Полагают, что, во времена доисторические, местность нынешней Москвы составляла часть страны, населенной финскими и славянскими народами, самые названия которых давно забыты. В 12 в., история застает уже местность эту в черте княжества суздальского, долженствовавшего служить переходным звеном от киевских родовых порядков к московскому государственному единству, и со предельно с нею, именно в можайском и верейском уездах нынешней московской губернии, по течению р. Поротвы, находит народец Голядь, который, выселившись, на Поротву по мнению Карамзина, из прусской Галиндии (Galindae), известной еще Птоломею 2 , был, в 1147 г., покорен кн. Святославом Ольговичем черниговским. Это покорение кн. черниговский совершил, так сказать, мимоходом, в то время, когда он, вытесненный из южной России великим князем киевским, спешил на север, под защиту своего союзника, кн. Юрия Владимировича суздальского, который, перед тем, писал к нему: «Приди, брате, ко мне в Москов» 3 . Впервые упомянув, таким образом, о Москве, как месте существующем, летописец повествует, что князья-союзники съехались в Москве и «любезно целовастася в день пятка, на Похвалу Богородицы», что в 1147 г. Приходилось 4 апреля, а далее описывает самое пиршество князей, при чем не забывает рассказать о редком красотою нарде, подаренном кн. Юрию сыном Святослава, Олегом, и рассыпается в похвалах искренней дружбе и щедрости князей, особенно Юрия, богато одарившего тогда всех бояр Святославовых. Но о том, что такое была в то время Москва, летописец не говорит ни слова, – и это очень естественно, потому что тогда, в самый разгар княжеских усобиц, внимание всех летописцев и не летописцев было исключительно устремлено на ежедневые перипетии эгоистических владык русской земли и никто не мог провидеть роли, какую, в судьбах этой земли, надлежало, со временем, играть именно Москве. Впоследствии же, когда историческое значение Москвы выяснилось, начало ее стало возводиться к мифам и облеклось баснями, на которые были особенно щедры в 17 в. И хотя ни миф, ни басня не составляют существа истории, они не могут однако быть обойдены историком, который, за отсутствием положительных данных, обязан, в известном смысле, принимать к сведению и мифы с баснями, критически выбирая и оценивая между ними особенно предания народные, потому что последние, в таких случаях, всегда существуют и, в самом качестве вымыслов, становятся как бы поэзией истории, т.е. предметом, никогда и ни в каком случае не лишенным строго-научного интереса.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Скачать epub pdf 105. Изяслав III Давидович, князь черниговский, потом двукратно великий князь киевский – первый, носивший этот титул без прежнего, всерусского, значения, уже отодвигавшегося из Киева к Суздалю и Владимиру сын Давида Святославича, князя черниговского, от брака с неизвестною. О годе и месте его рождения сведений нет: при великом князе Всеволоде II Ольговиче, послан с князьями галицкими воевать области Туровскую и Владимиро-Волынскую в 1139 г.; получил от великого князя г. Брест в 1142 г.; ходил по приказу великого князя в Польшу, мирил тамошние усобицы в 1143 г.; отправленный из Переяслава с половцами на князей галицких, взял Ушицу и Микулин в 1144 г.; пустошил с братом своим Владимиром Новгород-Северскую область князя Святослава Ольговича и безуспешно осаждал Путивль, сдавшийся только великому князю Изяславу II Мстиславичу в 1146 г.; разбит князем Святославом Ольговичем 16 январ у г. Карачева и получил себе с братом же область Новгород-Северскую, но вслед за тем уличен в заговоре на жизнь великого князя киевского, стоившем жизни князю-схимнику Игорю Ольговичу, убитому озлобленными киевлянами 19 сентября 1147 г.; примирился с великим князем и заключил с ним союз против Юрия Владимировича, князя суздальского, в 1148 г.; участвовал в поражении Юрия под Переяславом 23 августа 1149 г.; уже союзником Юрия вступил с ним в Киев в 1150 г.; соединившись опять с великим князем, потерял в битве у Киева брата своего Владимира, союзника Юриева, в 1151 г.; выдержал в Чернигове осаду Юриеву в 1152 г.; недопущенный в Киев поклониться телу великого князя Изяслава II, умершего 13 ноября 1154 г., вознегодовал на преемника Святославова, великого князя Ростислава Мстиславича, которого и разбил на р. Белоусе, после чего 18 марта приглашен киевлянами на стол киевский, но через два дня должен был уступить его Юрию возвратиться в