Для этого могли использоваться либо жирные киноварные точки, либо киноварные инициалы, либо прямые указания в виде лемм на полях на начало и конец паримьи и время ее чтения. Нужно, кстати, заметить, что, раз возникнув, тот или другой способ членения текста был подвержен копированию, таким образом он оказывается одним из текстологически значимых признаков рукописной традиции. В исторических ветхозаветных книгах широко практиковалось внесение в текст или помещение на полях киноварных заголовков-лемм, помогающих ориентироваться в тексте. Вот, например, несколько заголовков из Бытия по списку конца XV в. РНБ, Кир.-Бел. 2/7 с указанием мест, при которых они находятся: о създании адамли 1:27; о десяти родех до ноя 5:1; о сътворении ковчега 6:13; о стлъпотворении 11и т. д. (Михайлов 1912, с. XLIII). В рукописи РНБ, Кир.-Бел. 3/8 этого же времени заголовки иные: о ковчези 6:8; о бытьи авраамли в егупте 12(Михайлов 1912, с. XLV). Легко заметить различие заголовков по форме и месту расположения, их совпадения с началом паримий не имеют систематического характера. Дополнительные материалы по книге Бытия см.: Михайлов 1912, с. XLVI, LXXV, LXXVIII, LXXXIII и др. Тематические заголовки встречаются и в других книгах. Например, в книге Иисуса Навина по рукописи РГБ, Сев. 1/1431 (Восьмикнижие, южнослав. список) имеются такие заголовки: 1зде глеть, исусь рувиину и гаду и полуплемене манасиина давь оружиена брань презь иордань; 2здесь пусти исусь сходникы во иерихонь; 4заповедь исуса о 12 камень и др. Эти же заголовки помещены на полях рукописи РГБ, Рум. 29 (Восьмикнижие и Царства, южнослав. список 1537 г.) (Лебедев 1890, с. 54,56). В книге Числ по русскому списку XV в. РГБ, Унд. 1 имеются такие заголовки: 9о пасце, 13хожение в ханаон 1521; суботе, 18о жезлех, 20о съмръти аар21;нове, 25о финеесе, 27о части дъщерем, 27о смрти моисеове. В некоторых случаях такие заголовки разрастаются до сжатого изложения содержания определенного пассажа, что называется в схоластической традиции аргументом. Так, в южнославянском списке XV в. (РГБ, Муз. 3750) эпизод встречи Саула с эндорской волшебницей в 1Цар. 28:7–14 открывается следующей киноварной вставкой: зде саул оставии въпрашаетъ жен31; вльхв31;. и она же въстави ему пророка самуила лъжне по попущению бжиюи по развранному его срдцу. Еще одна вставка завершает эпизод: въставленыи же жено31; самуил и главыи саулу въсе яже ему в начяле самуил рече по попущению бжию. и не самуилъ с въсеко, н31; привидение некое и вълепот31;, л. 38 об. Эти же записи с небольшими лингвистическими отличиями помещены в другом южнославянском списке XIV в. (РНБ, F.I.461) на поле.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

[xxxv] Глубоковский Николай Никанорович - профессор, доктор богословия, библеист-экзегет, патролог, историк Церкви. С весны 1920 г. и до своего отъезда в августе 1921 г. в Финляндию преподавал Св. Писание Нового Завета в Петроградском Богословском институте. [xxxvi] Карсавин Лев Платонович (1882-1952) - русский религиозный философ, историк-медиевист, профессор СПб университета, с 1920 г. по 1922 г. - профессор Петроградского Богословского института, где преподавал греческий язык, после ареста прот.Н.Чукова - и.о. ректора института. (См.: http://www.bogoslov.ru/text/747541.html ). [xxxvii] Часовня Череменцкого монастыря находилась на Моховой улице, и на той же улице была церковь Симеона и Анны, в которой служил о. Сергий Бычков, впоследствии - епископ Симеон. Предположительно еп. Венедикт и прот.