Разделы портала «Азбука веры» Протоиерей Михаил Немнонов " decoding="" title="" Священник Михаил Немнонов родился в 1968 году в Москве. В 1983 г. окончил 8 классов средней школы, а в 1986 г. – московское медицинское училище В 1986–1988 гг. служил в армии. В ноябре 1989 г. принял Святое Крещение , и с этого времени стал прихожанином храма Всех Скорбящих Радости на Большой Ордынке . В июле 1991 г., был принят на работу в качестве алтарника во вновь открытый храм св. Николая в Пыжах . В 1992 г. поступил в Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, и окончил его в 1996 г. В 1994 году был рукоположен Святейшим Патриархом Алексием в сан диакона и до 1998 года служил в храме святителя Николая в Пыжах. В 1998 году рукоположен в сан священника с назначением штатным священником храма иконы Божией Матери Знамение в Ховрине . В 1998 – 2000 гг. также нес послушания в приписных храмах – св. Николая у Соломенной Сторожки , Всемилостивого Спаса на Перепечинском кладбище, св. равноапостольного Владимира на Химкинском кладбище и святого праведного Иоанна Кронштадтского на Кронштадтском бульваре. В 2001 г. освобожден от служения в Знаменском храме с назначением штатным священником храма святителя Николая у Соломенной Сторожки. 17 января 2007 года освобожден от послушания в прежнем месте служения и назначен штатным священником храмов свв. мчч. Михаила и Феодора Черниговских и Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором г. Москвы. – Отец Михаил, была ли ваша семья с самого начала православной, и были ли вы с детства верующим и крещеным? Я не был с детства ни крещеным, ни верующим. Семья не была православной, но в доме, в котором я вырос, к Православию все относились доброжелательно. Помню, как на Пасху пекли куличи и красили яйца, но никто их не освящал. Бабушка иногда ходила в храм со своими подругами, но это бывало довольно редко – может быть, раз в год или еще реже. Бабушка родилась в 1912 году в верующей семье, но после 1917 года все, кроме ее мамы, ушли из церкви. Она всегда с теплым чувством вспоминала, как готовились к праздникам, как ходили в храм, но эти воспоминания больше касались внешней стороны дела.

http://azbyka.ru/way/protoierej-mihail-n...

