Главный приз получил издательский центр Донского монастыря за историко-искусствоведческий альбом «Донской монастырь» 3 ноября. ПРАВМИР. В Сергиевском зале Храма Христа Спасителя накануне состоялась торжественная церемония награждения лауреатов XI открытого конкурса изданий «Просвещение через книгу». Церемония награждения, с момента основания конкурса традиционно проходящая в рамках работы выставки «Православная Русь» и приуроченная к празднованию Дня народного единства, впервые состоялась на территории комплекса Храма Христа Спасителя. В 2016 году конкурсное жюри отметило в одиннадцати номинациях 42 издания, выпущенные не только в России, но также в Литве и Польше. Главный приз получил издательский центр Донского монастыря за историко-искусствоведческий альбом «Донской монастырь». Специальный приз получило издательство «Русская неделя» (Тюмень) за книгу «Филофей Святитель: Сибирский Лествичник». Перевод с церковнославянского языка — Мирослав Бакулин, Тимофей Сайфуллин. Первая авторская книга 1 место. Издательство Сретенского монастыря. «Валаамские светильники духа. ХХ век». Автор: протоиерей Сергий Третьяков. 2 место. Издательство Саратовской митрополии. «Физика Бытия: происхождение Вселенной в десяти стихах». Автор: Алексей Клецов. 3 место. Издательство «Даръ». «Запах счастья. Рассказы взрослого мальчика». Автор: Петр Колосов. Лучшее художественное произведение 1 место. Издательский дом «Никея». «Осень в Задонье». Повесть о земле и людях. Автор: Борис Екимов. 2 место. Издательский дом «Никея». «Великий князь Михаил Тверской». Роман-эпоха. Автор: Николай Фудель. 3 место. Издательство Сретенского монастыря. «Грузинская рапсодия». Автор: Олеся Николаева. 3 место. Издательство «Сибирская Благозвонница. «Дом, где тебя ждут». Автор: Ирина Богданова. Лучшее учебное издание 1 место. Издательство Свято-Троицкой Сергиевой лавры. «Бог во плоти. Святоотеческое учение о человеческой природе Господа нашего Иисуса Христа». Автор: Протоиерей Вадим Леонов. 2 место. Издательство «Даръ»: «Библия для всех: курс 30 уроков. Том 1. Ветхий Завет. Том 2. Новый Завет». Автор: Вероника Андросова.

http://pravmir.ru/v-moskve-vruchili-nagr...

Директор: Тишков Михаил Борисович 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22 Жития избранных святых Св. преп. Иосиф Волоцкий Преподобный Иосиф Волоцкий, в мире Иоанн Санин, родился 14 ноября 1440 года недалеко от города Волоколамска, в семье благочестивых родителей Иоанна (в монашестве Иоанникия) и Марины (в схиме Марии). Семилетним отроком Иоанн был отдан в обучение к добродетельному и просвещенному старцу Волоколамского Кресто-Воздвиженского монастыря Арсению. Отличаясь редкими способностями и чрезвычайным прилежанием к молитве и церковной службе, даровитый отрок за один год изучил Псалтирь, а в следующем году - все Священное Писание. Он стал чтецом и певцом в монастырской церкви. Современники поражались его необычайной памяти. Часто, не имея в келлии ни одной книги, он совершал монашеское правило, читая на память Псалтирь, Евангелие, Апостол, положенные по уставу. В двадцать лет Иоанн избирает путь иноческих подвигов и, оставив родительский дом, уходит в пустынь, что была близ Тверского Саввина монастыря, к известному старцу, строгому аскету-подвижнику Варсонофию. По благословению старца Варсонофия, он уходит в Боровск, к преподобному Пафнутию Боровскому. Простота жизни святого старца, труды, которые он разделял со своей братией, и строгое исполнение монастырского устава соответствовали настроению души Иоанна. Преп. Пафнутий с любовью принял прибывшего к нему юного подвижника и 13 февраля 1460 года постриг его в иночество с именем Иосиф. Так осуществилось самое большое желание Иоанна. Преподобный Пафнутий вскоре поставил Иосифа экклесиархом в церкви, чтобы он наблюдал за исполнением церковного устава. По кончине преподобного Пафнутия (+ 1 мая 1477 года) Иосиф был рукоположен во иеромонаха и, согласно завещанию почившего настоятеля, назначен игуменом Боровского монастыря. Преподобный Иосиф решил преобразовать монастырскую жизнь на началах строгого общежития, по примеру Киево-Печерского, Троице-Сергиева и Кирилло-Белозерского монастырей. Однако это встретило сильное противодействие со стороны большинства братии. Лишь семеро благочестивых иноков были единомысленны с игуменом. Преподобный Иосиф решил обойти русские общежительные монастыри, чтобы исследовать наилучшее устроение иноческой жизни. Вместе со старцем Герасимом он прибыл в Кирилло-Белозерский монастырь, который представлял собой образец строгого подвижничества на началах общежительного устава. Знакомство с жизнью монастырей укрепило взгляды преподобного Иосифа. Но, возвратившись по воле князя в Боровский монастырь, преподобный Иосиф встретил прежнее упорное нежелание братии изменить привычный отшельнический устав. Тогда, решив основать новую обитель со строгим общежительным уставом, он с семью иноками-единомышленниками отправился в Волоколамск, в родные, с детства известные ему леса.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/about/ol...

