Севастополь. Часовня Михаила Черниговского. Часовня на могиле князя М.Д. Горчакова Часовня. Действует.   Освящена в честь: Александра Невского Год постройки:Дата постройки неизвестна. Адрес: Россия, г.Севастополь, ул. Богданова, 43, братское кладбище Координаты: 44.636799, 33.558325 Проезд:Северная сторона Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Часовня на могиле князя М.Д. Горчакова Часовня сооружена на могиле князя М.Д. Горчакова (1793–1861), главнокомандующего сухопутными и морскими силами в Крыму. Участник Отечественной войны 1812 года и заграничных походов русской армии 1813–1814 годов. Принимал участие в сражениях под Бородино, Дрезденом, Лейпцигом. В русско-турецкую войну 1828–1829 гг. был начальником штаба корпуса. В начале Крымской войны командовал 3,4 и пятом корпусами в Молдавии и Валахии, затем Южной армией, а с 24 февраля 1855 года — сухопутными и морскими силами в Крыму (сменил князя А. С. Меншикова). Не являясь сторонником продолжения обороны Севастополя, М. Д. Горчаков нес крест ответственности до последней возможности, считая, что это будет «самый почетный для нас выход». В августе 1855 года он писал военному министру В. А. Долгорукову, что в его армии «нет ни одного человека, который не считал бы безумием дальнейшее продолжение обороны». 27 августа, после падения Малахова кургана - единственного из восьми русских бастионов, он приказал оставить Южную часть Севастополя. В конце 1855 года князя Горчакова назначили главнокомандующим Западной армией, с января 1856 года — наместником Царства Польского. Умер в 1861 году и по завещанию похоронен в Севастополе. Памятник на могиле сооружен по проекту архитектора А. А. Авдеева на средства семьи. Это открытая с трех сторон часовня из серого гранита, в архитектуре которой использованы элементы русско-византийского стиля. Часовня строилась под руководством автора проекта подрядчиком Телятниковым. Шатровая кровля часовни покоится на низком барабане восьмерике. Архивольты трех арок опираются на группы колонн из черного мрамора с резными белыми капителями. Часовня установлена на ступенчатом стилобате, закрывающем склеп. Кровля и архивольты украшены резным орнаментом, декор памятника с боковых сторон дополняют геральдические рельефы. Венчает часовню шлемовидное навершие с металлическим крестом. Высота ее 9,8 м. В часовне был установлен бюст генерала из белого мрамора, ниже имелась доска из черного мрамора с надписью: «Князь Михаил Дмитриевич Горчаков, генерал от инфантерии, главнокомандующий крымскою армиею в 1855 - 1856 гг. Родился в 1793 г. января 28, скончался 1861 г. мая 18. Тело покойного, по его желанию погребено среди воинов, не допустивших врагов отечества перейти за рубеж того места, где находятся их могилы». Над бюстом - образ святого князя Михаила Черниговского, ангела почившего князя (автор М. Н. Васильев).

http://sobory.ru/article/?object=04746

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Мученики и исповедники: благоверный князь Михаил и болярин его Феодор, Черниговские чудотворцы (+ 1246) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память их празднуется 20 сент. в день их мученической кончины, 14 февр. в день перенесения мощей «В лето 1238 было нашествие татар на христианскую землю по гневу Божию за умножение грехов наших, — так начинает повествование о страдании св. благоверного князя черниговского Михаила и болярина его Феодора очевидец, поп Андрей. — Тогда некоторые затворились в городах, а князь Андрей бежал в Угры. Другие же бежали в дальние земли, а другие укрывались в пещерах и пропастях земных. Те, которые укрылись в городах, молясь Богу со слезами и покаянием, все безжалостно были избиты от поганых. А из числа оставшихся в городах и пещерах и в пропастях осталось мало. Их-то через некоторое время посадили татары в города, перечислили их и стали брать с них дань...» Князь Михаил не нашел помощи в Венгрии. Когда он вернулся в Киев и Чернигов, его города были разорены и Великая лаврская церковь разрушена почти до основания. А хан Батый потребовал, чтобы сам он, подобно всем русским князьям, явился к нему на поклон. Но князь знал, что его не иначе допустят к хану, как заставив пройти сквозь огонь и поклониться солнцу и кусту, а из даров волхвы нечто бросали в огонь. Он пламенел желанием исповедать Христа и пролить за Него кровь свою. Болярин же его, Феодор, обещал положить с ним вместе душу свою за Христа. Перед отъездом они говели, и духовник их иерей Иоанн напомнил им, что подобает кланяться лишь Единому Богу. Они же сказали: «Молитвою твоею, отче, как Бог даст, так и будет, а мы хотели бы пролить кровь за Христа и веру христианскую». Духовник сказал: «Вы будете в нынешнем веке новосвятыми мучениками, на утверждение другим, если так совершите». Он дал им причастие на дорогу и благословил их.