Чернигов в 1155 г.; сопровождал великого князя Юрия в Заруб для переговоров с половцами, которых по найме их великим князем водил до Березны в 1156 г.; по смерти великого князя Юрия 15 мая снова приглашен киевлянами на стол киевский и торжественно въехал в Киев 19 мая 1157 г.; выбит из Киева волынскими князьями в союзе с князем галицким и берендеями 22 декабря 1158 г.; наняв половцев, безуспешно осаждал Чернигов, разорял Смоленскую область и дружески сошелся с князем Андреем Боголюбским в 1159 г.; тщетно стоял две недели под Переяславом и 1160 г.; овладев Киевом 8 февраля, осадил великого князя Ростислава в Белгороде, но убит тут же 6 марта 1161 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Скачать epub pdf Глава 5. Андроник, архиепископ Пермский, Феофан, епископ Соликамский, Василий, архиепископ Черниговский, и иже с ними «В качестве полкового священника сибирской армии, – описывает П. Туруханский, – мне пришлось довольно долгое время странствовать по городам и весям освобожденной от большевиков Пермской епархии, где святительствовал архиепископ Андроник. Рукоположенный во священники архиепископом Андроником, я пытался собрать точные сведения о смерти святителя, о которой в Пермском крае сложились крайне противоречивые легенды. Согласно наиболее распространенной на Урале, архиепископ Андроник был живым закопан в землю. Впоследствии, попав в руки большевиков, я был посажен в Тобольскую каторжную тюрьму. В числе арестованных было двое чекистов – латыши Добелас и Падернис, служившие в Пермской ЧК. По рассказам этих чекистов, архиепископ Андроник был расстрелян по требованию мотовилихинских рабочих». Архиепископ Андроник весьма резко критиковал большевистский декрет об отделении церкви от государства. По оглашении изданного по этому поводу Московским Поместным Собором послания, архиепископ Андроник приказал протодиакону возгласить на большевиков анафему, после чего был арестован, убит и закопан возле дороги из Перми в Мотовилиху (рабочее предместье). По словам вышеупомянутых чекистов, Добеласа и Падерниса, оба они принимали участие в убийстве архиепископ Андроника. Рассказ чекистов заслуживает доверия, так как аналогичное сообщение П. Т. пришлось слышать и от другого лица, сначала члена коммунистической партии, начальника красной полиции города Т., по профессии фельдшера, по национальности крещеного иудея, а впоследствии православного священника. Коммунисты не могли простить ему измены партии и расстреляли. (По другой версии архиепископа Андроника водили по улицам Перми с отрезанными щеками и выколотыми глазами и закопали живым в землю.) Об этом были в свое время свежие известия и письма с места. Рассказам чекистов нельзя особенно доверять. Они часто смягчали свои зверства, хотя между ними были и своеобразные хвастуны, которые приписывали себе дела, в которых не участвовали. В Соловках очень часто встречались чекисты, которые говорили о своем участии в убийстве царской семьи. Относительно убийцы или даже решителя судьбы архиепископа Андроника рассказывают следующее. Некий важный служащий Военно-Китайской железной дороги попал под поезд и с отрезанными ногами в Харбинской больнице громко кричал до самой смерти: «Спасите меня, спасите, вот Андроник идет, Андроник идет».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

На выставке также можно будет увидеть фотографии, найденные у немецких солдат и офицеров 29 июля. ПРАВМИР. 7 августа 2014 года в выставочном зале Casa de la Cultura Министерства культуры г. Буэнос-Айреса откроется выставка «Партизанское движение на территории России, Украины и Белоруссии в годы Великой Отечественной войны».  Об этом сообщает Министерство культуры Российской Федерации . В экспозиции представлены 320 документальных фотографий из Российского государственного архива кино- и фотодокументов (РГАКФД). Среди авторов снимков — Макс Альперт, Леонид Великжанин, Яков Давидзон, Георгий Зельма, Борис Игнатович, Виктор Кинеловский, Георгий Петрусов, Всеволод Тарасевич, Михаил Трахман, Павел Трошкин, Аркадий Шайхет и другие классики отечественной военной фотографии. На выставке также можно будет увидеть фотографии, найденные у немецких солдат и офицеров, долгие годы хранившиеся в архиве неопубликованными, и свидетельские снимки зверств нацистов на оккупированных территориях, сделанные после их освобождения и фигурировавшие в судебных процессах против фашистов. Выставка завершит работу 21 сентября 