Житие князя Михаила Ярославича Тверского, написанное архимандритом Желтикова монастыря Макарием (Петровичем) Подготовка текста и комментарии С.А. Семячко Житие и страдание святаго благовернаго князя Михаила Ярославича тферскаго чудотворца, сочиненное в Тфери 1765 года тферской семинарии ректором и архимандритом Макарием Печатано в Московской синодальной типографии 1791 года. 1 . Якоже плавающий по морю корабленник, аще и случится ему впасти в зельная обуревания и опасная места, обаче 73 представляя себе других, иже от мореплавания великия получили корысти и богатства, надеждою ободряется и стремительно против неудобств ополчается, тако и нам подобает творити, о любопразднственнии слышателие. Донележе бо есмы в теле, дотоле всех злостраданий, бедствий и печалей, приключающихся нам, неудобно есть избежати; обаче взирающе на мужественныя подвиги святых, иже, доброму последующе предводителю Христу, содеяша правду на земли и достигше к желаемому пристанищу, получиша обещанный им от Бога вечныя славы неувядаемый венец, ополчаемся крепко противу всех врагов и побеждаем о Христе. Блаженный Павел, аще и начисляет беды, яже горестную творят жизнь, обаче присовокупляет, яко за то соблюдается венец жизни. 74 Что убо не предпочтим ли краткой суете житейской целое небо? Аще навыкнути желаеши, чего ради, по преждеписанному, Бог руководствует святых к Небесному Царствию, то слыши Спасителя, глаголющаго, яко нужно есть Царствие и тесный путь к нему предлежит. 75 И яко злато в горниле, искушает огнем страданий любящих его благоутробный Владыка, да тем всему миру изъявит мужественное в святости постоянство их, да даст нам незыблемый христоподражания пример. И да пожившии зде свято вящшее за понесенный крест восприимут воздаяние в будущей жизни, якоже блаженный Павел в послании к евреом учит 76 и якоже сей доблественный страдалец благоверный великий князь Михаил Ярославич доказал то своим примером, о немже предлежит нам настоящее слово. 2 . Егда святый благоверный великий князь Александр Ярославич Невский по четвертом хождении в Орду к Беркалю, 77 татарскому царю, на возвратном пути во граде Городце, облекшися в иноческий чин и схиму, преставися к Богу, 78 тогда общим согласмем возведен бысть по нем на великое княжение Ярослав Ярославич, князь Тферский, яко старейший брат святаго, в лето от спасительнаго промысла 1264. 79 Бысть убо сей двадесять первый великий князь по счислению лет от святаго Владимира, 80 по степени же родства седмый, 81 ибо Ярослав родися от Всеволода Георгиевича Долгорукаго, иже произыде от Владимира Мономаха , сына Всеволода Ярославича, емуже в лето 981 даде начало святый равноапостольный великий князь Владимир Святославич, внук Игоря Рюриковича, 82 российскаго князя из варягов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

