б) верующими: Возрадовался темничный страж со всем домом своим, что уверовал в Бога ( Деян.16:34 ). Я знаю, что пребуду со всеми вами для вашего успеха и радости в вере ( Флп.1:25 ); в) праведными: Веселитесь о Господе и радуйтесь праведные ( Пс.31:11 ). Праведники да возвеселятся; да возрадуются пред Богом и восторжествуют в радости ( Пс.67:4 ). Глас радости и спасения в жилище праведников ( Пс.117:15 ); г) кроткими: Господом будет хвалиться душа моя: услышат кроткие и возвеселятся ( Пс.33:3 ); д) ищущими Господа: Да веселится сердце ищущих Господа ( 1Пар.16:10 ). Да радуются и веселятся Тобою все ищущие Тебя ( Пс.39:17 ). Причины радости для верующих: а) воплощение Господа Бога: Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий. Ты умножишь народ, увеличишь радость его: он будет веселиться пред Тобою. Ибо Младенец родился нам – Сын дан нам; и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира ( Ис.9:1–4,6 ). Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се, Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий… ( Зах.9:9 ). Ангел сказал Захарии: будет тебе радость и веселие, и многие о рождении Иоанна возрадуются; ибо он будет велик пред Богом, и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, дабы представить Господу народ приготовленный ( Лк.1:14–15,17 ). Сказал ангел пастухам: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь ( Лк.2:10–11 ). Волхвы, увидевши звезду, возрадовались радостью весьма великою, и вошедши в дом, увидели Младенца с Марией, Матерью Его, и падши поклонились Ему ( Мф.2:10–11 ). Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой, и увидел и возрадовался ( Ин.8:56 ); б) их искупление: Радуется душа моя, которую Ты избавил ( Пс.70:23 ). Утешил Господь народ Свой – искупил Иерусалим. Обнажил Господь святую мышцу Свою пред глазами всех народов, – и все концы земли увидят спасение Бога нашего ( Ис.52:9–10 ); в) их спасение: буду радоваться о спасении Твоем ( Пс.9:15 ). Вот Он, Бог наш! на Него мы уповали, и Он спас нас! возрадуемся и возвеселимся во спасении Его ( Ис.25:9 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Правильнее всего представляется толкование, издревле принятое и в иудейской и в христианской Церкви. Поэтому толкования Zemach Iehova – есть Сам Мессия. Правильность такого объяснения подтверждается параллельными местами из других пророчеств Исаии и из книги пророков Иеремии и Захарии. У Иеремии ( Иер.23 и Иер.33:15 ) под именем Zemach ясно выводится мессианский царь из дома Давидова. У пророка Захарии этот термин становится уже собственным именем Мессии ( Зах.6 и Зах.3:8 ). Сам Исаия дает основание к такому пониманию (см. Ис.53:2 ). 5 «Плод земли» – выражение синонимическое с выражением: «отрасль Господа», но его правильнее перевести выражением «плод страны». Этим пророк предуказывает на то, что Мессия будет иудеем по земному рождению. Согласно с этим и в 9 гл. Исаии (ст. 6) сказано, что «младенец родился нам», т. е. иудеям. Однако Исаия не хотел этим сказать, что Мессия будет спасителем только одних иудеев. В 3-м стихе участниками в наслаждении благами Мессианского царства, помимо оставшихся на Сионе, называются и все, которые будут признаны Богом достойными войти в это царство – ясный намек на всеобщность будущего спасения. 6 «Уцелевшие» – подразумевается: от грозных судов Божиих. Ис.4:3 . Тогда остав­шиеся на Сионе и уцелев­шие в Иерусалиме будут имено­ваться святыми, все вписан­ные в книгу для житья в Иерусалиме, «Будут именоваться» – т. е., согласно с употреблением этого глагола во многих местах Библии, будут на самом деле такими. «Святыми», т. е. посвященными Богу и вместе очищенными от грехов (ср. Ис.6:13 ). «Книга для житья» – списки горожан, имеющих право жить в городе. Здесь, конечно, идет речь о том, что Бог многих признает достойными обитать в теснейшем общении с Ним (ср. Исх.32:32 ). Ис.4:4 . когда Го­с­по­дь омоет скверну дочерей Сиона и очистит кровь Иерусалима из среды его духом суда и духом огня. «Скверна» – то же, что грехи (ср. Пс.50:9–11 ). «Кровь Иерусалима», т. е. кровь невинных людей, которою были часто обагряемы улицы и площади Иерусалима (ср. Мф.23:35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Родился» – пророк созерцает рождение Мессии – Младенца, как уже