Горько пленение телесное, но еще хуже душевное! Ибо плененный хотя и работает телом на мучителя, но духом свободен – дух никто пленить и связать не может; к тому же смертью пленник от того бедствия освободится. Душою же плененный, хотя телом и свободен может быть, беднее всякого невольника: ибо вовеки связан будет, если благодатью Христовой не избавится. И тем пагубнее это пленение, что грешник не видит его; думает про себя, что он свободен, что никому не служит, но на самом деле несчастнее того, чье тело в оковах. Чтобы убедиться в истинности этих слов, послушай, что Господь иудеям говорит. Иудеи говорили ему: «Мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными? Отвечал им Иисус: Истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех , есть раб греха» ( Ин.8:33–34 ). Это рассуждение дает тебе, возлюбленный, повод осмотреться: не служишь ли ты мерзкому этому тирану в похотях его, то есть в сребролюбии, лихоимстве, сластолюбии, нечистоте, гордости, злобе и тому подобном. Если увидишь, чем пленилось сердце свое, воздыхай ко Христу Сыну Божию, Который один от этого плена избавляет и свободу дарует; молись Ему со Псаломником: «Возврати, Господи, пленение мое» ( Пс.125:4 ). «Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» ( Ин.8:36 ). XLIV. Видишь мертвого, погребаемого, или сам погребаешь отца, или мать, или брата, или друга. Этот случай указывает тебе причину плакать не о том, о чем многие бесполезно плачут; но прослезись, рассуждая о причине смерти, то есть о грехе, который в такое бедное состояние привел человека, по образу Божию бессмертным созданного. Это праведная причина плача – что мы грехом прогневали Бога и потому смерти подвержены. А видя ближнего мертвым, вспомни, что и сам ты «земля..., и в землю возвратишься» ( Быт.3:19 ). Но потом воздай Богу благодарение, что Он в Сыне Своем, Господе нашем Иисусе Христе, подал нам благую надежду воскресения и жизни будущего века. XLV. Видишь, что дерево зимой листву свою сбрасывает, а весной, когда солнце согревает, опять свою листву распускает.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Наготою, по некоторой скромности священного языка, выдается срамота внутренняя или внешняя (Исх. XXXII. 25. Авв. И. 15). Нагота, которую ощутили согрешившие прародители, была и внутренняя, ибо соединена была со страхом и желанием скрыться от Бога; и внешняя, ибо требовала одежды. Внутренняя нагота знаменует лишение первобытной непорочности и благодати; внешняя предполагает ощущение некоторого несовершенства или нечистоты в теле. Ощущение наготы смущенные грешники думали исцелить опоясанием. Конечно, некоторые части тела особенно подвержены были оному ощущению. Сие изъясняют или естественным действием запрещенного плода, вредоносным для тела, или следствием преобладающей чувственности. Но поелику ощущению наготы сопутствует страх Бога, то сие ощущение относить можно непосредственно к действию совести. В чреслах, которые суть видимый источник и прознаменование потомства (Быт. XXIV. 2. XLIX. 10. Евр. VII. 5. 10), она представляет Адаму весь род человеческий и все роды грехов и наказаний, имеющих родиться от первого греха; и источник благословения Божия представляется ему источником несносного посрамления и мучения. ОБЛИЧЕНИЕ 8. И услышали глас Господа Бога, ходящего в саду во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями сада. 9. Но Бог воззвал к Адаму и сказал ему: где ты? 10. Он сказал: я услышал глас Твой в саду, и убоялся, потому что я наг, и скрылся. И. И сказал (Бог): кто тебе сказал, что ты наг? разве ты вкусил от древа, от которого я запретил тебе вкушать? 12. Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне плод с этого дерева, и я ел. 13. И сказал Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела. Для обличения грешников является сам Бог; сие есть дело милосердия, по которому он является и не ищущим его (Ис. XLV. 1). Богу приписывается хождение в саду и глас, или ощутительное действие сего хождения. Сие значит, что Бог некоторым чувственным знамением предварительно приготовляет человека к своему явлению. Из страха Адама нельзя заключить, что сие знамение было ужасное, ибо причину сего страха он сам полагает в собственной наготе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=798...