За Литургией Его Святейшеству сослужили: митрополит Ювеналий (Поярков) ; митрополит Волоколамский Иларион , председатель Отдела внешних церковных связей ; митрополит Воскресенский Дионисий , управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; митрополит Каширский Феогност , председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству ; митрополит Тверской и Кашинский Амвросий , председатель Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по развитию русского церковного пения ; митрополит Псковский и Порховский Тихон , председатель Патриаршего совета по культуре ; епископ Одинцовский и Красногорский Фома , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Фома , наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры ; протопресвитер Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев , ключарь Храма Христа Спасителя; архимандрит Филарет (Булеков) , заместитель председателя ОВЦС МП; протоиерей Леонид Калинин , председатель Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации Русской Православной Церкви; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; иерей Дионисий Казанцев, секретарь Святейшего Патриарха по Московской области; духовенство г. Москвы. На богослужении присутствовали: заместитель председателя Правительства РФ, председатель государственного Оргкомитета по подготовке и проведению празднования 800-летия со дня рождения благоверного князя Александра Невского Д.Н. Чернышенко; председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по международным делам Л.Э. Слуцкий; председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям, президент Межпарламентской ассамблеи Православия С.А. Гаврилов; директор Департамента культуры, спорта, туризма и национальной политики Правительства РФ Д.В. Молчанов; генеральный директор Уральской горно-металлургической компании, сопредседатель Попечительского совета программы «Александр Невский» Фонда Андрея Первозванного А.А. Козицын; председатель Попечительского совета Фонда Андрея Первозванного В.И. Якунин; председатель Попечительского совета Благотворительного фонда равноапостольного князя Владимира В.Е. Бабий; первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ , заместитель главы Всемирного русского народного собора   А.В. Щипков ; члены государственного Оргкомитета по подготовке и проведению празднования 800-летия со дня рождения благоверного князя Александра Невского.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5870140...

Заборовье. Церковь Петра и Павла. Петропавловская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Село Заборовье ныне Вышневолоцкого района, от Твери 120 верст, от Вышнего Волочка 38 километров. Петропавловская каменная церковь построена в 1788 году с тремя престолами: святых апостолов Петра и Павла, святителя Николая и Рождества Пресвятой Богородицы. В приходе 32 деревни, 594 двора, 2108 мужчин и 2346 женщин, из них 3220 карел. Были построены одиннадцать часовен в деревнях Шемелево, Михайлово, Бухолово, Федоров Двор, Жальцы, Новины, Петрилово, Кузнечиха, Мальково, Гарусово и Елохово.  В селе ранее была деревянная церковь Николая Чудотворца, построенная в начале XVIII века и сгоревшая в 1762 году. В 1768 году по челобитной священника К. Иоаннова и крестьянина из деревни Званково С. Петрова началось строительство кирпичного храма. Из-за нехватки средств, собранных прихожанами, строительство велось с перерывами около 20 лет до 1788 года. В тот год закончили строительство и освятили трапезную с престолом во имя Николая Чудотворца. Работы по строительству храма продолжались до 1799 года. Петропавловская церковь стоит на высоком холме на окраине села Заборовье, построена на валунном фундаменте. Необычное архитектурно-конструктивное решение церкви не встречается более на территории Вышневолоцкого района и позволяет считать здание одним из интереснейших и своеобразных памятников Тверской области. До недавнего времени состояние церкви было аварийное, полностью отсутствовала кровля храма, на сводах были трещины, утрачены завершения колонн. В настоящее время церковь отреставрированна, но само село исчезло, сгорели два последних дома. В 1901 году служили: священник Иван Андреевич Димитровский, 69 лет, на службе с 1862 года, священником с 1878 года; священник Михаил Николаевич Дмитровский, 28 лет, на службе с 1895 года, священником с 1897 года, в 1915 году продолжал службу. Священник Иван Михайлович Некрасов, 27 лет, на службе с 1894 года, священником с 1899 года, в 1915 году продолжал службу, тогда уже было не три, а два священника.