Николай посетили именно этот храм. [xxxviii] Архимандрит Досифей (Степанов) - настоятель Феодоровского собора (б.подворья Феодоровского Городецкого монастыря Нижегородской епархии). В 1922 г. уклонился в обновленчество, в 1923 г. принес покаяние Патрирху Тихону и был принят в общение, а 1926 г. снова уклонился и стал обновленческим епископом. [xxxix] Прот. Иоанн Иоаннович Чокой - служил в Вознесенской церкви. [xl] Прот.Павел Петрович Виноградов (1856 г.р.) - настоятель Вознесенской церкви, благочинный. [xli] Пелагея Дмитриевна Новицкая - мать новомученика Юрия Петровича Новицкого. [xlii] Архиепископ Тверской Серафим (Александров), член Синода при Патриархе. [xliii] Антоний (Вадковский) митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский (1846-1912), с 1900 г. - первенствующий член Св. Синода; покоится на Никольском кладбище Лавры. [xliv] Прот.Теодорович Лев Михайлович - родом из Волынской губернии, служил в храмах Варшавы, с 1915 г. проживал в Петрограде, в 1922 уклонился в обновленчество и с марта по сентябрь 1923 г. был настоятелем Казанского собора, в 1926-1927 гг. - обновленческий настоятель Исаакиевского собора. [xlv] Прот. Кедринский Павел Антонович - настоятель церкви Владимирской иконы Божией Матери.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Архив Пн Состоялось заседание Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством 17 июля 2012 г. 11:17 16 июля 2012 года в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата состоялось очередное заседание Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством. В заседании Комиссии приняли участие председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион , митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий , архиепископ Можайский Григорий , архиепископ Тульчинский и Брацлавский Ионафан , епископ Дмитровский Феофилакт , епископ Гомельский и Жлобинский Стефан , заместитель председателя ОВЦС МП протоиерей Николай Балашов , благочинный Богоявленского округа г. Москвы архимандрит Дионисий (Шишигин) и секретарь Комиссии иерей Иоанн Миролюбов. Был заслушан доклад митрополита Волоколамского Илариона о результатах деятельности Комиссии, текущих вопросах служения старообрядных приходов Русской Православной Церкви, а также о современном состоянии отношений со старообрядческими согласиями. Участники заседания высказали ряд предложений по дальнейшей деятельности Комиссии и отметили, что ее активность напрямую связана с развитием учрежденного в 2009 году Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции . Обсуждалось также содержание поступивших в Комиссию сведений из епархий, были высказаны пожелания по программе празднования 100-летия Первого Всероссийского единоверческого съезда (1912). Был принят отчет Комиссии о проделанной работе, который будет представлен на рассмотрение Священного Синода Русской Православной Церкви. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 19 апреля 2024 г. (6 апреля ст.ст.) пятница Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского (582). Равноап. Мефодия, архиеп. Моравского (885). Прп. Платониды Сирской (308). Мчч. 120-ти Персидских (344–347). Мчч. Иеремия и Архилия иерея (III). Мчч. Петра Жукова и Прохора Михайлова (1918); сщмч. Иоанна Бойкова пресвитера (1934); сщмч. Иакова Бойкова пресвитера (1943); прп. Севастиана Фомина, исп. (1966). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XLV, 11–17 . На веч.: Быт. XXII, 1–18 . Притч. XVII, 17 – XVIII, 5 . 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/2349161.ht...

