2470 Вилен. Арх. Сб. II, LXXV, LXXVI, LXXVIII; см. также заметку Могилевско-братского старосты Фомы Оздобного, относительно пожара в 1810 году, – Вилен. Арх. Сб. V, стр. 130. 2473 Выше было упомянуто об учреждении в Могилеве семинарии, и в 1783 году, по повелению Императрицы Екатерины II, было учреждено в Могилеве народное училище; см. Вилен. Арх. Сб. т. II, стр. LXXI. 2476 См. об этом в речи профессора Димитрия Федоровича Голубинского, сказанной в 1892 году по случаю перестройки академической церкви, в Богосл. Вестнике за 1892 г., ч. 3, отд. III, стр. 283. 2477 Митрополиту Филарету не желалось, чтобы академия, находящаяся в стенах лавры и под сенью преподобного Сергия, выделялась особенностью своего богослужения, не зависимого от лавры: причем он обыкновенно говорил, в оправдание своих соображений, что в стенах лавры и без того много церквей, где можно молиться. 2478 Скончался 13 октября 1896 г. «Автобиографические записки» его печатаются в приложении к Богословскому Вестнику с 1897 года. 2479 Преосвящ. Савва с 25 января 1842 года по август 1846 года состоял соборным священником в Муроме, о чём подробнее см. в некрологе его, в Богосл. Вестнике за 1896 г. ноябрь и еще подробнее, в Автобиографических записках его, там же за1897 год. 2486 Александр Федорович Лавров, по кончине супруги (в августе 1877 г.) принял монашество с именем Алексия и скончался в 1890 году в сане архиепископа Литовского. 2487 Об этом, как и о некоторых других подробностях первоначальных предположений об устройстве академической церкви, сказано было в речи профессора Дим. Феодор. Голубинского, сказанной на трапезе после закладки алтаря академической церкви в нынешнем её виде, в 1892 году, см. Богосл. Вестник за 1892 г., ч. 3, отд. III, стр. 283. 2488 Прибавл. к Твор. св. Отц. за 1885 г., ч. XXXV, стр. 255. А что здесь имеется в виду уже дальнейшее, а не первоначальное возбуждение пред митрополитом ходатайства об устроении академической церкви, об этом свидетельствует писанное еще в январе 1869 года письмо А.В. Горского к архиепископу Казанскому Антонию (Амфитеатрову) : «в настоящее время у нас всё более и более укрепляется мысль устроить у себя свою церковь и совершать в ней богослужения уже независимо от лавры. Покойный владыка наш этого не устроил, хотя ректор просил у него такое разрешение. Но нынешний святитель наш (м. Иннокентий) смотрит на это дело иначе. Почетный блюститель академии изъявил свое усердие к удовлетворению сей духовной потребности. И, может быть, Господь дарует нам счастье жить под одним кровом с Его жилищем». См. Богосл. Вестник за 1896 г., ч. 3, отд. II, стр. 58, в биографическом очерке А.В. Горского, составленном С.Г. Поповым.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Хотя он, после согласной элекции всех православных, духовных и мирских Белорусской епархии, учиненной в Могилеве 8 июля 1728 года, «ради, отправления духовных дел и всяких той епархии порядков», 16 – 19декабря 1729 г. был утвержден на Могилевской кафедре Св. Синодом и императором Петром II со званием «администратора Белорусской епархии», 897 однако польский король Август II не признал Арсения епископом могилевским под тем предлогом, что он избран не из знатного, а из простого дворянства. Все это случилось по проискам католиков и униатов, не желавших видеть на могилевско-белорусской кафедре православного епископа. Арсений (Берло) около трех лет прожил среди несчастной белорусской православной паствы. Не получая утверждения польского правительства, он продолжал именоваться только администратором Могилевской епархии и был свидетелем гонений, претерпеваемых белорусским православным духовенством от местной шляхты. И сам епископ Арсений много потерпел от католиков и униатов, паписты отняли все земли и доходы у Могилевского архиерейского дома, не пощадив собственного имущества епископа-администратора. Наконец, епископ Арсений, по предложению Феофана Прокоповича Святейшему Синоду (25 октября 1732 г.), был вызвал в Петербург, «понеже от Белорусской епархии ему было отказано», докладывал Прокопович Св. Синоду. По синодальному распоряжению Гедеон, епископ смоленский выслал ему на дорогу до Петербурга 200 руб. Тогда же епископ Арсений был назначен переяславским епископом, коадъютором киевским. 