совершившийся факт. «Сын» – подразумевается или Божий или Царский. В последнем случае слово сын должно получить значение потомка (конечно, Давидова). «Владычество», т. е. на плечах у Него будут видны знаки царского достоинства – напр., золотая цепь. «Нарекут имя Ему» – т. е. будут признавать Его, вполне согласно с Его действительным достоинством за Существо Божеской природы. Такой именно смысл имеют следующие далее имена Младенца. «Чудный Советник» (аналогия со следующим выражением и ритм заставляют соединять оба эти слова в одно выражение). «Бог крепкий» (Ср. Ис.10:21 ), Отец вечности или виновник времени, от Которого находится жизнь мира в полной зависимости во всякое время ( Ис.47:6 ). «Князь мира» (ср. Зах.9:9 ; Мих.5:2 ), Который может водворить на земле совершенный мир. Ис.9:7 . Умноже­нию владычества Его и мира нет пред­ела на пре­столе Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Го­с­по­да Саваофа соделает это. Младенец этот воссядет на престоле Давида и будет царствовать, сильный полною и совершенною Своею справедливостью по отношению ко всем Своим подданным. Царство Его будет вечное, потому что Господь Саваоф, ревнующий о спасении Своего народа, дарует Ему силы совершить все это дело спасения народа израильского, за которым стоит и все человечество. Пророчество это архангел Гавриил в своем благовестии Пресвятой Деве относит к деятельности Господа нашего Иисуса Христа ( Лк.1:32–33 ). Да и все предшествующие стихи 9-й главы также имеют прямое пророчественное отношение к Господу нашему Иисусу Христу. Так к Нему относится предсказание о Свете, который воссияет в пределах Галилеи. Христос не только для Своего народа, но и для всего человечества был Светом Истинным, Который просвещает всякого человека ( Ин.1:4, 5 ; Ин.3:19 ; Ин.8:12 ). Далее указание на Него, как на Младенца, служит пророчеством о принятии Мессиею нашего человеческого естества и о постепенном Его возрастании. Точно так же исполнились на Христе и те предуказания о Нем, какие содержатся в данных Младенцу в 6-м стихе именах. Христос действительно, как сильный Бог, сокрушил власть диавола ( Ин.12:31 ) и стал Князем мира потому, что, благодаря Его ходатайству, люди снова примирились с Богом и между собою ( Еф.2:14 ; 1Тим.2:5 ; Кол.1:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Именно грех делает людей враждебными Богу и друг другу, именно он делает земную жизнь несчастной и именно он воспламеняет огонь геенны — ибо люди, которые устраивают ад на земле, тем более устроят  его в вечности. Поэтому Царство нельзя просто навязать людям сверху; они должны глубоко перемениться изнутри, чтобы войти в него. И вот Бог сам нисходит на землю, чтобы спасти людей своих от грехов их (Матф.1:21). Именно как Богу Младенцу и приносят Ладан. Задолго до Его рождения ветхозаветный Пророк Исайя возвестил: «Ибо младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. (Ис.9:6)». На Рождество это пророчество читается в Церкви. Таинственный младенец, который должен родиться — это «Бог крепкий» и «Отец Вечности». Как новорожденный младенец может быть Богом? Для язычников тут не было бы проблемы — для них слово «бог» было не очень большим, богов было много, люди могли поклоняться силам природы, выдающимся людям, да кому угодно. Но в библейском контексте эти слова звучали поразительно — единственный Бог, которого признает Библия, это Творец неба и земли, всего видимого и невидимого. Не «один из», но единый и единственный Бог, и именно Он становится Младенцем, принимает на Себя человеческую природу. Церковь называет это событие боговоплощением, опираясь, в частности, на слова Евангелия от Иоанна «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог... И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.(Иоан.1:1-14)». Иисус Христос, как единая личность, обладает двумя природами — с одной стороны, Он целиком и полностью Бог, Творец мироздания, Тот, кто создал его и поддерживает в бытии, как сказано, например, в послании к Колоссянам, «ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит. (Кол.1:16,17)», предвечный, пребывающий вне времени и пространства. С другой — Он целиком и полностью человек, во всем подобный нам, кроме греха, младенец, родившийся в определенное время и в определенном месте.

