е) Отношение Г. Управляющего Московской Синодальной Типографией (на имя Преосвященного Ректора Академии) от 28 апреля за 8069: „С глубокой благодарностью возвращая вместе с сим особой посылкой одну из присланных при отношении, от 14 января сего года 11, рукописей Московской Духовной Академии, именно за 381, имею честь уведомить о сём Ваше Преосвященство и присовокупить, что другая рукопись будет возвращена по миновании в ней надобности, что ожидается в непродолжительном времени“. Справк а: Возвращённые рукописи сданы в фундаментальную библиотеку под расписку г. библиотекаря. ж) Отношение Управления Императорской Публичной Библиотеки от 31 мая за 895: „С Высочайшего разрешения, Императорская Публичная Библиотека имеет честь препроводить при сём в Московскую Духовную Академию, сроком на три месяца, для научных занятий ординарного профессора Академии Г. А. Воскресенского, рукопись, содержащую Апостол и хранящуюся в Библиотеке под 27, собрания Погодина с тем, чтобы эта рукопись, во всё время пользования ей, хранилась в Московской Духовной Академии“. з) Отношение Совета С.-Петербургской Духовной Академии от 13 мая за 932: h6C (Продолжение следует)н6С . 752 Эли Сорен. История Италии от 1815 года до смерти Виктора Эммануила. Пер. с фравц. Чепинской. СПб. 1898, – Стр. 119. 769 Совокупность мусульманских законов, утверждающихся на Коране, называется шариат. Магомет называется шарием – законодателем (корень слова шарий означает приготовлять путь, начать). Сведения о религиозно-нравственных обязанностях мусульман можно найти в книгах, которые были указаны, как содержащие биографию Магомета. О культе святых можно найти сообщения у г-на (ныне протоиер.) Позднева в его книге „Дервиши“. Новые данные об этом нередко даёт Гольдциер в Revue de l’Histoire des Religions (См. T. XLV). На русском языке сведения о мусульманском праве можно найти в трудах Торнау – Изложение начал мусульманского законоведения, мусульманское право, особенности мусульманского права, Фан ден Берга – Основные начала мусульманского права. Перечень пособий для изучения мусульманского права даётся г. Крымским в его книге „История мусульманства“. Много небольших статей – нередко принадлежащих тоже перу г. Крымского – можно найти в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона (к сожалению, здесь даются иногда сведения противоречивые. Так в статье о кади читаем, что он ниже муфтия, а в статье о муфтии, что он ниже кади, между тем обе статьи принадлежат одному и тому же автору. Сравн. полутома 26 страницы 875–876 и 39 страница 244).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

– Ну хорошо, хорошо! Приготовьте тронный зал, через полчаса заседание. – Ой, у меня на завтра уроки! – пожаловался один. – А мне карту надо рисовать. – А мне шесть примеров задали и целую страницу… – Завтра не пойдете в школу! – грозно перебил их Матиуш. Лакеи вежливо поклонились и, как в прежние времена, бесшумно направились к двери. Но в дверях опять чуть не вспыхнула драка, один толкнул другого, и тот ударился головой о притолоку. XLV Примчался Фелек: чумазый, потный, в рваных брюках. – Все в порядке. Обещали быть, – доложил он и стал рассказывать о себе. – В газетах писали правду: я воровал деньги и брал взятки. Когда ты вместо себя посылал меня на аудиенции, я выдавал ребятам не все подарки. То, что мне нравилось, оставлял себе. За взятки я давал подарки получше и подороже. А мои приятели, в том числе и Антек, являлись каждый день и брали что хотели. Да, все это я делал, не отпираюсь, но шпионом не был. Я действовал по указке журналиста. Это он велел, чтобы меня величали бароном. Он подбил меня потребовать орден. Прикидывался моим другом. А в один прекрасный день приказал подделать твою подпись под документом, в котором говорилось, будто ты даешь отставку всем министрам, взрослых лишаешь всех прав и передаешь бразды правления детям. Я не согласился. Тогда журналист надел шляпу и сказал: «Хорошо, я немедленно иду к королю и доложу ему, что ты воруешь деньги и берешь взятки». И я струсил: «Откуда ему все известно? – ломал я себе голову. – Наверно, такая у них профессия». Оказалось, он – шпион. Но это еще не все: он подделал одну бумагу – воззвание к детям всего мира. Матиуш, заложив руки за спину, шагал по кабинету. – Да, натворил ты дел! Но я тебя прощаю. – Прощаешь? Правда? Тогда я знаю, что делать. – Ну? – Расскажу все отцу, а он меня так отлупит, что век не забуду! – Не надо, Фелек. Можешь искупить свою вину иначе. Время сейчас тревожное, и мне нужны верные люди. Ты мне пригодишься. – Их сиятельство господин военный министр! – доложил гофмейстер. Матиуш надел корону – ох, до чего же она тяжела – и вошел в тронный зал.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=159...

