«Состав епархиального управления и духовно-учебных заведений Пермской епархии» (1867. 1. Ч. офиц. С. 1-5), руководства по ведению церковно-краеведческой работы, напр. «Доклад… редактора «Пермских епархиальных ведомостей» архим. Иеронима и программа для собирания историко-археологических сведений о Пермской епархии» (1876. 44. Ч. офиц. С. 495-505). В неофиц. части «П. е. в.» не было опубликовано ни одной богословской статьи. Немногочисленные церковно-исторические публикации, тематически выходившие за пределы епархии, имели, как правило, миссионерское или к.-л. прикладное значение. В частности, публиковались миссионерские заметки пермского купца и краеведа Д. Д. Смышляева «На пути к Синаю (из путевых заметок 1865 г.)» (1877. 42, 43, 48, 49; 1878. 3, 5), «Воспоминания о Востоке» (1890. 2-8, 15-17, 19; 1891) и его переводы с франц. языка книг С. Мунка «География Палестины» (1878. 10, 13-21, 24-26, 28-34) и «Еврейские древности» (1878. 50, 51; 1879. 4-7, 14-16, 19, 20, 23, 24, 26, 27, 37-40, 42-44, 46-52; 1880. 1-3, 11-13), а также агиографический труд еп. Модеста (Стрельбицкого ; впосл. архиепископ Волынский и Житомирский) «Житие и подвиги св. Иннокентия, первого Иркутского епископа и чудотворца» (1878. 22, 23, 43, 47, 52; 1879. 1) и соч. «К вопросу о богослужебном пении Православной Церкви» А. А. Кычигина (1891. 20; 1892. 2. С. 60-73; 3. С. 98-104). Значительную часть неофиц. раздела составляли местные церковно-исторические и краеведческие публикации, в т. ч. статьи и подборки документов по истории епархии: «Очерк истории Пермской епархии» Е. А. Будрина (1867. 1, 2, 4, 7; 1868. 18, 24, 26, 29, 44, 46; 1869. 25, 32, 37-39), «Распространение и утверждение христианства в древней Пермии» соликамского прот. П. С. Киселёва (1868. 6-11), «Материалы для истории Пермской епархии» Капустина (1870. 30, 31, 33, 38, 41, 44, 45, 49; 1871. 3, 8, 9, 21; 1872. 21, 22, 26, 47; 1873. 11-13), «Материалы для характеристики нравов духовенства и паствы Пермской епархии прошлого столетия, извлеченные из дел Тобольской и Вятской духовных консисторий 1700-х годов» (1876.

http://pravenc.ru/text/2580032.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАФНУТИЙ Прп. Пафнутий Печерский. Икона. 40-е гг. XIX в. Мастерская Киево-Печерской лавры (Дальние пещеры Киево-Печерской лавры) Прп. Пафнутий Печерский. Икона. 40-е гг. XIX в. Мастерская Киево-Печерской лавры (Дальние пещеры Киево-Печерской лавры) (2-я четв. XIII - 1-я пол. XVII в. (?)), прп. (пам. 15 февр., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских), Киево-Печерский, затворник, в Дальних пещерах почивающий. Не упоминается в комплексе ранних источников, повествующих о Киево-Печерском мон-ре (см. Киево-Печерская лавра ) и его насельниках до 30-х гг. XIII в.: в Киево-Печерском патерике , «Повести временных лет» (см. Летописание ) и Житии прп. Феодосия Печерского. О нем, как и о большинстве святых, в Дальних пещерах почивающих, сохранились только краткие поздние сведения. Указание на XII-XIII вв. как на время жизни П. (Дива печер лаврських. К., 1997. С. 67; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 26 и др.) следует признать необоснованным. П. упоминается в «Тератургиме» мон. Афанасия Кальнофойского (К., 1638), в перечне святых, чьи мощи находятся в Дальних пещерах (см: Описание Киево-Печерской лавры. 1847. С. 288; Модест (Стрельбицкий). 1885. С. 80). П. не указан в составленном по благословению Киевского митр. свт. Петра (Могилы) ок. 1643 г. «Каноне преподобным отцам Печерским», автором к-рого считается протосинкелл и экзарх К-польского патриарха Мелетий Сириг . Мощи П. присутствуют на планах Дальних пещер начиная с изданий 1661 г. (Дива печер лаврських. 1997. С. 137). В рукописном сборнике из б-ки Дальних пещер, к-рый послужил источником сведений для архиеп. Модеста (Стрельбицкого) при написании его Кратких сказаний о святых отцах Дальних пещер (1-е изд.- 1862), сообщалось, что святой часто с плачем думал о предстоящей кончине, а, умирая, узрел ангелов, к-рые вознесли его душу на небо ( Модест (Стрельбицкий). 1885. С. 73-74).