http://sobory.ru/article/?object=10577

Загадки и секреты жития Сергия Радонежского Что же остаётся нам из пространного жития? Отрок, выучившийся грамоте только посредством Божественного дара? Сомневающийся юноша, с детства мечтавший о монашестве, но принявший постриг позднее брата, успевшего и жениться, и похоронить семью? Странный искатель, вместо имевшихся поблизости монастырей удалившийся в лесную чащу? 8 октября, 2018 Что же остаётся нам из пространного жития? Отрок, выучившийся грамоте только посредством Божественного дара? Сомневающийся юноша, с детства мечтавший о монашестве, но принявший постриг позднее брата, успевшего и жениться, и похоронить семью? Странный искатель, вместо имевшихся поблизости монастырей удалившийся в лесную чащу? Для современных почитателей истории XIV век ассоциируется не в последнюю очередь со славной победой русского оружия – Куликовской битвой. Однако для современников это было не так. Хроника непонятного века Советская историография древнерусский XIV век не любила. Для этого времени придумывались сложные названия – что-то вроде «продолжение борьбы с монголо-татарскими завоевателями и начало собирании русских земель вокруг Москвы». «Продолжение», «начало» – ни одного законченного исторического процесса. А, если присмотреться к подробностям, и ни одного постоянного. Да, вроде бы на протяжении всего века московские князья неуклонно увеличивают свои владения, да и претендентов на великокняжеский ярлык теперь меньше, чем столетие назад. Однако в 1360-е, при малолетстве Димитрия Ивановича, знак политического первенства всё же уходит из рук москвичей к суздальцам; позже его удаётся вернуть лишь благодаря активному участию в правлении страной митрополита Алексия. В 1370-е в спор за заветный символ власти включится Михаил Александрович Тверской, а в 1382 Тверское княжество получит самостоятельный статус Великого. На северо-западе на протяжении 1300-х и далее продолжают существовать две феодальные республики – Новгородская и Псковская. На юго-востоке статус великих имели Рязанские князья, в своей политике балансировавшие между Москвой и Ордой.

http://pravmir.ru/mezhdu-vremenem-i-vech...

