Слово 38. На Богоявление или на Рождество Спасителя... На Богоявление или на Рождество Спасителя    Христос рождается — славьте! Христос с небес — выходите навстречу! Христос на земле — возноситесь! «Воспойте Господу, вся земля» (Пс.95:1)! И скажу обоим в совокупности: «да веселятся небеса, и да торжествует земля» (Пс.95:11) ради Небесного, потом Земного! Христос во плоти — с трепетом и радостью возвеселитесь, с трепетом по причине греха, с радостью по причине надежды. Христос от Девы, сохраняйте целомудрие, жены, чтобы стать вам матерями Христовыми! Кто не поклоняется Сущему от начала? Кто не прославляет Последнего? Опять рассеивается тьма, опять является свет; опять Египет наказан тьмой, опять Израиль озарен столпом. Люди, сидящие во тьме неведения, да «видят великий свет» ведения (Мф.5:16). «Древнее прошло, теперь все новое» (2Кор.5:17). Буква уступает, дух преобладает; тени проходят, их место занимает истина. Приходит Мельхиседек; рожденный без матери рождается без отца, — в первый раз без матери, во второй без отца. Нарушаются законы естества, мир горний должен наполниться. Христос повелевает, не будем противиться. «Восплещите руками все народы» (Пс.46:2); «ибо младенец родился нам — Сын дан нам; владычество на раменах Его», ибо возносится со крестом, «и нарекут имя Ему»: Великого Совета — совета Отчего Ангел (Ис.9:6). Да провозглашает Иоанн: «приготовьте путь Господу» (Мф.3:3)! И я провозглашу силу дня. Бесплотный воплощается. Слово отвердевает. Невидимый становится видимым, Неосязаемый осязается. Бездетный начинается. Сын Божий делается сыном человеческим; «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр.13:8).    Пусть иудеи соблазняются, эллины смеются, еретики притупляют язык! Тогда они уверуют, когда увидят Его восходящим на небо; если же и не тогда, то непременно, когда узрят Его грядущего с неба и восседшего судить. Но это будет после, а ныне праздник Богоявления, или Рождества, ибо так и иначе называется день этот, и два наименования даются одному торжеству, потому что Бог явился человекам через рождение.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3054...