Мне желалось-бы знать, поскольку экземпляров остается каждой из моих книг, еще непроданных. Не пора-ли подумать о новом издании какой-либо из них? Истории Русской Церкви у меня здесь еще довольно. Вы спрашиваете, не публиковать-ли о проповедях моих в газетах. Пожалуй. Но разве в одних только С.-Петер. Ведомостях, как наиболее распространенных. Да притом немного еще повременить-бы, пока число подписчиков на газеты увеличится и время ближе будет к посту. Довольно опубликовать раза три. Здоровье мое, кажется, пришло в свое обыкновенное состояние, бывшее до болезни. Продолжаю, впрочем, употреблять лекарства, прописанные тобою. Не они-ли и принесли мне существенную пользу, как прописанные от искреннего участия и с искренним благопожеланием? По крайней мере, я так верю. С новым годом у нас однако же новостей никаких. Нет-ли у вас? Если есть: поделитесь. XLV 13 января. Я уже жаловался тебе, что доселе не получаю ни одной газеты, на которые подписался за меня г. Нильский. Теперь снова повторяю ту же жадобу и прошу справиться у Нильского, точно-ли он подписался, и, если да, чтобы обратился к самым местам, где он подписался, с требованием должного. Ужели надобно предположить, что доселе ни одна из этих газет не выходила? А в объявлениях то чего не обещали?... Ох, русское молодечество! Христианское Чтение, из рук вон, плохо. А рассылается оно подписчикам еще хуже. Я порадел было для него в прошлом году и увеличил число подписчиков на него ста на два в моей епархии. И что-ж? Одни, вместо десяти экземпляров, получили по одному по два, а другие по пяти, по шести книжек за год. Три раза от-носилась консистория в редакцию, и никакого ответа. Теперь принужден писать туда сам. И отселе мои Тамбовцы не хотят уже подписываться на Христианское Чтение. По делом! Погода у нас стоит хорошая, дни увеличиваются, на душе веселее. XLVI 25 января. Из газет я не получаю только «Русского Мира» и «Духовной Беседы». Прочие уже высылаются. О первом скажите Нильскому, а о последней о. ректору семинарии: он сам назвался высылать ее мне, – пусть же и высылает. За прошлый год я получил уже от него эту газету.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

