кв. м) сооружение в И. Огромный эллипсовидный храм поставлен в глубине прямоугольного двора - по образцу архитектурных пейзажей Раннего итал. Ренессанса. За ним возвышается 130-метровая башня, образцом для к-рой послужила севильская Ла-Хиральда. Вокруг двора расположены многочисленные корпуса, разумеется в стилистике архитектуры Эскориала. Базилика Нуэстра-Сеньора-де-Арансасу в Оньяте. 1950–1955 гг. Базилика Нуэстра-Сеньора-де-Арансасу в Оньяте. 1950–1955 гг. Поиски совр. стиля церковной архитектуры начались в И. в 50-х гг. ХХ в.; как и в др. католич. странах, в этом процессе сыграл большую роль II Ватиканский Собор. Среди ранних зданий, близких к интернациональному стилю, выделяется базилика Нуэстра-Сеньора-де-Арансасу в Оньяте (пров. Гипускоа; 1950-1955, Франсиско Хавьер Саэнс де Ойса, Луис Лаогра), один из главных санктуариев Страны Басков. Традиц. в плане базилика с высоким трансептом выдержана в обобщенных и монументальных формах. Интерьер собора Саграда-Фамилия в Барселоне. Освящен в 2010 г. Интерьер собора Саграда-Фамилия в Барселоне. Освящен в 2010 г. Расположенное среди лесистых гор здание отличается изысканным сочетанием натурального серого камня и черепицы; при этом светлая гладь стен противопоставлена резким теням на рустованных башнях. Процесс сложной трансформации церковной архитектуры на протяжении 2-й пол. ХХ в. можно проследить в творчестве Мигеля Фисака Серны. В его ранних постройках еще сказывается влияние итал. рационализма, напр. в неороманской ц. Эспириту-Санто на ул. Серрано в Мадриде (1942-1948). Огромная ротондальная ц. Сан-Педро-Мартир при Доминиканском теологическом ин-те в Алькобендас (1955-1958) построена в интернациональном стиле и перекликается с церковью Луиса Мойи в Торрелавеге. В смелых и динамичных композициях церквей Санта-Ана в р-не Мораталас в Мадриде (1965-1971) и Санта-Крус в Олейросе (пров. А-Корунья; 1966-1967) заметно прямое влияние поздних работ Ле-Корбюзье. В небольшой ц. Нуэстра-Сеньора-дель-Пилар в Канфранк-Эстасьон (пров.

http://pravenc.ru/text/2007788.html

В официальном журнале Финской Православной Церкви «Аамун Койтто» в 1954 году была опубликована статья о канонических проблемах Финской Церкви. Автор прямо требовал закрытия мужских монастырей на том основании, что они принадлежат к Московской Патриархии, к которой, по словам автора статьи, были приписаны незаконно, в обход руководства своей Церкви. Статья отражала церковно-политическую ситуацию того времени. Естественно, статья эта вызвала беспокойство братии и усилила ее стремление вернуться на родину. Отец Иоанн тоже собирался переселиться в Россию. «По Божией милости живу пока благополучно, как ты видела, здоровье такое же. Относительно монастырей пока ничего не известно до Церковного Собора в Финляндии. Если назначат ехать в Россию, я полагаю, получится у нас раскол. Большинство соглашается ехать. Я, конечно, поеду. Как же не ехать на родину?» (17.7.1955) «Примус подожди посылать до окончания Церковного Собора. Если придется нам ехать в Россию, везти его туда не стоит. ...Теперь будем ждать окончания собора, какое будет решение о монастырях? Иноки совсем не хотят принять новый стиль». (20.8.1955) «Мы теперь в ожидании, что нам Москва скажет. Впрочем, сейчас я узнал, что несколько человек ни за что не поедут в Россию. Пусть кто как хочет, так и действует, а я поеду, если Москва будет брать». (28.8.1955) «У нас иноки очень желают в Россию. Некоторые уже приготовили свои вещи и завязали. Митрополит Николай сказал, что у нас, мол, очень будут рады, что вы приедете к нам, и народ пойдет к вам. Едва ли оправдаем себя там. Мы хороши только на Валааме. Ты и сама знаешь теперь нашу братию, очень грубоваты. Народ избрал вместо любви вежливость. Но у нас нет ни того ни другого, только одна грубость в обращении. Иногда делается просто стыдновато за нашу грубость». (22.8.1955) Со временем мнение отца Иоанна стало меняться и приобрело другой оттенок: «Если позовут нас в Россию, поедем на родину. Все же и здесь хорошо: водопровод, электричество, централизованное отопление, местность красивая, уединенность, точно в скиту. Некоторые очень стремятся ехать в Россию. Однако надо полагать, что там такой свободы не будет. Мне писала монахиня из Эстонии: «Лучше вам доживать там, где живете». Я тоже согласен с ней. Если поедем, едва ли оправдаем себя, ибо остарели и огрубели. Там нас ждут: «Приедут с Валаамской традицией», – но они ошибаются».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Valaamsk...