Хотя некоторым из таковых, как я слышал, и явили снисхождение некоторые из исповедников, потому что они с великим тщанием избегали возжжения своими руками огня и каждения нечистым демонам, и хотя они, не приметив, соделали это по неразумию, однако да положится им шесть месяцев на обращение к Богу в покаянии. Ибо, таким образом, и эти более получат пользы, размышляя о изречении пророческом: «Младенец родился нам — Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» (Ис 9.6). Сие Отроча, как вы ведаете, в шестой месяц после зачатия другого отрочати, проповедавшего пред лицем входа его покаяние во отпущение грехов, зачато так же, дабы проповедать покаяние. Ибо слышим обоих проповедающих, во-первых, не только о покаянии, но и о Царствии Небесном, которое, как мы научены, «внутрь нас есть» (Лк 17.21), поскольку «близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем, то есть слово веры, которое проповедуем. Ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься» (Рим 10.8—10).    9. Общение должно иметь и с теми, которые как бы от сна воспрянув на подвиг, когда он еще не открылся, а только готовился привлечь их, сами себе навлекли искушение, подобное брани в море и многому обуреванию, особенно же на братии сильнее распалили угль грешников. Ибо таковые приступают к этому во имя Христа, хотя и не внемлют словам, в которых Он поучает молиться, да не внидем в искушение (Мф 26.41), и снова в молитве глаголать ко Отцу: «и не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого» (Лк 11.4). Может быть, и не знают они, что Домовладыка и Учитель наш часто уклонялся от хотевших клеветать Ему и что иногда ради них и не ходил явно, и когда приближалось время страдания Его, не Сам Себя предал, но ожидал, доколе не пришли на Него с оружием и с кольями, и тогда сказал им: «как ...на разбойника вышли вы с оружием и кольями ...взять Меня (Мк 14.48). Они же, говорит евангелист, предали Его Пилату.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Это утверждение противоречит самому Корану. Действительно, Коран отвергает Божественную природу Христа, и в то же время, признает книги ат Таурат (Ветхий Завет) и Инджиль (Новый Завет), как данные Моисею самим Аллахом (11:110). Эти книги не включены в Коран. Зато они имеются у христиан и иудеев. Причем сохранились они , как уже было доказано выше вопреки утверждениям исламских богословов об их “искажении” – в полностью неизменном виде. Так вот Библия (Ветхий и Новый Завет) говорит об Иисусе именно как о Сыне Божием. Что отличает христианство от других религий, так это исполнение пророчеств. Большинство пророчеств говорят о Центре Библии – Иисусе Христе. Более 300 пророчеств Ветхого Завета исполнились в Его рождении, жизни и деяниях. Много, последующих одно за другим, пророчеств было произнесено от истоков истории до последней книги Ветхого Завета, то есть на протяжении около четырех тысяч лет (!). Для христиан является невозможным подделать, сфабриковать или изменить эти стихи, так как они были написаны до возникновения христианства. Последние из этих пророчеств были написаны приблизительно за четыреста лет до пришествия Христа. Вот лишь некоторые из них, доказывающие, что Мессия Иисус существовал до начала времен и единосущен Богу-Отцу: “И ты Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных” ( Мих.5:2 ). Вот свидетельство пророка Даннила: “Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится” ( Дан.7,13-14 ).А вот что пророчество Исайи: “Ибо младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут Ему имя: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира” ( Ис.9:6 ). Напомним, что все эти пророки признаются и в исламе. Следовательно, чтобы не противоречить самим себе мусульмане должны не прятаться за сложившиеся в собственной среде многовековые стереотипы, а честно признать вместе с пророками и их пророчества. А они говорят именно об Иисусе Сыне Божьем. Не признать этого, значит уподобиться тем, о ком Иса бен Мариам сказал: “имея глаза – не видят, имея уши – не слышат”. Весьма рискованная позиция, поскольку как говорит Иса в Инджиль (Евангелии): “Отец любит Сына и все дал в руку Его. Верующий в Сына имеет жизнь вечную; а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем” ( Ин.3:35-36 ). Итак, продолжим исследование Корана, и к своему удивлению обнаружим, что многие из событий этой книги, относящихся к Иисусу и Марии являются отражением библейских, хотя и неполным.

http://azbyka.ru/krest-v-mire-polumesyac...

В следующих своих пророчествах Исаия раскрывает новые подробности о чудесном Младенце, который родится от Девы. Так, в 8-ой главе Исаия пишет, что народ Божий не должен бояться козней своих врагов, потому что замыслы их не осуществятся: «Разумейте народы и покоритесь: Ибо с нами Бог (Эммануил)». В следующей главе Исаия говорит о свойствах Младенца Эммануила «Младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах (плечах) (Ис.9:6—7). Как имя Эммануил, так и другие имена, данные здесь Младенцу, не являются, конечно, собственными, а указывают на свойства Его Божественной природы. Предсказал Исаия о проповеди Мессии в северной части св. Земли, в пределах колен Завулона и Неффалима, которую называли Галилеей: (Ис.9:1—2). Это пророчество приводит Евангелист Матфей, когда описывает проповедь Иисуса Христа в этой части св. Земли, которая была особенно религиозно невежественной (Мф.4:16). В священном Писании свет есть символ религиозного знания, истины. В более поздних пророчествах Исаия нередко называет Мессию еще другим именем – Отрасль. Это символическое имя подтверждает более ранние пророчества о чудесном и необычайном рождении Мессии, а именно, что оно состоится без участия мужа , подобно тому, как отрасль, без семени, рождается прямо из корня растения. «И произойдет Отрасль от корня Иесеева (так звали отца царя Давида), (Ис.11:1—2). Здесь Исаия предсказывает о помазании Христа семью дарами Святого Духа, то есть всей полнотой благодати Духа, что осуществилось в день Его крещения в реке Иордан. В других пророчествах Исаия говорит о делах Христа и Его качествах, в особенности, о Его милосердии и кротости. Приводимое ниже пророчество приводит слова Бога Отца: (Ис.42:1—4). Эти последние слова говорят о том великом терпении и снисхождении к немощи человеческой, с которыми Христос будет относиться к кающимся и обездоленным людям. Подобное пророчество Исаия произнес несколько позже, говоря от имени Мессии: (Ис.61:1—2). Эти слова точно определяют цель пришествия Мессии: исцелить душевные недуги людей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2623...