http://radonezh.ru/analytics/zoloto-lada...

Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви. Возлюбленные о Господе архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры! Сердечно поздравляю всех вас с великим и мироспасительным праздником Рождества Господа нашего Иисуса Христа. Ныне, как и вифлеемские пастухи две тысячи лет назад, мы с радостью и умилением внимаем торжествующему ангельскому гласу: " Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение! " (Лк. 2:14). Слыша эти дивные слова, наше сердце обретает утешение и преисполняется благодарности Создателю. Сам Господь Вседержитель, Бог крепкий и Отец вечности (Ис. 9:6) снисходит к нам и рождается в мир простым человеком. Сбывается пророчество царя-псалмопевца, Духом Святым возвестившего: милость и истина встретятся, правда и мир облобызаются; истина воссияет от земли и правда с небес явится (Пс. 84:11-12). И вот свершилось: Младенец родился нам – Сын дан нам (Ис. 9:6), дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3:16). На протяжении истории человечество напряженно искало Бога, тоскуя по утраченному общению со своим Создателем. И в ответ на эти усилия, в ответ на устремленные к небу сердца и руки Господь явил Свою любовь к роду человеческому и Сам простер нам Свою спасительную руку. Во Иисусе Христе после долгих тысячелетий встретились, наконец, Бог и человек, и соединилось небесное и земное, и исполнились духовные чаяния сынов и дочерей Адама. В событии Рождества Христова нам явлены одновременно и Тайна, и Откровение, ведь человеческий разум неспособен до конца понять, как Творец и Промыслитель Вселенной, Беспредельный по Своей природе Бог снисходит в наш истерзанный грехом мир и являет Себя в виде беспомощного Младенца, Родившегося в пещере, где пастухи и скот скрывались от непогоды. Слава, воздаваемая горними силами, проповедуемая восточными мудрецами и засвидетельствованная простыми пастухами, велегласно возглашается во всех концах земли. Все это приоткрывает нам глубину непостижимой премудрости Божией, делает сопричастными сокровенному Троическому замыслу о спасении человека.

