18:27). Слушай, как, с другой стороны, Давид говорит: «Ты творишь Ангелов Своих духами и слуг Своих пламенем огненным» (Пс.103:4). Создавая естество огненное, умных и бестелесных духов, Бог не имел нужды ни в советнике, ни в помощнике, ни в каком бы то ни было другом сообщнике, а творя жалкого ничтожного человека, от земли существо, которое немного вре­мени спустя должно прекратить свое бытие, разрушиться во гробе, уничтожиться временем, Он советуется, размышляет? Да, говорят, Владыке, по великой Его благости, прилично было сказать предстоящим рабам: что должно быть? что сде­лаем? Соглашаюсь и с этим, и, не смотря на высказанное опровержение, допускаю, что «сотворим» сказано было анге­лам. Но за словом «сотворим» разве ты не видишь: «по образу ...и ...подобию» (Быт.1:26)? Этим словом я смело могу заградить уста и иудеям и еретикам. (Отожествлять образ Божий с ангельским обра­зом не может) ни иудей, ни еретик, который поистине есть тот же иудей, а пожалуй и хуже еще, потому что иудеи распяли видимое тело, а еретики восстают против невидимого боже­ства, вернее же — против собственного своего спасения.    7. Итак, откуда мы узнаем, кому сказал Бог: «сотворим человека по образу», или кто Его советник? «Сотворим» требует присутствия на лицо советника. Блаженный Исаия говорит о Единородном Сыне Божием, пришедшем ради нас в нашем образе: «Младенец родился нам — Сын дан нам» (Ис.9:6). Отрок, раньше не существовавший, «родился»; сущий же Сын «дан». «И нарекут имя Ему: Чудный, Советник» (Ис.9:6), имя отрока, — как Сына по Божеству, как отрока — по человечеству. Велика совета ан­гел, чуден советник. Но если ты, пророк, называешь того советника, которому Бог сказал: «сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему», ангелом великого совета, то ты еще не ука­зал на достоинство советника, о котором ты возвещал. И Моисей ведь был советником, по-видимому и он советовал, говоря: не погуби их, чтобы не сказали язычники: потому, что Он не мог умножить их, погубил их (вероятно приводится место Исх.32:12, Числ.14:15—16).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3360...

Слушай, как, с другой стороны, Давид говорит: «Ты творишь Ангелов Своих духами и слуг Своих пламенем огненным» ( Пс.103:4 ). Создавая естество огненное, умных и бестелесных духов, Бог не имел нужды ни в советнике, ни в помощнике, ни в каком бы то ни было другом сообщнике, а творя жалкого ничтожного человека, от земли существо, которое немного времени спустя должно прекратить свое бытие, разрушиться во гробе, уничтожиться временем, Он советуется, размышляет? Да, говорят, Владыке, по великой Его благости, прилично было сказать предстоящим рабам: что должно быть? что сделаем? Соглашаюсь и с этим, и, несмотря на высказанное опровержение, допускаю, что «сотворим» сказано было ангелам. Но за словом «сотворим» разве ты не видишь: «по образу ...и ...подобию» ( Быт.1:26 )? Этим словом я смело могу заградить уста и иудеям и еретикам. (Отожествлять образ Божий с ангельским образом не может) ни иудей, ни еретик, который поистине есть тот же иудей, а пожалуй и хуже еще, потому что иудеи распяли видимое тело, а еретики восстают против невидимого божества, вернее же – против собственного своего спасения. 7. Итак, откуда мы узнаем, кому сказал Бог: «сотворим человека по образу», или кто Его советник? «Сотворим» требует присутствия на лицо советника. Блаженный Исаия говорит о Единородном Сыне Божием, пришедшем ради нас в нашем образе: «Младенец родился нам – Сын дан нам» ( Ис.9:6 ). Отрок, раньше не существовавший, «родился»; сущий же Сын «дан». «И нарекут имя Ему: Чудный, Советник» ( Ис.9:6 ), имя отрока, – как Сына по Божеству, как отрока – по человечеству. Велика совета ангел, чуден советник. Но если ты, пророк, называешь того советника, которому Бог сказал: «сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему», ангелом великого совета, то ты еще не указал на достоинство советника, о котором ты возвещал. И Моисей ведь был советником, по-видимому и он советовал, говоря: не погуби их, чтобы не сказали язычники: потому, что Он не мог умножить их, погубил их (вероятно приводится место Исх.32:12 , Числ.14:15–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Severian-Gabal...