26 января 1733 года он получил извещение о своем новом назначении, а 15 февраля уже писал Св. Синоду о выдаче ему настольной грамоты на новую кафедру, которой у него не было. Епископ Арсений, пользуясь обстоятельствами и рассчитывая на поддержку Прокоповича, не расположенного поддерживать привилегии киевских иерархов, постарался официально упрочить независимость переяславских епископов от киевских архиереев. Поэтому в своей просьбе о настольной грамоте он просил «изобразить» в грамоте, чтобы «ему Арсению, яко и Черниговская епархия, до архиепископии Киевской в коадъюторех не быть, и до нее, кроме Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

С восторгом долго вспоминались ночи страстной недели, особенно ночь Страстей Господних, когда мы около полуночи возвращались, бывало, из собора, или ночь на святую Пасху, когда мы зажигали все свои лампадки от звона к деяниям и до 11 часов, до ухода всех в собор на светло–пасхальную заутреню. Нет, наше детство прошло поэтически прекрасно и педагогически назидательно. «Одежда у нас также была хороша. На лето нам давалось по сюртуку и панталонам из нанки и по жилету из пике, а на зиму такие же принадлежности из довольно сносного», – я скажу – просто из хорошего «сукна и кроме того по шинели» из хорошего же сукна на вате, с длинными, по тогдашней моде, капюшонами, вообще шинели, сшитые на хорошие деньги. Кроме того, певчие наряжались по праздникам в парадные платья, которых было сперва две перемены; а при пр. Смарагде затеяна была еще и третья, которая сшита была уже при его преемнике. Из них первая старая перемена, чисто кунтуши, из нижней поддевки с поясами красного сукна, и верхней накидки с откидными рукавами из светло–зеленого сукна, – эта перемена шита была певческому хору могилевско–витебской (тогда) кафедры к сопровождению тела великого князя Константина Павловича из Витебска до Гатчины, на деньги Двора Его Величества. Все в этом роскошном наряде было первостатейное: сукно, позументы, кисти. Сукно самых ярких цветов, тонины изысканной, позументы чисто серебряные волоченые. Жаль, что к нашей поре этот роскошный наряд был уже сильно помят. Дальше строилось певческое платье уже по новому, Высочайше одобренному, образцу и до прибытия пр. Смарагда построено было из синего, совсем дешевого сукна, с позументами низкого качества. Пр. Смарагд, как истинно заботливый хозяин и отец–покровитель хора, затеял было сшить новое парадное певческое платье, на хорошие же деньги; но увидеть исполнение своей мысли ему уже не пришлось, так как он неожиданно для себя переведен был из Могилева в Харьков. Кроме того, нам давались от казны же и косынки на шею и носовые платки, – то неправду говорит Д.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Сильвестр – гражданское имя Гаевский Стефан – епископ автокефальной церкви в Лубны. Сильвестр бывший педагог и научный работник, специалист украинской литературы. [...] крупной личностью (бывший государственный секретарь во время петлюровской эры). Стоит близко к ОУН. Был членом национального совета в Киеве. Пользуется большим авторитетом среди украинцев-националистов. Переводом на работу в церковь и возведением в епископы Сильвестр хотел законспирировать свою политическую деятельность. Мстислав – гражданское имя Скрыпник – украинский националист, адъютант и племянник Петлюры, бывший представитель в польском сейме автокефальной церкви, в настоящее время в Киеве. Мстислав – одна из хитрейших личностей украинского национального движения, который также хотел законспирировать свою деятельность через церковь . После оккупации Украины немецкими войсками он работал редактором газеты «Волынь» в Ровно и находился в связи с начальником полиции безопасности и СД (агент). Вскоре стала известна его опасность в политической жизни, из-за чего он после его провозглашения в епископы был сослан немцами. После того как он сбежал с ссылки он проживает в Киеве, но ему запрещено появляться на церковной и политической арене. Он хочет доказать свою верность тем, что он передает информацию различным инстанциям, которые занимаются против