http://sedmitza.ru/lib/text/437660/

Переславль-Залесский. Часовня Михаила Черниговского. Черниговская часовня Часовня. Не действует.   Освящена в честь: Михаила Черниговского Год постройки:1702. Адрес: Ярославская область, Переславский район, Переславль-Залесский, пересечение ул. Маяковского и ул. Урицкого, на кладбище Координаты: 56.753716, 38.862465 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Черниговская часовня построена в 1702 году. Согласно преданию она отмечает место, где был разбит шатер князя Михаила Черниговского, приезжавшего за исцелением к святому Никите. Часовня построена в стиле " голицинского " барокко. Характерная особенность - восьми лепестковая композиция центрального и нижнего ярусов. Верхний ярус являет собой граненый барабан, завершенный небольшой луковичной главкой. По материалам книги: Переславль-Залесский. Путеводитель. 2013 г. Здание часовни было построено в 1702 г., но место это было известно с XII в. По преданию, там, где сейчас стоит часовня, исцелился чудесным образом черниговский князь Михаил Всеволодович. Князь с детских лет страдал тяжелым недугом, ходил с трудом, у него плохо работали руки (недуг по описаниям был похож на детский церебральный паралич). Услышав о чудесах, которые творит в Переяславском Никитском монастыре преподобный Никита, решил поехать к нему за помощью. Подъехав к Переяславлю, князь велел разбить шатер невдалеке от монастыря и выслал вперед боярина, чтобы тот известил Никиту о его прибытии. Преподобный Никита вручил посланцу князя посох, чтобы Михаил пришел к нему в монастырь, опираясь на этот посох. Как только посох оказался у князя в руках, тот немедленно почувствовал себя лучше и смог сам дойти до монастыря, а для тяжело больного человека это немалое расстояние. После своего чудесного исцеления князь повелел поставить на том месте, где ему вручили посох, памятный крест, на котором была указана дата события: «6694 (1186) 16 мая». В начале XVIII в. на месте памятного креста возвели кирпичную часовню. Небольшое высокое здание часовни в стиле московского барокко. Оно имеет ярусную композицию: на нижний, наиболее широкий восьмерик поставлен второй восьмерик, поменьше, а венчает их небольшой барабан с главкой. У всех восьмериков нет острых углов - все они скругленные, и очертания часовни от этого выглядят плавными. Стены часовни украшены полуколонками и скромными резными фризами. Цоколь также украшен резьбой. Внутреннее убранство часовни сильно пострадало в советское время от рук вандалов: белокаменные плиты пола вскрыты (искали клад), штукатурка местами сбита. Видны позднейшие поновления росписей, из-под которых проглядывают более старые слои краски. Напротив входа в часовню на стене была сделана надпись: «Сия часовня воздвигнута благов. Князем Михаилом Черниговским в память на сём месте егда получа от преп. Никиты столпника посох и исцеление от недуга».