Но ведь отсюда, как нами уже показано, скорее может следовать как раз противоположное тому, что выводят отсюда вышеуказанные толкователи, а именно: отсюда скорее и вернее всего следует то, что под haalmah должно разуметь непорочную Деву, которая и во время своей беременности оставалась девой в истинном смысле этого слова и, следовательно, через зачатие не нарушила своей девственности. Во всяком случае, из означенного выражения никак нельзя выводить того заключения, будто пророк во время произнесения нашего предсказания в толпе, которая находилась пред его глазами, видел уже беременную женщину, которую он будто бы и имел в виду, когда говорил: hinneh haalmah harah wejoledet ben. Пророк мог и даже должен был выразиться так не потому, что на самом деле пред его телесными очами в толпе стояла уже тогда беременная женщина, но потому, что он своими духовными очами, в своем внутреннее пророческом воззрении видел Деву, о которой говорил, как бы существующей в настоящем, и видел ее именно как бы уже беременной. Но, что как в этом месте, так и вообще в тех, где пророки о лицах и событиях будущего, вследствие указанной особенности своего пророческого воззрения, говорят как о настоящих, настоящее должно понимать как будущее, это ясно само по себе. Поэтому, если при переводе фразы: hinneh haalmah harah wejoledet ben желают сообразоваться только с обыкновенным способом человеческого представления и слово-выражения, то ее с полным правом можно передать так, как она переведена и в русской Библии, т. е.: се Дева во чреве примет и родит Сына. Совершенно аналогичный пример с нашим местом представляет место Ис.9:6 , где о Мессии говорится: Младенец родился (jullad) нам, Сын дан (nittan) нам. Здесь глаголы jullad и nittan стоят в perfectum формы nifal. Perfectum само по себе указывает на то, что действие должно представлять совершившимся. Но из этого нельзя, конечно, заключать, что Младенец, о котором здесь говорится, т. е. Мессия родился уже в то время и что возвещаемое в ст. 1–7 через Него спасение совершилось уже тогда.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/predsk...

Исходя из данных предпосылок, в описании богословия Евангелия от Матфея (в смысле богословской позиции автора Евангелия) последовательно разграничивается учительный и повествовательный материал (слова Иисуса в Евангелии от Матфея) с особым акцентом на 5 длинных речах Иисуса и на разночтениях с синоптиками в 1-м случае и на изменениях текста евангелиста Марка и добавлениях к нему - во 2-м. II. Мессия Центральная богословская идея повествовательной части Евангелия от Матфея - представление о Христе как о Мессии Израиля, исполнившем ветхозаветные обетования о восстановлении царства Давида . Эта перспектива задается уже 1-м предложением Евангелия, где Иисус как Мессия (Христос) идентифицируется через соотнесение Его с царем Давидом и праотцем Авраамом . Характерно добавление М. к вступительной части Евангелия от Марка. Вместо «начала Евангелия Иисуса Христа», соответствующего выходу Иисуса Христа на общественное служение, М. предлагает «родословие Иисуса Христа», вписывая Его в историю евр. народа. Это представление о неразрывной связи Иисуса с евр. народом получает развитие далее, в интерпретации слов прор. Осии «из Египта воззвал Я сына Моего» (Ос 11. 1) как относящихся ко Христу. И родословие, и последующий рассказ о рождении Иисуса Христа имеют целью показать, что Он действительно потомок Давида, происходящий из Иудеи, вопреки сомнениям современников Иисуса, неоднократно упоминаемым в Евангелиях. При этом не только рождение Иисуса в Вифлееме, но и Его проповедь в Галилее рассматривается как исполнение мессианского обетования: М. приводит пророчество Исаии о том, что «Галилея языческая» будет возвеличена и ее народ увидит «великий свет» (Ис 9. 1-2). Контекст этого пророчества должен был быть хорошо известен читателям М.: оно связано с одним из ключевых мессианских текстов в Книге прор. Исаии: «Ибо Младенец родился нам - Сын дан нам… Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его» (Ис 9. 6-7). Так ветхозаветная аллюзия, к-рая должна была объяснить галилейское происхождение Иисуса, приводит к отправной точке рассуждений М.: Мессия, пришедший из Галилеи, есть потомок Давида.