А.И. Никольский Святцы 1140. Святцы , в четвертку, 157 лл., полууставом XVI в., без переплета. Листы: 1, 2, 15–17, 63, 64, 120–126 позднее вставлены и писаны полууставом XIX в. He достает нескольких листов в средине рукописи между листами 48 и 49, 147 и 148. Заглавие: «Соборник 12-ти месяцев сказуя от месяца септеврия до месяца августа по уставу иже во Иерусалиме святыя лавры преподобнаго и богоноснаго отца нашего Саввы Священнаго». За святцами с тропарями и кондаками следуют: 1) богородичны и крестобогородичны поемыя на славу и ныне по тропари святаго (148–150) и 2) уставныя замечания о богослужении в недели великаго поста, от недели мытаря и фарисея до недели Цветной включительно (150–157 об.). Из русских святых отмечены следующие: сентября 5 – князь Глеб; сентября 19 – Феодор князь Смоленский и Ярославский и чада его: Давид и Константин; сентября 20 – Михаил князь Черниговский и боярин его Феодор; сентября 25 и июля 5 – Сергий Радонежский; сентября 30 – Григорий Пелшемский; октября 1 – Савва Вишерский; ноября 6 – Варлаам Хутынский; декабря 21 – Петр митрополит; января 10 – Павел Обнорский; января 11 – Михаил Клопский; февраля 11 – Димитрий Прилуцкий; февраля 12 и мая 20 – Алексий митрополит; февраля 14 – Кирилл просветитель славян; марта 11 – Евфимий архиепископ Новгородский; апреля 14 – Литовские мученики: Антоний, Евстафий и Иоанн; апреля 26 – Стефан Пермский; мая 2 и июля 24 – Борис и Глеб; мая 3 – Феодосий Печерский ; мая 7 – Антоний Печерский; мая 14 – Исидор юродивый Христа ради Ростовский; мая 15 – Исаия Ростовский; мая 22 – Никита Переяславский; мая 23 – Леонтий Ростовский; мая 27 – Фотий, Киприян и Иона митрополиты; мая 28 – Игнатий Ростовский; июня 1 – Дионисий Глушицкий; июня 9 – Кирилл Белозерский; июня 29 – Петр царевич Ордынский в Ростове; июля 11 – княгиня Ольга; июля 15 – князь Владимир. Славянские святые отмечены: октября 21 – Илларион епископ Меглинский; октября 28 – Арсений Сербский; января 14 – Савва Сербский : февраля 13 – Симеон Сербский мироточец; июня 2 – Иоанн Сочавский; августа 16 – Иоаким Сарандапорский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архимандриты 36. Преподобный Поликарп архимандрит, преставися в лето 6690 месяца июлия в 24 день Преподобный Поликарп постриженник и с 1164 года архимандрит Киево-Печерский. Из летописи известно, что великий князь Михаил-Ростислав, любивший преподобного Поликарпа, открывал ему свое желание удалиться от дел мирских в монастырь, но Поликарп сказал ему: «князь, Господь требует от тебя других подвигов: твори правду и блюди землю Русскую». Поликарп ум. 24 июля 1182 года. Память в день преставления. Мощи в Антониевой пещере. Некоторые смешивают его с Поликарпом черноризцем, которому Симон Владимирский писал послание, и тем поставляют себе затруднение по значительному расстоянию лет. Уже одно то, что черноризец Поликарп в 1231 году (См. Филарет, Обзор Р. Дух. литер., стр. 63) писал послание к архимандриту Акиндину, достаточно доказывает, что он не мог быть архимандритом Печерским в 1182 году. 37. Преподобный Акиндин архимандрит Упоминается в 1231 году (Собрание Летоп. I, 194). По соображениям преосв. Филарета Черниговского (Р. Св., август, стр. 117), настоятельствовал в Киево-Печерской Лавре с 1219 года. Год кончины не известен. Мощи почивают в Феодосиевой пещере. Память общая 27 августа. К преподобному Акиндину было писано известное послание черноризца Поликарпа (См. выше, 36). 38. Преподобный Игнатий архимандрит С 1435 года архимандрит Печерской Лавры. Чудотворец. Время кончины не известно. Память его 20 декабря и общая 28 августа. Мощи в Феодосиевой пещере. 39. Преподобный отец Антоний первоначальник, преставися в лето 6578 месяца маия в 7 день В мире Антипа, первоначальник иночества в России, уроженец города Любеча. Пострижен на Афоне, в монастыре Есфигменском. Пришел в Киев около 1028 года и поселился в пещере Варяжской. Мало-помалу собрались к нему любители пустынной жизни. Когда число братии умножилось до 15-ти и в пещере была устроена церковь с трапезою, Антоний, в расстоянии 100 саж. от прежней пещеры, выкопал другую, которая и доныне называется Антониевою, или Ближнею, а братству своему назначил игуменом Варлаама, выпросил у князя Изяслава гору над пещерою и указал место для построения Великой Печерской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