http://sobory.ru/article/?object=09455

Фамилия эта принадлежит к числу древнейших в России и происхождение её покрыто мраком неизвестности. В одной из родословных книг, напечатанных во Временнике Московского общества истории и древностей, сказано, что князья Болховские происходят от правнука святого Михаила Черниговского, князя Ивана Андреяновича Звенигородского, имевшего прозвище «болх». Это несправедливо: во первых потому, что в бархатной книге князь Иван Андреянович показан бездетным и даже не сказано, чтобы он имел какое либо прозвище, а во-вторых потому, что князья Болховские не могли происходить от правнука святого Михаила Черниговского, когда сам святого Михаил Черниговский, из-за князей Болховских, ходил войною на Даниила Галицкого. Мы полагаем, что нынешние князья Болховские потомки древних князей Болоховских, первоначальное происхождение коих совершенно неизвестно, но которые были удельными князьями города Болохова в южной России, в веках двенадцатом и тринадцатом. Древний город Болохов (который недолжно смешивать с нынешним Болховом, основанным в шестнадцатом веке, в нынешней Орловской губернии) давно не существует. По разысканиям ученого Ходаковского, признанным за справедливые историографом Карамзиным, древний Болохов находился на берегах Буга восточного, по дороге из Киева в Галич (чермно-русский), в пределах нынешней Подольской губернии. Болохов и удельные князья его неоднократно упоминаются в древних наших летописях, а именно: в 1150 году Владимирко, князь Галицкий, шел из Галича в Киев чрез Болохов; в 1170 году, Мстислав II через Болохов бежал из Киева во Владимир-Волынский. В 1240 году, Даниил Галицкий взял города князей Болоховских: Деревич, Губин, Кобуду, Кудин-Бужский и Дядьков, и захватил в плен самих князей. На освобождение их вооружился, против Даниила, святой Михаил Черниговский. В следующем же году, старший сын святого Михаила, князь Ростислав, вместе с князьями Болоховскими и дружиною их, осаждал город Бакоту (на левом берегу Днестра, ниже Хотина). Князья Болоховские были, в древней России, единственными удельными князьями, не принадлежавшими к племени святого Владимира. От кого ведут они начало? от древних ли владетелей Древлянских, или от Ханов Половецких, неизвестно; несомненно только, что они были политиками искусными: долго держались на уделе, и при ужасном разгроме России Монголами, умели спасти удел свой от разорения, обязавшись сеять для Татар пшеницу и просо! Но в начале четырнадцатого века, Гедимин покорил землю Подольскую, изгнал князей Болоховских и овладел их уделом.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иконография святых МЕРКУРИЙ (сер. III в.), вмч. (пам. 24 нояб.; пам. греч. 25 нояб.; пам. зап. 25 нояб.), пострадал в Кесарии Каппадокийской (ныне Кайсери, Турция) МЕРКУРИЙ (XIII в. (?)), мч., Смоленский (пам. 24 нояб. и в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых МЕРКУРИЙ И ПАИСИЙ преподобные (пам. 4, 24 нояб. (М.), 19 июля (П.), 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских), Киево-Печерские, в Дальних пещерах почивающие МЕФОДИЙ (10-20-е гг. IX в. - 885), равноап. (пам. 6 апр., 11 мая), архиеп. Моравский, старший брат и соратник создателя славянской письменности равноап. Кирилла МИРОЖСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ чудотворный образ, находившийся в Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря в Пскове (празд. 24 сент.) МИТРОФАН (мирское имя Михаил; нояб. 1623 - 1703), еп. Воронежский, свт. (пам. 7 авг., 23 нояб., 23 июня - в Соборе Владимирских святых, 4 сент.- в Соборе Воронежских святых, 7 июня - в Соборе Иваново-Вознесенских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 10 сент.- в Соборе Липецких святых) МИТРОФАН († 7.02.1238), еп. Владимирский и Суздальский (1227-1238), сщмч. (пам. 23 июня в Соборе Владимирских святых) МИХАИЛ († 6.05.1402), еп. Смоленский (зима 1382/83 - весна 1396), свт. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых , в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых) МИХАИЛ МАЛЕИН (894-961), прп. (пам. 12 июля), визант. подвижник, основатель лавры на горе Кимин, наставник св., Афанасия Афонского МИХАИЛ (МИХАЛКО) ЮРЬЕВИЧ (сер. XII в.- 1176), блгв. кн. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), вел. кн. Киевский (1171), Владимиро-Суздальский (1175-1176) МИХАИЛ ЯРОСЛАВИЧ (1271/72 - 1318), св. блгв. кн. Тверской, вел. кн. Владимирский (пам. 22 нояб., в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) МИШКОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ местночтимый чудотворный образ, получивший название по месту нахождения в с. Мишковка Стародубского у. Черниговской губ. (ныне Стародубский р-н Брянской обл.), в 18 верстах от г. Стародуба