С 1871 г. игумен. С 1883 г. архимандрит. В 1884 г. хиротонисан во епископа Бийского, викария Томской епархии. До 1891 г. начальник Алтайской духовной миссии. С 1891 г. епископ Томский и Семипалатинский. С 1895 г. именовался Томским и Барнаульским. С 1906 г. архиепископ. С октября 1908 г. именовался Томским и Алтайским. В 1912 – марте 1917 г. митрополит Московский и Коломенский, священноархимандрит Троице-Сергиевой лавры, председатель Православного миссионерского общества. В 1917 г. Временным правительством был уволен из состава Св. Синода, а затем смещен с Московской кафедры. По предложению Св. Патриарха Тихона святителю присвоен пожизненно титул митрополита Алтайского. На Архиерейском Юбилейном Соборе 2000 г. причислен к лику святых. Маленков Георгий Максимилианович (1902–1988), политический и государственный деятель. В 1939–1946 и 1948–1953 гг. секретарь ЦК КПСС. В 1946–1953 и 1955–1957 гг. заместитель председателя Совета Министров СССР, в 1953–1955 гг. его председатель. Мануил (Лемешевский Виктор Викторович; 1884–1968), митрополит. В 1923 г. хиротонисан во епископа Лужского, викария Петроградской епархии. Осенью 1923 г. активно противодействовал обновленческому расколу в Петрограде. В 1924–1927 гг. в Соловецком лагере особого назначения. С 1928 г. епископ Серпуховский, викарий Московской епархии. С 1928 г. в. у. Каширским викариатством. С 1929 г. епископ Серпуховский и Каширский, викарий Московской епархии. В 1930 г. уволен на покой. В 1934–1936 в Мариинском лагере (Сиблаг), в 1939–1944 гг. в Канских лагерях в Красноярском крае. С 1945 г. епископ Чкаловский, затем именовался епископом Чкаловским и Бузулукским. С 1946 г. архиепископ. С 1948 г. находился в заключении в Дубравлаге вместе с митрополитом Нестором. 7 декабря 1955 г. освобожден. С 1955 г. в. у. Чебоксарско-Чувашской епархией. С 1956 г. архиепископ Чебоксарский и Чувашский. С 1960 г. архиепископ Куйбышевский и Сызранский. С 1962 г. митрополит. В 1965 г. уволен на покой. Автор «Каталога обновленческих архиереев», «Каталога русских православных архиереев периода с 1897 по 1957 гг.», труда «Русские православные иерархи периода 1893–1965 гг.».

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

История о заточении Матвеева 1785 – История о невинном заточении ближнего боярина Артемона Сергеевича Матвеева. М., 1785. История русского искусства 1955 – История русского искусства, м1., 1955. т. 3. Каган 1998 – Каган М.Д. Сказание о иконе Богоматери Федоровской//Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1998. Вып. 3, ч. 3. Казаков, Лурье 1955 – Казаков П. А, Лурье Я.С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV – начала XV века. М.; Л., 1955. Калинина 1929 – Калинина Е. В. Техника древнерусского шитья и некоторые способы выполнения художественных задач//Русское искусство XVII века. M., 1929. С. 133–165. Канон преподобному Дионисию 1855 – Канон преподобному отцу нашему Дионисию, архимандриту Сергиевой лавры, Радонежскому чудотворцу с присовокуплением Жития его. М, 1855. Каталог Костромского церковно-археологического общества 1914 – Каталог церковных и других предметов древности, находящихся в древлехранилище Костромского церковно-археологического общества в покоях Михаила Федоровича Романова, что в Ипатьевском монастыре/Сост. Н. Баженов, Г. Соколов, Н. Груздев и другие. Кострома, 1914. Каталог Новгородского музея 1963 – Каталог Новгородского историко-культурного музея-заповедника. Л., 1963. Каталог собрания Уварова 1907 – Каталог собрания древностей графа Алексея Сергеевича Уварова. М., 1907. Качанова, Шабельник 1993 – Качанова И. М, Шабельнж В. С. Реставрация тканей в Музеях Кремля (из опыта работы)//Декоративно-прикладное искусство. М, 1993 – С. 182–193. (Материалы и исслед./Гос. ист.-культ. музей-заповедник «Моек Кремль»; 9). Квлчвидзе 1995 – Квливидзе H. В. Новгородская икона Софии Премудрости Божией//Апокалипсис в русской культуре/Материалы 111 научной конференции, посвященные памяти святителя Макария (6–8 июня 1995 г.). Можайск, 1995. С. 150–157. Квливидзе 1998 – Квливидзе Н. В. К изучению системы росписи церкви в Больших Вяземах (Тема Троицы в русской культуре XVI в.)//Древнерусское искусство: Сергий Радонежский и художественная культура Москвы вв. СПб., 1998. С. 342–359.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