Закрыть itemscope itemtype="" > В Вознесенском Оршине монастыре 24.04.2009 475 Время на чтение 6 минут Тем, кто бывал в русских монастырях, думаю, хорошо знаком этот рассказ - о процветавшей до революции обители, закрытой большевиками, о сосланных монахах, о долгожданном возрождении в 1990-е, о мерзости запустения на месте некогда «райского сада», о службах в поначалу не отапливаемом храме, где зимой пар шел изо рта (причем именно это время было самым счастливым!), о том, как однажды нечем было заплатить строителям, но по молитве перед монастырской святыней тотчас кто-то приносил ровно требуемую сумму… Все эти истории, повторяющиеся с небольшими вариациями, у нас на глазах становятся Историей с большой буквы, а мы, паломники, ее бытописателями. Под покровом преподобного Савватия Вознесенский Оршин монастырь - один из самых древних на тверской земле. Он был основан как мужской на рубеже XIII-XIV веков. Издревле славился строгостью жизни иноков. У истоков его основания стоял преподобный Савватий Оршинский. О нем рассказывает настоятельница Вознесенского Оршина монастыря игумения Евпраксия: - Преподобный Савватий был современником, а может быть, и учеником преподобного Сергия Радонежского. Стремясь к уединенной жизни, он ископал себе землянку в шести верстах от монастыря (сейчас там находится деревня Савватьево) и жил в ней. Он навещал братию, духовно окормлял ее и снова возвращался в лес. Это место не было поругано в годы гонений. Сейчас там владыкой Ювеналием установлен крест, служатся молебны. И в нашем монастыре есть небольшой деревянный храм преподобного Савватия, так что по сей день мы прибегаем к молитвам преподобного. О былом значении обители свидетельствует тот факт, что на Земский Собор 1613 года, на котором избирался первый русский царь Михаил Федорович Романов, в качестве выборного от Твери был направлен настоятель Оршина монастыря архимандрит Иосиф. В первой половине XVI века в монастыре выстроили величественный собор Вознесения Господня. В XVII веке, во время польско-литовских нашествий, обитель неоднократно подвергалась разорениям, почти все монахи были убиты, храм осквернен. В 1649 году монастырь приписали к Тверскому архиерейскому дому. К началу XX столетия в нем оставалось лишь семь насельников. В феврале 1903 года монастырь преобразовали в женский. Первая игумения, матушка Евдоксия, приехала с восемью сестрами из Воскресенского Новоторжского монастыря. Через десять лет насельниц было около 140, отреставрированы храм, игуменский корпус, возведены кельи. Сестры писали иконы, молились «за вся человеки» по особому чину. В монастырской школе обучались крестьянские дети. Был открыт приемный покой для амбулаторных больных, а во время Первой мировой войны - приют для детей погибших воинов.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Вымирание села является следствием неолиберальной политики Опубликована резолюция конференции «Российская глубинка: свидание с Русью» 18.02.2020 958 Время на чтение 6 минут От редакции. Как сообщалось, 11-12 февраля состоялись традиционные VII Калязинские чтения «Русского собрания» по теме « Российская глубинка: свидание с Русью ». В ней приняли участие: член центрального совета МОО «Русское Собрание», глава Калязинского района Константин Геннадьевич Ильин, председатель МОО «Русское собрание», гл. редактор портала «Русская народная линия» Анатолий Дмитриевич Степанов, настоятель храма свт. Николы на Берсеневке, член Союза писателей России игумен Кирилл (Сахаров) , благочинный Брейтовского округа Ярославской епархии протоиерей Анатолий Денисов, координатор Конгресса работников образования и науки, публицист, член Союза журналистов России ( Москва ) Наталья Яковлевна Лактионова, председатель движения «Народный Собор» Олег Юрьевич Кассин (Москва), помощник главного редактора РНЛ, публицист, общественный деятель Павел Вячеславович Тихомиров , председатель Общества русской культуры Республики Татарстан, председатель Казанского отделения Русского собрания Михаил Юрьевич Щеглов , директор НИЦ «Национальные проблемы образования» ФИРО РАНХиГС (Москва) Ольга Ивановна Артеменко, публицисты и общественные деятели: Мария Андреевна Мономенова , Сергей Николаевич Халин, Дмитрий Иванович Мамонов, Павел Геннадьевич Петин, Леонид Евгеньевич Болотин и другие. Ранее на сайте РНЛ было опубликовано обращение участников Чтений по обсуждению поправок в Конституцию. Принято решение направить обращение Президенту России Владимиру Путину и в Рабочую группу по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию от имени участников конференции. Предлагаем вниманию читателей текст общей резолюции чтений . Мы, члены международной общественной организации «Русское Собрание», провели в городе Калязине Тверской области 11 февраля 2020 года конференцию на тему «Российская глубинка: свидание с Русью».

http://ruskline.ru/news_rl/2020/02/18/vy...