в основном базирующаяся на псалмодии оффиция , имеет ряд особенностей. Во-первых, она усложнена введением специального мелодического оборота (т. н. реинтонации) в начале 2-го полустишия, тогда как в псалмодии оффиция подобный мелодический оборот предусмотрен только для начала стиха. За исключением 6-го и 7-го тонов, реинтонация И. преимущественно производна от начальной интонации стиха. Особым образом распевается «Gloria Patri...» («Слава и ныне:»): 2-я из 3 частей этого стиха, «sicut erat in principio et nunc et semper», начинается с мелодического оборота, характерного для 2-го полустишия, а завершается заключительным оборотом 1-го полустишия. Интроит 7-го модуса «Puer natus» («Младенец родился»; Ис 9. 6) из 3-й мессы на Рождество Христово (Liber usualis. Tournai; N. Y., 1961. P. 554) Интроит 7-го модуса «Puer natus» («Младенец родился»; Ис 9. 6) из 3-й мессы на Рождество Христово (Liber usualis. Tournai; N. Y., 1961. P. 554) Во-вторых, в псалмодии И. для каждого элемента (интонации, реинтонации, срединной и заключительной каденций) существует несколько мелодических оборотов. Исключением являются 2-й и 8-й псалмовые тоны И., в которых все составляющие части строятся по одному мелодическому образцу. В-третьих, каждый элемент псалмодии И. может быть представлен в ряде вариантов, тогда как в псалмодии оффиция варьируются только заключительные каденции (для плавного соединения с повторяемым антифоном). В-четвертых, отличается отношение к текстовым акцентам в заключительных разделах (каденциях). Если в псалмодии оффиция местоположение ударений в зонах срединных (в окончаниях первых полустиший) и заключительных (в завершении стихов) каденций строго определенное, то в псалмодии И. акцентная структура текста может учитываться только в срединных каденциях. Так, в одном из 2 вариантов каденции в 1-м тоне, а также в 3-м и 7-м тонах наблюдается переменное положение акцентов. Медиации могут быть одноакцентными (во 2, 4, 5, 6, 8-м тонах) и двухакцентными (в 1, 3, 6, 7-м тонах). В-пятых, каденции 4-го тона (срединная и заключительные) значительно отличаются от заключительных мелодических оборотов псалмового тона оффиция.