В 1755 г. настоятель Успенской церкви придельной собора Троицкого, Михаил Бутовский и прихожане решились восстановить храм. Митрополит в грамоте своей, мая 6 дня 1755 г. писал: «Мы пастырь помянуя тую разваленную каменную Свято-Троицкую церковь, доколе она весьма покололась, разобрать и от тех мест строением репаровать и в совершенное окончание приводить архиерейским благословляем. Так как не было готовых средств к возобновлению церкви, а в придельной Успенской не оставалось даже трех полтин, то, одновременно с получением архипастырского благословения на возобновление, получена была просительная книга для сбора подаяний па построение ея. О. Михаил Бутович в продолжении двухъ лет готовил нужное для возобновления храма, сам и на своей лошади ездил по малой России, собрал около трехсот рублей, заготовив железа и до ста тысяч нового кирпича и извести, разобрал церковь до того места, где оканчивались трещины и начал возобновление. В 1757 г. он получил вторично просительную книгу на два года, отправлялся с нею в Запорожье и но украинским полкам, ездил в Москву, и в течении двух лет собрал более четырех сот рублей; взяв еще на вексель 150 п. железа и несколько пудов извести на свой собственный счет, старался привести к концу начатую им постройку церкви. В 1764 г, она была ужо окончена постройкою, но, кажется, не успели освятить ее как обрушился купол ея; храм находился под соломенною крышею до нового возобновления. Это возобновление окончено было при священнике Николае Бутовиче и храм освящен в 1790 г. На иконе, хранящейся в этой церкви, сделана тогда следующая надпись: сия Св. Живонач. Троица, во граде Борзне состоящая на троицком цвинтаре муравленная, от давних времён в обветшалости находящаяся, а ныне по благодати Божьей доброхотных дателей так же и старшем свящ. Никол. Бутовского и прихожан купцов Изота Иллеча и Иосифа и Василия Яковлевичей уже в совершенное окончание произведена 1789 г. июля 30 дня. Освящена 1790 г. мая 5 дня, по благословению епископа Черниговского Иерофея».

http://sobory.ru/article/?object=56945

Лекция 4 После кратковременного эпизода с поставлением Илариона без согласия Константинопольского патриарха Киевская митрополия возвращается к прежнему порядку: митрополита-грека присылают в столицу Руси из Византии. Епархиальные архиереи назначаются уже на Руси, и, как правило, - из русских. Однако, во второй половине XI столетия структура Русской Церкви на короткий период претерпевает некоторые изменения. Связано это было с тем, что после смерти Ярослава его сыновья разделили между собой верховную власть над державой. Номинально старшим из князей считался Изяслав Киевский. Однако, фактически его братья Святослав Черниговский и Всеволод Переяславский были независимы от Киевского князя. Русью некоторое время управлял своего рода триумвират братьев-князей. Скорее всего, именно по этой причине Черниговская и Переяславская епископии были возведены в ранг митрополий, однако, титулярных. Архиереи этих епархий были почтены лишь титулом митрополитов, оставаясь на деле по-прежнему подчиненными Киевскому митрополиту - Предстоятелю Русской Церкви. Подобный порядок просуществовал совсем недолго: в Чернигове известен лишь один титулярный митрополит, в Переяславле - 2 или 3, в числе которых преподобный Ефрем Киево-Печерский. Эти титулярные митрополии вновь были низведены до степени простых епископий к концу XI века, после того, как распался союз Ярославичей, а Киевская Русь окончательно превратилась в конгломерат многочисленных удельных княжеств. В 1-й половине XII в. порядок поставления Киевских митрополитов в Константинополе по понятной причине практически не встречает на Руси противников: политически нейтральный митрополит-грек, независимый от князей (в том числе и Киевского), служит своего рода символом духовного и культурного единства страны и арбитром в период раздробленности и усобиц между князьями, наступивший вслед за блестящей эпохой Ярослава. Митрополит часто примиряет враждующих князей. Это, в частности, имело место в 1134 г., когда митрополит-грек Михаил мирил сыновей святого князя Мстислава Великого с их дядей Юрием Долгоруким. Несколько позднее тот же митрополит Михаил выступает посредником в конфликте между потомками Владимира Мономаха и черниговскими князьями Ольговичами.