http://pravenc.ru/text/2579806.html

Накануне празднования 900-летия Крещения Руси прот. Н. Каменский предпринял путешествие на Св. Гору Афон и в Иерусалим, о к-ром впосл. часто рассказывал и опубликовал отдельные сюжеты, объединенные в кн. «Воспоминания о святых местах Востока. Константинополь - Афон - Палестина - Египет - Рим». 28 июня 1888 г. отправился на пароходе в Н. Новгород, оттуда с рекомендательным письмом от еп. Модеста (Стрельбицкого) патриарху Иерусалимскому Никодиму I - в Москву, далее в Киев и Крым (Путешествие ко св. местам России//Собр. соч. 1909. С. 1017-1045), а затем - из Одессы в Стамбул, куда прибыл не ранее 10 июля. Был на приеме у К-польского патриарха Дионисия V , посетил о-в Ираклия. 15 июля после торжественного богослужения по случаю 900-летия Крещения Руси в рус. посольском храме произнес речь (Слова и речи. 1890. С. 189-191). Вечером того же дня отбыл на Афон, его спутником был проф. СПбДА Н. В. Покровский . С 17 по 21 июля Н. посетил мон-ри: прп. Ксенофонта, Дохиар, Ватопед, Зограф, Пантократор, Иверский в честь Успения Пресвятой Богородицы , Илии пророка мужской скит, Андрея апостола скит, был в Протате, в Лавре св. Афанасия, осматривал б-ки и архивы, в т. ч. в Карее . Покинув Афон, 26 июля прибыл в Яффу, вечером посетил начальника Русской духовной миссии архим. Антонина (Капустина) . 28 июля прот. Н. Каменский был в Иерусалиме, 30 июля его принял патриарх Никодим, вручивший грамоту на право служения в Иерусалимском Патриархате. 4 авг. на Елеонской горе Каменский произнес слово о единении всех верующих (Там же. С. 192-194). Посетил Сион , был в мечети Омара, в подземельях Иерусалима, в Гефсимании , на Елеонской горе , в Вифлееме , в Хевроне у Мамврийского дуба, путешествовал на р. Иордан (с 4 авг.); в ночь на 7 авг. служил у Гроба Господня . 7 авг. покинул Иерусалим и направился в Египет, где провел 2 дня, посетил Александрийского патриарха Софрония IV . 14 авг. прот. Н. Каменский покинул Египет, 17 авг. прибыл в Италию и посетил города Катанию, Мессину, Неаполь, Рим, Флоренцию, где навестил И. Е. Бецкого, жившего в Италии с 1852 г., читал в его доме книгу Э. Ж. Ренана , запрещенную в России. В первых числах сентября вернулся в Казань через Польшу и Белоруссию.