§ II. T. LXV, col. 029C. Cnfr. § XXII, col. 933B. 847 Ср. Марка П. Lib. cit. § 2. T. LXV, col. 929C: «царство небесное не есть награда за дела, но благодать Владыки, уготованная верным рабам. 848 Первоначальный и собственный смысл μισθο’ς всецело окрашен оттенком юридическим. Так, у ап. Иакова ( Иак.5:4 ) μισθο’ς означает мзду, поденную плату работников. Вообще μισθο’ς=ck. midha борьба, др. бакт. mizhda; готск. mizdo; др. нем. meta mieta; Латинский miles; Латышск. mesli подать, пошлина; слав. мзда. Мзда есть самый точный перевод μισθο’ς, потому что в обоих случаях разумеется уплата кому-нибудь должного за известное время (борьбы), в частности солдатское жалованье. Μισθο’ς называлось также вознаграждение софистов за образование юношей». Cremer, S. 697. Ср. Проф. Прот. М. И. Орлов. Пасхальное огласительное поучение. Хр. Чт. 1896. Март – Апрель, стр. 498, прим. 39. 850 Ср. Климент A. Paedag. L. I, c. I, col. 249В: «увещательный характер ( προτρεπτικι’) носит на себе все христианское учение ( πσα γεοσε’βεια), пробуждая в душе прирожденное ей стремление к (истинной) жизни в настоящем веке и в будущем. 860 Ср. Григорий Б. Or. XLV, c. XVII, col. 648A: «жизнь no Богу горька и Трудна, особенно для начинающих». И. Златоуст In loann. H. LXXVII, c. IV, col. 418 (T. LXI). Е. Ф. Толков. перв. восьми гл. Римл. ( Рим.6:14 ), стр. 360: «грешащий знает одну сладость от греха, сладости же от добра не знает». 865 Способность нравственной личности человека реагировать на эти представление будущего суда свидетельствует однако все же, что богоподобная сторона в человеке еще не совсем подавлена, что она начинает в нем пробуждаться и заявлять о себе. 867 Когда враг представлял Антонию В. «приятность удовольствий», то подвижник приводил себе на память огненное прещение и мучительного червя, и, противопоставляя это удовольствию, оставался невредимым». Vita Antonii. 6, col. 84ДС. 870 См., напр., Григорий H. Or. catech. c. VIII. T. XLV, col. 36CD. Cp. De beat. Or. III, col. 1221AB. Григорий П. De mentali quiet., col.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

И если эти люди исчезнут, то я гарантирую нашему отечеству долгие годы спокойствия, относительного, конечно, и без ежедневных убийств сотен верных слуг Государя и отечества. Итак, я прошу Вас дать мне устное разрешение на ряд таких необходимых экзекуций; без него я не могу взять это на свою личную ответственность. И Вы знаете, Михаил Александрович, что мне ответил наш благородный " конституционный " председатель Совета министров? - Он сказал мне (дословно): " Вы забываете, Петр Иванович, что мы не в Афганистане и не в Персии. Я не могу дать Вам такого разрешения " . Тогда, - возразил я, - мы не в силах будем остановить тот террористический поток, который прольется на Россию и в случае - не дай Бог - какой-нибудь новой войны, неизбежно приведет к общей революции и к концу Императорской России» [xliv] . Таков был ответ премьера, в общем-то - повторим - не отличавшегося щепетильностью во многих иных случаях. Что же могло явиться препятствием? - Не исключено, что родственные связи. Дело в том, что племянником П.А. Столыпина был известный эсер А.М. Устинов (1879-1937). Алексей Михайлович родился в Саратовской губернии в богатой помещичьей семье. В 1904 г. окончил историко-филологический факультет Московского университета. Стал членом партии левых социалистов-революционеров. В 1902-1907 гг. трижды арестовывался. За участие в терроре был лишен дворянства. В мае 1908 г. А.М. Устинов был приговорен к административной высылке на три года в Вологодскую губернию, замененной принудительной эмиграцией на срок до мая 1911 г. (Тут хлопоты влиятельного дяди видны уже невооруженным взглядом.) На родину, однако, Устинов предусмотрительно не вернулся: 1 сентября всесильный родственник был убит. До февральского переворота 1917 г. Алексей Михайлович жил попеременно во Франции и Швейцарии, окончил агрономическое отделение Цюрихского политехникума. Во время июльских событий 1917 г. в Петрограде арестовывался Временным правительством. После прихода к власти большевиков был членом ЦК левых эсеров, членом коллегии наркомзема РСФСР. В 1920 г. вступил в РКП(б). В 1920 г. А.