http://sedmitza.ru/lib/text/436239/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН (Доброзраков Михаил Степанович; 1790, с. Чиреси Лукояновского у. Нижегородской губ.- 23.06.1872, Кременский Вознесенский мон-рь), архиеп. Донской и Новочеркасский. Род. в семье Стефана Михайлова, который в сане диакона служил в Богородице-Рождественской ц. с. Чиреси, а впосл. в сане протоиерея - в Сергиевской ц. с. Кондрыкина. Поступил в Нижегородскую ДС, получил фамилию Доброзраков. По свидетельству современника, «своим внешним видом оправдывал свою фамилию», «отличался открытым, веселым, сообщительным темпераментом». По окончании семинарии в авг. 1814 г. поступил в СПбДА. Учился во 2-м курсе (наборе), при ректоре архим. св. Филарете (Дроздове) . Однокурсниками были буд. архим. прп. Макарий (Глухарёв) , архиеп. Иринарх (Попов) , еп. Иоанникий (Образцов) . Окончив академию 18 июля 1817 г. со степенью магистра богословия, 24 июля был назначен профессором церковной и гражданской истории Черниговской ДС. С 13 февр. 1818 г. возглавлял одновременно уездное и приходское духовные уч-ща Чернигова. Собирался жениться на дочери протоиерея, но свадьба не состоялась: по словам И., «святитель Николай не благословил». 20 авг. 1819 г. был переведен в СПбДА бакалавром кафедры церковного красноречия. 21 авг. пострижен в монашество. 26 авг. посвящен в сан диакона, 8 сент.- в сан иерея. 22 дек. того же года указом Синода причислен к соборным иеромонахам Александро-Невской лавры . 30 янв. 1820 г. утвержден действительным членом Академической конференции и членом Внешнего академического правления. 31 окт. 1819 г. по представлению Академической конференции митр. Новгородский и С.-Петербургский Михаил (Десницкий) возложил на И. обязанности заведования академической б-кой. 26 июля 1821 г. удостоен звания бакалавра богословских наук и назначен инспектором академии. 16 авг. того же года возведен в сан архимандрита, назначен настоятелем юрьев-польского во имя архангела Михаила монастыря Владимирской епархии. По воспоминаниям академического периода, И. «не любил слишком много обременять себя административными заботами, но вместе с тем не стеснял ни наставников, ни студентов» ( Р. С. 1872. С. 228). Отличался большой эрудицией, гибкостью и живостью ума, красноречием, благодаря к-рому считался лучшим проповедником в С.-Петербурге. Лекции И. во многом носили импровизационный характер.

http://pravenc.ru/text/469476.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КЛИМЕНТ (Клим Смолятич) († после 1163/64), митр. Киевский (1147-1155), не признанный К-польской Патриархией. Биография Происхождение и время рождения К. неизвестны. К лету 1147 г. он был схимником и имел репутацию книжника и «философа». В июле 1147 г. он был «выведен» из своего мон-ря по воле киевского кн. Изяслава (Пантелеимона) Мстиславича , к-рый завладел киевским столом в 1146 г., и представлен Собору епископов как кандидат на Киевскую митрополию: «Постави Изяслав митрополитом Клима Смолятича, вывед из Заруба, бе бо черноризечь, скимник» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 340). Нет ясности, в каком из «Зарубов» пребывал схимником буд. митрополит - в Зарубском мон-ре на Днепре у Трубежа или же в смоленском с. Заруб, где в 1167 г. скончался св. кн. Ростислав (Михаил) Мстиславич , лично знакомый с К. Как считают некоторые исследователи, прозвище (?) Смолятич указывает на смоленское происхождение К.; согласно А. В. Поппе, это было отчество - «сын или внук Смоляты» ( Поппэ. 1996. С. 456). Существует также мнение, что слово «заруб» в случае с К. употреблено в значении «затвор». Предшественник К. на митрополичьей кафедре грек Михаил I (II) в 1145 г. по неизвестным причинам уехал из Киева в К-поль и там, вероятно, скончался, так что Русская Церковь ок. 2 лет не имела первосвятителя. Для поставления нового митрополита по инициативе киевского князя летом 1147 г. в Киев съехались на Собор епископы Онуфрий Черниговский, Феодор Белгородский, Евфимий Переяславский, Дамиан Юрьевский (Каневский), Феодор Владимиро-Волынский, свт. Нифонт Новгородский, Мануил Смоленский. Свт. Нифонт и еп. Мануил выступили против поставления К., отказавшись признать митрополита, не благословленного К-польским патриархом (Патриарший престол в то время пустовал). Однако большинство епископов, представлявших в основном Юж. Русь («Русскую область», см.: НПЛ. С. 28, 214), согласились с кандидатом, предложенным Изяславом.

