященный Модест отправился в с. Копестырин для совершения молитв на гробе родителя, иеромонаха Карпа. В с. Копестырине священствовал пред тем, в 60-х годах, брат преосвященного, священник Хрисанф Константинович Стрельбицкий. Родитель их состоял иеромонахом в шаргородском монастыре, отстоящем от Копестырина в 10 верстах. Сильно заболев в монастыре, иеромонах Карп, для лечения, спокойствия и для лучшего присмотра за ним, отправился к сыну, о. Хрисанфу, и там, после некоторого времени, с молитвою на устах, скончался и был погребён за алтарём тамошней церкви. Преосвященный Модест прибыл с братом в Копестырин, помолился в церкви на гробе родителя, и здесь, по общему совету, решено было перенести гроб последнего из Копестырина в Зиновинцы, ввиду того, что за дальностью расстояния неудобно было отправляться в Копестырин для молитв над гробом из нового места служения о. Хрисанфа Стрельбицкого, села Махновки Винницкого уезда. Перенесение гроба, впрочем, совершилось только тогда, когда преосвященный Модест, по ходатайству Леонтия, архиепископа варшавского, в конце 1878 г. (9 декабря) перемещён был на кафедру епископа люблинского, викария холмско-варшавской епархии. В городе Люблине сделан был цинковый гроб, и брат преосвященного свящ. Хрисанф Стрельбицкий, с разрешения министра, перенёс гроб в Зиновинцы. К новому погребению прибыл из Холма и преосвященный Модест. В это время уже выстроен был на кладбище деревянный храм во имя Покрова Богоматери и освящён ещё пред тем епископом Модестом, с согласия епархиального преосвященного. Поэтому пред алтарём храма сделан был малый склеп из кирпича, и после литургии и панихиды тело иеромонаха Карпа в двойном гробе было поставлено в склеп, и над гробом на стене повешены иконы Спасителя и Богоматери. Тогда оба брата решили устроить каменный храм, вместо тесного деревянного, на гробах родителей в таком размере, чтобы он вмещал все гробы родителей и родных и чтобы был приходским храмом вместо старого, деревянного, тесного и неудобного.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Strelbic...

и потом, в письме от 1 октября 1831 г.). Востоков написал Бобровскому раз (в мае 1831), уведомив об этом Копитара (в октябре 1831 г.) и потом, в другой раз, прося Бобровского о сообщении Копитару выписок из Супрасльской рукописи (в окт. 1831). На это второе письмо Востокова Бобровский отвечал (5 ноября 1831) сообщением, что он взял рукопись из монастыря и обещанием списать, что нужно для Копитара и прислать в Петербург. Прислано ли что им было в Петербург, из переписки Востокова не видно; а из того, что сообщено Миклошичем в предисловии, узнаем, что в руки Копитара дошла вся рукопись, как ясно из того, что сам он сделал с нее полный список, которым и воспользовался Миклошичь и что в руках Копитара осталось 118 лл. подлинника, которые, по его смерти, вместе с другими рукописями, перешли в библиотеку Люблянского лицея. Так, странным образом, часть рукописи осталась отчужденной от Супрасльского монастыря, да и остальные 167 листов, как оказалось не были возвращены монастырю. Где были эти листы или, по крайней мере, часть их, оставалось неизвестным до тех пор, пока не сообщил о них сведения А.Ф. Бычков в конце 1856 (Известия 2-го Отд. Академии. V:335–336). От г. Стрельбицкого получил он две тетради рукописи (17-ю и 18-ю=лл. 119–134) и известие, что несколько тетрадей оставлено им в поместье, а еще несколько, три или четыре, взяты у него одним Галицким ученым. Две означенные тетради остались у А.Ф. Бычкова (ими я и воспользовался в Древ. пам. юсов. письма: стр. 235–240); а куда делись другие, оставалось неизвестно. Сведение П.А. Лавровского о тетрадях из этой рукописи, найденных г. Паплонским в библиотеке гр. Замойского, решило загадку. Таким образом, оказалось, что три части Супрасльской рукописи находятся в трех разных местах: 118 лл. в Люблянском лицее, 16 у А.Ф. Бычкова, 146 гр. Замойского. Все это вместе составляет 280 лл. В полной рукописи, в том виде, как она доставлена была Копитару, было 285 лл. 1 ; следовательно, где-нибудь еще скрывается 5 лл. Бедная рукопись! Жалок монастырь, не смогший сохранить свою драгоценность; достойны сожаления и те исследователи Славянских древностей языка, письма и словесности, которые найдут нужным лично ознакомиться с этим памятником!