http://pravenc.ru/text/2565312.html

Вскоре после обретения св. мощи И. были открыто поставлены в юго-западном приделе Успенского собора (к этому событию отнесен день памяти святой - 6 июля). Среди паломников в Киево-Печерском мон-ре распространялась стихотворная эпитафия И., написанная, по всей видимости, Афанасием (Кальнофойским). Святая в эпитафии названа «сильной на небе заступницей», ее мощи врачуют «от мятежных болезней». Автор рассказывает о 2 чудесах, происшедших после обретения мощей И.: выходя из собора, внезапно умер еретик-социнианин (см. ст. Социниане ), укравший перстень с руки святой; И. явилась в видении Киевскому митр. св. Петру (Могиле) , после чего митрополит повелел устроить для мощей святой новую раку с пространной надписью и лучшее одеяние. И. была канонизирована к местному почитанию при митр. Петре, о чем свидетельствует ее упоминание в «Каноне преподобным отцем Печерским» (песнь 9) Мелетия Сирига (ок. 1643): «Привожду Ти, о Всещедре, Иулиану, присносветящую свещу, елеем благодати обдержимую, еяже молитвами от всякаго зла соблюди мя» (Канон преподобным отцем Печерским//Акафисты всеседмичные. Киев, 1677. С. 251). По сообщению франц. инженера и картографа на польск. службе Г. Левассёра де Боплана (1-е изд. его книги об Украине вышло в 1651), в Киево-Печерском мон-ре среди др. святых можно «увидеть некую Елену, которую они очень почитают» ( Левассёр де Боплан Г. Описание Украины. М., 2004. С. 167; ср.: С. 402). Поскольку о почитании к.-л. Елены в Печерской обители неизвестно, следует полагать, что автор имел в виду И., хотя локализация им мощей святой в пещерах вызывает сомнение. Икона над ракой прав. Иулиании, кнж. Ольшанской. 40-е гг. XIX в. Мастерская Киево-Печерской лавры (Ближние пещеры Киево-Печерской лавры) Икона над ракой прав. Иулиании, кнж. Ольшанской. 40-е гг. XIX в. Мастерская Киево-Печерской лавры (Ближние пещеры Киево-Печерской лавры) Рака с мощами И. в Успенском соборе Киево-Печерского мон-ря сильно пострадала во время пожара в 1718 г. Обнаруженные после пожара останки мощей были сложены в гроб и перенесены в Ближние (Антониевы) пещеры. На место, где ранее стояла рака И. в Успенском соборе, по указу имп. Анны Иоанновны от 27 июля 1730 г. были поставлены мощи 1-го Киевского митр. св. Михаила . 8 окт. 1889 г. по просьбе Волынского архиеп. Модеста (Стрельбицкого) частица мощей И. и частица мощей прп. Феодора (кн. Острожского) , в Дальних пещерах почивающего, были перенесены в кафедральный собор в Житомире.

http://pravenc.ru/text/1237853.html

1862 архиепископ). С этого времени Волынские архиереи постоянно находились в Житомире, переезжая на лето в Почаевскую лавру. Архиеп. Антоний стремился ставить на волынские приходы священников - выходцев из России, считая, что волынское духовенство находится под польск. католич. влиянием. В 1864 г. в Житомире открылись ДУ, переведенное из Белостока (существовало с 1843), и Волынское жен. уч-ще Духовного ведомства. При еп. Агафангеле (Соловьёве) в Житомире в 1867 г. началось издание «Волынских епархиальных ведомостей» , в 1874 г. был освящен кафедральный Спасо-Преображенский собор. Архиерей устроил ремесленное училище в Почаевской лавре и общежитие при Волынской семинарии. 26 апр. 1876 г. архиепископом Волынским и Житомирским стал Димитрий (Муретов) , много внимания уделявший духовно-учебным заведениям епархии. В 1871 г. в мест. Клевань Ровенского у. начало работу Клеванское ДУ, в 1881 г. в Кременце - Волынское епархиальное жен. уч-ще. Заботясь об улучшении положения духовенства, архиеп. Димитрий ходатайствовал перед министром гос. имуществ об увеличении церковных наделов из казенных земель. По инициативе архиерея была введена выборность благочинных и членов благочиннических съездов. Деятельность Волынского архиеп. Модеста (Стрельбицкого) была направлена на возобновление правосл. традиций на Волыни, в связи с чем по благословению архиерея предпринимались историко-археологические исследования, было издано подробное «Историко-статистическое описание церквей и приходов Волынской епархии» Н. И. Теодоровича (Почаев, 1888-1903. 5 т.). В 1894 г. открылось Волынское церковно-археологическое об-во, в ведении которого состояли епархиальное древлехранилище и б-ка. Об-во издало 2 выпуска «Волынского историко-археологического сборника» (Почаев; Житомир, 1896-1900). Архиеп. Модест много внимания уделял мон-рям, возобновлению древних правосл. храмов, развитию церковно-школьного дела, братского движения. При архиеп. Модесте в епархии установился обычай внебогослужебных собеседований и чтений.

