Ты, Бог мира, Отец милосердия, послал нам Ангела великого совета Твоего, Который подаст нам мир; посему мы, быв приведены к свету богопознания, утром после ночи (в утренней молитве) прославляем Тебя, Человеколюбче ( Ис. 9:6 , Фил. 4:9 )! П. 6. Из утробы Иону младенца изблева морский зверь, якова прият: в Деву же всельшееся Слово, и плоть приемшее, пройде сохраншее нетленну. Его же бо не пострада истления, Рождшую сохрани неврежденну. Иону, (как) младенца из чрева, морской зверь изрыгнул таким, каким принял его. И Слово, вселившись в Деву и принявши плоть (от Неё), родилось, сохранив (Её) не поврежденною; ибо как Само – Оно не подверглось тлению; так сохранило невредимою Родившую (Матерь) ( Пс. 15:10 ). Кондак, гл. 3. Дева днесь Пресущественнаго раждает; и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют; нас бо ради родися Отроча младо, превечный Бог. Сегодня Дева рождает Существующего прежде всего созданного, и земля представляет пещеру Неприступному. Ангелы с пастырями прославляют; мудрецы со звездою путешествуют: ибо для нас родился Младенец, предвечный Бог. П. 7. Отроцы благочестию совоспитани, злочестиваго веления небрегше, огненнаго прещения не убояшася, но, посреди пламене стояще, пояху: отцев Боже, благословен еси! Три отрока, вместе воспитанные в благочестии, с презрением отвергши нечестивое требование, 99 не устрашились угрозы быть сожженными (огнем), но, стоя среди пламени, воспевали: благословен Ты, Бог отцов (наших)! П. 8. Чуда преестественнаго росодательная изобрази пещь образ: не бо яже прият палит юныя, яко ниже огнь Божества Девы, в нюже вниде утробу. Тем воспевающе воспоем: да благословит тварь вся Господа, и превозносит во вся веки. Росоносная печь представила образ (другого) необычайного чуда; как она не опалила вверженных в неё юношей, так и огонь Божества не опалил Деву, в утробу Которой Он низшел: посему, торжествуя, воспоем песнь: вся тварь да благословит Господа и превозносит Его во все века!

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

1 Пифом и Раамсе. Пифом, возможно, находился на территории современного Тель-эль-Ратаба или Тель-эль-Масхута, а Раамсес отождествляют с современным Кантиром. 1 горькою. О жестоком притеснении израильтян в Египте напоминают горькие травы пасхальной трапезы (12,8). 1 Евреянок. Слово «еврей» используется в ВЗ чужеземцами для обозначения израильтян. Возможно, это слово непосредственно связано с египетским «апиру» и вавилонским «хабпиру» терминами, которые являлись этнонимами семитских полукочевых племен второго тысячелетия до Р.Х. Глава 2 2 Некто. Имя отца Моисея Амрам. У Моисея были старшая сестра (ст. 4) и брат (7,7). Мать Моисея Иохаведа приходилась теткой его отцу Амраму (6,20). 2 красив. Моисей родился здоровым, красивым ребенком, и родители, несмотря на приказ фараона убивать новорожденных мальчиков, сделали все, чтобы сохранить ему жизнь. Основателю нового Израиля, Иисусу Христу, прообразом Которого стал Моисей, также угрожала опасность, когда Ирод отдал приказ умертвить всех младенцев в Вифлееме. Но родители чудом спасли Дитя ( Мф. 2,13–23 ). скрывала его три месяца. Возможно, рождение Моисея совпало с разливом Нила, продолжавшимся в течение трех месяцев и делавшим сообщение между отдельными районами страны затруднительным. Мать Моисея могла безбоязненно держать ребенка при себе в течение этого времени. 