3. Осмотреть подвальное помещение Троицкого со­бора Лавры Комиссии не удалось, т.к. подвал находится в ведении Научно-исследовательского института 48, и для прохода в него требуется специальное разрешение» [xxvii] . Выводы этой комиссии особенно актуальны сейчас в связи с повторным возвращением здания Свято-Духовс­кой церкви верующим и возможным продолжением по­исков захоронений петербургских архиереев. В письме Патриарху Алексию от 30 марта 1954 г. митрополит Григо­рий писал: «Наш уполномоченный (А.И. Кушнарев) вые­хал в Москву, по-видимому, на совещание. Некоторые воп­росы (о месте погребения архиереев, о Троицком соборе, о строительстве нескольких церковных зданий) все еще ждут решения из-за неприезда сюда Г.Г. Карпова» [xxviii] . Обсуждение вопроса о возвращении Свято-Троиц­кого собора и перехоронении архиереев происходило на каждой встрече владыки Григория с Г.Г. Карповым, кото­рые были регулярны. Развернувшийся к 1955 году процесс либерализации благоприятно сказался на положении Церкви. В 1955-1956 гг. в стране было разрешено открыть насколько десятков новых храмов. Митрополит Григорий активизировал свои усилия по возвращению Свято-Троицкого собора. 15 июля 1955 г. он подал Патриарху док­ладную записку, в которой просил содействия «по вопро­су о разрешении открытия собора» и его ремонта на сред­ства епархии и Патриархии, изложив ряд доводов в пользу нового ходатайства: «1. Троицкий собор расположен на территории Государственного Заповедника и до своего закрытия яв­лялся центром религиозной жизни г. Ленинграда. 2. В настоящее время собор разрушается. Внут­ри он пустует... 3. Целый ряд иностранных делегаций при их визи­те к Ленинградскому Митрополиту заостряли свое внимание на столь печальное состояние лаврского собора (он помещается вблизи покоев Митрополита) и высказывали открытое изумление, в особенности в связи с той информацией о внутренней свободе церк­ви и благожелательном к ней отношении Советского правительства, каковая неизменно предлагалась гос­тям Ленинградским митрополитом... Открытие Лав­рского собора не должно встретить препятствий со стороны властей. Он находится в стороне от город­ской жизни и не помешает демонстрациям.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Был бы рад, если бы Вы нашли как-ниб[удь] время и возможность побывать в Лавре, там, б[ыть] может, и послужить; посетить Академию и там послужить в недавно обновленном и освященном ея храме. Соберитесь как-нибудь к своему духовному утешению. Прошу св[ятых] молитв Ваших. С братскою о Христе любовью Ваш преданный П[атриарх] Алексий. 11/24.XI.55 Д. 10. Д. 92–93 об. Подлинник. Автограф. 22 декабря 1955 г. Преосвященнейший Владыко! Я давно уже получил Ваше письмо, но все не было у меня времени Вам ответить. Конечно, мне бы хотелось видеть Вашу икону, т. к. по фотограф[ическому] ее снимку она представляется весьма содержательной. Но не могу указать теперь удобного для сего времени. Подождем после рождественского времени. Прошу св[ятых] молитв Ваших. С братскою любовью 22.XII 55 П[атриарх] Алексий. Д. 11. Л. 55 об. Подлинник. Автограф на обороте немецкой открытки с изображением интерьера русской церкви в Бад-Эмсе (Германия). 5. 7 января 1955 г. ПРЕОСВЯЩЕННЕЙШИЙ ВЛАДЫКО, ВОЗЛЮБЛЕННЫЙ О ГОСПОДЕ БРАТ! С чувством духовной радости взаимно приветствую Вас с великим христианским праздником Рождества Христова. Да пребывает в нас по вере нашей принесенная на нашу землю Христом Его новая, благодатная жизнь, и своею вышнею силою да охраняет она и укрепляет и жизнь естественную; и да приложится и прочее – для нас благое и полезное. Прося святых молитв Ваших, с братскою любовью пребываю преданный Вам о Христе Алексий, ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ. В Москве 25 Декабря 1955 г. 36 Д. 11. Л. 56. Подлинник. Машинопись. Около 6 мая 1956 г. 37 ПРЕОСВЯЩЕННЕЙШИЙ ВЛАДЫКО, ВОЗЛЮБЛЕННЫЙ О ГОСПОДЕ БРАТ! Христос Воскресе! С любовью приемлю и отдаю Вам целование мира и радости о имени воскресшего Бога и Спаса нашего. Да будет Он посреде нас благодатным Своим присутствием и да приимет наши усердные моления о благе и мире святой Церкви Его и нашего возлюбленного Отечества. Алексий ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ. Пасха Христова 1956 года в Москве. Д. 13. Л. 33. Подлинник. Машинопись. 7. Около 7 января 1957 г. 38