http://pravenc.ru/text/182321.html

И это немудрено: ведь исихастская традиция является жизненным нервом Православия. Однако, «открытие» исихазма учеными православной Империи произошло лишь в середине прошлого века. Как считает один из современных исследователей: «Открытие» исихазма было обусловлено происшедшим в эпоху митрополита Московского Филарета поворотом русского богословия к истокам церковности и общими сдвигами в русской духовной жизни». 5 Пробуждение исследовательского интереса к исихазму приходится называть «открытием» по той простой причине, что даже в оригинальных изданиях православного государства сторонники св. Григория Паламы (память которого, кстати, Русская Православная Церковь празднует два раза в год) именовались не иначе, как «сектой исихастов» или «сектой паламистов». 6 Аналогичного тона в отношении данного феномена придерживаются и другие авторитетные энциклопедии и справочники, изданные в начале нашего столетия: «Движение исихастов было непродолжительно и скоро прекратилось» 7 ; «вздорное мнение исихастов о условиях восприятия несозданного света вскоре само собой предано было забвению». 8 Причем автор последнего утверждения, перу которого принадлежит солидный справочник для священнослужителей, в первом томе этого своего труда называет Паламу святым и говорит, что «многие ученики его сделались наставниками умного делания во всех православных странах, преимущественно в России» 9 ; во втором же томе он причисляет Паламу к еретической секте, приверженцы которой «думали, что, положив подбородок на грудь и беспрестанно смотря на пуп, можно видеть райский свет и наслаждаться лицезрением небожителей». 10 По мнению современного петербургского ученого, вышеупомянутая книга была «наиболее достоверным отражением отношения к исихазму в дореволюционной России». 11 Подтверждение вышеуказанному мы находим в словах игумена Модеста (Стрельбицкого) , помещённых в самом начале его магистерской диссертации, увидевшей свет в 1860 г. в Киеве: «Святый Григорий Палама есть один из великих подвижников благочестия христианского, учителей и ревностных защитников Греческой церкви в борьбе с папизмом за православие и свою самостоятельность.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/opyt-b...

От Одесского духовенства приветствовал юбиляра благочинный 1-го округа Одесских церквей, священник Владимир Шаворский, речью следующего содержания: «Ваше Высокопреподобие, глубокочтимый о. протоиерей Иоанн Хрисаноович! На рапорте моем и о. Митрофана о разрешении духовенству города Одессы, в рядах которого есть не мало учеников Ваших, приветствовать Ваше Высокопреподобие с исполнившимся сегодня двадцатипятилетием учено-педагогической деятельности Вашей в Одесской духовной семинарии, Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Архиепископу Димитрию, милостивейшему Архипастырю нашему угодно было положить такую резолюцию: «прошу о.о. благочинных поздравить о. юбиляра и от моего имени». Исполняя в настоящую минуту совместно с о. Митрофаном это высокое поручение и приветствуя Ваше Высокопреподобие от имени Его Высокопреосвященства, приятным долгом почитаю поздравить Вас и от себя лично с знаменательным в жизни Вашем днем. Не стану я оценивать Вашей деятельности за истекшее время. Это так прекрасно сделано уже старшим членом семинарской корпорации, досточтимым Константином Константиновичем. Мне бы хотелось лишь выразить пред Вами свои личные чувства, которые преисполняют мое сердце, и пробудить в душе воспоминания юных лет указанием на те узы, которыми незримо соединяются наши души. Ваше имя, как выдающегося пастыря-учителя известно не одним непосредственным ученикам Вашим по Одесской семинарии. Своим печатным словом Вы расширили круг своих учеников далеко за пределы епархии. Вот почему и я, не принадлежа к числу непосредственных учеников Ваших, все же считаю Вас и своим наставником. Помню, еще учеником в семинарии штудировал Ваше руководство по предмету Вашей специальности. – Меня сближают с Вами и те лица, которые ведомы нам обоим. Это мои учители, а Ваши товарищи и други по академии – А.Г. Стадницкий – ныне Высокопреосвященнейпгий Архиепископ Псковский Арсений, И.А. Семейкин, почивший уже профессор А.И. Булгаков. Не забыть мне в особенности присного Вам и мне – ныне в Боге почивающего Владыки Модеста, Архиепископа Волынского, моего рукоположителя, мудрого Архипастыря-руководителя и поощрителя своим отеческим вниманием и снисхождением к первым опытам моей пастырской деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Strelbic...