http://pravenc.ru/text/2562632.html

  Когда избыток воздуха, находящегося около земли, скапливается и перетекает в эфирную область, его плотные и мутные слои, испаряясь отсюда, становятся как бы материей для огня и принимают явный облик звезды. Но та [звезда], которая появилась на востоке и побудила волхвов отправиться на поиски Родившегося, вскоре исчезла из виду и второй раз появилась уже в Иудее, когда волхвы пребывали в недоумении. Из этого [можно сделать вывод], что она слушалась чьих-то [приказаний], служила кому-то и появилась ради кого-то. В самом деле, она " пришла и остановилась над тем местом, где был Младенец " (Мф. 2:9). Поэтому и волхвы, " увидев ее, возрадовались радостию весьма великою " (Мф. 2:10). Восприимем же и мы в сердца наши эту великую радость. Именно эту радость благовествуют Ангелы пастырям (см. Лк. 2:10). Итак, приидите, поклонимся вместе с волхвами, воздадим славу вместе с пастырями и будем ликовать вместе с Ангелами. " Ибо ныне родился вам Спаситель, Который есть Христос Господь " (Лк. 2:11). " Бог Господь и явился нам " (Пс. 118:27), не в " Образе Божием " , чтобы не привести в трепет немощное [человеческое естество], но в " образе раба " (Филип. 2:6-7), чтобы освободить это порабощенное [естество]. Кто же так медлителен душой, кто так неблагодарен, чтобы не возрадоваться, не возликовать и не возвеселиться из-за этих событий? Это — общий праздник всей твари, который дарует миру то, что превосходит мир, посылает Архангелов к Захарии и Марии, являет Ангельские лики, восклицающие: " Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение " (Лк. 2:14).   Звезды сходят с небес, волхвы выходят из [среды] языческих народов, земля приемлет в пещере. И пусть никто не устраняется [от этого] , пусть не будет неблагодарных. Выразим же и мы наше ликование в словах; назовем наш праздник Богоявлением. Будем праздновать спасение мира и день рождения [нового] человечества. Ныне отменено осуждение Адама. Уже не [имеет силы Божественный приговор]: " прах ты, и в прах возвратишься " (Быт. 3:19), но [человек] через соединение с Небесным (1 Кор. 15:48) вознесен на Небо. Не [имеет силы и другой Божественный приговор]: " в болезни будешь рождать детей " (Быт 3:16), ибо блаженно [чрево], носившее Еммануила, и сосцы, питавшие [Его] (Лк. 11:27). " Ибо Младенец родился нам, Сын дан нам; владычество Его на раменах Его " (Ис. 9:6). Сердце мое расцветает, мысли мои бьют ключом, но неискусен язык, и не хватает слов для того, чтобы выразить столь великую радость. Итак, представляй себе вочеловечение Господа подобающим Богу образом. Считай Божество чистым и не оскверненным, даже если [Бог] соединился с материальной природой. Страстное [естество] исправляется, но Божество остается бесстрастным. Разве ты не видишь, что столь славное Солнце является в грязи, но остается незапятнанным, светит оскверненным, но не испытывает зловония.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=29&iid=402