http://pravenc.ru/rubrics/123208_16.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Искусство МИТРОФАН (мирское имя Михаил; нояб. 1623 - 1703), еп. Воронежский, свт. (пам. 7 авг., 23 нояб., 23 июня - в Соборе Владимирских святых, 4 сент.- в Соборе Воронежских святых, 7 июня - в Соборе Иваново-Вознесенских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 10 сент.- в Соборе Липецких святых) МИТРОФАН († 7.02.1238), еп. Владимирский и Суздальский (1227-1238), сщмч. (пам. 23 июня в Соборе Владимирских святых) МИТРОФАН мон. Симонова Старого московского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря; рус. художник XV в., старший современник и предположительно учитель Дионисия МИХАИЛ († 6.05.1402), еп. Смоленский (зима 1382/83 - весна 1396), свт. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых , в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых) МИХАИЛ МАЛЕИН (894-961), прп. (пам. 12 июля), визант. подвижник, основатель лавры на горе Кимин, наставник св., Афанасия Афонского МИХАИЛ (МИХАЛКО) ЮРЬЕВИЧ (сер. XII в.- 1176), блгв. кн. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), вел. кн. Киевский (1171), Владимиро-Суздальский (1175-1176) МИХАИЛ ЯРОСЛАВИЧ (1271/72 - 1318), св. блгв. кн. Тверской, вел. кн. Владимирский (пам. 22 нояб., в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) МИШКОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ местночтимый чудотворный образ, получивший название по месту нахождения в с. Мишковка Стародубского у. Черниговской губ. (ныне Стародубский р-н Брянской обл.), в 18 верстах от г. Стародуба МИШУКОВЫ династия ювелиров-серебряников, владевшая в Москве с 1880 по 1918 г. ювелирной мастерской, которая производила предметы церковной утвари и храмового убранства МЛЕКОПИТАТЕЛЬНИЦА извод икон Божией Матери в христианской иконографии, включающий изображение Богородицы, кормящей грудью Младенца Христа Надежда Евгеньевна (1902-1968), исследователь древнерус. монументальной и станковой живописи и прикладного искусства, музеевед МНОГОГЛАСНИК в церковном пении визант. и древнерус. традиций - песнопение, части к-рого распеты в разных гласах