Благословение, данное Исааком сынам своим, Иакову и Исаву, долженствовало иметь место в истории священной как потому, что им продолжает оправдываться и объясняться изреченное о них Богом предопределение, так потому, что в нем содержится новое предсказание о судьбе еврейского народа. По сему оное и составляет предмет последнего сказания в жизнеописании Исаака. В сем сказании излагаются по порядку: случай или предшествующее обстоятельство данного благословения — старость и слепота Исаака и приготовление к благословению — ловитва (XXVII. 1 — 4), хитрость Ревекки (5 — 23), благословение Иакову (24 — 29), благословение Исаву (30 — 40), ближайшие последствия данного благословения: вражда Исава на Иакова (41), удаление Иакова из дома отеческого (42 —XXVIII. 5.), новое супружество Исава (6 — 9). СЛУЧАЙ И ПРИГОТОВЛЕНИЕ К БЛАГОСЛОВЕНИЮ XXVII. 1. Когда Исаак состарился, и притупилось зрение очей его, тогда он призвал старшего сына своего Исава и сказал ему: сын мой! Сей ответствовал: вот я. 2. Он продолжал: вот, я состарился, не знаю дня смерти моей; 3. возьми теперь орудия твои, колчан твой и лук твой, поди в поле, достань мне дичи 4. и приготовь мне кушанье, как я люблю, и принеси мне есть, дабы благословила тебя душа моя, прежде нежели я умру. Когда Исаак состарился. Исааку было в сие время около 137 лет от рождения, ибо Иакову около 77 лет, что можно усмотреть, когда из 130 лет жизни сего последнего до переселения во Египет (Быт. XLVII. 9) исключить 39 лет жизни Иосифа до сего времени (см. Быт. XLI 46, 47. XLV. 6) и 14 лет пребывания в Месопотамии до рождения Иосифа (см. Быт. XXX. XXV. XXXI. 41). Итак, более нежели за 40 лет до смерти (Быт. XXXV. 28). Исаак почувствовал свою старость и начал готовиться к смерти. Может быть, его расположила к сему наипаче слабость зрения и еще то, что старший брат его умер 137 лет (Быт. XXV. 17). Принеси мне есть, дабы благословила тебя душа моя. Намерение Исаака, без сомнения, было не то, чтобы продать Исаву свое благословение за кушанье, подобно как сие сделал прежде сам Исав, но побуждением к благословению его было право первородства, как можно примечать из слов Иакова, пришедшего к отцу своему в лице Исава: я Исав, первенец твой (19. 32). Ловитва и пища долженствовали быть не причиною благословения, но только приготовительным к нему обрядом, что видно в повторении слов Исаака, где вместо винословия/«вина — причина, повод; ц. — слав. — Прим. ред.)означено только соединение действий: и я буду есть и благословлю тебя (7).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=798...

Мф.26:29 ). Господь говорит ученикам пред временем страданий: отныне не буду пить от сего плода виноградного до того дня, когда буду пить его с вами новое в царстве Отца Моего: называя то (вино) новым, дает уразуметь, что это (вино) есть ветхое. поскольку же тело, которое Он имел предать в страданиях на смерть (посему «таинством вина» указывает на Свою кровь), Он воспринял от потомков Адама, называемого ветхим человеком; то что иное мы должны разуметь под вином новым, как не бессмертие обновленных тел? Так что говоря: буду пить с вами, дает им обетование воскресения тел для облечения их бессмертием. Сказанное: с вами должно быть относимо не ко времени 17 , а к обновлению (тел). Ибо и Апостол говорит, что мы воскресли со Христом ( Кол.11:12 ), так что упование на будущее доставляет (нам) радость в настоящем. Что в отличие от этого плода лозы называет то (вино) новым, сие означает, что тела, которые умирают по земной ветхости, будут воскрешены сообразно небесному обновлению. А если под лозою, от ветхости коей испил чашу пред страданиями, будешь разуметь иудеев, то (словами) указывается, что самые язычники, вследствие обновления жизни, вступят в тело Христово, и, когда исполнится полнота язычников, весь Израиль спасется ( Рим.11:25 ). Вопрос XLIV. (Тогда плевали Ему в лице и заушали Его; другие же ударяли Его по ланитам Мф.26:67 ). Сказано: плевали в его лицо: указывается на тех, которые отвергают присутствие Его благодати. А удары наносят Ему те, которые предпочитают Ему свою собственную честь. Трость на Лице Его дают те, которые, ослепленные неверием, утверждают, что Он не приходил, отметаясь и отвергая Его присутствие. Вопрос XLV. (Петр же сидел вне на дворе. И подошла к нему одна служанка и сказала: и ты был с Иисусом Галилеянином. Но он отрекся перед всеми, сказав: не знаю, что ты говоришь. Когда же он выходил