http://pravenc.ru/text/468855.html

Потому Бог не сказал: “Сотворим небо, сотворим землю, сотворим море”. Но Он сказал: “Да будет небо!” — и стало так. И все остальное творение Он создал Один. Человека же Бог создавал не так, Он сказал: “Сотворим человека”. Очевидно, Бог обращался к другому Лицу, с Которым Он беседовал и советовался. Кто советник Богу? Мне ответят: пророки. Но Исаия говорит о Единородном Сыне Божием, что Тот — советник Богу, Иисус Христос, Сын Божий по существу, а не по благодати. Исаия сказал: “Ибо Младенец родился нам — Сын дан нам… и нарекут имя Ему: Великого Совета Ангел…”(Ис. 9, 6.) Ему сказал Отец: “Сотворим человека по образу Нашему и по подобию…” Далее, желая показать, что Он не простое дитя и не один из ангелов, но истинный Бог, пророк говорит о Нем: “Бог крепкий, Властелин, Князь мира”(Ис. 9, 6.). Далее, чтобы не думали, что Он Бог не по Существу, но лишь по благодати, как Моисей и Давид (ибо Бог сказал Моисею: “Смотри, Я поставил тебя Богом фараону…”(Исх. 7, 1.); и Давид говорит: “Я сказал: вы — боги…”)(Пс. 81, 6.), Исаия сказал о Господе Иисусе Христе: “Бог крепок”. Моисей и Давид не были сильны сами по себе, но получили силу от Бога и не сохранили ее, но согрешили перед Господом и изнемогли, и один плакал об обетованной земле, другой же — о своих грехах. Далее Исаия, говоря о Господе Иисусе Христе, заключает: “Отец будущего века”(Ис. 9, 6.). Этим пророк пресек все нечестивые вымыслы! Ибо никто из людей не будет Отцом будущего века, но только Сын Божий, Он — и младенец, и Христос по человеческой природе, и Ангел, и Бог сильный, и Отец будущего века, и советник Отца в творении человека, а не таковой, как Моисей и Давид. Советником Отца также является Святой и Животворящий Дух. Но вначале пусть Священное Писание скажет о Единородном Сыне Божием, Господе нашем Иисусе Христе, после — о Святом и Животворящем Духе. Мы уже видели, как еретик побеждается нашими доводами, когда понимает, что не только Богу, но и разумному человеку нелепо, занимаясь в одиночестве каким-либо делом, разговаривать самому с собой. Но жидовин упорствует и говорит, что слова: “Сотворим человека по образу и по подобию Нашему” — Бог сказал ангелам.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

1. День этот радует царей, первосвященников и пророков, потому что в день этот совершилось и пришло в исполнение все ими сказанное. Ныне Дева родила Еммануила в Вифлееме; ныне пришло в исполнение изреченное Исаиею слово. Там родился Тот, Кто повесть в писании людей ( Пс.86:6 ). Ныне исполнилась песнь, воспетая Давидом. Ныне совершилось изреченное Михеем слово: Исшел Пастырь из Евфрафы и упас души жезлом Своим ( Мих.5:1–4 ). Вот воссияла звезда от Иакова и восстал Князь от Израиля ( Числ.24:17 ); ныне уяснилось изреченное Валаамом пророчество. Нисшел сокровенный Свет, и из плоти Его воссияла красота Его. Восток, о котором сказано у Захарии ( Зах.6:12 ), ныне возблистал в Вифлееме. Явился свет царский в царском граде Евфрафе. Ныне исполнилось благословение Иаковлево. Явилось древо жизни, даровавшее смертным надежду. Ныне объясняется прикровенное Соломоново слово. Ныне родился Сын, и нарицается имя Его Чудный ( Ис.9:6 ), ибо действительно чудно, что Бог является младенцем. Червю уподобил Его Дух ( Пс.21:7 ), потому что рождается безмужно. Ныне делается понятным образ, предначертанный Духом Святым: восходит яко корень пред ним, яко корень земли жаждущей ( Ис.53:2 ). Что сказано прикровенно, то ныне стало ясным. Царь, скрывавшийся в чреслах Иуды и похищенный Фамарью, ныне во всем великолепии явил красоту, какую возлюбила Его сокровенность. Руфь припала к Воозу, чтобы увидеть таившееся в нем врачевство жизни; ныне исполнилось ее желание, потому что от семени ее произошел Дарующий жизнь всему. Адам был причиною болезней происшедшей от него жены; ныне отъята болезнь ее, потому что Дева родила ей Спасителя. Если родительницу Еву родил нерожденный муж, то не гораздо ли вероятнее, что дщерь Евы могла родить Сына безмужно? Девственная земля родила Адама – владыку земли; ныне Дева родила Адама – Владыку небес. Прозяб жезл Ааронов, и сухое древо принесло плод; тайна эта объясняется ныне, потому что рождает девственное чрево. Да посрамится ныне народ, который признает пророков истинными, но уничижает пришествие Спасителя. Если не пришел Спаситель наш, то ложны вещания пророков. Благословен Истинный, Который пришел от Отца истины, исполнил вещания истинных, подтвердил их истинность!