http://religare.ru/2_116949.html

Живущие в стране и тени смертной,/свет воссияет на вас./Ибо с нами Бог. Ибо Младенец родился нам,/Сын, и дан нам./Ибо с нами Бог. Чье владычество было на плече Его./Ибо с нами Бог. И миру Его нет предела./Ибо с нами Бог. И называется имя Его:/Великого Совета Ангел./Ибо с нами Бог. Чудный Советник./Ибо с нами Бог. Бог Крепкий, Властитель,/Начальник мира./Ибо с нами Бог. Отец будущего века./Ибо с нами Бог. Песнопение «С нами Бог» состоит из избранных стихов Книги пророка Исаии ( Ис.8:9–10 , 12б–14а, 17б, 18а; Ис.9:2,6 ) и входит в состав Великого повечерия, совершаемого в период Великого поста (накануне среды и пятка сырной седмицы, понедельник – пятница вечером 1й – 6й седмиц, накануне Великого Вторника и Великой Среды), а также на всенощном бдении Рождества Христова и Богоявления. Кроме того, великое повечерие по Уставу иногда полагается в седмичные дни других многодневных постов (Рождественского, святых апостолов, Успенского), однако на практике такие службы не совершаются. Есть два основных варианта исполнения этого песнопения на практике: или полностью все поет хор, или хор исполняет попеременно канонархом (третий вариант – все читает чтец – бывает в качестве исключения). В случае совершения с канонархом канонарх возглашает начальный стих «С нами Бог, разумейте языцы, и покаряйтеся: Яко с нами Бог», затем его повторяет хор, после чего канонарх провозглашает стихи, хор поет только припев «Яко с нами Бог»; в конце канонарх еще раз возглашает начальный стих «С нами Бог, разумейте языцы…», затем хор повторяет его трижды. Схема пения «С нами Бог…» не зависит от степени торжественности богослужения; варьируется только распев: если великое повечерие совершается в составе бдения (Рождество Христово, Богоявление, Благовещение Пресвятой Богородице  или храмовый праздник в седмичный день поста), хор, как правило, выбирает более праздничный вариант пения «С нами Бог…». Кроме того, на практике на бдении на время пения «С нами Бог…» открывают царские врата (Уставом это не предусмотрено).

http://azbyka.ru/molitvoslov/s-nami-bog....

Но уникальность пророчества Исаии 9:6 заключается в том, что впервые в ветхозаветном Откровении возникает столь явное указание на Божественное достоинство рождаемого Эммануила – младенца и Сына. Поэтому наиболее адекватным объяснением представляется следующее. Как и другие ветхозаветные авторы, говорившие о сыновстве Мессии Богу (в частности, Нафан и Давид), Исаия избегает прямого наименования Мессии выражением «сын Божий». Однако, из того, что он к словам «младенец» и «Сын» добавляет определение « Бог крепкий», в самой добавочной фразе «Сын дан нам» можно видеть прикровенное указание Исаии на Мессию как Сына Божия – указание, которое, как и пророческие псалмы Давида, и пророчество Нафана, было непонятным большинству современников Исаии и стало вполне ясным лишь после его исполнения – т.е. воплощения Сына Божия Господа Иисуса Христа. По мысли свт. Иоанна Златоуста , пророчества Исаии о Сыне, непонятные до конца иудеям, должны были подготавливать последних авторитетом книги пророка к принятию впоследствии новозаветного Откровения о Сыне Божием 261 . В пользу этого толкования свидетельствует, во-первых, само словоупотребление и противопоставление во фразах «младенец родился» – «Сын дан». Во-вторых, по замечанию А. К. Волнина, можно допустить, что представление о сыновстве Мессии Богу «до известной степени не было чуждым сознанию пророка и предчувствовалось ( 1Пет. 1:10–12 ) им в слове »Сын " ( )« 262 . Приведённая ссылка на послание ап. Петра уместна, поскольку в ней содержится мысль о том, что многие ветхозаветные пророчества были высказаны для пользы последующих поколений : «им [пророкам] открыто было, что не им самим, а нам» служили их «изыскания и исследования» о времени пришествия Христа, Его страданиях и славе ( 1Пет. 1:10, 12 ). В-третьих, как пишет А. К. Волнин, именно в свете христианского последующего Откровения слову »Сын " ( ) в Ис. 9:6 можно усваивать значение «Сын Божий» даже «с точки зрения [его] библейского употребления» 263 . В-четвёртых, указание на Сына Божия видят в дополнительных словах Исаии некоторые как древние, так и новые христианские авторы. Тертуллиан , например, вопрошал: «что нового, если пророк говорит здесь не о Сыне Божием?» 264 , а св. Ириней Лионский положительно утверждал, что слова в стихах 9:6–7 «показывают Сына Божия в одно и то же время и как рожденного, и как вечного царя» 265 . Русский дореволюционных исследователь, Николай Николаевич Корсунский (1843–1899), изучавший книгу пророка Исаии, полагал, что слово «Сын» «употреблено здесь не без особенного знаменования» и что оно указывает «на Сына Божия, подобно как и во псалме втором» 266 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