Примечание М.Е. Губонина. – По поводу Кирилла у епископа Модеста Стрельбицкого читаем: «...В Холме в эго ... время был избранный, наименованный, но не поставленный еще Патриархом митрополит Кирилл II. С тех пор, согласно свидетельству летописи, переведена была бискупья в Холм. Впрочем, перевод этот совершился нескоро по следующим причинам: митрополит Кирилл II был только избран, но не поставлен, как следует Патриархом. Он не мог поэтому переводить с одного места на другое, тем более посвящать епископа для Холма. Некоторые полагают, что Кирилл II, прежде поставления своего на Киевскую митрополию, был епископом Холмским, потому что с 1242 г. пребывал в Холме, при князе Данииле Галицком. Догадываются, что этот Кирилл был при дворе князя печатником... Другие это отвергают на том основании, что печатник Кирилл, принимая монашество, должен был бы переменить имя, чего не видно. Кирилл мог быть в Холме случайно, не бывши Холмским епископом. Летопись первым Холмским епископом считает Иоанна. К этому нужно прибавить следующее: если митрополит Кирилл есть то же лицо, что и упоминаемый летописью в 1241 г. княжеский печатник (хранитель печати), то, как светское лицо, он не мог быть Холмским епископом, не исправлять его должность. В епископа мог посвятить его только митрополит, но митрополитов в это время уже не было, а восхитивший его власть Иоасаф был низложен. Если Кирилл, избранный митрополитом, был уже епископом, то он мог только исправлять при князе должность Холмского епископа, оставаясь в то же время епископом той епархии, откуда он взят и, кроме того, с !243 до 1250 г. он должен бы жить в своей епархии, но Волынский летописец не говорит, чтобы он был епископом какой-либо епархии, посещал свою епархию, или был Холмским епископом, а называет его митрополитом, который должен был ставиться от Патриарха. Может быть даже печатник Кирилл, избранный митрополитом, принял монашество и прочие свящ. степени и имя от Патриарха, но в летописи писался прежним именем. Во всяком случае больше основания не числить Кирилла в числе Холмских епископов...» ( Модест (Стрельбицкий) , еп. Ук. соч. С. 25–27)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С начала издания в неофиц. части публиковались объемные исследования по церковной истории Волыни и прилегающих областей (Галиция, Полесье, Подолия). Самым значительным из них было «Историко-статистическое описание церквей и приходов Волынской епархии» Н. И. Теодоровича , печатавшееся с 1868 г. частями, впосл. изданное в 5 т. (1888-1903). Свящ. Аполлоний Сендульский в 1868-1892 гг. опубликовал более 40 историко-статистических описаний приходов епархии, начав с собственного прихода в с. Сивки. Преимущественно местной истории были посвящены статьи Н. П. Уводского (Историческое исследование об епископах Волынской епархии со времени ее учреждения до 1867 г.- 1867. 1, 9; 1868. 20; 1869. 22, 24; Исторический очерк древних Волынских епархий: Владимирской и Луцкой - 1878. 5, 9-12), Ф. В. Четыркина (Религиозные отношения литовско-польских королей к древней Волыни: 1337-1569 - 1874. 14, 15), И. С. Барановского (Краткие исторические сведения о бывших на Волыни православных типографиях - 1877. 18; Минско-Волынский архиеп. Виктор Садковский - 1878. 3), И. Гвоздиковского (Материалы для историко-статистического описания православных церквей Волынской епархии - 1874. 22), А. В. Прахова (О волынских древностях - 1890. 12), И. И. Малышевского (Участие дворян в защите Православия на Волыни - 1892. 19), О. А. Фотинского (Социнианское движение на Волыни в XVI-XVII вв.- 1894. 25; Волынь на XI археологическом съезде - 1899. 33-36; Очерк истории мелкого дворянства овруч-житомирского в эпоху польского режима - 1900. 5-7), Г. Я. Крыжановского (Рукописные Евангелия Волынского епархиального древлехранилища - 1895. 7-11, 13-15), Ф. Уловича (Волынь в церковном отношении в конце XVI и начале XVII столетия. 1911-1914), С. Н. Дьякова (Православные и униатские иерархи Галицко-Львовской епархии - 1914. 38) и др. В журнале были опубликованы исторические очерки о всех мон-рях епархии, в первую очередь о Почаевской лавре, Дерманском во имя Св. Троицы мон-ре , о мн. храмах, святынях, правосл. и униатских братствах, Острожской академии XVI в., более поздних учебных заведениях, типографиях, о сокровищах епархиального древлехранилища. Печатались многочисленные житийные и биографические статьи о прмч. Афанасии (Филипповиче) (1868. 32. С. 1086-1088), о свт. Стефане , еп. Владимиро-Волынском (1870. 18), о прп. Иове Почаевском (1875, 1878, 1879; 1914. 10-14, 16-19), о прп. Феодоре , кн. Острожском (1871, 1889), о деятельности на Волыни Всероссийских митрополитов святителей Киприана (1873. 14) и Фотия (1873. 16), о западнорус. церковных деятелях Стефане и Лаврентии Зизаниях (1887. 6-17; 1890), архим. Иоанникии (Галятовском) (1890), архиеп. Мелетии (Смотрицком) (1875) и др. В 1899-1902 гг. была опубликована подробная биография архиеп. Модеста (Стрельбицкого) .