автономного церковного направления. Единственная положительная сторона его личности состоит в том, что он враждебен к большевизму. Переводчица 1 Управления МГБ УССР Лейтенант Саркисова ЦГАВОВУ Украины Ф. 4398. Оп. 1. Д. 3. Л. 180–181об. Копия. Делопроизводственный перевод с немецкого 214. Письмо руководства белорусского общества «Самопомощь» настоятелю Могилевско-городской Трехсвятительской церкви о. Константину Радзивиновичу с просьбой ускорить составление программы и расписания занятий по Закону Божиему для воспитанников детского дома 2 2 сентября 1943 г. г. Могилев В подтверждение лично Вам словесно переданных 2 недели тому назад приглашений принять на себя религиозно-нравственное просвещение и руководство детей детского дома 2 о[бщест] ва «Самопомощь» и принимая во внимание выраженное Вами согласие на то, правление о[бщест]ва просит Вас не медлить с осуществлением сего, и в скорейшем времени по согласованию вопросов с заведующим указанным] домом, г-ном Родионовым, который поставлен об этом в известность, уведомить правление об избранных Вами днях и часах посещения Вами дет[ского] дома для означенной цели, а равно, и избрать Вами программы занятий с детьми по преподаванию Закона Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1) Высокопреосвященный Арсений, Митрополит Киевский и Галичский. Он родился в 1797 году, в селе Воронье, Костромской губернии и уезда, и был сын диакона Павла Михайловича Москвина; в мире он назывался Феодор Москвин. Отца он лишился рано, и детство свое провел в сиротстве и нужде. Обучался сперва в Костромском духовном училище и в Костромской семинарии, откуда, в 1819 году, послан был в С. Петербургскую духовную академию. В продолжении академического курса, по переходе из младшего курса в старший, с разрешения Св. Синода, 11-го сентября 1821 года пострижен в монашество и того же сентября 14-го дня посвящен в иеродиакона. В 1823 году, кончив курс академии с степенью магистра, 1-го августа того же года определен бакалавром богословских наук в той же академии, и 5-го августа того же года посвящен в иеромонахи. Бакалавром академии был два года и читал священное писание и деятельное богословие. 26-го августа 1825-го года, будучи в сане иеромонаха, определен ректором и профессором богословских наук в Могилевскую духовную семинарию. 1826-го года 4-го декабря возведен в сан архимандрита и определен настоятелем Могилевско-братского и приписного к нему Буйничского монастырей. 1827-го года 23-го августа переведен ректором и профессором богословских наук в Орловскую семинарию и настоятелем Мценского Петропавловского монастыря. В сентябре 1329-го года переведен ректором и профессором богословских наук в Рязанскую семинарию и определен настоятелем Рязанского третьеклассного Троицкого монастыря; в мае 1830 года перемещен настоятелем в Рязанский второклассный Спасский монастырь, с оставлением при семинарии. В октябре 1831 года переведен ректором и профессором богословских наук в Тверскую семинарию и определен настоятелем Тверского второклассного Успенского монастыря; в декабре 1831 года переведен настоятелем первоклассного Троицкого Колязина монастыря. На девятом году, по окончании курса академии, от 12 марта 1832 года, последовало Высочайшее повеление быть ему Епископом Тамбовской епархии, о чем 17 марта и послан указ Св. Синода, а 24 апреля в С. Петербурге, в Казанском соборе, хиротонисован он в сан епископа. 1841 года 5 апреля Всемилостивейше повелено быть ему Архиепископом Подольской епархии. В 1846 году 6 ноября повелено быть ему Архиепископом Варшавской епархии, управляющим и Подольскою и Почаевские Успенские лавры Священно-Архимандритом. 1860 г. 1 июля Высочайшим указом, данным на имя Св. Синода, он назначен Митрополитом Киевским и Галичским и Киево-Печерской Успенской лавры Священно-Архимандритом 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Маленковым. 17 декабря 1954 г. на приеме в Совете митрополит Николай критиковал Святейшего за то, что тот не поставил на встрече с главой правительства 11 декабря принципиальных вопросов церковной жизни» . Тем не менее до митрополита Григория дошли сведения, что некоторые вопросы на встрече удалось решить, и что прием 17 декабря 1954 г. был «очень внимательным, продолжался 1 ч[ас] 10 мин[ут]. Вопросы обсуждаемые: 1. О предоставлении давно ожидаемого дома для М[осковской] д[уховной] академии в Загорске… 2. Об открытии храмов в районах, удаленных от других храмов. 