http://pravenc.ru/rubrics/123062_48.html

Михаил (Ермаков Михаил), митр. Киевский, Экзарх Украины Родился 31 июня 1862 года в С.-Петербурге. Первоначальное образование получил в Киевском реальном училище и в Киевской духовной семинарии. В 1887 году окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия. 19 июня 1887 г. пострижен в монашество, а 29 июня рукоположен во иеромонаха и назначен преподавателем Киевской духовной семинарии. 1888 г. – инспектор Орловской духовной семинарии. В 1890 г. – и.д. инспектора СПБ духовной академии. В 1891 г. возведен в сан архимандрита и утвержден в должности инспектора. С 1893 года ректор Могилевской семинарии, а потом Волынской духовной семинарии. 31 янв.1899 г. хиротонисан во епископа Новгород-Северского, вик. Черниговской епархии. Хиротонию совершали: митр. Киевский и Галицкий Иоанникий, митр.СПБ и Ладожский Антоний, митр.Московский и Коломенский Владимир, архп.Новгородский и Старорусский Феогност, архп.Тверской и Кашинский Димитрий, епископ Гурий, еп.Орловский и Севский Никанор, еп.Таврический и Симферополь­ский Николай, и еп.Саратовский и Царицынский Иоанн. С 20 окт.1899 г. – епископ Ковенский, вик.Литовской епархии. С 6 сент.1903 г. – еп.Омский и Семипалатинский. С 9 дек.1905 г. назначен еп.Гродненским и Брестским, с освобождением от непосредственного управления Покровским общежительным монастырем Омской епархии. 14 мая 1911 года награжден панагией, усыпанной драгоценными камнями. 6 мая 1912 года возведен в сан архиепископа. Участник предсоборного совещания,обсуждавшего проект положения о порядке избрания патриарха. В 1915 году награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке. Участник Священного Собора 1917/1918 гг. в Москве. С июля 1921 года по 1922 год управляющий Киевской епархией. В 1924 году митрополитом Петром возведен в сан митрополита Киевского и назначен Экзархом Украины. В завещании митрополита Петра выдвинут вторым кандидатом в Заместители. До 1927 года епархией не управлял. В 1927 году правящий митрополит Киевский и Экзарх Украины. Архиепископ Григорий Свердловский предлагал ему возглавить ВВЦС, но он отказался.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Святитель Михаил был мудрым и тихим, хотя и строгим иерархом 13 октября. ПРАВМИР. Церковь чтит память святителя Михаила, первого митрополита Киевского. Святитель Михаил, первый митрополит Киевский, по Иоакимовской летописи, родом сириец, по другим летописным сообщениям – болгарин или серб. В 989 году он прибыл из Корсуни вместе с другими священнослужителями к святому равноапостольному князю Владимиру (память 15 июля), незадолго до этого (в 988 г.) принявшему Крещение. На долю первого митрополита Русской Церкви выпало нелегкое, но благодатное служение. Он ревностно обходил новопросвещенную Русскую землю, проповедуя Святое Евангелие, крестя и поучая новообращенных людей, основывая первые храмы и духовные училища. В Ростове он основал первую деревянную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы и поставил там епископом Феодора Грека. Святитель Михаил был мудрым и тихим, хотя и строгим иерархом. Русская Церковь сохранила память о заслугах первосвятителя: в синодиках Новгородского и Киевского Софийских соборов он по праву именуется первоначальником. Преставился святитель Михаил в 992 году и был погребен в Десятинной церкви Пресвятой Богородицы в Киеве. Около 1103 года при святом игумене Феоктисте (впоследствии святитель Черниговский – память 5 августа), мощи его были перенесены в Антониеву пещеру, а 1 октября 1730 г. в Великую Печерскую церковь (Успенский храм). В связи с этим память его установлена на 30 сентября, а также 15 июня – в день преставления. Ранее память его отмечалась также 2 сентября, вместе с преподобными Антонием и Феодосием Печерскими. Подтверждение этому содержит служба ему: во 2-й стихире на «Хвалитех» о святителе Михаиле говорится так: «Первое Новаго лета начинающе обхождение, яко первейшему тебе, блаженне, и начальнейшему Русския земли архиерею, первыя песней рукояти приносим». Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-s...