за ворота, увидела его другая, и говорит бывшим там: и этот был с Иисусом Назореем. И он опять отрекся с клятвою, что не знает Сего Человека. Немного спустя подошли стоявшие там и сказали Петру: точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Однако внимательным наследованием всех деталей давно добыто, что сходные мысли попадаются часто в Ветхом Завете и иногда даже с большим уподоблением. Так, совопросничество человеческое отвергается ссылкой на некомпетентность изделия по сравнению с создавшим в Иса. XLV, 9 сл. Uob. IX, 12 b. Дah. IV. 32 при тесном фразеологическом созвучии, а образ горшечника и глины был обычным в библейской письменности и прилагался к характеристике ничтожества человеческого пред Господом в Спр. XXXIII, 13. Иса. XXIX, 16. XLIV, 21. XLV, 9. XLVI, 11. LXIV, 8. Uep. XVIII, 4. 6 . [XIX, 11. XLVIII, 38. Oc. VIII, 8 ]. Посему иногда почитают подобные сентенции за ходячие пословицы, которые не могут давать опоры для утверждения литературных связей, другие по этой причине не высказывают генетических выводов, а третьи при признании таковых категорически свидетельствуют, что в отмеченных пунктах нельзя обосновать псевдо – соломоновского влияния. Почва ускользает из – под ног, почему является необходимость покинуть общее и сосредоточится на частных штрихах. Тогда яко бы бесспорно по аналогичному строению фразы и по тожеству глагола, что для Puм. IX, 19 b «Павел имел Пр. Сол. XII, 12b если не пред глазами, то в памяти», поскольку он не редко цитирует библейские тексты с широкой свободой, далеко от копирования. В свою очередь в речи о скудельнике совпадение терминологическое сопровождается материальной родственностью в освещении идеи, что из той же самой массы выделывается различное. Отсюда и констатированное издавна сходство Puм. IX, 21 и Пр. Сол. XV, 7 обращается в литературную зависимость. При этом нужно принять во внимание, что таким способом навязывается Апостолу доктрина предопределения известного типа, – и нам понятна будет вся серьезность критических внушений, но посему для них и вся задача ограничивается принципиальным решением касательно сущности сближаемых учений. Верно ли, что тут проповедуется единая истина предестинации? – в этом вся сила и важность проблемы. Псевдо – Соломон отрицает у человека право суда и состязания (XII, 12) в неразлучности от замечаний о судьбе хананеев, а последний отрывок (XII, 3 сл.) со своими предестинатическими чертами опять сближается с посланием к Римлянам.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Сочинение это можно разделить на три части. В первой части (I – VN гл.) св. Кирилл, упомянув о долге епископа проповедовать истинную веру и поддерживать борцов за истину, напоминает императору, что он, с своей стороны, должен заботиться о сохранении истинной веры, при чем указывает, как на пример такой заботливости, на ветхозаветных царей Иосию и Езекию. Затем, указав на догмат о воплощении, он дает краткий очерк извращения этого догмата манихеями, керинеианами, фотинианами, аполлинарианами и несторианами. Впрочем, имени Нестория он не упоминает. С VIII гл. и по XXIV идет вторая часть: раскрытие догмата о воплощении путем полемики с перечисленными ересями – манихейством (VIII – IX гл.), керинеианством (X – XII гл.), фотинианством (XIII – XV гл.), аполлинарианством (XVI – XXIII гл.); при этом св. Кирилл блестяще опровергает те обвинения, которые выставляли против него сторонники Нестория, обличающие Кирилла в тех или других ересях. В третьей части (XXIV – XLV гл.) св. Кирилл разбирает те возражения против догмата о воплощении, которые выставляли сторонники Нестория, и приводит в пользу православного понимания этого догмата: а) всеобщий обычай христиан молиться Христу, как единой личности (XXXI – XXXII гл.); В четвертой части (XL – XLV гл.) св. Кирилл примиряет кажущиеся противоречия в учении о двух полных естествах во Христе при единой личности Его (XL – XLIII гл.) и, наконец, ясно и точно излагает православное учение о таинстве воплощения и, напомнив обетование Христа, что верующие будут в единении с Богом, оканчивает свое сочинение славословием. Благодаря слабохарактерности императора Феодосия II-ro, многие приближенные к нему лица пользовались на него сильным влиянием, а потому всякий, ищущий защиты и поддержки во власти императора, должен был искать сочувствия и у этих влиятельных особ. Прежде всего, таким влиянием на императора пользовалась сестра его Пульхерия, управлявшая в годы его малолетства государством и не потерявшая своего влияния на все государственные дела и по достижении Феодосием совершеннолетия.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