http://azbyka.ru/otechnik/Izmail_Sreznev...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛОНГИН Прп. Лонгин Киево-Печерский. Икона. 40-е гг. XIX в. (Киево-Печерская лавра, Дальние пещеры) Прп. Лонгин Киево-Печерский. Икона. 40-е гг. XIX в. (Киево-Печерская лавра, Дальние пещеры) (Логгин) (XIII-XV вв.?), прп., Киево-Печерский, вратарь, Трудолюбивый, в Дальних пещерах почивающий (пам. 16 окт., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов). Не упоминается в комплексе ранних источников, повествующих о Киево-Печерском монастыре (см. Киево-Печерская лавра ) и его насельниках до 30-х гг. XIII в.- в Киево-Печерском патерике , в «Повести временных лет» (см. в ст. Летописание ) и в Житии прп. Феодосия Печерского. Возможно, Л. жил во 2-й пол. XIII-XV в. О нем, как и о большинстве святых Дальних пещер, сохранились только краткие поздние сведения. В XIX в. на доске над его захоронением имелась надпись, текст которой, очевидно, был составлен в синодальный период: «Преподобный Логгин, вратарь Печерский, свято и праведно монастырское проходя послушание, сицеваго от Всевидца Бога сподобился дара, яко ведал приходящих в монастырь и исходящих мысли сокровенныя. Добрых во благом предложении утверждал, злых же нещадно обличал, приводя к покаянию. По многотрудном богоугодном житии отиде ко Господу и есть неусыпающий о всех приходящих к Богу молитвенник» ( Модест (Стрельбицкий). 1885. С. 36-37; ср.: Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 477. Примеч. 2). Аналогичная информация содержалась в рукописном сборнике из б-ки Дальних пещер, к-рый послужил источником архиеп. Модесту (Стрельбицкому) при написании его «Кратких сказаний о святых отцах Дальних пещер» ( Модест (Стрельбицкий). 1885. С. 35). Впервые Л. упоминается в «Тератургиме» мон. Афанасия (Кальнофойского) (К., 1638) в перечне святых, чьи мощи находятся в Дальних пещерах. Однако Л. не указан в составленном по благословению Киевского митр.

http://pravenc.ru/text/2110691.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЗАХАРИЯ Прп. Захария. Фрагмент гравюры «Собор всех святых Киево-Печерской лавры». Гравер В. Белицкий. Киев. 1756 г. (РГБ) Прп. Захария. Фрагмент гравюры «Собор всех святых Киево-Печерской лавры». Гравер В. Белицкий. Киев. 1756 г. (РГБ) (XIII-XIV вв.?), прп., Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (пам. 24 марта, 28 авг.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов), постник. Согласно рукописи предположительно 2-й пол. XVII в., содержавшей «Краткие жизнеописания преподобных отец Дальних пещер», к-рая была известна архиеп. Модесту (Стрельбицкому) , З. был строгим постником, ел раз в день после захода солнца, никогда не вкушал ничего вареного или печеного. З. неоднократно сподоблялся видения ангелов и был так страшен для бесов, что они боялись даже его имени. Мощи З. почивают в Дальних (Феодосиевых) пещерах. О них упоминается в «Тератургиме» иером. Афанасия Кальнофойского (К., 1638. Л. 5). Местная канонизация подвижника совершилась в XVII в., когда киево-печерский архим. Варлаам ( Ясинский ; 1684-1690, впосл. митрополит Киевский) установил празднование Собору преподобных отцов Дальних пещер, тогда же была составлена служба. З. прославляется в 3-м тропаре 6-й песни канона преподобным отцам Дальних пещер (Службы преподобным отцам Печерским. К., 1763. Л. 108; Минея (МП). Авг. Ч. 3. С. 135). Имеются отдельные тропарь и кондак преподобному (Минея (МП). Март. Ч. 2. С. 169). Общецерковное почитание святого установлено указами Святейшего Правительствующего Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно к-рым разрешалось печатать службы печерским преподобным и вносить их имена в общецерковные московские месяцесловы. В 1843 г. установлено празднование Собору всех Киево-Печерских святых и всех святых, в Малой России просиявших. Дни памяти преподобных Дальних пещер установлены во 2-й пол. XIX в.