2 корзинку из тростника. Корзинка из тростника, обмазанная смолой, превращалась в некое плавучее средство ( Ис. 18,2 ; Иов 9,26 ). Моисей изображен здесь как второй Ной, поскольку то же древнееврейское слово, переведенное в данном случае как «корзинка», используется для обозначения Ноева ковчега в Быт. 7–9 . 2 дочь фараонова. Весьма вероятно, что здесь речь идет о знаменитой Хатшепсут, ставшей впоследствии первой (и единственной) в истории Египта женщиной-фараоном (1504–1483 гг. до Р.Х.). Знаменательно, что она называется дочерью фараона (естественно, она и была дочерью фараона Тутмоса I). Но дело в том, что слово «фараон» переводится как «сын бога Ра». Назвать женщину «сыном бога» было невозможно, а иного титула для женщины-фараона не существовало, поскольку кроме Хатшепсут женщин-фараонов не было. В отношении Хатшепсут употреблена парафраза: «дочь своего отца фараона, наследовавшая престол», т.е. «дочь фараона».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

61:2, 62:4. Иез. 48:35 , Иер. 23:6 , Иер.33:16 ). Иногда встречаем в Писании такие имена, которые указывают не на свойство лиц, а на особенности будущих событий. Так в 8 гл. ст. 5. Пророк Исаия, для означения близких бедствий Дамаска и Самарии, нарекает, по повелению Божию, сыну своему имя: Магер-шалал-хашбас (что значит: спеши на добычу, беги на разграбление). В гл. 7, ст. 3. другой сын Исаий называется: Шеир-яшув (остаток обратится) конечно не без пророчественного же значения 9 . Так и Пророк Осия нарекает, по повелению Божию, детям своим различные символические имена в означение событий, имевших совершиться в царстве Израильском (Осии гл. 1.). Все сии лица только прообразовали именами своими те события, кои должны были случиться независимо от них. Что же означало имя Иммануила? Не видно, чтобы оно было собственное, тем более, что Иммануилу даны Пророком и другие имена ( Ис. 9:5 ). Выражает ли оно свойство событий и действий, имевших совершиться при рождении Иммануила? Или оно показывает собою свойства и качества самого младенца? Или наконец совмещает в себе то и другое значение: указывает в Иммануиле и Лицо Божественное и высокое Спасителя Израилева? Пророк, (в 8 гл. ст. 8.) предсказывая нашествие на Иудею царя Ассирийского, называет Иудею, землею Иммануила: крылья его (царя Ассирийского) распростершись, говорит он, займут все пространство земли твоей, Иммануил. Это показывает, что Иммануил будет Властителем Иудеи, а потому конечно и главным виновником тех событий, которые Он обещает для Идеи Своим именем. Во-вторых Пророк в гл. 9, ст. 5. называешь Иммануила различными именами, в коих самыми высокими чертами изображаешь свойства сего младенца, власть данную ему, и состояние, в какое он приведет народ свой. Ибо родился нам Младенец, дань нам Сын: на раменах коего владычество, и наречено имя ему: Чудный, Многосветный, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. После сего, если имя Иммануил (с нами Бог) принимать и в обширном значении его, и тогда оно будешь означать такое лице, в котором люди будут видеть ясное и очевидное знамение особенного, ближайшего благодатного присутствия с ними Бога, будут видеть орудие высших, обильнейших благословений неба (сл.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rassuzh...