Но зачем все это я сказал вам? Буду продолжать начатое. Ни еретик, ни иудей не смеет сказать, что у Бога и ангелов один образ и подобие. Разве ангелы, которые произошли, были помощниками Богу? Они были только слугами, которые восхваляли, благодарили Его, зная, что они произошли, что раньше не существовали и явились по благоволению Его благости; они были зрителями, созерцавшими то, что произошло после них. Они видели, как произошло небо из небытия, и ужасались; видели, как отделено море, и удивлялись; созерцали украшаемую землю, и трепетали. А что ангелы не были помощниками, а были дивившимися зрителями, об этом говорит Бог Иову: когда я сотворил звезды, восхвалили меня все ангелы и прославили (Иов. 38:7). Сотворим человека . Изречение указывает на говорящего и слушающего. Смотри, как всегда сияет луч православной веры; и солнце, блистая, присоединило свой луч. Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему . Соблюден и чин ипостасей, и единообразие существа. Сотворим человека по образу , — не по образам, потому что иной образ Отца, а иной — Сына. Сотворим , — чтобы показать множественность ипостасей; по образу нашему , — чтобы указать на единосущие. Кто был участником этого великого слова и чудного творения? Иудеи возражают (против признания этим участником Сына) и устыжаются, когда им замыкают уста; еретики безумствуют, оспаривая истину; слово благочестия имеет необоримое удостоверение. 7. Итак, откуда мы узнаем, кому сказал Бог: сотворим человека по образу , или кто Его советник? Сотворим требует присутствия на лицо советника. Блаженный Исаия говорит о Единородном Сыне Божием, пришедшем ради нас в нашем образе: младенец родился нам — Сын дан нам (Ис. 9:6). Отрок, раньше не существовавший, родился ; сущий же Сын дан . И нарекут имя Ему: Чудный, Советник , имя отрока, — как Сына по Божеству, как отрока — по человечеству. Велика совета ангел, чуден советник. Но если ты, пророк, называешь того советника, которому Бог сказал: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему , ангелом великого совета, то ты еще не указал на достоинство советника, о котором ты возвещал.

http://predanie.ru/book/219416-tom-6-kni...

   Все должно сочетаться, небо и земля вступить в единение, для того, чтобы нижнее сделалось верхним, чтобы был мир у тех, которые обитали далеко, и у ближних. Поэтому пастыри выслушивают радостную весть. Почему пастыри? Потому что мы заблудились на подобие овец, поэтому-то пришел для мира пастырь — Христос Иисус, Спаситель вселенной, и пастыри ради Пастыря получают радостную весть, и — слава в вышних Богу. Люди должны были прославлять и воссылать благодарность Пославшему на землю мир, потому что люди освободились от вражды, бывшей к Богу. «Во человецех благоволение» — надлежало, чтоб людям казалось хорошим то, что относилось к благочестию. Итак, пастыри, получив радостную весть и выслушав слово, увидели дела; пришли в пещеру; они не увидели ложа, не увидели постели, не увидели пригототовления трапезы, но сидящую Мариам и Иосифа, и возлежавшее дитя. Евангелист не говорит прежде всего об отце, но сначала говорит о Мариам, потому что она — поистине Мать, лучше же сказать: и Она сама не мать, так как Она не родила по естеству, но зачала преестественно. Она не знала происходившего, но была орудием Художника. Итак, они увидели Мариам и Иосифа и дитя; услышав слово, они увидели самые дела, удивились, были спасены. Дитя, конечно, лежало, терпеливо снося пока еще несовершенное развитие тела и перенося увеличение его; и, подобно тому, как художник взял и приготовил инструмент, чтобы, напр., игрок на цитре воспользовался затем цитрой, или стрелок надлежащим образом воспользовался затем луком и стрелой, — так и Иисус, входя в общение со всеми, понемногу растет. Почему же не вдруг? Почему сразу не стал совершенным мужем? Он пришел, чтобы подражать нашему естеству, чтоб освятить бренность чрез пример. Конечно, если бы Он пришел совершенным по возрасту, то еретики поспешили бы говорить: Дева не родила Его, Он не воспринял бренности от нашего рода. Итак, Он родился от Девы, восприяв от общей бренности, чтобы освятить Адама — Свое создание; и по этой причине Он растет понемногу, и хотя, как человек обращается с людьми, но, будучи Господом естества, жил безгрешно. Поэтому, когда ты услышишь о Нем — дитяти, то припоминай то пророчество Исаии, которое он произнес: «Младенец родился нам...; владычество на раменах Его, ...Бог крепкий, Князь мира, Отец вечности» (Ис.9:6). Когда услышишь о дитяти, то не презирай имени, но подивись человеколюбию Бога и подивись устроению спасения, чтобы тебе сделаться достойным слушания евангельских слов, тебе, сопутствуемому верою, упражняемому терпением, состязающемуся благочестием, усовершаемому любовью, ставшему всецело неповрежденным во Христе Иисусе Господе нашем, с Которым Отцу, со Святым Духом, слава, держава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3954...