http://pravenc.ru/text/155192.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАНКРАТИЙ Прп. Панкратий Киево-Печерский. Икона. 40-е гг. XIX в. Мастерская Киево-Печерской лавры (Дальние пещеры Киево-Печерской лавры) Прп. Панкратий Киево-Печерский. Икона. 40-е гг. XIX в. Мастерская Киево-Печерской лавры (Дальние пещеры Киево-Печерской лавры) (2-я четв. XIII - 1-я треть XVII в.?), прп. (пам. 9 февр., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских), иером. Киево-Печерский, затворник, в Дальних пещерах почивающий. Не упоминается в комплексе ранних источников, повествующих о Киево-Печерском мон-ре (см. Киево-Печерская лавра ) и его насельниках до 30-х гг. XIII в.: Киево-Печерском патерике , «Повести временных лет» (см. Летописание ) и Житии прп. Феодосия Печерского. О нем, как и о большинстве святых, в Дальних пещерах почивающих, сохранились только краткие поздние сведения. Указание на XIII в. как на время жизни П., к-рое встречается в агиографических справочниках XIX-XX вв., следует признать необоснованным. П. упоминается как чудотворец в «Тератургиме» мон. Афанасия Кальнофойского (К., 1638), в перечне святых, чьи мощи находятся в Дальних пещерах (см.: Описание Киево-Печерской лавры. 1847. С. 288; Модест (Стрельбицкий). 1885. С. 80). Тем не менее П. не указан в составленном по благословению Киевского митр. св. Петра (Могилы) ок. 1643 г. «Каноне преподобным отцам Печерским», автором к-рого считается протосинкелл и экзарх К-польского патриарха Мелетий Сириг . В рукописном сборнике из б-ки Дальних пещер, к-рый послужил источником сведений для архиеп. Модеста (Стрельбицкого) при написании Кратких сказаний о святых отцах Дальних пещер (1-е изд.- 1862), сообщалось, что П., ведший строгую постническую жизнь, прославился чудотворениями, исцеляя болящих «молитвою, и постом, и помазанием елея» ( Модест (Стрельбицкий). 1885. С. 63). Местная канонизация П. совершена при архим. Варлааме (Ясинском ; впосл. митрополит Киевский), настоятеле Киево-Печерского мон-ря в 1684-1690 гг., когда было установлено празднование Собору преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих. Тогда же, вероятно, была составлена «Служба Собору преподобных отцов Печерских, ихже нетленные мощи в Дальней пещере почивают», в к-рой П. прославляется как чудотворец в 6-м тропаре 6-й песни канона. Общецерковное почитание П. установлено указами Синода 1762, 1775 и 1784 гг., к-рыми было разрешено печатать службы Печерским преподобным и вносить их имена (в т. ч. П.) в общецерковные месяцесловы.

http://pravenc.ru/text/2578813.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010