Было бы, однако же, большой несправедливостью отрицать дофилоновское и доиоанновское образование каббалистического учения о Метатроне, по крайней мере, в основных его чертах. Многочисленные следы этого учения рассеяны почти во всех древнейших памятниках иудейской письменности. Сюда мы относим, во-первых, перевод LXX. Известное мессианское место Ис.9:5: «Младенец родился нам; владычество на раменах его, и нарекут имя его: Чудный (), Советник (), Бог (), Крепкий (), Отец вечности (), Князь мира ()» у LXX передается в таком виде: и называется имя его: Великого Совета Ангел (μεγλης βουλς γγελος) – по другому чтению просто ангел – Чудный (θαυμαστς), Советник (σμβουλος), Крепкий (ισχυρς), Мощный (ξουσιαστς), Князь мира (ρχον ειρνης), Отец будущего (мессианского) века (πατρ το μλλντος ανος) 275 . Прибавка к подлиннику слов «μεγλης βουλς γγελος» и перевод слов «Бог, Крепкий» словами «ισχυρς» и «ξουσιαστς», с опущением слова , ясно дают видеть, что переводчики относили это место не к самому Иегове, как, по-видимому, подлинник, но к ангелу – посреднику, наместнику и министру Иеговы в Верховном Совете ангелов. Во-вторых, следы зогарической идеи Метатрона и зефиротов находим в таргумах. Так, у Псевдо-Ионафана довольно ясно обнаруживается стремление к отделению от беспредикатного Божества Его свойств () и к перенесению их на тварно-личных посредников – ангелов: во Втор.9:19 перечисляются ангелы гнева Божия, негодования, мщения, жестокости и ярости. Точно также и «Ангел лица (princeps facierum), в котором заключено имя Иеговы»,–обыкновенный предикат зогарического Метатрона – в таргумах нередко выступает в качестве открывателя Иеговы и посредника Его отношений к миру и человеку 276 . В таргуме Ионафана упоминается о Верховном Совете ангелов, во главе которого стоит Шехина (в книге Зогар Шехина отождествляется с Метатроном): «И видел я Шехину Господа, сидящую на престоле своем, и все силы небесные стояли направо и налево» 277 . Упоминается в таргумах и самое имя Метатрона: во Втор.34:6 Метатрон стоит рядом с шестью ангелами Верховного Совета Божия; в Быт.5:24 Метатрон называется «великим писцом на небе».

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Представленное нами объяснение 15 и 16 стихов вполне согласно и с исполнением того, что в них предсказано. И на самом деле, не больше, как года через два или через три, а, по мнению некоторых, даже только через полтора года после произнесения нашего пророчества, Тиглафелассор, царь ассирийский, принудив сначала израильского и сирийского царей снять осаду Иерусалима, завоевал затем царство сирийское и умертвил царя Рашна, а подданных его отвел в Ассирию; завоевал также северную и восточно-иорданскую части израильского царства и многих израильтян отвел в ассирийский плен ( 4Цар.16:9 и сл.; 4Цар.15:29 и сл.). Итак, согласно с представленным нами объяснениям, 15-го и 16-го стихов, пророк в них время от рождения Мессии до первого проявления в Нем нравственного самосознания берет мерою того времени, в течение которого должно последовать полное освобождение иудейской страны от нашествия союзных израильтян и сирийцев и собственное падение этих иудейских врагов. На первый раз, при таком объяснении, представляется странным то обстоятельство, что пророк меру времени для полного освобождения иудейской земли от напавших на нее в то время врагов заимствует от такого Отрока, рождение которого последует только спустя несколько столетий после этого освобождения. Однако, при ближайшем рассмотрении дела, никакой странности и несообразности здесь не представляется и заимствование пророком от Мессии меры времени для события, современного пророку, является вполне уместным. Указанная мнимая несообразность или странность уничтожается уже тем соображением, что Мессия, как мы говорили ранее, представлялся пророку в его внутреннем пророческом воззрении уже как бы зачавшимся, так что он говорит о Нем как о существующем в настоящем времени, как о настоящем Лице. Пророческое созерцание состоит здесь вне условий времени. В этом отношении мы можем поставить наше место в параллель с местом Ис.9:6 , где пророк говорит о Мессии так, как будто бы Он уже явился. Младенец родился нам, говорится именно в этом месте, Сын дан нам и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/predsk...