2014 года. Партизанская война началась для народов России, Украины, Белоруссии 22 июня 1941 года. Она продолжалась до осени 1944 года. В ней приняло участие более одного миллиона советских граждан. В партизанах были мужчины и женщины, старики и дети, жители городов и деревень; партизанами становились оказавшиеся в окружении воины Советской армии. «Партизанские края» существовали в России — в Брянской, Калининской, Ленинградской, Новгородской, Орловской, Пензенской, Псковской, Смоленской, Тамбовской областях; на Украине — в Ворошиловградской (Луганской), Запорожской, Киевской, Ровенской, Сталинской (Донецкой), Сумской, Черниговской областях; в Белоруссии — в Брестской, Гомельской, Гродненской, Минской областях. На территории РСФСР партизанское движение стало массовым в западных и южных регионах, попавших в оккупацию. В Белоруссии, которую называли партизанской республикой, сражалось более 440 тысяч партизан, объединенных в 997 отрядов, составляющих 199 партизанских бригад и 14 партизанских полков. На Украине только в 1943 году действовало 70 000 партизан в отрядах, не считая скрытых резервов в городах и малых населенных пунктах.

http://pravmir.ru/v-argentine-otkroetsya...

Скачать epub pdf 53. Владимир II Всеволодович, прозванием Мономах, великий князь киевский сын Всеволода I Ярославича, великого князя киевского, от брака с греческой царевной, «мономахиней», достоверно неизвестной по имени (см. 30). Родился в Киеве в 1053 г.; 13-летним ребенком уже ходил из Переяслава (Полтавского), удела его отца, к Ростову в 1066 г.; из Смоленска посылался отцом к Владимиру-Волынскому и Бресту в 1068 г.; опять ходил к Владимиру в 1069 г.; получил в удел от дяди своего Святослава II Ярославича, великого князя киевского, Смоленск в 1073 г.; по приказанию того же дяди ходил с сыном его Олегом (см. 154) через Чехию (Богемию) за Глогау (в нынешней Селезни) против немецкого императора Генриха IV в 1075 г.; по приказанию другого дяди, Изяслава I Ярославича, великого князя киевского, дважды ходил на Полоцк в 1077 г.; вместе с отцом и дядей осаждал Чернигов и был в бою на Нежатиной ниве 3 октября 1078 г.; по вокняжении отца в Киеве посажен на столе черниговском, опустошил владения полоцкие, бился на р. Десне с половцами в 1079 г.; смирил торков в 1080 г.; ходил на вятичей в 1082 г.; преследовал Ростиславичей, князей-изгоев (безместных), отогнал за Хороль половцев, взял «изъездом» (внезапно) Всеславов Полоцк, не оставя там «ни челядина, ни скотины», в 1083 г.; отнял у Ростиславичей Владимир-Волынский и возвратил его Ярополку Изяславичу летом 1084 г.; по удалении того же Ярополка, друга Мономахова, в Польшу, захватил его город Луцк с семьей и имуществом беглеца в 1085 г.; но успел примирить Ярополка со своим отцом в 1086 г. и послал сына своего, Мстислава, на стол новгородский, покинутый Святополком II Изяславичем, в 1088 г.; уступив по смерти отца стол киевский этому же Святополку как старейшему князю, бился с половцами на р. Студне под Киевом, тут потерял единственного брата своего Ростислава, князя переяславского, и, осажденный Олегом в Чернигове, без кровопролития удалился в Переяслав в 1093 г.; отсюда вместе с великим князем Святополком II ходил громить «вежи» (станы) половецкие и на Святославичей, князей черниговских, к Смоленску в 1095 г.; снова утвердился в Чернигове, отнятом у Олега, в 1096 г.; за вероломное ослепление Василька, князя теребовльского (см. 50), после любечского съезда князей в 1097 г. начальствовал осадою Киева, но, упрошенный мачехой своей, не отнял его у Святополка в 1098 г.;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Скачать epub pdf 58. Всеволод III Юрьевич (Георгиевич) прозванием Большое Гнездо, великий князь владимирский и суздальский сын Юрия I Владимировича Долгорукого, князя суздальского и великого князя киевского, от второго брака с «гречанкою» (см. 155). Родился на месте, где теперь г. Дмитров (уездный Московской губернии), в 1154 г.; по смерти отца выгнан братом, князем Андреем Боголюбским, из земли суздальской и увезен матерью в Константинополь в 1162 г.; возвратившись оттуда, находился в рати Андреевой при взятии ею приступом Киева 8 марта 1169 г.; вместе с братом Михалком (см. 142) отразил половцев от Переяслава в 1170 г.; по смерти Глеба Юрьевича, князя переяславского, именовавшегося, но без значения, и великим князем киевским, дан Михалком вместо себя Киеву в 1171 г.; захваченный там Ростиславичами, отпущен