Ныне исполнилось благословение Иаковлево. Явилось древо жизни, даровавшее смертным надежду. Ныне объясняется прикровенное Соломоново слово. Ныне родился Сын, и нарицается имя Ему: Чудный (Ис. 9:6), ибо действительно чудно, что Бог является младенцем. Червю уподобил Его Дух (Пс. 21:7), потому что рождается безмужно. Ныне делается понятным образ, предначертанный Духом Святым: восходит, яко корень… пред ним… яко корень в земли жаждущей (Ис. 53:2). Что сказано прикровенно, то ныне стало ясным. Царь, скрывавшийся в чреслах Иуды и похищенный Фамарью, ныне во всем великолепии явил красоту, какую возлюбила Его сокровенность. Руфь припала к Воозу, чтобы увидеть таившееся в нем врачевство жизни, ныне исполнилось её желание, потому что от семени её произошел Дарующий жизнь всему. Адам был причиной болезней происшедшей от него жены; ныне отъята болезнь её, потому что Дева родила ей Спасителя. Если родительницу Еву родил нерожденный муж, то не гораздо ли вероятнее, что дщерь Евы могла родить Сына безмужно? Девственная земля родила Адама — владыку земли; ныне Дева родила Адама — Владыку небес. Прозяб жезл Ааронов, и сухое древо принесло плод, тайна эта объясняется ныне, потому что рождает девственное чрево. Из сокровищницы Твоей, Господи, из сокровищ Писаний Твоих изнеси имена древних праведников, которые чаяли видеть пришествие Твое! Вместо Авеля родившийся Сиф в умерщвленном Адамовом сыне видел образ Того, Кто смертью Своей приведет в оцепенение зависть, введенную в мир Каином. Ной видел, что святые Божии сыны стали вдруг сластолюбцами, и ожидал святого Сына, Который освятит блудодействующих. Два брата, прикрывшие Ноя, провидели Единородного Божия, Который приидет и прикроет наготу упоенного гордостью Адама. Сим и Иафет, как милосердые, ожидали Сына Милосердаго, Который приидет и освободит Ханаана от греховного рабства. Чаял Его Мелхиседек; храня служение свое, устремлял он взор свой, желая узреть того Первосвященника, Который иссопом Своим убелит всю тварь. Лот, видя, что Содомляне извратили чин естества, провидит Господа естеств, Который даст святость паче естества.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Кто же так медлителен душой, кто так неблагодарен, чтобы не возрадоваться, не возликовать и не возвеселиться из-за этих событий? Это – общий праздник всей твари, который дарует миру то, что превосходит мир, посылает Архангелов к Захарии и Марии, являет Ангельские лики, восклицающие: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение» ( Лк.2:14 ). Звезды сходят с небес, волхвы выходят из [среды] языческих народов, земля приемлет в пещере. Никто не остался в стороне [от этого] 11 , нет никого неблагодарного. Воскликнем же и мы неким гласом радования: назовем наш праздник Богоявлением 12 . Будем праздновать спасение мира и день рождения [нового] человечества. Ныне отменено осуждение Адама. Уже не [имеет силы Божественный приговор]: «прах ты, и в прах возвратишься» ( Быт.3:19 ), но [человек] через соединение с Небесным ( 1Кор.15:48 ) вознесен на Небо. Не [имеет силы и другой Божественный приговор]: «в болезни будешь рождать детей» ( Быт.3:16 ), ибо блаженно [чрево], носившее Еммануила, и сосцы, питавшие [Его] ( Лк.11:27 ). «Ибо Младенец родился нам, Сын дан нам, владычество Его на раменах Его» ( Ис.9:6 ). Сердце мое расцветает, мысли мои бьют ключом, но не искусен язык, и не хватает слов для того, чтобы выразить столь великую радость. Итак, представляй себе вочеловечение Господа подобающим Богу образом. Считай Божество чистым и не оскверненным, даже если [Бог] соединился с материальной природой. Страстное [естество] исправляется, но Божество остается бесстрастным. Разве ты не видишь, что столь славное Солнце является в грязи, но остается незапятнанным, светит оскверненным, но не испытывает зловония. Напротив того, с кем Он достаточное время пребывает во общении, тех избавляет от гниения. Почему ты боишься признать, что бесстрастное и чистое Естество не воспринимает от нас никакой скверны? Он для того родился, чтобы очистить тебя через сродственное [с тобой естество]. Он для того возрастает, чтобы сделать тебя родным через тесное общение. О, глубина благости и человеколюбия Божия! Вместо этой превосходящей щедрости мы не верим Благодетелю; вместо великого человеколюбия Владыки мы противимся быть Его рабами.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