60. Nam sicut in Eseia habes: Puernatus est nobis, filius datus est nobis, ita hic quoque ante praemisit creaturam carnis et subtexuit adsertionem diuinitatis, ut scires non duos Christos, sed unum esse, qui et ante saecula generatus ex patre sit et ultimis temporibus creatus ex uirgine, hoc est: «Ego sum ille creatus ex homine, creatus ad causam, qui sum generatus ante saecula». Ты читаешь у Исаии: Младенец родился нам, Сын дан нам ( Ис.9:6 ), так и здесь сначала говорится о творении плоти и затем утверждается божественная природа, чтобы ты знал, что не два Христа, но Один, рождённый прежде веков от Отца и сотворённый в последние времена от Девы: «Я, рождённый прежде веков, был сотворён от человека и сотворён с определённой целью» 364 . 61. Denique dicturus dominus creauit me praemisit: Commemorabo, quae a saeculo sunt, dicturus genuit praemisit: In principio antequam terram faceret, ante omnes colles genuit me. Ante cum dicitur, in infinitum retro sine aliqua definitione porrigitur. Denique ante Abraham, inquit, ego sum, non utique post Adam, et ante luciferum, non utique post angelos. Sed ante cum dicit, non se intra aliquem, sed omnia intra se dixit. Sic enim moris est aeternitatem dei scripturis significare diuinis; denique alibi habes: Priusquam fierent monies et formaretur orbis terrae, a saeculo usque in saeculum tu es. Прежде чем сказать: Господь создал Меня, пророк говорит: Расскажу всё, бывшее от века ( Притч.8:21 ); собираясь сказать «родил», предваряет: Вначале, прежде создания земли... прежде всех холмов Он родил Меня ( Притч.8:23:25 ). Словом «прежде» обозначается бесконечность, безгранично простирающаяся назад. Христос говорит: Прежде, нежели был Авраам, Я есмь ( Ин.8:58 ), и, конечно, Он не после Адама, Он прежде денницы 365 и до ангелов. Когда Он говорит прежде, Он не определяет для Себя время, но что всё – в Нём 366 , так обычно божественное Писание указывает на вечность Бога, о чём ты читаешь в другом месте: Прежде нежели появились горы и образовалась земля, от века и до века Ты еси ( Пс.89:3 )

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Когда идет с неба сильный дождь, люди останавливаются на некоторое время под кровлей. Так и мы, видя мысленный дождь от мысленного неба, видя слезы из очей Христовых, остановимся здесь немного в рассуждении о небе, ибо слезы Христовы весьма близки к небу. Я бы не спрашивал о причинах слез Христовых, если бы не видел Его необычайного рождества. Всем родившимся младенцам свойственно плакать, они имеют это свойство от природы. И Младенец Христос, приняв на Себя наше естество, тоже плачет, как Младенец, по силе естества человеческого, но плачет Он не одинаково со всеми прочими младенцами. Каким я считаю рождество Его, таково и младенчество Его, потому и плач Его необычен. Маленькие дети мира сего, если плачут, то сами не знают, о чем они плачут, ибо они еще не имеют разума, не смыслят до тех пор, пока, со временем придя в возраст, они не начнут мало-помалу понимать и разуметь. Христос же, плача, хотя и маленький, уже знает, о чем плачет. Есть предание святых учителей, что Христос Спаситель, хотя родился и с маленькими членами, как того требует человеческая природа, но уже с готовым, целым разумом, как «Божия премудрость» ( 1Кор. 1:24 ). Он рос телом, а разум Его нисколько не нуждался в возрастании. Он родился с тем совершенным разумом, какой нужен был Ему для земной жизни. Оскудевший для нашего спасения до младенчества, Он далеко превосходил Своих сверстников. Потому-то святой Исайя и говорит о Нем: «Младенец родился нам, Сын дан нам, Отец будущего века» ( Ис. 9:6 ). Он вместе и «Младенец», и «Отец». «Младенец» по природе младенческой, а «Отец» по разуму совершенному. Он еще «Младенец» телом, но уже старик разумом: «Ветхий днями» ( Дан. 7:9 ) добровольно младенчествует. Поэтому и церковь воспевает: «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума», – показывая этим, что Господь наш родился уже с совершенным разумом и весь мир научил разуму. Если же Господь родился с совершенным разумом, то, конечно, Он знает, о чем плачет. Поищем же причины Его плача. О маленьких детях мы можем сказать, что хотя они и без разума плачут, однако всегда есть то, что их беспокоит: то ребенок почувствует холод, то он туго пеленками стянут, или же он испытывает голод и желает пищи или материнских грудей.