http://pravenc.ru/text/182673.html

господаря, хотел поставить на престол М. м. грека Иакова, игумена ясского монастыря Барновски, преклоненного храму Гроба Господня в Иерусалиме. Однако протест молдав. бояр и клира, отправленный в Порту, привел к избранию на престол М. м. еп. Романского Льва (Леона) (Геукэ), а Иаков стараниями господаря был хиротонисан на Романскую кафедру. Митр. Лев происходил из мон-ря Путна, был протосинкеллом М. м., в 1769 г. при поддержке митр. Гавриила был хиротонисан во епископа Романского. В 1786 г. произошло восстание временно находившегося на территории Молдавского княжества 10-тысячного янычарского корпуса: янычары грабили местное население и направлялись к господарскому дворцу в Яссах. Митрополит приказал бить во все колокола, призывая народ к борьбе с восставшими янычарами ( P curariu. 1994. Vol. 2. P. 449). Митр. Лев поддерживал издательскую деятельность Михаила Стрельбицкого, в типографии к-рого для М. м. был издан ряд книг. Скончался в кон. 1788 г., похоронен в митрополичьем соборе во имя вмч. Георгия. Делами митрополии временно управляли епископы Антоний Романский и Иаков II (Стамати) Хушский (в Молитвослове, изданном в авг. 1789 прот. Михаилом Стрельбицким, они названы викариями М. м.). М. м. в эпоху русско-турецких войн на рубеже XVIII и XIX вв. Здание митрополии в Яссах. 90-е гг. XVIII в. 10 апр. 1792 г. патриарх Неофит VII направил молдав. епископам Антонию и Иакову грамоту, в которой велел им избрать нового Молдавского митрополита вместо почившего митр. Льва. Митрополитом в июне того же года стал Иаков II (Стамати) родом из Трансильвании. Он был пострижеником Нямецкого мон-ря, занимал там должность эконома, затем стал экономом М. м. Митр. Гавриил (Каллимаки) заметил его и 10 дек. 1782 г. хиротонисал во епископа Хушского. Став митрополитом, Иаков II проявил административно-хозяйственные способности. Он построил в Яссах новую митрополичью резиденцию, в 1798 г. возвел при ней часовню во имя Всех святых, произвел ремонтные работы в кафедральных митрополичьих соборах - в честь Сретения Господня и во имя вмч.

http://pravenc.ru/text/2564042.html

От священника о. Евгения Татомира: «Сердечно приветствую дорогого подолянина с 25-летним юбилеем педагогической деятельности и от души желаю многих лет глубокоуважаемому о. Протоиерею. Священник Татомир». От Секретаря Одесского Биржевого Комитета, преподавателя гимназии Ф. М. Булатовича: «В день четвертьвекового полезного служения Вашего возношу к Господу молитву словами тайного моления святительского во время хиротонии, когда вся Церковь призывается помолиться о нем «да будет и впредь достоин предстоять непорочно жертвеннику Господню, вествовать Евангелие Царствия Божия, священнодействовать слово истины, приносить дары и жертвы духовные, возновлять люд Господень через купель пакирождения, и да с благоговением и честностью во старости добрей свершить живот свой. Шлю товарищески братский поцелуй и лучшие пожелания. Любящий Феодор Булатович». От Московского Епархиального противораскольнического миссионера Протоиерея И. Полянского. «Многоуважаемый о. Протоиерей Иоанн Хрисанфович! От всей души поздравляю Вас с 25-летием педагогической деятельности. Дай Боже, чтобы Вы в добром здравии прослужили и вторую половину юбилея на пользу учащимся, а через них и всей церкви и отечеству. Христос посреди нас! Целую Вас. Ваш кратковременный знакомый Протоиерей Иоанн Полянский, Московский Епархиальный Миссионер». От Болгарского консула в Одессе Б.П. Кисимова. «Сердечно поздравляю с юбилеем. Да сохранить Вас Бог еще на много лет продолжать Вашу полезную деятельность. Кисимов». От уполномоченного Палестинского Общества М.И. Осипова. «С чувством сердечного почитания приветствую Вас, дорогой юбиляр, пожеланиями здоровья и долгих лет благотворной деятельности на ниве Христовой. Михаил Осипов». От протоиерея А.Ф. Лебедева. «Приветствую досточтимого о. Иоанна Хрисанфовича с юбилеем, желаю дожить до следующего пятидесятилетнего. Протоиерей Лебедев». От настоятеля приютской церкви священника о. М. Мирославлева. «Поздравляю Вас благороднейший отец Протоиерей с 25-летием служения Вашего делу воспитания юношества. Сердечно желаю здоровья. Священник Мирославлев».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Strelbic...