к Михалку и с ним присоединился к рати Андреевой, двигавшейся на Киев, в 1173 г.; по смерти Андрея отправился было с Михалком в землю суздальскую, но, видя усобицу, возвратился на юг, в Чернигов, в 1174 г.; призванный оттуда с братом же владимирцами, посажен Михалком на стол Перелавля-Залесского в 1175 г.; по смерти Михалка пересел на стол владимирский и через неделю разбил другого претендента, Ярополка Ростиславича, племянника своего, 27 июня 1176 г.; поразил Глеба рязанского с половцами на р. Колокше и допустил ослепление племянников своих, Ростиславичей, мятежными владимирца-ми в 1177 г.; воюя с новгородцами, сторонниками Ярополка Ростиславича, испепелил Торжок и Волоколамск в 1178 г.; воевал с князем Святославом черниговским в 1180 г.; взял Торжок и заковал Ярополка в 1181 г.; ходил на болгар, называемых в летописи серебряными, осаждал их Великий город, но возвратился, заключив с ними мир, в 1183 г.; посылал новую рать на болгар в] " в г.; огнем и мечем пустошил землю князей рязанских, ему непокорных, в 1187 г.; явил первый пример обряда постригов, торжественно исполнив его над сыном своим, трехлетним Юрием (см. 192), в 1192 г.; посылал своих бояр возводить Рюрика Ростиславича на стол киевский, продолжавший именоваться великокняжеским, в 1194 г.; ходил войной на землю вятичей, владение Ольговичей черниговских, в 1196 г.; проник в глубину степей половецких, заставил половцев бежать от р. Дона к морю в 1198 г.; подчинил себе Новгород к 1201 г.; заковав на пиру князей муромо-рязанских, взял после трехнедельной осады Пронск в 1207 г. и сжег Рязань в 1208 г.; докончив завоевание Рязанского княжества, примирился с Ольговичами черниговскими в 1210 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Сергиев Посад. Черниговский скит. Собор Черниговской-Гефсиманской иконы Божией Матери. Черниговский собор, Гефсиманский собор Автор: Архиповы Маргарита и Владимир Снято: 24 февраля 2013 Добавлено: 4 марта 2013 Условия использования фотографии нужно согласовать с автором. Карта и ближайшие объекты    Идея воздвижения над Пещерами ныне существующего в ските каменного храма в честь Черниговской иконы Пресвятой Богородицы принадлежит игумену Даниилу и была осуществлена по проекту, представленному архитектором Николаем Владимировичем Султановым (1850 - 1908 гг.). В деле принимали участие сам игумен Даниил, ризничий Троице-Сергивой Лавры архимандрит Афанасий, помощник лаврского эконома иеромонах Геннадий, заведующий пещерной обителью иеромонах Нектарий, а также многочисленная скитская и пещерная братия. Храм планировался просторным, в стиле русской архитектуры второй половины XVII века.    Гефсиманский скит не имел средств на строительство столь роскошного храма и, поэтому, пришлось обратиться к благотворителям. Не остались равнодушными и откликнулись на просьбу потомственный почетный гражданин Сергей Павлович Патрикеев, купец Михаил Васильевич Моргунов, княгиня Елена Петровна Черкасская, крестьянин Владимирской губернии Даниил Васильевич Киселев и многие другие...     28-го сентября 1886-го года, над Пещерами состоялась торжественная закладка будущего храма, которую совершал митрополит Московский Иннокентий (Руднев, 1826 - 1900 гг.).     Вскоре храм был отстроен. Его украшали два придела: во имя святых благоверных князей Бориса и Глеба, сооруженный на средства княгини Черкасской и освященный в 1889-м году митрополитом Иоанникием, и во имя Пророка Божия Илии, построенный благодаря вкладам купца И.В. Патрикеева и освященный в 1890-м году. Кроме того, иждевением той же княгиги Черкасской, был устроен пещерный храм во имя Антония и Феодосия Киево-Печерских, где она,впоследствии, и была погребена.     Наконец, 26-го августа 1893-го года, в праздник Владимирской иконы Божией Матери, был освящен главный придел скитского храма - в честь Черниговской иконы Пресвятой Богородицы. Чин освящения совершал епископ Дмитровский Александр (Светлаков), управлявший в те годы Московской епархией.     Храм получился весьма красивым, и не только снаружи, но и внутри. Он оказался довольно вместительным, светлым, с роскошным металлическим иконостасом, выполненным на средства купчихи А.И. Осиповой; везде прекрасная настенная живопись в стиле XVI века - труд иконописца Н.М. Сафонова; пол выложен мозаикой с узором. По богатству украшений, своей красоте и художественному уровню отделки Черниговский храм принадлежал к числу самых знаменитых храмов России.