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Правильнее всего представляется толкование, издревле принятое и в иудейской и в христианской Церкви. Поэтому толкования Zemach Iehova – есть Сам Мессия. Правильность такого объяснения подтверждается параллельными местами из других пророчеств Исаии и из книги пророков Иеремии и Захарии. У Иеремии ( Иер.23 и Иер.33:15 ) под именем Zemach ясно выводится мессианский царь из дома Давидова. У пророка Захарии этот термин становится уже собственным именем Мессии ( Зах.6 и Зах.3:8 ). Сам Исаия дает основание к такому пониманию (см. Ис.53:2 ). 5 «Плод земли» – выражение синонимическое с выражением: «отрасль Господа», но его правильнее перевести выражением «плод страны». Этим пророк предуказывает на то, что Мессия будет иудеем по земному рождению. Согласно с этим и в 9 гл. Исаии (ст. 6) сказано, что «младенец родился нам», т. е. иудеям. Однако Исаия не хотел этим сказать, что Мессия будет спасителем только одних иудеев. В 3-м стихе участниками в наслаждении благами Мессианского царства, помимо оставшихся на Сионе, называются и все, которые будут признаны Богом достойными войти в это царство – ясный намек на всеобщность будущего спасения. 6 «Уцелевшие» – подразумевается: от грозных судов Божиих. Ис.4:3 . Тогда остав­шиеся на Сионе и уцелев­шие в Иерусалиме будут имено­ваться святыми, все вписан­ные в книгу для житья в Иерусалиме, «Будут именоваться» – т. е., согласно с употреблением этого глагола во многих местах Библии, будут на самом деле такими. «Святыми», т. е. посвященными Богу и вместе очищенными от грехов (ср. Ис.6:13 ). «Книга для житья» – списки горожан, имеющих право жить в городе. Здесь, конечно, идет речь о том, что Бог многих признает достойными обитать в теснейшем общении с Ним (ср. Исх.32:32 ). Ис.4:4 . когда Го­с­по­дь омоет скверну дочерей Сиона и очистит кровь Иерусалима из среды его духом суда и духом огня. «Скверна» – то же, что грехи (ср. Пс.50:9–11 ). «Кровь Иерусалима», т. е. кровь невинных людей, которою были часто обагряемы улицы и площади Иерусалима (ср. Мф.23:35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

19) Такой-же памятник с тем-же изображением и надписью сверху: „Царь славы. Ис. Хс. Ника. -Под сим камнем погребены дети подполковника Василий Николаевича Овцина». На южной, боковой стороне: „здесь лежит младенец Николай, 1801 года родился ноября 15-го, а скончался декабря 12 числа». На северной: „здесь лежит младенец Платон, родился 1801 года января 6-го, а скончался марта 8 числа». 20) Мраморный в виде колонны и опоковый, пирамидальный с металлическим крестом, памятники, окруженные чугунною решеткой. Надпись на 1-м памятнике: „здесь положено тело коллежского советника Петра Ивановича Блюма, родившегося в 1766 году января 11-го, а скончавшегося 1817 года сентября 3 дня»; на втором: „здесь покоится прах подполковницы Александры Андреевны Хронжевской, урожденной Топорниной, скончавшейся 1850 года декабря 25 дня». 21) Мраморная плита с наложенным, большим, литым, чугунным крестом, окруженная железною решеткой, утвержденною на опоковом камне. На плите высечена надпись: „тайная советница Варвара Марковна Мертваго родилась 17 марта 1777 года, скончалась 22 июля 1845 года». 22) Серый, в виде колонны, опоковый памятник с железным вызолоченным крестом и надписью на восточной стороне: „воспитанница княгини Баратаевой», а на западной: „Маргарита Сергеевна Волкова, скончалась сентября 16 дня 1886 года. Мир твоему праху”. 