3. Об открытии часовен и храмов на кладбищах, где их нет. 4. О Троицком соборе в Ал[ександро]-Нев[ской] лавре. 5. Об обложении духовенства по ст. 19 (согласен на перевод на ст. 6. О торжественном праздновании 10-летия патриаршества Алексия » 11 августа 1955 г. митрополит Григорий направил письмо со списком вопросов для доклада Карпову и правительству . Очевидно, это были «принципиальные» вопросы: «Вопросы, ожидающие разрешения правительственной власти» . К сожалению, ни в дневнике, ни в архиве владыки списка этих вопросов нет, а в статье О. Н. Копыловой имеется только название этого документа. Из опубликованных писем патриарха в Совет за 1955 г. не следует, что патриарх передавал Г. Г. Карпову «эти вопросы» митрополита; также как отсутствуют и другие упоминания патриарха о владыке Григории, но есть письм о Карпова в ЦК КПСС: « С 7 по 28 октября 1955 г. в Румынии проходили церковные торжества в связи с 70-летием автокефалии Румынской православной церкви. Во время этих торжеств было канонизировано несколько святых. В праздновании принимали участие делегации Русской, Константинопольской, Болгарской и Элладской (Греческой) православных церквей. От Московской патриархии в Румынии находились митрополит Ленинградский Григорий (Чуков) (глава делегации), епископ Волынский Палладий (Каминский) и доцент Московской духовной академии священник 5 ноября 1955 г. митрополит Григорий на 86-м году жизни ушел «в путь всея земли» прямо в помещении Московской патриархии, на обратном пути из командировки в Румынию, куда по статусумероприятия должен был ехать сам патриарх.

http://sedmitza.ru/lib/text/10324924/

В ходе переговоров иерарх принял предложение раскольников, но в качестве условия выдвинул материальные требования, в том числе создание ему соответствующих условий проживания и быта в Слатиоарском монастыре. Поскольку завершение строительных работ в обители планировалось только к 1955 году, епископ Галактион на восемь лет отсрочил свой уход в схизму 947 . К 1950 году было возобновлено давление на Румынскую старостильную церковь , что явилось следствием усиления влияния коммунистической партии в Румынии. Основной акцент представители гражданской власти делали на идее разгрома Слатиоарского монастыря, справедливо рассматривавшегося как духовный центр румынского старостильничества. В феврале 1952 года все насельники обители были арестованы, осуждены на два года заключения и отправлены в лагеря. Старостильная группировка, лишившись государственной регистрации, снова перешла на подпольное существование. По истечении срока наказания схизматики вернулись в Слатиоару, когда и было решено возобновить переговоры с епископом Галактионом 948 . V.6.6. Румынская Православная старостильная церковь в 1955–2008 годы Весной 1955 года старостильническая делегация встретилась с епископом Галактионом, который уже был готов исполнить своё прежнее обещание. Официальное свидетельство о добровольном переходе епископа Галактиона (Кордуна) в старостильничество было составлено и заверено подписью государственного нотариуса 18 апреля 1955 года. В этом же документе уклонившийся в раскол иерарх присвоил сам себе пышный титул «архиепископа и митрополита Традиционной Православной Церкви Востока». Вскоре после этого была составлена Омология, в которой митрополит Галактион, заявляя о своей приверженности церковной традиции, констатировал переход в старостильничество. Данная Омология 26 апреля 1955 года была отправлена патриарху Московскому Алексию I (Симанскому) и патриарху Болгарскому Кириллу (Маркову), с которыми митрополит Галактион был знаком ещё со времён обучения в Санкт-Петербургской Духовной Академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После усиления влияния коммунистической партии в Румынии, к 1950 г. было возобновлено давление на старокалендарную схизму. Основной акцент представители гражданской власти делали на идее разгрома Слатиоарского монастыря, рассматривавшегося как духовный центр румынского старостильничества. В феврале 1952 г. все насельники обители были арестованы, осуждены на два года заключения и отправлены в лагеря, из которых некоторые монахи так и не вернулись. Старостильная группировка, лишившись государственной регистрации, снова перешла на нелегальное существование. По истечении срока наказания схизматики вернулись в Слатиоару. Было решено возобновить переговоры с епископом Галактионом 998 .   