Далее Исайя (точнее - Бог через Исайю) говорит нечто в высшей степени злободневное. Это слова, направленные против адептов «теории заговора», против людей, ищущих всюду следы вражьих козней и заговоров. Слушайте эти слова, люди, превратно объясняющие действительность, боящиеся того, чего не стоит бояться. «Не называйте заговором всего того, что народ сей называет заговором; и не бойтесь того, чего он боится, и не страшитесь. Господа Саваофа – Его чтите свято, и Он – страх ваш, и Он – трепет ваш!» (Ис. 8:12-13) Вот как! Весь вопрос в приоритетах. Нужно выпрашивать Божий страх. Чтобы уже никаким иным страхом не мучиться. А люди, не боящиеся Бога, как должно, не чтущие Его свято, тревожат сердце свое пустыми баснями, и вдобавок тревожат всех окружающих. Таковых паникеров следует удалять из войска перед сражением, потому что их хлопотливая и глупая трусость хуже, чем оружие врага. Вы поняли, о ком речь? Далее, в следующей уже главе, пророк говорит о Господе Иисусе; говорит то, что не может не веселить сердце радостью совпадения предсказанного и сбывшегося. «Младенец родился нам, Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный. Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» (Там же. 9:6) Все это столь питательно и возвышенно, что священнику стоит превращаться по временам в жалящую пчелу, сопровождающую свои укусы напоминанием: «Читайте Писание!» нет знания спасительных догматов без чтения Писания; нет и света в уме. Настолько нет, что Златоуст гремит: «Все зло мира – от незнания Писания!» Итак, оса или овод – ужалил, разбудил, взбодрил и тут же напомнил: «Читайте Писание!» Ну, а о том, что мы, священники, должны стремиться к ежедневному чтению Писаний, как-то и напоминать стыдно. Но в целом вдохновенная речь пророка содержит не только радость о Господе. Она содержит скрытый вопрос. Суть вопроса следующая: «Бог-то с нами, но мы с Богом ли?». Сказать по правде, это не вопрос, а нокаут. Потребительски относясь к жизни вообще, человек и в область веры склонен перетаскивать потребительское отношение. Вспоминает о Боге множество людей лишь под напором неприятных событий и обстоятельств, когда приходится просить защиты и разнообразной помощи. Было бы все по жизни «на мази» да «в шоколаде» нужен был бы Бог большинству людей? Трудно сказать. Вы тоже не спешите с ответом. Между тем о Боге нужно постоянно помнить, Его нужно чтить и поклоняться Ему в духе и истине. Его нужно познавать, Ему нужно служить. И на вершинах подобного рода восхождений служитель Бога Истинного должен любить Его и сердцем, и умом, и силой всего телесного состава, и каждым помышлением.

http://radonezh.ru/analytics/s-nami-bog-...