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Св. Киприан, еп. карфагенский, Ириней, еп. лионский, блаж. Иероним, блаж. Феодорит, св. Лев, папа римский , не раз приводят в своих творениях пророчество Исаии и признают его христологическое значение. Древние евреи и многие из позднейших относили настоящее пророчество к личности Мессии. В еврейском комментарии на книгу Бытия Bereschit Rabba, по свидетельству Раймунда Мартина и Шетгена, читаем: под именем Господа никто другой не разумеется, как Мессия: и Ему служат народы мышцею, ибо власть Его на плечах Его“ ( Ис. 9:6 ) 45 . В Debarim Rabba в объяснении Второзакония ( Втор. 2:4 ) говорится: Иаков сказал Исаву (когда просил прощения, что не может тотчас отправиться с ним, потому что имеет при себе детей. Быт. 33:14 ): теперь мне необходимо представить Мессию, о Котором Писание говорит: ибо Отрок родился нам“ 46 . Раввин Iose Galiläus в книге Echa Rabati пишет: Имя Мессии есть также как называет Исаия, говоря: Отец вечности, Князь мира“ ( Ис. 9:5–6 ) 47 . Ben Sira при исчислении восьми имен Мессии приводит наименование данного пророчества: Чуден, Советник, Бог сильный, Князь мира 48 . Jalkut Simoni в объяснении Исаии 9:1 прибавляет: В грядущее время Мессии народ, бродящий во тьме, увидит великий свет“ 49 . В Таргуме переводится Ис. 9:6 так: Сказал пророк дому Давидову: Отроча родилось нам, Сын дан нам и воспринял на себя закон, чтобы сохранять его, я наречено имя Его от Того, Кто есть чуден в совете, Бог крепкий, живущий во веки, Мессия, во времена которого будет великий мир“ 50 . Итак, внутреннее содержание пророчества, Свящ. Писания, Ветхого и Нового Завета вместе с толкованием христианских отцов и свидетельство еврейской экзегетики подтверждают мессианское достоинство рассматриваемых стихов 9 главы пр. Исаии. Теперь обратимся к самому содержанию предсказания и постараемся уяснить действительное значение наиболее трудных слов и выражений. Первые два стиха пророчества (по греческой и русской Библии ) не представляют недоразумений. Здесь считаем необходимым обратить внимание на внутреннюю связь 9 главы с 7, которая определяется отчасти самым содержанием, отчасти филологическими признаками. Восьмой стих 8 главы: и пойдет по Иудее, наводнит ее... И распростертие крыльев ея будет во всю широту земли Твоей, Еммануил” образует самый определенный и естественный переход мессианского пророчества от Еммануила 7 главы к чудному Младенцу главы 9. Девятый стих 8 главы: враждуйте, народы, но трепещите вооружайтесь, но трепещите”, десятый – замышляйте за мысли, но они рушатся..., ибо с нами Бог (Еммануил), и семнадцатый: Я надеюсь на Господа, сокрывшаго лиио Свое от дома Иакова, и уповаю на Него“ являются таким же логическим переходом к первым пяти стихам IX главы. Внешняя синтаксическая связь довольно ясно определяется употреблением в начале последнего стиха предшествующей главы частицы .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/proroc...