В соответствии со ст. 134 религ. орг-ции Макао могут поддерживать и развивать отношения с религ. объединениями (орг-циями) любых государств, а также с международными религ. объединениями (организациями); гос. принадлежность разрешается обозначать как «Китайский Макао». История Древнейшие археологические культуры на территории К. Самыми ранними памятниками человеческой деятельности (не вызывающими сомнения у специалистов) являются находки из нижнего слоя стоянок Сихоуду (ок. 1,8 или 1,5 млн лет назад) и Юаньмоу (ок. 1,7 млн лет; здесь обнаружены останки homo erectus или австралопитека). Одна из трудностей изучения древних человеческих останков в К. состоит в том, что они нередко фрагментарны и не вписаны в систему, разработанную для Зап. Евразии и Африки. По оценкам большинства специалистов, появление древнейшего человека на территории К. связано с миграцией, но дальнейшее развитие (до прихода неоантропов) происходило на местной основе. Среди памятников, датированных в пределах 1,5 млн - 130 тыс. лет назад (в основном синхронны Ашелю), особенно важны расположенные в у. Ланьтянь (пров. Шэньси), соотносимые с «ланьтянским человеком» (даты спорны: от 800-650 тыс. до 1,15-1,13 млн лет назад), Чжоукоудянь (близ Пекина), где найден синантроп (600/500-200 тыс. лет назад). Памятники с останками человека более позднего времени (в основном синхронны Мустье на западе) обнаружены в у. Дали (пров. Шэньси; 200-100 тыс. лет назад), Динцунь (пров. Шаньси; ок. 100 тыс. лет назад), близ г. Ушэньци (Внутр. Монголия; останки близки к «динцунскому человеку»), Сюйцзяяо (север пров. Шаньси; останки 10 особей; 70-60 тыс. лет назад), Шицзышань (у. Цюйцзян, пров. Гуандун; возможно, схож с «гейдельбергским человеком»; 100 тыс. лет назад). Находки позволяют выделять несколько традиций в производстве орудий и разные линии развития древнего человека. Предполагается, что древнейшие люди совр. вида появились на территории К. ок. 100 тыс. лет назад, но вероятнее всего - во время новой волны миграции с запада 80-20 тыс. лет назад. Памятники позднего палеолита (XLV-X/VII-е тыс. до Р. Х.; мезолит для Вост. и Юго-Вост. Азии, как правило, не выделяют) в сев. части совр. К. в основном близки к сибирским, находки в Южном К.- к известным в Юго-Вост. Азии, напр. в пещере Тунтяньянь (Гуанси-Чжуанский автономный р-н; ок. XL тыс. до Р. Х.). В бассейне Хуанхэ выделяют особые традиции (Чжиюй и др.). С территории Южного К. не позднее XXX тыс. до Р. Х. население мигрировало на о-в Тайвань (тогда имел сухопутный «мост» с континентом). Эпоха древнейших аграрных очагов и государств

http://pravenc.ru/text/1841141.html

там же), однако сохранилась и такая грамота (1387 г.), где король дает клятву обращать подданных своих в повиновение римской церкви и даже принуждать – immo compellere (см. там же, стр. XLV). Грамота запрещает между прочим и смешанные браки (между лицами восточно-православного и западно-католического исповедания) и, в случае нарушения запрещения, разрешает даже насильственное обращение в католичество того из супругов, который принадлежит к греко-православной церкви. Таким образом, католическое исповедание сразу становится господствующим и получает ряд привилегий. В своей ревности прозелита Ягелло издает в 1413 году известное городельское постановление, закрывающее доступ к государственным должностям для лиц не католического исповедания: et huiusmodi dignitarii non eligantur, nisi sint fidei catholicae cultores et subjecti sanctae romanae ecclesiae, nec etiam aliqua officia terrae perpetua, ut sunt dignitates castellanatus etc., nisi christianae fidei cultoribus conferantur… Praeterea praedictis libertatibus, privillegiis et gratiis tantummodo illi barones et nobiles terrae Lithuaniae debent uti et gaudere, quibus arma et clenobia nobilium regni Poloniae sunt concessa, et cultores christianae religionis, romanae ecclesiae subjecti et non schismatici vel alii infideles. (Макарий, т. IX. стр. 10). Правда, стеснительные меры относительно православия на деле не всегда соблюдались, а городельское постановление впоследствии даже было отменено, однако интересы православия все же терпели постоянно в Литве немалый ущерб. Начать хотя бы с того, что оно не имело здесь государственного значения. Литовский митрополит поставлялся константинопольским патриархом и затем последний не вступал ни в какие отношения к литовской иерархии и пастве. Между тем римский первосвященник имел огромное влияние и на поставляемое им духовенство и на народ и на правительство. Духовные лица римского исповедания являлись постоянно советниками короля, принимали самое широкое участие в делах государственных и пользовались значительным влиянием в делах управления.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