М. Устинова, как известного эсеровского боевика и опытного конспиратора, направляют на службу в разведку. В 1920-1921 гг. он является начальником Информационно-статистического отдела Регистрационного управления Полевого штаба РВСР, а также помощником начальника Регистрационно-разведывательного управления Штаба РККА. Вскоре его признают способным совместить разведывательную службу с дипломатической работой. В 1921-1924 гг. он являлся 1-м секретарем Полномочного представительства РСФСР (а затем СССР) в Германии; в 1924-1929 гг. - полномочным представителем СССР в Греции; в 1930-1932 гг. - уполномоченным НКИД СССР при СНК Грузинской ССР; в 1934-1937 гг. - полномочным представителем СССР в Эстонии. На этом посту он и скончался в Таллине [xlv] . Как видим, репрессии обошли А.М. Устинова стороной.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Помолитесь за меня, Вас приветствуюшего и в сердце своем поклоняющегося нашему возлюбленному Иисусу Христу. Деньги мной переданы. Проценты взяты, из них десять рублей добрейшая заимодавица предоставила на мое усмотрение. Остальные деньги доставите по мере возможности. Христос с Вами! Всегда благодарно-любящий Протоиерей Валентин Амфитеатров . 1896. 24 Дек. Москва. XLIV 20 † Высокочтимая Екатерина Михайловна! Во исполнение, по содержанию письма Вашего от 27-го декабря сего года, имею честь почтительнейше просить о передаче пятисот рублей (500) предъявителю этих строк крестьянину Александру Павловичу Мальцеву. Искренно сожалею о том, что болезнь тяжелая удручает Вас. Несомненно, под влиянием недуга написали Вы мне письмо столь нерадостного содержания. Дай Бог , чтобы отходящему году отдать все печали прошедшего. Вступление же в дни Нового Года, молюсь, да будет исполнено благополучием и радостями для Вас и любящих чад Ваших. Путешествия Вашего в Тверь, то есть причин, вызывающих путешествие, не уразумею. Поусердствуйте, прошу, передать глубокое уважение мое достойнейшему Отцу Серапиону. Христос с Вами! Ваш покорный слуга Протоиерей Валентин Амфитеатров . 1896. 30 Декабр. Понедельник. XLV † Досточтимая Екатерина Михайловна! Сейчас получил с почты денежный пакет на сто рублей, предназначенные на поминовение при молитвенных Богослужениях. И первым, и вторым, и последним чувствованием, вызываемым щедротами Вашего милосердия, – благодарность. Как Вы великодушно цените труд и нужды других, дай Бог, чтобы в той же мере благожелания и молитвы о Вас и о дорогих Вашему сердцу людях были услышаны на высоте милосердого и всемогущего престола Божия. Дороже денег в пакете было письмо Ваше. Оно меня не обрадовало. Сквозной ветер проникает все строчки. Вы почему-то более и более становитесь мнительнее относительно достоинства нравственного у других. Можно ли, согласитесь, с церковной кафедры принимать слова, обращенные к тысяче разнородных слушателей, за личный намек на кого-либо из присутствующих? Нужно быть проповеднику дерзким до отчаянности, чтобы он коснулся душевной раны кого-либо из своих слушателей. Проповедник берет темы общего характера и пред слушателями заявляет, как в родном кругу знакомых, и радости и скорби, близкие их сердцу, как христиан. Молюсь, чтобы Господь Своей благодатию обрадовал Вас. Знаю я, что Вы – изнурены суровыми обстоятельствами жизни, но знаю, что только сильным духом посылаются страшные искушения. Знаю я, что адмиралу корабля, переплывающего океаны и моря, скучно, неприятно быть лишь кормчим на пароходе, делающем краткосрочные рейсы в одном и том же направлении. Но есть и утеха – спокойнее, яснее, а для самоуглубления внутреннего надежнее. Господа ради, не грустите: поднимайте паруса, сохраняйте якорь, и плывите вперед, все вперед к благополучной пристани, где вера, надежда и любовь ожидают с победным венцом тех, кто лелеял их в жизни своих земных странствований.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