ввиду той превратной постановки вопросов о происхождении и значении ересей, какая встречается у новых историков церковных отрицательной школы. И вообще в этом сочинении весьма много здравых и глубоких соображений не только о значении ересей, но и о положении христианской Церкви. К этому сочинению, состоящему из XLV небольших глав, в некоторых списках Тертуллиановых сочинений прибавляется еще восемь глав (XLVI-LIII), в которых содержится краткое обозрение еретических учений первых двух веков, начиная от самаринской секты досифеян до первых патрипассиан, появившихся в Риме к концу второго или в начале третьего столетия 436 . Это обозрение не может быть признано подлинным произведением Тертуллиана . Не говоря об особенностях изложения, не похожего на Тертуллиановское 437 , и о том, что этого обозрения нет во многих древних списках Тертуллиановских сочинений 438 , доказательства неподлинности его находятся в самом содержании. Тертуллиан в XLV заключительной главе несомненно подлинного сочинения, «de praescriptionibus» прямо говорит, что здесь предлагается только общее рассуждение о всех ересях, а специальное рассмотрение частных еретических сект предоставляется будущему: в главах же XLVI-LIII, как бы вопреки словам автора только что, перед тем высказанным, представляется именно обозрение частных еретических учений 439 . Далее, Тертуллиан не мог бы так строго отзываться о монтанистах, как это делается в LII главе означенного обозрения; он не мог называть главою еретиков Прокула, о котором в сочинении против валентиниан отзывается с большим уважением 440 . Если предположить, что это сочинение писано еще в то время, когда Тертуллиан был православным, и тогда по свойствам своих воззрений и характера он не мог неприязненно относиться к монтанизму, сочувственному ему по самой сущности своей. Но это обозрение не могло быть писано Тертуллианом , когда он находился в союзе с Церковью . В нем между прочим обличается такая ересь, распространение которой в Риме и было одним из поводов к его разрыву с Церковью – учение Праксея 441 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

По контексту тут нужно разуметь название какого-либо музыкального инструмента, называют его наши русские синодальные переводчики «музыкальное орудие из кипарисового дерева» – согласно со всеми другими новыми толкователями. Не имеем оснований возражать против этой догадки (единогласно принимаемой); но не считаем возможным забывать, что в 2Цар., во всяком случае, называются только музыкальные инструменты, из кипариса сделанные. Целые деревья кипарисовые сначала па постройку храма в обтесанном виде, а потом в рощах, насаждавшихся на местах идолослужений, между евреями палестинскими стали извистны не раньше Соломона. И замечательно, что только в П. П. употреблена арамейская форма названия кипариса . Если предположить, что П. П. написана Соломоном или, по крайней мере, в его царствование, то понятно, что на первых порах знакомства с кипарисом евреи, по крайней мере, некоторые образованные, могли произносить имя этого дерева по-финикийски; впоследствии же и писатели вслед за простым народом стали произносить по-еврейски. Таким образом, финикийское произношение имени в П. Ц. указывает на время Соломонова царствования, как на время написания этой книги. Продолжим указание естественноисторических имен, которые встречаются только в Π. П. и в позднейших ее по происхождению книгах В. 3. Нарцисс II, 1. Uc. XXXV, 1 . лилия II, 1. 2. Oc. XIV, 6 . 2Nap. IV. 5 . Мужская форма встречается в II, 16. IV, 5. V, 13. VI, 2. 3. VII, 13 (каждый раз во множественном числе). Nc. XLIV (XLV), 1. LXVIII (LXIX), 1. LXXIX (LXXX) 1 (также во множественном числе в надписаниях псалмов – имя музыкального инструмента). 3Цap. VII, 22. 26 . – II, 3.      5. VII. 9. VIII, 5. Воиль I, 12. Причт. XXV, 11: ( алое Чucл. XXIV, 6 . Npumч. VII, 17 и с те же значением) IV, 14. Пс. ХЫ (XLV), 9. Пс. XLIV-й в надписании своем носит имя сынов Кореевыхъ и это надписание может совершенно мириться с догадкой, что псалом написан по случаю бракосочетания Соломона с египетской принцессой, и следовательно, в Соломоново царствование.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/o...