V.6.6. Румынская Старостильная Церковь в 1955–2007 гг. Весной 1955 г. старостильническая делегация встретилась с епископом Галактионом, который уже был готов исполнить свое прежнее обещание. Официальное свидетельство о добровольном переходе епископа Галактиона (Кордуна) в старостильничество было составлено и заверено подписью государственного нотариуса 5/18 апреля 1955 г. 999 В этом же документе уклонившийся в раскол иерарх наградил себя пышным титулом «архиепископ и митрополит Традиционной Православной Церкви Востока». Вскоре после этого была составлена Омология, в которой новоизбранный митрополит Галактион, заявляя о своей приверженности церковной традиции, констатировал переход в старостильничество. Данная омология 13 апреля 1955 г. была отправлена патриарху Московскому Алексию I (Симанскому) и патриарху Болгарскому Кириллу (Маркову), с которыми митрополит Галактион был знаком еще со времен обучения в Санкт-Петербургской Духовной Академии 1000 . Однако поддержки с их стороны он не добился, а, спустя несколько дней, патриархом Румынским Юстинианом был запрещен в священнослужении 1001 . Несмотря на пребывание под каноническим прещением, митрополит Галактион в июне 1955 г. прибыл в Слатиоару, где был радушно встречен и отслужил торжественную литургию, во время которой возвел иеромонаха Гликерия во архимандрита 1002 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Написал ответное письмо еп.Дорофею в Прежев (Чехословакия) о высылке конспектов по академическим предметам. 5 октября. Сегодня в 9.45 приехал в Москву[…]. Был у Патриарха в 12 ½, обедал, сдал доклады […]. Буевский А.С. [cvi] дал ряд сведений по поездке. 7 октября. Прибыл в Бухарест» [cvii] . Последнее заседание Учебного комитета под руководством митрополита Григория состоялось в Ленинграде 15 августа 1955 г., и последняя запись в дневнике, которую владыка сделал 25 октября 1955 г. в Румынии, когда завершалась его последняя в жизни служебная командировка, была об Учебном комитете: «Вчера (25.X) послал телегр[амму Парийскому: “Пятницу 25 утром вылетаем самолетом. Желательно Вас видеть в Москве с делами по Уч[ебному] К[омите]ту”» [cviii] . Заседание Учебного комитета в Москве в первых числах ноября 1955 г. прошло без владыки Григория, который был прикован к постели в приемной о.Н.Ф.Колчицкого. 5 ноября 1955 г. первый Председатель Учебного комитета при Св. Синоде Русской Православной Церкви митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий скончался. Постоянно бывший с умирающим владыкой свящ. Родион Кревский [cix] писал: «2 ноября. Кто-то из близких доставил из Ленинграда почту. Преосвященный стал ее рассматривать, но читать давал мне, а сам внимательно слушал. По прочтении мелких писем Владыка дал мне читать два отзыва действительных членов Академии Наук (один из них Лихачева) о работе профессора Н.Д.Успенского, представленной на соискание звания доктора богословия. Отзывы оказались немалые, и я, боясь, что это утомит Владыку, просил его оставить это, так как врачи не велели переутомляться, но Владыка стал сердиться, “пустяки врачи, давайте читать, мне важно знать, что они здесь пишут, это для меня важное”» [cx] . Проф.Л.Н.Парийский, которого митрополит Григорий ценил как хорошего делопроизводителя по Учебному комитету, но не был доволен им как инспектором ЛДА, говорил о владыке: «Чрезвычайно добрый, отзывчивый и мягкий на нужды, горе и просьбы просителей, Митрополит Григорий тверд в вопросах принципиальных и не склонен к компромиссам. Духовно-учебные заведения Московской Патриархии – живые свидетели неутомимой энергии Митрополита Григория и его стремления как можно шире распространять свет учения Христова» [cxi] .