http://sobory.ru/article/?object=14750

Православная стенгазета 39 (406) В номере: Святой благоверный князь Михаил Черниговский и боярин его Феодор, Проповедь на Евангельское чтение, Господь задает нам ритм, при котором всё происходит вовремя, Вопрос священнику: с чего начинать воцерковление? Как проходит исповедь в православном храме. 28 сентября, 2017 В номере: Святой благоверный князь Михаил Черниговский и боярин его Феодор, Проповедь на Евангельское чтение, Господь задает нам ритм, при котором всё происходит вовремя, Вопрос священнику: с чего начинать воцерковление? Как проходит исповедь в православном храме. В номере: — Святой благоверный князь Михаил Черниговский и боярин его Феодор, — Проповедь на Евангельское чтение, — Господь задает нам ритм, при котором всё происходит вовремя, — Вопрос священнику: с чего начинать воцерковление? — Как проходит исповедь в православном храме. Выпуск от 29 сентября 2017 года. Скачать Нужен только принтер. 8 листов раз в неделю распечатать и повесить в притворе по благословению настоятеля. Взгляд прохожего зацепится, он остановится, почитает. Задумается. Пора переходить от слов к делу. Даже если только одному человеку чтение этой стенгазеты в чем-то поможет, значит, все не напрасно. Значит, и вы внесли свой вклад в дело миссии. Стенгазета издается при участии Синодального Информационного отдела Русской Православной Церкви. Святейший Патриарх Кирилл призвал использовать стенгазету портала «Правмир» в приходском служении Архив всех номеров стенгазеты Присылайте фотографии стенгазет на адрес gazeta@pravmir.ru . Нам очень нужны ваши отзывы! Подписаться на рассылку Правмира (включающую в себя анонс новых выпусков Газеты) Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

http://pravmir.ru/pravoslavnaya-stengaze...