Глава 45 1–8. Участки священников, левитов, города и князя. 9–17. Подать князю и ее главное назначение. В XLV и XLVI главах, прежде чем перейти к закону XLVII и XLVIII гл. о распределении между коленами нового Израиля новой обетованной земли, указывается, что из этой земли, как самой по себе, так и из продуктов ее, должно отойти Господу – в форме: а) священного и княжеского участков земли; б) дани князю для его жертв Господу и дани от народа непосредственно Господу: жертв различного рода. В 1–8 ст. XLV гл. указывается мера священного участка с окружающими его 3 участками; данные этого отдела раздольнее и подробнее представлены в Иез.48.8–17 . Священный участок с прилегающими к нему участками, с севера левитскими и с юга городским, образует квадратное пространство в 25 000 х 25 000 локтей, занимающее почти самую середину новой обетованной земли (немного к югу от середины). Самая священная часть этого участка, имеющая быть владением священников, с храмом посередине, при общей с другими двумя участками длине в 25 000 локтей имеет ширину в 10 000 локтей; лежащий к северу от священнического участка левитский участок такой же ширины; городской участок к югу 5000 локтей ширины. С востока и с запада ко всему священному участку (в 25 т. л. ширины) примыкает княжеский участок (см. чертеж на с. 538), обнимая с двух сторон священный и простираясь прямоугольным четырехугольником вместе с ним на всю ширину обетованной земли (от Иордана до моря). Такое расположение священного участка имеет в виду указать: а) на то, что храм должен быть центром земли (в пользу исторической действительности сделана однако уступка в том, что храм лежит не в самой середине колен, как увидим в XLVIII гл.) и б) что он должен быть огражден от всякого соприкосновения со всем не освященным (с этою целью между ним и городом назначается незастроенное пространство). Иез.45:1 .  Когда будете по жребию делить землю на уделы, тогда отделите священ­ный участок Го­с­по­ду в двадцать пять тысяч тростей длины и десять тысяч ширины; да будет свято это место во всем объеме своем, кругом.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Uc.XLV:12 . Аз сотворих землю и человека на ней. Аз рукою Моею утвердих небо. Аз всем звездам заповедах Для успокоения недовольных своим положением пленных Иудеев и для ободрения их надеждою на Божественную всемогущую помощь, Господь указывает им на проявление Своей всемогущей силы в делах творения. Аз, говорить Господь, сотворих землю и человека на ней, Аз рукою Моею, т. е. единственно силою Моею и волею Моею, утвердих небо, – небесную твердь, которая потому так называется, что видимые на ней миры небесные, несмотря на безмерную величину каждого и тяжесть, занимают твердое положение в пространстве и только всемогущею силою Творца могут быть сдвинуты с своего места. – Аз всем звездам заповедах: т. е. указал им место в пространстве, предначертал пути в их движениях, установил между ними такие отношения, что они стройно совершают свои движения, не сталкиваясь одна с другою. Uc.XLV:13 . Аз возставих его с правдою царя, и вси путие его правы (ровны) . Сей созиждет град Мой и пленение людей Моих возвратит не по мзде, не по даром, рече Господь Саваоф Аз возставих его с правдою царя. Идет речь о царе, имеющем, по воле Господа, освободить Евреев из Вавилонского плена. Выше, в стихе 1-м той же главы, царь этот назван Киром: сице глаголет Господь помазанному Моему Киру. В том же стихе и дальнейших обещана ему помощь Божия для покорения ему царей и для избавления от их власти пленников. Об этой же помощи и о подвигах Кира говорить Господь в рассматриваемом стихе. Господь возставит или воздвигнет его с правдою, – для совершения судов правды Божией и для утверждения правосудия на земле. – При помощи Господа пути его будут ровны, т. е. все военные походы его будут успешны, на пути к своей цели он не встретить затруднений, все препятствия будут устранены. – Сей созиждет град Мой, т. е. Иерусалим, который Господь называет городом Своим, как столицу веры, как средоточие истинного Богопочтения. Кир повелит восстановить не только Иерусалим, остававшийся в развалинах, но и храм Иерусалимский. Он скажет Иерусалиму: возрадишися, и храм святый Мой (чрез него) осную ( Uc. XLIV, 28 ). Об исполнении этого пророчества сказано в 1-й книге Ездры (гл. I). – Пленение людей Моих возвратит не по мзде, ни по даром. За освобождение из плена Кир не только не взял с Евреев выкупа, но еще распорядился, чтобы подданные его вспомоществовали возвращающимся в отечество Иудеям своими стяжаниями ( 1Eздp. I, 4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010