Закрыть itemscope itemtype="" > Оправдан: была самооборона от трех налетчиков Положительный прецедент должен быть распространён на другие резонансные дела 21.09.2021 3885 Время на чтение 5 минут Фото: Из личного архива автора В Тверской области закончился суд над простым парнем Александром Зобенковым, который, обороняясь, «порезал» трех налетчиков. Конфликт в селе Михайловское в Калининском районе произошёл 2 мая 2020 года. Фабула ситуации, приведшей к конфликту, малоинтересна и поражает несоответствием простой бытовой ссоры и тем, что последовало затем – нападение группы лиц с дубинками на семью и дальнейшая самооборона Александра. Почему люди столь озлоблены и простые конфликты, не стоящие и ломаного гроша, доводят до таких трагедий? Ссора семьи Александра возникла с их соседкой из-за её коз, которых облаяла собака приятеля Александра. Женщина позвонила своему сыну, который примчался из Подмосковья, вчетвером со своими пьяными товарищами они пришли на участок Зобенковых, где в том числе были малолетние дети. Как писали в СМИ события развернулись, как в каком-то диком боевике: «Владелица коз по телефону жалуется на соседей своему сыну – Василию Петрову, находящемуся в тот момент в Московской области, тот, недолго думая, берёт себе на подмогу трёх приятелей – Ислама Омарова, Гаджи Турачмагомедова и Мирослава Ордынского и вчетвером, вооружившись битами и черенками от лопат, они отправляются в село Михайловское на разборки». Всё произошло за три минуты. Нападавшие сразу, без слов, набросились на присутствующих на участке семьи Зобенковых. Первым внезапную атаку принял на себя друг семьи Зобенковых – Михаил. На него обрушился шквал ударов, лицо мужчины, по словам очевидцев, превратилось в кровавое месиво, он сразу упал и лежал в лужи крови. Следующими жертвами нападения могли стать хозяева дома и их трёхлетняя дочь. Дети плакали, женщины кричали, а избивавшие не собирались останавливаться. В руки Александра Зобенкова попался нож, которым защищался, как потом оказалось, убив трех нападавших. Четвёртый нападавший – Ислам Омаров успел убежать. Александр Зобенков сам позвонил в полицию и сообщил о случившемся. Александр не находился в алкогольном опьянении.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/09/21/op...

Закрыть itemscope itemtype="" > Первый московский святой 21 декабря/3 января - память Свт. Петра, митр. Московского и всея России чудотворца (1326). 02.01.2019 815 Время на чтение 5 минут Митрополит Петр родился на Волыни (Западная Украина ). В 12 лет ушел в монастырь, где впоследствии был рукоположен в священника. Петр был прекрасным иконописцем, но став священником, искал более глубокой молитвы и попросился на уединенное поселение. Он нашел " пустыню " по себе здесь же, на Волыни, в лесу у реки Рати. Прослышав о его благочестивой жизни, к нему стали приходить другие монахи. Так образовался новый монастырь, где о. Петр стал настоятелем. Случилось так, что в 1301 г. на Волынь приехал тогдашний митрополит Киевский и Всея Руси Максим, и Петр со своей братией подошел к нему под благословение и подарил Максиму икону Божией Матери, которую сам написал. Предполагается, что эта икона сохранилась до сих пор и находится в Успенском соборе. Икона названа по имени автора - Божией Матери " Петровская " . В 1305 г. митрополит Максим умер. Во время служения он перевел свою кафедру из Киева во Владимир и был похоронен в Успенском соборе. Где поныне лежат его мощи. До 1308 г. на Руси не было митрополита: " Церковь овдовела " . Ситуацией решили воспользоваться два великих князя. Великий князь Михаил Тверской (поскольку город Владимир был столицей на момент, когда митрополит перевел свою кафедру) считал: митрополит Максим был во Владимире, здесь умер, здесь похоронен. Следовательно следующий митрополит должен быть из владимирского священства. Таковым себя уже мыслил игумен Геронтий. Взяв икону, которую в свое время Петр подарил митрополиту Максиму, отправился в Константинополь получить благословение занять русскую митрополичью кафедру. В то же самое время великий князь Волынско-Галицкий Юрий счел, что именно Волынско-Галицкая епархия достойна быть самостоятельной митрополией. Решить этот вопрос можно было только в Константинополе. Посланцем стал Петр, которого великий князь считал своим духовным наставником. Он вез письмо-обращение к Патриарху о возведении Волынско-Галицкой епархии в статус митрополии.

http://ruskline.ru/analitika/2019/01/03/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010