XLIII. Такими речами ответил мне новелисим. Тиран же, слегка покачав головой и с трудом выдавив из глаз слезу, сказал: «Бог справедлив, а справедливость карает меня теперь за содеянное», и с этими словами он снова ухватился за божественный престол и стал просить, чтобы ему дали, как положено, одеть монашеские одежды. Над ними обоими совершился обряд переоблачения, и они стояли рядом подавленные, оробевшие, страшащиеся народной ярости. Я со своей стороны полагал, что беспорядки на этом кончатся, и с любопытством наблюдал за происходившим действом и поражался бурлению страстей, но это был лишь краткий пролог трагедий куда более тяжких. Расскажу обо всем по порядку. XLIV. День уже клонился к вечеру, когда неожиданно явился некий человек из нововозведенных в должность, 144 сказавший, что ему ведено Феодорой перевести ищущих защиты в другое место, за ним следовала толпа горожан и воинов. Приблизившись к алтарю, где они укрывались, этот человек решительным тоном приказал им выйти. Видя, однако, кровожадные намерения толпы и главаря, подающего знак начинать (вопреки обычаю он начал держать себя дерзко), они отказались покинуть алтарь и еще крепче ухватились за колонки, на которых покоится священный престол. Тогда он, переменив тон, заговорил с ними помягче, поклялся на святынях и, призвав на помощь все свое красноречие, постарался убедить их, что ничего плохого им не сделают и что посланец царицы не обойдется с ними суровее, нежели само время. Но они, раз напуганные, уже во всем видели для себя угрозу, остались глухи к увещеваниям и предпочли, чтобы их отдали на заклание в храме, чем подвергли мучениям под открытым небом. XLV. Поэтому, не убедив их словами, он прибегнул к силе. По его приказу из толпы протянулись руки, и пошло твориться беззаконие. Будто дикие звери, погнали они их из святилища, а царь и новелисим, испуская горестные вопли, устремляли свои взоры к святому сонму, умоляя не обмануть их надежд и не позволить безжалостно изгнать из алтаря тех, кто ищет защиты у Бога. Большинство было потрясено их страданиями, но пойти против стихии ни у кого не хватало духа, и поэтому, войдя в соглашение с толпой, поверив клятвам ее главаря и как бы заключив с ним договор, они выдали ему этих людей, да и сами последовали за ними, чтобы быть им чем-либо полезными. Но ничто уже не могло помочь несчастным – обстоятельства были против них, и сердце всех горели к ним ненавистью.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Psell/h...

10. И вот, завершив тяжелейшую войну и снискав великую радость сената и римского народа, император Константин познает вероломство Максимина, перехватив его письма и обнаружив его статуи и портреты в городе. 11. Сенат, в благодарность за доблесть, даровал Константину титул первого в государстве, на который притязал Максимин. Когда же тому доложили о победе, принесшей городу освобождение, он воспринял это не иначе, как если бы сам был побежден. 12. Узнав впоследствии о постановлении сената, он воспламенился такой злобой, что открыто заявил о своей вражде, произнося в адрес великого императора оскорбления вперемешку с насмешками. XLV 1. Устроив дела в Риме, Константин ближе к зиме удалился в Медиолан. Туда же прибыл и Лициний, чтобы встретить жену. 2. Максимин решил, что они там будут заняты торжественными свадебными церемониями, поэтому, выведя зимой войско из Сирии, он вторгся в Вифинию с войском, изможденным после сильных бурь и всего двух остановок на привал. 3. Ведь из-за дождя, снега, грязи, холода и трудностей были потеряны все вьючные животные, и падеж этих несчастных в дороге предвещало воинам зрелище грядущей войны и сходные потери. 4. Не задерживаясь в пределах своих (владений) он немедленно переправился через пролив и подступил с войском к воротам Византия. Там находились гарнизонные солдаты, размещенные Лицинием на всякий случай такого рода. Сначала (Максимин) попытался соблазнить их дарами и посулами, затем запугать мощью и осадой, но не добился ничего ни силой, ни обещаниями. 5. Минуло уже 11 дней, в течение которых было время отослать послов и письма к императору, и тогда воины, рассеянные не из-за веры, но по малочисленности своей, сдались. Отсюда он двинулся в Гераклею и там по той же причине задержался на несколько дней, потеряв время. 6. А Лициний уже спешил с небольшой армией по направлению к Адрианополю, в то время как Максимин, довольно надолго задержавшись при капитуляции Перинфа (­Гераклея), двинулся на привал на 18 миль вперед. Ближе он уже не мог подойти, поскольку Лициний благополучно разбил лагерь (tenente mansionem) на том же расстоянии. 7. Набрав по окрестностям каких только смог солдат, он двинулся навстречу Максимину, больше с целью задержать его, чем с намерением сражаться, да еще надеясь на победу – ведь тот вел армию в 70 тысяч солдат, в то время, как он сам насилу собрал 30 тысяч.