3 . Когда в тихое молчание погружена была вселенная, и нощь в своем течении преполовлялась, всемогущее Слово Твое (Господи), с небес от престолов царских как жестокий ратник, в средину погибельные земли низошло. ( Прем.18:14–15 ) И ты Вифлеем Ефрафа, хотя мал чтобы быть в числе тысяч Иудиных, но из тебя Мне изыдет Тот, Который будет Владыкою в Израиле; и исходы его из начала, от дней вечности ( Мих.5:2 ). 4 . В сию самую ночь Ангелы возвещают пастырям, стерегшим стада свои, о рождении Божественном Младенца, и оглашают воздух благодарственными песнями. Пастыри с поспешностью приходят поклониться ему; и, не смотря на состояние уничижения, в котором видят Его, признают Его за Мессию; делаются первыми Его Апостолами, разглашая по всей стране счастливую сию весть. Божественный Младенец чрез восемь дней по рождении подвергается обрезанию, и получает имя Иисус, которое значит Спаситель. Младенец родился нам, Сын дан нам; и возложено начальство на раме Его, и наречено имя Ему чудный Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Чтобы распространению начальства Его, и миру Его не было конца на престоле Давидове, и на царстве Его; чтоб утвердить его и поддержать его в суде и правде, отныне и до века ( Ис.9:6–7 ). 5 . Новая звезда, прообразование света, который долженствовал Он разлить по земле, является на востоке, и привлекает к Избавителю, еще младенцу, начатки обращенного язычества. Волхвы, то есть, мудрецы, которых по их богатству и по доверию к ним именовали Царями, следуют за сею звездою, и приходят в то место, над которым она останавливается. Они видят там Богочеловека, повергаются пред Ним; покланяются Ему приносят Ему в дар злато, ладан и смирну. Чрез злато, они признают Его Царем, чрез ладан, они воздают честь Его Божеству, чрез смирну они почитают Его человечество. 5 . Люди, ходящие во теме, увидели свет великий; сидящих в стране тени смертной свет осиял ( Ис.9:2 ). Явил Господ спасение Свое, пред очами народов открыл правду Свою. Вспомнил Он милость Свою и верность Свою к дому Израилеву ( Пс.97:2–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Вступление в вечный завет сопровождалось изменением имен Аврам (отец высок) и Сара на Авраам (т. е. отец множества народов - Быт 17, 5) и Сарра. Кроме того, как знамение завета Бог установил обрезание всякого младенца мужского пола (ст. 9-14) и благословил Сарру, предсказав, что наследником завета будет именно ее сын Исаак, а не сын Агари Исмаил, который однако также получил благословение (ст. 16-21). Бог еще раз явился Аврааму в виде трех странников (Быт 18), которых Авраам и Сарра гостеприимно встретили. Господь вновь обещает Аврааму, что Сарра родит сына. От Авраама путники отправились покарать нечестивые города Содом и Гоморру. Авраам же ходатайствует пред Господом о помиловании города, в котором найдутся хотя бы 10 праведников (Быт 18, 22-33). Во исполнение обетования о сыне у девяностолетней Сарры Сарры и столетнего Авраама родился Исаак (Быт 21, 5), затем последовало удаление Исмаила и Агари(Быт 21, 9-21). Тяжелейшим испытанием веры Авраама явилось повеление Господа принести в жертву обетованного наследника Исаака: «Возьми сына твоего единственного, которого ты возлюбил, Исаака, и пойди в землю Мориа и принеси его там в жертву всесожжения» (Быт 22, 2). Авраам повиновался, но в последний момент Ангел Господень останавливает жертвоприношение, и вместо Исаака в жертву приносится овен. В награду за веру и покорность Авраама Господь подтвердил с клятвой данные ранее обетования: благословения, умножение потомства и благословения в семени Авраама всех народов земли (Быт 22, 15-18). После смерти Сарры Авраам женился на Хеттуре и имел от нее еще 6 сыновей (Быт 25, 1-4). Умер Авраам в возрасте 175 лет, «в доброй седине, престарелый и насыщенный [жизнью]» и был погребен в пещере Махпела - месте погребения Сарры (Быт 25, 7-10). Более поздние библейские авторы и межзаветная литература, восстанавливая в евреях веру (Ис 51, 2), напоминает о любви Бога к Аврааму (Авраам - «друг Божий»: 2 Пар 20, 7; ср. Ис 41, 8) и клятвенном обетовании Господа, что Он даст потомству Авраама землю (Исх 32, 13; Исх 33, 1; Втор 1, 8; Втор 6, 10; Втор. 7, 2 и др.), об избрании Авраама (Неем. 9, 7-8). Для эллинизированных иудеев Авраам остается примером покорности Господним заповедям (Сир 44, 20; 1 Мак 2, 52; Юб 6. 19; 4 Мак 16, 20 и др.), воплощением эллинистического идеала добродетели (Прем 10, 5; 4 Мак 16, 20; Philo. De Abrahamo. 52-54).

http://pravicon.com/info-1620

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010