http://pravenc.ru/text/1841369.html

Небесное воинство. Образ и почитание Фотогалерея На исходе X столетия Русь открыла для себя новую веру, даровавшую восточному славянству письменность, каменное зодчество, мир изобразительного искусства и книжной премудрости. Окончательным разрывом с язычеством русские земли обязаны святому равноапостольному князю Владимиру, принявшему крещение вместе со своей дружиной в крымском Херсонесе в 988 году. С самого начала христианская вера была неразрывно связана с примерами благочестия воинов-мучеников и благоверных правителей. Для русских людей, вместе с новыми именами прославленных общехристианских воинов-мучеников Георгия и Димитрия, Феодора Стратилата и Феодора Тирона, Меркурия и Мины, Андрея Стратилата и Никиты Бесогона, Иоанна Воина и Уара открывались новая история и новая образность. Особым ореолом почитания был окружен архистратиг (глава) всего Небесного воинства – архангел Михаил. К плеяде святых воинов вскоре присоединились и русские праведники: благоверные князья, стяжавшие бессмертную славу ценой собственного мученичества (сыновья Крестителя Руси – Борис и Глеб, павший в битве с монголами великий князь Владимирский Юрий Всеволодович, погибший в Орде князь Михаил Черниговский) или защитой православного народа (великие князья Александр Невский и Дмитрий Донской). Имена архангела Михаила, святых воинов-мучеников и русских благоверных князей давали младенцам при крещении, к их заступничеству обращались в дни войн и бедствий, в их честь строили приходские храмы и величественные соборы. Образы святых воинов заняли выдающееся место в русском искусстве: они возникали на фресках и иконах, в нагрудных образках и в скульптуре, на оружии и создаваемом женскими руками лицевом шитье. Выставка, рассказывающая о святых воинах в русском искусстве на протяжении тысячелетнего периода – от домонгольского времени до XX столетия, – объединяет более ста тридцати произведений иконописи, скульптуры, светской живописи, нумизматики, фалеристики, оружейного дела и ювелирного искусства. Экспозиция в Одностолпной палате Патриаршего дворца включает семь тематических разделов, посвященных архангелу Михаилу, наиболее известным воинам-мученикам – святым Георгию, Димитрию Солунскому и Феодору Стратилату, а также русской княжеской святости и благочестию.