http://azbyka.ru/otechnik/Laktantsij/o-s...

б) Интересные сведения дают нам в этом плане речи Демосфена, оратора, политика и государственного человека, который не представляет себе личность вне гражданских обязанностей или вне системы законодательства, вне исполнения общественного долга. У Демосфена мы находим всего лишь несколько мест, где упоминается тело, то есть человек, только со стороны физического здоровья (II 21; XXI 69, 165, 223; XXIV 160; XXIII 3; XILIII 65; XLIX 13; XLV 81). Все остальные тексты, независимо от того, раб это или свободный, говорят у Демосфена о теле. Тело гражданина можно оскорблять (XXI 7, II, 18, 25, 75, 106), причем у законов много средств, с помощью которых оскорбляется тело (XX 179), особенно когда наносится оскорбление и самой личности – телу и ее общественным обязанностям, например хорегии (XXI 26). Тело можно отправить в тюрьму (XXI 53), убить (XXIV 10 – убито три тысячи тел свободных), взять в плен (XX 77 – взято три тысячи пленных), обесчестить, совершив беззаконие (XLI 12). Но вместе с тем тело подвергается опасности (XVI 12), особенно ради государства (L 59). Гражданин оказывает своим телом расположение родине (XXI 145), служит ей телом и имуществом (oysia, X 28). Тела исполняют государственные обязанности (XXI 166), вступают в должность триэрархов (XIV 20), с них взимают налоги (XXII 54), если они платежеспособны (XIV 18), тела собираются в симмории, чтобы снарядить флот (XIV 17, 18), наполняют собой корабли (IX 40). За эллинов надо сражаться, используя все средства: тела, то есть людей, воинов, деньги, города, землю (Epist. IV 9); на войне всегда идут в ход тела, то есть солдаты, деньги, корабли (XII 2); необходимы для борьбы " тела " , то есть люди, деньги, союзники (LX 18). Афиняне тратили людей и средства (chrëmata) ради всей Греции (XVIII 66), будучи владыками тел (то есть людей) и городов (XVIII 100), в то время как никто из греков не помогал борьбе афинян ни телами (людьми), ни деньгами (XVIII 20); и родные тела (то есть погибшие) при Херонее (IX 24) не предпочли свое смертное тело, самих себя, свою жизнь бессмертной славе (LX 27). Демосфен говорит презрительно об Андротионе как о продажном теле (hetairëcotos), которому законы запрещают войти в храм (XXII 73). Он иронически именует Фениппа " полезным и почтенным " по его телу (XLII 20) и его имуществу (oysiai, XLII 25), так как тот разорял скромных граждан, зарабатывавших трудами своего тела (XLII 20). Тело, то есть человек, может давать лживые показания (XLIV 22), а проданная женщина иначе и не именуется Демосфеном, как только " тело " . За нее платят тридцать мин (LIX 29), она работает своим телом (ergadzetai, 20), заботясь ежедневно о наших телах (о нас самих, 122), торгует телом (22, 108), продает его (49), и тело ее еще в детстве становится объектом продажи и купли (19). Впрочем, здесь возможно и более элементарное толкование söma как буквально физического тела продажной женщины.

http://predanie.ru/book/219667-iae-viii-...