anath. IV с. Theod. Migne, LXXVI, 413, – Деян. II, 152). Вот почему Кирилл чаще говорит о едином Христе, о едином воплотившемся Слове, Господе и Сыне, чем о едином лице. Πρσωπον у Кирилла слабее, чем πστασις. Феодорит также учил об ν πρσωπον, но у него δο ποστσεις= ν πρσωπον. Очевидно, что его πρσωπον не то же, что πρσωπον у Кирилла. У Феодорита πρσωπον, может быть, есть результат соединения души и тела в человеке, божества и человечества во Христе, – есть нечто сложное. Что такое понятие о πρσωπον возможно и было не чуждо антиохийской школе, показывает христология Феодора Мопсуестского: ех lib. de inc. VIII: Migne, LXVI, 981. И Феодорит говорит: τν προσπων τ ν (Eran. dial. III: Migne, LXXXVI Ι, 252), νωσις προσπου (De inc. Dom. XXII: LXXV, 1460), тогда как Кирилл объявлял такие выражения не сообразными с учением Слова Божия (ер. I ad reg. XII: LXXVI, 1220). Далее Феодорит выражается ν πρσωπον διαρετον (с отвлечённою возможностью διαιρεν: Eran. dial. III: LXXXIII, 252) потому, конечно, что νωσις= ν πρσωπον предполагает разделение (как прежде данное: repreh. III anath. Migne, LXXVI, 404)... 334 Epist. XL (XXXV) ad Acac. Migne, LXXVII, 192. 193 cfr. epist. XLV (XXXVIII) ad Succens. Migne, LXXVII. 232. 340 Mansi, V, 1374 (с. III). «Возвеличило человеческое»: таким образом, Лев воплощение Сына Божия рассматривает не только как уничижение Сына Божия, но и как прославление человечества. 346 Mansi, V, 1371 (с. III), стр. 520. Согласное с посланием Льва вероопределение IV всел. собора в своей отрицательной части направлено против Несториан и Евтихиан, а в положительной части дает три тезиса: а) полнота естеств во Христе; b) их соединение неслитное, неизменное, нераздельное, неразлучное; с) их соединение в одну ипостась. 347 Макарий Антиохийский: «одно лицо во Христе Спасителе и у Него, как одного, одно хотение» (Mansi, ΧI, 516, – Деян. VI, 352); «исповедуем в Господе нашем Иисусе Христе одно ипостасное хотение и богомужное Его действие, потому что вочеловечившийся Бог Слово совершал и божественное не как Бог, и человеческое не как человек, но совершал некоторое новое богомужное действие» (Mansi, XI, 349, стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

1427 Ср. Нил C. Lib cit. De superbia; col. 1161C. Исидор П. Т. LXXVIII, col. 1013 Cnfr. Феофилакт. In. cap. VII Marci; in. cap. XVIII Lucae. Cm. Snicerus. T. II. col. 1377–1378. 1428 Так. обр., «тщеславие» и «гордость» стоят в полной, решительной, диаметральной противоположности к добродетели «смирения». Cp. И. Златоуст T. LV, col. 466. В ней различаются два момента, две ступени. Первая ступень состоит в том, чтобы «почитать брата своего разумнее себя, по всему превосходнее, – почитать себя ниже всех». «Второе же смирение состоит в том, чтобы приписывать Богу свои подвиги, – это совершенное смирение святых». Авва Дорофей Doctr. II. c. VI. col. 1645C. Cnfr. Василий В. Adversus iratos, c. V. col. 364C. Reg. br. tr. inter. CXCVIII. T. XXXI. col. 1213B. 1433 Все указанные термины взяты нами из писаний преп. И. Лествичника. Gr. XXIII, col. 965С. Определение того, что называется, в частности, ξουδενοσις, мы находим, напр., у Аввы Дорофея. По его словам, уничижение бывает тогда, когда человек не только осуждает (другого), но презирает его, т. е. гнушается ближним и отвращается от него, как бы от какой гадости; это хуже осуждения и гораздо пагубнее. Doctr. VI, col. 1692А. 1436 И. Кассиан. De coenobior. instit. lib. XII, c. И, col. 423–424. Cp, И. Лествичник. Gr. XXIII, col. 965C. Евагрий П. De octo vitios. cogit, c. IX, col. 1276A. Пил C. Lib. cit. c. XVII, col. 1161D. 1438 Евагрий П. De octo vit. cogit, c. IX, col. 1276A. Нил Син., col. 1461 C. И. Кассиан. De coenobior. inst. lib. XII, c. I, col. 422. Василий B. Advers. Eunom. lib. I, c. XIII. T. XXIX, col. 541B. Григорий Н. De virginitate c. VI. Hist. Laus, c. XXXIV, coL 1097A. И. Златоуст. Lib. cit. Homil. IV. c. III. T. LVl, col. 121. Кирилл A. T. LXXIV. col. 113. 1439 Такое значение двух последних «страстей» вполне согласно и с тою общею оценкой сравнительной тяжести различных грехов, по которой грехи, касающиеся «разумной части» души, наиболее тяжки. Ср., напр., Григорий Н. T. XLV, col. 221. 1442 К активным страстям следует отнести все страсти, кроме «уныния» и «печали», которые, по их существу и действию на душу, являются скорее пассивными патологическими состояниями. По словам преп. Исаака C., «не все страсти ведут борьбу наступательно». «Нерадение, уныние, печаль не нападают наступательно и смело, но только налагают на душу тяжесть». Λ. VIII. σ. 54. Эти аффекты служат следствиями чрезмерной активности других предшествующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