    Стала Дева Серафимом, украшенным многими именами и многими очами, увидевшими непостижимое видение. Как некий мысленный покров покрывает Она Телом Своим Вселенную, превосходя Херувимов. Ибо они отводят взор не в силах взглянуть на мысленный огнь Божества, Она же широко раскрытыми очами встречается с непостижимым и неусыпным взором Христовым, приветствующим Ее с желанием и любовью. Ангельские Воинства поклоняются Спасителю, не в силах взглянуть на Него или коснуться Его, Богородица же приветствовала Непостижимого поцелуем. О Дева, несущая чудо недоступного пониманию Таинства, Ты проповедовала во всей Вселенной веру, столь желанную Тобою.   Дева стала старше Ангелов, выше Херувимов и Серафимов, угодной Царю Христу как достойная раба и Мать, Которую почтил Бог. Непорочная Святая Мать, родившая Христа, пребывавшего и до Нее и сказавшего: «Прежде, нежели был Авраам, Я есмь». Ты прославила пещеру и почтила ясли. Ибо Дева, пещера и ясли, как Небо, вмещали Невместимого Бога и втроем служили Святой Троице. Когда Дева без боли родила в пещере Господа Неба и земли и положила Его в ясли, Ее окружили Ангельские Чины с пением: «Слава в вышних Богу, на земли мир, в человецех благоволение!».     И не спавшие в тот час пастухи услышали это ангельское славословие Спасителю и поспешили прийти и поклониться Свету, видя странное чудо – рабу Божию и земную Деву, ставшую небесной Невестой. Ибо Она предстала в пещере как Невеста и Брачный Чертог и Матерь Божия, когда родила младенца Христа, по пророческому гласу Исайи: «Ибо младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» (Ис. 9:6).     А после пастухов и волхвы с востока, ведомые яркой звездой, освещавшей им дорогу, после долгого пути пришли туда поклониться Родившемуся в Вифлееме. Как только пришли они в Иерусалим, они потеряли из виду звезду. Боясь не найти дорогу без проводника своего, они вынуждены были спрашивать жителей города о том, где родился Христос. Все удивились сему странному чуду. Ирод же, услышав об этом, сильно испугался и, созвав священников, стал их расспрашивать, где родится Христос. Они же, не скрывая, отвечали ему, признались, не солгав, ибо не могли они сокрыть лучей Солнца, и явили откровение Отца, истолкованное пророком, сказав, что Христос рождается в Вифлееме.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=2672

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010