53. Et ideo ut haec uirtutum genera disceremus, filius datus est nobis, cuius principium super umeros eius. Principium illud crux domini est, principium fortitudinis, quo uia sanctis est reserata martyribus ad sacri certaminis passionem. И для того, чтобы мы научились различного рода добродетелям, Сын дан нам, начало Которого на плечах Его ( Ис.9:6 ). Это начало есть крест Господень, начало твёрдости и доблести; крестом открылся святым мученикам путь к священному подвигу страдания 361 . 8. 54. Vidit hoc principium Eseias et ideo ait: Puer natus est, filius datus est nobis. Viderunt et magi et ideo, cum paruulum in praesepio cemerent, adorarunt dicentes: Puer natus est, cum stellam conspicerent praedicantes: Filius datus est nobis. Aliud munus e terris, aliud munus e caelo, et utrumque unus in utroque perfectus et sine mutabilitate diuinitatis et sine humanae inminutione naturae. Vnum adorauerunt eidemque munera obtulerunt, ut ostenderent ipsum esse caeli dominum, qui in praesepibus uideretur. Исаия видел это начало и потому сказал: Младенец родился нам, Сын дан нам ( Ис.9:6 ). Видели и волхвы и при виде Младенца в яслях поклонились Ему со словами: Младенец родился, когда же заметили звезду, воскликнули: Сын дан нам. Одно – дар земли, другое – дар небес, и оба они – Один, совершенный в обоих, без изменения божественной природы и без умаления природы человеческой. Единому поклонились и принесли дары волхвы, чтобы указать, что Тот, Кого они видят в яслях, Сам Господь небес. 55. Distingue singulorum momenta uerborum: Puer natus est, filius datus est nobis. Etsi ex patre «natus», non tamen nobis natus sed «datus» est, quia non filius propter nos, sed nos propter filium. Neque enim nobis natus est, qui et ante nos natus est et totius est conditor creaturae. Neque nunc primum nascitur, qui erat semper et erat in principio. Sed illud, quod non erat, nobis nascitur, quod etiam angelus pastoribus cum loqueretur, nobis dixit esse generatum, sicut habes scriptum: Quia natus est uobis hodie saluator, qui est Christus dominus, in ciuitate Dauid. Nobis ergo quod non erat natum est, hoc est puer ex uirgine, corpus ex Maria; hoc enim post nos, illud ante nos.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Вступление в вечный завет сопровождалось изменением имен Аврам (отец высок) и Сара на Авраам (т. е. отец множества народов - Быт 17, 5) и Сарра. Кроме того, как знамение завета Бог установил обрезание всякого младенца мужского пола (ст. 9-14) и благословил Сарру, предсказав, что наследником завета будет именно ее сын Исаак, а не сын Агари Исмаил, который однако также получил благословение (ст. 16-21). Бог еще раз явился Аврааму в виде трех странников (Быт 18), которых Авраам и Сарра гостеприимно встретили. Господь вновь обещает Аврааму, что Сарра родит сына. От Авраама путники отправились покарать нечестивые города Содом и Гоморру. Авраам же ходатайствует пред Господом о помиловании города, в котором найдутся хотя бы 10 праведников (Быт 18, 22-33). Во исполнение обетования о сыне у девяностолетней Сарры Сарры и столетнего Авраама родился Исаак (Быт 21, 5), затем последовало удаление Исмаила и Агари(Быт 21, 9-21). Тяжелейшим испытанием веры Авраама явилось повеление Господа принести в жертву обетованного наследника Исаака: «Возьми сына твоего единственного, которого ты возлюбил, Исаака, и пойди в землю Мориа и принеси его там в жертву всесожжения» (Быт 22, 2). Авраам повиновался, но в последний момент Ангел Господень останавливает жертвоприношение, и вместо Исаака в жертву приносится овен. В награду за веру и покорность Авраама Господь подтвердил с клятвой данные ранее обетования: благословения, умножение потомства и благословения в семени Авраама всех народов земли (Быт 22, 15-18). После смерти Сарры Авраам женился на Хеттуре и имел от нее еще 6 сыновей (Быт 25, 1-4). Умер Авраам в возрасте 175 лет, «в доброй седине, престарелый и насыщенный [жизнью]» и был погребен в пещере Махпела - месте погребения Сарры (Быт 25, 7-10). Более поздние библейские авторы и межзаветная литература, восстанавливая в евреях веру (Ис 51, 2), напоминает о любви Бога к Аврааму (Авраам - «друг Божий»: 2 Пар 20, 7; ср. Ис 41, 8) и клятвенном обетовании Господа, что Он даст потомству Авраама землю (Исх 32, 13; Исх 33, 1; Втор 1, 8; Втор 6, 10; Втор. 7, 2 и др.), об избрании Авраама (Неем. 9, 7-8). Для эллинизированных иудеев Авраам остается примером покорности Господним заповедям (Сир 44, 20; 1 Мак 2, 52; Юб 6. 19; 4 Мак 16, 20 и др.), воплощением эллинистического идеала добродетели (Прем 10, 5; 4 Мак 16, 20; Philo. De Abrahamo. 52-54).

http://pravicon.com/info-1620

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010