Удаление аскетов от людей, на которое указывает Zöckler, в качестве совершенно не благоприятствующего условия для развитие в них «зависти», если не устраняется, то ослабляется тем, что, по свидетельству самих аскетов, аналогичная «зависти» страсть гнева (passio irae), напр., очень часто имела место и достигала сильного развития и в одиночной жизни, в удалении от людей 1628 . Следовательно, стремление Zöckler’a во что бы то ни стало обесценить значение восточной аскетической схемы восьми главных пороков не достигает своей цели и оказывается, при ближайшем его рассмотрении, не научным, а тенденциозным, предпринятым в угоду протестантской доктрине. Правильный взгляд на эту формулу он высказывает не в разбираемом сочинении, а в другом: «Askese und Mönchtum», где он признает и ее историческое значение, и принципиальное этико-религиозное значение, стоя на более беспристрастной почве объективного исследования, отрешенной от конфессиональных предубеждений. 1040 С присутствием в глубине природы человека «темных сил, способных при благоприятных обстоятельствах развиться до чудовищных. размеров» должны считаться и представители юридической науки, в частности уголовного права. Cp. И. В. Михайловский . Наказание, как фактор культуры. Вопросы Фил. и Псих. 1905 г. Март–Апрель (кн. 77), стр. 255. Г. Михайловский справедливо видит причину этого явление в первородном грехе человека. Стр. 261. 1041 По мысли св. Григория H., если человек для того получает бытие, чтобы соделаться причастником Божественных благ, то он и устроен так, что имеет способность к причастию благ. В естестве человеческом срастворено нечто сродное с Божеством, чтобы человек, сообразно с этим и желал ему свойственного. Человек, приведенный в бытие для наслаждения божественными благами, должен был иметь в природе своей нечто сродное с тем, чего он должен быть причастен. Or. catech. C. V. T. XLV, col. 21 C. Cp. col. 24C. 1042 Исаак C. Λ. LXXXVI. σ. 521. Ср. Преосв. Феофана Толков. Посл. Ефес. ( Еф.5:7 ), стр. 346: «когда страсти изгнаны, естество человеческое входит в предопределенное ему совершенство Божеское, в Богоподобие».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

В октябре 1846 г. Достоевский поссорился с Некрасовым и его журналом «Современник» из-за того, что стал печатать свои повести в «Отечественных Записках» Краевского, а в начале следующего года совершенно прекратил общение с Белинским после ссоры «из-за идеи о литературе и о направлении в литературе». Впоследствии Достоевский писал, что разошлись они «от разнообразных причин, весьма, впрочем, неважных во всех отношениях» («Дневник писателя», 1873, II). Это и значит, что ссора была подготовлена уже задолго до ее наступления постепенным обнаружением глубокого различия их мировоззрений. Не только отношение Белинского ко Христу, самая сущность его взглядов на отношение между обществом и индивидуумом, например, убеждение в том, что преступления сполна обусловлены несовершенством экономического строя, вскоре должно было оказаться неприемлемым для Достоевского, так как оно связано с унизительным для человека отрицанием свободы и нравственной ответственности. В 1847 г., приблизительно около времени поста, Достоевский стал посещать пятницы Петрашевского и брать книги из библиотеки его кружка («Красный Архив», XLV). Общение с петрашевцами не возвратило Достоевского к взглядам Белинского, а скорее, наоборот, ускорило осознание им религиозно-философских основ его несогласия с атеистическим социализмом, надеющимся осуществить счастье человека путем превращения общества в муравейник. По свидетельству Спешнева, «На Федора Михайловича Петрашевский производил отталкивающее впечатление тем, что был безбожник и глумился над верою» (О. Миллер, 91). В одной из своих речей он назвал Иисуса Христа «демагогом, несколько неудачно кончившим свою карьеру» 44 . Личность Петрашевского вообще не нравилась Достоевскому; он считал его «агитатором и интриганом» (Яновский, 819). На вопрос Яновского, почему он посещает пятницы Петрашевского, Достоевский отвечал: «У него можно полиберальничать, а ведь кто из нас смертных не любит поиграть в эту игру, в особенности, когда выпьет рюмочку винца... Но вы туда никогда не попадете – я вас не пущу».

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/dos...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010