П.В. Долгоруков Графы и дворяне Ледуховские Фамилия Ледуховских или Ледоховских (Ledochowski) старинная, весьма известная в земле волынской, и как полагают, происходит от древней фамилии Галка (Halka), один из членов коей, по имени вотчины своей, стал писаться Ледуховским, и передал это имя потомству своему. Фамилия Ледуховских, до исхода шестнадцатого века, исповедовала святую православную веру, и лишь при Короле Сигизмунде III перешла в римско-католицизм. Иван и Вацлав Ледуховские участвовали в войнах Ягайлы с ливонскими рыцарями. Павел, Яков и Богдан Ледуховские также упоминаются, все трое, в пятнадцатом веке; Гневош Ледуховский был королевским секретарём при Сигизмунде I. Поколенная роспись нынешних графов Ледуховских начинается с Макария Ледуховского, жившего в конце шестнадцатого века. отцовский КОЛЕНО I: Макарий Ледуховский КОЛЕНО II: Самуил, женат на Елисавете Станишевской КОЛЕНО III: Самуил Казимир, хорунжий черниговский Мартын, подхорунжий кременецкий Стефан, кастелян брацлавский и волынский; женат на Анне Сржеджинской КОЛЕНО VI: Фелициан, полковник † 1683 Казимир, ротмистр † 1683 Станислав, воевода черниговский Франц, кастелян волынский † 1704 КОЛЕНО V: Стефан, подстолий волынский Михаил, женат на Ржевуцкой Адам, кастелян волынский; женат на Марие Вержбовской Соломея, 1) за Яном Потоцким; 2) за Казимиром Каминским Розалия, за Юрием Ольшанским Терезия, за галицким кастеляном Карчевским КОЛЕНО VI: Станислав Феликс Бенедикт Франц, воевода черниговский и кавалер белого орла; женат на графине Луизе Дёнгоф Анна, за львовским кастеляном Попелою КОЛЕНО VII: Игнатий Граф Антоний-Филипп-Михаил, рождение 1755 † 11 ноября 1835; женат на Юлие Островской (потомки его владеют поместьями и в России и в Австрии) Анна, за Михаилом Чапским Марианна † 1826, за подлясским воеводою Фомою Александровичем КОЛЕНО VIII: Граф Иосиф Антонович, рождение 26 февраля 1786; женат на Марие Ивановне Закржевской Граф Игнатий Антонович, полковник, рождение 1 января 1789; женат на Луизе Адамовне Горской

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Севастополь. Часовня Михаила Черниговского. Часовня на могиле князя М.Д. Горчакова Часовня. Действует.   Освящена в честь: Александра Невского Год постройки:Дата постройки неизвестна. Адрес: Россия, г.Севастополь, ул. Богданова, 43, братское кладбище Координаты: 44.636799, 33.558325 Проезд:Северная сторона Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Часовня на могиле князя М.Д. Горчакова Часовня сооружена на могиле князя М.Д. Горчакова (1793–1861), главнокомандующего сухопутными и морскими силами в Крыму. Участник Отечественной войны 1812 года и заграничных походов русской армии 1813–1814 годов. Принимал участие в сражениях под Бородино, Дрезденом, Лейпцигом. В русско-турецкую войну 1828–1829 гг. был начальником штаба корпуса. В начале Крымской войны командовал 3,4 и пятом корпусами в Молдавии и Валахии, затем Южной армией, а с 24 февраля 1855 года — сухопутными и морскими силами в Крыму (сменил князя А. С. Меншикова). Не являясь сторонником продолжения обороны Севастополя, М. Д. Горчаков нес крест ответственности до последней возможности, считая, что это будет «самый почетный для нас выход». В августе 1855 года он писал военному министру В. А. Долгорукову, что в его армии «нет ни одного человека, который не считал бы безумием дальнейшее продолжение обороны». 27 августа, после падения Малахова кургана - единственного из восьми русских бастионов, он приказал оставить Южную часть Севастополя. В конце 1855 года князя Горчакова назначили главнокомандующим Западной армией, с января 1856 года — наместником Царства Польского. Умер в 1861 году и по завещанию похоронен в Севастополе. Памятник на могиле сооружен по проекту архитектора А. А. Авдеева на средства семьи. Это открытая с трех сторон часовня из серого гранита, в архитектуре которой использованы элементы русско-византийского стиля. Часовня строилась под руководством автора проекта подрядчиком Телятниковым. Шатровая кровля часовни покоится на низком барабане восьмерике. Архивольты трех арок опираются на группы колонн из черного мрамора с резными белыми капителями. Часовня установлена на ступенчатом стилобате, закрывающем склеп. Кровля и архивольты украшены резным орнаментом, декор памятника с боковых сторон дополняют геральдические рельефы. Венчает часовню шлемовидное навершие с металлическим крестом. Высота ее 9,8 м. В часовне был установлен бюст генерала из белого мрамора, ниже имелась доска из черного мрамора с надписью: «Князь Михаил Дмитриевич Горчаков, генерал от инфантерии, главнокомандующий крымскою армиею в 1855 - 1856 гг. Родился в 1793 г. января 28, скончался 1861 г. мая 18. Тело покойного, по его желанию погребено среди воинов, не допустивших врагов отечества перейти за рубеж того места, где находятся их могилы». Над бюстом - образ святого князя Михаила Черниговского, ангела почившего князя (автор М. Н. Васильев).

http://sobory.ru/article/?object=04746

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010