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Получив откровение о предстоящей кончине, И. З. призвал учеников, преподал им духовное наставление и попросил, чтобы его похоронили в пещере, где он жил. Причастившись, он преставился. Ученики решили, что И. З. не подобает покоиться «в убогой пещере». Также, вероятно, они хотели, чтобы его мощи были доступны для поклонения. Они отнесли тело преподобного к подножию горы в монастырь Нижний Задени, основанный прп. Фаддеем. Через некоторое время началось землетрясение, прекратившееся только тогда, когда мощи И. З. крестным ходом, возглавляемым католикосом, вернули на вершину горы. Предположительно в кон. VI - нач. VII в. рядом с местом упокоения И. З. была выстроена церковь, где были похоронены мощи св. Илии, ставшего настоятелем мон-ря Зедазени после И. З. Согласно Житию, католикос Картли Климент (70-е гг. VIII в.) к востоку от церкви воздвиг др. церковь - во имя св. Иоанна Предтечи, и, т. о., рака с мощами И. З. оказалась погребенной под спудом возле жертвенника церкви. В настоятельство в Зедазени Михаила (кон. XI в.) усыпальница И. З. была уже открыта для поклонения. М.-Г. Сабинин в «Рае Грузии» сообщает о «дивном знамении Божием», происходящем с древности в день памяти И. З.: «течении воды со всего храма в небрежно устроенный бассейн, находящийся на северной стороне внутри храма, в трех саженях от гроба святого». В 1995 г. по благословению католикоса-патриарха Грузии Илии II (Гудушаури-Шиолашвили) рака с мощами И. З. была отреставрирована. Ист.: Арсений II, католикос. Житие и подвижничество Иоане Зедазнели и его учеников, к-рые просветили страну эту северную: [кименная ред.]// Какабадзе С. Архетипы «Жития Сирийских отцов»//Исторический сб. Тифлис, 1928. Кн. 1. С. 19-26 (на груз. яз.); он же. То же// Кубанеишвили. Хрестоматия. 1946. Т. 1. С. 157-159; он же. То же// Абуладзе. Сир. подвижники. 1955. С. 2-66; он же. То же//ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 191-217; Житие св. отца нашего Иоане Зедазнели, к-рый по Божиему велению и под предводительством Св. Духа прибыл из страны Междуречья в страну Картли с двенадцатью учениками своими, святыми: метафрастическая ред.]// Абуладзе. Сир. подвижники. 1955. С. 2-68; То же//ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 190-217; Житие св. отца нашего Иоане Зедазнели, к-рый по Божиему велению и под предводительством Св. Духа прибыл из страны Междуречья в страну Картли с двенадцатью учениками своими, святыми: метафрастическая ред.]// Сабинин. Рай. 1882. С. 193-208; То же// Он же. Иверский патерик. М., 2004. С. 99-127; То же// Абуладзе. Сир. подвижники. Тбилиси, 1955. С. 3-68; То же//ПДГАЛ. 1971. Т. 3. С. 83-107; Житие прп. Иоанна Зедазнели [синаксарная ред.]//ПДГАЛ. 1968. Т. 4. С. 387-392; Джуаншер. Житие Вахтанга Горгасали//КЦ. 1955. Т. 1. С. 307, 315; он же [Джуаншер Джуаншериани]. То же [Жизнь Вахтанга Горгасала]//Картлис Цховреба: История Грузии. Тбилиси, 2008. С. 104; Обращение Картли//Шатбердский сб. X в./Ред.: Б. Гигинеишвили, Е. Гиунашвили. Тбилиси, 1979. С. 326 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/471182.html