23) Мраморный пирамидальный памятник с металлическим крестом, на котором приделан металлический образ Седмиозерской Бож. Матери. Надпись на западной стороне памятника: „княжна Анна Николаевна Баратаева скончалась 16 ноября 1889 года”. 24) Опоковый, в виде гроба, памятник, с высеченными крестом, копьем и мечем и словами: „Царь славы, Ис. Хс. Ника”. Далее: „покоится Божия раба артиллерии капитанша Наталия Ивановна Родионова”. Остальных слов нельзя разобрать. 25) и 26) Два небольших опоковых памятника с высеченными на них крестом, копьем и мечем и со стертыми от ветхости надписями. 27) Большой, в виде гроба, опоковый памятник с высеченными сверху крестом, копьем, мечем и словами: „Царь славы. Ис. Хс. Ника”, а внизу высечен стол со свечою и бюст сидящей и плачущей женщины с надписью: „плачу и рыдаю, когда смертный час помышляю». Далее, на задней стороне: „Господи, приими дух мой с миром!” Вокруг памятника: „Под сим камнем погребено тело госпожи коллежской советницы Елизаветы Ивановны Осокиной, родившейся октября 9 числа, а скончавшейся 1813 года мая 5 числа; жития её было шестьдесят пять лет, шесть месяцев и двадцать семь дней”.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Евангельское повествование о Рождестве поэтично передается кондаком праздника (творение Романа Сладкопевца ), который служит литургическим вдохновением иконы: «Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит, ангел и с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют, нас бо ради родися Отроча младо, Превечный Бог». Изображение плавно разворачивается от фигуры в правом нижнем углу. Ее вертикальное положение подчеркивается помещенным выше пастырем (эсхатологическая поза, человек–дерево, незыблемый столп между землей и небом). Движение описывает круг и замирает в центре композиции, где мup–Shalom Царства: в Вифлееме «рай нам отверзеся», в яслях возлежит «Гроздь Жизни». Екклезиаст в своем незапамятно–древнем пессимизме всматривался в небо и видел расстояние: «Бог на небе, а ты на земле» ( Еккл.5:1 ). Пророк Исаия не может сдержать нетерпение, невыносимое для еврейской души: «О, если бы Ты расторг небеса и сошел!» ( Ис.64:1 ). Фигура справа представляет именно Исаию 278 , а в его лице и весь сонм ветхозаветных пророков. Динамизм Духа, говорившего устами пророков, дает ход движению и придает всему целому особую выразительность. Правая рука Исаии указывает на Младенца, сидящего на коленях повивальной бабки Соломониды 279 . Сцена омовения Младенца указывает на то, что Он, будучи долгожданным Мессией, в то же время поистине есть Сын Человеческий: «Произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на Нем Дух Господень» ( Ис.11:1–2 ). Одновременно жест указывает на большой куст с зеленеющим побегом, мы видим рядом прообраз, тень вещей и само событие: символическое древо и символизируемого им Младенца. В этом также единство двух Заветов: один восполняется другим. Левая рука Исаии лежит на записях, сделанных по велению Божию: «Возьми себе большой свиток и начертай на нем человеческим письмом: Магершелал–хаш–баз» ( Ис.8:1 ). Это имя сына пророчицы, им означен конец грозного времени и наступление времени отрады, мессианского времени, «ибо младенец родился нам… Князь мира» ( Ис.9:6 ). Величайший пророк Исаия является пророком веры, исповедания ее удивительной силы, отворяющей врата Тайны. Одежды Исаии иконографически сближают его с Иоанном Крестителем и пророком Илией, они – одежды мученика. Согласно иудейскому преданию, Исаия принял мученический венец при Манассии. Став одним из «гонимых друзей» Жениха, он является достойнейшим свидетелем Рождества.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Evdokimo...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010