Архив Пн В Общецерковной аспирантуре и докторантуре состоялся актовый день 4 октября 2022 г. 11:28 3 октября 2022 года, в день памяти мучеников и исповедников Михаила и Феодора Черниговских, в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия состоялись мероприятия актового дня, официально утвержденного Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.  Актовый день открылся Божественной литургией в храме мучеников Михаила и Феодора Черниговских г. Москвы, которую по благословению Святейшего Патриарха возглавил председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству митрополит Каширский Феогност . Его Высокопреосвященству сослужили: протоиерей Максим Козлов , председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры, настоятель Черниговского Патриаршего подворья; протоиерей Владимир Воробьев , ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета ; иеромонах Аполлинарий (Панин), ректор Перервинской духовной семинарии; протоиерей Вадим Леонов, и.о. ректора Сретенской духовной академии ; иеромонах Корнилий (Зайцев), ректор Екатеринбургской духовной семинарии; протоиерей Николай Балашов , советник Патриарха Московского и всея Руси; протоиерей Сергий Селезнев, настоятель храма Михаила Архангела в Овчинниках г. Москвы, благочинный Москворецкого церковного округа г. Москвы; клирики Черниговского подворья, сотрудники и обучающиеся Общецерковной аспирантуры и докторантуры в священном сане.  Проповедь произнес иеромонах Корнилий (Зайцев).  По окончании богослужения митрополит Феогност поздравил всех с престольным праздником и пожелал, чтобы мученики Михаил и Феодор хранили своими молитвами всех обращающихся к ним от всякого зла.  Далее официальная часть праздничного мероприятия проходила в актовом зале Общецерковной аспирантуры и докторантуры. Митрополит Каширский Феогност огласил приветственное слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в котором Предстоятель Русской Православной Церкви, в частности, отметил: «Общецерковная аспирантура и докторантура призвана быть центром богословской науки, площадкой для реализации различных проектов с привлечением ученых, деятелей культуры и образования. Надеюсь, что профессора и преподаватели будут являть учащимся пример любви к знаниям и прилежания на пути духовного и интеллектуального возрастания. Вслед за апостолом Павлом, призываю всех вас быть твердыми, непоколебимыми, всегда преуспевать в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом (1 Кор. 15:58)». 

http://patriarchia.ru/db/text/5964657.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОНУФРИЙ (Онофрий, Ануфрей), еп. Черниговский (1143 - до 1159). После кончины в 1142 г. еп. Черниговского Пантелеимона, в 1143 г. О. стал 5-м Черниговским архиереем; хиротонию, вероятнее всего, возглавил в Киеве митр. свт. Михаил I (II) , хотя напрямую в летописном известии об этом не говорится (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 313). Сведений о его греч. происхождении не имеется, вполне вероятно, что он был «русином». Летом 1146 г. О. привел черниговских князей Изяслава и Владимира Давидовичей к крестному целованию на верность новому киевскому князю мч. Игорю (Георгию) Ольговичу . При этом епископ сказал священникам, что «аще кто сего крестного целованиа съступит (нарушит.- М. П.), а проклять будеть Господьскима 12 празникома» (Там же. Стб. 324-325). В этом О. безусловно следовал миротворческой политике митр. Михаила. Тем не менее в скором времени князья Давидовичи нарушили крестное целование, что привело к вокняжению в Киеве 13 авг. соперника кн. Игоря Ольговича кн. Изяслава (Пантелеимона) Мстиславича , а после очередной их измены (уже новому киевскому князю) - к гибели принявшего постриг кн. мч. Игоря Ольговича († 19 сент. 1147) от рук киевлян. О. сыграл важную роль в созванном по инициативе кн. Изяслава Мстиславича в Киеве церковном Соборе, поставившем 27 июля 1147 г. на митрополию без последующего утверждения в К-поле митр. Климента (Клима Смолятича) . Отвечая на канонические возражения епископа Новгородского свт. Нифонта и епископа Смоленского Мануила , епископ Черниговский привел в качестве обоснования то обстоятельство, что поставление у патриарха вполне могут заменить хранящиеся в Десятинной ц. мощи (глава) сщмч. Климента , еп. Римского, вывезенные после Крещения Руси из Корсуни (Херсонеса). Это предложение было принято большинством епископов: «Достоит ны поставити, а глава у нас есть святаго Климента, якоже ставять греци рукою св. Ивана; и тако сгадавше епископы, поставиша (Климента.- М. П.) митрополитом» (Там же. Стб. 341).

http://pravenc.ru/text/2581415.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010