http://pravoslavie.ru/153039.html

Патерик новоканонизированных святых (Часть II) Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 2002-2003-2004 30 августа, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 2002-2003-2004 От редакции В этом выпуске “Патерика” мы публикуем сведения о святых, прославленных Русской Православной Церковью на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 г. Поскольку сбор материалов по этому разделу “Патерика” представляет известные затруднения, порядок публикации вынужденным образом произволен: тексты публикуются в том порядке, в каком поступают в редакцию. Общее руководство подготовкой “Патерика” осуществляет ар­хи­мандрит Макарий (Веретенников). Материалы этого выпуска готовили священник Михаил Исаев, диакон Павел Конотопов, диакон Михаил Першин, М. Журинская. Священномученик Арсений Ростовский (Мацеевич) — †28 февраля 1772 Прославлен в 2000 г. 1 . Память празднуется 28 февраля/12 марта Священномученик Арсений (Мацеевич) происходил из бед­ной польской шляхты и был сыном униатского священника Иоанна Мацеевича, служившего в Спасской церкви во Владимире Волынском. Родился он в 1696 (или 97) году (согласно автобиографии 1738 года, в которой указано, что ему 42-й год). Во святом крещении был наречен Александром. Образование получил в академиях: Владимирской, Варенжской, Львовской и Киевской. Прибыв в Киев в 1715 г., Александр оставил униатство. Пробывши в Киевской академии не более одного года, он в 1716 году принимает постриг с именем Арсения в Новгород-Се­верском Спасском монастыре, где в сане иеродиакона получает должность проповедника и учителя латинского языка. Митрополит Ростовский Арсений (Мацеевич) Здесь он проводит два года, которые стали лучшим временем его жизни (дважды, в 1745 и 1763 гг., он просил Святейший Синод поселить его на покое именно в этом монастыре). Но в 1718 году он вновь поступил в Киевскую академию “для слушания философии и богословия” и здесь в 1723 году принял сан иеромонаха. Окончив курс в 1726 году, иеромонах Арсений два года жил “в послушании” при архиепископе Варлааме (Вонато­виче) и был проповедником, а затемпоселилсяв Киево-Печер­ской Лавре. Краткое время он пробыл в Черниговском Троицком Ильинском монастыре. К этому времени иеромонах Арсений был известен как образованный проповедник; тогда же, очевидно, сформировались его взгляды на светскую власть и на независимость от нее власти церковной.

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

Петр Басин. Александр Невский, молящийся об избавлении своего отечества. ЖМП 7 июль 2020 /  17 февраля 2021 г. 15:00 Образ святого благоверного князя Александра Невского в светском искусстве К 800-ЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО Несмотря на все исторические перипетии, образа князя Александра Невского не коснулась печать забвения, как это бывает с героями, которых одна эпоха возносит на пьедестал, а другая ниспровергает. Молодой успешный князь, воин, дипломат, он всегда считался примером доблести и чести, патриотизма и героизма. Александр Невский — один из самых известных святых Русской Православной Церкви. В дни его памяти в храмах совершаются праздничные богослужения, молебны и крестные ходы, в городах проводятся различные мероприятия, концерты. Не ослабевает интерес к личности князя и в светской культуре.  PDF-bepcuя. Сочетание святости и героики — не единичный случай в мировой истории. В Древней Руси нередко причисляли к лику святых благоверных князей, но многие из них были канонизированы как страстотерпцы: это Борис и Глеб, погибшие от  руки Святополка Окаянного, Михаил Черниговский и Михаил Тверской, замученные в Орде. Были князья, причисленные к лику святых за просветительскую деятельность, например равноапостольный князь Владимир, креститель Руси, Ярослав Мудрый, строитель собора Святой Софии в Киеве, Даниил Московский. Были среди святых князей и воины, но, как ни странно, их совсем немного. Самые известные — это Тимофей-Довмонт, князь Псковский, и Дмитрий Донской, но последнего канонизировали только в ХХ веке. Так что даже в ряду князей-воинов Александр Невский занимает особое место. Популярность его можно объяснить, видимо, тем, что его образ отвечает существующему в русском народе идеалу правителя: он смел, отважен, готов прийти на помощь, защитить город, а если нужно — может стать и дипломатом, чтобы умом или хитростью одолеть врага. В Российской империи орден Святого Александра Невского был учрежден Екатериной I в 1725 году. Им награждали как военных, так и гражданских лиц. В 1917 году орден был упразднен вместе с другими наградами царского режима. Но во время войны, когда нужно было поднимать патриотический дух в стране, советское правительство вспомнило о народном герое, и 29 июля 1942 года в СССР был вновь учрежден орден Александра Невского — уже как военная награда для командного состава Красной армии. В Российской Федерации эта награда была сохранена, но только теперь медаль ордена Александра Невского воспроизводит дизайн не советского времени, а дореволюционного.

http://e-vestnik.ru/culture/obraz_aleksa...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010