27/VI-1934 г. хиротонисан обновленческими архиереями во еп. Краснодарского. С 1934 г. – правящий Кубанский и Краснодарский. В декабре 1935 г. возведён в сан архиепископа. Покаялся и был перерукоположен 8 января н. ст. 1945 г. в Черкизове в Петропавловской церкви (Москва) во еп. Краснодарского и Кубанского. C 08–13/VII-1948 г. был участником церковного торжества в Москве по случаю 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви и соучаствовал в совещаниях патриархов и представителей автокефальных Православных Церквей по предложенным Московской Патриархией вопросам: а) Ватикан и Православная Церковь . б) Экуменическое движение и Православная Церковь . в) Об англиканской церковной иерархии. г) О церковном календаре. В 1949 г. – еп. Орловский и Брянский. В феврале 1955 г. награждён саном архиепископа. С 28/XI-1955 г. – архиеп. Ростовский и Каменский. ЛИТЕРАТУРА: ЖМП. 1945. 1.С. 4; 1949. 11. С. 4; 1955. С. 8; 1956. 1.С. 10. ФАОС дело 54. ФПС И. С. 18. Кат-АМ 339. С. 89. Кат-ЯВ 75. С. 39. См. Мануил. 6.456–457. [Кат-ГУБ. С. 996.] По архивным сведениям Владимиров Ивановых в Московской духовной академии не было. С 28/ХI-1955 г.–архиеп. Ростовский и Каменский. Скончался 07/Х-1958 г. [ПСТБИ] ФОТИЙ (Маньковский) Епископ Тульчинский, викарий Подольской епархии Упоминается после 1917 года еп. Тульчинским. Уклонился в обновленческий раскол. Дальнейших сведений о нём не имеется. ЛИТЕРАТУРА: ФАМ 1.С. 49. Кат-АМ 340. [Кат-ГУБ. С. 996.] ФОТИЙ (Топиро (Борис Александрович]) Архиепископ Львовский и Тарнопольский В 1908 г. окончил Санкт-Петербургскую духовную академию со званием кандидата богословия. В 1911 г. пострижен в монашество и рукоположен в иеродиакона, а потом иеромонаха. В 1927 г. уклонился в обновленческий раскол. Хиротонисан 22/II-1927 г. в Харькове митр. Пименом [Пеговым] и утверждён викарным епископом Сталинградской епархии. С 1927 г. – еп. и архиеп. Тульчинский. С 1929 г. – архиеп. Луганский (Ворошиловградский). С 1931 г. ушёл на покой. С 1932 г. перешёл в григорианский раскол, где вновь рукоположен во еп. Новочеркасского. Пребывал в расколе до 1943 г.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

11 нояб. 1954 - 1 февр. 1955 г. новгородской частью Ленинградской епархии управлял викарий митр. Григория Старорусский еп. Михаил (Чуб ; впосл. архиепископ), пребывавший в Ленинграде. В 1955 г. для служения на приходах Новгородской обл. неоднократно выезжал Таллинский еп. Роман (Танг; впосл. архиепископ). 30 окт. 1955 г. во епископа Старорусского был хиротонисан архим. Сергий (Голубцов ; с 25 февр. 1963 архиепископ). 5 нояб. 1955 г. скончался митр. Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков). 28 нояб. того же года на его место был определен митр. Елевферий (Воронцов) . В отличие от проживавшего в Ленинграде Старорусского еп. Михаила (Чуба) его преемнику на викарной кафедре еп. Сергию (Голубцову) было определено пребывать в Ст. Руссе, там же находилась его канцелярия. С появлением епископа в пределах Новгородской обл. церковная жизнь заметно активизировалась, архиерейские служения стали регулярными, увеличилось число прихожан в храмах региона. 26 марта 1956 г. патриарх Алексей на приеме у председателя Совета министров СССР Н. А. Булганина ходатайствовал о передаче мощей Новгородского еп. свт. Никиты из музея в Никольский собор. 20 июня председатель Совета по делам РПЦ Г. Г. Карпов в докладной записке в ЦК КПСС и Совет министров СССР просил ЦК КПСС дать указание Новгородскому обкому не препятствовать передаче мощей верующим. 5 сент. того же года патриарх Алексий обратился к Карпову и к Белышеву с повторными просьбами о передаче Церкви мощей свт. Никиты. 12 сент. в Новгород прибыл член Совета по делам РПЦ Г. Т. Уткин. Состоялись его беседы с уполномоченным Совета по Новгородской обл. Зайцевым, со священнослужителями и с зав. музеем Т. М. Константиновой; Уткин посетил Софийский собор. 26 сент. 1956 г. уполномоченный Зайцев доложил в Совет по делам РПЦ, что 19 сент. мощи свт. Никиты были переданы из музея в Никольский собор. Зайцев также сообщал, что «по данным настоятеля собора, в течение первых трех-четырех дней приход в собор увеличился раза в полтора и якобы больше не увеличивается, т. е. это значит, что если в обычные дни служб верующих бывает 2-3 тысячи человек, то после установки мощей посещать собор стало 4-5 тысяч человек» (Письма патриарха Алексия I в Совет по делам РПЦ. М., 2010. Т. 1. С. 301). В справке от 2 окт. 1956 г. Зайцев указывал, что передача мощей происходила в 22 ч., при ней присутствовал Старорусский еп. Сергий и зав. музеем Константинова. Святыню доставили в собор «на грузовой машине без всякой церемонии» (ГАНИНО. Ф. 260. Оп. 13. Д. 83. Л. 130).