Поправки сделал какой-то Московский Священник. Тут я не привнес своего почти ничего, даже и по тому, что тогда я вовсе не знал Ново-Греческого. Осмелился только посоветовать доверить Стурдзе, почти природному Греку, человеку набожному и просвещенному, горячо любящему Грецию и Восток. Были речи об Английском Дьяконе Пальмере. Этот, Оксфордского Университета Магистр, киновии Блаженной Марии Магдалины собрать, Вильгельм Пальмер, Английской церкви дьякон, прихавши, в Августе, в С-Петербург, написал латинское письмо к обер-прокурору, которого просил: дозволить ему изучить Богословию, Богослужение в обряды Русской Церкви» и Русский язык. Просил даже дозволения служить с нами в сане дьякона. (Письмо это Протасов мне поручил перевести на Русский). Пальмером тогда все восхищались, и я был за него же. Но Митрополит Филарет, успевши уже его видеть и с ним беседовать, сегодня мне «выразил сомнение в искренности желаний Пальмера». Справедливо. Пальмер отверг с презрением Православие, а сделался Католиком. Он теперь кажется в Риме. (О переходе его в Католичество писали не давно). Так верен взгляд на людей Митрополита Филарета. XLV. 27-го Ноября я был у Митрополита Филарета. Владыка мне сперва с улыбкой заметил: «Ты уже слишком учтив; слез с извощика у ворот подворья, а не у крыльца». Я совестился ехать на дурном экипаже, с невеждою извощиком, в виду кабинета Митрополита. Речь о моей Грамматике (так я много ею занял Владыку!). Он начал так: «В Северной Пчеле есть анекдот о Вольтере: Он одного своего приятеля, которого рекомендовал важной особе в домашнего учителя, и который сам того искал, убеждал, чтобы он, если хочет держаться на месте, старался быть маленько поглупее того, каков он есть. Учитель определился, но скоро отослан. Когда он опять явился к Вольтеру, то сей ему сказал: «Верно ты не послушался моего наставления». «Так и тебе, сказал за тем Владыка, я советовал бы быть поглупее для того, чтоб писать Грамматику для детей, которую они понимали бы». Речь сия относилась к тем параграфам Грамматики, которые я изобретал вновь, и которые хотел утвердить и отстоять, или же к тем, кои не согласовались с общепринятым мнением.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Я беру в свидетельство ваши собственные судебные акты, акты людей, председательствующих при судопроизводстве, постановляющих решения по делам. Среди массы преступников, осужденных вами, есть ли хоть один убийца, мошенник, святотатец, обольститель, банный вор – из числа христиан? Наоборот – среди тех, которые обвинены в исповедании христианской религии, есть ли хоть один, которого вы могли бы уличить в преступлениях, за которые вы налагаете наказания другим? Ваши собратья наполняют тюрьмы; их стонами оглашаются рудники; мясом их насыщаются звери; среди них набирают наемные шайки гладиаторов; нет ни одного христианина среди подобных людей. Только исповедание христианской религии привлекает христианина в суд на ряду с прочими обвиняемыми. А если он окажется виновен в каком-либо из преступлений, то он уже перестал быть христианином. XLV Мы одни невинны. Что тут удивительного, если невинность составляет для нас необходимость? Действительно – необходимость. Сам Бот наставил нас в ней; мы знаем ее в совершенстве, научившись ей от совершенного учителя; мы хранил ее верно потому, что мы получили ее от Судьи, к Которому нельзя относиться с презрением. Вам же человеческий авторитет вручил правила нравственности, человеческая власть предписала. Поэтому вы не можете ни знать ее так, как мы знаем, ни бояться ее нарушения. Может ли человеческая мудрость отыскать, в чем заключается истинное благо? Может ли человеческий авторитет побудить к его исполнению? Мудрость человеческая может легко ошибиться, авторитет – ослабеть. Какая из заповедей совершеннее: та ли, которая гласит: «не убивай» или та, которая предписывает: «не гневайся»? Та ли, которая запрещает прелюбодеяние, или та, которая ставит в вину даже соблазн глаза? Какая мудрее: та ли, что запрещает дурные поступки, или та, что запрещает даже злословие? Та ли, что запрещает поступать несправедливо, или та, что запрещает даже отплачивать за обиду обидой? Заметьте при этом, что ваши законы заимствовали все, что в них есть хорошего, из божественного закона, как более древнего, переменив только форму.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/ter...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010