Обращаясь к недавно пережитым моментам высокого нравственного удовлетворения, я приношу вам, други мои, сердечную благодарность за то единодушие и единомыслие, какое проявили вы в согласном чествовании вашего бывшего наставника, а теперь во Христе брата и сослуживца. Поверьте, я высоко ценю чувства, одушевлявшие вас при обсуждении способа чествования меня, и выразившиеся в таком ценном и святом подношении, каким ваша любовь почтила меня. Сердечное вам спасибо за единодушие чествования, за святой подарок, за дружеское общение со мной за этой скромной трапезой. За ваше здоровье, мои друзья- ученики!» После этого настоятель Николаевской ботанической церкви прот. Г. Я. Леончуков, сказал следующее: «Ваше Высокопреподобие, Глубокоуважаемый отец Иоанн Хрисанфович! Позвольте мне, одному из старейших учеников Ваших, сказать несколько слов в настоящие радостные минуты, когда Вы еще продолжаете праздновать двадцатипятилетие службы Вашей в Одесской духовной Семинарии. Отрадные воспоминания сохранились у меня о годах жизни, проведенной в Семинарии, и о всех моих наставниках,– в том числе и о Вас, – дорогой юбиляр. Живо я припоминаю первые служебные шаги Ваши и отношение Ваше к воспитанникам. Следя по должности помощника инспектора за порывами юности нашей, Вы охраняли нас от увлечений, свойственных юности, и благоразумно,– терпеливо, без раздражительности, спокойно вели нас к пути добра. Ставши потом наставником Семинарии, Вы заняли кафедру нового предмета – истории и обличения раскола и сектантства в России,– особенно штундизма. Много пришлось Вам потрудиться, чтобы выпускать нас на предлежавший нам путь пастырства с достаточным запасом необходимых познаний, и я свидетельствую по опыту, что для молодых пастырей, бывших Вашими учениками, не страшен был в приходе раскол,– не боялись мы и штунды. А сколько потом, помимо преподавательства, довелось Вам потрудиться, как автору полезнейших изданий,– утверждающих и назидающих на поприще пастырства не только Ваших школьных учеников, но и всех, готовых трудиться на пользу епархии и во славу православной Церкви! Без преувеличения можно сказать: если Херсоно-Одесская епархия, давно обуреваемая сектантством, достойно защищается от нападений волков хищных, то многим, очень многим в этом отношении она обязана Вам.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Strelbic...

От бывшей преподавательницы Одесского Института благородных девиц А.С. Ганнибал (письмо): «Глубокоуважаемый отец Иоанн! В день Вашего юбилея прошу Вас принять и мое искреннее поздравление и сердечные пожелания Вам всякого благополучия, а Вашим духовным детям продолжения на многие годы Вашего полезного пастырского служения. Ваша доброта, снисходительность, сердечное отношение к воспитанницам, к товарищам по службе, к Вашим прихожанам оценены по заслугам. Я помню, как горевали о Вас прихожане, когда Вы, оставляя свой приход, переходили настоятелем в Институтскую церковь . Мне случилось также видеть, с какою любовью и благоговением подходили к Вам на улице Ваши бывшие прихожанки и просили у Вас благословения. Вы оставили глубокий след в сердцах этих простых людей, так чутко откликающихся на доброе, теплое слово и наставление, если оно сказано от чистого сердца. Ваши другие духовный дети, воспитанницы Института и сослуживцы, на сколько мне известно, высоко ставят Вашу пастырскую деятельность и Ваши нравственные качества и навсегда сохраняют о Вас теплое воспоминание. Сердечно разделяя эти чувства, прошу Вас, высокочтимый отец Иоанн, верить моему глубокому уважению и искренней преданности. А. Ганнибал». От протоиерея города Одессы о. А. Чепурина: «К многочисленному хору приветствий и поздравлений, по случаю исполнившегося 25-летия Вашей многополезной педагогической и пастырской деятельности, позвольте и мне присоединить свой слабый голос и пожелать Вам много лет здравствовать, и еще и еще украшаться милостями Божиими и вниманием и любовью людскою. Протоиерей А. Чепурин». От законоучителя Одесского Кадетского Корпуса, протоиерея С.В. Петровского: «Сердечно приветствую Вас с исполнившимся 25-летием Вашего многоплодного блестящего служения Церкви, науке, юношеству. Дай, Боже, вторую такую же полосу жизни, удесятери ее плоды. Протоиерей Сергий Петровский». От протоиерея А.В. Думанского: «Поздравляю юбиляра; ныне молим Господа даровать здравие и многие лета. Протоиерей Ананий Думанский».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Strelbic...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010