http://pravenc.ru/text/2577765.html

И. А. был погребен в древней ц. во имя вмч. Георгия, справа от алтаря, затем гробница была перенесена в новую церковь. В дек. 2009 г., во время проведения археологических работ в Алаверди, выяснилось, что гробница пуста. В сев. стене храма была обнаружена настоящая усыпальница святителя. По сведениям руководителя Агентства национального достояния Грузии Н. Вачеишвили, усыпальницу можно датировать XI в.; в XV в. мощи И. А. были перепрятаны, «дабы во времена набегов неприятеля и смуты они не были бы подвергнуты осквернению». Каменную усыпальницу И. А. Вачеишвили характеризует как могилу царского ранга; усыпальница имеет вставки из разноцветного поделочного камня и украшена барельефом. К мощам был открыт доступ для паломников. Ист.: Арсений II, католикос. Житие и подвижничество Иоане Зедазнели и его учеников, к-рые просветили страну эту северную [кименная ред.]// Какабадзе С. Архетипы «Жития Сирийских отцов»//Исторический сб. Тифлис, 1928. Кн. 1. Прил. С. 19-26 (на груз. яз.); он же. То же// Кубанеишвили. Хрестоматия. 1946. Т. 1. С. 157-159; он же. То же// Абуладзе. Сир. подвижники. 1955. С. 2-66; он же. То же//ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 191-217; Житие св. отца нашего Иоане Зедазнели, к-рый по Божиему велению и под предводительством Св. Духа прибыл из страны Междуречья в страну Картли с двенадцатью учениками своими, святыми метафрастическая ред.]// Абуладзе. Сир. подвижники. 1955. С. 2-68; То же//ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 190-217; То же метафрастическая ред.]// Сабинин. Рай. 1882. С. 193-208; То же// Он же. Иверский патерик. М., 2004. С. 99-127; То же// Абуладзе. Сир. подвижники. 1955. С. 3-68; То же//ПДГАЛ. 1971. Т. 3. С. 83-107; Житие прп. Иоанна Зедазнели [синаксарная ред.]//ПДГАЛ. 1968. Т. 4. С. 387-392. Лит.: Какабадзе С. Архетипы «Жития сирийских отцов»//Исторический сб. Тифлис, 1928. Кн. 1. Прил. С. 1-18; Абуладзе. Сир. подвижники. 1955. С. IX-XVIII; Кекелидзе К. С., прот. Вопросы о прибытии сирийских подвижников в Картли// Он же. Этюды. 1956. Т. 1. С. 19-50; он же. Католикос Арсений II// Он же. Др.-груз. лит. 1980. Т. 1. С. 157-163; он же. Житие прп. Иоанна Зедазнели//Там же. С. 534-536; ПДГАЛ. 1968. Т. 4. С. 209-214; Габидзашвили Э. Взаимосвязь архетипов житий сирийских подвижников//Мацне: Сер. языка и лит-ры/АН Грузии. Тбилиси, 1982. 4. С. 62-67 (на груз. яз.); он же. Словарь ГПЦ. 2007. С. 427; www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=31342 [Электр. ресурс].

http://pravenc.ru/text/673655.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010