http://bogoslov.ru/article/4888315

216 Архимандрит Павел – последний настоятель Введенской Островной пустыни, его еп. Афанасий хорошо знал. Похоронен около Успенского храма в пос. Петушки Владимирской обл. 221 Имеется в виду Екатерина Игнатьевна Ильина, староста храма в дер. Горушка, где жил еп. Афанасий. 222 Капранов Иаков (1885–1976 ) – диакон. Родился в с. Волосово Владимирской губ. В 1921 г. ушел послушником в Косьмин монастырь близ с. Небылое. Подвизался в Спасо-Евфимиевом монастыре г. Суздаля. В 1922 г. рукоположен во диакона еп. Афанасием. В 1932 г. проживал в г. Собинка Владимирской обл., служил диаконом в Собинской церкви. 23.3.1932 арестован, приговорен к лишению права проживания в 12 пунктах с прикреплением к определенному месту жительства на три года. Впоследствии был в ссылке и в заключении (Дмитлаг). После освобождения служил в с. Эдемском, Камешковского р-на, Владимирской обл. 225 Исаия (Владимир Дмитриевич Ковалев; 1882–1960), епископ Угличский, управляющий Ярославской епархией. Хиротонисан во епископа Угличского 28 ноября 1954 г. 230 Фрагмент из письма Патриарха Алексия от 5 апреля 1955 г.: «Я получил Ваше письмо и с искреннею любовью принял Ваши изъявления добрых чувств и верности Святой Церкви, в чем я, конечно, не сомневался…» (Архив ПСТГУ). 231 Имеется в виду Преосвященный Тихон (Тихомиров Александр Львович; 1882–1955), епископ Кирилловский, викарий Новгородской епархии. В 1927 г. арестован и заключен в лагерь. После освобождения скрывался у сестер и матери в г. Загорске (ныне Сергиев Посад), затем уехал в Ярославль к своим духовным чадам, где жил в нищете и безвестности. Составил ряд акафистов, был переводчиком с древних языков. 232 См.: [Без указания автора]. Славное десятилетие (1945–1955)/Журнал Московской Патриархии. 1955. 2. С. 8–21. 235 Красницкий Владимир Дмитриевич (1880–1936) – обновленческий протопресвитер, сотрудничал с ГПУ. 237 Вероятно, имеется в виду иеромонах Дамаскин (Жабинский Димитрий Иосифович; 1878–1955). С 1914 г. насельник Владимирского Боголюбова монастыря, настоятелем которого в 1921 г. был свт. Афанасий. Добровольно последовал за свт. Афанасием в зырянскую ссылку. Рукоположен свт. Афанасием во иеромонаха. В 1932 г. арестован, приговорен к трем годам ссылки в Северный край. С 1935 по 1943 г. жил в г. Рыбинске. В 1943 г. арестован, приговорен к пяти годам ссылки. В 1950–е гг. проживал в г. Сыктывкаре.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010